Апостол был из иудеев; первая Церковь Христова собиралась из останков Израиля. Апостол знал, что по примеру патриархов и закон Моисеев для размножения позволял патриархальному народу многоженство; и самим священникам доступно было это снисхождение. Поэтому он и повелел, чтобы такой же слабости не позволяли себе священники Церкви Христовой, чтобы в одно и то же время имели не по две и по три, а по одной жене. Чтобы ты не кричал, что это мнение спорное, выслушай и другое толкование: пусть не ты один подчиняешь не произвол закону, а закон произволу. Некоторые натянуто объясняют, что под женами должно разуметь Церкви, а под мужами епископов. Это утверждено и на Никейском Соборе, чтобы епископ от одной Церкви не переходил к другой, чтобы, оставив девственное общение с бедной, не искал объятий более богатой прелюбодеицы. Церкви называются женами епископов потому, что как неправомыслие духовных чад ставится в вину епископу, так и семейная жизнь касается как души, так и тела. Об этих женах говорится у Исаии: Женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный (Ис. 27, 11); и еще: Женщины беспечные! Встаньте, послушайте голоса моего (Ис. 32, 9). В Притчах говорится: Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее (Притч. 31, 10–11); и в другом месте той же книги: Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14, 1). Иэто, говорят, не должно казаться недостойным епископов, когда о Самом Боге написано: Как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев (Иер. 3, 20). Под именем жены, по двусмысленности греческого слова, лучше разуметь супругу. И это толкование, скажешь ты, насильственно и довольно грубо. Дай же писанию простоту свою, чтобы мы не направляли против тебя твоих же правил. Спрошу еще и вот что: кто имел до крещения наложницу и после смерти ее, крестившись, вступил в брак — может сделаться клириком или нет? Ты скажешь, что может, потому что имел наложницу, а не жену.

http://pravoslavie.ru/2750.html

В июле 2008 года в Вашингтоне пройдет очередной конгресс духовенства и мирян Греческой православной архиепископии Америки 11 апреля 2008 г. 19:29 Началась подготовка к XXXIX конгрессу духовенства и мирян Греческой православной архиепископии Америки ( Константинопольский Патриархат ). В нынешнем году девизом конгресса станут слова «Собери Мой народ в дом Мой» — аллюзия на несколько библейских стихов («собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои», Втор 4:10, «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой», Лк 14:23, «если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся», Мф 18:12, «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою», Лук 15:18). Конгресс пройдет с 13 по 18 июля в Marriott Wardman Park Hotel в Вашингтоне. В преддверии конгресса с 11 по 13 июля состоится также конференция Национальной молодежной лиги. В дни конгресса пройдут также заседания Собрания пресвитеров Архиепископии, Национального сестричества матушек, Собрания греческих православных священнослужителей Америки, пребывающих на покое, Национального форума церковных музыкантов, Благотворительного фонда Leadership 100 и Ордена Святого Андрея. «Конгресс пройдет в критическое время, — отметил архиепископ Димитрий, правящий архиерей Греческой архиепископии. Народ, семьи и общины по всей стране (США —  Ред. ) и во всем мире стоят перед серьезными вызовами и нуждаются в любви и служении. Мы соберемся в Вашингтоне для того, чтобы обновить наше призвание как Греческой православной архиепископии Америки, как православных христиан — идти ко всем нуждающимся и вести их домой». «Во-первых, когда в девизе конгресса говорится о «Моем народе», — продолжил иерарх, — тем самым признается значение каждой личности, созданной по образу и подобию Божиему для жизни вечной и единства с Ним. Во-вторых, тем самым констатируется то, что многие люди стремятся обрести духовный дом, где они могут найти истинный мир и надежду и где они могут почувствовать просвещающую и преображающую веру, дающую им абсолютную истину и и присутствие любящего Бога. В третьих, девиз конгресса — это подтверждение нашего призыва обрести потерянных овец, вернуть домой невоцерковленных, помочь остальным обновить узы веры, укрепить единство семьи, возвестить необходимость Благой Вести для новых поколений и ввести всех в духовную гавань Церкви, в благословение богослужения и веры, которые позволяют каждому предвкусить (блага) нашей вечной обители с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/390539.htm...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не все разделяют эти вычисления. Некоторые ученые определяют время жизни патриарха Авраама между 2000–1800 годами. Патриарх Авраам является родоначальником нашей веры: Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры. Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам ( Рим. 4:13,16 . Как Иисус Христос накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами: сотворил всю эту еду из ничего или как-то ещё? иеромонах Иов (Гумеров) Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами ( Исх.16:3 ; 3Цар.17:8–16 ; 4Цар.4:42–44 ). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский ( Ин. 6:4 . Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы( Мф. 14:19 . Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10 . Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим ( Мф. 15:36 . Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отсюда понятно, что отвергая учение Господне о таинстве Причащения, сектанты не слушают Слова Божия и не верят ему. IV. О взаимной связи между Церковию Земной и Небесной 1. О почитании и молитвенном призывании Св. Ангелов Слово « Ангел » – греческое и по переводу на русский язык означает «вестник». Этим именем называются особые бесплотные существа, окружающие Бога, которых Он посылает в мир вестниками Своей воли. Будучи, по выражению св. Апостола, крепостью и силой более людей, Ангелы непрестанно наблюдают за миром, невидимо направляют людей к добру, заботятся о пресечении в мире зла и пороков и являются хранителями людей. Доказательством последнего служит видение, открытое Богом патриарху Иакову. Последний « видел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней » ( Быт.28:12 ). Непрестанное нисхождение, на землю ангелов свидетельствует не о чем ином, как о постоянном наблюдении ангелов над землей. По сказанию книги пророка Даниила, у каждого народа есть свой ангел-хранитель (гл.10:13), а по учению Спасителя, Ангел-хранитель имеется у каждого человека в отдельности. « Смотрите , говорил Христос, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видит лице Отца Моего Небесного » ( Мф.18:10 ) Библия сообщает нам целый ряд свидетельств, из которых ясно открывается благодетельное значение для людей Святых Ангелов. Так они заботятся о нашем безопасном существовании на земле. Достаточно припомнить, как Ангелы вывели праведного Лота из нечестивого города Содома, ( Быт.19 ) и как Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его далеком и опасном путешествии ( Тов.6 ). Св. Псалмопевец Давид в одном из своих псалмов говорит, что человек праведный всегда пребудет в безопасности, так как Господь « Ангелам Своим заповедает (о нем) охранять (его) на всех путях: на рунах понесут (его), да не преткнется о камень ногою (своею)» ( Пс.90:11–12 ) 1 . Евангелист Лука повествует, что когда Спаситель пред Своими крестными страданиями молился и тосковал в саду Гефсиманском то « явился Ему Ангел с небес и укреплял Его » ( Лк.22:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Родословие, приведенное евангелистом Лукой, совпадает именно с греческим, а не с еврейским вариантом родословия (сын Арфаксада – Каинан, а не Сала, как у масоретов ( Лк. 3, 36 ), ( Быт. 10, 24 ). Некоторая часть приведенных выше данных взята не из Писания, а из Предания. С начала пятой главы начинается новый отдел книги Бытия – родословие Адама и других допотопных патриархов. «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил двести тридцать лет, и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа било семьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» ( Быт.5,1–5 ). Священное Писание ясно показывает различие состояний природ у Адама, вышедшего из рук Божиих, и у рожденного после грехопадения Сифа. Если Адам был создан чистым зеркалом, отражающим сияние славы Творца, то сын его был уже образом и подобием не Самого Бога, а уже Его искаженного и испачканного зеркала: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные». Первозданный носил образ Бессмертного, Небесного Бога и сам был бессмертен и лик его сиял небесной жизнью. Но когда он отпал от небес и прилепился к земле, тогда стал, как и сама персть, изменяемым, тленным и смертным, и именно этот образ и подобие Адам передал Сифу и через него всем нам. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15, 49 ). И первым из потомков Адама, кто устремился сам вместе со своими потомками к этой небесной жизни, которую утерял первочеловек, был Сиф. Поэтому и Иисус, сын Сирахов, говорит, что Сиф «прославился между людьми» ( Сир. 49, 18 ). «Прославился» здесь означает то, что он был пронизан славой, энергией Божией. По преданию, «когда Сифу исполнилось 40 лет (5238 г. до Р.Х.), он был восхищен ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

36 гл.: молитва царя Манассии Во 2Пар.33:11–13 читаем: «привел Господь военачальников царя Ассирийского и заковали они Манассию... и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа... и помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его». В той же главе далее в 18 19 ст. читаем: «прочие дела Манассии и молитва его к Богу своему... находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему... описаны в записях Хозая» (т. е. провидцев). Из этих указаний несомненно, что Манассия в плену составил «молитву (евр. )», которая сохранилась до времени писателя Паралипоменон в двух исторических памятниках: Записях царей Израилевых и Записях провидцев. В ныне известном еврейском священном ветхозаветном тексте эта молитва не сохранилась. Но в переводе LXX толковников, по александрийскому кодексу, в латинском (отличном по языку от древне-италийского и от Иеронимовского переводов), в сирском, эфиопском и арабском переводах сохранился гимн с надписанием «Молитва