На вечерне, всей братией монастыря (παρ’ πντων τν δελφν), поются обычные стихиры схимы, χ. β»., πρς τ τε κ το ξλου, а на утрени – канон: Δετε λαο... На другой день, на литургии, положены обычные блаженны. Вход. «Премудрость!» Тропарь дня. На славу поется, гл. 1: γκλας πατρικς..., на и ныне: Μητρα σε Θεο... Затем начинаются антифоны. Они приближаются, по составу и распорядку тропарей с их стихами, к антифонам в Евхологии 1027 г. Парижской Национальной (Coislin) библ. 213 445 . При пении антифонов, принимающий схиму постепенно и в обычном порядке идет от церковных дверей притвора, где он сначала стоит с игуменом, к царским вратам алтаря. Обходим молчанием вопросы, какие дает священник постригающемуся, и оглашение, какое он ему читает: все это – обычное и не представляет ничего оригинального. В чине замечательна дальнейшая его часть. После обычного оглашения, священник читает две молитвы: молитву – Θες κα Πατρ το Κυρου κα Σωτρος μν ησο Χριστο..., за нею – молитву главопреклонения: Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν..., а затем произносит новое, второе оглашение, начинающееся словами: δο, τκνον κα αδελφ, προθου προσελθεν κα δουλεειν τ Κυρ. Что касается молитвы: Θες κα Πατρ το Κυρου, κ. τ. λ. то относительно её содержания мы уже говорили 446 . Молитва обращает взор исследователя к временам глубокой монашеской древности... Молитва Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... принадлежит к числу тех молитв, которые входили в состав таких древнейших чинов пострижения в монашество, каков, напр., чин пострижения в Евхологии XI–XII в. Синайск. библ. 447 . Кроме того, молитву Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας... мы видим в последованиях просхимы по древнейшим спискам сего последования, каковые, напр, представляются Евхологием X–XI в. Московского Румянцевского Музея 474, л. 143 об.–144 448 , и Евхологием 1027 г. Парижской Национальной (Coislin) библиотеки 449 . В этом последнем случае молитва Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... должна быть поставлена в параллель с молитвой Κριε Θες μν, λπς κα καταφυγ..., нашедшею себе место в последовании схимы по 967, и как та, так и эта молитва должны быть отнесены, по происхождению, к времени ранее преп. Феодора Студита , столь энергично ратовавшего против обычая давать инокам сначала просхиму, а потом уже – схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Далее, говоря о «созерцательной стороне» чинопоследования, Ареопагит упоминает, что пострижение волос «знаменует чистую и чуждую всякой прикровенности жизнь, никакими наружными украшениями не прикрывающую лицемерно душевного безобразия, а внутренне возвышающуюся до богоподобия красотами не человеческими, но единовидными и свойственными жизни уединенной». Что же касается перемены одежды, то она «выражает переход от обыкновенной добродетельной жизни к совершеннейшей, как и при священном богорождении перемена одежды означала возведение очищенной жизни в состояние разума и просвещения». Из этого описания следует, во-первых, что монашеский постриг совершается иереем. Во-вторых, при постриге присутствуют члены церковной (монашеской) общины. В-третьих, монах перед лицом священника дает обет отречения от мирских дел и помыслов. В-четвертых, он выслушивает поучение иерея о смысле монашеской жизни. В-пятых, иерей знаменует его крестом и постригает ему волосы. В-шестых, иерей облекает новопостриженного монаха в новые одежды. Чин пострижения заканчивается лобзанием братии и приобщением новопостриженного Святых Христовых Тайн. Монашеские одежды В современной практике Русской Православной Церкви многие монахи носят длинные волосы, а постриг представляет собой лишь символическое действие, совершаемое в знак вступления монаха на путь послушания. В древности дело обстояло иначе. Монахи носили короткие волосы или стриглись наголо, и постриг представлял собой реальное, а не лишь символическое удаление волос. Стрижка наголо была устойчивым обычаем, сохранявшимся, вероятно, на протяжении столетий. Патриарх Герман в VIII веке говорит о том, что у монаха голова остригается полностью в подражание Иакову, брату Господню, Павлу и прочим апостолам. В конце XII века о стрижке наголо как о монашеском обычае говорит Евстафий Солунский . Однако неизвестно, насколько универсальным был этот обычай. Кажется, гораздо более распространенным среди монахов был обычай носить короткую стрижку. Во всяком случае, на византийских мозаиках и фресках монахи изображаются либо коротко остриженными и без головного убора, либо в капюшонах. Не известно ни одного изображения монаха, остриженного наголо, но