Вы были верну своему пастырскому долгу. А что такое долг? Каждый знает: если он берет у кого-то деньги, то состояние, в котором он находится, и называется долгом. Имею долг — значит обязан вернуть то, что мне дали. Мы употребляем это слово и в ином значении, но и тогда оно не теряет своего первоначального смысла — пастырский долг есть обязанность пред Богом. Не пред людьми — пред Богом, потому что пастырем, священником человек становится не потому, что его выбрала какая-то группа лиц, как то имеет место в неправославных религиозных организациях. Человек становится пастырем, потому что его Сам Бог призывает к служению. Бог дарует пастырю благодать, и это означает, что священнослужитель подотчетен и ответственен в первую очередь пред Богом. Таково православное учение о священстве. Оно подвергается критике, особенно с точки зрения господствующих в настоящее время политических и философских вкусов. Иногда нас обвиняют в том, что мы не соответствуем светским системам власти и управления, на что мы отвечаем: наша система управления проистекает не из мудрости человеческой и не является результатом философских размышлений. Наша церковная система управления восходит к Самому Господу Иисусу Христу, Который не обращался к людям и не говорил: «изберите Мне 12 апостолов», а Сам избрал их и Сам поставил на апостольское служение. Затем и апостолы, распространяя веру Христову, поставляли, часто советуясь с людьми, лучших из мужей на пресвитерское и епископское служение. А потому долг священнослужителя — в первую очередь пред Богом; и пред Богом священник кается в своих грехах, кается, что не сделал то, что должен был сделать, исповедует свое несовершенство и призывает помощь Божию. Из сказанного вовсе не следует, что народ не имеет власти в Церкви. Он соучаствует во всем, что в Церкви происходит. Церковные решения, в том числе касающиеся назначения священнослужителей, не будут мудрыми и часто оказываются нежизнеспособными, если не принимается во внимание мнение людей, их отношение к тому или иному священнослужителю.

http://patriarchia.ru/db/text/3614140.ht...

Но вот Закхей, обремененный, по-видимому, угрызениями совести, воспоминаниями о многих неправедных делах, решил увидеть Спасителя, о Ком он слышал как о великом чудотворце и великом проповеднике. Спаситель обратил внимание на Закхея, — уж больно из ряда вон выходящей была картина, когда важный чиновник, вопреки всяким понятиям о субординации, сидит на дереве. И Господь сказал ему: «Закхей, спустись, сегодня Я должен быть в твоем доме». Уже то, что Господь пошел в дом к Закхею, действительно не могло пройти мимо внимания всех остальных. К человеку, презираемому всем народом, грешнику и казнокраду, обижавшему людей чрезмерными требованиями в пользу оккупантов, вдруг идет Спаситель! Что происходит? Этим потрясен сам Закхей, и уже в доме своем он говорит Господу: «Тем, кого я обидел, воздам вчетверо, и тем, кто нуждается, помогу от своего имения». Глубокое раскаяние Закхея и является причиной того, что в преддверии Великого поста мы вспоминаем это Евангельское событие. Какие же выводы можно сделать из этой удивительной истории о Закхее? Во-первых, тот, что поводом к обращению человека к Богу могут быть любые события в жизни, любые мысли, любая информация, которая вдруг открывает перед человеком перспективу иной жизни — жизни духовной. Это может быть прочитанная книга или встреча с людьми, просмотр фильма или просто прохождение мимо храма — построенного, как этот, недавно. Ведь тысячи людей проходят мимо, и уж, наверное, кто-то подумал: «Для чего в этом месте храм построили? Значит, он нужен современному человеку — как правило, образованному, много знающему? Значит, в его жизни чего-то не хватает…» Почему же было такое сопротивление в отношении новых храмов со стороны тех, кто выступает категорически против усиления религиозности в жизни нашего народа? Потому что они знают, что даже стены храма заставляют человека задуматься о том, о чем бы он никогда не подумал. Поводы для обращения могут быть разные, вплоть до самого что ни на есть простого любопытства, как и произошло в случае с Закхеем. Господь разными способами посылает человеку сигналы о необходимости задуматься о самом главном, и первое, что хотелось бы сказать в связи с воспоминаемым сегодня событием евангельской истории: мы должны быть очень внимательны к голосу Божиему. Господь говорит всегда тихо, и если какая-то мысль нас посещает, не стоит ее отбрасывать в сторону. Если эта мысль связана с Богом, с духовной жизнью, нужно вдуматься и услышать, что нам Господь говорит.

http://patriarchia.ru/db/text/5133895.ht...

