Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) Преподобные Елисей Радонежский и Максим Грек. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИХМЗ) (род. ранее 1332, Ростов?), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского. Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. Житие не содержит точных дат, поэтому факты биографии Е. восстанавливаются благодаря косвенным сведениям. Согласно Житию, в нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием. В Житии отмечено, что мн. переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго» ( Клосс. 1998. С. 321). По сведениям архим. Леонида (Кавелина) , Е. был похоронен под монастырским Троицким собором ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач.

http://pravenc.ru/text/189859.html

В 1304 г. И. П. м. был принят под покровительство Симонидой, дочерью визант. имп. Андроника II Палеолога и женой серб. кор. Милутина, а ок. 1332 г.- великим доместиком Иоанном Кантакузином (впосл. визант. имп. Иоанн VI Кантакузин). Находящиеся рядом с иконостасом кафоликона большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери «Одигитрия», написанные в 1-й четв. XIV в., являются пожертвованием либо Андроника II, либо Иоанна Кантакузина. В 1307-1308 гг. И. П. м. был разграблен каталонцами, но быстро восстановлен. Еп. Иоаким обеспечил И. П. м. земельными владениями, превратившими недавно основанный мон-рь в один из богатейших в Македонии ( Поляковская. 1967. С. 312-314). В 1321 г. И. П. м. получил статус ставропигиального и патриаршего монастыря, закрепленный простагмой имп. Андроника III Палеолога . Сохранились 6 имп. хрисовулов Андроника II (1309, 1318, 1321) и Андроника III (1321, 1329, 1332), гарантировавших неприкосновенность монастырских владений. Написанный Иоакимом монастырский Типикон, состоящий из 23 глав, предусматривал общежительное устройство. Он запрещал вход в И. П. м. женщинам и пребывание в обители юношей моложе 20 лет. Большую роль в управлении мон-рем играл совет старцев, состоявший из 4 чел. Этот Типикон был утвержден сигиллием К-польского патриарха Исаии (1325). Он сохранился в редакции 1332 г. В 1322-1325 гг., видимо в результате гражданской войны в Византии между Андроником II и его внуком Андроником III, к-рого поддерживал еп. Иоаким, И. П. м. был покинут монахами. В 1332 г. Иоаким оставил Зихнийскую кафедру, удалился в И. П. м. и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался 12 дек. 1333 г. Монастырь стяжал громкую славу, и ему делались богатые пожертвования. Напр., Ипомона, жена сакеллария Георгия Мурмура, в 1339 г. передала И. П. м. небольшую обитель св. Георгия Крионерита близ Серр (восстановлена в 1863); Константин Холевиар в 1342 г.- ц. Продромуди в Серрах (восстановлена в 1819); Ирина Хумнина в 1355 г.- церковь в сел. Фолос с угодьями. Серб. кор. Стефан IV Душан, захвативший в 1345 г. Серры, гарантировал неприкосновенность владений монастыря (селения Моноспита, Лаккос, Кераница, Тополскос, Раховица и др.) и наделил его новыми имениями. Его супруга Елена также покровительствовала И. П. м. После смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Елисавета и, по преданию, нек-рое время жила в И. П. м., в монастырской башне, где построила часовню (не сохр.). В качестве исключения Елена получила право на посещение Св. Горы. Видимо, данное ей разрешение распространялось и на другие мон-ри, где действовал аватон (в т. ч. и на И. П. м.). Деспот Иоанн Углеша (1365-1371) подарил И. П. м. пастбища, к-рые до сих пор носят его имя. Парекклисион свт. Николая Чудотворца (над внутренним экзонартексом кафоликона), в к-ром были похоронены сестра Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери, был украшен фресками по заказу ее мужа Николая Радони.

