Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Киево-Печерская лавра Вид на Дальние пещеры с запада. На переднем плане колокольня, построенная в 1754-1761 г.г. лаврским крепостным С. Ковниром. Фото И.Г. Егудина. Вид из комплекта открыток киевского издательства «Мистецтво», 1964 г. Елена Григорьева 1 июня 1964 Карта и ближайшие объекты В старорусской летописи " Повесть временных лет " есть датированное 1051 г. упоминание про его основание монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некотрые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времён получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»). И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения " Небеси подобная церковь " была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=00330

...В продолжение традиции 1 ноября 2006 г. у Порога Судных Врат состоялось освящение киота с иконой святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, возглавившей Палестинское Общество после гибели Сергия Александровича. За литургией в храме святого Александра Невского впервые вместе молились начальник Русской Духовной Миссии РПЦЗ игумен Андроник, начальник Русской Духовной Миссии МП архимандрит Тихон, игумения Вифанской общины при храме Марии Магдалины матушка Елизавета и множество русских паломников. В настоящее время продолжен и верхний ряд мемориала, оборвавшийся когда-то в начале XX в. Храм Воскресения И мы вновь вступаем на Крестный Путь. Это не просто градостроительный объект, даже не просто историко-литургическая реконструкция, как мы показали выше. Это в известном смысле модель мировой истории. Когда-то, сначала при императрице Елене, потом при крестоносцах, он представлял собой улицу сплошных церквей и часовен. Каждый шаг Иисуса, каждый поворот, отмеченный в Евангелии или в народном предании, был увековечен и освящен особым церковным зданием. Многие из них существуют, как мы видели, и сегодня, но совершенно теряются в тесных шумных улицах старого Иерусалима, ползущих между слепых стен и пестрых лавок... Словом, улица выглядит сегодня, как сказал еще сто лет назад один писатель-паломник, «неукрашенною никакою святыней и незащищенной ни от какой профанации». Но православные паломники всегда проходили по Виа Долороза не как туристы. Шли, повторяя про себя евангельские чтения Страстей Христовых. Шли, опускаясь то и дело на колени – устами коснуться камней, по которым ступала нога Спасителя, священных реликвий истории, высшего из «документов» ее. Шли, чтобы на собственном опыте ощутить тесноту «пути, ведущего к спасению», ибо широкие проспекты – в ад. ...И выходим – к спасению. Неожиданно, из-под сводов и нагромождений – на свет, на площадку, к неузнанным в первый момент средневековым серым порталам... Перед нами храм Гроба Господня. Сначала едва не спотыкаешься о незамеченные, прямо под ногами, величественные базы колонн, поддерживавших когда-то портик храма. Мощеный двор используется в Чистый Четверг греческим православным духовенством для совершения чина «Омовения ног». Эта церемония становится центром самого многолюдного православного церковного действа в Иерусалиме. Народ, собравшийся на богослужение со всего города, не только переполняет площадь, но и буквально висит гроздьями на всех прилегающих крышах, балконах, террасах и карнизах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Киево-Печерская лавра – первый монастырь в Древней Руси Полное наименование собора – Великая церковь Успения Божией Матери, за особое почитание на Руси Богородицы. С возведением этого храма связано множество легенд. По одной из них, константинопольские мастера приехали сюда сами, посланные Богородицей, и привезли с собой святые мощи мучеников и чудотворную икону Успения Богоматери из Влахернского храма, ставшую главной святыней. На рубеже XI–XII вв. к храму пристроили Иоанно-Предтеченскую церковь. С 70х гг. XI в. в Печерском монастыре началось активное строительство, продолжавшееся несколько десятилетий. Помимо Успенского собора здесь были возведены трапезная, братские келии и другие постройки. Строительство прерывалось половецким разорением обители в 1096 г., но вскоре она вновь отстроилась. Тогда весь монастырь огородили высоким частоколом. В 1108 г. была возведена Троицкая надвратная церковь на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, принявшего постриг и ставшего известным как Святоша. Она единственная без особых изменений дошла до нашего времени, лишь позднее преобразившись стилем барокко. Преподобный Феодосий устроил и странноприимный дом, на который отпускалась десятая часть монастырских доходов. Обустроенный монастырский комплекс здесь сложится уже к концу XII в. В новые келии постепенно перемещаются насельники монастыря. А в подземных пещерах позднее станут хоронить усопшую братию, где захоронения будут непрерывно продолжаться более семи веков. Именно от пещер произойдет и название монастыря – Печерский, уже в домонгольские времена ставшего крупнейшим мужским монастырем и получившего статус лавры. Так называли большие монастыри (по-гречески буквально «улица»), имевшие свою многочисленную застройку. В XI–XII вв. монастырскую школу здесь пройдут около двадцати будущих епископов, всю жизнь сохранявших величайшее почтение к своей обители. Лавра постепенно становится значительным духовно-просветительным центром, имеющим огромное влияние на общественно-религиозную жизнь в столице.