Дорога к Рождеству Христову ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ДОРОГА К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 ноября - 2 декабря. - Рождественский пост. - Вифлеем без Рождества. - Пробелы в образовании. - Безальтернативный атеизм. - Информационный террор. - Муфтий и раввин за " православную культуру " . - Татарстанская патология. - Проекты Приволжского округа. - Сезон созревания раскольников. - Подпись покойника. - Болезнь мирского шовинизма. - Единственная защита. На прошлой неделе у православных христиан начался Рождественский пост. Об этом сообщает " РИА-Новости " . В информации агенства говорится о том, что согласно учению Православной Церкви, " Рождественский пост установлен для того, чтобы люди ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принесли Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению " . Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он всегда начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 7 января. Так как заговенье на пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым. В сообщении агентства приведены правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: " нельзя есть мясо, коровье масло, молоко и молочные продукты, яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и растительное масло... С 3 до 7 января/по новому стилю/пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется " . Православная Церковь заповедует поститься не только телесно, но и духовно, " поскольку пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой, напоминает Церковь " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor22.htm

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Рецепты православной кухни Содержание: Введение Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост начался с благоговения к Богу и послушания Его святой воле. Указавши время поста. Господь указал и высокую цель его. Во-первых, - для спасительного участия в жизни, страданиях, смерти и славе Своей, во-вторых, - для освобождения от греха и единения с Богом. Только постом, и особенно строжайшим, человек может измениться и духовно усовершенствовать себя. " Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него - ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? " (Свт. Тихон Задонский) Пост - это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; если он превращается в цель тщеславия, то является орудием для самоубийства. Вредно невоздержание в пище, но вреден и неумеренный пост, ибо те, кто гнушаются пищей, ослаблены телом, и это не позволяет им совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. А пост всегда соединен с молитвой, ибо молитва - страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, истребление зависти, уничтожение неправды. Молитва борется с душевными страстями и, победив их, очищает человека. Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, делается из неправедного праведным, из злого - добрым, из нечестивого - благочестивым. Кто любит здоровье, пусть усердно предается посту. Но пост не только с воздержанием от пищи. Истинный пост - удаление от зла, гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи. Пост избавляет от рабства и дает свободу, исцеляет душевные раны и укрепляет ум, уничтожает страсти и смиряет помыслы. Пост смиряет тело, но просветляет душу, делает ее легкой и парящей в высоте.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Чаплин о зверином оскале, смысле жизни и безалкогольном пиве Источник:  Сайт РБК Пока в Ватикане идет революция со смыслом, известный православный священник предлагает обучать российских школьников " смыслу жизни " , а православные верующие задумались о смысле запретов Великого поста. Корреспонденты РБК Александра Федотова и Кирилл Сироткин спросили у одного из самых ярких священников РПЦ, председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина про церковь для бедных, потерю паствы, страну мигрантов и вино в пост. Недавно начался Великий пост, который соблюдают многие россияне. Обязательно ли придерживаться всех ограничений или современному человеку есть какие-то поблажки? Если человек хотя бы один раз попробует провести пост без поблажек, он поймет одну важную вещь: возможна другая жизнь. То, к чему он привык (чрезмерная суета, чрезмерный объем ненужной информации, пустого времяпровождения, пищи), абсолютно ему не нужно, без этого можно обойтись. Поблажки хороши для пожилых людей, а молодым я бы посоветовал хотя бы раз в жизни отнестись к посту максимально серьезно – как в отношении пищи, так и в отношении более важных вещей. Пост – время для молитвы, для покаяния, для постоянного участия в богослужении, для того чтобы понять: отношения с Богом – самое главное в жизни человека. Это единственное, что важно, все остальное глубоко второстепенно. Насколько совместим пост и такие современные вещи, как Интернет? Пост несовместим с праздным и пустым времяпровождением. Есть каналы передачи информации, которыми мы пользуемся. Очень часто разговор через технический канал ничем не отличается от личного разговора. Мы же не накладываем на себя строгий пост в разговорах. Впрочем, некоторые подвижники весь пост молчали и уходили в пустыню, что современному человеку хотя бы раз в жизни удивительно полезно было бы попробовать. Но мы все-таки работаем, общаемся с домашними, кто-то учится, и пост – время, когда важна не форма общения и не техническая сторона, а содержание общения. Если мы говорим гадости друг о друге в глаза и за глаза, если мы ведем пустые бессмысленные разговоры, если мы не понимаем, зачем смотрим ту или иную передачу, ведем тот или иной разговор, происходит обессмысливание жизни, обессмысливание общения. А пост – это время научиться жить со смыслом. Поэтому общение в социальных сетях должно быть в пост немножко другим – более осмысленным.

