При чтении нашего современного служебника едва ли можно пробежать не задумываясь одну его статью с несколько необычным заглавием – «Изъявление о некиих исправлениих в служении преждеосвященной литургии»: эта статья излагает порядок двух важнейших действий на литургии преждеосвященных Даров, – великого входа и причащения священнослужителей, – и почему-то она печатается отдельно от стоящих рядом же с ней устава и последования названной службы; заглавие статьи, по-видимому, намекает, что она не принадлежала к первоначальной основе служебника и внесла в отправление литургии преждеосвященных Даров изменения; наконец, в греческих служебниках подобной статьи совсем нет. Исходным пунктом для предписаний «Изъявления» служит мысль, что в св. чаше на литургии преждеосвященных Даров бывает лишь освященное «вложением частицы» святых Таин «вино», но отнюдь не св. Кровь: вино здесь «не пресущественно в Кровь божественную, понеже над ним словеса священие не чтошася, яко бывает в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Соответственно с таким основным взглядом «Изъявление» и предписывает в отличие от обычного порядка полной литургии, за службой преждеосвященных Даров на великом входе, далее при служении иерея с диаконом, нести дискос и потир одному лишь священнику, дискос на голове, а потир с вином – в левой руке, – «диакон же с кадильницей точию предходя, кадит часто»; пред причащением «Изъявление» опускает слова при вложении в потир частицы св. Хлеба и на вливание туда теплоты; на принятие священнослужителями св. Хлеба оно соединяет слова причащения и св. Тела, и св. Крови: наконец, вкушение священнослужителями от потира, по «Изъявлению», должно совершаться молча, причем диакон причащаясь даже совсем не испивает из чаши, это он может делать лишь при потреблении свв. Таин по заамвонной молитве, – так же должен поступать и иерей, служа один без диакона. Мысль, что в потире на литургии преждеосвященных Даров содержится лишь освященное вино, помимо изложенных предписаний, имеющих в виду главным образом священнослужителей, влечет за собой немаловажное ограничение и для мирян: основываясь на «Изъявлении» наши священнослужители отказываются причащать на литургии преждеосвященных Даров маленьких детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Апрель 1 апреля Второй день Пасхи. Вчера, в первый день, за поздней обедней я подвергся большому искушению со стороны диавола и своего ветхого человека и со стороны сослужителя моего, дьячка Преображенского: он не пришел к обедне до сугубой ектении – три раза за ним посылал. А Николай, сторож, казалось, вино нехорошо подал для Таинства. Сильно меня коробила небрежность дьячка о службе; я волновался, смущался, был пленен внутренно. Готов был плакать – слез не было; вопиял ко Господу – но по грехам моим Господь медлил спасать меня, предоставляя меня борьбе со врагом невидимым и со своими страстями. При потреблении Святых Даров, когда я сознал себя виновным в этом волнении и возмущении, и признал, что нужно покрыть любовью проступок брата, могшего произойти от его болезни или другой какой уважительной причины, и во всяком случае для такого праздника нужно покрыть грех брата (простим вся воскресением), а что вино только показалось нехорошим, а в самом деле было очень порядочное, – я был помилован от Господа и – успокоился и возрадовался. Слава Господу Избавителю, Просветителю, Спасителю! (За употребление икры с вечера, хотя и в малом количестве; не надо было есть.) Ночью на второй день едва-едва не случилось прелюбодейное осквернение во сне, – святой Ангел Хранитель разбудил меня и не допустил до осквернения. Благодарю благого Ангела Бога моего, Хранителя моего. Покрывай меня, благая сило, всегда и заступай от всякого греха, ибо хощу сего. Буди. Много во мне горечи и солоноватости страстей – самолюбия, зависти, нетерпения, гнева, раздражительности, злобы, зависти, своенравия, невоздержания, блуда, упрямства; хочу исправлять, врачевать других, как например дьячка, жену и других, а сам в то же время духовно крайне немощен, болезнен, одержим злобою, нечистотою внутреннею, или сердечною. О, как я сам нуждаюсь в снисхождении, в кротости, терпении и долготерпении Господа и добрых людей! 