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Об этой же полноте Иисус говорил Никодиму, когда утверждал, что не мерою дает Бог Духа ( Ин.3:34 ). Полнота духовных даров дается человеку через жизнь в Церкви, символически изображаемой двором для овец, со всех сторон окруженным крепкими стенами. Во-вторых, добрый пастырь полагает жизнь свою за овец. Здесь Иисус прямо говорит о предстоящей Ему смерти и о ее значении для Своих последователей. Он умирает за них, приносит Себя в жертву ради искупления их грехов. Он не боится диавола, но вступает с ним в рукопашный бой. Вся земная жизнь Иисуса сопряжена с борьбой против диавола, начиная от искушения в пустыне, включая многочисленные случаи изгнания бесов и кончая тем временным и кажущимся торжеством диавола, которое обернулось победой над ним: смертью Иисуса на кресте. Он принимает эту смерть добровольно, потому что чувствует Свою ответственность за овец и потому что никто другой не может спасти их от волка. В буквальном переводе с греческого слова Иисуса звучат так: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает душу свою за овец… Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и душу Мою полагаю за овец». Слово ψυχ («душа») в языке Иисуса обычно означает «жизнь» (например, в Мф.16:25 : Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее). Этим и обусловлен выбор слова «жизнь» в русском Синодальном переводе для передачи греческого ψυχ. В-третьих, Иисус знает Своих овец, а они знают Его: глагол γινσκω («знать») функционирует здесь в обоих направлениях, подчеркивая, что путь богопознания – это не улица с односторонним движением: по этому пути человек идет навстречу Богу, а Бог идет навстречу человеку. Знание Иисусом Своих учеников метафорически изображается в образе пастуха, зовущего овец «по имени». На языке Библии имя – не просто кличка: оно отражает внутреннюю суть человека. Звать кого-то по имени – значит проникать в его душу и сердце. В этом основной смысл истории о том, как первозданный Адам нарекал имена животным ( Быт. 2:19–20 ): давая им имена, он проникал в их внутреннюю суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А Эрвин Николаевич Бланк — математик. Сейчас он живет в Германии, ему около ста лет. Он был выходцем из Тбилиси, блестяще образованным, но не менее важно то, что мы видели в нем очень увлекающегося человека, — он интересовался буквально всем. Дом его кишел учениками: в одном углу занимались математики, в другом — шахматисты, в третьем — кто-то еще. Мы с ним готовили к всесоюзным конкурсам разные интересные вещи: помню, карту делали с лампочками — чтобы там все подсвечивалось, загоралось. Дети для него были энергетической подпиткой, и мы тоже тянулись к нему. Кроме того, он серьезно увлекался спортом и нас увлекал за собой: у него во дворе мы занимались настольным теннисом, под его руководством играли в волейбол. Позже он стал тренером женской сборной Казахской ССР по волейболу! Такой феноменальный человек. А в мединституте меня ожидала встреча с мощной плеядой свердловских докторов. Хирургическая школа, терапевтическая школа, мощнейшая рентгенология, школа нейрохирургов — одна из лучших в стране… Василий Иванович Климов, который был у нас ректором,— фронтовик, хирург, удивительная личность. Проректор Виталий Степанович Полканов, с которым я работал в деканате,— человек с уникальными управленческими способностями, именно рядом с ним я прошел свои управленческие университеты. Тут долго можно перечислять: что ни человек, то личность. Офтальмолог Екатерина Михеева Со студентами на заседании научного общества (СНО). Рядом – Христо Тахчиди. 1976 г. Автор фото неизвестен Я родился после Рождества, поэтому меня назвали Христо — Что представляет собой сегодня греческая диаспора в Москве? Чем она живет, как поддерживается взаимодействие с исторической родиной? — Греческая диаспора, как и все остальные, претерпела события лихих 90-х годов. В результате на сегодняшний день мы имеем внутри нее несколько обособленных групп, сложившихся по интересам. Есть Греческий культурный центр, который занимается словесностью и предоставляет возможности изучения языка. У них широко поставлена работа: выписывают из Греции учителей, есть, помимо лингвистического, историко-образовательное, лекционное направление. Кроме них есть группа, которая занимается темой геноцида и всей спецификой понтийской темы. Есть женская группа «Агапе» и некоторые другие.