http://religare.ru/2_100698.html

Проповедь на Чине прощения 20 февраля/5 марта 2006 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы вновь начинаем путь Великого поста. Но прежде давайте скажем, что такое пост и зачем он установлен Церковью. В первую очередь, мы должны помнить о том, что пост — это инструмент, но не самоцель. Хотя и очень важный инструмент, установленный Церковью в деле нашего спасения. Пост — это преодоление страстей, злых привычек, излишеств, к которым человек неизбежно привыкает. Убрать все лишнее, а самым необходимым пользоваться в меру — вот цель поста как инструмента. В разное время своей жизни мы по-разному относимся к посту. В самом начале, на заре сознательной христианской жизни, мы узнаем, что пост — это такое установление Церкви, которое по традиции надо исполнять, что в пост православие христиане не вкушают скоромную пищу. Потом узнаем, что пост это, в первую очередь, воздержание от всякого зла, от злобы, осуждения, гнева, страстей. Потом мы понимаем, что пост без молитвы это ничто. Для нас особо значимыми становятся слова Господа нашего Иисуса Христа о посте и молитве: оказывается, дух злобы, дьявол, насильствующий над нашей волей, над нашей жизнью, изгоняется из сердца человека, из нашей души, в первую очередь, именно постом и молитвой. Преподобный Серафим Саровский, помните, как-то говорил Мотовилову: «Дьявол так силен, что может ногтем своим перевернуть весь мир, если бы не удерживала его от этого благодать Божия». А пост и молитва делают душу человеческую способной вступить в борьбу с дьяволом, с этим страшным и сильным врагом! Причина влияния поста на духа злобы заключается в том, что пост животворно воздействует на нашу душу; не на самого дьявола — тот ничего не вкушает, но разумное, правильное и сознательное телесное ограничение с особой силой действует на нашу душу и необычайно укрепляет ее. Пост дает душе силу, свободу, трезвость, чистоту. Испытать это на деле призваны все православные христиане, особенно в дни Великой Четыредесятницы. Проходит время, и мы все более глубоко осознаем, что главная цель поста — это покаяние. Мы открываем для себя, что русское слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя» — «перемена ума». Здесь нам надо остановиться. Что же это такое — «перемена ума»? В общем-то, все мы осознаем: это изменение от худшего к лучшему. Но что особо нового в нравственной жизни мы можем узнать, чтобы подлинно изменился наш ум? Что обманывать — плохо, а говорить правду — хорошо? Это очевидно. Воровать нехорошо, а быть щедрым — похвально? Подчинять свою душу страстям — вредно, а господствовать над ними в духе — правильно? Это все, опять же, — очевидные вещи. Что за зло рано или поздно придется расплачиваться? Обо всем этом не хуже нас знали и язычники. Так какая же перемена ума должна стать для нас таким открытием, чтобы действенно, решительно изменилась вся наша жизнь?

