24. зачем тогда схима? Есть две мысли (коротко) 1. О. Сергий в схиме. Схима – это предельное удаление от мира и непрестанное богообщение - т.е. молитва. Зачем тогда принимать схиму, если участвовать в телепередачах? Я не против участия духовенства в телепередачах, но как это сочетается с великим ангельским образом? 2. Иудеи оооочень мечтали, чтобы Христос выступил против, осудил, встал в оппозицию к языческой и захватнической власти в стране. Он этого не сделал. Хотя именно от Него этого ждали и это, с общей точки зрения было бы очень правильным и логичным.... 23. Ответ на 18, Hyuga: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно. (Евангелие от Матфея, 7:1-4). 22. Ответ на 20, Vladislav: Не понятно, чтоли, что закрытие храмов по всей земле -это была спецоперация, а пандемия -для прикрытия, батюшка сказал о б этом правильно, но не политкорректно По всей земле христианские храмы не закрывали. Очевидный пример - Белоруссия. В США, например, все зависело не только от штата, но и от города. Ну и у нас не все храмы были закрыты. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чувашии возведут морг за 41 миллион: что там будет находиться? В селе в Башкирии ветер сорвал крышу со школы В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/09/ch...

Декабря 4 дня. В моем Подлиннике: «Иоанн Дамаскин: образом сед, борода долгая, на конце раздвоилась; ризы преподобническия. Пиши со благословенною рукою. В левой руке свиток, а в нем написано: О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. Около плат бел». В сборной рукописи гр. Строганова: «сед, борода, как у Евфимия Великаго; риза преподобническая; испод празелень; схима на главе; рукою благословляет, а в левой свиток, а в нем написано: «О Тебе», и проч. Но в Подлиннике г. Долотова прибавлена следующая характеристическая черта: «На голове плат белый: им голова связана, концы назади» – с объяснением: «в Минее пишется: убрусец же, им же бе обвита отсеченная его рука, ношаше на главе своей в воспоминание чудесе оного предивного Пречистыя Богородицы, яже исцели ему отсеченную руку». К особенно резким характеристикам в описании давали повод лица аскетические. Следуя преданию, составитель позднейшего подлинника мастерски обрисовывает эти личности, жертвуя внешней красотой истине подобия и яркой, типической определительности. Например: Января 5 дня. В моем Подлиннике: «Св. Синклитиния: на главе схима, риза преподобническая». В древнем, Толковом подлиннике графа Строганова: «На главе клобук, риза преподобническая, испод санкир с белилом». В подлиннике г. Долотова: «Лице бледно и худощаво, на голове клобук, ризы преподобническия, испод санкир с белилами. В Прологе пишется: «Ибо великому Иову лютыми телесными недугами уподобилась, струпами объята была; язвами и червями все тело ея издолблено и изъедено было». Особенно замечательна, под 9 ч. ноября, своей необыкновенной типичностью, характеристика Феоктисты Лезвианыни: «Волосы белы, лицо черно, от поста только одна кожа да суставы; риза обвита, как на Марии Египетской; в руке свиток, а в нем написано: ныне отпущаеши рабу свою, Владыко, по глаголу твоему с миром. В Прологе пишется: волосы белы, образ почернел, кожа только содержит суставы костей; нагая; одеяние – только некий ловец дал поняву прикрыть женское ея тело. В Минее пишется: сию преподобную Феоктисту увидел некий ловец, и дал ей с себя верхнюю свою одежду, прикрыть наготу телесную; и видел ее стоящую, страшну образом, только подобие человеческое имевшую; не видно в ней было живой плоти, но вся будто мертва; только одне кости, кожею прикрыты; волосы белые, а лицо черно, мало нечто бледновато; очи глубоко впадшия; и весь образ ея таков был, каков образ мертвеца, давно в гробе лежащаго: едва только дышала и тихо говорить могла».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Старец не должен резко смирять живого и эгоистичного юношу, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, в котором бывает много соков, когда у него подрезают много ветвей. Когда твое духовное древо мало и низко растут ветви, прими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени. Деревце мягко связывают травой, а не проволокой, иначе повредится кора и оно засохнет. И ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы он не засох духовно. Духовное чадо не должно давать духовные права никому другому, кроме старца, и говорить мирским свои помыслы, и должно смиряться, иначе оно душевно повредится от людей, которые не ведают великой добродетели смиренномудрия. Плотская брань не помеха юному, который хочет стать монахом: достаточно только не думать о браке. Малым подвигом, постом, бдением и молитвою покоряется плоть духу, конечно, когда имеется смиренное сознание. В то же время юноша сберегает и небесную награду за свой подвиг. Не вступайте в монашество, если ваше сердце целиком не отдано ему, иначе вы потерпите неудачу. Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой. Более чиста схима, принятая в молодом возрасте, пусть она и запылится немного от времени, чем схима пожилого, которую он принял в последние годы и взял ее у Портного чистую и глаженую с собою в гроб. Величайшей молитвой за мир и наших предков является наше духовное преуспеяние, ибо тогда они получают право на Божественную помощь. Не говоря уже о том, что наша молитва обретает дерзновение, и что наши предки чувствуют радость за своих достойных потомков. Между тем от нашей плохой жизни они страдают втройне.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