нет и изображений монахов с длинными волосами. Все монахи в Византии носили бороды – короткие или длинные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В нижнем этаже конторского дома находился запас погребальных принадлежностей. В 1854 году, при приеме кладбища в правительственное ведомство, здесь найдено 119 больших и 150 младенческих гробов, 48 погребальных покровов. Для взрослых и 12 для детей. Тут же найдено 300 монашеских власяниц, доказавших, что на Рогожском кладбище, несмотря на воспрещения правительства, в значительном числе совершались пострижения в чин иноческий. Особенно много постригалось здесь в сороковых годах (1842–1848), когда пребывал на Рогожском беглый и лишенный сана иеромонах Иларий. По правилам, в монашество может постригать только священноинок, то есть иеромонах, а таких, кроме Илария да пьяного греческого архимандрита Геронтия, на Рогожском кладбище не бывало. В пять лет этот Иларий, о котором речь впереди, постриг, говорят, на Рогожском более тысячи иноков и инокинь. В нижнем этаже конторы находились огромные запасы воску и восковых свечей, меду для канунов, деревянного масла, ладану и сверх того 256 аршин ковров и 114 аршин светло-зеленого сукна для устилания пути во время торжественных крестных ходов и на случай посещения кладбища важными особами. В конторском же доме помещалась канцелярия Рогожского кладбища, которою заведовал особый конторщик. Эту должность, очень видную и весьма влиятельную, тридцать лет сряду (1814 по 1844 год) занимал Кондратий Никифорович Синицын; вместо его заступил купец Дмитрий Корнеев. Оба они играли важную роль при учреждении заграничной иерархии. У Синицына в качестве помощников находились: купец Авфоний Кузьмич Кочуев, уроженец города Горбатова, которому принадлежит самая инициатива белокриницкой иерархии, Петр Осипович Смыслов и другие «ученые» рогожцы, редакторы важнейших сектаторских бумаг. В конторе находился и архив Рогожского кладбища, но самые важные бумаги обыкновенно прятались под деревянною колокольнею, устроенною подле часовен. Там была устроена подземная кладовая, где хранились замечательнейшие акты, полотняные церкви, антиминсы и т. п. Вход в этот тайник дозволен был только конторщику, старшинам, попечителям, а из попов — одному только Ястребову; другие попы входа туда не имели.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Эти люди, по замечанию указа, являются для сельских несчастных жителей чем то в роде мора или гангрены, въевшейся в здоровое деревенское тело, чтобы довести его до погибели. Указ перечисляет, кого он желает ограничить в приобретении недвижимых имуществ. Здесь наряду с лицами мирскими упоминаются и духовные – митрополиты, епископы и игумены. Всем им запрещается, в какой бы то ни было форме приобретать известного рода частные поземельные владения, будет ли то в форме покупки, дарения или наследства 546 . В этом же самом законе Романа есть прямое замечание касательно монастырей, отчасти напоминающее распоряжение Никифора. Так здесь говорится: „мы не желаем, чтобы постановленные нами благие меры потерпели какое-либо нарушение под предлогом пожертвований или записей, даваемых святым обителям постригающимися в них монахами. Для монастырей будет достаточною выгодою вместо земли или недвижимости получать справедливую ее цену деньгами 547 . В законах, изданных императором Константином Порфирородным, в числе юридических лиц, права которых ограничиваются в отношении к приобретению недвижимых имуществ – также упомянуты митрополии, епископии, монастыри и духовно-благотворительные заведения, им запрещено приобретать земли, принадлежащие мелкопоместным воинам 548 . Из этих образцов законодательных распоряжений, сделанных императорами прежде Никифора, открывается, что он в своем законодательстве идет тем же путем, как и его предшественники, но все же законодательные постановления Никифора слишком удаляются по тону, духу и широте требований от законодательных мероприятий других императоров того же века. Никифор выразил свои мысли касательно церковного землевладения в резких чертах не чуждых некоторого сарказма – и шел так далеко в своих желаниях, что становится законодателем беспримерным, исключительным. В данном отношении он сильно выделяется из ряда византийских императоров, и этим он обязан не какой-нибудь определенной правительственной системе, а своей вражде к духовному сословию, от чего бы это ни происходило: от того ли, что император с аскетическим характером серьезно считал за лучшее, за самое целесообразное дело – поставить монашеский чин, якобы уклонившийся от своего идеала, в разряд неправоспособных рабов, или из нерасположения к духовенству, вследствие нелюбви к патриарху – Полиевкту, или еще по чему-либо, – это все равно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таков, говорю я, чин «священного народа» 1378 (см. Втор.7:6, 14:2 ; Ис.62:12 ; Дан.12:7 ; 2Мак.15:24 ), что по причине достижения всяческого очищения он по справедливости удостаивается священного лицезрения и приобщения светлейших совершений. 