Заветы апостола о поведении христиан . Христианская церковь в Риме, и где бы то ни было, должна представлять собой одно целое, учит апостол, как «одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (12:5). Не следует приспосабливаться к обычаям и нравам языческой жизни, а надо стремиться к «обновлению ума», чтобы познавать, что есть воля Божия. И всем нужна скромность. «Не думайте о себе более, – пишет апостол, – нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (12:3) ... Будьте братолюбивы друг к другу, с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте... в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите... В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве (т. е. принимайте у себя бездомных странников) ... Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте... Не воздавайте злом за зло... Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми; не мстите за себя...» (12:10–19). «Если враг твой голоден, – призывает Павел, – накорми его, если жаждет, напои его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (12:20–21). Отношение христиан к гражданским властям . На эти отношения ап. Павел смотрел так же, как и ап. Петр, т. е. он считал необходимым полное им повиновение не за страх, а за совесть. Но это повиновение не должно касаться внутренней жизни христианина, его веры в Бога и христианской проповеди. В свое время, когда в Синедрионе потребовали от апостолов Петра и Иоанна прекратить благовестие о Христе, они ответили властям: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4:19 ). И теперь ап. Павел пишет в Рим: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (13:1–2). Эти слова не могли удивить римских христиан, т. к. это было в начале, когда власть стояла на достаточной высоте. К концу века положение переменилось. Для Тайнозрителя в Апокалипсисе Рим есть Вавилон, великая блудница, и память о Нероне дает материал для образа зверя. Но и в эпоху начавшихся гонений ап. Петр призывает христиан оказывать послушание представителям власти (1 Пт. 2:13). Видимо, ап. Павел считал, что и власть Нерона, и его правительство существуют по предвидению Божию и, как власть гражданская, должны уважаться христианами. «Надо повиноваться, – пишет апостол, – не только из страха наказания, но и во совести... отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страх – страх, кому честь – честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон» (13:5,7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, помози и благослови! Многие считают старчество ненужным, лишним. Нам приходилось встречать монашествующих, которые святое дело откровения помыслов старцу называли доносом, наушничеством. Как далеки они от истины, и как много таких, которые так смотрят на старчество! Но если бы знали они, сколько неоцененного добра заключает в себе старческое «окормление» (то есть руководство), как облегчает оно борьбу с врагом, как подкрепляет в минуты уныния, малодушия, как поддерживает и направляет в случае падения или сомнения, каким верным покровом от вражеских бурь служит оно всем, кто, не сомневаясь, прибегает к его мощному содействию!.. Поистине, кто испытывал на себе всю силу помощи старчества, тот никогда не будет уклоняться от него, а напротив, будет все чаще и чаще прибегать к его содействию. Да и самое установление старчества, то есть всецелого подчинения своей воли, своего разумения воле старца, имеет основной пример Христа Спасителя, Который первый Своей земной жизнью так ясно доказал необходимость послушания; на это указывает и апостол Павел, говоря, что Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп.2:8 ). Припомним вкратце жизнь Спасителя. С самых юных лет Он находится в повиновении у Пречистой Своей Матери и Иосифа: и Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них ( Лк.2:51 ). Когда настало время для проповеди, Он идет креститься от Иоанна и, когда тот не допускает Его, Он отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф.3:15 ), то есть исполнить волю Отца Небесного. Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца, – говорит Он ученикам ( Ин.6:38 ). Но ярче всего Его послушание воле Отца выразилось в молитве в саду Гефсиманском, когда, молясь об избавлении от чаши, Он прибавил: впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ). «Я есмь путь», – говорил Он ученикам и, несомненно, указал этим, что тот только достигнет совершенства, кто будет во всем подражать Ему. Следовательно, и тот, кто свою волю подчиняет воле наставника, подражает Христу. Да и что иное выражает это подчинение себя во всем воле другого, как не смирение и сознание своей немощности, своего бессилия бороться с грехом? А сколь достохвально смирение и как оно споспешествует спасению, на это указано во многих местах Священного Писания.

http://azbyka.ru/kak-pravilno-otnositsya...

