– Это же молитва «заамвонная», а не «зааналойная». Даже если посредине постоянно стоит аналой (чего не должно быть), заамвонная молитва читается впереди. §82 . После прочтения ее священник входит в алтарь, таким же образом, целует престол и подошедшему диакону читает молитву на потребление Святых Даров – «Исполнение закона», а в конце благословляет его рукой. Диакон выслушивает молитву у северной стороны Престола, склонив голову, сложив руки как для принятия благословения и положив их на престоле, а затем, перекрестившись и поцеловав престол, идет к жертвеннику для потребления Святых Даров. Примечание 1 (к §§79–82): В Киево-Печерской Лавре – и только в ней – практика такая (начавшаяся, в отдельных случаях, нарушаться не лаврскими священнослужителями (имеется в виду состояние в Лавре после войны в 40-е годы, когда там оказывались монашествующие, не принимавшие в Киево-Печерской Лавре пострига и незнакомые с лаврскими традициями богослужения – изд.), но с наместничеством Нестора строго предписанная всем): по опущении частиц Агнца в Потир, остальные частицы собираются в указанном порядке, т.е. на западной стороне дискоса, как в §76. Затем дискос покрывается звездицей и покровцом и стоит до своего времени. В положенное время дискос дается диакону на главу, который и переносит его на жертвенник. Далее: благословение на потребление Святых Даров диакон получает не у престола, а у жертвенника, к которому и идет для сего очередной по заамвонной молитве (так и по Служебнику – «отшед в предложение, глаголет настоящую молитву»). Затем диакон открывает сосуды и опускает частицы в Потир со словами «Отмый, Господи…», что во всех Служебниках дореформенных (т.е. изданных до 1900-х годов), да и после, например, издание Киево-Печерской Лавры, 1905 г. (переизданное М.1991 – изд.) предписывается делать именно диакону. Наша общая практика создает, с одной стороны, задержку, с другой – спешку. Затем – бессмыслица: диакон несет с честию на главе пустой дискос, а при соборной службе, когда несёт его первый диакон, второй ещё и кадит на этот пустой (повторяю) дискос… Где правильнее, судите сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если все это случится перед освящением Святых Даров, то другой, или и тот же иерей, совершив в дальнейшем полную Литургию, после отнесения на жертвенник Божественных Тайн и потребления их, потребит и оставшиеся хлеб и вино, но не как Тело и Кровь Христову, а как благословленные хлеб и вино. Если иерей во время совершения проскомидии, или совершения Литургии, до Великого входа, будет позван ради смертной нужды, крестить или исповедовать не на далекое расстояние, то оставит на том месте служение и идет быстро туда и, сотворив больному при смерти все необходимое во спасение, возвратится и докончит Божественную службу. В церкви же во время своего отсутствия велит читать Апостол, или псалмы, или каноны, ради пришедших на службу людей. Если же задержится там по нужде и опоздает, то оставит совершение Литургии, а на следующий день утром совершит полностью Литургию и после потребления Святых Даров потребит и оставшиеся от незаконченной Литургии хлеб и вино, как было сказано выше. После же Великого входа и освящения Даров не должен прекращать совершать Литургию, полагаясь на волю Божию о болящем. Если же по этому случаю Святые Дары, освященные или не освященные, за долгим отсутствием священника растлеются, т.е. хлеб заплесневеет и вино станет кислым, так что станут непригодными к потреблению, то священник, взяв их, всыплет в текущую реку. Если иерей литургисав не причастится Божественных Тайн, кроме вышеприведенного случая, то тяжко согрешит и подлежит извержению из сана. Если перед освящением Святых Даров попадет в святую чашу муха, то ее надо вынуть, обвить в бумагу и сжечь. Если же попадет паук, или что-либо ядовитое, то вино должно быть вылито в другой чистый сосуд, а в святую чашу влито другое вино и немного воды, при этом иерей говорит следующие слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие… И так совершит обычно Литургию, после же совершения службы испорченное вино выльет в текущую реку. Если это случится после освящения и иерею страшно или мерзко будет попадшее вместе с Божественной Кровью проглотить, то тогда со всякой осторожностью, чтобы не капнуло никуда от Божественной Крови, должен вынуть попадшее, и трижды вином хорошо вымыть вынутое над другим потиром или чистым сосудом. Вино же это сохранить, а вынутое завернуть в бумагу, или в чистую тряпочку. И после совершения Литургии это попадшее вместе с бумагой или тряпочкой на каменной плите или чистом камне сжечь. Пепел надо вкопать под святой трапезой, или высыпать туда, где бывает умовение рук. Вино же то, которым омывалось попадшее, вылить в текущую реку. Если река находится далеко, то под престол, ископав ямку, где оно не будет попираться ногами.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

