Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом» [ 289 ]. Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила [ 290 ]. Так, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1 Ин. 4, 9). Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5). Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу» [ 291 ]. Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет [ 292 ]. ГЛАВА III О ТРЕТЬЕМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Это не то, что от язык грешницы, не то что язычники, которые так как неимеют закона ανομοι 1Кор. 9, 21 . ни знания о Боге и удалены от жизни Божией Еф. 2:12 . точно бедные грешники. Дан. 11:17 . Тов. 13:6 . Ст. 16. уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона: δικαιον значит признавать кого правым – δικαιον; отсюда а) вещь или лицо выдавать за такую, какова она сама в себе есть. 1Тим. 3:16 , б) одобрять того, кто достоин одобрения Мф. 11:19 . Исх. 23:7 . в) в откровенном учении о спасении людей означает признавать кого либо непорочным, а потому достойным награды. И именно в в. з., где Бог дал чрез Моисея закон в виде завета, исполнитель закона признается в законе правым и с правом на блаженство. Поскольку же при расстройстве сил человек не в состоянии выполнить всех требований закона Притч. 2:9 : то апостол говорит, что – делами закона нельзя оправдаться пред судом Божиим, или что тоже нельзя приобрести прощения грехов и общения с Богом, спокойствия совести и чувства близости к Богу. Рим. 3:24. 26. 28. 4, 6–7. 5, 1. 9 . 2Тим. 3:7 . Флп. 3:9 . Не оправдится человек от дел закона, εαν μ δι πστεως. Εαν μ по-видимому исключает только из целого часть: не оправдается делами, если не будет веры; по древн. слав, аще не верою: но тогда апостол будет противоречить себе. Рим. 3:20. 28 . Деян. 13:38. 5 . Εαν μ значит но, но только Мф. 12:4 . Лк. 4:26 . Гал. 1:7 . Ап. 9:4. 1Кор. 7:17 . и проч. так и здесь εαν μ δια πστεως, значит: но токмо верою. Пιστις вера Иисусова Христова, точнее вера во Иисуса Христа Рим. 3:22 . означает уверенность в том, что Бог прощает нам грехи ради крестной смерти Иисуса Христа. В сем значении принимается вера везде, где ап. Павел говорит, что верою мы оправдываемся. Сл. Рим. 3:22 . Еф. 2:8 . Фил. 3:9 . Это есть упование на Иисуса Христа, как на единственного Спасителя нашего, упование живое, устремляющее все силы к исполнению воли сладчайшего Искупителя. Рим. 2:25 . Гал. 5:6. 6, 15 . След, не та вера, которую осуждает апостол Иаков. И мы впровахом, и мы иудеи, которым, дан закон, прибегли к вере, как к единственному спасительному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

147 Скорбь свою пророк выражает словами: сотрено есть сердце Мое, т. е. сердце разбивается или раздирается от горя и скорби; а степень страха своего изображает так, что он, как пьяный, не может свободно владеть своими членами, потому что весь организм его в самой основе своей (в костях) потрясен или дрожит от страха. 150 Греч. περιρχομαι имеет значение – обхожу кругом, отсюда – возвращаюсь, и (о времени) совершаю круг, отсюда – провожу время, обитаю. 153 Внишеши и опослушиши – в этих словах, по-видимому, содержится повеление, обращенное к пророку (по славянскому и греческому тексту), чтобы он соблюдал обычные формальности при покупке земель. Но так как самая покупка приписывается не пророку, а тем, которые возвратятся из плена (притяжут, ср. яко возвращу преселение их), то слав. оборот речи – впишеши и опослушиши в соответствие слову притяжут и согласно еврейскому лучше переводить в той же форме, как притяжут (см. русский перевод). 156 Иосиф Флавии, справедливо утверждая, что «книга Плач» принадлежит пр. Иеремии, в тоже время впадает в ошибку относительно самой книги, считая её тождественною с тою плачевною песнью, которую воспел Иеремия по случаю смерти царя Иосии и которая потом записана была в «книге рыданий» ( 2Пар. 35:25 ) Но плачевную песнь пророка о смерти Иосии, равно как и «книгу рыданий», в которой она впоследствии заключена, нужно отличать от книги «Плач Иеремиев» на том основании, что в этой последней нет никакого упоминания о смерти Иосии и все её содержание положительно неприложимо к тому времени, ибо Иерусалим тогда еще не был разрушен, народ не был отведен в плен, святыня не была поругана в такой мере, как это представляется в книге «Плач». 157 Последняя (5-я) глава в этом отношении представляет то исключение, что хотя число стихов в ней равно числу букв еврейск. алфавита (подобно тому как в 1, 2 и 4 гл.), но самое расположение их по порядку букв не соблюдено. 160 Это-то и дало Варуху право в написании послания поставить имя пр. Иеремии, для большей силы убедительности изложенных в оном увещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Здесь показывается отношение Павла к ап. Петру, бывшее в Антиохии: и именно признание Павла, что обличил он Петра в Антиохии ст. 11. поступок Петра и других ст. 12. 