И ныне: Носяй Божественным мановением всю тварь, Господь/на руку носится Твоею, Дево./Егоже ныне моли избавити от бед поющия Тя. И ныне: Господь, носящий все творение/божественным мановением,/на руках Твоих, Дева, носится./Его ныне умоли/избавить от бед души наши. (слав.: воспевающих Тебя. ) Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Добляго страдальца благочестия Христова восхвалим светло Пантелеимона, вернии,/псалмы, и пении и песньми духовными,/имже мучительство невидимаго врага силою Божественною попрася/и недугов исцеление богатно от Господа даровася/творящим верно Божественный и честный праздник его. Доблестного страдальца за благочестие Христово – Пантелеимона/восхвалим, верные, блистательно/псалмами, и гимнами, и песнями духовными:/им самовластие невидимого врага/силою Божественною было попрано/и исцеление недугов щедро от Господа даровано/с верою совершающим Божественный и досточтимый праздник его. Слава, глас тойже: Ермолая мудраго, мучениче, словес послушал еси/и оставил еси абие художество земное, яко мерзко, яко не крепко, яко губительно,/имея Христовы страсти, учения жизни в сердце твоем,/неисцельно страждущим здравие, Пантелеимоне, даруя./Темже молися о творящих любовию память твою. Слава, глас тот же: Ермолая мудрого слов/ты, мученик, послушался/и оставил тотчас искусство земное,/как мерзкое, как бессильное, как губительное,/имея Христовы страдания – учения жизни в сердце твоем,/и страждущим неисцелимо здравие даруя, Пантелеимон./Потому молись о совершающих с любовию память твою. И ныне, Богородичен: Треволнении страстными, безсовестный аз, обуреваемь, Чистая, призываю Тя тепле:/да не презриши мене, окаяннаго, погибнути, бездну милосердия рождши,/разве бо Тебе надежды не имам,/да не врагом убо обрадование и смех, надеявся на Тя, явлюся,/ибо можеши, елико хощеши, яко Мати сущи всех Бога. И ныне, Богородичен: Треволнениями страстными обуреваемый,/я, бессовестный, горячо призываю Тебя, Чистая:/не презри меня, несчастного, не попусти погибнуть,/Бездну Милосердия родившая!/Ибо кроме Тебя я надежды не имею,/да не явлюсь же радостью и посмешищем врагам, надеясь на Тебя,/ибо можешь Ты, все, что хочешь,/как Матерь истинная всех Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-vel...

Второй признак, что церковь святая, тоже неприложим к старообрядцам, так как они, не имея епископа, не могут получить Духа Св., а без Духа Св. невозможно сделаться святыми «Избрал есть вас Бог от начала во спасение во святыни Духа», говорит ап. Павел ( 2Фес. 2:13 ) «Святи их во истину твою» ( Иоан. 17:17 ), – сделай их святыми, объясняя эти слова Христа, говорит св. Злат., преподанием Духа Св. (т. VIII, Иоан. б. 32, стр. 549) «Мы для освящения имеем нужду в благодати Св. Духа», говорит св. Афанасий алек. (ч. 2, пс. 50, стр. 242), «Освящает же Он через Духа, говорит св. Василий вел... Посему Дух... источник святыни для всех», (ч. 3, кн. 5, стр. 156; снес. Eф. 2:19–21; V, 25–27 ; Титу 2:14 ; Кол. 1:22 ). « Церковь Божия есть святая, читаем в Б. Кат., сих ради вин: первая убо яко от Христа жениха и главы своей, верою и тайны, с Ним соединившися освящается. Вторая же, яко Дух Св. пребываяй в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет», (л. 118 об.). «Святую (церковь), говорит Симеон солун., – как освящённую Духом и соединённую со Христом через крещение и миропомазание, священство, причащение и проч. таинства, – непорочную и обручённую Христу». (ч. 2, стр. 109, слав, л. 363 об.) – Мы, говорит св. Афанасий, без Духа чужды Богу и далеки от Него», (сл. 3 на ариан., стр. 400). «Видишь ли, говорит св. Злат., сколько бедствий возникает от того, что не имеем в себе Духа Св.: смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу», (т. IX, Рим. б. 13, стр. 650). «Даже и верным не может называться тот, говорит св. Симеон нов. бог., кто не получил благодати Св. Духа», (ч. 2, сл. 57, стр. 47). Так. обр. оказывается, что без Духа Св. невозможно спастись, т. е. сделаться святыми, Духа же Св., как мы выше видели, нельзя получить без епископа; а отсюда получается такой вывод, что без епископа нельзя спастись, потому что без него нельзя получить Духа Св. Против сего вывода старообрядцы, как беглопоповцы, так и безпоповцы возражают следующее. Беглопоповцы говорят, что они получают Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

