В чтении о Страшном суде Спаситель говорит тем, кто стоит одесную Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали мне есть, жаждал — и вы напоили Меня. Был болен, и вы посетили Меня». И Он говорит тем, кто стоит так ошую Его: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал — и вы не напоили Меня». Господь мог бы сказать одним: «Я просил прощения у тебя, и ты простил Меня», — а другим: «Я просил прощения у тебя, и ты не простил Меня». И это «Я» бесконечно больше, чем образ, а «накормить» — несравненно значительнее, чем моральная норма. Есть таинственная духовная связь между личностью Христа и личностью всякого страдальца. Все страдают и все нуждаются в прощении. И Господь, милостью Своей, вмещает в свое сердце всю боль страдающего и обремененного человечества. И Великий пост может стать для нас величайшим Божиим даром, если он пройдет в тайне любви и милости, если он пройдет как чудо прощения нами — и нас самих, и всех ближних и дальних. И тогда Великий пост станет для нас проверкой нашей верности, нашего тяготения к тому, что является самым главным — ко Христу, к Его Кресту, Его пути, в котором созерцается великая, соединяющая все любовь. Грех разъединил и разъединяет людей. Прощение есть начало восстановления разорванного некогда единства. Не нам судить, что окажется бесплодным, а что — нет в нашей жизни. Но хочется надеяться, что мы еще что-то успеем понять. И, может быть, именно Великий пост станет переломным моментом. Может быть, именно теперь Христос не в чувствах и не на словах, а на деле станет подлинным центром нашего бытия. И здесь возможны проверки. Перед причастием святых Христовых Таин читается известная молитва: «Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз». В контексте этой молитвы раскрывается и высший религиозный смысл прощения и — соответственно — небесплодного проведения Великого поста. Небесплодного в уме и сердце, в душе и теле. Тогда, возможно, пробежит в нас искра того огня Божия, которую Господь Духом Святым даровал нам.

http://pravmir.ru/nastoyashhee-proshheni...

Готовясь к проповеди в храме накануне Успенского поста, я вспомнил об одном совершенно замечательном святом человеке. Это схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Для меня образ старца Гавриила Спасо-Елеазаровского с давней поры связан в уме с образом преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая много лет окормлялась старцем. И через святую Елисавету, ее служение Святой Земле и ее святыням слова старца Гавриила для меня приобрели новое “иерусалимское звучание”. Вот небольшой отрывок из жизнеописания старца, составленного в 1915 году архимандритом Симеоном (Холмогоровым): Старец с молодых лет стал стремиться к достижению любви благодатной. «Кто — как, а я взял себе, что полегче», — скромно говаривал Батюшка. «Кому пост, кому молитва, кому затвор по душе; а я облюбовал себе вот это», — т.е. любовь, — бывало, скажет Батюшка. Любовь же, по Апостолу, есть — союз совершенства, царица добродетелей. Ибо для этой благодатной любви требуются великое мужество, смирение, беспристрастие, разумение, рассудительность, благодатная чистота, целомудрие, вообще — житие по воле Божьей, из любви же к Богу и безо всякой корыстной цели; любовь ко всем — ради любви к Богу. Ведь недаром же Апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я ничто, я — медь звенящая или кимвал бряцающий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:1-3). Эти слова прославленного ныне великого подвижника Русской Церкви, я надеюсь, могут служить иллюстрацией того, что является основным приоритетом в духовной жизни православного человека. А чистота души, целомудрие, восстановление целомудрия в человеке, рассудительность и разумение, о которых говорилось выше, даются Богом за покаяние, смиренную молитву и трезвый пост. Известно, что в Израиле есть Мертвое море. Точнее – не только в Израиле, половина его принадлежит Иордании. В этом море очень сложно утонуть. Соленость воды такая, что человек не может погрузиться в нее. Так и плавает на поверхности – сидя или лежа на спине. Некоторые отчаянные смельчаки пытаются плавать на животе, хотя это и запрещается спасателями. Можно глотнуть воды и либо отравиться, либо утонуть, не погружаясь практически в воды…

http://pravmir.ru/uspenskij-post-est-li-...

