Можно допустить, что в древности церковное благословение преподавалось вступающему на совершеннейший путь жизни особенно, когда он оставлял для этой цели киновию и удалялся в пустыню, что можно было делать только с ведома и разрешения игумена монастыря и его благословения. Вот это благословение игумена и послужило, по-видимому, первоначальным основанием к возникновению чина пострижения в великую схиму. В общецерковную практику этот чин вошел только в начале IX в. Сравнительно позднее его происхождение доказывается сходством его общего порядка и большинства обрядов с порядком и обрядами чина малой схимы. Приступая к изложению истории этого чинопоследования в Греческой Церкви, нужно отметить, что в своем историческом развитии чин великой схимы не претерпел таких больших изменений и не имел таких различий, какие встречаются в истории чинопоследования малой схимы. Появление разных вариантов в чине великой схимы становится заметным начиная с XIII века. Древнейшим из чинопоследований великой схимы является “чин святой и великой схимы”, изложенный в источниках XI в. Может быть, этот чин и есть самый древний из практиковавшихся в Церкви. “С вечера, – говорится в чинопоследовании, – вносятся в алтарь одежды желающего постричься и полагаются на святой Трапезе, на утрени поется канон схимы, а на литургии поются антифоны” 67 . Начало последования, как видим, такое же, как и в современной практике. В рукописях XIII в. перечисляются одежды: хитон, куколь, аналав, паллий (pallium (лат.)), пояс ( ζνη) и сандалии. К одежде полагалась свеча и на Трапезу ставились ножницы 68 . Присвоение куколя и аналава, которые сейчас составляют исключительную принадлежность облачения великосхимников, было введено после того, как великая схима вошла во всеобщее употребление среди монашествующих. В древности куколь составлял принадлежность всех без исключения монахов. Тогда было введено изменение внешнего вида куколя; об этом свидетельствует название, которое куколь сохранил до настоящего времени: “шлем” ( κουκολι) – это название прилагается также и к клобуку малосхимника, и к куколю великосхимника 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вскоре старец узнал, что живущий неподалеку русский монах Макарий тяжело заболел, и отправил Петра к нему на помощь. Отец Макарий лежал в постели. Наступило время трапезы. Петр, прочитав в своей жизни много книг о подвижниках, знал, что многие из них питались обыкновенной травой. Увидев много зеленой травы, незадачливый послушник решил приобщиться к подвигам отцов и сварил себе кушанье из травы, которую нарвал около кельи. Но лишь только проглотил он несколько ложек, как перед ним предстало какое-то страшилище. По бесовскому прельщению показалось Петру, что стоит чудище около двери кельи, хотя в действительности это было окно, за которым была пропасть. Испугавшись страшилища, он бросился бежать в «дверь» и, разбив стекла, упал в пропасть. Как он летел, не помнил, не чувствовал уже ничего. Но, удивительно, что он, упав в пропасть, не разбился, а только повредил себе ноги, оставшись на всю жизнь хромым. Живший высоко на горе русский монах Павел заметил в глубине пропасти лежащего человека и сказал об этом отцу Макарию, который уже недоумевал, куда девался его послушник. Тут они увидели упомянутое варево, и им стало все понятно. Спустившись в пропасть, они на руках окружным путем принесли Петра к Хаджи Георгию. Опытный старец дал Петру выпить сразу три стакана оливкового масла, чтобы остановить действие ядовитого зелья. Но больной сильно ослаб. Старец совершил над ним таинство елеосвящения, но улучшения не было. Тогда с разрешения отца Феофана, у которого Петр был в тот момент послушником, он постриг его в великую схиму с именем Парфений. Над ним прочитали отходную, и старец Хаджи Георгий положил на лицо Парфения икону «Скоропослушницы», которую взял из своего храма. Великая схима, принятая на Афоне, подразумевает, что тело монаха должна принять святогорская земля. Произошло чудо: схимонах Парфений не умер и через два месяца был абсолютно здоров. Икона была передана новому схимонаху, и он до конца своей жизни хранил ее и почитал как чудотворную. Отныне и до самой смерти место схимонаха Парфения было здесь, на афонской земле. Не он выбрал себе дорогу, а Сам Господь поставил его на афонскую стезю. И он стал единственным русским послушником великого старца. Пришлось выучить греческий язык. Постепенно стали приходить и другие