13. самое обличение 14. объяснение несправедливости поступка Петрова 15–21. Отношение сего повествования к главной мысли следующее: верховные не только не научили Павла, но он вразумил верховного; следовательно важность служения его не зависит от людей. Ст. 11. егда же Петр прииде в Антиохию... Антиохия здесь разумеется сирийская, та, которая лежала на берегу Оронта, города процветавшего торговлею и многолюдством. ( Деян. 11:19–27; 15, 22 ). Пребывание же Петра и Павла в Антиохии, о котором говорится теперь, надлежит относить к тому времени, когда после собора иерусалимского (предварит. зам. о времени) он был еще раз во Иерусалиме, и отселе возвратился в Антиохию. Деян. 18:22. 23 . В лице ему противостах – не тайно, не за глаза, но как бывает в суде, – лично, открыто, в присутствии самого Петра противостал ему; таково значение выражения κατα προσπων Деян. 3:13. 25, 16 . 2Кор. 10:7 . Втор. 31:21 . 1Цар. 1:23 . Но ни когда это выражение не значит – «для вида». Яко зазорен бы: в древнем слав. прибавлено: ми – чего нет в подлиннике. Κατεγνωσμενος ην был достоин порицания, vulg. reprehensibihs erat, или был порицаем. Последнее – неуместно: вероятно ли, что Павел только потому восстал на Петра, что другие осуждали его? Каков был поступок Петра сам в себе, это ясно показывает последующее повествование. Говоря о поступке Петра и других в Антиохии апост. показывает – поведение Петра до прибытия некоторых из Иерусалима и по прибытии ст. 12. 13. Ст. 12. прежде даже не приити неким от Иакова: этими словами не показывается, что пришедшие посланы были Иаковом, иначе было бы сказано: παρ ακ или πο; Павел говорит только то, что они пришли из того места, где был Иаков, принадлежали к иерусалимской церкви, в которой Иаков был предстоятелем. Деян. 15:15 . Гал. 11:4 . Подобное выражение – приидоша от архисинагога Мк. 5:25. каких же мыслей был Иаков, можно видеть Деян. 15:11. 13. 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См.: Лествица. Слово 23, § 36. См.: Слова преподобного Марка. М., 1858. С. 291. Συλλογν, собрание, сборник. О том, что телесные добродетели суть орудия душевных Но так как частое напоминание сильнее, то начну говорить еще более сказанного. Но не мое это, а Божественных Писаний и святых мужей слова и рассуждения. Дамаскин говорит, что телесные добродетели или, скорее, орудия добродетелей, нужны, когда кто-либо со смирением и духовным познанием их проходит, ибо без этого не совершаются и душевные добродетели; если же не так, но сами по себе,– то они не приносят никакой пользы, как растения без плодов. Без упражнения и отсечения хотений никто не может хорошо и твердо обучиться мастерству; потому после делания нужно нам и знание, и для всего – упразднение по Богу (Пс. 45, 11) от всего и старание о (чтении) Божественных Писаний, без которого никто не может когда-либо приобрести добродетель. И удостоившийся совершенно и всегда упраздняться достигает высочайшего блага, а кто и не так,– то, по крайней мере, отчасти да не будет нерадив. Но блаженны совершенно упраздняющиеся или в повиновении кому-либо деятельному и разумно безмолвствующему, или в безмолвии и беспопечительности от всего, повинуясь воле Божией в точности и с советом опытных во всяком начинании (относительно) слов и помышлений: желающие более (всего) без труда достигнуть бесстрастия и духовного познания, совершенным упразднением от всего о Боге, как Сам Он сказал чрез пророка: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11). Но люди житейские, живущие в мире, говорю, и тем более монахи, упразднимся хотя отчасти, как древние праведники, чтобы испытать бедную душу прежде смерти и приобрести ей исправление или смирение, а не совершенную погибель полным незнанием и в ведении и в неведении бывающими согрешениями. Ибо Давид хотя был и царь, но на всяку нощь орошал слезами ложе и постелю свою (Пс. 6, 7) от чувства Божественного страха [ 1 ]; как говорит Иов: ужасошася ми власи и проч. (ср.: Иов. 4, 15). И мы хотя некоторую часть дня и ночи, как люди житейские, упразднимся и рассмотрим, что будем мы отвечать праведному Судии в страшный день суда Его? И об этом, как необходимом, по страху вечного мучения, более будем заботиться, нежели о том, как будут жить бедные и обогащаться – сребролюбивые [ 2 ]; не будем все наше старание прилагать неразумно к житейским делам, как говорит божественный Златоуст, что делать должно, но не пещися и молвити о мнозе, как Господь сказал Марфе (Лк. 10, 41). Ибо житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает упраздняющийся и внимающий себе самому, по сказанному в законе: внемли себе и проч. (Втор. 15, 9). Изречение, о котором Великий Василий написал досточудное слово, исполненное всякой премудрости. «Страха» нет в греч. книге. В греч. ο φιλνΘρωποι, вероятно, опечатка. В слав. «сребролюбцы». О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1440...

