Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди (Мф.6:16-18) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не могли исцелить бесноватого юношу: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29). Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста (Мф.9:14-15; Мк.2:18-20, Лк.5:33-35). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян.13:2-3;14:23). Читайте также: Зачем, когда и как мы постимся? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 августа, 2023 13 июня, 2023 21 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 13 августа, 2023 13 июня, 2023 21 апреля, 2024 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/iisus-xristos-i-post/

Что требуется для того, чтобы не дать плоти восторжествовать над духом? Для этого требуется так называемое умерщвление плоти, ибо «страдающий плотью, говорит св. апостол Петр, перестает грешить» ( 1Пет. 4, 1 ). Какое средство к умерщвлению плоти предлагает верующим св. Церковь ? Она предлагает пост. Что такое пост? Так называется временное воздержание человека от пищи, или некоторых родов её. Потребное ли это средство к умерщвлению плоти? Весьма потребное, ибо употребление его освятил Своим примером Сам Христос, когда, по сказанию евангелиста, «возведен был в пустыню... и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4, 1–2 ). Указывал ли Сам Христос на пост, как на лучшее из средств к умерщвлению греховных страстей? Указывал: «Сей род, сказал Спаситель, не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк. 9, 29 ). Говорил ли когда Спаситель, что и последователи его будут поститься в положенное для того время? Говорил. Однажды, повествует евангелист Лука, пришли ко Христу иудейские книжники и фарисеи и спросили: «почему ученики Иоанновы постятся... также и фарисеи, а твои – едят и пьют? Он же сказал им в ответ: разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених: но придут дни, когда отымется у них жених и в те дни будут поститься» ( Лк. 5, 33–35 ). Почему верующие во время поста не вкушают мяса? Они следуют примеру святых людей, которые не вкушали мяса во дни поста: «Я был в сетовании три седмицы дней, – повествует пророк Даниил: вкусного хлеба не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10, 2–3 ). Почему верующие постятся все в одно и тоже время, а не порознь? Потому что все они составляют, по слову апостола, «одно тело» (Ефсс. 4, 4) «и один дух:» в одном же теле не может быть разделения. «Умоляю вас, братия, – писал христианам св. ап. Павел, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях» ( 1Кор. 1, 10 ). Правильно ли утверждают сектанты, будто пост, должен быть только духовный?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, средствами для борьбы с диавольскими искушениями и для личного нравственного совершенствования пастыря служат: молитва и пост, исповедь и чтение Слова Божия. Молитва и пост. Молитва и пост – строго заповеданные и необходимые для пастыря спасительные средства ( Мф. 17,21 ). Без молитвенного рвения пастырь, что соль осолившаяся, которая от разложения потеряла свою силу и уже не только не может других охранять от подобного разложения, но и сама начинает действовать разрушительно; без молитвы пастырь, что птица без крыльев, что рыба без воды, что огонь без горючего вещества, или, по выражению апостола Иуды, он – облако без воды. Истинные пастыри главное внимание уделяли молитве. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь молился, чтобы научить и нас молиться 63 . «Молитва – великое оружие, великая защита 64 . Молитва вводит пастыря в атмосферу небесной жизни, дает содержание и силу его духу. Она соединяет его с членами Торжествующей Небесной Церкви и тем спасает его от одиночества и уныния даже в тех случаях, когда на земле, возможно, все покидают его. И тогда внутренний голос, подобно Елисею, подскажет молящемуся пастырю: «Не бойся, потому что тех, которые с ними, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей и говорил: Господи, открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» ( 4Цар. 16–17 ). Молитва давала силы святителю Григорию Богослову говорить недовольным им за его ревность, прямоту и строгость: «Поставьте над собой другого, который будет угоден народу, а мне отдайте пустыню, сельскую жизнь и Бога! 65 И Христос Спаситель в прощальной Своей беседе, после молитвы к Небесному Отцу, говорил Своим ученикам: «Вы все рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мною» ( Ин. 16, 32 ). Наконец, молитвенность пастыря делает его особенно близким и дорогим для паствы. Молитва ведь, душа религии, канал, соединяющий два мира – земной и небесный. Владеющий даром молитвы пастырь – не только раздаятель благодатных даров, которыми он наделен при хиротонии, но и естественный посредник между горним и дольним мирами, способный низводить на верующих сугубую благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Искушение есть греховная мысль или желание, которое нас вводит в грех. 831. Кто нам внушает греховные мысли и желания? Такие мысли и желания нам внушают: 1) дьявол; 2) дурные, плохие люди; 3) наша собственная наклонность к греху. Пояснение: Апостол Петр нам говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» ( 1Пет.5:8–9 ). Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:16–17 ). 832. Как читается седьмое прошение молитвы Господней? Седьмое прошение читается так: «Но избави нас от лукаваго». 833. О чем просим мы в седьмом прошении молитвы Господней? В седьмом прошении мы просим, чтобы Бог предостерег нас от всякого зла, особенно же от грехов. 834. Почему Бог допускает зло на земле? Бог допускает зло на земле или как следствие грехов, совершенных людьми, или как испытание для нашей веры – насколько она тверда. 835. Как читается славословие в молитве Господней? Славословие читается так: «Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь». 836. О чем нам напоминает славословие в молитве Господней? Славословие нам напоминает, что Бог в бесконечной Славе Своей владеет всем светом и может нашу молитву принять, если будет на то Его святая воля. 837. Что значит слово «Аминь»? Слово «Аминь» означает «так, истинно, да будет»; это изъявление горячего желания, чтобы Бог услышал нашу просьбу. 4. О посте 838. Что такое пост? Обыкновенный пост это воздержание от мяса, молочных продуктов и яиц; строгий же пост заключается в том, что в один из дней из любви к Богу мы отказываемся от какой бы то ни было пищи вообще, или, по крайней мере, частично. 839. Почему мы постимся? Мы постимся потому, что Сам Господь Иисус Христос постился и установил необходимость поста. 840. Какой смысл поста? Смысл поста следующий: 1) чтобы побороть все наши телесные слабости и научиться воздержанию;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Отдельного рассмотрения заслуживают слова Иисуса, завершающие историю в Евангелии от Марка: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). В современных критических изданиях Нового Завета этот стих приводится в сокращенной редакции: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» 215 . Основанием для сокращения служит отсутствие упоминания о посте в ряде древних рукописей, а также то, что это упоминание якобы противоречит учению Иисуса о посте, выраженному в ответе на упрек учеников Иоанновых в адрес учеников Иисуса: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься ( Мк. 2:19 ; ср. Мф. 9:15 ; Лк. 5:34 ). Указывают также на то, что Иисус ссылался на пост фарисеев как на отрицательный пример ( Лк. 18:12 ). На основании совокупности данных делается вывод, что ранняя Церковь , продвигавшая идею поста вопреки учению Иисуса, расширила изначальный текст Евангелия от Марка 216 . Исходя из тех же соображений, слова сей же род изгоняется только молитвою и постом полностью опускаются и в критическом издании текста Евангелия от Матфея 217 . Считается, что сначала Церковь решила добавить упоминание о посте к упоминанию о молитве в Евангелие от Марка, а потом весь стих в отредактированном виде перенесла также в Евангелие от Матфея. Такое мнение, однако, основывается на неполном и тенденциозном понимании как данных рукописной традиции, так и учения Самого Иисуса. Во множестве авторитетных рукописей, включая Синайский кодекс, слова о посте присутствуют – и у Марка, и у Матфея. Что же касается учения Иисуса о посте, то Он его излагал не только в ответ на упрек учеников Иоанновых. В этом же ответе Он говорит о том, что Его ученики будут поститься, когда отнимется от них Жених, то есть после Его смерти ( Мк. 2:20 ; Мф. 9:15 ; Лк. 5:35 ). Кроме того, наставление о посте имеется в Нагорной проповеди ( Мф. 6:16–18 ). Из этого наставления вполне очевидно, что, критикуя фарисейское отношение к посту, Иисус вовсе не предлагал отменить пост: напротив, Он противопоставлял истинный пост ложному и показному посту фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Под именем поста в православной церкви разумеется временное воздержание христиан от пищи, или от некоторых родов ее. Основанием для поста являются или печальные воспоминания Церкви о страданиях и смерти Спасителя и Святых Его, или нарочитые подвиги молитвы и покаяния, предпринимаемые христианами по указанию Церкви. И в том, и в другом случае пост заповедан Господом, Иисусом Христом. Рассмотрим первое основание. Евангелист Лука повествует: однажды пришли ко Христу книжники и фарисеи и спросили: «почему ученики Иоанновы постятся... также и фарисеи, а Твои – едят и пьют? Он же сказал им в ответ: разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется у них жених, и в те дни будут поститься» ( Лк.5:33–35 ). Этими словами Господь ясно указал первое основание для христианского поста: «когда отнимется жених» , иначе говоря, когда настанут, или впоследствии будут вспоминаться, печальные события страданий и смерти Сына Божия. А кому неизвестно, что в дни печали вообще пост бывает столь же естественным явлением, как слезы и чувственный вопль. «Я был в сетовании три седмицы дней, повествует пророк Даниил: вкусного хлеба не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:2–3 ). Вот почему Церковь и установила посты в дни страданий и смерти Спасителя и Святых Его. Рассмотрим второе основание: Евангелист Марк повествует: «ученики (Спасителя) спрашивали Его: почему мы не могли изгнать (беса) ? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:28–29 ). Другими словами, для того, чтобы вступить в борьбу со злом, необходимо уничтожить зло в себе самом, в своей плоти, дабы не дать ей восторжествовать над духом. А для этого необходимо умерщвление плоти, лучшим средством для чего считается пост «Страдающий плотию, говорит Святой Апостол Петр, перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ). Вот почему Сам Господь наш, Иисус Христос, хотя и не имел греха в Своей плоти, однако, когда в пустыне подвергался искушению от диавола, то, по сказанию Евангелиста Луки, «ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

" Сила поста и молитвы " августа 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре " Святая Церковь для назидания предложила нам сегодня отрывок из Евангелия о том, как после Преображения на горе Фавор Господь с тремя учениками спустились с горы, где оставались другие ученики, - сказал владыка в проповеди. - Там они увидели толпу, собравшуюся вокруг бесноватого. Отец привел больного сына и попросил учеников Иисуса исцелить его. У них не получилось: Господь давал им силу изгонять бесов, но в данном случае ее оказалось недостаточно. Тогда отец юноши попросил Спасителя и исцелить сына. Господь запретил диаволу, и тот вышел из больного. Ученики потом спросили Иисуса, почему им это не удалось сделать. Он ответил: " По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17:19-21). Почему Церковь призывает строго соблюдать пост? Бесы боятся поста, это главное наше оружие против них. Многие люди не постятся и остаются безоружными против бесов. Некоторые самовольно ослабляют себе ограничения. Например, в Успенский пост рыбу положено вкушать только на Преображение Господне, а многие думают: " Подумаешь - рыба, это же не страшно! " И едят. Ослабляя пост, мы показываем свою слабость. Диавол боится поста и внушает людям, чтобы они его ослабляли и даже оставляли. И большинство людей так и делают. А постящиеся имеют оружие против диавола - основной силы, которая нам противоборствует в деле спасения " . " Господь указал еще на одну силу - молитву, - продолжил архипастырь. - Это главное, на что мы должны обращать внимание. Посты у нас бывают не каждый день, а молитва должна быть постоянной - как говорил апостол Павел, " непрестанно молитесь " (1 Фес. 5:17). Молитва тоже разоружает диавола, без нее мы бессильны перед ним. Надо приучать себя к простым молитвам - в первую очередь, к Иисусовой: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сколь блага, приятна, светла, сладостна, вседобротна, яснозрачна (веселолица) и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, благоуправляемая и человеческим умом в великом смирении бодренно проходимая! Ибо она «до моря и глубины» созерцаний простирает ветви свои и «до рек» сладких божественных тайн – «отрасли свои» 289 ... Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы 290 ... 5. «Они помолились с постом» (Деян.14:23) Как бдение, начиная с библейских времен, тесно связано с молитвой, то же самое можно сказать и о другом телесном усилии – посте, о котором ни в коем случае не следует забывать, тем более, что с древности он всегда был связан с определенным временем. Однако на западе в настоящее время он известен большинству людей только в секуляризированной форме «лечебного поста». Великий пост , например, который предшествует Пасхе, в повседневной жизни даже практикующих христиан в сущности не меняет ничего. Но, как мы уже сказали, от начала не было так, да и на христианском востоке время поста и сегодня протекает совершенно иначе. Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе, потому что «доброе дело – молитва с постом» 291 . Старая пророчица Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» 292 . Подобным образом поступал и апостол Павел 293 и первохристианская община 294 . Этот обычай был столь глубоко укоренен в древнехристианской традиции, что некоторые переписчики к слову «молитва» непроизвольно добавляли слово «пост» даже и там, где, по всей вероятности, его не было, как у Мф.17:21 , Мк.9:29 , в 1Кор.7:5 . На первый взгляд может показаться, что древняя христианская практика поста не опирается на Слово Божие и на пример Христа и даже прямо им противоречит. Конечно, Христос постился сорок дней и сорок ночей в пустыне 295 , но в остальное время Он представал перед другими скорее как человек, который «любит есть и пить вино» 296 , потому что не боялся есть с «мытарями и грешниками»; более того, Он часто делал это по собственному почину, что иногда это даже вызывало вопросы, «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, так же и фарисейские, а Твои едят и пьют?» 297 Стало быть, апостол Павел и раннехристианская община неправильно поняли Христа, подражая в своем поведении не Ему, а ученикам Иоанновым и ученикам фарисеевым?