и положих одеяние мое вретище ( Пс. 68, 11–12 ). Когда израильтяне вернулись из плена Вавилонского и восстановили храм и стены городские, то все собрались во вретищах на площади и на дворах Дома Божия и исповедовались в грехах своих, и читали из Книги закона, и поклонялись Господу Богу своему ( Неем. 9, 1–3 ). И ниневитяне, услышав пророчество Ионы о разрушении их города, поверили пророку и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3, 5 ). Т.е. грубая одежда, пост, покаянный плач о грехах, молитва – все это в сознании израильского народа было глубоко связано. Прокомментирую кратко. Здесь, видите, собраны разные высказывания из Священного Писания, из которых становится понятно, что такое «вретище» и как это связано с грубой одеждой, в частности, одеждой из верблюжьего волоса. И поэтому грубая одежда из верблюжьего волоса, иначе сказать, власяница, которая, очевидно, была еще менее комфортна для тела, чем обычная мешковина, которую главным образом и использовали в качестве вретища, действительно была для иудеев знаком плача и сетования о своих грехах и о грехах народа. Но причин и смысла этого плача, поста, молитвы и пустынножительства многие современные ему, так же как и современные нам, люди не хотели и не хотят понять, считая, что повода для такого плача и воздержания не было и нет. Поэтому и слова о том, что этих людей не трогают плачевные песни, и о том, что пост Иоанна Крестителя им кажется беснованием, здесь, безусловно, уместны. И никакой не другой, а именно этот самый смысл заключен в приводимой здесь блаженным Феофилактом цитате из Мф. 11, 16 и из Лк. 7, 32–33 . Обратите внимание: я цитату не привожу, но как бы предлагаю самому посмотреть и убедиться в этих словах. Помните слова св. Григория Богослова : Одинаково не занимательны и разгаданная загадка, и слова, требующие толкования. А здесь, с одной стороны, все вроде бы и ясно, а с другой, требует дополнительного труда – посмотреть цитату. Но от мучительного поиска цитаты читатель избавлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Итак, кроме любви к богослужению она еще стремилась соблюдать пост — и, действительно, как без поста можно сохранить целомудрие? Анна постоянно молилась — не только в храме, но и в то время, когда она была вынуждена оставлять богослужение или оно прекращалось. И это также признаки человека, который приобрел пламенную, истинную, глубокую веру. «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (ст. 38–39). Рассказ о добродетелях праведной Анны дополняет то, чего недостает в предыдущем повествовании — о святом Симеоне. Понятно, что раз Анна увидела в Младенце Иисусе Сына Божия, значит, она также имела на себе Духа Святого. И если праведный Симеон имел на себе Духа Святого, значит, он имел те же самые добродетели, какие были и у праведной Анны: целомудрие, пост, молитву, благочестие, выражавшееся в любви к богослужению. Вот как кратко и просто сказано в Священном Евангелии о том, что необходимо нам для приобретения истинной веры, такой, чтобы увидеть таинственные Божественные истины там, где обычные человеческие чувства безмолвствуют и ничего не могут нам открыть, — увидеть там, где другие ничего не видят! Если в нашей душе есть некоторая вера, то именно потому, что в нас, может быть, в некоторой степени присутствуют упомянутые добродетели. Но для того, чтобы приобрести веру, подобную той ясной вере, какую имели праведный Симеон и Анна пророчица, взиравшие на немощного Младенца и в Нем видевшие Бога, Творца и Спасителя мира, — для этого необходимо наши добродетели усугублять, развивать, сохранять, можно сказать, лелеять. В особенности просто сделать вывод о том, что нам нужно делать, из жизни праведной Анны: целомудрие, любовь к храму и богослужению, пост и молитва — все свое время она отдавала такому богоугождению. Казалось бы, кто она такая? Обыкновенная женщина, ничем не примечательная, незнатного рода. Как женщина, она, конечно, не могла принадлежать и к священническому сословию.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Когда-то давно один мой знакомый, который пришел к вере, но еще колебался в истинах христианства, сказал мне, что молитва «Отче наш» неискренняя. Как пример искренней молитвы он привел молитву какого-то индийского аскета, который говорил так: «Вот, я обращаюсь к Тебе и не знаю, как Тебя назвать и Что Ты такое…» На самом деле сомнение моего знакомого говорило о том, что он не понимал настоящей простоты и искренности. Он не дошел до этой простоты, и его лукавство, изощренность, путаница в мыслях делали для него молитву «Отче наш» неискренней, как бы чрезмерно простой. Поэтому наше неправильное внутреннее состояние не может быть критерием того, какие чувства мы должны испытывать в молитве. Нужно ориентироваться на евангельское и святоотеческое учение. Между прочим, в молитве «Отче наш», по духу молитве покаянной, как вы помните, есть такие слова: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим 328 , Господь продолжает: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный 329 . Покаяние, желание испросить у Бога прощение своих грехов как раз препятствует тщеславию. Человек, по-настоящему, глубоко понимающий, что он погибает и что спасется он только в том случае, если Господь его помилует, уже не будет тщеславиться своей молитвой, не будет думать о славе перед людьми. И вообще, человеческое мнение о нем не будет его тревожить. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 330 . Мы не должны во время поста напускать на себя унылый вид. Конечно, пост – это выражение покаяния, но одно дело – спасительная печаль о своих грехах, и другое – напускное уныние с целью показать, как нам тяжело поститься. На самом же деле разумный, опытный христианин проходит пост радостно. Конечно, иногда поститься бывает тяжело: происходит борьба, преодолевается телесная немощь, человек понуждает себя к подвигу. Но в то же время пост есть духовная радость, духовное освобождение, это делается ради спасения. Тот, кто унывает от поста, этим показывает, что он относится к посту неправильно, обращает внимание на телесную его сторону, а не на духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Наполнилась земля злодеяниями [ Быт. 6, 11 ]. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались... непотребными... нет ни одного [ Пс. 13, 2–3 ]. Затем говорится: да святится имя Твое [ Мф. 6, 9 ] – чтобы оно святилось, а не бесчестилось людьми, их неправдами, беззакониями; да приидет Царствие Твое [ Мф. 6, 10 ] – чтобы удалившееся с земли ради неправд человеческих Царствие Божие опять пришло; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли [ Мф. 6, 10 ] – чтобы Царствие Божие открылось на земле исполнением на земле благой воли Божией. Кушать или не кушать в пост рыбную пищу – большая разница: не кушать – большая польза для души; кушать, особенно если не очень умеренно, – вред для души. Сердце чувствует, что, когда мы не употребляем рыбной пищи, оно бывает тоньше, чище и легче, удобно обитает в нем живая вера и смирение и чувство Божия присутствия, легка для него бывает пламенная молитва , близки к нему слезы и недалек Владыка сердца. Когда же вкушаем рыбу в довольном количестве, сердце отолстевает, делается холодным, бесчувственным, маловерным, удаляется от Бога, тупеет и помрачается для молитвенных созерцаний. Потому весьма благоразумно поступают те люди, которые, прилежа 131 молитве, не вкушают никакой рыбы: они предохраняют тем сердце свое от духовной очерствелости и нечувствия. Ах! Как потребен пост христианам для угождения Богу и для успехов в очищении сердца, так же – для успешной молитвы! Пост – украшение нашей природы, посильное уподобление бестелесным существам, путь к соединению души с Богом, изводитель очистительных для сердца слез, сильный помощник в молитве. Просим у Господа разных благ для души и тела, потому что Он – наш Творец, потому что мы всё от Него получили и получаем. Это же самое утверждает в нас ту надежду, что мы получим по молитве своей о имени Христовом всё необходимое для духовной и телесной жизни, особенно же для духовной. Вера сердечная в Господа и в слово Его есть жизнь для души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Начинаясь (в приготовительных своих неделях) едва не сразу после праздника Крещения, продолжаясь 40 дней, Великий пост составляет столь явное подражание посту Христову, что неудивительно, если древние церковные писатели считали его «установлением Божественным», должно быть, видя в посте Спасителя обязательный для нас пример для подражания. «В течение сорока дней по законам Царя Христа предлагается врачевство для очищения плоти», – говорит св. Григорий Богослов 12 . По словам св. Амвросия, Христос постился, дабы «научить нас полезному делу не словами только, но и примером, дабы мы теми же стопами, коими течем к вере, совершали шествие и к воздержанию» 13 . Петр Хрисолог называет Четыредесятницу «не человеческим изобретением, а уставом Божественным» 14 . Но верно замечает Иоанн Златоуст : «Христос не говорит, что должно, подражать Ему в посте, хотя Он мог бы сослаться, на те 40 дней; но - " научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Даже напротив, посылая апостолов на проповедь , не сказал: поститесь – а «все предлагаемое вам ядите» 15 . Высокую духовность основанной Им веры Спаситель умалил бы, не так бесконечно возвысил бы ее над всеми когда-либо существовавшими религиями, не исключая и ветхозаветной, и древней