7. Важнейшей задачей архипастырей и пастырей было и остается развитие церковной миссии, понимаемой как свидетельство о Боге со стороны каждого священнослужителя и каждого мирянина, осознающего свою принадлежность Христу – свидетельство, звучащее везде: в храмах или на светской работе, с публичных трибун или в частном общении. Отдельное внимание следует уделять тем, кто лишь недавно стал регулярно приходить в храм, молиться, знакомиться с церковной жизнью. В отношении таких людей требуется деликатная забота, постоянное внимание к передаче им знаний о содержании Священного Писания и Священного Предания Церкви. 8. Участники Архиерейского Совещания, тщательно обсудив вопрос о рясофоре, поднятый в ходе работы Межсоборного Присутствия над проектом " Положения о монастырях и монашестве " , выразили общее мнение, что рясофор является приуготовительным этапом к принятию монашества. " Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки " , включает в себя пострижение власов и облачение постригаемого в рясу, пояс и клобук (а также апостольник для женщин). Облаченный в рясу и клобук приуготовляет себя к монашеским обетам и к сопричтению " лику инокующих " . Постриженный в рясофор может быть рукоположен в сан диакона или священника при условии единогласного решения о том духовного собора монастыря. В таком случае рукоположенному усваиваются именования иеродиакона или священноинока. Намерение пребывать при монастыре, следствием чего становится принятие рясофора, влечет за собой нравственные обязательства. Нарушивший их – оставивший монастырь и ушедший в мир – подлежит епитимии. В случае если уход из монастыря осуществляется тайно, без ведома игумена или архиерея, либо путем обмана, наступают канонические последствия, связанные с недопущением к принятию священного сана. Вопрос о возможности рукоположения такого лица при условии его пребывания в безбрачном состоянии решается архиереем по результатам церковно-судебного расследования. Бывший рясофор, вступивший в брак, не может быть рукоположен.

http://religare.ru/2_105991.html

Муз. соч. и обработки: Издания автора: Духовно-муз. произведения: Четырехголосные песнопения для большого смеш. и однородного хоров. М., 1911. Вып. 1: Песнопения Божественной литургии. (23 номера); Вып. 2: Песнопения всенощного бдения (49 номеров) (рец.: Николай [Могилёвский], иером.//Рус. инок. Почаев, 1912. 8(56)); 1912. Вып. 3: Песнопения молебнов (20 номеров); Вып. 4: Песнопения заупокойных служб (25 номеров); 1913. Вып. 5: Песнопения Постной Триоди. Ч. 1: Службы на весь Великий пост (17 номеров); Ч. 2: Преждеосвященная литурия (9 номеров); Ч. 3: Песнопения в пятницу 5-й седмицы на всенощной и задостойник в субботу Лазареву и Неделю ваий (7 номеров); Ч. 4: Страстная седмица (26 номеров); Вып. 6: Заупокойные службы и отпевания мирских, монашествующих и священников (29 номеров): Для смеш. хора; Вместо запричастного: 4 тропаря из канона посещения Божией Матерью прп. Сергия. М., 1912; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть»: Простого расп.: Для однородного и смеш. хоров. М., 1912; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть»: Невская. М., 1912; Полный чин монашеского пострига: Разных напевов. М., 1912; «С нами Бог» (3 варианта: знам. расп. по напеву Сергиевой лавры, сокращ., обычного): Для смеш. хора. М., 1912; Херувимская песнь: Киево-печерская: Для 4-голосных однородных... хоров. М., 1912; «Вышшую небес»: Стихиры греч. расп. в ред. Сергиевой лавры. М., б. г.; Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского. М., б. г.; «Живый в помощи»: Пс 90 вместо запричастного стиха: Для большого хора. М., б. г.; Ирмосы великого канона св. Андрея Критского: Древнего распева. М., б. г.; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» (F-dur). М., б. г.; «Милость мира», «Тебе поем» и «Достойно есть» (d-moll). М., б. г.; «Милость мира» и «Тебе поем»: Невские, «Достойно есть»: Троицкое (e#moll): Трио. М., б. г.; Молитва свт. Филарета, митр. Московского. М., б. г.; Молитва свт. Феофана, затворника Вышенской пустыни. М., б. г.; На литургии Василия Великого: Обиходное (G-dur). М., б. г.; «Плачу и рыдаю» (из отпевания): Трио.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

