Патриарх Феофан, простившись с царем Михаилом Федоровичем 4 февраля 1620 г., выехал из пределов Московского государства чрез пограничный город Путивль и, направляясь к Киеву, посетил на пути и благословил Густинскую обитель, незадолго пред тем основанную под городом Прилуками. Здесь встретили святителя множество казаков и сам гетман Сагайдачный, славный своими воинскими подвигами и страшный для врагов. Казаки провожали патриарха во всю дорогу до Киева, где остановился он, подобно другим православным странникам, в странноприимном доме недавно образовавшегося Богоявленского братства, учредили вокруг этого дома постоянную стражу и, по выражению летописи, «аки пчелы матицу свою, тако святейшаго отца и пастыря овцы словесныи от волков противных стрежаху» . Феофан прибыл в Киев в половине Великого поста 1620 г., следовательно, около 22-го числа марта, так как Пасха в том году была 16 апреля, и почти полтора месяца не позволял себе никаких духовных распоряжений во владениях польского короля, ожидая от него разрешения. Равно и православные, не зная воли своего правительства, опасались входить в открытые сношения с патриархом, который считался подданным турецкого султана, бывшего тогда в явной вражде с Польшею . А правительство польское смотрело на Феофана подозрительно: думало, что он послан был из Константинополя в Москву с поручением возбудить ее против Польши и потому ехал туда не чрез Литву, как ездили прежде Восточные иерархи, но избрал себе путь необычный — через Орду , и опасалось, как бы он не возбудил волнений, особенно между казаками. Это ясно высказывал канцлер и гетман коронный Станислав Жолкевский в письме к воеводе киевскому Фоме Замойскому и поручал ему внимательно следить за всеми действиями Феофана . Впрочем, не желая обнаруживать этих подозрений и пред народом, тот же канцлер и гетман уведомил наконец от 5 мая войта, райцев и граждан киевских, что он доводил до сведения короля о приезде в Киев патриарха Иерусалимского, что они поступили хорошо, приняв с пристойною учтивостию такого великого человека и знатного гостя, что для сопровождения его до волошской границы король назначил своего Почановского, да и они могут дать от себя проводников. От того же 5 мая канцлер дал знать и всем обывателям украинским, волынским и подольским о назначении Почановского сопровождать Иерусалимского патриарха до границы и приглашал всех оказывать ему везде на пути полное внимание и уважение как к человеку честному и знатному . С этого времени и начались открытые действия Феофана.