И глаголет наченший лик, Стих: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.  И паки тропарь. Таже тойжде тропарь другий лик на коемждо стихе. По исполнении же пяти стихов, глаголют оба лика вкупе, первый стих и тропарь. Таже начинает наченший лик: Слава: Господи аще не быхом: И ныне: Многая множества моих Богородице, прегрешений: Всесвятая Богородице: Все упование мое: Господи помилуй,  40. И молитва: Иже на всякое время: Господи помилуй,  трижды. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче.  Священник, Боже ущедри ны:  И творим 16 поклонов, яко обычно, с молитвою святаго Ефрема: и творим косныя за еже уравнятися всем. Таже начинает предстоятель: Трисвятое, и метания 3. По Отче наш: Господи помилуй,  12. И глаголем молитву: Нескверная, неблазная:  и, И даждь нам Владыко: Подобает ведати: яко вящшии уставы и обычаи повелевают, после, И даждь нам Владыко:  пасти всем на землю, и глаголати священнику велегласно молитву, яже в Велицей вечерни: Владыко Многомилостиве Господи Иисусе Христе Боже наш:  И тако сотворив поклон предстоятель на землю, глаголет братиям: Благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом, помышлением, и всеми моими чувствы.  И мы отвещаем: Бог да простит ти отче святый:  И начинает от леваго лика по чину един и един, творити подобне и просити, и прияти прощение, дондеже скончаются вси. И тако начинает священник глаголати: Помолимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси  [имярек]:  и прочая, яко в ветхом учинении уставися. И по сих яко обычно, стих от предстоятеля, и к нему от всех подобне поклон, и тако отходим во своя келлии. Сей чин бывает во всю святую Четыредесятницу в Повечериях. Ведомо буди, предстоятелю стих глаголющу, мы: Благослови,  отвещаваем, приемше прощение. Подобает же екклисиарху и сие смотрити прилежно, да егда Повечерия отпущают быти знамению дне, сиречь прежде сомрака. Се убо яко предписася, един день святых постов прилежно испытавше, предложихом любви вашей, количество пения, и в нем воображенныя от святых отцев поклоны, яже несть лепо презирати, ниже великому законоположителю. Количество же дненощных бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме Полунощницы. Прияхом же в Палестине и в своих келлиях коемуждо пети Псалтирь: и могущии убо совершают ю дненощно: ови же трижды в седмице: ови же дважды. Поклоны же творити, елики коемуждо по своей силе предстоятель вообразит. Другие переводы Самое популярное Сейчас в разделе 398  чел. Всего просмотров 12 млн. Всего записей 335 ©2024 Переводы богослужений Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

Пироги долги. Блюдо прежья. Блюдо карасей». В праздники количество кушаний увеличивалось вдвое, втрое. В дни постов, особенно Великого, стол патриарха Адриана был умереннее. В понедельник и вторник 1–й недели Великого поста патриарх ничего не кушал, в среду же столового кушанья ему подавалось: «Папошники (белый хлеб). Басман (хлеб). Грибы холодные. Грузди холодные. Капуста холодная. Ретка. Рыжики гретые. Капуста гретая. Звар слаткой. Клюква гретая. Кисель клюквенный. Пироги с горохом. Пироги копытца. Гренки» 327 . В парадных обедах патриарха житье–бытье, по замечанию H. Н. Писарева, представлялось взорам посторонних во всей роскоши и богатстве 328 . Так старорусское благочестие даже бытовой жизни и обстановке первосвятителя придало формы сытого экономического довольства, бившего в глаза, вполне гармонировавшие с общим укладом патриаршего института, черпавшего свои силы более в материальных, чем в духовных средствах, по традициям, идущим от Иосифа Волоцкого . Патр. Адриан был верен этим традициям. Патриаршие приемы Велик расход был у патр. Адриана на так наз. «патриаршие приемы». К нему, как своему родному отцу, приходили, по установившемуся доброму обычаю, москвичи – от царя до простолюдина – за благословением на разные случаи своей жизни, – на брак, на отправление в поход или воеводство, на новоселье или именины и т. под. Патр. Адриан благословлял приходящих иконами, почему неудивительно, что у патриарха имелась своя иконописная и серебрянных дел мастерская, на содержание которой ежегодно выходило не менее 250 р. (более 4 тыс. руб.). Приходили к патр. Адриану славельщики, учителя и ученики московских учебных заведений по всем главным праздникам. Последние не только «славили», но и произносили святейшему орации, почему и назывались рацельщиками. Патр. Адриан любил принимать славельщиков и особенно рацельщиков, щедро одаряя их не алтынами (как при п. Иоакиме), а золотыми. Так, в 1696 г. он раздал 106 р. 28 алт. 2 деньги (более 1800 руб.), тогда как в первой половине XVII века патриарх раздавал славельщикам немного более 17 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Негативные тенденции в пастырском служении московского духовенства были отмечены Патриархом Алексием Москва, 15 декабря 2004 г. В своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил отдельные негативные тенденции в пастырском служении московского духовенства, воспитанного в советскую эпоху, сообщает пресс-служба Епархиального собрания г. Москвы. «У некоторых священнослужителей обнаруживается теплохладность, равнодушное отношение к своим обязанностям, – заявил он. – Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относится к испытаниям кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени». По свидетельству Патриарха Алексия, во взаимоотношениях пастырей и прихожан иногда существуют проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных «прогрессистов», реформаторов-неообновленцев, так и неоконсерваторов, неостарообрядцев, фанатично цепляющихся за все старое, боящихся всего нового. «Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта… Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода», – сказал Святейший Патриарх. В практике духовничества священник-«младостарец» требует неукоснительного послушания не Христу и Его Церкви, а себе, тем самым он обманывает людей, спекулируя на церковной мудрости о том, что послушание выше поста и молитвы. «Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое «я», устраивает в Церкви секту… Духовное руководство – это не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовного насилия», – сказал в заключение Патриарх Алексий. 15 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12155.html

