Собрался предстательствовать молитвенно за кого, готовься к духовному сражению. Бойся во всех видах раздражительности». «Враг часто стережет священника во время Святого Причащения чад своих, а также и при целовании святого Креста. Какие козни строит (!), чтобы только нарушить мир душевный священнослужителя. Необходимо творить умную молитву. Господи, помоги!.. И при потреблении Святых Даров зорко смотри, много врагов кругом. Каждодневно понуждать себя молитвой — внутренней, сердечной. Какая благодать от такой молитвы!» «Береги самое дорогое — молитву. Потеряешь молитву — все потеряешь. И свое духовное, личное нарушится, и не сможешь, не в силах будешь и чад своих подкрепить духовно, ибо сам голоден. При настоящей молитве всегда радостно. И не страшно, если и весь мир ополчится, а на душе — спокойно, ибо Христос с тобой. Помни!» (Читал 21/ IV –88г., 5/Х–88 г., 19/ III – 90 г., 17/ II –91 г., 10/XI–94 г. 18/XI–94 г., 24/XII– 94 г.) . «Как страшно за свою холодность, которую часто проявляем на молитве. А что тогда можно сказать о тех, которые там, в храме-то стоят; страшно подумать…» «Не забывай, что такое пастырь! Все ему дороги, и всех он обязан привести к своему Пастырю. Следовательно, непростительно, недопустимо даже, чтобы где-то в тайнике сердечном хранить чувство недовольства, недоброжелательства, тем более выражать сие чувство в поступках». (14/V–86 г., 30/IX–87 г., Читал 21/IV–88 г., 19/ III –90 г., 17/ II –91 г., 18/XI–94 г.) . «Опасно при таинстве святой исповеди умалять достоинство, человеческое и духовное, предстоящих. Какими бы они ни были: холодными, грубыми, не знающими ничего, но все равно это ведь храмы, освященные благодатию Святаго Духа. Храмы запущенные, в грязи и нечистоте находящиеся, и ты, духовник, призван открыть двери души в эти живые храмы. Причем, не рвать дверей, а тихо, с любовью, с кротостию обходиться с ними. Питая к ним пастырскую Христову любовь, надо очень много и душевно часто молиться всегда перед совершением святого таинства покаяния-исповеди. Великое это таинство, это вновь рождение души совершается — освобождение ее от греховных цепей.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

Декабрь 20 декабря 1864 г. Слава избавителю Богу, дивная со мною сотворившему во время ранней литургии (воскресной) и благостно, щедро, быстро, могущественно избавившему меня от козней врага запинателя. Обедню служил весьма хорошо, мирно, громогласно, от души и причастился неосужденно, в мир, радость, веселие и крепость души и тела. Но мгновение нетерпения и озлобления на певцов расстроило мой душевный мир, мою душевную гармонию. Трудно было возвратить ее. Новое причащение при потреблении Святых Даров возвратило мир. А пред образом Владычицы молитву читал смутно, дурно – раскапризничалось сердце: забрался как-то диавол, ловец мой неусыпный. Кем всё существует, живет, благоуправляется, ведется к предназначенной цели? – Сущим, Тем, Который всё создал и всё ведет к известным целям. Итак, вселенная вся с бесчисленным и разнообразным множеством тварей существует и укрепляется Создателем. Как же ты, [будучи разумным существом], поставляешь свою жизнь в зависимость от денег, пищи, питья? Не Творец ли всё это подает? Тот, Который дал тебе жизнь, не подаст ли средств к жизни? Питающий птиц и множество животных не пропитает ли тебя? Зачем веришь нелепому лжецу, обманщику, ругателю, клеветнику, хульнику диаволу? Зачем прилепляешься к праху? Зачем не попираешь деньги, пищу, питье сердечным произволением? Зачем не воздаешь славы Творцу, доселе так щедро тебя питавшему? О, как беспечальны и простосердечны мы должны быть! Как просто надо жить – и как мы лукаво живем! Одно начало, бытие и жизнь всего, одно же начало, бытие, жизнь твоя – Бог. На Промысл Божий надейся, а не на разум свой и не на деньги, не на сласти, не на пищу и питье; верь, что, угощая других, ты сокровиществуешь себе щедрые дары Отца Небесного, питателя всех тварей. Ищите же прежде Царства Божия (в себе) и правды Его (любви к ближнему, как к себе), и это все приложится вам (и не уменьшится) [ Мф. 6, 33 ]. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя [ Ис. 49, 15 ]! Был ли ты хоть один день голоден в жизни? – Нет; а теперь тебе тридцать шесть лет,– так о чем же ты беспокоишься? Скупость, жаление вещественных благ ближнему – одно безумие, одна слепая похоть плоти, одна жадность твоя. Странное дело: что вредно для тебя, что становится часто и пречасто преградою между тобою и Богом, между Богом и ближним, что надо презирать, ни во что вменять, того ты жалеешь другому, из-за того возмущаешься, из-за того делаешься нерасположенным к ближнему. А из-за расточения всего этого ты должен был бы радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Священнику во время исповеди рекомендовалось иногда «погоревать с согрешившим, а потом его утешить». Каждый командир на основании ст. 331 Устава внутренней службы обязан был наблюдать, чтобы все его православные подчиненные ежегодно исповедались, о чем делалась запись в «исповедную ведомость». Это требование имело и свою негативную сторону, так как оно превращало таинство в бюрократический фарс. «Только подлинное покаяние как свободный личный подвиг, основанный на внутренней свободе и вере, способно, согласно православному вероучению, привести к спасению души. Принудительные средства здесь не имеют смысла», - замечает профессор С.Ю. Дивногорцева. После исповеди совершалось таинство Святой Евхаристии. Его воспитательное значение заключалось в том, что оно сплачивало верующих в едином причастии Телу и Крови Иисуса Христа. Это таинство в православии является «таинством таинств». Оно таинственным образом приобщает верующих к божественной сути. Во время причастия верующий должен стать «общником Христовых страданий» через потребление Святых Даров. Без этого причастие безжизненно. Большое значение в воспитании воинов имели проповеди. «При богослужении с предварительного согласия командира священник излагает команде краткие поучения, стараясь, чтобы они были доступны понятиям слушателей и чтобы имели на них благодетельное нравственное влияние», - отмечает А.Б. Григорьев. Длилась проповедь, как правило, не более десяти минут. Во время войны она должна была воодушевлять воинов на победу. Священники старались донести мысль, что нигде в Евангелии не осуждается применение оружия против врага. Ибо сказано в Новом Завете, о начальнике и воине, что он «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» [Рим. 13:4]. В проповедях использовались достаточно интересные педагогические методы. Выбирались наиболее злободневные темы, не допускались прямые обличения военнослужащих. Ибо, «обличения причиняют страдания. Воинам же достаточно и тех страданий, какие они переносят на поле брани.... Нам же надо не обличать и укорять, а умолять, чтобы крепились в добре, сторонились от зла» . «Инструкция о проповедании слова Божия» рекомендовала говорить о грехах в первом лице во множественном числе: «не имеем страха Божия, нет в нас любви ко ближнему, немилосердны есмы, друг друга обидим». Под страхом Божиим здесь понималась боязнь оскорбить Бога, как любящего отца, т.е. страх проистекает из любви к Богу. И в этом отношении этот страх действует на душу благотворно, очищающим образом, а не парализующим волю.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Воскресение. Хочу воздать Господу благодарение за бесчисленные милости Его, явленные мне нынешний день во время утрени и ранней обедни и после панихиды пред потреблением Святых Даров и потом дома. Сколько было уловлений и пленений души моей от врагов бесплотных, от духов злых и нечистых, столько было и избавлений от Господа по молитве покаяния, а уловлений было множество, особенно при чтении Евангелия и тотчас после оного; враг привел меня в смятение при чтении его, и я заспешил, заборзил 105 под конец и счавкал слова чудные, утешительные, неоцененные, животворные, исполненные величайшей любви и снисхождения к нам Господа Иисуса Христа: иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему [ Ин.20:17 ]. Потом пред отпустом и во время оного уловил меня мнительной боязнью, и я сократил донельзя отпуст; потом пред чтением молитвы Христе, Свете истинный, которую, впрочем, всю произнес, помолясь о том Господу предварительно. Смертельное уловление после великого входа было от врага, затем пред возгласом В первых помяни, Господи и после, особенно после панихиды, отпуста которой я не выговорил от диавольской боязни и только последние слова сказал; тяжко особенно было мне это последнее искушение, умертвившее дух мой, но Господь принял покаяние и избавил от смерти греховной. Прочь глупая боязнь! Приди дерзновение непоколебимое! Дома Господь дважды, в десять часов и в один час, избавил от яда плотской любви. Три и три четверти часа вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от мучительства досады и гнева на домашних моих, с коими я ехал на кладбище; из-за собаки жена моя принуждала несколько раз останавливать извозчика, чтобы взять ее, бежавшую за дрожками, а времени было мало – я торопился до вечерни. Я сошел с дрожек и пошел пешком. Потом подъехал извозчик, когда я полверсты прошел, и я сел. Благодарю Господа, избавившего меня ранее сего от движения сердца сладострастного. Господи, помилуй. Мы грешники великие, непрестанно и много согрешающие пред Богом и достойные праведного осуждения, поэтому и взываем часто к Богу, по