– До того, как девушка станет послушницей, она живет в монастыре постоянно? – Нет, она приезжает и уезжает, чтобы присмотреться к жизни в монастыре, удостовериться, что здесь именно так, как она себе представляла или читала. – Хорошо, а когда уже все решено, и девушка приходит жить в монастырь, что значит быть послушницей? – Она продолжает быть на этапе искуса до того момента, пока она не посмотрит, каков образ жизни здесь, каков распорядок дня в монастыре, каковы люди вокруг нее. Если она почувствует, что все это ей подходит, а также посоветуется с духовником, она принимает решение остаться и стать монахиней или уйти из монастыря. – Герондисса, когда девушка решает остаться, дальше совершается постриг? – После того, как она побудет какое-то время послушницей, и сама и другие увидят, что она может остаться в монастыре, тогда совершается чин посвящения в рясофор, после которого она уже может носить некоторые монашеские облачения. И только спустя несколько лет уже совершается монашеский постриг, который называется великий ангельский образ. Могут пройти 5 или 6 лет прежде, чем это произойдет. – Эти два чина, то есть посвящение в рясофор и монашеский постриг, совершаются в присутствии в том числе и мирян? У монаха нет никого в этом мире, кроме Христа – Нет. Если вы почитаете последование чина пострига в великую схиму, или посвящения в рясофор, или в целом прочтете о смысле монашества, то вы поймете одну главную мысль: «У монаха нет никого в этом мире, кроме Христа», как говорил святой Неофит. Поэтому на этих службах, кроме нас, никого нет. Присутствует только сестричество, наш духовник и епископ. – Постриг совершается епископом? – Да, или духовником монастыря, это на усмотрение епископа. – Каков распорядок дня в монастыре? – В будние дни и субботу у нас одинаковый распорядок дня. В 4 утра начинается служба. Минимум 4 раза в неделю совершается Божественная литургия, поэтому утреннее богослужение заканчивается примерно 8 или 8.30, в зависимости от наличия праздника. Потом общая трапеза, а потом каждая сестра идет на свое послушание.