http://pravenc.ru/text/577916.html

В 1330 г., во время тяжелой болезни, Андроник III завещал власть имп. Анне Савойской, ожидавшей ребенка, при регентстве И. К., что фактически могло устранить династию Палеологов от власти, т. к. было неизвестно, какого пола будет ребенок. Тогда же Феодор Дука Синадин (после И. К. 2-е по влиянию лицо в империи), опасаясь мятежа сторонников Палеологов, заточил Андроника II в мон-рь, чтобы не допустить его возвращения на престол. Там Андроник II скончался 13 февр. 1332 г. Бесчинства тур. пиратов заставили Византию в авг.-сент. 1332 г. образовать морской союз с Венецией и иоаннитами Родоса. 8 марта 1334 г. по инициативе Римского папы Иоанна XXII в Авиньоне было достигнуто соглашение о создании морского антитурецкого союза с участием Венеции, Византии, госпитальеров, Кипра и Папского престола. В этом политическом контексте с новой силой возник вопрос о возобновлении полемики об унии Римско-католической и Восточной Церквей. В 1334 г., несмотря на сопротивление К-польского Свящ. Синода, И. К. добился поставления на К-польский Патриарший престол Иоанна XIV Калеки (1334-1347), входившего в круг приближенных И. К. Антитур. союз распался уже в 1335 г., после захвата генуэзцами визант. Лесбоса. В авг. 1335 г. Андроник и И. К. были вынуждены начать войну против генуэзцев, напав на их крепости на Лесбосе и в Фокее. Поскольку генуэзцы на Лесбосе захватили в плен сыновей тур. эмира Сарухана, И. К. заключил тайный союз с эмирами Саруханом, Хидином и Умуром. Вероятно, в 1337 г., во время совместного похода византийцев и турок против албанцев, на Балканах завязались дружеские отношения между И. К. и Умуром. По просьбе И. К. Умур освободил от дани христ. население Филадельфии (М. Азия). С этого времени в визант. политике становится преобладающей протур. ориентация, делается ставка на союз с Османами и их вассалами. Гражданская война 1341-1347 гг. Поводом к войне явился вопрос об опеке над малолетним имп. Иоанном V Палеологом (род. 1332) после внезапной смерти Андроника III 15 июня 1341 г.

