83 Здесь он постригается и поручает себя руководству игумена, весьма воздержанного и благочестивого мужа, избранного в руководителя братий за свои нравственные качества и добродетели ( ροντιστηρου προβεβλημνο κατρχε). 84 Облекшись в монашеский чин только 15 лет, 85 св. Иосиф не по летам предался строгой подвижнической жизни, так что удивлял и игумена и других монахов. 86 Он чрезмерно постился 87 и вел суровый образ жизни. Он носил простую грубую одежду. Ложем была земля, покрытая кожей, пищей – хлеб один и питьем вода, всегда без вина (νηλιον ε). 88 Сон был весьма краток по сообразности с питанием. Он проводил время в постоянных беседах с Богом, во всенощным стояниях, бесчисленных коленопреклонениях, в беспрестанном, подобно дождю, излиянии слез, отчего обнажились самые ресницы, и глаза лежали в глубоких впадинах. Он поражал одних чрезмерностью смирения, когда и перед смиреннейшими преклонял честную главу даже до земли и со всеми сохранял равную любовь, не делая никакого различия. Других удивлял воздержанием и неприступностью помысла, ибо видя, по Апостолу, противовоюющий закону ума закон плоти ( Puмл. VII, 23 ), он весь устремлялся к закону Божию. 89 Он усердно занимался изучением Священного Писания и переписыванием его, глубоко вникая в слова Божии и размышляя о них, чтобы лучше исполнить их в своей жизни. Он всюду старался извлечь для себя полезное, поучительное, всюду «ловил словесный мед и в ульях своего собственного сердца собирал сокровища (πεθησαριζεν) с такою быстротою и природным умением, что удивлял немало и находящихся с ним и своего учителя» 90 . Особенно он заботился о высшей мудрости, суровым образом жизни и частою исповедью перед духовным отцом подавляя всякое плотское движение и нападения лукавого. При всем том он отличался и другими качествами; был нравом почтителен, в рассуждении умеренный, душой кроткий, в мыслях чистый, был незлобив, не имел коварства, не сребролюбив, не любостяжателен, сострадательный к бедным, которым он с детства любил подавать милостыню; избегал споров и заботился о мире, никогда не позволял говорить неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопросы принимающему постриг предлагаются священником на солее, куда постригающийся восходит при пении последнего антифона и где он припадает пред св. вратами, не вставая с земли до окончания пения. Пред началом вопросов, восприемник повелевает припавшему к вратам алтаря брату подняться с земли. После вопросов и обычного оглашения, отличающегося от печатного только небольшими прибавками в тексте 654 , священник, обратившись лицом к востоку, читает молитву πανοικτρμων ον Θες κα πολυλεος... Затем, священник обращается лицом к принимающему монашеский постриг, трижды знаменует главу его (σφργιζει π τν κεφαλν το λαμβνοντος τ σχμα τρτον) и читает вслух всех, снова лицом к востоку, вторую молитву ν Δσποτα Παντοκρτωρ... Молитва эта взята в чин малой схимы из последования схимы великой. Далее читается третья молитва Κριε Θες μν, ξους σου εναι νομοθετσας..., и после неё совершается пострижение. В формуле пострижения наблюдается некоторая особенность, именно: к обычным словам при пострижения священник прибавляет: συναποβαλλμενος τνς θριξ κα τς κοσμικς πιθυμας... При облачении, на новопостриженного возлагаются: χιτν, παλλον, ζνη, καμηλαχιον и σανδλια. По возложении всех этих одежд, священник возглашает: δελφς μν δενα λαβε τ μοναδικν σχμα, ν νματι το Πατρς, κ. τ. λ. Облачение происходит при пении тропарей: χ. δ», νοικται θρα τς μετανοας... νδσασθε χιτνα τς σωτηρας... στ. Ατη πλη... στ. γαλλισθε τ Θε... Δξα κα νν, χοντς σε, Θεοτκε... χ. πλ. β», γαλλισθω ψυχ μου... В заключение чина священник читает молитву Κριε, Κριε δναμις τς σωτηρας μν... Происходит обряд лобзания, во время которого певцы поют стихиру χ. α», πιγνμεν. δελφο..., а после лобзания продолжается по чину прерванное постригом последование литургии, – поются кондак дня и Трисвятое. Апостольских чтений положено два: одно – дневное, другое из послания к Ефесянам VI, 10–17. Евангелие от Mapka VIII, 34–IX, 1 655 . По окончании литургии, братия, держа в руках воженные свечи, направляется в трапезу с пением обычных песнопений, к которым присоединяется затрапезный псалом ( τς τραπζης ψαλμς) ψσω σε, Θες μου...