http://pravoslavie.ru/141504.html

Самогласные стихиры, положенные в совр. Триоди в Б. с. н., были написаны св. Стефаном Савваитом (известны 2 Стефана Савваита, один † 794, другой † ок. 807 - Карабинов. С. 119). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления ( Quinlan. T. 2. P. 4-5; Карабинов. С. 144, 248). Песнопение «Объятия Отча» - это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греч. и слав. Кондакарях в Б. с. н. (Laur. Г. 28, IX в.- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 90; ГИМ. Син. 777, XIII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 2. С. 387) и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 4). Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком ( Пентковский. Типикон. С. 234; ср.: С. 413, где оно названо тропарем), так же, как и принятый ныне в РПЦ Требник (см. совр. чин монашеского пострига в великую схиму - Требник большой. Л. 80). В иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном . Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Τν σωτον ζλοσα» (Блудного поревновал), к-рый помещен в Б. с. н. в Кондакарях Vatop. 1041, X-XI вв., и Patm. 213, XI в., в неделю 2-ю поста ( Карабинов. С. 83; Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 135-136). Анонимный кондак 3-го гласа «Τς πατρας δξης σο» (      ), к-рый приводится в совр. Триоди, встречается во мн. рукописных Кондакарях и Триодях с X в. ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 179). Раскрытию притчи о блудном сыне в совр. Триоди посвящены также 1-й канон на утрене 2-й недели и все самогласны 3-й седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду 3-й седмицы поста - возможно, песнотворец знал о связи 3-й седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне. Канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Αναλαβντες ν θερμος τος δκρυσι (      )), с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве 3-го канона Б.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Андрей (Коломацкий) - воин, миссионер и храмостроитель К 120-летию со дня рождения 19.02.2016 659 Время на чтение 23 минут 8/21 февраля 2016 года от Рождества Христова исполняется 120 лет со дня рождения замечательного человека - отца Андрея (до своего монашеского пострига 30.11.1945 года носившего имя Всеволод Коломацкий), биография которого уникальна и заслуживает особого внимания. Родился этот прославленный труженик в 1896 году в селе Саражинцы Киевской губернии, в семье церковного псаломщика Владимира и его жены Серафимы (в девичестве Богородицкой). Учился он в церковно-приходской школе и Киево-Подольском духовном училище, дар любви к Богу и усердной молитвы приобрёл с детства. Всеволод Коломацкий поступил в Киевскую духовную семинарию, но в связи с началом Первой мировой войны пошёл добровольцем в Российскую армию, в ряды Чешской (Киевской) дружины, которая впоследствии станет ядром Чехословацкой армии. С первых дней военных действий 3й роты дружины, в которой он находился, Коломацкий проявил себя как способный разведчик. С августа 1915 года он был направлен в 1е Киевское военное училище, по окончании которого, получив офицерский чин, был послан в 15й запасной батальон в Виннице и практически сразу подал прошение о переводе в действующую армию. 4 июня 1916 года он прибыл на службу в 5ю роту 127-го Путив льского полка, в составе которого участвовал во всех боях в качестве начальника пеших разведчиков до конца 1917 года, когда вследствие ранения был эвакуирован в Киев. К этому моменту 21-летний Всеволод был в чине поручика, получил четыре ранения и имел шесть боевых наград, в том числе ордена святого Станислава и святой Анны 3й и 2й степеней, которые изготавливались из золота или покрывались густой позолотой, два Георгиевских креста. Надо сказать, что Всеволод воспринимал войну, прежде всего, как отстаивание правды, защиту православной земли, верующего народа, как самопожертвование, о чём он пишет в своём жизнеописании.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Старцу нарекли новое имя – Никита, в честь святителя Никиты Новгородского, чьи святые мощи он спасал от поругания С чином монашеского пострига связан древний благочестивый обычай: в начале богослужебного последования, при пении покаянного тропаря предпостовой Недели о блудном сыне «Объятия отча…», принимающий монашество, облаченный в длинную белую рубаху, должен проползти из притвора храма в его центральную часть. Однако в этот период жизни старец сильно страдал от язвы на ноге. Ему было невыносимо больно даже стать на колени, не то что ползти. Поэтому, по благословению совершавшего постриг владыки Иоанна, старец просто шел из притвора в храм, насколько ему хватало сил, пригнувшись к земле… После пострига, когда, по обычаю, новопостриженному положено стоять всю ночь в храме до начала литургии с зажженной свечой, старец Никита, будучи не в силах оставаться на ногах, просто сидел… Интересно, что старец воспринял свое вступление в монашеский чин еще и как способ укрепить свое глубокое духовное единство с любимой матушкой – монахиней Надеждой. Ведь теперь он, так же как ранее она, сподобился принять монашеский постриг. Ныне их единство жизни в Боге, молитвы, христианской любви многократно приумножилось… Старец с особой радостью пишет сыну Серафиму Петровичу: «Мы с мамочкой приняли Ангельский чин. Слава Богу за все!» Известно, что в те годы своего монашеского подвига отец Никита пребывал в непрестанной молитве. Свеча в его келлии, которую он зажигал во время молитвенного предстояния у любимого им огромного Распятия, не гасла всю ночь… В годы своего монашеского подвига отец Никита пребывал в непрестанной молитве Несмотря на уже очень сильно пошатнувшееся здоровье, отец Никита тем не менее постоянно старался принимать участие и в общей монастырской жизни: исповедовал, нередко отчитывал бесноватых. 8 августа (по старому стилю; 21 августа по новому стилю) 1960 года, по благословению Патриарха Алексия I, его возвели в сан игумена, а 10 октября (по старому стилю; 23 октября по новому стилю) того же года – в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/134773.html