2 апреля Благодарю Господа, сотворившего со мною чудо милосердия Своего и силы Своей вчера во время литургии, когда Иннокентий, прислуживающий в алтаре, поднес к причащению первыми детей сторожа Николая, за разные грешки мною нелюбимого; согрешил я: перенес неприязненное чувство в эту минуту и на детей его, невинных младенцев, но за это тотчас был наказан смятением, теснотою, огнем палящим – а надо было детей до двухсот причастить. Внутри стал я молиться усердно Господу в покаянии, уповая на жертву правды, на пречистые Тело и Кровь Господа, – и вот в чудной Тайне сей я получил после крепкого сердечного вопля оставление грехов, прекращение мучения, тесноты, огня, стыда (моя жизнь), внутреннее изменение, возрождение, обновление, воскресение, спокойствие, радость, простор. И на проскомидии, и в начале, и в продолжении обедни я непрестанно ощущал прилив сил Господних к сердцу моему. Слава Его милосердию и долготерпению Его, животворной, непобедимой силе Его, непобедимой и неисповедимой благости!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отделение VIII.O приготовлении запасных даров и о причащении больных и умирающих Статья 1 Из Учительного Известия. О сосудах, в которых должны быть хранимы запасные дары. О времени и способа, приготовления этих даров. О том, как надо хранит заготовленные св. тайны в надлежащих сосудах. Как священник должен поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров, таковые прижглись или от сырости заплесневели и т.п? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно? Может ли священник содержат запасные дары у себя дома? § 151. Для хранения запасных даров должен быть в каждой церкви непременно особый кивот, иначе называемый гробницею или дарохранительницей, который всегда должен быть устрояем из золота или серебра, или на случай крайней нужды, из олова. Кивот этот всегда должен быть закрыт, с крестом наверху, и кроме престола никогда не должен быть поставляем на другом месте, так, чтобы никакая несвященная рука не могла касаться к нему под смертным грехом и под великой епитимьей, за исключением разве какой либо тяжкой и неотложной необходимости. j § 152. Божественные тайны для причащения больных и умирающих могут быть приготовляемы не только в Великий Четверток, но и в другие дни, в случае какой либо надобности, следующим образом: священник, намеревающийся заготовить запасные дары, должен на определенной литургии вместо одного агнца заготовить два, (как и в великий пост для преждеосвященной литургии (сравн. ниже, отд. IX, § 170), и затем освятить, таковые по обычаю. Когда же наступит определенное время пред причащением св. тайн священник должен аккуратно напоить св. кровью (посредством лжицы) агнец, предназначаемый для запасных даров, и до конца обедни сохранять его на определенном дискосе, или в дарохранительнице, как будет нужно или удобно. Затем самое сушение запасных даров производится так: священник раскрывает антиминс, ставит благоговейно посреди его св. агнец на дискосе и, покадив вокруг престола, совершает подобающий земной поклон пред св. дарами, и раздробляет их на небольшие части, какие обыкновенно назначаются для причащения верующих (Учит. Извест.). При этом раздробление это всего лучше производить непосредственно после обедни, так, чтобы еще не совсем была потреблена св. кровь из чаши. Ибо очень часто может быть так, что не все частицы от раздробленного агнца окажутся напоенными кровью. Тогда таковые надо снова напоить кровью, касаясь их сохранно концом лжицы, омоченной в св. крови, так, чтобы ни одной частицы не было не напоенной св. кровью (Дополнение к Учит. Известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Июль 1881 г. 1 июля После обедни. У Господа милость, и многое у Него избавление [ Пс.129:6 ]. Не знаю, как достойно и плодотворно могу восхвалить и возблагодарить Господа за многочисленные чудные избавления Его от прилогов страстей моих и прилогов бесовских во время утрени, во время молебна водосвятного для Лукина Онуфрия, Козьмы Назарова и Леонтия Неустроева, затем по поводу зова от Ковригиной Параскевы Ивановны к больному в госпиталь Ивану Ковригину (как я на нее разгневался, хотя потом и пошел скрепя сердце; как я шел, каясь; как читал молитвы с крайним борением внутренним, гнушаясь воздухом больничным; как там приклонялся на колени и каялся тайно; как шел дорогой обратно и каялся, борясь с изнеженностью своей плоти и брезгливостью, и как Господь помиловал), затем