Апология Христианского Поста В книге речь идет о православном посте и месте его в духовной жизни человека. Пост как послушание воле Божией, как победа духа над телом, как залог исполнения Заповедей Господних и продвижения к благочестию и добротолюбию. Читатель найдет здесь и глубокое обоснование духовного значения поста, и конкретные указания о всех постах годичного цикла, вплоть до состава постной пищи по выпискам из Уставов. Особый интерес представляет подробное изложение реальных случаев исцелений постом и молитвой от неизлечимых болезней. Автор – протоиерей Михаил (Труханов), кандидат богословия – обладает обширным жизненным опытом, включившим более 15-ти лет тюрем, лагерей и поселения. Духовный опыт его воспринял традиции русского старчества. О. Михаил утверждает: «Чем полнее осуществляет человек Слово Божие в своей жизни, тем более глубоким будет и постижение им этого Слова». Пост Впервые пост был установлен Богом для людей, живших в раю. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:16–17 ). Соблюдая сказанное Богом (то есть, воздерживаясь от вкушения запрещенного плода), человек жил в смиренном послушании Богу. Но, как только он по гордости нарушил повеление Божие – своевольным вкушением запрещенного плода, – так впал в грех (отсюда: грехопадение) и оказался, вследствие этого, в плачевном положении изгнанника из рая, не пожелавшего там жить по воле Божией. Послушание Богу есть смиренное повиновение человека воле Божией, – что практически может быть осуществляемо жизнью человека по слову Божию, по заповедям Его. Так как нами не постигается до конца смысл и ценность заповедей Божиих, равно как не постигается и глубочайшее содержание богодухновенного Писания, то все заповеди и слова Божии нами воспринимаются верою, – именно, как повеления любящего нас Бога. Передав народу Израильскому заповеди, постановления и слова Божии, Моисей затем говорит: «положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» ( Втор.32:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО 1. Нуждается ли новоначальный в постоянном назидании от духовных руководителей? Еще говорил он о новоначальных: Вновь насажденное древо, если не будут поливать его тщательно, засыхает: то же делается и с новоначальными послушниками. ( Авва Исаия ). Стр. 151 (92) Для них необходимо постоянное назидание по нравственному преданию церкви. 2. Может ли пылкий юноша достигнуть надлежащего настроения, если он будет наставляться учением отцов и повиноваться их совести? Пылкий юноша постепенно укрощается и достигает надлежащего настроения, если, оставя свою волю, будет наставляться учением Отцов и повиноваться советам их. ( Авва Исаия ). Стр. 188 (287) 3. Пример полного самоотвержения, смирения и послушания некоторых иноков, живших под руководством духовных отцов. Один из монахов Скита, отправляясь на жатву, зашел к некоторому великому старцу и спросил его: авва, я отправляюсь на жатву, как мне вести себя? Старец отвечал: если я что скажу тебе, окажешь ли ты повиновение мне? Брат: да! я послушаюсь тебя. Старец сказал: если ты хочешь послушаться меня, то поди, откажись от жатвы; потом приди ко мне, и я скажу, что тебе делать. Брат отказался от жатвы и пришел к старцу. Старец сказал ему: поди в келлию твою и пятьдесят дней сряду употребляй в пищу лишь хлеб и соль однажды в день, потом опять приди, и я дам тебе наставление, как вести себя. Брат поступил так и опять пришел к старцу. Старец, зная, что этот монах – муж подвига, рассказал ему, как должно безмолвствовать в келлии. Брат возвратился в келлию свою, пал лицом на землю и три дня и три ночи плакал в присутствии Божием. После этого помышления говорили ему: ты возвысился! ты соделался велик! Монах, обуздывая эти порочные помышления, со смирением обращал взор ума на согрешения свои и говорил: вот здесь – все согрешения, соделанные мною. Когда же приходило ему помышление, что он много пренебрегал заповедями Бога и склоняло его к унынию, – то он говорил сам себе: исполню малое служение мое Богу моему, и верю, что Он сотворит милость со мною. Когда он таким образом побеждал помышления, внушаемые лукавыми духами, – духи явились к нему, наконец, очевидно, говоря: ты привел нас в недоумение. Монах спросил: чем? Духи отвечали: когда мы превозносим тебя, ты прибегаешь к смирению; когда же мы приносим тебе наше смирение, тогда ты возвышаешь себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О жительстве в послушании у старца То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа» (Преподобный Кассиан. Об уставе общежитии, книга 2, гл. 3.). Необходимое условие такового повиновения — Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14. Преподобный Симеон, Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие, ч.1) При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: «однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположно воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повинующимся человеку, а не Богу» (Слово 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3176...

святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский Содержание    То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа» (Преподобный Кассиан. Об уставе общежитии, книга 2, гл. 3.).    Необходимое условие такового повиновения — Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям.    «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему инокам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14. Преподобный Симеон, Новый Богослов, главы 32 и 34. Добротолюбие, ч.1)    При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, присовокупляет: «однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположно воле Божией, но по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угодное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повинующимся человеку, а не Богу» (Слово 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3176...

Скачать epub pdf Апрель Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Михея [Мих. 5:9 – 7:10]/Пер. И. П. Казанского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 2. 4. С. 131–162 (1-я пагин.). (Продолжение.) —131— чивают свою красоту и сохнут; так и изобретатель греха посредством пристрастий к мирским удовольствиям иногда воспламеняет и некоторым образом иссушает человеческую душу и совсем лишает её красоты. А слово Божие как бы восстановляет её подобно тому, как роса оживляет цветок и траву. Так будут, говорит, и потомки Иакова во языцех – орошать души верующих словами благочестия, как бы некоторой росою и изобильно напаивать евангельскими учениями. И как агнцы, если они пасутся на обильной и роскошной траве, наслаждаются и скачут от удовольствия; таким же, думаю, образом и душа наставников получает пищу и наслаждение от повиновения руководствуемых и послушания тайноводимых. Посему-то Господь наш Иисус Христос в послушании самарян находил собственную и как бы Ему приличную пищу: ибо Он сказал апостолам: аз брашно имам ясти, егоже вы невесте; потом, объяснив это, прибавил следующее: мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго мя и совершу дело его ( Ин.4:32, 34 ). Итак, для святых дело Божие есть пища и наслаждение. Посему потомки Иакова, говорит, будут веселиться, питаясь как бы злаком и роскошной травой; и как бы охраняя уверовавших из язычников, они таким образом найдут широкий путь проповеди, так что никто не сможет собраться и противостать против них, то есть вступить в бой с ними и выдержать их нападение (ибо это и значит постоять), если бы кто-либо из сынов человеческих решился причинить им зло. Да, хотя много и многими составлялось замыслов и предприятий против них, но это нисколько не повредило им; —132— потому что Бог усмиряет ярость сильных и чудесным образом избавляет тех от всякого искушения. Мих.5:8–9 . И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих аки лев в скотех в дубраве, и яко львичищь в стадех овчих, якоже егда пройдет, и отлучив восхитит, и не будет изъимающего. Вознесется рука твоя на оскорбляющия тя, и вси врази твои потребятся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.1:1–17]/Пер. И.П. Казанского; под ред. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —1— Предисловие Блаженный Захария пророчествует в Иерусалиме в те же самые, думаю, времена, в которые пророчествовал и Аггей 1 . По возвращении из плена Израиль уже не жил раздельно во Иудее и в Самарии; но все собрались в один город Иерусалим и поселились во всей Иудее, когда царствовал над ними Зоровавель из колена Иудина, а первосвященническую должность занимал Иисус сын Иоседека, иерей великий. Слово пророческое он составляет весьма искусно. Так как весьма многие, уведённые в плен из Иудеи, или Самарии, возвратились на родину и знали все насилия, произведённые некогда Вавилонянами над Иерусалимом, и кроме того небезызвестно им было, за что Бог прогневался на них, а родившиеся уже в стране Персов и Мидян не знали, каков некогда был Иерусалим, не видали ни Иудеи, ни бедствий постигших их отцов вследствие гнева божественного, а также не знали и о том, за что они подверглись столь строгому наказанию, разве только из кое-каких рассказов: то необходимо, чтобы Бог всяческих указал им, получившим сво- —2— боду, как бы некоего воспитателя и устроителя в лице блаженного Захарии, происходившего от священнической крови, то есть из колена Левиина, и родившегося от отца своего Варахии по плоти, пророчествовавшего же по внушению Духа, и сына Аддо пророка. Он был воспитан, как надо думать, в нравах этого последнего и сделался подражателем таковых же подвигов добродетели. Посему не следует ли сказать о том какой смысл его пророчества и каких событий касается оно? Он обращает внимание освобождённых из плена на наказание, которому они подверглись за то, что не мало