Вера Н., Москва 05 сентября 2012г. 04:28 Уважаемый о. Диодор! Мой вопрос касается монашеского права в его конкретном, частном проявлении. Ваша обитель - новый монастырь в уединенном месте - считается преемницей закрытого в 1920-е годы Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря. Что в данном случае входит в понятие преемственности — только ли наименование и икона Явления Пресвятой Бо­городицы прп. Сергию Радонежскому, уцелевшая от прежнего монастыря, или что-то еще? На днях исполняется 75 лет с ареста 17 сестер Богородице-Сергиева монастыря. Трое из них были расстреляны 17 сентября 1937 года в йошкар-олинской тюрьме (через 10 дней после ареста). Остальные 14 сестер по приговору тройки НКВД получили по 8-10 лет лагерей. Сестры обвинялись (вместе с еп. Сергием Дружининым, отбывавшим ссылку в Йошкар-Оле) в «контр-революционном заговоре церковников против советской власти»; все они в 1989 г. были реабилитированы. Почитают ли братия новой Богородице-Сергиевой пустыни каким-либо образом память своих умученных сестер? Удалось ли найти предполагаемое место захоронения расстрелянных и установить там крест? Известны ли судьбы монахинь, попавших в лагеря? Преемство имени и иконы монастыря влечет за собой долг памяти о его насельницах, не так ли? иеромонах Иоанн 09 января 2014г. 03:56 Отец Диодор ! многая и благая тебе лета! Ты отец просто бомбу скинул! Спаси тебя Господь! Только сейчас понял, после прочтения твоей статьи, что значат слова - оказывать послушание игумену и всей о Христе братии  ( из пострига в малую схиму) Добровольное отсечение своей воли перед избранным отцом игуменом и братией того монастыря , в котором принемается постриг и дается данный обет!  Вот какая мысль закладывалась святыми отцами в чин пострига ! А сколько мучения, когда всякий выскочка со стороны напоминает тебе о послушании и раздает поручения направо и налево ?! Отец ,спаси тебя Господь и Матерь Божья! Дай Боже увидеть расцвет истинного русского монащества во всей красе традиции святых отцов

http://bogoslov.ru/article/2736418

Вероятно, и Владыка митрополит, отпуская викария, предписал ему всестороннее внимание ко всему, во всех отношениях в общине. Преосв. Анастасий прожил у нас трое суток, осмотрел все, где только было возможно: ходил по всем кельям, разговаривал почти с каждой сестрой, обошел все амбары, погреба, конюшни, все-все, и поля, и луга, и лес. Он очень остался доволен, и, собрав всех сестер, много поучал их, говоря и обо мне, и об устройстве обители, и обо всем. Его отзыв вызвал и благодарность митрополита ко мне, и дело упрочилось и пошло настолько успешно, что на следующий 1885 год я уже осмелилась подать прошение о переименовании нашей общины монастырем, что и совершилось в сентябре того же 1885 года. 1 октября того же года меня посвятили в сан игумений. Тут же я подала прошение о разрешении постричь в монашество некоторых сестер. XXVII Первое пострижение в монашество 8 ноября 1885 года Получив разрешение постричь в монашество некоторых сестер, я избрала для совершения пострига, который был тем важнее для обители нашей, что он был еще первый, дотоле небывалый во всей здешней местности, день 8 ноября, когда совершается празднование св. Архистратига Михаила и всех Сил бесплотных. Выбор этот имел двоякую цель: чин монашеский есть чин ангельский, почему и прилично положить ему начало в день его первообраза, а день памяти св. Архистратига Михаила потому, что в деле моего исцеления и всем дальнейшем моем служении на пользу обители я была обязана Ему, Великому моему Заступнику. Радостен и необычен день этот был для всех сестер обители. Все они видели уже на деле, что обитель их окрепла, и окрепла настолько, что вот совершится и венец их трудов - пострижение, чего, волнуемые долговременными скорбями и неурядицами, они не могли ожидать. Я ощущала неземную радость в сердце, и волей-неволей должна была быть восприемной матерью первым постриженницам, так как, кроме меня, монахинь не было. Когда окончился чин пострижения, отдав посох девочке, я пошла на правый клирос, ибо во все первое время я сама и учила клиросных пению, и управляла хором, иногда в торжественные богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1967...