http://pravoslavie.ru/2166.html

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Оглавление Недели и особые дни поста: история и богослужение Неделя о мытаре и фарисее Самая поздняя по времени возникновения и утверждения в календаре из предварительных Недель Великого поста. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. зач. 94е ), притчи о мытаре и фарисее ( 89е зач. ) и блудном сыне ( 79е зач. ). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в XXI вв., при этом первые сто лет ее положение как 4й Недели перед постом (если вести отсчет в обратном порядке) еще не было повсеместным (в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке — Мф. зач. 62е ); лишь в XII веке Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место — перед Неделей о блудном сыне. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор.

http://azbyka.ru/velikiy-post

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию Пищевой календарь Скачать календарь на 2024 г. Сегодня Вт, 09 апреля 2024: Великий пост: Пост до 6 часа (12:00) с последующим воздержанием Календарь на 2024 год Январь Пн, 01 янв: Отсутствие поста и воздержания Вт, 02 янв: Рождественский пост: Пост до 6 часа (12:00) с последующим воздержанием Ср, 03 янв: Рождественский пост: Пост до 6 часа (12:00) с последующим воздержанием Чт, 04 янв: Рождественский пост: Пост до 6 часа (12:00) с последующим воздержанием Пт, 05 янв: Рождественский пост: Пост до 6 часа (12:00) с последующим воздержанием Сб, 06 янв: Рождественский сочельник: Воздержание Вс, 07 янв: Рождество Христово: Отсутствие поста и воздержания Пн, 08 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Вт, 09 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Ср, 10 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Чт, 11 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Пт, 12 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Сб, 13 янв: Попразднство Рождества Христова. Святки: Отсутствие поста и воздержания Вс, 14 янв: Имянаречение Господне. Святки:  Отсутствие поста и воздержания

http://azbyka.ru/chaso-slov/pishhevoj-ka...

Пост – это, конечно, не диета. Это время покаяния и молитвы. Это некая пауза, остановка в нашей суетной жизни, когда мы становимся строже к себе. Внимательнее друг к другу. А вовсе не банальная замена свиной котлеты картофельными драниками. Слава Богу, об этом говорят. А православные родители обсуждают между собой еще и проблему детского поста. Когда пост становится временем борьбы с плохими привычками и склонностями, борьбы, на которую могут оказаться способными даже семилетние дети. Во многих православных семьях в пост ограничивают просмотр мультиков, выход в Интернет, компьютерные игры. Здорово, когда малыши и подростки вместе с родителями, в согласии и единомыслии, по-настоящему вместе, единым организмом живут жизнью Церкви. В том числе и в дни Великой и Святой четыредесятницы. Но вот как быть с ограничениями в пище? Духовная составляющая поста, конечно же, несравненно важнее примитивного неядения мяса. Но если так важна «качественная» и «духовная» составляющая поста, то разве ограничения в пище становятся лишними? Это оказывается архаизмом? Примитивным фарисейством, которое мы заклеймим? Когда заходит речь о детском посте, чаще всего сразу вырисовываются два тезиса: 1. Церковь предназначила пост для взрослых, а не для детей; 2. Пост наносит вред здоровью ребенка. Чтобы узнать позицию Церкви, стоит обратиться к учению святых отцов. А чтобы понять, нанесет ли пост вред здоровью ребенка, нужно знать, о каком именно ребенке идет речь и чем он болен, и при этом быть врачом, желательно врачом хорошим, образованным и опытным. Вот что говорит о детском посте великий вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому… Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста» . А святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о жителях города Ниневии, которые, будучи обречены Богом на гибель из-за своих грехов, были помилованы ради их готовности исправиться и трехдневного поста:

http://pravoslavie.ru/91680.html

Православный пост Православный пост/Сост. Д. Дементьев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды») Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Приводим отрывок из книги. Смысл поста Милости хочу, а не жертвы. Мф 9, 13 Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святогои делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