буддийской, если бы Он установил хотя один день обязательного поста. Нежелание сделать это тем характернее для Спасителя, что Он не мог Себе представить Своих учеников совершенно не постящимися в такой же степени, как и не молящимися. Дать полную свободу в удовлетворении и таких неискоренимых потребностей человеческого духа, как молитва и пост, – это значило сообщить новой религии неслыханную еще дотоле свободу и духовность. Если апостолы верно поняли дух учения Своего Господа (а их потому и выбрано так мало, что понимать этот дух так, как они, другие не были в состоянии), то и они не могли установлять постов, как и праздников. «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», – с горечью пишет ап. Павел галатам 16 . Апостол обличает их не за соблюдение иудейских суббот, новомесячий, праздников и субботних годов, а за чисто законническое стремление к скрупулезной точности в определении их сроков 17 . Если не с такою ревностью, как «столпы» Иерусалимской Церкви Иаков Праведный, Петр, то все же с безупречной аккуратностью ап. Павел сам соблюдал иудейские праздники, прерывая для них и свои апостольские путешествия 18 . Но он настаивал на полной свободе христиан в отношении ко всем священным временам. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне (равно). Всякий (поступай) по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает [празднуя их в честь Его]; и кто не различает дней, для Господа не различает» 19 , благодаря Его в сердце за дарованную Новым Заветом свободу в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Не бойтесь – Бог не отнимет у вас того, что Он дал вам» 34 . В Елоховском соборе более тридцати лет трудился регентом Виктор Степанович Комаров (†1974). Однажды он оставил свой хор, но, придя на службу во Всесвятский храм на Соколе, он услышал Евангелие, в котором говорилось о добром Пастыре и наемнике ( Ин.10:10–13 ). «Слова Евангелия потрясли Комарова – он одумался, тут же вернулся к своему хору и без конца повторял: «Я не наемник! Я не наемник!..» 35 . Приведённые примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя нас ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они только остаются менее известными в истории. Православная Церковь и посты Из-за непонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост – это что-то неважное по отношению к Православной вере. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средство на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост – время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал – души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой ( Суд.20:26–27 ), при всенародном бедствии и покаянии ( 1Цар.7:6 ). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» ( Иоил.2:12–13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Поэтому, не сомневайся прибегать к Его милосердию! Как бы ни тяжки были твои грехи, как бы жестоко не овладел диавол твоим сердцем, Господь изгонит из него все пороки и страсти, как изгнал их из того отрока, лишь бы ты сам не предавался им добровольно, сам бы не призывал беса в свою душу, но дал бы себе твердый зарок впредь бороться со всякими соблазнами. А как  с ними бороться – этому научает нас конец сегодняшнего Евангельского чтения. Когда Иисус Христос исцелил его, то: «28. ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (беса)? 29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, вам от молитвы и поста. 80. Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею, и Он не хотел, чтобы кто узнал Его. 31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его и по убиении, в третий день воскреснет». Т. о., Спаситель указал два средства для борьбы с бесом и с грехами: молитва и пост. Рассмотрим, братия, значение этих спасительных средств повнимательнее, потому что ныне многие легкомысленно относятся к молитве и к посту, да еще говорят, что Христос Спаситель никогда не устанавливал постов и не велел помногу молиться. Стоит пожалеть этих людей; они решаются рассуждать о Евангелии, очевидно, совершенно не читая и не помня его. Господь не только заповедал с полною ясностью молиться и поститься, но и научил нас, как именно следует заниматься этими св. деланиями. Он говорил, что когда поститесь, то не будьте унылы, чтобы показаться людям постящимися... но помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если Господь обещает за пост награду от Отца небесного, стало быть, Он считал его за дело Святое. Только надо и то разуметь, что Он не назовет постящимся человека, который в пост ест еще больше, чем в мясоед, только без мяса, да напивается вином: такой человек постится не пред Отцем небесным, а пред своим собственным заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010