http://pravenc.ru/text/471274.html

в 1331 г. или позже. Попытались они уточнить и то, что мог иметь в виду Епифаний, когда говорил о том, что «княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю». Известно, что опасаясь усиления власти русских князей, хан Узбек в 1328 г. разделил Владимирское великое княжение и дал великокняжеский титул не только Ивану Калите, но и другому князю, участвовавшему в подавлении тверского восстания, – Александру Суздальскому. Лишь после смерти последнего в 1332 г. под управление московского князя перешла и вторая часть великого княжения. Очевидно, именно эти события и нашли отражение на страницах «Жития». Что же касается непосредственно самого Ростова, то экспедиция московских воевод, по их мнению, была вызвана тем, что после смерти Федора правителем Ростова стал Константин. Поскольку Аверкий был, очевидно, наместником последнего, этими действиями ростовский князь пытался закрепить владения брата за собой. Этому воспротивился Калита, который, на взгляд ряда историков, как великий князь владимирский, имел право на выморочные земли. Эта совокупность аргументов заставила их отнести переезд семьи к 1332 г. При этом они обратили внимание на то, что, по Епифанию, одной из причин ухода Кирилла в Радонеж стали «глады хлебные». Оказалось, что за все время княжения Ивана Калиты летописи лишь единственный раз упоминают о голоде – и это тоже 1332 г. 72 Отсюда было сделано предположение, что сын Кирилла покинул Ростов в сравнительно юном возрасте – всего лишь 10 лет от роду 73 . Но и эта датировка переезда семьи Кирилла в Радонеж оказалась под сомнением. Решающий довод против нее заключается в том, что согласно тексту «Жития» укоры матери 12-летнему сыну в излишней набожности относятся еще к ростовскому периоду жизни семьи. Зная, что Сергий Радонежский родился в 1322 г., нетрудно подсчитать, что речь идет о 1334 г., а, следовательно, ранее этой даты семейство Кирилла не покинуло пределов Ростовского княжества 74 . Позднее В. А. Кучкин в своей рецензии косвенно согласился с доводом Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так бывало всегда и во время народного голода. Так, известно, например, римская церковь в половине второго столетия, при епископе Сотерии, отправила обильные пожертвования в разные области, пораженные тогда голодом. Та же римская церковь в половине третьего столетия, при епископе Стефане, точно так же прокормила несколько областей, пострадавших от голода. В четвертом веке в Каппадокии был голод, и, убежденные словом св. Василия Великого , богачи открыли свои житницы для голодающего народа. Около того же времени в Ефесской церкви свирепствовали язва и голод, и, благодаря энергичному слову св. Ефрема, открыты были на общественные, собранные деньги больницы для поражённых язвой и изысканы средства для пропитания голодающих. Антиохийская церковь при св. Иоанне Златоусте пропитывала более 8.000 бедных, голодающих. В пятом столетии константинопольский епископ Аттик отправил обильные жертвы бедствовавшиим тогда христианам церкви Никейской и т. д. В случае крайней нужды, некоторые св. отцы продавали общественную церковную собственность, решались иногда даже распродавать драгоценности церковные, например, сосуды и дорогие облачения, лишь бы ценой вырученных денег избавить бедствующих от мучений голода. Так, например, поступил св. Кирилл во время голода в Иерусалиме, так поступили Акакий, епископ амидский, Деограциан, епископ карфагенский, Амвросий Медиоланский и другие. Например, св. Амвросий писал по этому поводу: «если церковь обладает золотом, то не для того, чтобы удерживать его у себя, но чтобы спасать своих членов во время бедствия. Зачем хранить то, что само по себе не имеет цены; не скажет ли некогда Господь: зачем допустили вы умереть от голода такому множеству бедных? У вас было золото, почему же вы не доставили им хлеба? He лучше ли сохранять сосуды Божии живые, хотя бы и ценою сосудов Божиих бездушных?!» 5 . А Тертуллиан свидетельствует, что было обыкновение в первенствующей христианской церкви: во время народного голода епископы объявляли всеобщий пост для того, чтобы и небогатые люди, сберегая остатки от своих обычных расходов на стол, имели возможность помогать бедствующим 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Приведем прежде всего примеры милосердия телесного. 1. Питание алчущего. Представим несколько образцов благотворительности русских подвижников во время голода. При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем преп. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посыла воз с хлебом в темницу. Преп. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без исключения. Преп. Димитрий Прилуцкий иногда раздавал бедным милостыню тайно от братий, чтобы не вызвать беспокойства среди их, в виду случаев нужды, постигавших самую обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителей обители, принес Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот (рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали от голода и наготы; и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете». Преп. Сергий Радонежский был так милостив к бедным, что жизнеописатель его Епифаний выражается, что «рука его простерта была к требующим, как река многоводная, тихая струями, – что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие». Преп. Кирилл Белозерский во время бесхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что самые торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод, преподобие, напитай и мене, тающего от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е) Св. Дионисий Глушицкий († 1 июня 1427 г.), любя всегда и всем подавать милостыню в обители и даже возбуждая этим иногда ропот среди малодушных из братии, особенно был щедр в раздаче из обители хлеба во время голода, постигшего окрестное население. Когда эконом ставил ему на вид, что запасы обители истощаются, святой игумен отвечал: «Верен Господь Бог, сказавший – не пекитесь о завтрашнем дне; знает Отец Небесный, в чем имеете нужду; Господь велит делать добро, сколько есть сил; и суд без милости – не сотворившему милости». ж) Преп. Кирилл Белоезерский († 9 июня 1427 г.) во время безхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и самые торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевавших по силе благодати Божией. О преп. Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод, преподобие, напитай и мене, тающаго от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки». з) Преп. Михаил Клопский († 11 янв. около 1456 г.), который подвизался в Свято-Троицком монастыре в местности Клопско (близ Новгорода), оказывал великие благотворения окрестному населению во время постигшего его голода. После продолжительной засухи в новгородской стране оказался неурожай, а за ним голод; голодающие бедняки из поселян толпами стекались к монастырю, прося хлеба. Не особенно велики были хлебные запасы и в самом монастыре. Игумен спрашивал братию: «Что нам делать?». Преп. Михаил отвечал: «Господь, семью хлебами насытивший четыре тысячи народа, не оставит и нас, если будем подавать нуждающимся». Когда продолжалась раздача хлеба из запасов монастыря, среди братии поднялся ропот, внушаемый опасением, что сам монастырь останется без хлеба. Но исполнились слова веры, сказанные преп. Михаилом: по милости Божией обитель не оскудела хлебом, в чем скоро уверились игумен и братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Сергий Радонежский необычайно был милостив к бедным. Его жизнеописатель преподобный Епифаний пишет, что «рука его простёрта была к требующим, как река многоводная, тихая струями; что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие». Преподобный Кирилл Белозерский во время безхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и сами торговцы хлебом удивлялись, видя обилие этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод; преподобие, напитай и мене, тающаго от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки». Еще более замечателен своею благотворительностью святой Иосиф (Санин), называемый также Волоколамским или Волоцким. Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время. Одним из видов помощи обители поселянам являлась раздача, по велению игумена, семян для посева, земледельческих орудий и домашнего скота (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи преподобного Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 года население, проживавшего по соседству с монастырём. В отчаянии поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преподобный Иосиф поспешил построить дом для них и сразу принял более 50 человек на содержание. Скоро дом превратился в настоящую странноприимницу с церковью и монастырём при нём, под названием Богородного (потому что в него принимали Бога ради). Здесь находили пристанище и готовую пищу больные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до семисот человек.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010