http://pravoslavie.ru/34032.html

Скачать epub pdf От автора Если бы кто-то попросил сказать одним словом, в чем состоит духовная жизнь, можно было бы ответить – в покаянии. Великий пост – время, отведенное нам именно для покаяния, для особенно напряженной духовной жизни. Конечно, христианин должен жить так всегда, и первые христиане, в особенности апостолы, ближайшие ученики Господа всю жизнь посвящали Богу. Но из-за нашей немощи, из-за того, что мы развлекаемся всевозможными заботами и не можем жить в духовной собранности весь год, то Церковь снисходит к нам и требует от нас того, чтобы мы хотя бы десятую часть года посвятили Богу, посвятили покаянию и очищению души. Святые отцы говорят, что как в Ветхом завете иудеи посвящали Богу десятую часть того, что приобретали, так и мы десятую часть года, то есть Великий пост , посвящаем Богу. Одна из важнейших составляющих Великого поста – это собственно пост, воздержание от пищи. Пост – это основа добродетелей, если не будет поста, все здание добродетелей рухнет. По словам святых отцов, мы входим в рай соблюдением поста. Адам в свое время нарушил заповедь о посте, вкусил от запрещенного древа – и был изгнан из рая. Через воздержание чрева мы можем вновь войти в рай. Но надо понимать, что пост должен обязательно соединяться с другими добродетелями. Ибо без покаяния, в особенности без покаянной молитвы, пост будет лишь диетой. Пост, не сопровождаемый сокрушением сердечным, ради которого он и предпринимается, становится просто неким физическим упражнением и, может быть, принесет пользу здоровью, но никак не душе. Поэтому время Великого поста – это время не только воздержания в пище, но и время добрых дел, милостыни, молитвы, смирения, неосуждения ближних и, в особенности, покаяния. Вот тогда мы во время поста будем действительно очищаться, тогда мы пройдем это поприще с пользой для себя, тогда мы что-то приобретем. Мы немножко лучше научимся молиться, мы немножко больше научимся смиряться, мы станем чуть снисходительнее к нашим ближним. И это небольшое духовное продвижение значит очень много, гораздо больше, чем высокие мечтания о недоступных нам добродетелях. Если мы соединим пост с покаянием и усердием к исполнению Евангелия, то время Великого поста будет для нас временем стяжания Божественной милости, Божественной благодати, временем прощения грехов и очищения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100698.html 04 апреля 2013 Протоиерей Чаплин о зверином оскале, смысле жизни и безалкогольном пиве Источник:  Сайт РБК Пока в Ватикане идет революция со смыслом, известный православный священник предлагает обучать российских школьников " смыслу жизни " , а православные верующие задумались о смысле запретов Великого поста. Корреспонденты РБК Александра Федотова и Кирилл Сироткин спросили у одного из самых ярких священников РПЦ, председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина про церковь для бедных, потерю паствы, страну мигрантов и вино в пост. Недавно начался Великий пост, который соблюдают многие россияне. Обязательно ли придерживаться всех ограничений или современному человеку есть какие-то поблажки? Если человек хотя бы один раз попробует провести пост без поблажек, он поймет одну важную вещь: возможна другая жизнь. То, к чему он привык (чрезмерная суета, чрезмерный объем ненужной информации, пустого времяпровождения, пищи), абсолютно ему не нужно, без этого можно обойтись. Поблажки хороши для пожилых людей, а молодым я бы посоветовал хотя бы раз в жизни отнестись к посту максимально серьезно – как в отношении пищи, так и в отношении более важных вещей. Пост – время для молитвы, для покаяния, для постоянного участия в богослужении, для того чтобы понять: отношения с Богом – самое главное в жизни человека. Это единственное, что важно, все остальное глубоко второстепенно. Насколько совместим пост и такие современные вещи, как Интернет? Пост несовместим с праздным и пустым времяпровождением. Есть каналы передачи информации, которыми мы пользуемся. Очень часто разговор через технический канал ничем не отличается от личного разговора. Мы же не накладываем на себя строгий пост в разговорах. Впрочем, некоторые подвижники весь пост молчали и уходили в пустыню, что современному человеку хотя бы раз в жизни удивительно полезно было бы попробовать.

http://religare.ru/2_100698_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010