Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым . — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом? Пост является могущественным оружием духовной брани — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии. — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»? Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам.

http://pravoslavie.ru/99578.html

Лютый перец и борщ-экспресс. Постные рецепты от иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) Как не сделать пост пыткой для близких? 13 июня, 2023 Как не сделать пост пыткой для близких? С 12 июня начался Петровский пост. Как его прожить, о чем не забыть и как быть с близкими, которые не хотят поститься? На эти вопросы отвечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков) и делится рецептами блюд. Ранее материал был опубликован в 2022 году. Зачем нам пост? Любой пост нам необходим для сосредоточения на духовной жизни. Церковь нам дает его для того, чтобы мы меньше времени уделяли еде, развлечениям и сосредоточились на молитве, на богослужении. То есть, чтобы немножко отключились от обыденности.  Есть определенная цикличность: пост — мясоед — пост — мясоед. В этом чередовании у нас проходит церковный год. Это не значит, что в другое время мы должны меньше молиться. Но молитвенная жизнь нам облегчается именно такими постами. Есть понятие «дебелость плоти». Именно это в пост и отключается. Мы меньше едим мяса. Но смысл поста — не в том, чтобы мы совсем не ели (пост — не голод). Изначально посты состояли из полного отказа от еды и воды. Но когда писался типикон, то пришли к тому, что в пост мы ограничиваем свое питание. Мы можем поститься строго или нет, но при этом «наше разжжение плоти» утихомирить условным недоеданием. Что главное нужно сделать в это время? Самое главное — это молитва, духовная жизнь. Нужно постараться в эти дни чаще молиться, чаще бывать на богослужениях, чаще исповедоваться. Вся наша жизнь должна быть стремлением к Богообщению, и пост нам эту задачу облегчает. Вообще, что такое посты? Это как дорожные знаки, разметка на дороге. Нам это установлено, чтобы мы не соскочили в кювет. Мы можем ехать медленно или быстро, но если мы не будем нарушать разметку, то приедем туда, куда надо. Если мы этому не следуем, то можем проскочить, а можем и сорваться. Как не сделать пост пыткой для окружающих? Все очень просто. Не надо навязывать людям свои установки. Если ты постишьсяпостись. Но не нужно изображать из себя страдальца. Скрывать пост бессмысленно, но это не значит, что ты должен принуждать к нему всех окружающих. Ешь, что тебе положено, а другим не навязывайся. Как на время поста отрешиться от всех вокруг происходящих событий и нужно ли это?

http://pravmir.ru/lyutyj-perecz-i-sup-ru...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Рецепты православной кухни Содержание: Введение Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост начался с благоговения к Богу и послушания Его святой воле. Указавши время поста. Господь указал и высокую цель его. Во-первых, - для спасительного участия в жизни, страданиях, смерти и славе Своей, во-вторых, - для освобождения от греха и единения с Богом. Только постом, и особенно строжайшим, человек может измениться и духовно усовершенствовать себя. " Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него - ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? " (Свт. Тихон Задонский) Пост - это сильное орудие, когда он предоставлен самому себе; если он превращается в цель тщеславия, то является орудием для самоубийства. Вредно невоздержание в пище, но вреден и неумеренный пост, ибо те, кто гнушаются пищей, ослаблены телом, и это не позволяет им совершать молитвы в должном количестве и с должной силой. А пост всегда соединен с молитвой, ибо молитва - страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, истребление зависти, уничтожение неправды. Молитва борется с душевными страстями и, победив их, очищает человека. Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, делается из неправедного праведным, из злого - добрым, из нечестивого - благочестивым. Кто любит здоровье, пусть усердно предается посту. Но пост не только с воздержанием от пищи. Истинный пост - удаление от зла, гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи. Пост избавляет от рабства и дает свободу, исцеляет душевные раны и укрепляет ум, уничтожает страсти и смиряет помыслы. Пост смиряет тело, но просветляет душу, делает ее легкой и парящей в высоте.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