3 . Из совершаемых же чинов высочайшим является священный разряд монахов 1379 , достигший всякой ведь очищенной чистоты, благодаря цельной силе и совершенной непорочности своих энергий в умственном созерцании и приобщении – насколько позволено ему созерцать все священнодействие, – совершенствующим силам иерархов вручаемый, и их божественными осияниями и иерархическими преданиями пониманию увиденных в относящихся к нему священнодействий священных свершений научаемый, и к их священному знанию соответственным образом в совершеннейшее совершение возводимый. Потому наши священные руководители и удостоили их священных наименований, называя их одни терапевтами 1380 , другие монахами, – по причине их заботы и попечения о Боге и неделимой и цельной 1381 жизни, как единотворящей их в священных свитиях делимого 1382 в боговидную монаду 1383 и боголюбивое совершенство. Почему и даровало им священное законоположение совершенствующую благодать. Иерей 1384 становится против божественного жертвенника, священнословя монашеское наречение. А усовершаемый становится позади иерея ни оба колена не приклоняя, ни одно из колен, и не имея на голове богопереданных Речений, но только предстоя иерею, священнословящему над ним таинственное наречение. По его завершении иеоей подойдя к усовершаемому, сначала спрашивает его, отрицается ЛИ он всех разделений 1385 – не только жизненных, но и мечтании. Затем указывает ему на более совершенную жизнь, свидетельствуя, что ему надлежит стать выше среднего чина. Когда усовершаемый все это усердно исповедует, иерей, крестовидным образом запечатлев его, постригает 1386 его, призвав тройную 1387 ипостась божественного блаженства, и, всякую одежду с него совлачив, в другую облачает, и, поцеловав его вместе с другими священными мужами, сколько их присуствует, делает его причастником богоначальных таинств 1388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Судя по всему, традиции отношения к рясофорному послушничеству в разных Церквах и в разные периоды истории различны. Так, архимандрит Антипа в своем докладе отметил, что рясофорный послушник уже не может нарушать обетов, потому что, хотя он сам и не произносил обетов, внешний признак посвящения Богу у него уже есть: пострижение влас. Стоит отметить, что помимо пострига в рясофор, в русской традиции существует чин надевания рясы и камилавки, который сам по себе пострижения влас не предполагает. Как выбрать игумена? Вопрос об избрании настоятеля или настоятельницы был одним из самых дискуссионных в период обсуждения «Положения о монастырях и монашестве», согласно которому игумен и игуменья назначаются архиереем. Митрополит Иларион напомнил: игумен и игуменья, глава монашеской общины-семьи, на протяжении истории Церкви избирались братией – так же, как и сейчас избирается на Афоне. Владыка Иларион предлагает внести в «Положение» «промежуточный вариант»: «при выборе игумена (игумении) Священноначалию следует учитывать мнение иноков (инокинь), выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие опросы или голосования на практике уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате на должность игумена (игумении). Они дают возможность монашествующим выразить свое доверие или недоверие тем или иным потенциальным кандидатам, а архиерею, в ведении которого находится обитель, почувствовать настроение братии (сестер). При этом окончательное решение остается за Священноначалием, но, по крайней мере, мнение братства (сестричества) в таком случае может быть учтено». На вопрос о допустимости для настоятеля назначения себе преемника, владыка ответил отрицательно: «Игуменство – одноразовое служение». Впрочем, он не оспаривает права настоятеля воспитывать человека или группу людей, которые в дальнейшем могли бы его заменить. «Если еще при жизни игумена, в монастыре возникает фигура номер два, это может вызвать соблазн и стать риском в том числе и для самого этого человека, — предостерег владыка. – Мне думается, мудро поступают те, кто воспитывают себе преемника, но это не афишируют, и только после их смерти или ухода для братства или сестричества, становится ясно, кто станет следующим настоятелем».

http://pravmir.ru/monastyri-imonashestvo...