http://pravmir.ru/hristo-tahchidi-menya-...

Последний по времени святой, в нем упоминаемый, есть св. Иосиф песнопевец 883. Он более, чем все месяцесловы 10 и 11 века, приближается к иерусалимо-константинопольскому месяцеслову. Петербург. Публ. Библиотеки X в Под сим находится в означенной библиотеке месяцеслов (или лучше первое полугодие с 1 сент. по 8 июля – отрывок месяцеслова) с евангельскими чтениями, по письму относимый к X веку. Он имеет памяти не на все дни, впрочем на большую часть дней полугодия. Последний по времени святой в нем есть Никифор, патр. цареградский 826, мощи коего перенесены в Царьград в 846 г. Особенностей имеет не мало. В нем первом Акепсима 4 окт. вместо 7 дек. по гречес. мин., Корнилия19 окт. вместо 13 сент., как и в мстиславовом евангелии, 4 нояб. св. Феодосии (неизвестна), 5 нояб. св. Феодоты (вместо 3 по греч. мин.), 12 нояб.. Матроны (вместо 9); в нем первом 24 нояб. великомуч. Екатерины (а в других древних гречес. она 25), в нем одном пророка Аггея 15 дек. вместо 16, св. Анастасии 24 дек. вместо 22, янв. 4 Хрисанфа и Андрея (последний неизвестен), 15 февр. апост. Тимофея вместо 22 января, 20 февр. Романа и отроков (вероятно, 18 нояб.), 26 февр. св. апостолов Евгола, (Еввула), Нимфа и Аверкия (вместо 28 по мин. гречес. и 22 окт. Аверкия). Нанианский 1-й, X в Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363–365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Евгений 16 декабря 2020, 14:15 Спосибо, батюшка! Очень актуальная тема. Пора перестать закрывать глаза на то, что наши улицы носят имена палачей, чьи руки по локоть в крови народа. Алла 16 декабря 2020, 13:53 Владимир Григорьевич: " Прославление преступников есть преступление и за это нужно судить! " Как хорошо, что не вам решать, кто преступник, а кто нет. Кстати, нет такой статьи в УК, как " прославление преступников " . К слову, отец Андрей ни слова про Ленина не сказал. По всем опросам, большинство граждан России относятся к нему положительно. С чего же вы решили, что имеете право решать за весь народ? Андрей 16 декабря 2020, 13:47 Улицы и площади переименовать технически не сложно, но это только 10 производная от функции духовного состояния местных жителей. Большинству конечно всё равно ибо от той же Тарусы до Москвы около 100 километров и не надо даже говорить где по 5 дней из 7 народ так или иначе трудится. Однако, в общем случае найдутся и сторонники кумачовой тональности, и лица особой пронырливости, и банальные наёмники. Тут премудрость нужна, что бы дровишек не наломать из самых лучших побуждений. Кстати, ведь уже бывали кое-какие нестроения, на расстоянии порядка 1000 километров от Тарусы. Борис 16 декабря 2020, 13:44 Заканчиваю - К Псковскому кремлю нас ведут Советская улица и улица Карла Маркса. Центральная улица древнего Тихвина - улица Карла Маркса. Входим в Задонский монастырь в Задонске через главный вход с улицы Карла Маркса. Центральная улица древнего Суздаля - улица Ленина. От древнего Успенского собора во Владимире смотрим вниз на улицу Урицкого, которая охватывает Владимирский кремль снизу и переходит в улицу Карла Маркса. Центральная улица древнего Мурома - улица Ленина, ее пересекает улица Карла Маркса. Улица Карла Маркса - центральная улица Сусанино, где родился Иван Сусанин. Проезд Ленина охватывает Волоколамский кремль. " Легион имя мне, яко мнози есьмы " Вячеслав 16 декабря 2020, 13:40 " протоиерей Александр Рацун.16 декабря 2020, 10:48 но, мне кажется, что пока в стране будет безбожная власть,( а она пока еще таковая в стране) ,то этот вопрос никогда не решится и решать его нет смысла,много копий поломается и много жизней в том числе.... " А не говорил ли апостол Павел, что вся власть от Бога?