Проповедь на Чине прощения 20 февраля/5 марта 2006 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы вновь начинаем путь Великого поста. Но прежде давайте скажем, что такое пост и зачем он установлен Церковью. В первую очередь, мы должны помнить о том, что пост — это инструмент, но не самоцель. Хотя и очень важный инструмент, установленный Церковью в деле нашего спасения. Пост — это преодоление страстей, злых привычек, излишеств, к которым человек неизбежно привыкает. Убрать все лишнее, а самым необходимым пользоваться в меру — вот цель поста как инструмента. В разное время своей жизни мы по-разному относимся к посту. В самом начале, на заре сознательной христианской жизни, мы узнаем, что пост — это такое установление Церкви, которое по традиции надо исполнять, что в пост православие христиане не вкушают скоромную пищу. Потом узнаем, что пост это, в первую очередь, воздержание от всякого зла, от злобы, осуждения, гнева, страстей. Потом мы понимаем, что пост без молитвы это ничто. Для нас особо значимыми становятся слова Господа нашего Иисуса Христа о посте и молитве: оказывается, дух злобы, дьявол, насильствующий над нашей волей, над нашей жизнью, изгоняется из сердца человека, из нашей души, в первую очередь, именно постом и молитвой. Преподобный Серафим Саровский, помните, как-то говорил Мотовилову: «Дьявол так силен, что может ногтем своим перевернуть весь мир, если бы не удерживала его от этого благодать Божия». А пост и молитва делают душу человеческую способной вступить в борьбу с дьяволом, с этим страшным и сильным врагом! Причина влияния поста на духа злобы заключается в том, что пост животворно воздействует на нашу душу; не на самого дьявола — тот ничего не вкушает, но разумное, правильное и сознательное телесное ограничение с особой силой действует на нашу душу и необычайно укрепляет ее. Пост дает душе силу, свободу, трезвость, чистоту. Испытать это на деле призваны все православные христиане, особенно в дни Великой Четыредесятницы. Проходит время, и мы все более глубоко осознаем, что главная цель поста — это покаяние. Мы открываем для себя, что русское слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя» — «перемена ума». Здесь нам надо остановиться. Что же это такое — «перемена ума»? В общем-то, все мы осознаем: это изменение от худшего к лучшему. Но что особо нового в нравственной жизни мы можем узнать, чтобы подлинно изменился наш ум? Что обманывать — плохо, а говорить правду — хорошо? Это очевидно. Воровать нехорошо, а быть щедрым — похвально? Подчинять свою душу страстям — вредно, а господствовать над ними в духе — правильно? Это все, опять же, — очевидные вещи. Что за зло рано или поздно придется расплачиваться? Обо всем этом не хуже нас знали и язычники. Так какая же перемена ума должна стать для нас таким открытием, чтобы действенно, решительно изменилась вся наша жизнь?

http://pravoslavie.ru/2166.html

Православный пост Православный пост/Сост. Д. Дементьев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды») Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Приводим отрывок из книги. Смысл поста Милости хочу, а не жертвы. Мф 9, 13 Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святогои делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов). Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

http://pravoslavie.ru/34032.html

Пост: спасение тела Что такое пост и зачем он нужен? Простейшее определение поста, кажется, всем известно: пост — это воздержание от пищи. Вот только зачем? Какое отношение пища имеет к духовной сфере?   Церковь призывает человека «спастись», воссоединиться с Богом. Призывает людей, состоящих из души и тела. В Царство Божие входит весь человек, то есть и тело тоже нуждается в спасении. В спасении от чего? Какая беда ему угрожает? Смерть. Мы надеемся на воскресение мертвых, а значит — на воскресение наших тел.   Текущая ситуация печальна: душа оторвана от Бога, а тело от души, тело не послушно нам — скорее, мы его рабы. Попробуйте: три дня не спать, пару дней не есть... Не так легко, не правда ли?  Подумайте об изнасиловании: сколь у многих тело оказывается могущественнее самого человека!   Человеческое существо разорвано. Его надо воссоединить и вернуть Богу — другими словами, спасти. Воздерживаться — значит обуздывать себя, вернуть власть над собой; святые отцы свободу от страстей как раз и называли «самовластием». Каким же образом можно вернуть власть над своим телом?   Тело нуждается в пище. Присутствие еды в нашей жизни огромно: завтраки, обеды и ужины; рестораны и кафе; пикники; праздники — конечно, прежде всего праздничный стол; суета вокруг диет; вегетарианство; специальное питание; вредная и здоровая пища; молоко матери… И здесь же — божественная трапеза, Евхаристия, вкушение Плоти и Крови Бога —величайшая Тайна… Питание, одна из главных потребностей тела, в православии становится символом телесности и  возвращается нам и Богу. При помощи поста мы готовим тело к воскресению и бессмертию. Если угодно, пост — это шок, расшатывание организма, выбивание из привычного ритма, из рутины; выбрасывание себя в Небо.   «Род сей не изгоняется ничем, как только постом и молитвою» — сказал о бесах Господь, Который и Сам постился. Конечно, пост не сводится только к неядению, эдакой «церковной диете». В прямой связи с постом находится молитва, общение души с Богом. Пост телесный – это возвращение тела душе и Богу, его очищение. Пост духовный — обуздание страстей: гордыни, уныния, жадности, гнева и т. д. Таким образом, пост — это путь к Богу: и школа, и больница, и стадион для тренировок.