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первыми учителями и начальниками в Харьковском Коллегиуме были исключительно киевляне. Еще при учреждении Харьковского Коллегиума в 1726 году преосвященный Епифани Тихорский отправил в Св. Синод донесение, в котором, между прочим, писал, что «по состоявшимся высокославные и вечно достойные памяти Императорского Величества ноября 19-го 721 и декабря 7-го чисел 723 годов указом, школы для учения церковнических детей при доме его архиерейском устроены, и учатся многое число, из которых де обретаются уже и двулетные ритори; токмо во учителях имеется крайняя нужда, понеже де желающих приити из Киева и Киевской епархии из монастырей духовного чина к такому послушанию годных принимать, тако ж и светских пришедших оттуда студентов и желающих монашеского чина, для учения оных детей, постригать он архиерей весьма опасен, и чтоб о отпуске к нему, ради означенного детей учения, но требование его из духовных, колико человек пристойно, к преосвященному Варлааму, архиепископу Киевскому и Галицкому, послать указ, также и о пострижении в монашество приходящих в епархию его студентов, годных во учительство, дать ему позволение, дабы за скудостью профессоров не учинилось во учении остановки и впредь не причлось бы к какому его архиерейскому неисправлению». Вследствие этого донесения, Св. Синод 22 февраля, 1727 года, определил: «из Киева и Киевской епархии из монастырей духовного чина людей к вышеозначенному церковнических детей учению годных, ежели кто добровольно пожелает, к преосвященному Епифанию, епископу Белоградскому и Обоянскому, по требованию Его Преосвященства, отпускать, также и светских пришедших студентов, по их желанию, ему преосвященному епископу монашества сподоблять». На этом основании преосвященный Епифаний вызвал из Киева, для своих училищ, способных преподавателей и некоторых из них посвятил в монашество. Но этим он вызвал неудовольствие Киевского архиепископа Варлаама Ванатовнча, который, по поводу полученного им указа Св. Синода, доносил этому последнему: «преосвященный Епифаний, епископ Белоградский и Обоянский, не токмо без его архиерейского благословения, но и без ведома игуменов его, из Киевской епархии ушедших в монашеский чин произвел и у себя держит; чтоб о возвращении их в Киевскую епархии, по прежнему, решение учинить». Св. Синод на это донесение ответил указами, от 24 июля 1727 года, преосвященным Епифанию и Варлааму. «Преосвященному Епифанию, епископу Белоградскому, – писалось в указе, – пришедшим к нему без отпуску из других епархий духовного чина людям требовать надлежащего отпуску от их настоящих архиереев; а буде таковаго позволения не будет, то возвратить всех по прежнему и впредь таких правилами противностей не чинить, но поступать во всем, как св. правила и указы повелеваютъ» 271 ). На этот раз дело окончилось, по видимому, миролюбиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

 Еще ранее, в самом начале, дается обет постничества. Часто себе представляют, что речь идет о некоем высоком подвиге, на который современный, как правило, страдающий болезнями, человек не способен. Но чин пострига богодухновенен. Утверждение же, что повеления Духа Святого для человека невыполнимы, святые отцы называют хулой на Бога. Так и обет постничества мог бы быть исполнен, если бы братия следовала одному из главных принципов общежития: вкушать только вместе со всеми в урочный час и только то, что поставляется на общей трапезе. Разве это невозможно или даже сложно исполнить? Это, опять-таки, само