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вторник. Исповедую милости Господа державные, явленные во мне ныне до литургии, во время и после литургии; до литургии и во время литургии враг с крайней, адски злою настойчивостью насилием теснил, давил, мучил меня тоской, унынием, уничижением, срамотою (из-за двадцати копеек), но Господь по молитве моей разрушил его козни, отъемля тесноту, скорбь, уныние, срамоту и даруя мир, свободу, дерзновение, важность и величие; особенно чудно и благостно Господь избавил меня от диавольского уныния и тоски малодушной пред чтением молитвы о уничтожении крамолы (из-за двадцати копеек), потом после великого входа, затем после возгласа В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод, после заамвонной и отпуста, после панихиды Кореневым. Перед потреблением Святых Даров и ранее, во время обедни, мне пришлось порядочно поежиться, переминаться. Но слава Богу, не посрамившему меня и чрез меня близких ко мне. Не обстоятельно пишу, надо писать непременно первопричины известных искушений, а не одни только искушения, иначе непонятны будут и самые искушения во время столь высокого служения; вся причина искушений, волнений, теснот, смертей в житейских пристрастиях к лицам известным, к деньгам, к одежде, пище, украшениям и отличиям или в зависти, гордости, злобе и озлоблении, злопамятстве и прочем. Как я покоен, доволен, блажен, когда бываю соединен с Богом, служа Ему чистым сердцем, чуждый всякого пристрастия земного и всякой страсти, и как смущаюсь, беспокоюсь, томлюсь, как недоволен собою, мрачен, связан, раздражен бываю, когда искушусь каким-либо мысленным грехом! Прочь же вся тля земная, хотя и блестящая, тлящая мою бессмертную душу, да буду всецело в Господе всегда. 27 августа Слава Кресту животворящему – пагубе страстей моих, ибо крестом я попираю восстающие на меня бешеные страсти, особенно сладострастие, и во дни и в ночи. Иногда находит на меня страх пожара по соседству с нами домохозяев, у коих во дворе накладены горы дров, но потом думаю: у меня есть крепкий, бодрый, неусыпный страж моего вещественного достояния – Господь мой, Которому я служу (и если только сам не допущу объять себя пламени греховному), и Пречистая Богородица, Которую я непрестанно чту и славлю и к Которой прибегаю всегда, и особенно в напастях, скорбях, болезнях и во всяком обстоянии. Они хранители и стражи мои. Да будет. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О, как тонко, лукаво, быстро, сильно воюет против нас супостат-диавол! Как уловляет и пленяет! Как терзает и мучит! Надо непрестанно бодрствовать и молиться и быть всегда со Христом! После обедни. Нынешняя обедня была для меня временем страшного искушения и мучения: раздражительность самая мелочная и болезненная (например, на Екимовых, молодых барынь, за их кажущуюся холодность и невнимание к служителям алтаря (они были в церкви у обедни)), совершенное омертвение и бессилие сердца по этому поводу; стенание, сокрушение, слезы; потом убийственная для меня обида на дьячка за скорое пение Достойно и праведно есть... и т. д. Новое омертвение претяжкое, новые воздыхания, ужасы, слезы о бедственном состоянии души моей – и это во всю обедню; но особенно усилились искушения мои, когда я вышел на середину церкви для водосвятного молебна; только крепкий сердечный вопль и слезы спасли меня от совершенной срамоты, падения и немоты. После потребления Святых Даров все враги рассеялись как дым и мне стало весьма легко. Слава Богу! (Искушения за пресыщение мое и лакомство.) 3 июля Благодарю Господа за великость милости Его, явленной мне во время служения мною утрени и после нее, за избавление от тяжких, возмутительных, убийственных козней диавольских и за очищение, освящение и укрепление сердца моего, за мирное, сердечное, сладостное, непреткновенное служение, за искреннее, теплое говорение ектении, чтение канонов и пение стихир. На ектении полунощницы враг сломил и уязвил меня, возмутил, убил мою душу, и я обратился к покаянию умиленному, припадая к святому престолу и в надежде душевной лобызая, как бы ласкаясь к Творцу и Спасителю моему, сидящему на нем, и скоро Господь явил мне спасение Свое, особенно после утренних светильничных молитв, читаемых во время шестопсалмия. Еще враг уязвил меня при чтении молитвы Христе, Свете истинный в конце и при говорении отпуста, когда я в боязни неискренно, вяло говорил по действу диавольскому. По окончании службы я опять припал ко Господу, и спасе мя десница Его живоначальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Примечание: «Три крайние персты» – т.