во время обедни, особенно после великого входа. Благодарю Господа за неосужденное принятие Святых Таин, за препобеждение сопротивных сил, свирепо восставших на меня пред заамвонной молитвой и после отпуста; наконец пред потреблением Святых Даров вышел из борьбы силою Божьею победителем бесчисленных козней вражиих. Слава Господу! (Настоятель отец Павел шептал на ухо о взятом заблаговременно жалованье из Думы за будущее полугодие – четыреста рублей.) После вечерни. Скверные последствия невоздержания моего, бывшего после обедни (о, невнимание! о, плотоугодие! о, неблагодарность пред Богом!), в питье вина виноградного, ядении всяких сладостных яств и в людях и дома, ядение с алчностью палтусины жареной, молоки (в среду), бланманже сливочного, пред вечерней питье лимонаду – оказались в том, что при служении вечерни оказалось парализованным сердце мое (я не мог выговаривать ектении), и мне пришлось много бороться со своими немощами и противными силами, умоляя Господа о помиловании, которое и получил после усиленного покаяния. Когда же строгое воздержание начну? Когда буду уклоняться от пирований? 2 июля Если мир сей имеет временный характер и должен прейти, кончиться и мы должны навеки вечные расстаться со всем, что в нем есть вещественного, тленного, и увидеть другой мир, век нетленный, духовный, бесконечный, несравненно лучший настоящего, то для чего до страсти, до исключительности прилепляемся к вещам нынешнего века и к этому тленному, грубому, страстному нашему телу, которое в конце концов сделается пищей червей, тлением и прахом? Где наш разум, где предусмотрительность, где наша логика, где наведение (аналогия вещей)? Суета сует, – все суета [ Еккл.1:2 ] – вот к какому заключению пришел мудрейший из царей, испытавший суетность всех вещей и удовольствий земных, всех почестей, всякого богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Декабрь 20 декабря 1864 г. Слава избавителю Богу, дивная со мною сотворившему во время ранней литургии (воскресной) и благостно, щедро, быстро, могущественно избавившему меня от козней врага запинателя. Обедню служил весьма хорошо, мирно, громогласно, от души и причастился неосужденно, в мир, радость, веселие и крепость души и тела. Но мгновение нетерпения и озлобления на певцов расстроило мой душевный мир, мою душевную гармонию. Трудно было возвратить ее. Новое причащение при потреблении Святых Даров возвратило мир. А пред образом Владычицы молитву читал смутно, дурно – раскапризничалось сердце: забрался как-то диавол, ловец мой неусыпный. Кем всё существует, живет, благоуправляется, ведется к предназначенной цели? – Сущим, Тем, Который всё создал и всё ведет к известным целям. Итак, вселенная вся с бесчисленным и разнообразным множеством тварей существует и укрепляется Создателем. Как же ты, [будучи разумным существом], поставляешь свою жизнь в зависимость от денег, пищи, питья? Не Творец ли всё это подает? Тот, Который дал тебе жизнь, не подаст ли средств к жизни? Питающий птиц и множество животных не пропитает ли тебя? Зачем веришь нелепому лжецу, обманщику, ругателю, клеветнику, хульнику диаволу? Зачем прилепляешься к праху? Зачем не попираешь деньги, пищу, питье сердечным произволением? Зачем не воздаешь славы Творцу, доселе так щедро тебя питавшему? О, как беспечальны и простосердечны мы должны быть! Как просто надо жить – и как мы лукаво живем! Одно начало, бытие и жизнь всего, одно же начало, бытие, жизнь твоя – Бог. На Промысл Божий надейся, а не на разум свой и не на деньги, не на сласти, не на пищу и питье; верь, что, угощая других, ты сокровиществуешь себе щедрые дары Отца Небесного, питателя всех тварей. Ищите же прежде Царства Божия (в себе) и правды Его (любви к ближнему, как к себе), и это все приложится вам (и не уменьшится) [ Мф. 6, 33 ]. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя [ Ис. 49, 15 ]! Был ли ты хоть один день голоден в жизни? – Нет; а теперь тебе тридцать шесть лет,– так о чем же ты беспокоишься? Скупость, жаление вещественных благ ближнему – одно безумие, одна слепая похоть плоти, одна жадность твоя. Странное дело: что вредно для тебя, что становится часто и пречасто преградою между тобою и Богом, между Богом и ближним, что надо презирать, ни во что вменять, того ты жалеешь другому, из-за того возмущаешься, из-за того делаешься нерасположенным к ближнему. А из-за расточения всего этого ты должен был бы радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Несовременные мысли о современном русском монашестве Совершение же Литургии практически под открытым небом при сорокаградусном морозе, когда служащий священник покрывается инеем и становится похожим на Деда Мороза, не говоря уже о примерзающих к краю чаши губах, при потреблении Святых Даров, оставляют столь неизгладимые впечатления, что редкий из отцов, послуживших там, стремится повторить эти подвиги, чтобы не испортить первое впечатление. 22 января, 2013 Совершение же Литургии практически под открытым небом при сорокаградусном морозе, когда служащий священник покрывается инеем и становится похожим на Деда Мороза, не говоря уже о примерзающих к краю чаши губах, при потреблении Святых Даров, оставляют столь неизгладимые впечатления, что редкий из отцов, послуживших там, стремится повторить эти подвиги, чтобы не испортить первое впечатление. Одна из сестер, стоя на молитве, подумала: а что, батюшка-то может ли прозирать молитвенное настроение молящихся, подобно Сысою Великому? И только что так подумала, вдруг слышит, что отец Петр, как бы отвечая на те сокровенные мысли, внятно говорит: «Бог-то все тот же, что и при Сысое Великом». Жизнеописание священника Петра Иерусалимского. А мне думается, человек… ослаб, от тысячелетней жизни. Вижу это и в молодых и старых. Вроде бы и ест, и спит больше, и работа жилу не тянет, отдыхает опять же. Все ж устал человек, ослаб, и изнежился. И работать, и воевать ему более не в радость. П. Луцик. А. Саморядов. «Окраина». Вычитал как-то в одной умной книге о том, что жизнь в миру сопряжена «с большими трудностями и испытаниями, чем жизнь в монастыре». Мнение это, как мне кажется, является довольно спорным. Все равно, что сказать новобранцам, что на передовой-то они как раз и отдохнут, что под огнем противника самая развеселая жизнь. Конечно, такая мысль может прийти в голову тому, кто со стороны наблюдает те из монастырей, что прошли уже романтическую стадию восстановления монастырского хозяйства, где худо-бедно благоустроены теплые кельи, налажено хорошее питание и населяет их вполне сложившаяся братия. Тому, кто оглядывается на жизнь мирян, ведущих непрестанную борьбу за существование в современном жестоком мире.

http://pravmir.ru/nesvoevremennye-mysli-...

Митрополит Варсонофий призвал священнослужителей не давать повода к хулению Церкви Москва, 6 ноября 2012 г. Митрополит Варсонофий призвал священнослужителей не давать повода к хулению Церкви Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий выступил 30 октября на совете своей епархии и призвал священнослужителей не давать повода к хулению Церкви, в частности, было сказано: «Мы собрались здесь для решения ряда накопившихся проблем, которые в разной степени являются препятствием в достижении главной цели пастырского служения – спасению вверенных нам Господом людей… В последнее время, как вы знаете, в интернете по разным поводам развернута информационная атака на духовенство, иерархов и самого предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, хочу отметить случаи аварий на дорогах с участием священников. Конечно, от аварий на дороге никто не застрахован, в том числе и священнослужитель. От подобных ситуаций всё же хочу вас предостеречь, т.к. случаются они, как правило, неспроста. В епархии имеются случаи, хотя и редкие, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде, как они говорят, после потребления Святых Даров. Возможно, это правда. Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества – священник за рулём после потребления причастия, является таким же пьяным, что и человек после употребление обычного спиртного. Некоторые священники, пытаются этим обстоятельством, как якобы смягчающим вину, прикрываться, выставляя на поругания Святое Таинство Церкви. Вместе с тем ситуация усугубляется личным знакомством таких священников с руководителями, как принято говорить, компетентных органов на местах. Это приводит к потере бдительности и ложной уверенности, что любое нарушение с помощью знакомства можно «замять». Такие «горе-пастыри», вместо использования благоприятной возможности приводить служителей закона к вере, своими беззаконными поступками дают повод к разочарованию в Церкви и её служителях.