— Очень рад, что вы возвратились удовлетворенными. И очень желаю, чтоб поездка сия оставила в вас спасительные воспоминания и уроки. Буди все во спасение вам!    Заметили ли вы, что оба Владыки сквозь зубы изъявили свое согласие на ваше посхимление? — Мне это очень бросилось в глаза. Приняв схиму, вы представите им опыт, по которому они должны будут эту нерешительность свою не оправдывать. Вы и у меня подметили эту нерешительность. — И вы неправы. Я уже писал, что, обще рассуждая, не нахожу нужною схиму, но это рассуждение основывалось не на чем-либо с вашей стороны, а вообще на действии схимлений, — внешнем. Когда о. Кассиан удостоверил, что время и должно, я со всею охотою согласился с ним, и писал вам об этом, — и теперь то же говорю: благослови Господи ваше схимление, и дай вам силу явить в себе настоящую схимницу — распятую: ибо на Востоке схима ставрофория — крестоношение. Общая моя мысль о схимлении остается та же; в отношении к вам или в приложении к вам, — согласие мое основывается на доверии о. Кассиану, столько духовной вам пользы доставлявшему, и доставляющему. Но при этом и вам доверяю, что вы можете выдержать требуемый схимою тон жизни, сколько это от вас зависит, ибо главное — все от Господа.    Откуда вы взяли, что я насмехаюсь над вашею схимою?! Ворона в павлиньих перьях, — и капрал в генеральском мундире — не насмешка, — а урок вам, или спасительное напоминание не фанфаронить схимою, а напротив себя ею судить и осуждать, что, вот де перья павлиньи, а сама ворона, или мундир генеральский, а сам капрал. Вы хорошо сделаете, если сделаете, как я писал, напишете на бумаге большими буквами, и будете почитывать. Схима — не подтверждение обетов крещения, а на них новых наложение. Схимник — мертвый, не стремящийся к умертвению, а мертвый. Дал бы Бог вам стать в прежнюю колею. Это вас испытывал или еще и испытывает Господь. Когда на душе осенение благодати, тогда труд не в труд. Извольте доказать, что вы трудиться взялись не ради сластей духовных, а ради покорности воле Божией, во свидетельство чего и теперь терпеливо продолжаете труды сии, не смотря на сухость и охлаждение духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но если служители Церкви не должно ждать на земле суетных наград, а трудиться единственно для славы Божией, то эти поощрения тем не менее имеют значение в деле воспитания детей и мирян вообще. Детей: Дети, наиболее религиозные, послушные и благонравные допускаются до прислуживания в церкви и алтаре. Сделавшие лучшие успехи по катихизису или по Закону Божьему, получают на счет школы или прихода изящно переплетенный молитвенник, с обозначением числа и года, и имени получившего награду. Более частыми наградами могут быть крестики, медальки, иконочки, четки и тому подобные вещички, раздаваемые священником. В школах эти медальки на голубых (или цветных) ленточках вешаются на грудь или через плечо наиболее отличившимся. Более взрослых детей принимают в участие к крестным ходам и процессиям; даются им стихарики, краткие фелони и даже поясы в виде иподиаконских. Записывают их в конгрегации хоругвеносцев или детей Марииных. Взрослые поощряются зачислением в хоругвеносцы, избранием в совет прихода или попечительства, или в старосты; получают благословение и грамоту от епископа, икону от него, четки, бронзовые, серебряные и золотые медальки и грамоты от Патриарха. И наконец, представляются епископом к орденам светским через губернатора, за общественно полезную деятельность. Относительно судопроизводства было сказано подробно в предыдущем отделе. Возраст: для крещения не устанавливается. Для миропомазания требуется вполне сознательный – не менее 7 лет. Для обручения и брака – половая зрелость той и другой стороны, но не менее – 18 мужчине, 16 женщине в северных губерниях 17–15, в средних, 16–14 южных, 15–12 на Кавказе и параллельных широтах. Для обетов монашества: для послушания, вступления в новициат – не менее, чем для брака. Рясофор на 1 год, 20 лет, для женщин 18. Рясофор на 3 года, 21 год, для женщин 19 (возобновляется рясофор, если нет канонического возраста). Малая схима 24 года, для женщин 28 (после лет рясофора). Великая схима 40 лет, для женщин 40. Для посвящения в клирики не менее 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Июня 25 дня. В моем Подлиннике: «Преподобная мученица Феврония: на главе схима, ризы преподобническия, ряска вохра с белилами». В подлиннике г. Долотова: «подобием млада, лицом прекрасна; на голове клобук, ризы на ней – мантия и ряска. Такой была она красоты, что никакому живописцу невозможно написать цветущого благолепия лица ея. Пострадала за Христа, от рождения своего двадцати лет». О красоте ликов Христа и Богоматери приведены в этом подлиннике известные священные предания (под 15 и 16 числами августа). Об архангелах, под 8 числом