д) Симеон Солунский ч. 2, стр. 303 (в слав. гл. 240, л. 204): «Потом Христос вместе с ним избрал и других. Ибо после преображения, как Лука говорит тотчас (вслед за описанием его), великий и единый Архиерей, все содержащий в себе и всем соделавшийся ради нас, поставил первых (т. е. 12 апостолов) иерархами, вторых (70 учеников) – иереями и послал их проповедать пред лицем Своим. А наконец, принес в жертву Сам Себя и даровал таинства, и, пожершись за нас на кресте, умерши и воскресши, примирил нас с Отцом и дуновением сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении, посредством тех. разделенных им, огненных языков Духа». е) Кириллова, л. 469 об.,. посл. 5: «Рече (Иисус), шедше в весь мир проповедите евангелие всей твари. Настоятельство убо и пастырство вселенское, в сих составляет Спас, и сие яко же некое всенародное сокровище церкви предлагает; но сия убо прежде Спасова еже от земли вознесения. ж) Б. Катихизис, глава 72, 358: «аще же в ветсем завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче у нас не достоин дерзати. Сего ради Господь на тайней вечери апостолы своя священниками сотворил есть, и по воскресении своем повеле им вся языки крестити, и даде им власть отпущати грехи». з) Апостол Толковый, зач. 150. л. 544 (оз. 1. 176) «Господь наш Сын Божий новый иерей из иного колена нежели Аарон, новую жертву нового завета предаде на тайней вечери, и новый иерей по чину Мелхиседекову апостолы своя постави». i) Иоанн Златоуст т. 8 стр. 588–589: «Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властью дарует ученикам силу. Дуну и глагола им: приимите дух Свят имже отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся ( ст. 22–23 )... Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию... Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, – так как различны дарования Духа. Потому то Христос и присовокупил: Имже отпустите, отпустятся, показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В церкви христианской в древние времена Пс.33 пелся за литургией во время причащения верующих (Постан. Апост. кн. 8 гл. 18). Причина такого употребления его заключается в словах 9 ст.: «вкусите и видите яко благ Господь», которые были прилагаемы к вкушению Евхаристии и доселе прилагаются к ней в песни: «благословлю Господа на всякое время» ..., обыкновенно полющейся на литургии преждеосвященных Даров после диаконского возглашения: «со страхом Божиим и верою приступите». В существующем составе богослужения псалом этот положено читать до 12 ст. на всенощном бдении при раздаянии благословенных хлебов и весь сполна на каждой литургии при раздаянии антидора, а также в заключение великопостной вечерни. Чтением его св. церковь поучает христиан благословлять и прославлять Господа не только в храме, во время церковного богослужения, но и вне храма, во всякое время, и преподает им наставление для приличного им и благоугодного Господу поведения в домашней жизни; в частности же при раздаянии антидора и благословенных хлебов – внушает, что раздаваемые им частицы освященного хлеба служат залогом обильных благословений Господа боящимся Его к уповающим на Него, и что они, при богобоязненной жизни, обращаясь к Господу в своих нуждах, не лишатся от Наго всякого блага, а даже будут иметь избыток земных благ, которыми могут длиться с другими нуждающимися (Толк. на Литург. Нечаева изд. 2 стр. 226). аломъ двд, внегда измн лиц сво пред и пст и иде, 1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. 1 . Слав.-греч.-лат. выражение: внегда измн лиц сво... букв. с евр. переводится: когда изменил разум свой=халд., т.е. когда притворился безумным (=русск.); 70 толк. вместо разум употребили слово лице, потому что лице служит зеркалом души и своим выражением показывает разум иди неразумие человека, след. измени лице свое=изменил разумное выражение лица своего на безсмысленное. ( пст – перевод греч. πλυσεν αυτν, как читается в большинстве греческих кодексов (=Вульгата); но правильнее перевели Акила и 5-й перев. Экзапл Оригена : ξβαλεν αυτν (=Иерон. ejecit eum) т. е. он изгнал его, потому что евр. зн. изгонять и в других местах тех же кодексов всегда переводится словом κβλλω; ср. Быт. 3:24; 4:14 ; Исх.2:17; 11:1; 12:39; 23:31; 34:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