пренебрегали божественной заповедью и привыкли не придавать значения установленному через премудрого Моисея. Приведя же их в немалый страх, он убеждает их к решимости приобрести благоволение Бога посредством всецелого Ему послушания и повиновения, и присовокупляет, что если они не будут добрыми, покорными и повинующимися божественным законам; то и они подвергнутся бедствиям, даже более тяжким, чем те, которые постигли их отцов. Затем, как бы расширяя слова своего наставления, он старается показать им, каковы были древле деяния их отцов и за что постиг их гнев божественный и каким образом они погибли; потом: каким образом они избавлены и освобождены от ига плена и возвращены были в Иудею. К этому присовокупляет, что, как я только что сказал, они подвергнутся ещё худшей участи, если будут стараться ходить во след богонеповиновения отцов их. Но при этом постоянно имеет в виду избавление, имеющее совершиться некогда через Христа и тайну Его изображает нам многими способами. Итак,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава VI Отношение детей к родителям и родителей к детям (1–4). Отношения между господами и рабами (5–9). Борьба христиан с злыми духами (10–20). Заключение (21–24) Еф.6:1–4 . Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою строгостью. Еф.6:1 .  Дети, по­винуйтесь сво­им родителям в Го­с­по­де, ибо сего требует справедливость. «В Господе», т. е. во Христе. Повиновение детей родителям должно быть вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым. – «Справедливость». Этого требует и общее человеческое чувство справедливости. Еф.6:2 .  Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетова­ни­ем: «Первая с обетованием». Первые четыре заповеди Десятословия не имеют при себе обещаний наград за их исполнение (некоторое исключение – вторая): пятая заповедь – первая, в которой ясно и определено, упомянута и награда за ее исполнение 24 . Еф.6:3 .  да будет тебе бла­го­, и будешь долголетен на земле. Слов пятой заповеди: «доброй, которую Господь тебе дает» ( Исх.20:12 ) Ап. не приводит, потому что они ограничивают приложение заповеди только областью народа Израильского ( «тебе»), а Апостол имеет в виду дать наставление всем детям всех наций... – Заметить нужно, что из этого обращения к детям видно, что в Апостольской церкви и дети принимали крещение и обучались христианской вере. Еще Ап., как и ветхозаветное Десятословие, обещает награду детям за послушание здесь, на земле, а не на небе. Это само по себе в большинстве случаев бывает, но, конечно, не исключает и возможности противоположного: очевидно, Ап. имеет в виду при этом, что воля Божия хочет именно здесь на земле наградить послушного своим родителям ребенка. Еф.6:4 .  И вы, отцы, не раз­дражайте детей ваших, но воспитывайте их в уче­нии и наставле­нии Го­с­по­днем. «Отцы». Направление воспитанию детей дает отец и потому о матерях Ап. не упоминает. Главным ответчиком за детей является также отец. – «В учении» παιδεα, т. е. вообще посредством обыкновенных воспитательных мер. – «В наставлении» νουθεσα – в словесных наставлениях, посредством разговоров. – «Господнем». Все эти меры воспитательные должны быть согласны с законом Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–7. Поведение мудрого. 9–14. Судьба праведных и нечестивых. 15–17. Лучшее в жизни. Еккл.8:1 . Кто – как мудрый, и кто по­нимает значе­ние вещей? Мудрость человека про­светляет лице его, и суровость лица его изменяет­ся. Никто не может понять сущность вещей так, как мудрый. Это глубокое понимание жизни создает в мудром радостное, покойное, все примиряющее настроение, отражающееся и на его наружности. Евр. dabar значит и вещь, и слово. Отсюда LXX, славянский, сирийский перевод и Иероним перевели: «значение слова» – именно, изречения, высказанного в следующем стихе. Еккл.8:2 . Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом.: Пред словами: «слово царское храни», в еврейском тексте стоит местоимение первого лица – «я», при котором подразумевается глагол: говорю! О верноподданической клятве говорится в 4Цар 11.17 и др. Еккл.8:3 .  Не спеши уходить от лица его, и не упор­с­т­ву­й в худом деле; по­тому что он, что захочет, все может сделать. Еккл.8:4 .  Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» Екклезиаст внушает повиновение и такт в отношении к царю, мотивируя это могуществом и безответственностью последнего. «Не спеши уходить от лица его». По мнению одних комментаторов, Екклезиаст предостерегает здесь от самовольного отпадения от царя, от оставления верности и послушания ему. Другие видят здесь совет Екклезиаста не приходить в раздражение и не уходить от царя с негодованием, если он окажется в чем-либо неблагосклонным. В последнем случае слово dabar понимается в смысле «слова», а не «дела», и дальнейшее выражение переводится так: «не упорствуй в худом слове». Второе толкование подтверждается Еккл 10.4 . И кто скажет ему: что ты делаешь? Этот оборот служит обыкновенно для описания всемогущества Божия ( Иов 9.1–2 ; Ис 45.9 ; Дан 4.32 ; Прем.12:12 ). Здесь он применен к неограниченному царю деспотического государства. Еккл.8:5 .  