Но все эти формы религиозных проявлений становятся бессмысленными, если они теряют связь с живой душой. Бессмысленны и бесцельны молитвы, если они произносятся только устами и если в них не участвует ни ум, ни сердце. Становятся совершенно ненужными обряды, если они не воспитывают душу в любви и покорности к Богу. Даже дела благотворительности и служения ближнему теряют свою ценность, если человек не участвует в них душой (1 Кор. XIII, 3). Если мы поймем все это, поймем взгляд Господа на религию и на религиозную жизнь, то нам станет ясен смысл всех трех ответов, в которых обнаружилось Его разногласие с фарисеями. Когда фарисеи упрекают Его в том, что сближением с мытарями и грешниками Он позорит Свое звание духовного учителя, Господь отвечает им: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Самое ценное для Бога — душа человека. Поэтому и обязанность религиозного учителя именно в том и состоит, чтобы эту душу, омраченную, недугующую грехом и ушедшую от Бога, просветить, исцелить и снова вернуть к Творцу. Не нужен тот учитель, который не идет за этой душой, гнушаясь ее язв, и бессмысленно его величаво-надменное стояние в отдалении от людей, требующих его руководства. Если он желает оставаться лишь в незапятнанном Кругу праведников, то он бесполезен и не делает своего дела. На вопрос, почему ученики Его не постятся, Господь отвечает: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених и тогда будут поститься в те дни (Мк. II, 19-20). Это значит: пост не соответствует их теперешнему настроению. Пост есть внешнее выражение душевной скорби и сокрушения о грехах. Но сейчас для них время радости, ибо Я, Господь и Учитель их, с ними. Было бы смешно, если бы гости, приглашенные на свадебный пир, скорбели и постились. Так и для их ликующей души пост не только бесполезен и бессмыслен, но был бы лишь вредным лицемерием. Наступят дни, когда Меня не будет с ними, тогда будут скорбеть и поститься.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Об этом так учит апостол Павел «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое. Все мне позволительно, но не все назидает» ( 1Кор. 6:12–18, 10:28 ) Так, по учению Апостола, позволительны пища и питие для человека, но не все полезно для него, а ничто не должно обладать им, а посему и должно воздерживаться от того и другого. Пост же состоит, братие, в воздержании от известного рода пищи и в известное время согласно уставу Православной Церкви. Он, как и воздержание, имеет важное значение в борьбе человека с его страстями, с его духовными идолами. Спаситель учил род бесовский не исходит (изгоняется) токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). «Как телесная пища утучняет тело», учит св. Иоанн Златоуст , «так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни» (Бес. 1 на кн. Быт.). Св. Иоанн Лествичник поучает «ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного наполнен нечистыми идолами. Кто угождает чреву своему и намерен преодолеть дух блуда, тот подобен старающемуся потушить пожар маслом. При изнурении чрева смиряется сердце, от угождения же чреву кичится помысл» (сл. 14). Такое великое значение имеют для христианина пост и воздержание. Особенно, братие, будем воздерживаться от употребления вина, будем избегать пьянства. Вы слышали, братие, как пагубна эта страсть для человека, знаете также, как многие поддаются этой страсти. Будем посему бороться с нею не только сами, но по возможности и других удерживать от нее, чтобы спасти и своих родных и знакомых. Страсть эта тем особенно и пагубна, что требует от нас, братие, особенной борьбы с нею. Что касается тех, которые уже предались этой страсти настолько, что сами собою не владеют, то о них нужно сказать, что это люди – больные, и каких-либо действительных человеческих средств к излечению их, в настоящее время, указать невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Отсюда, как я уже сказал, берет начало Великий пост. Для многих это всего лишь перемена пищи, время, когда нужно чаще ходить в церковь и, пожалуй, больше молиться. Но нужно понять, что подлинное наше возвращение к Богу и, значит, к самим себе, начинается не с чего-то внешнего: не с поста как такового, не с более усердного хождения в церковь и даже, быть может, не с молитвы. Оно начинается с нового видения жизни. Грех – это разделение и разобщенность, грех – это неспособность примириться и простить, неспособность в собственной жизни отобразить то единство, в которое призвал нас Бог . Вот почему Великий пост начинается с Прощеного воскресенья – с призыва к прощению. Только тогда обретает смысл все остальное. Два покаяния В прошлой беседе я говорил о первой теме или, лучше сказать, о первом призыве Великого поста – о прощении. Сегодня речь пойдет о второй и, вне всякого сомнения, главной, сердцевинной его теме, о главном его призыве – о покаянии. Великий пост – время покаяния, т.