русские, которые искали старцев, подобных отцу Георгию. Здесь следует отметить, что в этой келлии был самый суровый на Афоне устав. Масло, вино, рыбу, сыр, яйца здесь не вкушали даже в Пасху. Не обходилось и без искушений. Некоторые старцы обвиняли отца Георгия в том, что многие его молодые послушники умирают, не вынося подобного сверхтяжелого устава 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инок Парфений (Агеев) Двенадцать лет назад я гостил долго на Святой Горе. Все, не только подвижническое, но и, просто сказать, христианское, для меня тогда было как будто ново; но это новое было не в самом деле чем-то новым, но непростительно и легкомысленно забытым; и вот, живя на Афоне, я постепенно опять научился всем сердцем понимать те самые мысли и слова, которые я слыхал давно и знал с детства, но которых истинный смысл был мною пренебрежен и не понят… Монашеские характеры… на Афоне очень разнообразны. Правила и образ жизни, уставы, степени отречения, подчинения и свободы также очень различны… Долго мы дожидались, разместясь в нижней трехэтажной пещере о. Пахомия, где горела лампадка перед иконою Божией Матери, разливая свой тихий свет на мрачные стены сырой пещеры и проливая в душу иной тихий и сладостный свет от Самой Благодатной Игуменьи Афона…. Сдерживая слезы радости, начал я упрекать его, предваряя свидание свое с ним и говоря: «Зачем ты, отче, забрался в такую даль? Мы так утомились, идя сюда, что сил не стало и едва добрались до тебя!» Это я говорил, пока он приближался по тропе ко мне. За плечами у него была торба; одежда на нем была хоть и худенькая, но полномонашеская; под ряскою виднелась ветхая схима, на камилавке толстого сукна накинута худая наметка. Постническое лицо выражало строгость его жизни и невольно производило какое-то благоговейное впечатление. Приняв вину на себя, старец… стал кланяться и просить прощения за утруждение нас. Говорил же это с такой убедительностью, что я уже и пожалел о высказанных вольно словах, видя, как старец искренне испрашивал прощение, будто действительно был виновен. Вот каковы Афонские пустынники, и вот как они живут! Константин Николаевич Леонтьев, философ, церковный писатель с. 180–182] Мы сразу же приложились к главе великомученика Пантелеимона. Нас встретил игумен монастыря схиархимандрит Илиан, из глинских монахов, прозорливый старец. Он подвизался на Святой Горе с 1904 года. Игумен дал мне послушание служить в Покровском храме на церковнославянском языке. А отец Ипполит тогда служил в нижнем, Пантелеимоновом соборе, для греков на греческом….

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Уже начало византийской государственности, выразившее себя в церемонии переноса столицы в «Новый Рим» (и, если угодно, в крещении Константина Великого незадолго до его смерти), — уже это начало отличается от событий, положивших начало другим империям, как символический акт отличается от реального. Там «в начале» были войны и завоевания, здесь — прежде всего церемония. Византийская империя и ее столица на Босфоре — словно ребенок, применительно к которому в счет идет не дата рождения, а дата крещения. Поразительно, что в «этиологической легенде» о начале Константиновой империи, то есть в рассказе Евсевия о видении Константина, речь идет не о чем ином, как о знаке, знамени и знамении: In hoc signo vinces . 2 Нельзя не видеть, что тяготение к эмблематике стимулировалось политическим феноменом раннесредневекового монархизма. Ряд аспектов связи между тем и другим сразу бросается в глаза. Общеизвестно, что придворная жизнь и придворная эстетика времен Константина I и Юстиниана I (явившие собой норму и образец для всего, что было в Средние века «имперским» ) потребовали небывало прочувствованного отношения к инсигниям и регалиям , а также к униформам. Эстетика униформы принципиально схематизирует образ человека: получается схема и схима (по–гречески одно и то же слово остях). Схоларии, составлявшие репрезентативное окружение Юстиниана, поражали взгляд своей великолепной и притом абсолютно единообразной одеждой: белая туника, золотое ожерелье, золотой щит с монограммой Иисуса Христа, золотой шлем с красным султаном и т. д. На противоположном полюсе ранневизантийского общества бедная одежда монахов пустыни тоже представляет собой «схиму»: единообразную «ангельскую» униформу . Наконец, образы Ecclesiae triumphants на мозаиках Равенны тоже отмечены чертой униформированности: ангелы в апсиде Сан–Витале, кортеж святых дев на северной стене Сан–Аполлинаре. Ангелы — это схоларии небесного двора, как святые девы — его придворные дамы. Каждый небесный «чин» (ordo, имеет подобающую ему «схиму». Таков закон иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