преложив Духом Твоим Святым», и будет в недоумении, освящены Святые Дары или нет, не смущаясь этим, он должен тихо произнести положенное, начиная со слов «В нощь, в нюже предаяшеся» с верою, что Святые Дары освящаются, если не освящены.    Если священник перед освящением Даров заболеет и будет не в состоянии окончить службу или скоропостижно умрет, служба остается неоконченной. Если это случится после освященния Даров и в храме найдется другой священник, готовый к причащению Святых Таин, он должен окончить Божественную литургию, начав с того места, на котором она была прервана, и потребить Святые Дары. Если священника нет, то диакон или кто-нибудь из благоговейных мужей должен накрыть Дары покровом, не прикасаясь к ним руками. По прибытии священника совершается новая полная Божественная литургия, с потреблением прежних и вновь освященных даров. Если Дары не были освящены, священник потребляет их по потреблении освященных, и не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино. Если после скоропостижной смерти священника освященные или неосвященные Дары на долгое время останутся непотребленными, закиснут и потребить их будет невозможно, священник должен вылить их в проточную воду или сжечь в храме, а пепел высыпать в непопираемое место.    Если священника, служащего Божественную литургию, позовут напутствовать Святыми Тайнами умирающего или крестить опасно больного младенца, служба может быть приостановлена до великого входа, и во время отсутствия священника для народа читается Апостол, Псалтирь или каноны, а по его возвращении служба заканчивается обычным порядком. Если священник вынужден оставить служение Божественной литургии сразу после совершения проскомидии, а потом почему-либо задержится, то может совсем не совершать ее в этот день, а на другой день после совершения Божественной литургии и потребления Святых Даров должен прежде приготовленные хлеб и вино потребить особо. По великом входе служение литургии остановлено быть не может, и больной оставляется на волю Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Между этими двумя основными течениями существуют еще и промежуточные оттенки второстепенного значения. Литургия Преждеосвященных Даров, конечно, не может существовать в отрыве или вне евхаристической жертвы как самостоятельное «таинство причащения», ибо такового и вообще не существует. Она должна рассматриваться как выделенное в отдельный чин причащение запасными Дарами. Будучи литургически самостоятельной, сакраментально литургия Преждеосвященных Даров принадлежит к предыдущей полной литургии, на которой Святые Дары были «преждеосвящены», есть как бы ее часть и продолжение, а вне этой связи и не может существовать. Однако проблема евхаристического преложения тем самым отнюдь не исключается, она получает здесь лишь особую постановку, благодаря которой вскрываются некоторые новые ее стороны. Это относится преимущественно к тому, что именно бывает с содержанием Святой Чаши на литургии Преждеосвященных Даров. Единогласного ответа на этот вопрос не имеется, но существует, по крайней мере, два разных, доходящих до противоположности, мнения. Согласно первому, с вином в Чаше просто ничего не делается, оно остается таким же, каким оно было и до его употребления в литургии Преждеосвященных Даров; согласно же второму, существо вина изменяется в такой мере, что возможно даже говорить о его преложении, хотя и в своем особенном смысле. Впрочем, даже и в первом случае нельзя говорить о полном отсутствии всякого изменения в вине, хотя и отсутствует преложение, которое было бы осуществляемо соответствующими возглашениями и молитвами или действием. Нечто все-таки совершается, – хотя не словами, но действием: именно в Чашу опускается Святой Агнец, напоенный (или же в иных случаях и не напоенный) Кровию. Как же точнее может быть определено это свершение? Вино в чаше освящается. Как