е. беспощадной, на последней глубине совершающейся оценки самих себя, всей нашей жизни; время, когда мы особенно стремимся жизнь эту очистить, исправить, возродить. Но как самооценка эта, так и исправление нашей жизни зависят, в первую очередь, от того, понимаем ли мы не только умом, но и всей душою, всей совестью, что значит покаяние и призыв к нему. А ведь призыв этот – не просто одно из «слагаемых» христианства, но его основа и в буквальном смысле начало. Ибо само Евангелие начинается с двойного призыва к покаянию. Сначала это призыв Иоанна Крестителя. Как говорит в самом начале своего повествования евангелист Марк, явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1:4–5 ). И затем – призыв Самого Христа, с которого и начинает Он Свою проповедь : Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Итак, христианство – и не только тогда, два тысячелетия назад, но и всегда, и сейчас – начинается для каждого из нас с призыва покаяться, с того, что призыв этот мы слышим и принимаем. Но что же он значит? К чему призываемся мы и в чем сущность такого покаяния? Быть может, ответ на этот основоположный для христианства вопрос и заключен как раз в евангельском рассказе о двух призывах. Начнем с призыва Иоанна Крестителя. Евангелист Лука передает его более подробно: И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари (сборщики налогов – люди, считавшиеся особенно нечестными и продажными. –Прот. А.Ш.) креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк. 3:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Поэтому, не сомневайся прибегать к Его милосердию! Как бы ни тяжки были твои грехи, как бы жестоко не овладел диавол твоим сердцем, Господь изгонит из него все пороки и страсти, как изгнал их из того отрока, лишь бы ты сам не предавался им добровольно, сам бы не призывал беса в свою душу, но дал бы себе твердый зарок впредь бороться со всякими соблазнами. А как  с ними бороться – этому научает нас конец сегодняшнего Евангельского чтения. Когда Иисус Христос исцелил его, то: «28. ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (беса)? 29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, вам от молитвы и поста. 80. Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею, и Он не хотел, чтобы кто узнал Его. 31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его и по убиении, в третий день воскреснет». Т. о., Спаситель указал два средства для борьбы с бесом и с грехами: молитва и пост. Рассмотрим, братия, значение этих спасительных средств повнимательнее, потому что ныне многие легкомысленно относятся к молитве и к посту, да еще говорят, что Христос Спаситель никогда не устанавливал постов и не велел помногу молиться. Стоит пожалеть этих людей; они решаются рассуждать о Евангелии, очевидно, совершенно не читая и не помня его. Господь не только заповедал с полною ясностью молиться и поститься, но и научил нас, как именно следует заниматься этими св. деланиями. Он говорил, что когда поститесь, то не будьте унылы, чтобы показаться людям постящимися... но помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если Господь обещает за пост награду от Отца небесного, стало быть, Он считал его за дело Святое. Только надо и то разуметь, что Он не назовет постящимся человека, который в пост ест еще больше, чем в мясоед, только без мяса, да напивается вином: такой человек постится не пред Отцем небесным, а пред своим собственным заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

священноинок Дорофей Глава 21. Поучение о добродетелях, возводящих душу на небо Снова говорю, велики добродетели эти: пост, всяческое милосердие и милостыня. Поскольку до небес душу возносят. И снова говорю, велики добродетели эти: любовь, мир, братолюбие, душевная и телесная чистота, поскольку дерзновенно у Престола Божьего душу ставят. И снова говорю, велики добродетели эти: уединенное чтение и внимательное слушание священных книг Божественного Писания. И смирение, и смиренномудрие деятельное, поскольку ставят душу одесную Бога и делают Его милостивым. И в Царство Небесное приводят. Уединенное чтение и внимательное слушание священных книг Божественного Писания, любовь и милосердие, душевная и телесная чистота, смирение и смиренномудрие – превыше всех добродетелей, ибо дают людям жить вместе с ангелами, а святым – непобедимое оружие против дьявола и его воинства. Боятся их бесы больше всех добродетелей. Уединенное чтение, и внимательное слушание священных книг Божественного Писания делают человека сведущим в духовном учении и житиях святых. Учись, учись из божественных писаний и святоотеческих рассуждений, как победить страсти и обрести добродетели. Чтоб наполнился ум твой словами Духа Святого и забыл прежние мысли и речи, которые слышал, и вещи неподобающие, которые видел вне кельи. И тогда начнешь понимать и творить духовные добродетели. И великую помощь окажут тебе долгие молитвы и прилежное и внимательное чтение в безмолвии. А, кроме того, имей любовь и милосердие, чистоту и пост, смирение и смиренномудрие. Эти великие добродетели из бездны могут вывести человека и вознести до небес. За одну только гордыню многоклятую ангелы были низвергнуты с небес и сделались бесами. Гордыня, высокомерие, безжалостность, себялюбие и сребролюбие злее всех злых дел: навсегда отлучают от Бога. А смирение и смиренномудрие, любовь и милосердие, чистота и чтение книг, напротив, способны вознести человека от бездны до самых небес. Поскольку Сам Господь дает блаженство прежде всего соблюдающим заповеди Его и добродетели: любовь и милосердие, пост и чистоту, смирение