О. В. Л. Иконография В греч. руководстве для иконописцев поствизант. времени - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730 - 1733) - описание внешности Л. помещено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. 70). При этом у Л., единственного из аскетов, обозначен возраст, нетипичный для этого вида подвига: «Молод, с короткой раздвоенной бородой», видимо, как отражение того, что святой удалился от мира в юности (Ерминия ДФ. С. 174). В соответствии с чином преподобного Л. изображают в монашеских одеждах - мантии, рясе, в схиме, с куколем. Образ святого встречается в минейных циклах некоторых балканских храмов, напр., в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- погрудно и Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в рост, борода клинообразная, волосы кудрявые с проседью, свиток в левой руке. На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. РНБ. O.I.58. Л. 120 об.) Л. изображен в рост, седовласым, с большими залысинами на лбу, с клиновидной бородой средней длины, на нем коричневого цвета мантия, лиловый подрясник, схима, куколь на плечах, в правой руке держит крест, в опущенной левой - свернутый свиток. В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описание облика Л. включено под 5 июля: «…подобием стар, власы просты, надсед, брада, аки Николина, проста, риза едина ряска, в руках четки» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 381); перед ним следует рекомендация по изображению прп. Афанасия Афонского. В Строгановском подлиннике (1-я четв. XVII в.) по списку С. Т. Большакова память святого отсутствует, под 5 июля приведено описание только прп. Афанасия Афонского ( Большаков. Подлинник иконописный). Изображение Л. не встречается и в иконописных минеях рус. традиции, где под 5 июля представлен образ прп. Афанасия Афонского. В руководстве акад. В. Д. Фартусова, составленном в нач. XX в. «на основании исторических и археологических сведений», описания носят сопоставительно-предположительный характер. Так, о внешности Л., гл. обр. на основании Филимоновского подлинника, сказано: «Старец греческого типа, волосы просты, с проседью, борода невелика, кругла и проста; быв жителем пустыни, он одет был в одну власяницу и ходил босой. В хартии у него можно делать надпись, по житию: От юности постническому житию вдавшийся, и в вертепе пустынном до старости Богоугодно поживший» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 335).

http://pravenc.ru/text/2462591.html

Феодосия издана Яковлевым по пергаменному списку Патерика 1406 года. По «Иконописному Подлиннику»: «преподобный Феодосий подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конец появилась мало космачками маленькими тонкими на двое, ризы преподобническия, багряныя темныя, исподь вохряная, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами». 41. Преподобный Никон игумен, преставися в лето 6596 месяца марта в 23 день Пришел к преп. Антонию в пещеру уже иереем и иноком. Там постригал он приходящих, по назначению преп. Антония. Из любви к безмолвию оставил Киевскую пещеру и стал подвизаться при море Азовском близ Тмутаракани (Тамани). В конце своей жизни Никон возвратился в Киево-Печерскую обитель, где братия вторично предоставила ему игуменство в 1083 году. При нем пришли из Царьграда иконописцы, и греческие купцы привезли мозаику. Ум. 23 марта 1088 года. Мощи в пещере Антониевой. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., март, стр. 110). 42. Преподобный Варлаам игумен, преставися в лето 6000 Сын знаменитого в свое время полководца Яна Вышатича; пришел в пещеру к преп. Антонию и пострижен там преп. Никоном. Переходя в другую пещеру для безмолвия, преп. Антоний поставил его вместо себя начальником братии, жившей еще в пещере. Варлаам устроил над пещерою небольшую деревянную церковь и келлии, но, по воле великого князя Изяслава, в 1057 г. переведен на игуменство в основанный князем Дмитриевский монастырь. Двукратно странствовал на восток и в последнем из этих путешествий (1065 года) скончался в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского. Оттуда мощи его перевезены и почивают в пещере Антониевой, где во имя преп. Варлаама устроена в 1691 году пещерная церковь . Память 19 ноября (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 188). 