http://sedmitza.ru/lib/text/436137/

С точки зрения своей программы брошюра от 17 ноября 1742 г. представляла собой значительно более умеренный вариант первой записки тех же авторов: проблема патриаршества была на этот раз едва затронута. Дело ограничилось указанием на то, что «Духовный регламент», отвергая патриаршество, не содержит никаких формальных препятствий для восстановления Московской епархии. Второй главной темой была критика Коллегии экономии. Императрица пошла в общем навстречу этим пожеланиям: указом от 15 июля 1744 г. управление церковными вотчинами было из ведения Коллегии экономии передано Святейшему Синоду 528 ; в июле 1742 г. Иосиф Волчанский был поставлен архиепископом Московским (1742–1745), а 1 сентября того же года Никодим Сребницкий (1742–1745) стал первым епископом новоучрежденной Петербургской епархии 529 . При жизни Амвросия, пользовавшегося особым доверием императрицы Елизаветы, его влияние на церковные дела было прочным, как явствует уже из самого выбора кандидатов для посвящения в епископский сан и назначений на епархии 530 . После смерти в 1745 г. своего единомышленника Арсений остался в одиночестве. Из-за властного характера он нажил в своей епархии и в Петербурге немало врагов. Да и его успешная борьба против Коллегии экономии не доставила ему сторонников среди бюрократии 531 . Преемником Амвросия в Святейшем Синоде стал сначала мало чем замечательный архиепископ Стефан Калиновский, который в связи с назначением был переведен из Псковской епархии на Новгородскую. После его смерти (1753) первоприсутствующим в Святейшем Синоде стал Московский архиепископ Платон Малиновский, а за ним – Петербургский архиепископ Сильвестр Кулябка. В 1757 г. его место занял Димитрий Сеченов, который, как обнаружилось в правление Екатерины II, и лично, и по существу дела не сходился с Арсением 532 . При Елизавете планам Арсения противостоял также обер-прокурор князь Я. П. Шаховской, ставивший государственные интересы выше церковных дел. Его церковная политика нашла себе последователей, и ее направление осталось неизменным даже после того, как императрица по просьбе епископов сместила его с поста, который он занимал в течение 10 лет 533 . Несмотря на то, что Арсений был малороссом, у него не было сторонников среди епископов украинского происхождения. Не сумел он наладить отношений и с влиятельным графом А. Г. Разумовским , который вообще-то покровительствовал епископам из малороссиян 534 . Не числился среди его друзей также духовник императрицы Елизаветы протоиерей Ф. Я. Дубянский, пользовавшийся доверием государыни в столь высокой степени, что она, случалось, передавала с ним Синоду свои повеления. И в 1763 г., будучи уже духовником Екатерины II, он снова не оправдал надежд, которые возлагал на него Арсений. В этот критический период Арсения поддерживал, по-видимому, только канцлер граф А. П. Бестужев-Рюмин, заступавшийся за него перед императрицей 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Новости 9 марта, 2011 Спикер Мосгордумы Платонов заявил, что заставлять москвичей пользоваться электронной картой не будут " Эксперты, представители прокуратуры не усмотрели в законопроекте " Об универсальной электронной карте " нарушений Конституции " 9 марта, 2011 В. Р. Легойда: Перед Церковью уже две тысячи лет стоит эта задача — быть понятной человеку Христос говорил с разными людьми по-разному, используя понятный им язык. Хотя и Его не всегда понимали. Так может, причина не только в говорящем, но и в слушающем? 9 марта, 2011 Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты Универсальная электронная карта, введение которой запланировано в России, будет, по замыслу законодателей, объединять в себе пенсионное приложение с доступом к услугам Пенсионного фонда, полис обязательного медицинского страхования, транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд в общественном транспорте 9 марта, 2011 Сегодня Патриарх отслужил Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров 9 марта, 2011 Турецкая полиция предотвратила попытку покушения на Патриарха Варфоломея Полиция арестовала двух подозреваемых молодых людей в возрасте 17 и 18 лет. Покушение планировалось в стамбульском районе Фанар, где находится резиденция патриарха 9 марта, 2011 Вышла книга А. Волошун " Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность святой Великой княгини Елизаветы Федоровны " В книге сделана попытка систематизировать источники, освещающие многогранную благотворительную деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ответы на многие вопросы были получены в российских архивах. Многие документы до недавнего времени были засекречены 9 марта, 2011 В Москве священники пикетируют возле входа в Городскую Думу в знак протеста против закона об электронной карте Мосгордума обсуждает во втором чтении поправки в законопроект " Об универсальной электронной карте " , которая предполагает организацию выпуска, выдачи и работы этих карт в Москве. Электронные карты, как предполагается, заменят полисы страхования, медицинский, проездные билеты

http://pravmir.ru/category/news/page/551...

Как уже сообщала " Русская линия " , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Неделю Пятую Великого поста совершил Божественную Литургию в Исаакиевском соборе . После чтения Евангелия Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал: " Стремление к власти может быть греховным и буквально убийственным для человеческой души, если оно сопровождается непременным стремлением от власти получать личные блага - материальные, социальные, общественные, служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство - это всегда власть, в том или ином размере. И богатство может быть во благо, и богатство может быть в осуждение и погибель. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния - это не прихоть богатого человека, а это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно также и для людей, обладающих политической властью - требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/04/07/al...

Опубликован список тем, которые будет изучать Межсоборное присутствие Москва, 7 декабря 2012 года Заседание президиума Межсоборного присутствия. 21 ноября 2012 г. Фото: Патриархия.ru Список тем, которые в будущем необходимо исследовать комиссиям Межсоборного присутствия, опубликован в пятницу на сайте Патриархия.ru . Он был утвержден на последнем заседании президиума Межсоборного присутствия, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 21 ноября. «Темы для изучения в комиссиях нами утверждались в 2010 году на первом и втором заседании президиума и… некоторые из этих тем утрачивают свою актуальность. Кроме того, необходимо внести, может быть, некие поправки к формулировкам отдельных тем для того, чтобы мы могли более предметно и конкретно заниматься их изучением», — сказал Патриарха Кирилла в начале заседания, обращаясь к членам президиума. Из прежнего списка исключены те, которые в течение прошедших двух лет были отработаны комиссиями. Темы: Комиссия по вопросам богословия:    богословское осмысление творения мира и человека;    соотношение науки и веры;    издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении. Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви:    процедура и критерии избрания кандидатов во епископы;    границы приходов и членство в приходе. Комиссия по вопросам церковного права:    о границах применения современных технологий для подтверждения чудесных явлений и почитаемых событий;    кодификация источников церковного права;    упорядочение практики совершения браков (в частности повторных);    принципы интерпретации канонов;    церковно-судебная практика;    отношение к кремации;    дисциплина поста. Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства:    общецерковное богослужебное предание и местные богослужебные обычаи;    богослужения в памятные исторические даты;    Причащение и совершение приходских треб;    богослужебный репертуар церковных хоров с точки зрения истории и современной практики;