Соблюда­ю­щий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; Еккл.8:6 .  потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЗАПОВЕДИ Он [Бог] сам сказал: на кого Я призрю: «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 ). Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения, могущие сделать светлым душевное благообразие! На сокрушенного духом, – говорит, – на смиренного, а затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели происходят: и на трепещущего пред словом Моим. Что это значит: Трепещущего пред словом Моим? Значит – такого человека, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» ( Притч. 28:14 ). И мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему более благоволения и благорасположения, а гораздо более окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и сказал: «призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Итак, будем трепетать слов Его и со всяким страхом исполнять их. А слова Его – это заповеди, данные нам от Него. Зная, что Ему угодно, что приятно, то и будем делать; и постараемся быть такими, оказывать послушание безмолвное, кротость, смирение, с великим благоговением и страхом исполняя все Его заповеди, чтобы Он, Владыка всяческих, приняв доброе расположение наших намерений и будучи доволен нашим послушанием, благоволил призреть на нас. Если Он благоволит сделать это, то приведет нас в состояние совершенной безопасности. " Призрю», – говорит Он, – то есть, удостою своего попечения, простру руку, во всем помогу, в изобилии изолью щедроты Свои. Будем же, умоляю, делать все это, чтобы воззрел Владыка и на нас, – чтобы могли мы и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть (1). Чтобы тебе не грешить, узнай, что Бог любит и что ненавидит. Кого же любит Он? Того, кто исполняет заповеди Его. «Я возлюблю его, – говорит Он, – и Мы придем к нему» ( Ин. 14:21, 23 ), – не богатого, не здорового, но повинующегося моим повелениям. А кого ненавидит Он и отвращается? Того, кто не исполняет заповедей Его. Итак, когда ты увидишь кого-нибудь не исполняющего заповедей Его, то, хотя бы он был здоровым, хотя бы окружен был богатством, считай его в числе ненавидимых Богом; а добродетельного, хотя бы ты видел его в болезни или бедности, считай в числе любимых Им. Не к тем – любовь Его, а к этим (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Л 1) Лицемерие, лесть, лукавство противны чистосердечному обхождению с ближними. Со всяким человеком обходись нелестно, но просто, так, как – сам с собою. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь будь; что ему говоришь, и что на устах твоих имеется, то самое должно быть и на сердце твоем. Лесть и коварство суть дело пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который льсти и коварству поучает их на прельщение наше. Берегись убо лукаво и коварно с ближним поступать, да не подашь в сердце твоем место диаволу, и обладает тобою, и поведет тебя, как пленника (из 1 част.). 2) Вопр. Что св. Тихон говорит против лицемерия в делах благочестия? Отв. (Кн. VI, §270–271). Творят часто и лицемеры добрыя свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильныя милостыни; показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и по видимому образу благочестие показуют, но силы его отвергаются. Ибо творят дела свои, да видимы будут от человек ( Мф. 23:5 ). Дабы не заразиться квасом фарисейским, еже есть лицемерие, надобно всегда помнить, какой должен быть конец добрых дел наших? Конец же добрых дел есть: 1) да покажешь повиновение и послушание Богу нашему, Который нам вещает: уклонися от зла и сотвори благо... ( Пс. 33:15 ). И хотя мы, ради немощи нашей, и не можем вполне такового повиновения Ему показывать, какового святый и праведный Его закон требует, потому что плоть похотствует на дух ( Гал. 5:17 ): однако же должно нам от всего сердца тщиться, чтобы не попущать плоти над нами господствовать, но духом деяния плодская умерщвлять ( Рим. 8:13 ). 2) Долженствуем уклоняться от зла и творить благо, – не так, как язычники некогда, и ныне лицемеры творят – к похвале и славе своей, а не к похвале и славе Того, от Которого всякое добро происходит – т. е. Божией. Как все доброе от Бога происходит, так от нас в Божию славу и обращаться должно. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех ( Мф. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010