http://predanie.ru/tema/post/

МОЛИТВА (См. также ДЕЛАНИЕ, МОЛИТВА ГОСПОДНЯ, МОЛИТВА ИИСУСОВА) Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. I, 133. Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва . I, 135. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. I, 135. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства. I, 135. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение. I, 140. Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. I, 140. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. I, 141. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом. I ,141. Начальная причина молитвы – вера. I, 141. Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, т. е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. I, 142. Молитва, как беседа с Богом, сама собою – высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, – и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтобы он не потерял ее. I, 142. Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия... она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем. I, 142. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле всесвятого Бога, Который, по недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным. I, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Ответы священников на вопросы Проекты «Правмира» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Навигация Учение Церкви Священное Писание Ветхий Завет Новый Завет Вопросы о Церкви Календарь Праздники Вопросы о Боге Таинства Церкви Крещение Имена Крещен ли я? Крещение детей Крестные родители Соборование Венчание Исповедь Духовный отец Епитимия Причастие Таинство священства О священниках Пост Праздник в пост Постная пища Детский пост Смысл поста Послабления поста Супружеские отношения в пост Святыни Икона Нательный крест Святая вода Святые Символика Церковный этикет Церковные каноны Храмы и монастыри Монашество История Церкви Церковная свеча Священное Предание и церковная традиция Толковый словарь Человек Брак и семья Знакомство. Поиск супруга Взаимоотношения до брака Отношения в семье Измена Рождение и воспитание детей Церковная жизнь детей Дети и современный мир Вопросы воспитания Неверующие близкие Внебрачная связь Второй брак беременность Аборт, прерывание беременности и нерожденные дети Беременность и Церковь Вдовство Усыновление Брак с иноверным Развод Бесплодие Супружеская близость Брак с инославным Одиночество Отношения с окружающими Духовная жизнь На пути к Церкви Добродетели Беснование Помыслы Грехи и греховные зависимости Уныние Блуд Что считать грехом? Курение Алкоголизм Наркомания Гомосексуализм Обида Наказание или испытание? Духовный рост Черты характера Молитва Молитва об усопших Богослужение. Церковная молитва. Иисусова молитва Молитва об инославных и иноверных Домашняя молитва Кому молиться? Молитва о некрещеных Молитва о самоубийцах Здоровье Психология Творчество Смерть Погребение Самоубийство Поминовение усопших Общество Работа Литература СМИ Телевидение Интернет Братья наши меньшие Спорт Наука Музыка Благотворительность. Милосердие Кино и театр Образование Политика История Паломничества и путешествия Религии Секты Инославие Католицизм Протестантизм Старообрядчество Армянская Апостольская Церковь Иноверие Ислам Буддизм Индуизм Иудаизм Язычество Православие Смена вероисповедания Оккультизм и суеверия Оккультизм Астрология, нумерология Суеверия Магия, колдовство Сновидения Ясновидение Знахарство, целительство, экстрасенсорика Гадания Задать вопрос священнику Наши священники протоиерей Александр Ильяшенко протоиерей Михаил Самохин священник Александр Петров священник Антоний Лынов священник Антоний Скрынников священник Дионисий Свечников священник Игорь Дудко священник Филипп Парфенов Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Доброго времени суток! Недавно я прочла в Интернете статью о взаимосвязи христианства и экологии.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pravda-li...