http://pravoslavie.ru/57975.html

Более 2 тысяч подписались под призывом к патриарху вступиться за «Pussy Riot» 7 марта, 2012. Новостная служба Представители православной общественности просят патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы «Pussy Riot», задержанных за хулиганство в храме Христа Спасителя. 7 марта. ПРАВМИР. Представители православной общественности просят патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы «Pussy Riot», задержанных за хулиганство в храме Христа Спасителя, сообщает «Интерфакс-религия» . «Ваше Святейшество, мы просим Вас проявить христианское отношение к участницам группы «Pussy Riot» и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела», — говорится в проекте письма патриарху, размещенного в блоге менеджера детской программы Фонда помощи хосписам «Вера» Лидии Мониава. «Мы также просим Вас выступить с обращением ко всем членам Православной церкви и дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане Православной церкви в дни Великого поста обрушивают на головы четырех девушек», — сказано в обращении. В нем отмечается, что большинство верующих людей считают подобное поведение в храме недопустимым. «Но еще более недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов Православной церкви», — пишут авторы документа. Они напоминают, что в Евангелии сказано: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Инициатор обращения Л.Мониава сообщила «Интерфаксу», что за прошедшее с вечера вторника время под ним подписались более 2000 человек. «Я отнесу письмо со всеми собранными подписями в патриархию сразу после праздника», — сказала она. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/bolee-2-tys-pravoslavn...

Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 5 января, 2011 «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 4 января в 22.40 на 74 году жизни скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф в московском медико-физиологическом центре им. Бурназяна от остановки сердца. В начале ноября 2010 года владыка Хрисанф в тяжелом состоянии был доставлен в одну из больниц города. Митрополит потерял сознание на мероприятии, на котором выступал с речью. Владыка возглавлял Кировскую а впоследствии Вятскую кафедру 33 года. Памяти владыки публикуем его интервью. Слово митрополита Хрисанфа на начало Великого поста Архиерей Вера-Эском Беседовал И. ИВАНОВ N467 – 20 июня 2004 г. — Владыка, позвольте, прежде всего, поздравить вас с получением сана митрополита – об этом мы уже сообщили нашим читателям. — Спасибо за поздравления. Когда мы в первый раз встречались, беседовали в этом кабинете? Года четыре прошло? — Увы, владыка, ни много ни мало минуло почти девять лет… (беседу с владыкой Хрисанфом мы публиковали в N 199-200, 1995 г., затем через пять лет была еще одна встреча, см. «Главная награда для православного — быть с Богом» — И.И.) — Боже мой, как время пролетело! Но вот в прошлом году исполнилось 25 лет, как я служу на Вятской кафедре, а в этом году его Святейшеством Патриархом Алексием был возведен в сан митрополита. Не думал никогда, что так случится, потому что за всю историю Вятки на здешней кафедре никогда не было митрополита, для Вятского архиерея сан архиепископа всегда был самым почетным.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-hr...