13 В рукописном житии Дионисия, хранящемся в Императорской Публичной Библиотеке, учитель Дионисия назван не Германом, а Гермогеном (Опис. рус. и слав. Рук. Имп. Пуб. Библ., Бычкова, сб. 1 стр. 100). Но это не верно. 14 У Германа отец был также иноком , как это видно из надписи на рукописи Моск. дух. ак.: «книга Иосифа Волоцкого », которую Герман Тулупов дал «По отце своем иноке Ионе и матери Марье» (Свид. о славянских рук., перешедших из Троиц. Лавры в Моск. дух. ак. архим. Леонида, II стр. 25). 15 Описание рук. Троиц. Лавр. Библ. 303, 514, 628, 693, 696, 699 и 727. Все книги, внесенные под этими номерами, написаны Тулуповым. Житие пр. Сергия и Никона, написанное рукой Германа, исправлял и дополнял сам препод. Дионисий 19 Это тот самый Никита Кучин, которому было видение во сне человека, давшего ему складни с написанным житием преподобного Дионисия. 24 Известно, что некоторые постриженики старались выбрать для себя такой монастырь, в котором больше книг. Так инок Сергиевой Лавры пр. Епифаний пишет о св. Стефане Пермском, что он потому самому избрал для иноческой жизни Ростовский монастырь «яко многи книги баху ту» (Пр. Сов. 1858 г.ч. 1, стр. 303). 25 Имя Вассы значится во всех надписях в книгах, данных Дионисием на поминовение своих родственников 9см. выше примеч. 1 стр. 4–5), а также в Лаврском Синодике (Рук. Тр. Лавр. Библ. 41, л. 30). 31 Эти известия сохранились в рук. Сав.-Стар. Монастыря 84 в статье: «История о первом Иове патриархе», а также в рукописях Румянцевского Музея 156, 39, 364 (См. Востокова, Опис. Румянц. Музея под указанными номерами). Но мы, не имея под руками этих рукописей, изложили эту историю по Макарию (т. 10, стр. 95–96). 32 Так определяется год назначения Дионисия в архимандрита у Макария (т. 10), в истории Рос. иерарх. т. 6, стр. 296, в Чтен. Общ. Люб. 1855 г. 2, стр. 26 33 Истор. Библ. Твер. епар. т. 1, где находится на первом плане и эта «Описная книга» 1607 г. авг. 6. 36 Стоит заметить, что эта грамота выдана тогда, когда у Шуйского дела несколько поправились; т.е. после разрешения, которое дал народу Иов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

325 В новейших критических изданиях (TTrWHW и N) с AB, некоторыми минускульными и переводами – сирскими, bohair., sahid. читается: λγων, τι γνωκα, но CKLP, большинство минускульных, эфиоп., армян., Икумений – опускают τι; из списков славянского перевода некоторые имеют яко , другие опускают, – у св. Алексия: гляголяй оуведех. Более вероятное первоначальное чтение – без τι. Так и в Син. тип. 326 Так и Т с CKP, большинством минускульных, bohair., syr. pol. и thom., армян., слав. – WHN без οτωςс AB, vlg., sahid. эфиоп. и весьма немногими минускульными. 327 Чтение δελφο поддерживается KL, большинством минускульных, эфиопским переводом и Икумением; некоторые списки славянского перевода, а также и св. Алексии читают: братия; Син. тип. – δελφο. Новейшие издания (TTrWHWN) имеют γαπητο, которое утверждается на авторитете АВСР, некоторых минускульных, vlg., bohair., sahid., сирских, армянского и большей части списков славянского перевода. При таком положении дела трудно сказать с уверенностью, какое чтение должно считать первоначальным; но необходимо заметить, что у Апостола Иоанна более обычно γαπητο (cp. 1Ин.3:21, 4:1, 7, 11 ) и более согласно с его духом, исполненным нежной любви, с характером всего послания и данного отдела в частности. Замена первоначально могла произойти в лекционариях. 