собой разумеется в нормальных монастырях, которых сейчас в мире не так уж и мало. В данном деле, как и во всех предыдущих, необходимо только доброе произволение — игумена и братии. Остается задать себе вопрос, почему этого произволения нет. Если постараться понять причины нашего плачевного состояния, то одной из главных будет отсутствие у нас четкой теории монашества. С одной стороны мы в курсе того, о чем пишут отцы, с другой — знаем нашу реальность. И это знание настолько не соответствует святым отцам, что лишает нас дерзновения для осуществления на практике того, что мы знаем из писаний. Так мы оказываемся в тупике и при этом делаем вид, что все не так уж и плохо: ведь у нас все-таки открылось много монастырей, множество людей стало монахами, в наши монастыри приезжает столько паломников. Кажется, что надо исправить лишь некоторые детали, например, потребовать от братии внимательного и доброго отношения к каждому паломнику. А все остальное само собой как-нибудь когда-нибудь исправится. Наша главная ошибка здесь в том, что, считая источником для теории монашества только святоотеческие писания, мы повторяем ошибку протестантов, которые отказались найти в свое время живое Святое Предание и присоединиться к нему. Так и мы отворачиваемся от того факта, что в наше время и в доступном для нас месте есть живое монашеское предание. Это место — Святая Гора Афон. Наше монашество началось оттуда. Оттуда всякий раз приходило к нам духовное возрождение: и при установлении общежития преподобным Сергием по повелению Вселенского Патриарха Филофея, бывшего афонского игумена, и при распространении старчества преподобным Паисием Величковским, привезшим его традицию с Афона. Так и в наше время: если мы хотим быть православными в монашеском делании, то есть основывать свою веру и жизнь на Священном Писании и Святом Предании, у нас нет другого пути, кроме как приникнуть к живому монашескому преданию Святой Горы. Если мы честно и с добрым расположением обратимся к этому преданию, то поймем, насколько истинны слова Спасителя «иго Мое благо и бремя Мое легко». Все, что честный монах найдет на Афоне, окажется для него не только более благим, но и более легким по сравнению с нашим обычным монашеским житием. И это при полном соблюдении всех святоотеческих принципов монастырской жизни.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=110...

Μετ τ κρουσϑναι τ ξλον τς λιτουργας, κα ρξασϑαι τος δελφος τν εισφρει κκλησιρχης τν μλλοντα ποκαρναι κα ποιει γονυκλισας εμπροσϑεν τν γιων ϑυρν κα ες τος χορους, ετα τ γουμνψ. Κα ττε ξερχμενος ν τω νρϑηκι, ποτϑεται πντα τ συνϑη μτια, κα αυϑζ ισαχϑες νδοϑεν τν βασιλινν πυλν παρ το εκκλησιρχου σταται μετ κολοβου ζωστος, νυποδετς, ασκεπς οϑνην μνον περικεκαλυμμνος δι τ εσχημον. ‘Γαλλομνων δ τν συνϑων αντφνων, κα τς εισδου γινμενης, λγεται εις τ Δξα κοντκιον τς μρας, εις δ τ και Νν, χος а ,Αγκλας πατρικς... 513 Такую же параллель можно провести и в дальнейшем изложении чинопоследования. Есть, впрочем, некоторые несогласия между греческой и русской редакциями рассматриваемого чина, но эти несогласия касаются лишь частностей. Так, количество вопросов, по нашим требникам, значительно более, чем какое указывается в чинах греческих. Последним вопросом по греческим спискам Чина пострижения был вопрос о пребывании в монастыре до «самого последнего издыхания» постригаемого, а в наших рукописных и старопечатных требниках после этого вопроса следует еще несколько: о сохранении девства и целомудрия, о послушании ко игумену, как «к самому Господу Иисусу Христу», о безропотном перенесении тесноты и скорби монашеской жизни. Но подобные добавления к вопросам находим в памятниках церкви сербской 514 , в которых, заметим кстати, чин пострижения в мантию – той же редакции, что и в греческих афонских евхологиях. В греческих чинах, наряду с молитвами, читавшимися при пострижении мужчин, встречаются