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Да будет же Твоя святая воля, Господи, – помиловать рабу Твою Анну: прости грехи ее прошлые и исцели тело и душу ее, во славу Твою. Аминь». Затем прочитываю заключительное «Отче наш», и завершаю возгласом: «Молитвами всех святых и Богородицы Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, многогрешного раба Твоего и рабу Твою Анну, во славу Твою. Аминь». «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои... Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк.2:3–5, 11 ). Итак, сострадание к страждущему одних, побуждает их ради страждущего идти на подвиги веры перед Христом Спасителем; и эта вера в Бога, сопровождаемая любовью к страждущему, творит невозможное человекам, а возможное одному – Богу, – исцеление расслабленного. Пост Моисея – за невоздержание израильтян. Страдания святых – за нашу изнеженность; их посты и лишения – за наше невоздержание и роскошь; их молитвы горячие – за нас, ленивых в молитве. Пост Господа нашего Иисуса Христа – за наше невоздержание. Простертие Его рук на Кресте – за наше простертие рук к запрещенному древу и ко всему запрещенному заповедями Божиими. Вменяемость наших молитв за других – в оправдание тех, за кого молимся; вменяемость наших подвигов и добродетелей за других, – например, молитвы и милостыни за умерших и живых (20, 386). Василий Трифонович кончил говорить. Мы встали и пошли к селу. По дороге он достал из кармана листки бумаги, исписанные бисерным почерком и, передавая их мне, сказал: «Это мои здешние молитвы. Прочтите, и узнаете, как я живу и чего я прошу у Бога...» Молитвы его сохранились у меня, и, настоящим, я их сообщаю: Боже, Всещедрый! Твоим повелением вороны приносили в пустыню для Илии печеные лепешки и куски мяса. Твоим повелением Аваакум доставил обед Даниилу в ров львиный...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

     Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть.      Ранее уже говорилось об Анне пророчице, которая в посте и молитвах служила Богу день и ночь. Сия благочестивая жена сохраняла пост не по установлению Закона, но по собственному своему произволению. Однако поскольку на это была воля Божия, таким постом, она истинно почитала Бога и Ему служила.      Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.      Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.      Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (см.: 1 Цар. 7). Также и Ахав, царь Израильский, хотя и был зло-честив, убийца и хищник, потому что насильно присвоил себе виноградник Навуфея и самого Навуфея убил, однако чрез пост получил некоторое оставление грехов и отчасти укротил гнев Божий постом и умерщвлением плоти (см.: 3 Цар. 21). Таким же образом и ниневитяне поступили: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (см.: Иона 3). То же было во времена Есфири (см.: Есф. 4) и Иудифи (см.: Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти вследствие поста. К сему и пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирай " те сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13).      Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные.      Так, Анна, жена Елканова, постом испросила себе у Бога сына Самуила (см.: 1 Цар. 1). Преподобный Амвросий Медиоланский, объясняя это место Священного Писания, говорит так: " Чрево воздержанное приобрело сына " . Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (см.: 2 Цар. 12). Также и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010