4) Бл. Симеон Солунский : «Нечестивые, обратившись в вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если, окажутся достойными, вступят в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано. Здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами» (глава «Отчего обращ. от отступничества только помазуется миром, а не перекрещивается»? (т. III, стр. 154–156). 5)«От послания Константина града собора, к Мартирию епископу Антиохийскому, о том, како приимати еретики, приходящия к соборной церкви. Арианы, македонианы и наватианы глаголюща себе чистая и чистейшая, и четыредесятники, рекше средьники, и аполинарианы, приемлюще, написающих свою ересь, и проклинающе ю, и ину всяку ересь не мудрствующую, якоже и соборная церковь , помазуем их первое святым миром, чело, ноздри, уши, перси, и вся чувства помазующе им, глаголем, печать дара святого Духа. И потом потщаливии мирскии человецы поставляются в сан, внемже беша, или пресвитери или диакони, или ино что» (Слав. Кормч. гл. 37-я, л. 293 об.). 6)У Севаота Арменопула: «И по сих (т. е. после миропомазания) яко тщаливии людины хиротонисуются оное, еже быша у самых первее; аще же пресвитеры, аще же диаконы, аще же иподиаконы» (Книга 4-я). в) В Греческой Кормчей: «Ариан, македониан, новатиан, называющих себя чистыми и чистейшими, четыредесятников или тетрадитов и аполинаристов принимаем, когда они дают письменное отречение от всякой ереси, мудрствующей несогласно с церковью вселенскою помазуя их наперед святым миром... Потом же, как честные миряне, рукополагаются они в ту степень, какую имели, т. е. в пресвитера, или диакона или другую степень» («О Правил. и Чинопоследовашях»... епископа Сергия, стр. 142 и у Громогласова в кн. «К вопросу о раск. Белокрин. иерархии» – С. Посад, 1895 г., стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Иез.8:2 .  И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огнен­ное, и от чресл его и ниже – огонь, и от чресл его и выше – как бы сияние, как бы свет пламе­ни. «Подобие (мужа)». «Мужа» только у LXX; хотя упоминание далее о чреслах заставляет мыслить явившийся пророку образ только человеческим, но опущение здесь в евр. т. слово «муж», «человек» отдаляет сходство виденного образа с человеческим и дает знать о его неописуемости и таинственности. Явившийся пророку образ тожествен с образом, сидевшим на престоле в Ховарском видении (см. Иез.1.26 ), потому что описывается тожественно. Но все явление, в том виде, как его видел пророк там, не повторилось. О самом человеческом образе не сказано, сидел, стоял или шел он, без сомнения потому что пророк этого не видел и самые очертания образа он вероятно едва различал, как и в I гл. (27 ст.). Зато он явственно видит здесь руку у человеческой фигуры (ст. 3), в которой он в I гл. ничего не видел, кроме неопределенных очертаний. Характер сияния от человеческой фигуры описывается хотя близко к Иез.1.27 , но не вполне тожественно: верхняя часть фигуры там сияет как огонь и как «хашмал» (слав. «илектр»), здесь как «сияние» и как «хашмал» (рус. «свет пламени», а в Иез.1.27 рус. тоже слово передает: «пылающий металл»). Первое определение «сияние» по-евр. выражено словом зогар, встречающимся только у Дан 12.3 , где оно, сопоставляясь с сиянием звезд, должно иметь приблизительно то значение, которое усвояют ему слав. пер. и нек. греческие кодексы: «заря» (другие греч. код. опускают его; а в Дан слав. переводит его «светлость тверди»). Евр т. оставляет, в неизвестности, в каком отношении стояли друг к другу два эти определения (зогар и хашмал): были ли то два разнородных сияния, как то предполагает слав. пер., вставляющий между ними «и», или же второе ближе определяет первое (как предполагает Вульгата); в первом случае подобно заре могла сиять одежда Одевшего («одеяйся светом яко ризою»), а подобно хашмалю – лице и тело Его (в указ. месте Даниила первым светом и светом звезд сияют святые). Во всяком случае верхняя часть образа была еще светлее нижней, огненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею; и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха [церк.