говорится в «Изъявлении», «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществлено в Кровь Божественную». Как же ближе определяется мера этой священности и освящения? Отрицательно тем, что священник или диакон, имеющий по окончании литургии потребить Святые Тайны, после причащения Тела и Крови Христовых, чрез вкушение напоенной частицы, из чаши «да не пиет», так что в этом смысле вино приравнивается всякому иному вкушению, заграждающему собою уста для потребления Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Хор: Тебе, Господи. Священник, наклонив голову, читает тайную молитву Боже единый и благий... и возглашает: Благодатию и щедротами... Хор: Аминь. Священник читает тайную молитву Вонми, Господи... После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, тайно произнося: Боже, очисти мя, грешнаго. Диакон: Вонмем (завеса закрывается до конца). Священник, благоговейно прикасаясь рукой к Святому Агнцу, возглашает: Преждеосвященная святая святым и отлагает воздух и звездицу. Хор поет Един свят... и причастен Вкусите и видите... Диакон входит в алтарь и, став около священника, тихо произносит: Раздроби, владыко, Святый Хлеб. Священник раздробляет Святой Хлеб на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется... и влагает частицу с надписью «IC» в святую чашу, ничего не произнося. Диакон вливает в чашу теплоту. Священник при этом ничего не произносит. Затем священник раздробляет частицу с надписью «ХС», по числу служащих. Священник, обращаясь к диакону, говорит: Диаконе, приступи. Диакон поклоняется, тихо произносит: Се прихожду к безсмертному Царю... и целует святой престол. Священник преподает ему половину частицы с надписью «ХС» со словами: Священнодиакону (имя рек) преподается... Диакон целует руку священника и становится у престола, приклонив голову. Священник берет вторую половину частицы с надписью «ХС», произносит: Честное и пресвятое тело и кровь Господа и Бога... и, приклонив голову, молится: Верую, Господи, и исповедую... Затем священнослужители причащаются «со страхом и всяцем утверждением». Священник, взяв губку, отирает руку, произносит Слава Тебе, Боже (трижды) и полагает губку на антиминсе, затем берет святую чашу с платом обеими руками и пьет из нее, ничего не произнося (если служит один священник, то он не пьет из чаши, не принимает антидор с теплотой и не замывает уста до потребления Святых Даров), отирает платом уста и чашу и поставляет ее на престол, после этого принимает антидор с теплотой, умывает руки и уста и, став немного в стороне, читает благодарственную молитву: Благодарим Тя, Спаса всех Бога... (Диакон пьет из чаши только после потребления Святых Даров после заамвонной молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для удобства и для сохранения дискоса от порезов священник делает это не на дискосе, а на специальной тарелочке (или другом дискосе), для этого предназначенной и хранимой отдельно от прочих тарелочек, (которую вовсе не должны хватать непосвященные алтарники или ещё не весть кто, как это сейчас практикуется – изд.) Если причастников мало, священник может раздроблять на малые частицы не все части « HI» и « КА», а сколько нужно. Оставшиеся же части Агнца разделяет на большие частицы и всё влагает в Чашу. Опускать в Потир частицы следует осторожно, сдвигая их копием с дискоса постепенно, чтобы от падения частиц не плеснула из Чаши Божественная Кровь. Если частиц много (т.е. – большой Агнец), то можно раздроблять и опускать в два-три приема, разделяя чтение тропарей. При опускании частиц в Потир священник читает воскресные песнопения: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О, Пасха велия ». После этого губкой тщательно вытирает копие и тарелочку над Чашей или дискосом, осматривает внимательно антиминс. Примечание 1: Осматривать также следует и поддон Чаши, на который часто попадают крупицы при ссыпании частиц с дискоса. Сразу же после ссыпания частиц в Чашу, следует губкой отереть (кругообразно) края ее, чтобы при покрытии Чаши не прилипли к покровцу мельчайшие частицы, опылившие эти края. Если Чаша имеет фигурные выпуклые украшения, а наипаче – накладные, то диакону, при омытии Чаши по потреблении Святых Даров, следует потирной губкой (губ должно быть 3: 1) антиминсная (на престоле в антиминсе), 2) дискосная и 3) потирная. Вторая и третья – на жертвеннике: одна – в ящичке с илитоном, другая – вместе с сосудами, обычно влагаемая в поддон опрокинутого на Чашу дискоса) омыть несколько раз наружную стенку Чаши на этих украшениях, куда, несомненно, хоть понемногу стекает при причащении Божественная Кровь. Под накладной ажурной (филигранной) сеткой, украшающей (необдуманное украшение!) Чашу, я случайно, при потреблении Святых Даров обнаружил устами, по сладкому вкусу, целый слой засохшего вина (по естеству, а по сути – Божественной Крови), бурого по цвету и сладкого на вкус. Это омовение Потира снаружи следует производить над антидорным блюдом и выпивать смытое. В крайнем случае – над тазиком (лоханью для умовения уст).