43. Преподобный Стефан игумен, преставися в лето 6000 Вероятно тот самый, который был преемником в игуменстве преподобного Феодосия и окончательно перевел братию в новый монастырь на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Перед самой смертью, когда должна была душа его с телом разлучиться, подняли легкого будто колосок Сергия с убогого ложа, и причастился он тела и крови Христовой. А когда лег, простер ослабевшие руки к Богу и прошептал: — В руки Твои предаю дух мой, Господи. И разлилось по келье благоухание великое, а лицо Сергия стало светлым, как снег, но не как у мертвых, а как у ангела Божьего. И полетели перед ним к небесам светлые ангелы, отворяя настежь райские двери в вечный покой и свет. И увидел он там все, о чем мечтал на далекой-далекой земле, среди грешных, но любимых им людей… Спустя тридцать лет, во время строительства каменного храма Пресвятой Троицы, были открыты нетленные мощи отца Сергия, после которого церковь канонизировала преподобного как святого. Первое же условие святости требует чудесных видений и совершения чудес. Что и сбывалось неоднократно в невероятной, дивной и сокровенной для нас жизни святого Сергия. Понять эту высшую тайну земными мерками нельзя, но пока будут помнить люди о русских святых, об этих простодушных, седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия с шумом в беспросветной тьме, так что и имени её никто добром не вспомнит, и не разбегутся в разные стороны по всей земле дети ее, кляня и ненавидя друг друга. А для этого, Господи, научи нас всех молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Везде и во всем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Примечания Притвор — место в конце церкви, где по-старому обычаю жен¬щины стояли отдельно, позади мужчин. Печерский — пещерный монастырь. Пост помогает верующим избежать худых помыслов, худых слов и худых дел. Маленький ларец Одигитрия, в переводе с греческого языка означает — Путеводительнида. Волхвы — мудрецы. Ангел по-гречески означает “вестник”. Великий князь Дмитрий — внук князя Ивана Калиты. Схима — самый строгий монашеский чин. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2705  чел. Всего просмотров 66 млн.

http://azbyka.ru/fiction/skoryj-pomoshhn...

Через 10 лет, то есть в 1476 году, старец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в основанной пустыни еще два года. После этого преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию, 17 июля) в конце XV века. Он был погребен в основанной им пустыни. В Иконописном подлиннике образ преподобного описывается под 17 июля: «Подобием сед, брада подоле Сергиевы, власы не с ушей, схима на плечах, в руке лестовка, ризы монашеские». Память преподобного Левкия совершается также 14/27 декабря и 17/30 августа — в день святого мученика Левкия. Филипп Сухонский, преподобный Преподобный Филипп Сухонский был отшельником на Янковской горе, на левом берегу реки Сухоны, в двух верстах от города Устюга. Устюжские жители на месте его подвигов устроили монастырь, чтобы под его руководством учиться иноческой жизни, и в 1654 году построили храм в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя прославленного тогда Московского митрополита Филиппа. Вскоре собрались братия. Преподобный Филипп, не отказывая никому в наставлениях, не принял по своему смирению сана игумена и скончался в обители простым иноком 17 августа 1662 года. Алипий иконописец Печерский, преподобный Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы. При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения иконами святой церкви, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Судьба русского монастыря на Афоне имеет самую высокую занимательность. Несколько раз он подвергался разным переменам, то упадал, то опять приходил в цветущее состояние. В настоящее время число братии простирается до 200 человек разных наций. Между всеми его русскими иноками, особенно был замечателен один, названный в монашестве Аникитою, отложивший все заслуженные почести, славу рода и громкость имени русского князя и сменивший кресты, стоившие патриотической груди его многих трудностей службы Царю и отечеству, на крест иноческого самоотвержения. Жизнь пустынников Афона и природа его стоит внимания. На всей вершине Афона нет ни одного кусточка, ни травки, ни залетной