Если нам и не дано стать выше внешних обстоятельств и обрести победу над ними, мы тем не менее должны помнить: наши мысли, чувства, поступки, запечатлевающиеся в нашем сознании и нашей памяти, и есть все то, что формирует облик нашей бессмертной души. Все это будет принесено Господу на суд, и не только в конце истории, но и когда мы предстанем пред лицом Божиим по окончании нашего земного бытия. Поэтому слова Спасителя о конце истории мы не должны относить лишь к неопределенно далекому будущему, но сознавать: у каждого свой конец истории, своя собственная кончина. И применять эти слова прежде всего к самим себе, задумываясь о том, что же мы принесем Господу на личный суд, который последует после нашей кончины. Евангелие повествует нам об очень простых вещах. Господь говорит, чтО для Него самое важное в деятельности человека, чтО должно стать высшим приоритетом и для нас, хотя чаще всего таковым не является. Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, принял ли странника, посетил ли больного, побывал ли у того, кто в заключении? Какие простые слова, какие удивительно простые требования! Но именно в контексте этой простоты формируется духовное состояние человека, по которому будет определяться на личном суде после смерти и на Страшном суде наша участь в вечности. Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, воздержанию, добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить всё, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота

http://patriarchia.ru/db/text/5418830.ht...

С 24 по 27 июня 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион посетил Рим и Ватикан, где принял участие в работе Редакционного комитета Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. В ходе поездки также состоялись встречи председателя Отдела внешних церковных связей с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином, председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом и Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой. Обсуждалось современное состояние православно-католического диалога и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. С 5 по 6 июля 2015 года митрополит Иларион посетил Стамбул, где состоялась его встреча со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. В беседе, в которой принял участие митрополит Галльский Эммануил, был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия между Константинопольской и Русской Православными Церквами, в частности, в подготовке Всеправославного собора. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 52 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения проектов документов Всеправославного Собора «Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» и «Важность поста и его соблюдение сегодня», отредактированных Специальной межправославной комиссией на заседаниях, проходивших 15-20 февраля и 30 марта — 2 апреля 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данных документов. Справка: Священный Синод в заседании от 5 мая 2015 года (журнал 18) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии изучить проекты документов, отредактированных Специальной межправославной комиссией, и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/4158601.ht...

Если мы отдаем себе отчет в том, что действительно оказались в плену, в плену некоей уже инерции, что греховная мысль начинает нас порабощать, тогда нужно бить тревогу для самого себя. Замечательным средством преодоления такого состояния является покаяние. В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 апреля 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, размышляет о том, как следует вести борьбу с грехами. Слово пастыря Доброе утро, дорогие телезрители! В связи с Великим постом в адрес нашей передачи поступил вот такой вопрос: «Ваше Святейшество! В своих проповедях Вы не раз говорили, что главное назначение поста — покаяние и, можно сказать, улучшение своей души. Сейчас наступил Великий пост, когда все это должно происходить с душой православного христианина. Но отчего же мы видим у верующих только внешнее проявление поста — отказ от животной пищи и прочее, а внутренних сдвигов так мало? Отчего же эти жалобы, мол, „не успел настроиться на пост“? Неужели мы стали так немощны? Или это признак нашего углубляющегося отпадения от Бога? А если что-то и происходит хорошее с душой, то как удержать ее в дальнейшем в таком состоянии, когда уже не будет духовного напряжения Великого поста? Может быть, есть какие-то методы или даже православные технологии?» Из письма Елены Васильевны Бородиной, г. Клин Московской области. Спасибо Вам за вопрос, Елена Васильевна. Действительно, вопрос этот серьезный и всегда актуальный. Кстати, с этой темой очень часто встречаются духовники. Приходит раскаявшийся на прошлой исповеди в том или ином грехе человек и, обращаясь к тому же самому духовнику, потому что нередко один священник в приходе, с некоторой стеснительностью говорит о том, что, вот, не удалось преодолеть-то грех, он остается. И снова и снова на исповеди люди каются в одних и тех же грехах, свидетельствуя о том, что не хватает сил преодолеть этот грех или обстоятельства, которые загоняют человека в узкое пространство, где грех господствует. И вырваться из этого пространства человек не может. Ваш вопрос из ряда этих недоумений.