иногда и молитвы особые, на пострижение женщин 515 ; в наших, славянских требниках, такого явления не наблюдается 516 . В греческих чинах малой схимы указаны 4 одежды, какие возлагались на постриженнпка: гиматий (μτιον), пояс, паллий (τ πλλιον) и сандалии 517 . Иногда, к этим одеждам присоединяется еще камилавка, которая возлагалась после паллия 518 . В русских рукописных требниках XVI века одежды следовали в таком сорядке: 1) «одежда» или «риза» («и обложит его иерей во одежду«), 2) параманд, 3) мантия, 4) пояс, 5) сандалии 519 . По молитве: «Господи Боже наш, введый раба Твоего в духовный Ти двор», новопостриженный покрывался еще и 6) камилавкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В таком воистину чудесном торжестве принесен паче, нежели приведен быст Киприан в монастырскую молитвенницу и поставлен пред митрополита, пружайся, пены тещай, скрежета зубы своими и оцепеневаяй, яко беснующийся на новы месяцы: и страшно бе слышати, како в лице нача злословити облеченному в сан святительский отступнику. К сему же и домашнии его тресущие странными оружиями, яже ношаху, преизлиха вопияху, ругающе и сквернословяще всякими буйными и скаредными словесы. Амвросий, яко нем и глух, на вся сия укоризны, не отверзаяй уст своих, седяше чая утишения шуму, и егда сей мало утолися, востав внезапу, громогласно возопий: Богоизбранный раб Божий Киприан знаменуется во епископа! Якоже нечаянное слово сие коснуся ушию противника, в том же мгновении претворися из лютаго зверя во агнца кроткаго, и, пад пред нозе митрополита, нача слезно плакати и рыдати, прощения прося, яко прелестию диавольскою ожесточен бе, неведый окаянный, яко доселе единаго беса противления в себе имеяше, ныне же седмь бесов горших храм в нем обретоша пометен и украшен. По сем позорище постригается Киприан в монашеский чин, имя Кирилла восприявый, а потом чрез вся степени священства до самаго архимандритства проводится, и наконец проручествуется во епископа. Вся сия за неколико дней малых совершаются над ним, яко прежде неже. Липоване Белокриницкие в себе прияти могоша, из простолюдина Киприана, о неслыханнаго позорища, Кирилл епископ произыде! Сице возлюбленная братия, православнии христиане, сице Господу попускающу, врагу же действующу рода человеча и неунывающу, у раскольников, иже и самых даже попов едва снискати можаху, внезапу явишася и митрополит и епископ! иже во смятение, зазор же и подсмех православному христианству вся святительская действуют, попов и диаконов рукополагают, храмы освящают, новых порохий и монастырей благословляют! Да ликоствует убо и рукоплещет тмы предстатель, и с ним все преисподнее мрачных духов воинство! Да радуются и торжествуют проклятыя тени Епифания, Афиногена. Аифима! се бо на седалищи, а паче на гноищи их седоша достойнии приемницы и наследницы своему их суемудрию такови, или еще горши и прегорши отступницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Коея ради вины начался чин монашеский? «Вемы, что слово сие не монах греческое, но монос, славенски же знаменует уединенный, то есть един пребывающий или в обществе сицевых же, яко сам, а не как некии глаголют, что един токмо пребываяй без вида и сообщения прочих... Убо сие слово, что есть монах, не сильно протолковано и видно, куда оное умником совестным натягивано. По истине туда клонено, чтобы от всех градов изгнать монахов и в пустыя места поразсылать и там постригать не велеть. И без того ныне зело мало охотников к монашеству обретается; а когда еще от пахатных не принимать по новому узаконению – чего во всех ведех никогда же и во всех хританских благочестивых странах и государствах от начала христианства до селе не было, кроме гонителей на святую веру, – то и совсем монашество пресечется. Должно убо было бы прямо и праведно составлять о монашестве писание, а не хитро и коварно, как видно всякому со вниманием чтущему, куда и в какую сторону