птички. Афон вечный и строгий анахорет, и только несколькими уступами ниже, в грозных трещинах его скал, растет пленительный, так называемый «неувядаемый цвет Божией Матери». С этой строгой природой согласуется и келейная жизнь иноков. Пища их самая умеренная и суровая. Служба церковная продолжается на святой горе очень долго, а особенно в дни торжественные. Она длится иногда двенадцать часов и более. Вот одно любопытное предание, переданное нем автором в его четырнадцатом письме. Во время церковного служения в память Святителя Христова Митрофана, продолжавшегося очень долго, слабый силами и сложением, греческий монах Иларион, живший в русском монастыре, утомленный пением на клиросе, должен был, наконец, не окончив бдения, удалиться в свою келью. В тихом раздумье и жалобах на слабость, по которой он не докончил своего молитвенного подвига в честь русского Святителя, он задремал. Легкий сон успокоил его чувства, и голова невольно склонилась на подушку. В эту самую минуту, Иларион видит пред собою седого старца, в архиерейской мантии и со святительским жезлом в руках; святая схима монаха чернеет на осияваемой небесным Светом главе явившегося, в чертах которого и в одеянии Иларион узнал русского чудотворца. «Вы возлюбили меня, кротко сказал ему по-гречески Святитель Христов Митрофан, и я навсегда буду с вами». Эти слова потрясли невыразимым чувством сердце Илариона; он очнулся, но уже никого не было перед ним. Иларион привязался искренней приязнью к русскому монашескому обществу. Все монахи монастыря русского отличаются высокими подвигами пустынного сподвижничества, и автор очень подробно описывает жизнь многих из них, особенно отца Тихона, о котором упоминает и А. Н. Муравьев в своем путешествии по Валааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из всего сказанного следует, что рясофорные уже не могут сбросить рясу и вступить в брак – да не будет! Как они дерзнут на это, в то время как и власы на голове их пострижены, а это означает, что они отверглись всякого мирского мудрования и посвятили свою жизнь Богу? Как они дерзнут на это, когда с благословения носили монашескую рясу и камилавку (подразумевается так называемый камилавхий, который по традиции в Греческой Церкви носят рясофорные иноки. – Ред), поменяли имя и над ними были прочитаны иереем две молитвы, в которых иерей благодарит Бога за то, что Он «избавил их от суетнаго мирскаго жития и призвал на честное обещание монашеское», и просит Его принять их «во иго Его спасительное»? И если тот, кто только дал обещание стать монахом, пусть и не приняв рясофора, не должен нарушать обещание, но должен исполнять его (см. также примеч. 1 к Василия Велик. 28), по изречению обеты мои Господу исполню (см. Пс. 115:9 ) – то сколь более тот, кто носил рясу? Поэтому и Вальсамон говорит (в толковании на Двукрат. 5), что рясофорный более не имеет права стать мирянином, но следует его принудить исполнить свое первое намерение, т. е. принять совершенную схиму, a если не желает, то подвергнуть наказанию, как предписывает закон в 1-м тит. 4-й кн. «Василик». Смотри также примеч. 2 к Василия Велик. 18, там приведены слова Вальсамона о том же. А ставрофорным малосхимникам и вовсе нет пути назад, т. е. они должны быть столь же строги к себе, как великосхимники, по двум причинам: во-первых, потому, что дали Богу те же и столь же непреложные обещания и обеты, что и великосхимники; во-вторых, потому, что сподобились украситься от Бога теми же одеждами (за исключением трех), что и великосхимники. Притом пусть не измышляют извинения во грехах (см. Пс. 140:4 ), что они не великосхимники и потому не обязаны хранить строго монашеский образ жизни, и пусть не будут нерадивы в стремлении получить и совершенную великую схиму. Как обручение в сравнении с браком несовершенно, так и малая схима несовершенна, поскольку представляет собой обручение великой схимы, как мы сказали, а следовательно, те, кто ее имеют, несовершенны. Пусть обратят внимание и на слова Симеона Фессалоникийского , который говорит (гл. 360): «Те, которые несовершенны в схиме, должны усовершенствоваться, чтобы не умереть несовершенными, без совершеннейшего таинства (τελετς) схимы... и как тот, кто не крещен, не христианин, так и тот, кто не принял совершенной схимы, не монах (имеется в виду – не совершенный монах. – Прп. Н.)» (Sym. Thessal. De ordine sepult. 360//PG 155, 673AB).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010