http://pravmir.ru/slovo-pastyrya-texnolo...

Велось взаимодействие с епархиальными архиереями, которые ежедневно обращались в Рабочую группу для получения разъяснений и уточнений относительно порядка действий. Их основными собеседниками были управляющий делами Московской Патриархии и его заместитель, а также председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Осуществлялась оперативная реакция на точки напряжения, возникающие в регионах. Велся мониторинг и проводились опросы относительно ситуации в епархиях. Можно отметить, что ограничения по посещению богослужений были введены в подавляющем большинстве регионов, причем региональные власти, как правило, ориентировались на пример московских властей, независимо от особенностей ситуаций в собственных регионах. Более того, даже в тех епархиях, где региональные власти проявили определенную самостоятельность и ограничения практиковались более гибкие, можно было констатировать существенное снижение численности посещающих храмы. Епархиальные архиереи объясняют это откликом прихожан на призыв Вашего Святейшества к домашней молитве в проповеди , произнесенной в Неделю 4-ю Великого Поста.  В мае деятельность Рабочей группы была в значительной части направлена на переговоры с федеральными государственными властями относительно получения религиозными организациями льгот, а также на обеспечение реализации принятых в итоге этих переговоров решений. Также в мае велась работа с Роспотребнадзором относительно постепенного снятия противоэпидемических ограничений в отношении храмов. Были разработаны и утверждены Святейшим Патриархом «Указания настоятелям приходов и подворий града Москвы, наместникам и игумениям находящихся в Москве ставропигиальных монастырей на период выхода из режима противоэпидемических ограничений» . Аналогичные указания были разосланы в епархии в качестве образца с предложением вводить их применительно к местной ситуации.  Была собрана и продолжает обновляться статистика относительно заболевших клириков: информация поступала из России, Белоруссии и Казахстана. Из других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви информации о заболевших клириков не было.

http://patriarchia.ru/db/text/5681862.ht...

— Владыка, как Вы оцениваете перспективу взаимоотношений с Евангелической Церковью в Германии после отставки Маргот Кессман с поста президента ее Совета? Возобновится ли богословский диалог? — В мае я намеревался посещать Германию. Я предложил епископу Мартину Шиндехютте, отвечающему за межхристианские связи в ЕЦГ, использовать этот визит для того, чтобы встретиться и обсудить перспективы дальнейшего взаимодействия. В ответ я получил письмо, в котором говорилось, что такая встреча возможна при следующем условии: я должен дать письменные гарантии, что моя встреча с Шиндехютте послужит подготовкой встречи между госпожой Кессман и Патриархом Московским и всея Руси. Разумеется, никаких гарантий я давать не собирался, так как считаю невозможной подобную встречу. Я уже начал готовить ответ, когда пришла весть об инциденте, произошедшем с госпожой Кессман, а затем о ее отставке. Думаю, теперь требование гарантий потеряло свою актуальность. Что касается возобновления диалога, то, я думаю, обсуждать этот вопрос можно будет после избрания нового президента Совета ЕЦГ, которое состоится в ноябре. Хотел бы отметить, что избрание госпожи Кессман было в каком-то смысле лишь верхушкой айсберга. Как указал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском совещании, у нас вызывает принципиальное несогласие та либерализация в области богословия, церковного устройства и нравственности, которая наблюдается во многих протестантских общинах, в том числе в ЕЦГ. Мы должны прямо поставить вопрос: какой смысл вести диалог, если он не приближает нас друг к другу? Безусловно, у нас много возможностей для взаимодействия, и мы должны сохранить тот огромный позитивный потенциал, который был накоплен за 50 лет диалога. Но можем ли мы продолжать сотрудничество в формате межцерковного диалога, или надо искать какие-то другие формы взаимодействия? Думаю, на этот вопрос мы сможем ответить, когда будет избран новый президент Совета и когда станет ясно, насколько всерьез руководство ЕЦГ воспринимает нашу озабоченность сложившейся ситуацией.

http://patriarchia.ru/db/text/1050833.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010