е. не три с одного края руки, а с обоих краев. Собственно, крайних перстов два: большой и мизинец. Но когда перстов требуется три, добавляется еще один – ближайший. После причащения Святого Тела священник отирает губкой ладонь руки над дискосом; после него это делает диакон. Затем священник поклоняется (мало) с крестным знамением перед Святой Чашей, произнося «Се паки прихожду…». 14 Практика закладывания одного конца плата за вырез фелони – неудобная, а главное – необдуманно неблагоговейная практика, т.к. при таком способе не закрывается борода, а при больших ее размерах вся она оказывается подостланной под наклоняемый край Чаши, и не плат, как должно, закрывает бороду, а наоборот – борода плат. (Это нужно иметь в виду и при потреблении Святых Даров). Кроме того, затыкается под ворот фелони (и неизбежно соприкасается с шеей) тот край, которым священник сейчас же будет отирать, после принятия Святой Крови, свои уста, а следующий этот же край снова заткнет за свой ворот, по неверно указанному способу, и так далее, до последнего, к которому, при большом количестве служащих, этот край плата дойдет достаточно увлажненным отиранием уст, неомытых еще, и он его также заткнет за ворот… Священник вместе с платом правой рукой берет Святую Чашу, произнося соответствующие слова из Служебника, и причащается из Чаши трижды не отрывая губ, дабы сохранить символическое отображение триединости Божества, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Так по архиерейскому Чиновнику. Но в монастырях и в Лавре произносят всегда: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». По причащении священник тщательно обсасывает губы, усы и край Чаши, отирает платом уста, а потом тот край Чаши, где он причащался, целует его, произносится при этом «Се, прикоснуся…» и т.д. по Служебнику (ставя осторожно Чашу на место), а в конце: «Слава Тебе, Боже» (трижды). Примечание: Усы священнослужителям нужно содержать так, чтобы они ни в коем случае не могли погрузиться в Святую Кровь, тогда не придется их и обсасывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Употреблять для Агнца просфору, из которой изъяты частицы, не разрешается. Если священник, зная о недоброкачественности просфоры, приготовит из нее Агнец и совершит литургию, то он «святотатским грехом согрешит».    Эти же правила он должен соблюдать и в случаях, если в потире не будет вина или воды или они окажутся нечистыми. В таком случае нужно вылить воду или вино в какой-либо чистый сосуд и влить в потир вина с малым количеством воды при произнесении слов «И един от воин копием ребра Ему прободе». Затем со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси», совершает всё тайно по порядку, не произнося лишь совершительных слов и не творя положенных действий над хлебом, если он уже освящен. По совершении Божественной литургии и потреблении Святых даров вылитая из потира вода должна быть снова влита в чашу вместо теплоты, употребляемой для ее очищения, и потреблена. Если перед освящением святой чаши окажется, что в вино не была добавлена вода, это нужно сделать немедленно с произнесением слов: «Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». Если это обнаружится по освящении вина, вода не вливается, а вливается в положенное время теплота.    Если Святые Дары нечаянно пролиты и священнику нечем причащаться, он должен снова налить в потир вина с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: «И абие изыде кровь и вода», и совершить над вином обычное освящение, начав со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя» и прочее, и поступать далее, как сказано выше.    Во всех случаях остановки совершения литургии, во избежание паузы, хор исполняет приличные случаю церковные песнопения. Продолжается Божественная литургия с того же места, на котором была остановлена священником для совершения священнодействий над веществом таинства.    Если священник, совершающий таинство Евхаристии, забыл, произнес он или нет над хлебом и вином слова Господни или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», или совершительные слова «И сотвори убо...