В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко. Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран. В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: " Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

— Каков распорядок Вашего дня? — Встаю я в половине восьмого. После молитвы и завтрака сразу уезжаю в Москву. Рабочий день у меня ненормированный и расписан по минутам. Главное в нем — встречи с людьми. В перерывах, если удается, читаю почту, подписываю бумаги. Когда не успеваю заняться документами, беру их с собой в качестве домашнего задания. Вдобавок — освящение храмов и часовен, практически ежедневные богослужения, в том числе по субботам и воскресеньям. Они у нас не бывают выходными. Иногда мое окружение, видя, что я устал, настаивает на отдыхе в середине недели. Но чаще всего, оставаясь в Переделкино, не позволяю себе часов, не занятых трудами. И потом, надо успеть прочитать текущую церковную периодику: «Журнал Московской Патриархии», другие издания… Появился новый большой журнал — «Вестник военного и морского духовенства». Раньше часу ночи лечь спать не удается. — Любите ли Вы утра? Бывает, что просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния Вам чужд? — Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается сейчас, во время Великого Поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утра надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. — «Надо»? Или — встречаете? — Надо. Ибо не всегда высыпаешься. День накануне нередко насыщен разными тяжкими проблемами. Они бесконечно крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка. Выключишь свет, а сна мучительно долго нет. Одно время я принимал снотворное, но потом отказался: нельзя. Безвредно и вроде успокаивает. — Мы с Вами соседи по Переделкино и часто утром или поздно вечером видим, как мчится по трассе Ваш небольшой кортеж. А можете себе позволить просто погулять в лесу, по живописной округе? — К сожалению, только по территории. Ну и чуть дальше. У нас есть хозяйство, где держим коров, кур, коз. Порой, когда на душе пасмурно, я люблю там бывать. Пообщаешься с братьями меньшими, покормишь их — помогает. Да и козье молоко вещь полезная, советую. А баранов не держим. От них только мясо — не станешь же есть своих подопечных. Так что на вертеле баранов не жарим (смеется).

http://patriarchia.ru/db/text/5642.html

Господь одарил владыку Питирима необыкновенным талантом – быть выдающимся специалистом в многих сферах деятельности, с которыми ему приходилось соприкасаться. Возглавив Издательский отдел Московского Патриархата, став всего лишь викарным епископом, он, казалось бы, не занимал особо выдающегося поста в Русской Православной Церкви. Но уже через короткое время владыка стяжал авторитет и признание как собратьев-архиереев и рядовых священнослужителей, так и простых верующих. В 60-е, 70-е, 80-е, да и в 90-е годы минувшего столетия он был, по сути, «лицом Церкви», иногда даже более известным, чем Святейший Патриарх. Именно через владыку Питирима многие наши сограждане узнавали о Православии, открывали для себя Христа, вставали на путь веры. Этому способствовала и личная харизма владыки, и внутренний аристократизм, воспринятый им от родителей и отшлифованный его учителем – Святейшим Патриархом Алексием (Симанским), и блестящее владение словом, и глубокая, сосредоточенная молитвенность, с которой хорошо знакомы имевшие счастье сослужить ему или присутствовать на проводимых им службах. Даже внешний облик митрополита Питирима производил сильное впечатление на видевших его: красота и строгость, простота и достоинство, пронизанные апостольским духом, вызывали доверие, он воспринимался как истинный «столп Церкви». Главной задачей владыки Питирима, решению которой он посвятил больше 30 лет своей жизни, было засеять образовавшуюся в ХХ веке духовную пустыню словом Божиим. И, несмотря на несочувствие, а то и противодействие властей предержащих, ему это удалось. Священное Писание, молитвословы, богослужебная и церковно-историческая литература, «Журнал Московской Патриархии», календари издавались и, главное, распространялись по всем уголкам огромной страны, индекс книг постоянно расширялся, тиражи постепенно увеличивались, а в конце столетия в этот процесс стали, с помощью Издательского отдела, втягиваться и другие организации. В этой его деятельности немалое место занимала и подготовка кадров. Мало того, что владыка предлагал творческие задания многим тайным христианам, ставшим негласными или внештатными сотрудниками Издательского отдела, но и молодых людей – семинаристов, а затем и выпускников светских вузов, владыка готовил, говоря военным языком, как «спецназовцев», которым, пусть и с разной степенью успешности, была по плечу самая разнообразная работа – журналистская, писательская, издательская, фоторепортерская, кинематографическая, научная, исследовательская, даже дипломатическая, ну и, конечно, богослужебная. Пример этому универсализму подавал сам митрополит, постоянно осваивая те профессии, специалистами которых ему приходилось руководить. И не случайно, говоря о кадрах, был использован военный термин, потому что люди, которые оставались работать с владыкой, приходили не зарабатывать, не делать карьеру или имя, а стремились именно служить, – служить Церкви и Отечеству.

http://pravoslavie.ru/139301.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010