натягивано. Когда и чего ради монастыри начало свое восприяли? «Монастыри начались с самых первых веков по Христе, яко же уведати мощно от древних достоверных историй и историков и летописцов, которых ищущии и обрящут». Коея ради вины ввели монахов в град? «Первая вина – ради добродетельнаго их жития, дабы образ всем христианам во градах живущим могли быти и в подражание; вторая – ради молитв их сильных у Бога, ими же многия болезни болезнующих граждан с верою и благоговением приходящих к ним уврачевывали; третия вина, дабы далеко не искать еже на архиерейство и на самое патриаршество возводите достойных, но дабы пред очима их были всегда, яко же познать удобно от истории о сем множайших; такожде и на иныя знаменитыя службы и послушания – во аввы, еже есть во архимандриты монастырям знаменитым, и во экономы, еже есть в домостроители великим еже есть соборным церквам, и в сиропитатели сих же избирали, яко верных зело сущих и ничесоже и никоего богатства себе желающих, и на сродников или родителей иждивати не имущих; и сих не ктому уже во отшельничество или самое уединенное житие приходящих, но паче в клиричество, еще же самое и главнейшее и честнейшее – и патриархами и царями и собором церковным ввели, и сим, ради послужения, от имений своих царских и сокровищ великия вотчины надали, дабы они, вместо царей и патриархов и вместо всего царства, всем потребная подавали – вдовицам, сирым, странным, больным и всем во всяких нуждах сущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

gr. 332, fol. 123v, etc.     Barlaam. Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 138.     Idem. Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1935. Fasc. 1. P. 64.     Nicephorus Gregoras. Florentius: Dialogus de sapientia (Φλωρντιος περ σοφας)/ed. A. Jahn//Archiv für Philologie und Pâdagogik. Bd. 10. Hf. 4. Leipzig, 1844 (Neue Jahrbücher für Philologie und Pâdagogik, oder Kritische Bibliothek für das Schulund Unterrichtswesen, X, 4). S. 492.     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, (3, 10; 16)//Coisl. 100, fol. 223v; 225 [Григорий Палама. Триады. С. 381; 387].     «ν Λατνοις φς κα τραφες [Среди латинян возросший и вскормленный]». — Nicephorus Gregoras. Florentius//Ed. cit. S. 507; Филофей повторят те же слова в: Philotheus. Contra Gregoram antirrhetici, XII//PG 151, col. 1109c; также см.: Joannes Cantacuzenus. Historiae, II, 39//Ed. cit. Vol. 1. P. 543.     Philotheus. Op. cit.//PG 151, col. 584b, 1109—1110, etc.; Philotheus Selybriensis. Dialogus//Patm. 336, fol. 461v (цит. nö Jugie M. Barlaam est-il né catholique?//EO. Vol. 39.1940. P. 108).    Намек на чин монашеского пострига.     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, (1, 5)//Coisl. 100, fol. 199 [Триады. C. 304].    Cp.: Jugie M. Barlaam est-il né catholique? P. 100—125.     «ξ Ελλνων ν Βαρλααμ, τ γνος κ Καλαβρας, κ προγνων τα μτερα φρονεν ναγκασμνοςκ του τοις Λατνοις π μακρν συνδιαιτασθαι και τος την ξω παιδεαν παρα τ δον πρεσβεουσι ποικλως διφθαρτο». — Vat. gr. 1717; цит. nö Stâniloae D. Via [a çi învâtâtura Sf. Grigorie Palama. Sibiu, 1938. P. 21; Jugie M. Barlaam est-il né catholique? P. 111.    Paris, gr. 1218, fol. 506v; Paris, gr. 1278, fol. 118v.     Barlaam. Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324.     Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 70.    См. в особенности проект унии, который он предложил константинопольскому Синоду, прежде чем отбыть в Авиньон в 1339 г.; изд. в: Gianelli С. Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