Сегодня празднование Нового года — это поиск золотого пути, на котором важны и умеренность, и возвышенность, и любовь, и терпение и взаимопонимание в семье Сегодня пост в сознании молодежи обретает вид некой сезонной православной диеты. Но в еде ли дело? Как сделать пост интересным и нужным? Можно ли веселиться в пост? В самом начале Рождественского поста состоялась беседа ректора РПУ и наместника Высоко-Петровского монастыря игумена Петра (Еремеева) на тему «Как поститься молодежи». Первый пост человечества и его составляющие Прежде всего, обратимся к опыту поста наших предков, чтобы понять, как совершался пост раньше. Кто был первым постником из людского рода? Конечно, первый человек. Когда Господь творит человека, Адама, а затем его спутницу Еву, Он дает двум первым людям заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. Это первое упражнение для человеческого духа. Всё можете делать, всем наслаждаться, но одного не делайте – не вкушайте от древа познания добра и зла. Потом произошло нарушение этой первой заповеди, Адам и Ева вкусили от этого древа и потеряли чистоту и простоту. Получается, что первое от чего мы воздерживались в лице наших предков – не мясо, не молоко, не тортики, а плод с древа. То есть сознательный отказ от пищи, ограничение своей воли человеком не имеет никакого отношения к происхождению данной пищи. Затем, если мы вспомним первые книги Священного Писания, особенно описание жизни иудейской общины и язычников, пощение заключалось в полном ограничении пищи и пития. И каждый раз этот пост сопровождался молитвой. Дело в том, что уже в Ветхом завете пост имеет в себе две очень важных составляющих: во-первых, самоограничение в пище и в занятиях — то есть ограничение в развлечениях, увеселениях, а во-вторых, сугубая, то есть очень серьезная молитва. В Ветхом завете обычно это была молитва об избежании стихийных бедствий или об отвращении неминуемого возмездия за те или иные прегрешения от семьи или целого народа. И мы знаем, что часто, когда целые народы или города начинали поститься, отказываясь от пищи и от питья и совершая сугубую молитву, они получали прощение. Неминуемая казалось бы гибель проходила стороной.

http://pravmir.ru/konki-gosti-novyiy-god...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» иерей Никита Заболотнов Наука о душе: Великий пост для детей " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  4.8 из  5) Продолжая тему Великого поста для детей, публикуем беседу на телеканале «Союз» со священником Никитой Заболотновым, клириком храма первоверховных апостолов Петра и Павла (город Полевской). Один из вопросов  – молитва Ефрема Сирина в переложении для ребёнка. – Отец Никита, хотелось бы сегодняшнюю встречу начать с разговора о молитве. Молитва в первую очередь ассоциируется с постом, если не говорить об ограничениях в еде. Что мы можем предложить детям? – Дорогие братья и сестры, действительно, молитва для христианина в пост – это очень важная вещь. Ведь наш аскетический подвиг в плане еды небольшой, постная диета направлена, в том числе, на то, чтобы человеку было легче молиться. Если человек имеет опыт настоящего поста, хорошего, выверенного для себя – не тяжелого, когда он без сил плетется из одного места в другое и думает исключительно о том, что ему поесть вечером; а такого, который помогает ему, от которого молиться легче. Что касается молитвы в пост, то мы уже говорили о постных подвигах, которые могут понести дети и могут понести родители в семье, где есть дети. И вот один из этих подвигов – это подвиг небольшой молитвы. Есть дети, которые, предположим, еще не приучены к молитве каждый день, утром и вечером – для них, наверное, будет подвигом молиться каждый день. Но, чтобы детей к молитве приучить, нужно показывать им пример, молиться самим, и кроме того, лучше всего начинать молиться вместе с детьми.  Что касается тех семей, где молитва является нормой, родители и дети молятся утром и вечером и делают это вместе, то в пост очень хорошо добавить какие-то молитвы. Это могут быть молитвы конкретные, когда мы молимся о чем-то, это может быть молитва Ефрема Сирина , с которой Церковь обращается к Господу в дни Великого поста.

http://azbyka.ru/deti/nauka-o-dushe-veli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010