http://pravoslavie.ru/136089.html

Для того, чтобы проиллюстрировать постоянно ощущавшиеся нами последствия замен, переименований советского времени, приведу лишь один очень наглядный пример таких утрат в топонимии Москвы: топонимы, связанные по своему происхождению с православием. Замечу попутно, что возникновение географических наименований по храмам и монастырям одна из давних традиций русской топонимии, и Москва здесь исключением не стала. Зияющие провалы (некоторые, увы, сохранились и до наших дней!) в религиозной топонимии стольного града, замены старых имен на новые, принадлежащие советской мифологии и “новоязу”, суть скорбный упрек всем нам. Большая и Малая Алексеевские улицы, названные по церкви Алексея-митрополита XVII века (Большая и Малая Коммунистические улицы, с 1924 года). Андроньевская площадь по Спасо-Андроникову монастырю с его древнейшим московским собором: он старше кремлевских соборов; вспомним и о том, что в монастыре похоронен Андрей Рублев (площадь Прямикова, 1919 год). Борисоглебский переулок по церкви св. Бориса и Глеба (улица Писемского, с 1962 года; историческое название восстановлено в 1992 году). Улица Варварка по церкви св. Великомученицы Варвары (улица Разина, с 1993 года; историческое название возвращено в 1990 году). Воскресенская площадь по Воскресенским воротам Китай-города (площадь Революции, с 1918 года). Всехсвятская улица по церкви Всех Святых (улица Серафимовича, с 1933 года). Даниловская площадь по Свято-Данилову монастырю (Дубининская улица, с 1922 года). Единоверческие переулки по духовным чинам в старообрядческом (единоверческом) монастыре (Наставнические переулки, с 1922 года). Зачатьевский переулок по Зачатьевскому монастырю (улица Дмитриевского, с 1962 года). Улица Знаменка по церкви Знамения Богородицы (улица Фрунзе, с 1925 года; историческое название восстановлено в 1990 году). Улица Ильинка по Ильинскому монастырю и Ильинским воротам Китай-города (улица Куйбышева, с 1935 года; историческое название восстановлено в 1990 году). Крестовоздвиженский переулок по Воздвиженскому монастырю (переулок Янышева, с 1957 года).

http://pravmir.ru/ekspertnoe-zaklyucheni...

