Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Обязательно ли соблюдать пост, причащаться, исповедоваться и ходить в храм, чтобы быть поистине верующим человеком, и чтобы Господь услышал мои молитвы, или достаточно молиться дома и верить? Скажите, пожалуйста, обязательно ли исправно соблюдать пост, регулярно причащаться, исповедоваться и ходить в храм, чтобы быть поистине верующим человеком и чтобы Господь услышал мои молитвы, или может быть достаточным молиться дома и верить? Ведь Бог всегда с нами, и не важно, где ты находишься дома, в храме или на улице? Спасибо. Яна. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Яна! Действительно, Бог слышит нас не только в храме, но и дома, и на улице, и в лесу, и в чистом поле, и везде. Однако это не означает, что «поистине верующим человеком» можно быть, не ходя в храм, не читая Евангелия, не зная и не исполняя заповедей Божиих. Апостол Иаков в своем послании пишет первым христианским общинам: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?… Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Все установления Православной Церкви (пост, молитва, причастие, исповедь) основаны на словах Господа нашего Иисуса Христа, запечатленных в Священном Писании. Поэтому я советовал бы Вам начать с чтения Евангелия, с размышлений о том, насколько Ваша жизнь соответствует тому, чему учил нас Господь Иисус Христос. Будьте честны и с Богом, и с самой собой. И если Вы найдете какие-то несоответствия, если Вы поймете, что не всегда Вы исполняли заповеди, то это должно стать поводом для покаяния и изменения жизни. Ведь покаяние (по-гречески «метанойя» и означает «изменение сознания»). Вот тогда, когда Ваши дела будут всегда являть Вашу веру в Господа, Вы сможете себя искренне назвать «поистине верующим человеком». Бог Вам в помощь! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/obyazatel...

Содержание С какой целью постятся православные христиане Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2, 12-15). Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товитовой Ангел Рафаил го- ворит Товии: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8). В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах. В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34, 13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему! Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 5), и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Так просияли постом светильники и столпы Церкви, и нам показав тот же путь ко спасению. " Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в жару ревности не по разуму постится до того, что становится неспособным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном. Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства? - Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту. Какие занятия приличны посту? - Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста; покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн. Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных людей - духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя. " Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ II. СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ Святая Православная Церковь имеет полномощную власть устанавливать законы о святых постах, применяясь к потребностям времени, и побуждать истинных христиан к соблюдению оных по совести. 1. Ветхозаветная Церковь и пост Во Второзаконии Господь Бог повелевает слушать установления священников и левитов и всячески им повиноваться: И постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни на право, ни на лево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника... да умерет человек тот (Втор. 17, 10-12). Посему, если священники и старейшины иудейские имели власть устанавливать законы и если народ иудейский должен был повиноваться им, то не гораздо ли более облечены этой властию учители Церкви - люди святые, просиявшие равноангельскою жизнью; мы же призваны повиноваться их законам и установлениям. Иначе священный чин Моисеев (ветхозаветный) будет иметь более преимущества в сравнении со священным чином Христовым (новозаветным).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Теперь о посте втайне . Эти слова, что следует из контекста речи Христа ( Мф.6:16–18 ), говорят не о том, что о нашем посте не должен знать никто и никогда, а о том, что поститься нужно не напоказ «как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися », а для Бога. О том, что фарисеи постились два раза в неделю, все знали, но если бы первые не принимали на себя мрачные лица; если бы они не показывали окружающим всеми способами, что они постятся, пытаясь заслужить их похвалу, то они не были бы осуждены Христом. Когда в Ветхом Завете объявляли всенародный пост, то каждый знал о том, что его собратья постятся. Но ведь это не значит, что все постились напоказ и что такой пост Бог осуждает. Наоборот, одобряет, ведь Он Сам повелевал такие посты объявлять! Или если баптистский пастор призовёт свою общину попоститься в определённый день, и все члены общины будут знать о том, что их братья постятся, то неужели такой пост, по мнению протестантов, не может быть богоугодным, «втайне»? Неужели такой пост всегда и для всех будет фарисейским и показным, Христом осуждаемый? Зачем же тогда протестанты, хотя и крайне редко, постятся общими постами? В той же Нагорной проповеди, где Христос обличает фарисеев в показном посте, Он обличает их и в показной молитве, говоря, что лицемеры «любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Нас же Он учит молиться втайне . «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). Итак, если Христос запретил прилюдную молитву и заповедал молиться тайно, в своей комнате за закрытой дверью, то зачем же тогда протестанты постоянно молятся прилюдно – на всех своих собраниях? Значит, они прямо уподобляются фарисеям, которых Христос осудил за прилюдную, а не тайную молитву? Если нет, если протестанты понимают, что не всякая нетайная, не только Богом слышимая молитва осуждается Богом; если они понимают, что молитвой, которую слышат люди, всё же можно молиться не напоказ, не лицемерно и не греховно, то таким же образом и поститься можно не лицемерно и не напоказ даже тогда, когда о нашем посте знают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Господь призывает нас молиться обо всем, чего бы мы ни захотели. Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 19-20). Мы молимся за Божественной литургией и за другими богослужениями, и знаем, что эта молитва доходит до Бога. Даже если не всегда наши конкретные прошения исполняются Господом, потому ли, что Бог этого не хочет, или потому, что вера у нас слабая. Но Господь напоминает нам через сегодняшний случай, о котором мы слышали в евангельском чтении, о том, что очень многое в жизни человека зависит от веры. И даже вера с зерно горчичное, то есть вера, казалось бы, небольшая и некрепкая, способна творить чудеса, если человек уповает не на свои силы, а на Бога. Еще сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что бесы могут быть совсем рядом с нами и готовы вселиться в нас, если мы откроем для них двери. И надежной защитой от бесовских поползновений является вера, а также молитва и пост. О чем Господь и сказал Своим ученикам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21). Мы только что завершили Успенский пост, но не прекращаем соблюдать постные дни, установленные Церковью. А молиться Господь призывает нас постоянно. И апостол Павел напоминает нам о том, чтобы мы непрестанно молились. Три оружия, которые мы имеем – вера, молитва и пост – побеждают демонов вокруг нас, которых очень много. Они, может быть, не так видны, как это было в древние времена, когда бесы вселялись в людей, когда бесноватые ходили по городам, кричали разными голосами. Сейчас бесы научились действовать по-другому. Они воздействую на человека через средства массовой информации, через интернет, через разную развращающую душу пропаганду, через то, что грех узаконивается, возводится в норму, и через многое другое. Особенно опасны эти бесовские поползновения для молодых, еще не окрепших в вере людей. Вот почему мы всегда особо усердно молимся за детей и молодежь. Вот почему Церковь должна прилагать особые усилия для того, чтобы дети и молодые люди не отошли от Бога, не поддались влиянию бесовских сил и сохранили крепкую веру, которая пригодится им на всю жизнь до глубокой старости.

http://mospat.ru/ru/news/87928/

Как же христианин может проходить подвиг распинания своих страстей, если он в самом теле своем не будет побеждать потребности чувственные! А он не в состоянии будет побеждать чувственные потребности без возможного упражнения тела в посте и воздержании. Упражняя же тело свое в подвигах поста, первым действием его должно быть воздержание в качестве и количестве пищи и пития. Пост для души есть воздержание от страстей, воюющих на душу нашу и порабощающих ее власти своей. Смирять постом душу несравненно нужнее, нежели тело. Тело есть орудие, а душа – действующая причина; и хотя тело есть необходимый соучастник души, но в действиях свободы и произволения тело остается лишь исполнителем велений души и движений сердца. Между тем все нечистые помышления и преступные желания происходят от души и от сердца. «Ибо, – по словам Спасителя, – извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.7:21–22 ). «Основа страстей в плоти, – читаем у св. Феофана Затворника , – когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях?» (100, 225). Чем меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух (19, 205). Подмечается закономерность: чем строже человек соблюдает пост, тем меньше живых организмов он губит для своего существования; а, с другой стороны, чем глубже смиряет себя человек постом, тем крылатее его молитва к Богу. Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями, при восхождении горе. «Молитва смиренного проникает сквозь облака» ( Сир.35:17 ). Возможно, что молитва постящегося человека приобретает крылатость именно вследствие соучастия в хвалении тех живых существ, которые человек не погубил, предпринявши подвиг поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Сколь блага, приятна, светла, сладостна, вседобротна, яснозрачна (веселолица) и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, благоуправляемая и человеческим умом в великом смирении бодренно проходимая! Ибо она «до моря и глубины» созерцаний простирает ветви свои и «до рек» сладких божественных тайн – «отрасли свои» 289 ... Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы 290 ... 5. «Они помолились с постом» (Деян.14:23) Как бдение, начиная с библейских времен, тесно связано с молитвой, то же самое можно сказать и о другом телесном усилии – посте, о котором ни в коем случае не следует забывать, тем более, что с древности он всегда был связан с определенным временем. Однако на западе в настоящее время он известен большинству людей только в секуляризированной форме «лечебного поста». Великий пост , например, который предшествует Пасхе, в повседневной жизни даже практикующих христиан в сущности не меняет ничего. Но, как мы уже сказали, от начала не было так, да и на христианском востоке время поста и сегодня протекает совершенно иначе. Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе, потому что «доброе дело – молитва с постом» 291 . Старая пророчица Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» 292 . Подобным образом поступал и апостол Павел 293 и первохристианская община 294 . Этот обычай был столь глубоко укоренен в древнехристианской традиции, что некоторые переписчики к слову «молитва» непроизвольно добавляли слово «пост» даже и там, где, по всей вероятности, его не было, как у Мф.17:21 , Мк.9:29 , в 1Кор.7:5 . На первый взгляд может показаться, что древняя христианская практика поста не опирается на Слово Божие и на пример Христа и даже прямо им противоречит. Конечно, Христос постился сорок дней и сорок ночей в пустыне 295 , но в остальное время Он представал перед другими скорее как человек, который «любит есть и пить вино» 296 , потому что не боялся есть с «мытарями и грешниками»; более того, Он часто делал это по собственному почину, что иногда это даже вызывало вопросы, «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, так же и фарисейские, а Твои едят и пьют?» 297 Стало быть, апостол Павел и раннехристианская община неправильно поняли Христа, подражая в своем поведении не Ему, а ученикам Иоанновым и ученикам фарисеевым?