и смиренномудрие, и чтение книг. И говорит так: «Если любите Меня… пребудьте в любви Моей» ( Ин. 14, 15; 15, 9 ). И еще говорит: «…будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6, 36 ). И еще говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие …, ибо они насытятся» ( Мф. 5, 6 ). И еще говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). И еще говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 28–29 ). И еще говорит: если даже доброе делаете, «…говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17, 10 ). И еще говорит: «Исследуйте Писания, и найдете в нем …жизнь вечную» ( Ин.5,39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf Пятница седмицы 12-й по Пятидесятнице Пришли к Господу ученики Иоанна Крестителя и спрашивают: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Что такое пост и для чего он нужен? Цель всякого духовного делания только одна – приблизиться к Богу. Для чего мы постимся, для чего молимся, в храм ходим, причащаемся, Священное Писание читаем, пытаемся заповеди Божии исполнять? Зачем нужно больного посетить? Почему нужно сдержаться, когда тебя гнев раздирает? Это есть всего лишь средство к достижению общения с Богом. Что мешает человеку с Богом общаться? Грех. Грехи у всех разные: у одного сквернословие, у другого гордость, у третьего блудность, у четвертого самомнение, превозношение или страсть к деньгам – у человека много всяких идолов, которые встают стеной и мешают ему Бога видеть. И когда человек предпринимает пост, молитву, то цель его – разрушить этих идолов, чтобы ничто не мешало ему видеть Бога. Цель поста – это приближение к богообщению. Но как Иоанн Богослов пишет: мы возвещаем о том, «что видели своими очами… что осязали руки наши, о Слове жизни». Какой смысл в посте, когда вот Он – Бог ? Его можно руками потрогать, Его можно послушать, можно припасть к Его ногам и поцеловать следы Его ног на земле. Смысл поста исчезает, не нужно уже никакой молитвы, никаких постов – живой Бог рядом с нами. Поэтому с тех пор, как пришел Христос в мир, жертвоприношения в храме стали бессмысленны: живой Бог ходит по земле – а там каких-то волов, овец, птиц сжигают неизвестно зачем; живой Бог находится рядом – а люди ходят мимо Него и Его не замечают. Пост нужен только как орудие нашего спасения, но для многих он превращается в серию каких-то запретов: мясо не есть, молочка не пить. Многие приходят (иногда раз в году) и говорят: я вот в первую неделю не ела, во вторую ела, а в третью опять не ела. То есть только качество пищи человек различает: это, мол, грех, а это не грех. Нет, смысл поста не в этом. И причащаемся мы натощак не потому, что причастие нужно усваивать, как какое-то лекарство, именно натощак – просто этим литургическим постом мы оказываем честь Святым Тайнам и подчеркиваем, что это пища небесная, что мы не ставим ее вровень со всей остальной пищей. Мы принимаем ее как святыню, чтобы ничто не мешало для нашей души и тела соединиться со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Слово на Прощеное Воскресенье. О спасительном значении для нас поста, если он сопровождается нашею истинною любовию к ближним 95 Господь Спаситель наш перед тем, как выступить на открытую духовную борьбу с князем мира сего и со всеми его злыми духами, действующими в людях, подверг Себя сорокадневному посту. Этим самым Он показал всю спасительную для нас силу поста. Какое значение имеет пост, это явствует также из слов Христа: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Отсюда понятно, почему Ап. Павел сказал: «Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:26–27 ). «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ). В строгом соответствии с этим божественным и апостольским учением, показывали всю силу поста и св. отцы Церкви. Они, на основании своего собственного опыта, учили, что бороться с искушениями демонов и со всем злом диавольским в мире можно только при благодатной одухотворенности нашего плотского состава, которая достигается прежде всего постом. А св. Иоанн Кассиан говорит, что и самое наше духовное преуспеяние измеряется постом. В то же время св. отцы Церкви свидетельствуют, что молитва наша только тогда имеет особое чудотворное действие, когда сопровождается постом. Поэтому великими чудотворцами были преимущественно выдающиеся постники, как например, святые: Антоний Великий , Серафим Саровский , а также праведник Русской Церкви о. Иоанн Кронштадтский . Последний однажды, говоря в Андреевском Кронштадтском соборе проповедь за литургией, на которой мы присутствовали, сказал, что Бог исполняет наши молитвы, если они сопровождаются воздержанием, что им самим было испытано тысячу раз. Точно так же необходим пост и для покаяния, почему Господь требует, чтобы люди каялись, т.е. обращались к Нему от грехов своих, в посте и молитве. «И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании» ( Иоил. 2:12 ). История ветхозаветного Израиля, как свидетельствует Библия , говорит нам, что когда израильтяне желали испросить прощение у Бога в грехах своих, то они налагали на себя пост, и он был неизменным спутником покаяния для умилостивления праведного Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как …сказано: … И забыл Бога, создавшего его (см. Втор. 32, 15 ). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: По неверию вашему ( Мф. 17, 20 ), а потом прибавил: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9, 29 ). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Он отвечал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни ( Мк. 2, 18–20 ). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными – Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.е. в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом (2, ч. 1, с. 86–88). Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак – малое отягощение, и, с другой стороны, – излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию (2, ч. 2, с. 92). Готовясь к причастию, должна употреблять (кроме болезни) пищу без масла; накануне причастия после повечерия ничего не вкушается. В другие дни после всенощной здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются со своей немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают (2, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его», то ученики «весьма опечалились». Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва . Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем. Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам… Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Вот – истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот – истинная молитва , как всецелое посвящение себя Богу. И вот – истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ), что они перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног. Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» ( Деян.19:13–16 ). Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»? И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного и молочного, но зато остальное – вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды! А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога, а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость… Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу». Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа. Перед первыми христианами – живой пример Апостолов. А перед нами – одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», – мы вступаем в Церковь , как во тьме, на ощупь, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идем, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Фарисеи того времени особенно старались казаться постящимися. Евреи имели обыкновение часто совершать омовения тела и мазать голову маслом; это необходимо было в жарком климате Палестины. Фарисеи же в дни поста не умывались, не чесали волос и не мазали их маслом, надевали старые одежды и посыпали головы пеплом; так поступали они для того, чтобы необычным внешним видом своим обратить на себя внимание людей и обмануть их. Они не столько постились, сколько казались постящимися; обманутый ими народ хвалил их за такое мнимое благочестие, и они этим вполне удовлетворялись, так как только для этого и лицемерили. От Своих же последователей Христос требует иного поста. Не будьте унылыми, мрачными, когда поститесь, не изменяйте своей внешности ничем и вообще старайтесь не обращать на себя внимания людей; ведь вы поститесь не для них, а для себя, и не перед ними, а перед Отцом вашим Небесным, Который видит все, что вы совершаете втайне, и знает даже ваши помышления; зная ваши добрые дела, молитвы и пост, совершаемые втайне от людей, Он воздаст вам явно 30 . Выше было сказано, что заповедями Христа не воспрещается явное совершение добрых дел и молитв, если они совершаются не для того, чтобы люди видели их; точно также не воспрещается и явный пост, если кто постится для подчинения своего тела духу, для большего удобства молиться и каяться, а не того, чтобы люди видели это и хвалили постящегося. Цель земной жизни человека – достижение вечного блаженства в Царстве Небесном. Поэтому он должен заботиться только о том, что ведет его к этой цели: самоотверженная любовь к ближним, даже к врагам, совершение для них добрых дел, самоосуждение, покаяние, пост и молитва , это – такие сокровища, которые необходимы для вступления в Царство Небесное, и которые не отнимутся ворами и не истребятся ни молью, ни ржавчиной, как истребляются и отнимаются сокровища, имеющие значение лишь для кратковременной земной жизни. Не собирайте себе сокровищ на земле Зная слабость Своих слушателей к любостяжанию, к накоплению богатств и предметов роскоши, зная, что эта слабость, превратившись в страсть, отуманивает ум и делает сердце неотзывчивым к нуждам ближних, Христос предостерегал их от пристрастия к тленным сокровищам земли и заповедал им накоплять только те сокровища, которые имеют значение на небе, то есть для вступления в Царство Небесное. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6, 19–21 ). Полюбив богатство, предметы роскоши и вообще все земное и привязавшись к нему всем сердцем, человек не думает уже о накоплении тех нетленных сокровищ, которые открывают двери Царства Небесного: сокровище его, кумир его – на земле, и сердце его порабощено земным; он ничего, кроме земного, не чувствует, не видит и не понимает; сердце его окаменело, глаза ослеплены, ум помрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010