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтобы оценить всю важность этого вопроса, надобно иметь в виду, что, по установившемуся обычаю нашей Церкви, собственно на литургии для священнослужителей полагается три земных поклона и никак не больше четырех, а именно: один после освящения Св. Даров, другой – на «Отче наш», третий – при чтении «Ослаби, остави», перед причащением Св. Таин, и четвертый при словах: «се прихожду к Бессмертному Царю»... Напротив того, есть очень много священников, которые кладут земные поклоны и на проскомидии, и на литургии совершенно без разбору, когда придется; а иные не иначе читают самые молитвы: «Царю Небесный» и проч. в начале литургии, или Херувимскую песнь, как стоя на коленях, и даже полагают земные поклоны по литургии, перед жертвенником, приступая к потреблению Св. Даров и т. п. Что сказать на это? Другого лучшего ответа на этот вопрос мы не может указать кроме того, который излагается в известной книге, составленной во времена патриарха Иоакима по поводу возникшего тогда вопроса о времени пресуществления Св. Даров, под заглавием «Остен». В своей статье VIII «О поклонении на литургии Телу и Крови Господни», в ответе на вопрос пятый, Остен прекрасно рассуждает: «и непрестанно кланятися не есть зло. Обаче подобает храните благочиние и древняя предания святых отцев и обычай великия церкве» 20 . А в силу этих преданий и обычая, как мы сказали, у нас принято совершать земные поклоны на литургии только по освящении Св. Даров и на «Отче наш» и т. д. В частности, что касается поклонов перед жертвенником на проскомидии и на великом выходе, то, по несомненному замечанию того же «Остена», «убо не пресущественным еще в Тело и Кровь Христову хлебу и вину поклоняющийся смертно грешат, яко слагатель слова “о благоговейном во храме Божием стоянии” о поклонении каковом глаголет: яко поклоняющийся на великом входе (и, конечно, на проскомидии) хлебу и вину... таковии прельщаются и смертно грешат, и хлебу отдающе поклон Божий, хлебопоклонницы бывают» 21 . На это, само собою, нам скажут, что полагая земные поклоны в тех или других местах литургии, помимо поклонов, принятых в практике, совершающие это делают вовсе не пред Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Две молитвы над посвящаемым. Мирная ектенья. Разрешение пояса. Возгласы: «Аксиос». Надевание на посвящаемого ораря и поручей. Вручение ему рипиды. Целование с дьяконами. Причащение Святых Таин. Ектенья: «Прости, приимше…». Потребление посвящаемым Святых Даров. Порядок совершения дьяконской хиротонии Хиротония в дьяконы совершается после освящения Даров, после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то оно начинается после Великого входа перед ектеньей «Исполним молитву нашу Господеви». На стоящую слева от Престола кафедру садится архиерей, а два иподьякона ведут к нему рукополагаемого из центра храма следующим образом: кандидат находится между ними; каждый из них держит одной рукой его руку, а свободной рукой приклоняют ему шею. Затем дьякон в алтаре возглашает: «Повели, повелите, повели, Преосвященнейший Владыко». Его возглас означает следующее. 1 . Произнося «Повели», он спрашивает согласия на хиротонию народа Божьего. 2 . Произнося «Повелите», он спрашивает согласия клира на принятие в его ряды нового священнослужителя. 3 . Произнося «Повели, Преосвященнейший Владыко», он спрашивает согласия архиерея на Рукоположение. Доведя посвящаемого до Царских врат, иподьяконы «передают» его протодьякону и дьякону, которые также берут его один – за правую, другой – за левую руку. Ставленник кланяется архиерею, который осеняет его крестным знамением. Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз целует все четыре угла Престола. Участвующие в Таинстве совершают следующие действия. 