Вячеслав 16 декабря 2020, 13:36 " Мила Сапожникова16 декабря 2020, 10:25 После всех ужасов коммунистического преступного эксперимента над естественной жизнью России остался неубранный гниющий труп химеры. " Вы о чём? Я жил в эти времена, и никакого эксперимента над собой не чувствовал. А чем больше узнаю, тем больше убеждаюсь в правоте коммунистов. А вот над мозгами вашими очень хорошо поработали экспериментаторы... отладили над народами методику и применили. Серафима 16 декабря 2020, 13:25 Ни где-то, а в Сергиевом Посаде, прямо на той площади у Лавры - спиной к Лавре расположен памятнтк преподобноиу Сергию, а спиной к лаврской гостинице, в двухстах шагах от памятника - бюст Ленина(((( Доколе??? Поправьте меня, если там что-то изменилось и Ленина убрали за последний год.. Борис 16 декабря 2020, 13:09 Продолжу, в древний Елец из областного центра въезжаем по улице Карла Маркса, в центре Можайска улицы Каракозова и Желябова, один стрелял в Александра II, другой готовил бомбы которыми его убили. Центральная улица Коломны - улица Октябрьской революции, из Серпухова от снесенного в советское время древнего кремля в Калугу едем по улице Володарского. У Калужского кремля выходим из машины на улице Карла Маркса. Древний Козельск не мог взять Батый, центральная улица древнего Козельска - Большая Советская улица. Центральная улицы Тулы и Рязани - улица Ленина, во многих областных центрах эту улицу переименовали. Центральная улица древнего Кашина - Карла Маркса, на ней и собор с Анной Кашинской. Борис 16 декабря 2020, 12:52 Центральные улицы всех древних русских городов носят имена марксов, лениных, энгельсов, люксебург, володарских, урицких. Что это такое. Храм на крови в Екатеринбурге, на месте убиения Царственных страстотерпцев стоит сегодня на пересечении улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин! Через центр Переславля-Залесского к Никитскому монастырю едем по улице Урицкого. Тоже улицу Урицкого пересекаем подъезжая к Спасо-Яковлеву монастырю в Ростове Великом, к Аврамиевому монастырю едем по улице Желябовской. К церкви Ильи Пророка в в центре Ярославле нас ведут улицы Кирова и Нахимсона. Центральная улица Малоярославца - улица Ленина, центральная улица древнего Данкова - улица Карла Маркса

http://pravoslavie.ru/136089.html

Воскресная школа, приход во имя Святого мученика Иоанна Воина Адрес: Самара, улица Рижская, 7 Тел.: 8 (846) 330–14-35 Воскресная школа, Покровский кафедральный собор Адрес: Самара, улица Ленинская, 75г Тел.: 8 (846) 333–25-15 «Детский епархиальный образовательный центр» в г. Самаре http://fond63.ru/ Воскресная школа при Благовещенском храме  г. Саянска http://sayansk-eparchy.ru Воскресная школа при Свято-Никольском храме в  г. Тулун Саянской епархии http://nikola-tulun.cerkov.ru Воскресные школы в г. Тамбове http://www.eparhia-tmb.ru Воскресные школы г. Уфы Воскресная школа при Андреевском храме Адрес: Уфа, улица Дюртюлинская, 9 Тел.: 8 (347) 275–21-12 Воскресная школа при Богородице-Уфимском храме Адрес: Уфа, улица Ферина, 15 Тел.: 8 (347) 238–88-44, 8 (347) 238–97-75 Воскресная школа при Крестовоздвиженском храме Адрес: Уфа, улица Лесопильная, 2 Тел.: 8 (347) 250–59-31 Воскресная школа при Покровском храме Адрес: Уфа, улица Мингажева, 4 Тел.: 8 (927) 332–84-16, 8 (347) 273–51-07 Церковно-приходские воскресные школы для детей в Удмуртии http://www.udmeparhia.ru; http://izhoroik.ortox.ru Воскресные школы Ханты-Мансийской епархии http://ugraeparhia.ru Воскресные школы г. Челябинска Воскресная школа Свято-Симеоновского собора http://sobor-chel.ru Воскресная школа, Храм Святой Троицы Адрес: Челябинск, улица Кирова, 60а Воскресная школа, Храм в честь Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Адрес: Челябинск, улица Фестивальная, 1а Воскресная школа, Храм в честь святителя Василия Великого Адрес: Челябинск, проспект Ленина, 6 Воскресная школа, Храм в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца Адрес: Челябинск, улица Жукова, 26 Воскресная школа при Храме Воскресения Христова  в г. Чебоксары http://www.voskreska.ru/ Воскресные школы Читинского благочиния Читинской и Краснокаменской епархии http://www.eparhiachita.ru Воскресные школы Краснокаменского благочиния Читинской и Краснокаменской епархии http://www.eparhiachita.ru Воскресная школа при соборе святых апостолов Петра и Павла  Петропавловско-Булаевской епархии (Казахстан)

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010