http://pravoslavie.ru/57216.html

Московская Патриархия: критика роскоши священников Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника. 1 ноября, 2012 Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий на заседании епархиального совета Саранской епархии подверг жесткой критике роскошь среди священнослужителей. Московская Патриархия раскритиковала роскошь священников В последнее время, как вы знаете, в интернете по разным поводам развернута информационная атака на духовенство, иерархов и самого Предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, хочу отметить случаи аварий на дорогах с участием священников и ещё до окончательного расследования и вынесения судебного решения. Конечно, от аварий на дороге никто не застрахован, в том числе и священнослужитель. От подобных ситуаций всё же хочу вас предостеречь, т.к. случаются они, как правило, неспроста. В епархии имеются случаи, хотя и редкие, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде, как они говорят, после потребления Святых Даров. Возможно, это правда. Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества – священник за рулём после потребления причастия, является таким же пьяным,  что и человек после употребление обычного спиртного. Некоторые священники, пытаются этим обстоятельством, как якобы смягчающим вину, прикрываться, выставляя на поругания Святое Таинство Церкви. Вместе с тем ситуация усугубляется личным знакомством таких священников с руководителями, как принято говорить, компетентных органов на местах. Это приводит к потере бдительности и ложной уверенности, что любое нарушение с помощью знакомства можно «замять». Такие «горе пастыри, вместо использования благоприятной возможности приводить служителей закона к вере, своими беззаконными поступками дают повод к разочарованию в Церкви и её служителях.

http://pravmir.ru/upravdelami-moskovskoj...

Управделами Московской патриархии раскритиковал священников своей епархии за тягу к комфорту и бездеятельность Саранск, 1 ноября 2012 г. Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий устроил разнос клирикам своей епархии. " В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд " , - заявил митрополит на заседании епархиального совета Саранской епархии, передает ИНТЕРФАКС со ссылкой на сайт епархии. Владыка напомнил, что " мы живем не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живет все еще бедно и естественно обращает внимание на быт священника " . " Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще что-либо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться " , - заявил он. Архиерей также обещал подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников " как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми " . " Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих " , - подчеркнул он. По словам митрополита Варсонофия, в епархии имеются случаи, " хотя и редкие " , когда священники садятся за руль в нетрезвом виде - " как они говорят, после потребления Святых Даров " . " Возможно, это правда. Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества священник за рулем после потребления причастия является таким же пьяным, что и человек после употребления обычного спиртного. Некоторые священники пытаются этим обстоятельством как якобы смягчающим вину прикрываться, выставляя на поругания святое Таинство Церкви " , - сказал иерарх.

http://pravoslavie.ru/57145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Предметы Церковного обихода АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений ДИКИРИЙ светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии КАНДИЯ (кандея), церковная утварь в форме чаши или глубокого блюда, используемая в качестве трапезных чаш, колокольчиков или чаш для водоосвящения КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КУПЕЛЬ бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения ЛАДАН смола особых пород дерева, при ее сжигании распространяется ароматный дым; используется в христ. богослужении для каждения ЛЖИЦА в правосл. богослужении один из священных сосудов, используется при причащении мирян и потреблении Св. Даров ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул.

http://pravenc.ru/rubrics/122760.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010