Манассии, царя иудейского». Судя по тесному взаимному сходству этого гимна во всех вышеуказанных переводах, 393 признают исследователи единство оригинала во всех переводах и таким оригиналом признают греческий текст перевода LXX. По его качествам признают, что эта «молитва» и составлена на греческом языке, а потому не может принадлежать Манассии, а выше поцитованные библейские свидетельства послужили лишь поводом к ее составлению и включению в библейские списки перевода LXX и вульгаты, а из них в наши славянский и русский переводы. Содержание обозреваемой Молитвы весьма близко совпадает с повествованием книги Паралипоменон о поводе для нее. Здесь прославляется всемогущество Господа, Его милость к патриархам еврейского народа и ко всем «кающимся» людям. Затем вспоминаются собственные чрезмерные грехи Манассии «паче числа песка морского», сгибающие его выю «многими узами железными». Далее приносится в них искреннее раскаяние, коленопреклоненное, и молитва к Богу о прощении грехов, так как Господь есть «Бог кающихся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

h9 viii) Никон о наказании за нарушение церковной собственности . Так и все те, которые смотрят на Церковь Божию и завидуют ей и говорят, что те слободы были собственностью Патриарха, Митрополитов и монастырей, и мы возьмем их. Они взяли немногое и потеряли гораздо большее, что было их собственное. Они взяли тысячи и потеряли много десятков тысяч через гражданские распри, чуму, войны, разные другия несчастия, которыя невозможно и перечислить» (I, 539–548). Это основной мотив Никона: несоблюдение канонов законодателем влечет за собой несчастие для всего государства. Духовные лица призваны предупреждать об этом и заявлять во всеуслышание, не стесняясь говорить правду и истину и перед лицом царя. Духовные не призваны прибегать к противодействию, а должны поступать так, как поступил священник, когда царь Озия вошел в алтарь воскурить фимиам. Он только предупредил его о недопустимости этого, и, когда царь не послушал, то проказа взошла на его чело. Это было наказание от Бога, Который сказал: «Мне отмщение, Аз воздам». Никон приводит Лyk. XII, 45, 46 : «Если раб тот скажет в сердце своем: не скоро приидет Господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть, пить и напиваться; то приидет господин раба того в тот день, в который он не ожидает, и в час, в который он не ожидает, и разсеет его и подвергнет одной участи с неверными», Никон говорит: «Здесь Господь говорит о дурных слугах, т. е. о нечестивых царях, князьях и судьях, которые, приняв свое призвание, судят по собственной воле, подобно тому, как написанное Уложение показывает их беззаконие по писанному: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб ( Лyk. XIX, 23 ). (I, 386)… Господь сказал ( Лk. XIX, 27 ): «Врагов же Моих, тех, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте их передо Мною». Так поступит Господь с теми, которые отвергли Его Божественные законы и Его суд, в день судный, согласно словам Его: отвергающий Мене и не принимающий Слов Моих имеет судью себе: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Иоанна 12, 48 ). Приведя притчу о хозяине виноградника ( Мф. 21, 33–41 ), Никон спрашивает: понимаете ли вы Божественную притчу? Кто этот хозяин? Сам Господь. Кто виноградари – Израильтяне. Кто слуги? Пророки, к ним посланные, из которых они одного били (Иеремия), другого убили. Что сделал им Господь? Он разрушил этих нечестивых людей, т. е. евреев. И где теперь их царство? Все сделалось согласно словам Пророка. Что сделал Господь с Иродом, когда Он отсек голову Предтече, и с Нероном, который приговорил к смерти Апостолов Петра и Павла, и с другими тиранами? Он уничтожил их и отдал виноградник другим. Так после них многие греческие цари и государи других царств, жившие по заповеди и по канонам Св. Апостолов и Св. Отцов, умерли в мире и сделались наследниками небесного царства. А те, – которые нечестиво их нарушали, погибли в своем нечестии, а царства их преданы опустошению (I, 387).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Быт.18:16 . И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Второго города нет в еврейской Библии, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи ( Быт. 18:20 ). Авраам же пошел с ними, проводить их. Проводить гостя до границ своей земли – это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие. Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры Быт. 18:17 . И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае – мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков ( Иак. 2:23 ) делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют – «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 и др.). Быт.18:18–19 . От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству ( Быт. 12:3, 13:16, 15:5, 17:5–6 ), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований со стороны последнего, состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения – это близость к Господу (по-еврейски – Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, – это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010