По истечении урочного времени Севастиану приказано было «быть на Холмогоры и явитца в казенном приказе». Однако, и после этого Севастиану удалось кое-как упросить архиерея еще позволить ему священнослужение до праздников св. ап. Петра и Павла. Пошлины за это на нем не велено было брать – «за убожество». Когда миновал положенный срок, Севастиан снова начал подавать челобитные архиерею, чтобы на время было отложено его пострижение. Но и на первой, и на второй его челобитной была положена резолюция: «постричь ево в монашеский чин неотложно». И, наконец, только после третьей челобитной ему было позволено (21 июня 1700 г.) отложить пострижение до Успеньева поста – «ради домашней ево нужды». «Преосвящ. архиепископ, говорится в деле, милосердуя о нем, указал ему, Севастиану, в постригании до того времени дать сроку, только ему Севастиану в то срочное время освященная ничего не дествовать и рукою людей и трапезы не благословлять и епитрахиля на себя отнюдь не накладывать. А как тот Успенской пост минетца, и ему Севастиану явитца с его архиерейском казенном приказе не мешкав». Немного спустя Севастиан еще попытался подать архиерею челобитную о позволении ему священнослужения на год. При этом оказалось, что у него, кроме маленького сына и дочерей, есть еще один сын – взрослый, состоявший дьячком в том же Ненокоцком усолье. Севастиан умалчивал об этом раньше, очевидно, боясь, что его сразу заставят принять монашество, а между тем в одно из ближайших «промежговений» он надеялся выдать замуж свою старшую дочь. Теперь ему, очевидно, уже нельзя было скрыть, что у него есть сын дьячек. Но, все-таки, он попытался еще раз подать челобитную архиерею, так как дочь его осталась непристроенной, да и сына ему хотелось женить. На челобитной этой была положена такая резолюция: «1700 г. июля в 4 д. Преосвященный архиепископ, слушав сей челобитной, указал ево Севастьяна за ослушание прежняго своего архиерейскаго о том указу держать в домовых трудах до указу». От «домовых трудов» Севастиан (по его челобитным) вскоре был освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

иерей Андрей Кретов Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения святителя к чину монашеского пострига. В своих трудах Феофан Затворник изъясняет природу иночества, монашества и схимничества, отвечает на вопрос: монашество таинство или нет? Определяет значение монашеских обетов. Содержание Три чина Чин или таинство? Значение обетов Заключение     Святитель Феофан обладает особым авторитетом в отношении значения монашеского пострига. Он перевел основной корпус монашеской литературы на русский язык: Добротолюбие, Невидимая брань, Древние иноческие уставы, Митерикон. В своих трудах и письмах он не освящает вопросы формирования чина пострига, однако выражает в наставлениях важное мнение о сути монашеского пострига. Мы будем рассматривать три современных чина: принятие иночества или одеяние рясы и камилавки, пострижение в малую схиму или монашеский постриг и пострижение в великую схиму. Эти чины в практике Церкви были не всегда. Вопросу формированию чинов принятия в монашество посвящено достаточное количество литературы, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Стоит сказать лишь, что Михаил Арранц в своем исследовании константинопольской и русской традиций описывает 13 чинов пострига, формирует их в 5 групп, устанавливает между ними зависимости, выстраивает генеалогию современной традиции. Т. е. история формирования чина пострига достаточно сложна и неоднозначна. И в современной практике Поместных Церквей есть различия. Афонское монашество зачастую не имеет чина малого пострига. В русской традиции великий образ, схима – явление редкое. В переводе «Древние иноческие уставы» святителя Феофана находятся первые в истории христианской письменности свидетельства о принятии монашествующих в обитель. Это описание в уставе монастыря Пахомия Великого . Устав этот сохранился в трудах блаженного Иеронима , а также у Кассиана Римлянина. В русском издании эти тексты перерабатываются. Феофан Затворник предлагает разложить устав преподобного Пахомия, сохраненный в переводе святого блаженного Иеронима , на группы по содержанию, и дополнить свидетельствами текста преподобного Кассиана Римлянина, житий основателей Тавеннисиотской обители, текстов поучений из отечников. По мысли преосвященного владыки, изложение в порядке всех известных текстов поможет сложить представление об уставе обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Затем отец Михаил перешел к рассмотрению отдельного полного чина пострижения монахини, который содержится в знаменитом Евхологии Coisl. 