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его», то ученики «весьма опечалились». Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва . Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем. Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам… Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Вот – истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот – истинная молитва , как всецелое посвящение себя Богу. И вот – истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ), что они перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног. Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» ( Деян.19:13–16 ). Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»? И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного и молочного, но зато остальное – вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды! А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога, а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость… Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу». Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа. Перед первыми христианами – живой пример Апостолов. А перед нами – одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», – мы вступаем в Церковь , как во тьме, на ощупь, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идем, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. (Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, услышь голос моления моего, когда я взываю к Тебе). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. (Да приидет молитва моя, как фимиам (дым от ладона), пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение). После этого поются стихи из псалмов, в которых изображается надежда на скорое пришествие Избавителя людей от греха, проклятия и смерти. Вот некоторые из этих стихов. Изведи из темницы душу мою, а исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. У Господа милость, и многое у Него избавление; и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. (Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние. Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит? У Господа милость и скорое у Него избавление и Он избавит Израиля от всех беззаконий его). Между этими стихами поются священные песни, называемые стихирами на «Господи воззвах». Одни из этих стихир показывают нам, в чем должен состоять наш истинный пост, побуждают нас к раскаянию в своих грехах и сокрушенной молитве, а в других мы прославляем мучеников, апостолов и других святых, как усердных наших заступников и молитвенников пред Богом. Вот какие, например, поются стихиры: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем... дадим алчущим хлеба и нищия безкровныя введем в домы», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, есть чудотворцы — те, кто имеет веру с горчичное зерно. У нас нет веры «с горчичное зерно»: мы молимся, но не получаем просимого, и даже просить кого-то, чтобы он помолился о нас и мы исцелились, мы не смеем. Судить об этом можно не только по тому, что с нами не происходит почти никаких чудес, но и в особенности по тому, что мы часто совсем забываем о цели христианской жизни — о Царствии Небесном, о том, что мы должны жить ради Христа, то есть каждый наш вздох, каждое движение души должно совершаться ради Господа. Мы же помним о Боге в лучшем случае во время молитвенного правила, а часто и тогда отвлекаемся на посторонние мысли. Это говорит о том, что вера наша далеко не такова, какой требует Спаситель, — она меньше, чем горчичное зерно, потому что мы не заботимся о вечности, почти забываем о ней. Спаситель учит, как изгонять неверие: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 21). Не чтением (хотя оно может в чем-то помочь), не какими-то вызывающими ревность рассуждениями, но молитвой и постом. Надо сказать, что когда в человеке действует страсть — любая, не только неверие, но и гордость, и блудная страсть, и гнев, — то тут рассуждения помочь не могут. Сила страсти преодолевает самые справедливые доводы. Мы знаем, что наши рассуждения правильны, но тем не менее увлекаемся соблазном, который оказывается сильнее, чем доказательства. Неверие — тоже страсть, а не естественное состояние человека. Не верить — безумно и безрассудно, потому что вера на самом деле совершенно естественна. Созерцая природу или строение человека, читая Священное Писание, не верить невозможно. Как мне кажется, мы как бы вынуждены верить, даже если бы и не хотели. Но неверие — такая же слепая страсть, как и прочие, например блудная: мы знаем, что нужно жить целомудренно, однако она влечет нас к тому, что нам отвратительно. Гнев также вызывает в нас чувства, которые мучают нас и терзают, но мы не можем от него удержаться. То же самое можно сказать и о других страстях. Поэтому, когда страсти овладевают нами, помочь могут только молитва и пост. Я думаю, что можно дополнить эти слова, а правильнее сказать — пояснить: непрестанная молитва и непрестанный пост. Пост понимается широко — как постоянное воздержание и ограничение себя, потому что даже в те дни, когда разрешается вкушать скоромную пищу, нужно знать меру и не забывать о воздержании. Молитву же оставлять не нужно никогда. Ум человека никогда не должен быть праздным, он должен быть занят, может быть по необходимости, умственным трудом, а лучше — молитвой или душеполезным чтением.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010