-слав.: в руках твоих обретеся кровь душ неповинных: не в ровех обретох их, но во всяцей дубраве. (Какое ужасное развращение!) И рекла еси: неповинна есмь, но да отвратится ярость твоя от мене. Се, Аз суждуся с тобою, внегда рещи тебе: не согреших: понеже презрела еси зело, еже повторити (и повторила) пути твоя: и от Египта постыдишася, якоже постыдена еси от Ассура (от ассириян): яко и оттуду изыдеши, и руце твои на главе твоей: яко отрину Господь надеяние твое, и не благопоспешится тебе в нем]. При развращении иудеев какое страшное ожесточение. Господь нашел кровь душ неповинных во всякой дубраве, и между тем иудеи говорили, что они невинны, пусть не гневается на нас Господь. Потому-то Господь говорит: в то самое время, когда вы говорите Мне, что вы не согрешили, Я уже сужусь с вами, то есть Мой суд на вас уже готов, так как Мне давно все известно. Гл.3, 12 ст. Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом (говорится об идолопоклонстве израильтян), а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Боже мой! Сколь Ты милосерд! Следует только обратиться к Тебе от беззаконий – и Ты перестанешь поражать нас за наши грехи, переменив гнев Свой праведный на милость к нам. Но хотя Ты и милостив к неправдам нашим по обращении нашем к Тебе, при всем том мы не должны забывать своего беззакония, своей повинности перед Тобою; должны помнить, что мы в Тебе преступили и работали чужим (то есть страстям, диаволу), а Тебе, величайшему Благодетелю и Творцу, не служили, как верные рабы. Смотри, человек, Сам Бог свидетельствует о Себе, что Он милостив и не гневается на нас вовеки, если мы обращаемся к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот что наблюдает проповедник: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). То есть изначально человек был праведен, а потом произошло грехопадение. Греховные помыслы стали настолько притягательными для людей, настолько опутали нас, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7: 20). Мы так или иначе умножаем зло. А ведь воздаяние за зло неизбежно, хотя и не всегда наступает мгновенно (см. Еккл. 8:11). «Задержка» воздаяния становится для грешной души стимулом к новым падениям. Это страшно, но если устрашиться грехов, убояться Бога (страх Божий считается признаком покаяния), то все может измениться к лучшему, «яко боящымся Бога поспешатся вся» (слав. перевод Еккл. 7:18 ). Человек, боящийся Бога, не станет рыть яму другому, он знает, что сам в нее попадет (см. Еккл. 10:8). Напротив, он будет помогать людям, не вдаваясь в расчеты о том, заслуживают ли они эту помощь: он пустит хлеб – плыть по воде (см. Еккл. 11:1). Надо делать добро сейчас, в преисподней уже ничего не изменишь, ничего не поделаешь (см. Еккл. 9:10). Поспешим делать добро, ведь мы не знаем, когда придет смерть. Будем помнить о смерти, и это научит нас добродетели. Мы видим, что в проповеди Екклезиаста есть покаянные чувства: страх Божий и печаль по Богу. Есть и память смертная. А само покаяние? Присутствует: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3) . Вот это покаянное сетование и печаль, сокрушение сердца, возводят Екклезиаста к мудрости. Екклезиаст смиряет свою душу, он понимает, что даже привилегированный социальный статус не дает ему самого главного. Нельзя сказать, что Екклезиасту просто смирять свою душу. Он сражается за смиренномудрие. Он упорно побуждает себя понять, что он всего лишь человек и умрет так же, как все люди, как все живые существа, – как животные, если уж говорить по большому счету. Екклезиаст в этом случае словно приравнивает себя к животному (см. Еккл. 3:19). Надо сказать, Екклезиаст не чувствует себя обладателем мудрости, он спрашивает: «Кто знает, что хорошо для человека?» (Еккл. 6:12). Он старается приобрести мудрость, но мудрость удаляется от него (см. Еккл. 7:23). Почему это? Мудрость не вещь, ее в карман не положишь, в любой момент из кармана не достанешь. Мы знаем, что Соломон просил у Бога единственно мудрости. Он получил ее, благодатную мудрость, и с нею все остальное приложилось. А в Екклезиасте что мы видим? В Екклезиасте мудрость – это дар Божий; человек мудрости не хозяин, но он доискивается ее – через смирение. В этом суть книги, это искание мудрости совершенно в духе святого царя Соломона.