213 XI века, принадлежащем константинопольской традиции. В этом сборнике чин полного пострижения приведен отдельно, после чина великой схимы и его сокращенного варианта. В последующей греческой традиции этот чин не сохранился и не вошел в печатные греческие богослужебные книги, однако, по-видимому, рано был переведен на славянский язык и был в ходу в славянских Церквах, в частности в Русской, и до сих пор применяется у старообрядцев. Поскольку в поствизантийской традиции этого чина не было, он после Никоновской справы не вошел в русские богослужебные книги. Однако в дониконовских книгах, в частности, в Требнике, изданном при патриархе Филарете , он содержится (под названием «Чин пострижения инокини великаго образа ангельскаго»). В целом он соответствует общепринятому чину малой схимы, но можно выделить две особенности: чин содержит, во-первых, немало песнопений, часть которых, по-видимому, была создана специально для него, во-вторых  священнодействие умовения ног. Отец Михаил отметил также дополнительный обряд: встречи постригаемой у келлии со свечами (иллюстрацией чего может служить известная картина М.В. Нестерова «Великий постриг»). Чин умовения ног (игуменией постригаемой сестре) в этом последовании основан на чине умовения, совершаемом в Великий Четверг, и содержит некоторые песнопения из этого последнего чина. В песнопениях встречается как уже упоминавшаяся аллюзия на притчу о десяти девах, так и отсылка к апокрифическим Деяниям Павла и Феклы, в которых св. Фекла предстает как сподвижница апостола Павла, что явно отсылает к раннехристианским девам. В стихирах этого чина женского монашеского пострига довольно часто используются образы Песни Песней. В целом же чин воспроизводит чин великой схимы. В заключение ведущий семинара высказал ряд предположений о причинах возникновения таких особенностей женского пострига. По его словам, с одной стороны, чин умовения ног совершался в Великий Четверг во всех византийских монастырях. С другой стороны, в монастырях студийской традиции и др. постриг в великую схиму, как правило, был приурочен к празднику Воскресения Христова и совершался или на Страстной седмице (в Великий Вторник), или после Пасхи в Светлый Вторник. Это позволяет думать, что в женских обителях постриг совершался в Великий Четверг, отчего в его чинопоследовании закрепились свойственные именно для этого дня особенности. В дальнейшем и в мужских, и в женских монастырях постриги в великую схиму стали совершаться и в другие дни, вне какой-либо связи с Пасхой, однако детали, указывающие на существование этой связи в прошлом, сохранились.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4893875...

Как мы ниже увидим, автор часто настаивает на чисто-русском происхождении того или иного постригального обряда, однако, как оказывается, тот же самый обряд встречается и в богослужебных памятниках греческой или югославянских церквей, в памятниках, притом, более раннего происхождения, чем наши славянорусские источники, заключающие в себе данный обряд. В виду всего сказанного, мы и решаемся – во-первых, несмотря на существование книги «Пострижение в монашество», затрагивающей взятый нами отдел древнерусской богослужебной практики, еще раз коснуться этого отдела, а во-вторых, излагать этот отдел так, чтобы, по возможности, не повторять уже того, что дано науке преосвященным автором указанной книги. В этих видах, повторим, мы и не даем в настоящем отделе полного описания постригальных чинов древнерусской богослужебной практики XVI и первой половины XVII в., а стараемся лишь восполнить таковое описание, данное в книге преосв. Иннокентия, на основе материалов, не бывших в распоряжении у автора. Главная же цель настоящей главы – привлечение, для объяснения особенностей русских постригальных обрядов XVI и XVII вв., того богатого материала, какой заключает в себе II том «Описания литургических рукописей» проф. А. А. Дмитриевского . Малые чинопоследования пострижения в монашество расположены нами по следующему порядку: а) чин принятия в монастырь, б) чин на одеяние рясы и камилавки, в) последование малой схимы; г) последование великого ангельского образа, д) чин пострижения инокинь и е) чин удаления в затвор. а) Чин принятия в монастырь В настоящее время, прием в монастырь лиц, желающих посвятить себя иноческой жизни, не сопровождается каким-либо церковным чинопоследованием; пришедшего, если он удовлетворяет, известного рода, требованиям, оставляют при монастыре на испытание в качестве послушника, через некоторое время, могут постричь его в рясофор и потом, по истечении надлежащего времени, в которое может обнаружится настроение этого рясофорного послушника, постригают его в малую схиму. В древнее время, в русской церкви существовал особый чин принятия приходящих в монастырь. Чин этот не был каким-либо посвящением в монашескую степень, но служил для пришельца, как бы, «актом закрепления его на жительство в монастыре» 485 . Этот чин в наших, как рукописных, так и первопечатных требниках, носил такое надписание: «Чин, бываемый о коем либо христолюбцы, иже добрым произволением, пришедшу где в обитель и просящему быти духовным братом тамо сущим братиям в той святой обители». Порядок этого чинопоследования подробно изложен прот. Никольским в его труде: «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (стр. 389–392), где данный Чин издан полностью, по старопечатному требнику 1625 г. Повторять, следовательно, описание рассматриваемого последования, нет необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010