ноября, сказано: «Архангелы младым образом пишутся, кудреваты, видением благолепны и вельми прекрасны». Даже аскетические типы страдания, убивающего плоть, смягчаются красотою очерков и выражения, во всех тех случаях, где составитель находил к тому повод в самых житиях. Например: Марта 1 дня. В моем Подлиннике: «Преподобная мученица Евдокия: на главе схима лазорь, ризы преподобническия; ряска чернила с белилами; в правой руке крест». Почти также в подлинниках гр. Строганова. Но в подлиннике г. Долотова представляется величественная фигура, в которой красота природы, как светлое воспоминание юности, побеждена строгостию благочестивой жизни в лета преклонной старости; а именно: «подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиренна, телом исхудала от поста и великого воздержания. На голове клобук круглой, лазоревой; в руке крест, другая молебна; мантия темная, а ряска санкир с белилами. В молодости была она такой красоты, что никакому живописцу невозможно было изобразить подобие лица ея». С другой стороны, внешнему благолепию, которое само по себе не составляет еще характера, этот подлинник умел придать индивидуальное выражение, согласно благочестивому образу жизни описываемого лица. Так, например, под 16 числом декабря, в старинных подлинниках Феофания, супруга Льва Премудрого описывается только уподоблением царице Елене; но у г. Долотова читаем полную, прекрасную характеристику, в которой возникает перед нами живая личность: «Подобием, как Елена царица, в порфире, на голове царский венец. В Минее пишется: телом своим к царскому не прилежала украшению; и, хотя извне некоторым благолепием была одеяна, но внутрь, на теле ея, тайно скрывалась острая власяница, которою была томима и умерщвляема плоть ея. Житие ея было постническое; питалась она простым хлебом и сухим зельем. Одр, приготовляемый для нея, был настлан виссоном и украшен златым блещанием; но она спала на худой рогоже, простертой на земле, на острых костях». IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступень православного монашества . Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира . Схима разделяется на малую и великую . Малая схима называется также  мантия , поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени. Малосхимник облачен в параман, рясу, клобук, носит сандалии (см. облачение ). За малой схимой следует великая схима. Ее также называют Великий ангельский образ, что означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом. Чин пострижения в Великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение. При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу. Облачение схимника – ряса, аналав, куколь, мантия, чётки, сандалии. Великосхимник обычно живет в монастыре отдельно. Великосхимник-архиерей должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом). Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением . Схима – не награда за добродетели, а повод к умножению монашеских подвигов. Малая схима: Великая схима: Цитаты о схиме «Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sxima

2. Монашеский постриг как Таинство Церкви Монашеский постриг в современной Русской Православной Церкви существует в трех видах: рясофор, малая схима (или мантия) и великая схима. О рясофоре сказано было выше. Собственно монашеским постригом, с произнесением обетов, является малая и великая схима. Даже беглый взгляд на чинопоследования пострижения в малую и великую схиму показывает, что речь, по сути, идет об одном и том же священнодействии. В последовании великой схимы на 80 процентов повторяются не только молитвы из последования малой схимы, но даже и произносимые постригаемым обеты. Великосхимник фактически вторично произносит те же обеты, которые он уже давал при пострижении в малую схиму. Вопрос о том, как сложились эти два чинопоследования, мы оставляем за рамками настоящего доклада . Скажу лишь о том, что деление на малую и великую схиму не было изначальным и до сего дня не является общепринятым в православной традиции. Преподобный Феодор Студит считал такое деление необоснованным: «Не давай так называемой малой схимы, а потом как бы великой, ибо одна схима, подобно Крещению, как это было в обычае у святых отцов» . Современное афонское монашество не знает малой схимы: послушника постригают сразу в великую схиму. У нас же великая схима — явление весьма редкое: в нее, как правило, постригают лишь престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний. Необходимо ли сложившуюся у нас систему менять, приближая ее к афонской? Полагаю, что нет. И не столько потому, что постриг в великую схиму, на мой взгляд, не прибавляет ничего принципиально нового к ранее совершенному постригу в малую схиму, сколько потому, что малая схима (мантия) является полноценным монашеским постригом, обладающим всеми характеристиками церковного Таинства. Я не оговорился: монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом. Глубоко убежден в том, что постриг является одним из Таинств Церкви. Именно так он именуется в самих текстах последований пострижения в великую и малую схимы, а также Ареопагитском корпусе и в трудах святителя Григория Паламы .