1 . После первого круга: поставляемый целует руки и колено архиерея в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божья. Хор в это время поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…». 2 . После второго круга: поставляемый целует палицу и руку архиерея, опять же в знак своего почтения. Хор поет: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Если Святые Дары нечаянно пролиты и священнику нечем причащаться, он должен снова налить в потир вина с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: «И абие изыде кровь и вода», и совершить над вином обычное освящение, начав со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя» и прочее, и поступать далее, как сказано выше. Во всех случаях остановки совершения литургии, во избежание паузы, хор исполняет приличные случаю церковные песнопения. Продолжается Божественная литургия с того же места, на котором была остановлена священником для совершения священнодействий над веществом таинства. Если священник, совершающий таинство Евхаристии, забыл, произнес он или нет над хлебом и вином слова Господни или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», или совершительные слова «И сотвори убо... преложив Духом Твоим Святым», и будет в недоумении, освящены Святые Дары или нет, не смущаясь этим, он должен тихо произнести положенное, начиная со слов «В нощь, в нюже предаяшеся» с верою, что Святые Дары освящаются, если не освящены. Если священник перед освящением Даров заболеет и будет не в состоянии окончить службу или скоропостижно умрет, служба остается неоконченной. Если это случится после освященния Даров и в храме найдется другой священник, готовый к причащению Святых Таин, он должен окончить Божественную литургию, начав с того места, на котором она была прервана, и потребить Святые Дары. Если священника нет, то диакон или кто-нибудь из благоговейных мужей должен накрыть Дары покровом, не прикасаясь к ним руками. По прибытии священника совершается новая полная Божественная литургия, с потреблением прежних и вновь освященных даров. Если Дары не были освящены, священник потребляет их по потреблении освященных, и не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино. Если после скоропостижной смерти священника освященные или неосвященные Дары на долгое время останутся непотребленными, закиснут и потребить их будет невозможно, священник должен вылить их в проточную воду или сжечь в храме, а пепел высыпать в непопираемое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хотя в силу данной ему от Бога прозорливости отец Виталий часто и не имел нужды, чтобы человек называл ему свои грехи, Батюшка все-таки указывал на огромную пользу, когда согрешающий сам обличит себя на исповеди и раскается в содеяном. Ведь в таинстве покаяния Господь очищает душу кающегося и восстанавливает с ней нарушенную грехом связь. Е. А.: «Однажды, будучи иеродиаконом, я находился во время потребления Святых Даров в алтаре тут у меня внезапно мелькнула страшная мысль: “Чтоб старец сдох!» Меня всего обожгло: как я скажу об этом помысле отцу Виталию на исповеди? Прихожу к нему. Батюшка, против обыкновения, сух, неприветлив, спросил только: «Исповедоваться будешь?» – «Буду». Я исповедался, а о том помысле – ни слова. Старец взял меня за ухо: «Все?» – «Все». – «Все сказал?» – Я молчу. Тогда он говорит: «Раб Божий, я знаю, что с тобой произошло, но для тебя полезнее сказать это самому, чтобы уврачевать душу. Это тебе диавол внушил. А разве можно его пугаться?«». «Однажды, будучи иеродиаконом, я находился во время потребления Святых Даров в алтаре тут у меня внезапно мелькнула страшная мысль: “Чтоб старец сдох!» Меня всего обожгло: как я скажу об этом помысле отцу Виталию на исповеди? Прихожу к нему. Батюшка, против обыкновения, сух, неприветлив, спросил только: «Исповедоваться будешь?» – «Буду». Я исповедался, а о том помысле – ни слова. Старец взял меня за ухо: «Все?» – «Все». – «Все сказал?» – Я молчу. Тогда он говорит: «Раб Божий, я знаю, что с тобой произошло, но для тебя полезнее сказать это самому, чтобы уврачевать душу. Это тебе диавол внушил. А разве можно его пугаться?»». Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего». И отец Виталий советовал своим духовным чадам: «Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир». Это отвечало духу апостольского поучения: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010