328 В новейших изданиях (TTrWHWN), вслед за АВСР, некоторыми минускульными, vlg., bohair., sahid., сирскими, армян. и Феофилактом, π’ ρχς опущено. KL, большинство минускульных, эфиоп. и славян. переводы и Икумений поддерживают чтение с π’ ρχς, и последнее должно быть удержано как первоначальное; оно читается и в Син. тип. Пропуск его легко объясняется тем, что оно сейчас только было написано в этом же стихе; толкователи же (Августин, Феофилакт) опускали его потому, что смысл второго π ’ρχς понятен был на основании изъяснения первого. Прибавка π’ ρχς необходима и для полноты мысли Апостола, почему ниже (ст. 24 и III, 11) в такой же мысли оно прибавлено Апостолом ( Reiche , Commentarius criticus, III, 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

69 Что в древности дети собирались в известном доме, в училище и занимались там до вечера или до вечерен, – это достоверно и доказывается очень многими местами древних азбуковников. (Чт. Общ, Ист. и древ. Рос. 1861 г., ч. 4, отд. 1 стр. 5). 72 В рукописном житии Дионисия, хранящемся в Императорской публичной библютеке, учитель Дионисия названъ не Германом, а Гормогеном. (Опнс. Рук. и слав. рук. Имп. публ. биб., Бычкова . сб. I стр.110). Но это не верно. 73 У Германа отец был также иноком, как это видно из надписи на рукописи 171 Моск. Д. Ак.: «книга Иосифа Волоцкого », которую Герман Тулунов дал «по отце своем иноке Ионе и матери Марье». (Свед. о славянских рук., перешедших изъ Тр. Лавры в Моск. Д. Ак. архим. Леонида II, стр. 25). 74 Опис. рук. Тр. Лавр. биб. 303, 514, 028, 695, 696, 699 и 727. Все книги, внесенные под этими номерами, написаны Тулуновым. Житие пр. Сергия и Никона, написанное рукою Германа, исправлял и дополнял сам преп. Дионисий 699). 78 Это тот самый Никита Кучин, которому было видение во сне человека, давшего ему складни с написанным житием преподобного Дионисия. 83 Известно, что некоторые постриженники старались выбрать для себя такой монастырь, в котором больше книг. Так инок Сергиевой Лавры пр. Епифаний пишет о св. Стефане Пермском, что он потому самому избрал, для иноческой жизни Ростовский Богословский монастырь, «яко многи книги бяху ту». (Пр. Соб. 1858, ч. I, стр. 503). 84 Имя Вассы значится во всех надписях на книгах, данных Дионисием на поминовение своих родственников (см. выше стр. 34 прим. 64), а также в Лаврском синодике. (Рук. Тр. Л. биб. 41, л. 30). 90 Эти известия сохранились в рук. Сав.-Стар. монастыря 84 в статье «история о первом Иове патриархе» а также в рукописях Румянцевского музея 156, 39, 364 (См. Востокова, опис. Румянц. музея под указанными номерами). Но мы, не имея под руками этих рукописей, изложили эту историю по Макарию. (т. 10, стр. 95–96). 91 Так определяется год назначения Дионисия в архимандрита у Макария. (т. 10). в истории Рос. Иерарх. т. 6, стр. 296, в Чтен. Общ. Люб. 1865 г. ч. 2. стр. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Вместе с тем замечание показывает, что сияние, исходившее от этого огня, было особенной силы (иначе не нужно было и говорить о нем, так как каждый огонь дает сияние), на что указывает и евр. слово «ногах» («сияние»), которое служит поэтическим, след. особенно сильным обозначением света ( Ис 4:4, 60:20, 62:1 ; Авв 3.11 и др.) и употребляется о сиянии Славы Божией ( Иез.10.4 ). Это было то сияние, на которое пророк обратил внимание еще в начале видения (ст. 4, где то же по евр. «ногах»): им озарено было то облако, которое шло к нему, так как это облако заключало в себе 4 херувимов, то сияние это, озаряя всю громаду («великое облако») его, служило неизмеримым, обнимавшим весь небосклон («вокруг него» т. е. облака ст. 4) ореолом, достойным по величине своей тех, кого он окружал. – Огонь между херувимами испускал не одно лишь тихое, кроткое сияние («ногах» в Ис 62.7 об утренней заре, Иоиль 2.10 о сиянии светил). Он беспрерывно («исходила» по евр. прич. «исходящая») сверкал молнией. Из всех родов земного света молния одна приводит нас кроме восхищения в некоторый трепет и потому может служить наилучшим подобием того света, которым сияет Божество. Кроме того молния может быть названа светом внутренним, сокровенным, лишь временно прорывающимся наружу и видимым для человека, и этим она наиболее напоминает невидимый для человека божественный свет (в службе Преображения: «сокровенную молнию под плотию существа Твоего носяй»). Благодаря этому молния в Ветхом Завете часто выступает атрибутом богоявления: молниями блистала Синайская гора, когда на нее сошел Бог; о молнии упоминается в псалмических описаниях ожидаемых или просимых богоявлений ( Пс 17 и др. ср. Авв 3.4, 11 ); в Апокалипсисе от престола Божия исходят молнии ( Откр 4.5 ). То, что огонь между херувимами испускает молнии, свидетельствует о высокой степени богоподобия херувимов: они сияют славой, напоминающей славу Божественную. Русский перевод этого стиха предположительный; слав. не много более отвечает евр. тексту: «и животная течаху и обращахуся, яко видение везеково».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да судятся языцы (народы) пред Тобою. Иначе сказать: да соделаются, то есть, они достойными Твоего посещения или смотрения, Господи. Потому что тот, кто судит, обыкновенно обращает свой взор на того, над которым производится суд. А упоминаемый здесь суд понимайте по отношению к диаволу,—суд, о котором и чрез пророка Исаия так говорит Бог: Се (Иаков) отрок мой, восприму и; (Израиль) избранный мой, прият его душа моя, дах Дух мой нань, и суд языком возвестит (Ис.42,1). 21. Постави, Господи, законоположителя (законодателя) н ад ними. Под законоположителем или законодателем пророк разумеет здесь Иисуса Христа, по реченному в Писании: Я поставлень от него царем; ибо Он, подобно царю и законодателю, дал нам новый закон, именно закон евангельский, или просто святое Евангелие. Да разумеют языцы (народы), яко человецы суть. Да научатся, то есть, они потом, впоследствии, жить так, как люди живут, а не как звери. Псалом десятый у евреев. Ст. 1. (слав. перевод - 22) Вскую, (почто) Господи, отстоя (стал) далече? Пророк начинает рассуждать теперь о промышлении Божием, как бы говоря, что вот нечестивые здесь благоденствуют, а праведники терпят неудачу в своих делах,—и от лица этих последних ведет свою речь, вопрошая Бога о причини подобного порядка вещей: почто, говорит, Господи, оставил Ты этих людей переносить, что бы ни случилось с ними? Приведенное выше выражение метафорическое; оно заимствовано от тех людей, которые сами стоят вдали и не имеют никакой заботы об оставленных ими других людях. Презираеши (чрез верх смотришь) во благовремениих (в дни благополучия) в скорбех? Презирать или смотреть поверх чего-либо значит давать такое положение своим глазам, при котором они не смотрят прямо на тот предмет, который находится пред глазами, но смотрят вверх над ним. Итак почему, Ты, Господи, продолжает пророк, Ты, Который везде присущ, кажешься отстоящим далеко от праведных по причине Твоего долготерпения, и между тем как Ты все видишь, принимаешь вид, будто ничего не замечаешь, как будто бы для того, чтобы не помогать нам в делах наших; и это притом же в то время, когда мы особенно нуждаемся в твоей всесильной помощи, то есть именно теперь, когда мы находимся в скорбях и терпим бедствия? Говорит же все это пророк —не обвиняя Бога, но призывая и склоняя Его на милость. Ибо в противном случае Бог мог бы ответить ему словами Писания, говоря: грехи ваши разделяют между Мною и вами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010