http://patriarchia.ru/db/text/3223822.ht...

Постригом здесь правило называет великий ангельский образ, поскольку, по Вальсамону (толкование на 2-е правило Собора в Святой Софии), в собственном смысле слова постригом является облачение в великую ангельскую схиму. Должно нам знать, что изначально монашеская схима была только одна, великая, как пишет об этом св. Феодор Студит в своем завещании: «Не преподавай кому-либо так называемую малую схиму, а после – великую, потому что монашеский образ один, как и крещение, и потому что так поступали святые отцы» (т. е. преподавали один монашеский образ. Theod. Studit. Testament. 12//PG 99, 1820C). И божественный Григорий Палама в письме иеромонаху Павлу говорит: «Это есть великая монашеская схима. Малой же монашеской схимы отцы не знают, и хотя некоторые из позднейших отцов по видимости разделили схиму на две, однако тем, что они предлагают одни и те же вопросы и ответы, те же обеты как в малой, так и в великой схиме, они вновь устанавливают одну схиму» (Greg. Pal. Ep. ad Paul. Asen. 4//Συγγρμματα. T. 5. Σ. 248). И Симеон Фессалоникийский (гл. 20) говорит, что как крещение только одно, так и монашеский образ один, ибо малая схима – это обручение и начало великой схимы и придумана некоторыми позднейшими отцами по причине немощи (или же и нерадения) людей (Sym. Thessal. Dial, contr. haer. 20//PG 155, 104C). И в Евхологии, как и у Вальсамона (в толковании 2-го правила Собора в Святой Софии), малая схима названа обручением великой. А Иов Амартол в слове «О таинствах» (см.: Хрисанф Иерусалимский. Синтагматион) говорит еще и о третьей схиме: «Монашеская схима восходит от меньшего к совершеннейшему, от так называемой малой схимы, или рясофора, к святой схиме пострига, а от нее уже к так называемой великой ангельской схиме». Подобным образом и в Евхологии три отдельных последования схимы: последование рясофора, малой схимы и великой схимы. И малосхимником в нем называется не рясофорный, как у Иова, но тот, кого у нас обыкновенно именуют ставрофорным, – его Иов выше назвал имеющим схиму пострига.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Благодатное действие схимы он сравнивает с действием крещения. И схима, и крещение возрождают человека, – делают его невинным. Схима есть как бы второе крещение. В одном из поучений т. н. Большого Катихизиса преп. Феодор говорить: Чего я требую, или, – лучше, – чего требует от нас Господь всех и Бог , если не того, чтобы вы хорошо подчинялись и без рассуждения являли послушание даже до крови, чтобы вы нерушимо хранили свое исповедание и обещание (μολογας μν κα διαθσεως), утвержденное и засвидетельствованное пред святыми ангелами. Ибо сами знаете, что изрекали ваши уста, и какие обеты вы давали, с какими словами и обещаниями я постригал каждого из вас, и приводил к Богу и просвещал (φτισα), и как , бы вторым крещением крестил (κα οονε βιττισα τ δετερον βιττισμα τοτο), и облекал в одежду веселия и целомудрия (τν χιτνα τς γαλλισεως κα σωφροσνης), разρешив оставшиеся неразрешенными падения ваши 96 . В другом поучении Большого же Катихизиса читаем: Виновность нашего в болезнях рождения мы сложили сначала в крещении водою и духом, а потом, по великому человеколюбию Божию, во втором крещении покаяния и отречения (ν τ δευτρω τς μετανοας κα ποταγς βαπτσματι), и др. 97 . Обращая внимание на неповторимость таинства крещения, преп. Феодор настаивал на единстве и чина пострижения в монашество. Он допускал в своем монастыре один только чин пострижения и в завещании будущему преемнику своему по управлению Студийской обителью игумену Николаю, особо касаясь постригальной практики, писал: Не давай сначала ту схиму, которую называют малою, а затем великую: одна схима, как и крещение одно. В доказательство правильности такой именно, а не иной практики относительно пострижения в монашество преп. Феодор ссылается на авторитет святых отцов, признававших только лишь эту практику однократного пострижения 98 . XVIII Зная взгляд преп. Феодора Студита на монашество, желательно было бы ознакомиться и с тем чином пострижения, какой практиковался в знаменитой обители Студийской во времена преп.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010