http://pravoslavie.ru/58544.html

Малютка Вася, по воспоминаниям родителей, любил молиться с самого раннего детства. Он не умел еще читать, не знал на память молитв... Но опускался ребенок на коленки перед святыми иконами, благоговея пред величием Божьим, и лепетал воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ): – Господи, Господи, Ты – такой большой, а я – такой маленький!.. И слышалась в той дивной, удивительной молитве малютки – немудрой словами, но мудрой смыслом – будущая непрестанная молитва Иисусова нового подвижника. И совершились на нем слова Евангельские: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Мф.21:16 ). Об этой молитве, бывшей в те годы дыханием души ребенка, сам Владыка в последние годы земной жизни говорил одному из келейников: «Ведь все это так умилительно... Да, Господь подает каждому молящемуся соответствующую степень молитвы (см.: 1Цар.2:9 – слав. текст)... А вдуматься-то во внутренний смысл тех детских, беспомощных слов, как хороши они: «Господи, сжалься надо мною и помоги мне, бесконечно слабому, беспомощному и бедствующему Твоему созданию... Сжалься надо мною. Господи!» Отрок Василий жил тихой, незаметной внутренней жизнью. Он был сосредоточен, собран, но при этом светел и радостен. Молитвенное настроение удерживало его от детских шалостей и излишнего пристрастия к играм. Еще в детстве Василий вкусил, яко благ Господь ( Пс.33:9 ), вкусил от дара молитвы, и молитва сделалась наставником его на всю жизнь. Она научила его бережному отношению к миру душевному, потому что в душе своей он ощутил голос нелицемерного, непререкаемого Судии, Который ясно извещал его, что хорошо, что плохо. Как только пресекалось молитвенное настроение и нарушался мир душевный, Василий понимал, что что-то неладно. Тогда он принимался проверять себя и искать причину случившегося: то ли слово какое неуместное было сказано, то ли совершен поступок, не угодный Богу. И найдя в душе недолжное, повергался в покаянии пред Богом, умоляя Его о прощении, пока совесть не успокаивалась и пока внутренний судия не переставал обличать его, извещая, что грех Богом прощен и мир душевный восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Слав.: «добр» . 51 Слав.: «посылаю» . 52 «Моего» нет в халд. (быть может потому, что таргумист считает писателем книги Ездру). 53 Слав. приб. еще: «на» . 54 Слав.: «церковь свою» . 55 «Егоже вы ищете» опуск. Феодорит. 56 Слав. согл. подл.: «глаголах» . 57 В сир. нет «и» , но у ефр. и афр. 241, 26 — есть. 58 Слав. чит. «и» , как Ал. код., евр. и халд. Но сир.: «или» . 59 Евр.: «и сядет, расплавляя и очищая серебро». Халд.: «и откроется для расплавления и очищения, как муж, который расплавляет и очищает серебро». Сир.: «чтобы обратиться к расплавлению и очищению как серебро». 60 Слав.: «и яко сребро» . 61 Эта цитата в таком своеобразном виде приводится св. Кириллом уже не в первый раз, — см. выше толк. Мал.3:1. 62 Халд.: «дар мужей Иуды и обитателей Иерусалима». 63 Слав.: «прелюбодейцы» . 64 «Именем моим» — этих слов нет в тепер. евр., халд., сир. 65 Един. ч. в евр., халд., сир., но мн. ч. в слав. 66 Мн. ч. вульг., но евр., халд, сир. един. ч. 67 Сир.: «против тех, кои удерживают плату наемника и слуги и сироты и вдовы, — и направляются (наклоняются) против того, кто обращается ко Мне». 68 Слав.: «от грех» . 69 Слав.: «уклонистеся от законов моих» . 70 Евр. «ибо Я Господь не изменился, и вы, сыны Иакова, «не истреблены» (не исчезли). «От дней» отцов ваших отступили вы от уставов моих.»; халд.: «ибо Я Иегова не изменил завет Мой, который от века, и вы, сыны Иакова (у Lagarde, а Walton: Израиля — вариант имеется и в евр.), думаете, что всякий, кто умер в веке сем, суд его прешел.»; сир. под влиянием ли LXX, или же имея другое чтение: «ибо Я есмь Господь и не изменился, и вы, сыны Иакова, не перестали от неправды вашей. От дней…»; Афраат в одном месте: «и вы, сыны Израиля (вм. Иакова), не отвратились от неправды вашей от дней отцов ваших» (853. 9—10), — в другом: «и вы, сыны Иакова, не отвратились и от неправды вашей, и от дней отцов ваших, и не сохранили», как и халд., «заповедей Моих». 71 Слав.: «ресте» . 72 Вульг.: et in penuria vos maledicti estis; Иерон.: «et vos videntes respicitis»; евр. «проклятием вы прокляты» (так и сир., халд.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010