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Каюсь Господу, что я опять о злобе домашних моих и сам в злобе на них говорил посторонним лицам, приходившим ко мне, и нарушил тем любовь к ближнему. Прости, Господи! Оставляю на них всякое негодование и злопомнение, считая себя самого повинным всему злу их. Благодарю Тебя, Господи, яко достойно и праведно судил еси мне и племяннику моему пострадать от них грех ради наших, Человеколюбие! Аминь. Слава Тебе, приемлющему малое покаяние мое и разрушающему грехи мои. «Остави нам долги нашя, яко и мы оставляем должником нашим» [ Мф.6:12 ]. Да не вселяю в сердце моего племянника ни малейшей неприязни к тетке его, моей жене, и к свояченице моей и к Анне, служанке злой, да внушаю ему любить врагов, благословлять проклинающих и ругающих, добро творить ненавидящим и молиться за изгоняющих. Буди! 18 июня. Благодарю Господа, обычно помиловавшего меня паче надежды помилованием величайшим, когда я в тесноте греховной воззвал к Нему с искренним покаянием пред литургией в Троицкой кладбищенской церкви. Литургию соборне и первенствуя служил благодатно, умиленно, со слезами многими и многим вдохновением, непреткновенно, победоносно. Также и панихиду и литию (последнюю на могиле). 18 июня. Воскресенье. После ранней обедни в Думской церкви. Пред литургией и во время всей литургии ощущал смятение, скорбь и тесноту в душе сколько вследствие вчерашнего чревоугодия и пресыщения на поминках Ивана Иванова (вчера болела голова после дневного сна), столько же и вследствие сердчания на меня жены моей, с которой я не помирился вечером и которой не отдал вовремя денег кружки и жалованья за полгода). Отдал сегодня утром. Душа моя парализована была жалостно смертию, враг пожирал ее. Впрочем, молитва покаяния от сокрушенного и болезнующего сердца весьма много помогла мне: я чувствовал, как расторгались во мне сети смертные и заклепы адские сокрушились и божественная жизнь воссияла в моем сердце. Но потом враг опять борол тяжко и побеждал на некоторых возгласах (при поминании высочайших особ на великом входе), «В первых помяни, Господи»... на заамвонной молитве и при говорении отпуста. После потребления Святых Даров оживился. Слава Господу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

352). “Видехом Свет Истинный.” Песнопение «Видехом Свет Истинный» обращено к Святой Троице и впервые в круге богослужебного года поется на великой вечерни праздника св. Пятидесятницы на «Господи воззвах». На литургии оно является разъяснением и заключением возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», в котором преподается благословение народу церковному, только что получившему великий дар Тела и Крови Христовых, и потому именуемому достоянием Господа, ибо «увидели Свет истинный, приняли Духа Небесного и обрели веру истинную». Со дня Пасхи до отдания ее, вместо этого песнопения поется тропарь: «Христос Воскресе» однажды. Со дня Вознесения до отдания его, вместо «Видехом Свет Истинный» поется тропарь «Вознесся еси во славе». В субботу же пред Пятидесятницею поется тропарь субботы Троицкой «Глубиною мудрости». Потребление Святых Даров Если священник служит с диаконом, то должен читать молитву на потребление Св. Даров не про себя, а в слух диакону. Священник, совершающий литургию без диакона, должен читать молитву: «Исполнение закона и пророк» по отпусте литургии, не перед престолом, а перед жертвенником, на котором потребляются оставшиеся Св. Таины, т.к. эта молитва надписывается так: «молитва глаголемая, внегда потребити Святая», т.е. молитва, читаемая в то время, когда потребляются Св. Таины» (Ц.В., 1895 г., Если без особенного труда при потреблении Св. Даров отыскиваются частицы Св. Агнца, то их и следует потребить прежде всего. Но не следует смущаться, если и не будет так, потому что потребление Св. Даров не есть в строгом смысле причащение, которого однажды сподобляются служащие литургию в свое время и по указанному чину (Ц.В., 1888 г., Потребление Св. Даров диакон или сам священник должны по возможности выполнять раньше, пока в них сохраняется теплота. Но если нужно, как, например, в зимнее время, то можно при потреблении Св. Даров подливать к ним теплой воды. «По правилу церковному, добавление воды к Св. Тайнам воспрещается лишь при причащении; потребление же Св. Даров не есть причащение, тем более, что при оном вода употребляется для окончательного очищения Св. Потира. Кроме того, в данном случае добавление воды вызывается нуждою, почему и является, по нашему мнению, вполне допустимым. На тот же случай, когда Божественная Кровь замерзнет в Св. Потире, указание дается в «Известии учительном”» (Ц.В., 1898 г.,

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010