Студенческая жизнь продолжалась. Александр усиленно работает над собой, много читает. Постепенно ясно обозначается круг его богословских интересов, всё глубже он входит в изучение вопросов аскетики, духовной жизни, христианского и монашеского делания. Вопросы эти не потеряют для него своего значения многие годы, до конца дней; он всегда будет считать их первостепенными для человека, особенно для пастыря. Темой сочинения, подаваемого на соискание учёной степени кандидата богословия, Александр избирает «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана в связи с воззрениями святых Амвросия и Августина»; пишет эту работу на кафедре Патрологии, под руководством доцента Л.И.Писарева 36 . Всё более определенно размышляет он о монашестве, уже применительно к себе. За разрешением вопросов своей духовной жизни часто обращается к старцу Гавриилу. Чтобы ещё раз испытать желание иночества, уже прочно утвердившееся в Александре, старец благословляет его вместе с Феодором Успенским съездить во время летних каникул на Валаам. Здесь друзья проходят послушание наравне с братией обители, познавая на деле монашескую жизнь 37 . Вскоре по возвращении из Валаамского монастыря, 15 июня 1900 года, Александр принимает монашеский постриг с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского (память 8 февраля, 8 июня ст.ст.). В Академии чин пострижения совершал обычно сам Ректор, за всенощным бдением, после Великого славословия. Вот как описывает это событие очевидец: «Особенно величественно происходило шествие с постригаемым, когда впереди шёл всеми уважаемый, благолепный старец, схиархимандрит Гавриил, благоговейно осеняющий крестом путь приходящего к пострижению... По окончании службы наш Преосвященный Ректор всегда говорил назидательное слово новопостриженному. Затем вся братия провожала его в келию, где Ректор благословлял его иконою» 38 . Прошло несколько дней после пострига, и 22 июня монах Феодор стал кандидатом богословия. 24 июля его рукоположили во иеромонаха, и в академическом храме в честь Святителя Димитрия Ростовского им были совершены первые службы... Незаметно прошёл «сорокоуст» непрерывного служения. 15 августа, по окончании Казанской Духовной Академии, иеромонах Феодор, «как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в Академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патрологии» 39 . 2. Служение в Калужской и Казанской семинариях (1901–1904)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

18 августа того же года, ознаменованного, как известно, трагическим следствием по делу царевича Алексея, рождается печально знаменитый указ «О запрещении всем, кроме учителей церковных, писать в запертых покоях письма, и о доносе на тех, которые против сего поступят " … Дабы у всех приходских церквей сказать и выставить листы: буде кто станет запершися писать и о тех бы, кто сведает, извещали. А ежели кто не известит… те равную казнь или наказание приимут» 643 . 25 января 1721 г. был издан давно подготовлявшийся и ожидавшийся «Регламент или Устав Духовной Коллегии». Регламент открывался предисловием, содержавшим, в частности, «Присягу», которую должны были принести члены вновь создаваемого учреждения. «Исповедую с клятвою крайнего Судию Ду- ховныя сея Коллегии быти Самого Всероссийского Монарха». Соответственно, в части первой Регламента («Что есть Духовное Коллегиум») утверждалось: «А яко христианский Государь, правоверия же и всякого в Церкви Святой благочиния блюститель, посмотрев и на духовные нужды, и всякого лучшего управления оных возжелав, благоволил уставити и Духовное Коллегиум, которое бы прилежно и непрестанно наблюдало, еже на пользу Церкве, да вся по чину бывают, и да не будут нестроения» 644 . В «Прибавлении к Духовному Регламенту», также получившем силу закона и напечатанном впервые 14 июня 1722 г., содержался раздел «О монахах», включавший 61 пункт (сам документ называет их «правилами»). Первые 16 правил регламентируют порядок «кого и как принимать в монахи», в том числе: не принимать мужчин моложе 30 лет (п. 1), не принимать воина без «увольнения от высочайшей власти» (п. 2), не принимать чужого крестьянина без «отпускного письма от своего помещика» (п. 3), не принимать мужа от живой жены (п. 4), даже если они по взаимному соглашению хотят одновременно принять монашеский чин, но жене меньше 50–60 лет (п. 5). Архимандрит должен «смотреть прилежно о приходящем в монахи, не обязан ли он долгами, не бегает ли от суда, нет ли за ним дела государева» (п. 7), служащих не принимать без отпускного письма от губернатора или воеводы (п. 8). Запрещалось постригать насильно по воле родителей (п. 9), запрещалось принимать по вкладу, «одолжая тако монастырь» (п. 10). Подробно оговаривались условия первоначального искуса в монастыре. Каждый из новоначальных должен быть вручен «честному и трезвенному старцу, проходить же ему и общая монастырская послушания, каковая укажет настоятель, и тако пребывать в монастыре три лета неисходно» (п. 11). Лишь после трехлетнего испытания желающий постричься должен быть представлен архимандритом и духовным отцом епископу, с письменным свидетельством (п. 12). Если он после трех лет «раскается и монахом быть не похощет», свободно отпустить его (п. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010