По полноте содержания, беседа в Схиматологии преп. Феодора Студита ближе всего подходить к таковому же собеседованию пред постригом в κολουθα το γου σχματος, χουσα οτως по Евхологию XV века Иерусалимской патриаршей библ. 73 (274), куда это собеседование было привнесено из последования малой схимы, как заставляет думать присутствие названного собеседования в Τξις κα κολουθα τς πρτης ποκρσεως, γουν το μανδου по Евхологию Синайской библ. 967, древность какового Евхология восходить к XIII веку 562 . Невозможность отнести собеседование в ркп. 604 к творчеству самого преп. Феодора Студита выяснена нами выше. Порядок чина ες σχμα το μανδυτου в Схиматологии преп. Феодора Студита – такой. На литургии, перед малым входом, желающего принять пострижение приводят к алтарю. После входа начинается и самый чин пострига. Сначала священник обращается к пришедшему на постриг с вопросами об искренности его намерения начать монашескую жизнь, а в дальнейшей беседе выясняет требования относительно истинного подвижничества. Окончив предварительное наставление, священник читает две вышеуказанные молитвы и совершает пострижение. Присутствующих в храме священник приглашает помолиться о постригающемся. Братия монастыря поет Κριε λησον γ», а затем – тропари: χ. δ». νοικται θρα τς μετανοας... Δξα κα νν, θεοτοκον· μνη γν κα χραντος Παρθνος... Далее священник возлагает, мантию на постриженного и при этом возглашает: δελφς μν δε λαμβνει τ παλλον το σχματος τν γιων ποστλων, τν αβνα το μεγλου κα γγελικο σχματος... Братия поет Κριε λησον, γ». Священник читает молитву Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... После молитвы произносится краткая ектенья с прошениями о новопостриженном, после ектеньи – возглас: «Яко свят еси, Боже наш»..., и с этого возгласа возобновляется последование литургии 563 . Вероятно, на случай, если бы пришлось постригать не за литургией, а отдельно от неё, в Схиматологии Феодора Студита дается такое окончание чина: Δξα κα νν, Τν τιμιωτραν..., ν νματ Κυρου, ελγησον. ερες· Θες, οκτερσαι μς... X

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Особой принудительности в признании влияния в данном случае чина крещения на чин великой схимы мы не видим. Ведь в чине крещения всегда полагается пение «Елицы во Христа крестистеся», а в последовании великой схимы по Евхологию 133 об этом пении говорится только как о возможном. Нам кажется, в приведенных словах 133 естественнее усматривать указание на время, к которому по студийской практике в годичном церковном круге приурочивалось пострижение в великую схиму. Как видно из Алексеевского устава, для пострига братий избиралась пасхальная седмица. В дни же этой седмицы вместо Трисвятого на литургии всегда поется «Елицы во Христа крестистеся». Но так как не все монастыри и не всегда строго соблюдали обычай пострижения в монашество на светлой седмице, то Евхологий 133, словами: τ Τρισγιον, σοι ε Χριστν βαπτσθητε... и дает указания, что следует петь в дни светлой седмицы и что должно петь в прочие дни, имея в виду различие на этот счет монастырской практики. Конечно, связанное с службою пасхальной седмицы пение «Елицы во Христа крестистеся» легко могло укрепиться в самом чине великой схимы и могло войти даже в состав его. Этим и надо обяснить, что 73 (274) назначает петь «Елицы во Христа крестистеся» уже без всякой оговорки 334 . XIX При подборе мест св. Писания для апостольского и евангельского чтений устроители богослужебных порядков всегда сообразуются со случаем. Поэтому и при пострижении в монашество естественно было взять из св. Писания места, особенно назидательные для принимающих монашеский постриг. Для апостольского чтения наши памятники указывают из послания к Колоссянам гл. III, ст. 12–16,– все, за исключением 971, который указывает Ефес. VΙ, ст. 10–17, а для евангельского чтения все указывают Мф. Х , ст. 37 XI, ст. 1 335 . Евхологий 73 (274) указывает особые чтения: апостол из послания Иакова, гл. V, ст. 10–20, евангелие от Mф. XI , ст. 27–30 336 . Чтение апостола предваряется пением прокимна: χ, γ». Κριος φωτισμς μου..., στ. Κριος περασπιστς... 73 (274) назначает другой прокимен: Σ ερες ες τν ανα..., στ. Επεν Κριος τ Κυρ μου...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010