2. Другое искушение - славы: если, падши, поклонишься мне. Отойди от Меня, сатана, - с властью сказал Господь. - Одному Богу нужно покланяться (Втор. 6, 13)... И когда я читал сии громогласные слова, слезы веры остановили мое чтение. Да! Единому Богу подобает поклоняться! 3. Третье (а в порядке второе) искушение - желание чуда (поразить авторитетом, силою). Не искушай Господа Бога твоего (Втор. 6, 16). Не должно требовать знамений и чудес! А положиться на волю Божию. И успокоиться в сей вере в Промысл. Другое Св. Евангелие обычное преподобническое (в память преп. Киприана Отшельника... Житие его позабыл... Пустынник. А имя означает Послушник Божий). На сердце остановились слова: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22-23). Прощались с монахинями весьма хорошо... Редко бывало так... Просили еще приезжать... Это отрадно, хоть они знают, что я выразил послушание Митрополиту Сергию. Болящая София, прощаясь, сказала: Бог поможет Вам! 30 сентября/13 октября ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Ожидаемый собеседник не приехал, вчера ему послал еще телеграмму, что жду его в Шабаце три дня. На Литургии Апостол был о повиновении господам (Еф. 6, 5) не по человекородию, а в Господе. Божие Евангелие благовествовало (святому Григорию, просветителю Армении) о необходимости бодрствовать, ибо не знаем, когда Сын Человеческий придет. Господин, поставивший слугу управлять другими, приходит проверять неожиданно, и если застанет его на деле и бодрствующим, то над всем домом поставит его. Эти последние слова остались на сердце. А между тем они - не смиренны по моему недостоинству... Как же быть? После Литургии служил в соборе молебен Апостолам Петру и Павлу; ибо учили о повиновении рабов господам. И просил я их в сердце своем: Скажите мудрое слово! И пришли такие снова мысли: Ведь наше учение по этому вопросу так просто и ясно: нужно повиноваться. Не в этом спасение людей от греха, а во Христе Искупителе!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» 641 . Повиновение христианским родителям должно быть полное – по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей. В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? ( Сир.7:29–30 ). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ( Сир.3:7 ). Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» 642 . Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость ( 1Тим.5:4 ; Еф.6:1–2 ; Кол.3:20 ). Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием 643 . Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли ( Исх.20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Итак, Иосиф и Мария нашли Его в храме. Когда Мария со скорбью спросила Его: Чадо! что Ты сделал с нами? ( Лк.2:48 ), то Он с невозмутимым спокойствием дал Ей такой ответ: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк.2:49 ). Да, они могли и должны были знать, где находится Дитя их, куда влекла Его природная склонность и где они могли искать Его наверное. Родители должны знать господствующую наклонность своих детей. Благо и вам, дети, если и ваши родители имеют основание искать вас в доме Божием, если они находят вас за благочестивым чтением, за тихою молитвою, за полезными занятиями. Если и вы всегда можете с таким же спокойствием отвечать: я должен быть в том, что Господа моего есть, то есть я считаю своей главной обязанностью заниматься тем, что относится к познанию Бога и Его закона, что благоугодно Ему и согласно с Его святой волей. Пусть же этот пример Иисуса в храме, Его склонность к изучению закона Божия, Его необычайная при этом внимательность, Его скромность и благопристойность в вопросах и ответах – пусть все это послужит для вас новым побуждением с большею охотою и рвением относиться к преподаваемому вам учению, какой бы науки это ни касалось, – в особенности же к учению о вере и нравственности, дабы научиться лучше исполнять обязанности к Богу и ближним и, по примеру Иисуса, возрастать в премудрости... и в любви γ Бога и человеков ( Лк.2:52 ). Аминь. 4. Послушание Пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ) Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ) Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисуса в храме, говорится далее в Евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет и был у них и послушании ( Лк.2:51 ). Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста незаметно для мира. Он совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы вправе назвать эту тихую и скромную Назаретскую хижину образцовою школой юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу, пойдем и мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего Божественного Учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером, – это послушание. Он был в повиновении Своим родителям, говорится в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Еще в Ветхом Завете премудрый Сирах писал: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир.3:2 ). Из глубины веков слышим голос этого великого мудреца, обращающегося к детям: делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). И в другом Послании говорит: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Послушание и покорность детей есть заповедь Божия, данная с особыми обетованиями ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; Еф.6:2–3 ). Апостол указывает на одно из главных оснований и побуждений к искреннему послушанию (повиновению) родителям – внутреннее чувство почитания родителей. Послушание служит обнаружением этого внутреннего чувства почитания и любви. Возможно послушание и не из почитания, а или по страху, или по каким-либо расчетам, например, материальным. Апостол Павел указывает, как на основание почитания родителей, на заповедь Божию, данную с обетованием: чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли ( Еф.6:2–3 ). Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых мы получаем бытие, воспитание и направление жизни? Слово Божие указывает, что дети должны видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них изрекающего Свою волю ребенку, – это главное основание послушания и почитания родителей 563 . «Заметь, – говорит святой Иоанн Златоуст , – какое удивительное основание для добродетели (послушания) полагает Апостол – и справедливо – в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» 564

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Слово 39. О послушании    Тот, кто во всем слушается духовных отцов своих, то, что по Богу, Богу воздает. Ибо послушливый муж, хотя и пребывает в сей жизни, но словно вне сего мира шествует, поскольку, своей воли отвергаясь, Господню исполняет. И таковой к исповедникам причисляется, но не только это, но и беззаботно жительствует все время своего пребывания [на земле]. С таковыми [то есть с исповедниками] и подражателем Господу оказывается, потому что и Сам Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной(Флп. 2:8). Послушание же есть нерассуждающее повиновение, чтобы веленное беспечально исполнять. Послушание есть совершенное, лишенное своей воли подчинение одному лишь мановению начальствующего, без колебаний побуждаемое к совершению всяких заповедей. Послушание признается первым благом среди всех прочих начальных добродетелей и упраздняет возношение, рождает же смиренномудрие. И оно становится началом любви ко Христу, потому что и Христос по причине Домостроительства даже до креста и смерти был послушен Своему Отцу (Флп. 2:8), чтобы ввести в вечную жизнь живущих в послушании. Посему кто же не ублажит такового? А вернее — кто же не поревнует таковому жительству? Потому что отсечение своей воли есть пролитие крови и в жертву вменяется человеку и есть свершение разумного и совершенного мужа. И ясно научает нас Исаия, говоря: Аще… не будешь творить хотения своего в день святый… и не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе своего во гневе… и будеши уповая на Господа, да ухлебит тя благоты земными (Ис. 58:13-14). Говорит же и премудрый Соломон: Сын бо бых и аз отцу послушливый и любимый пред лицем матере. Иже глаголаша и учиша мя: да утверждается наше слово в твоем сердце (Притч. 4:3-4). И другой: Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч. 19:16). И опять-таки: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч. 28:14), и:Соблюдающий заповедь не испытает… зла (Еккл. 8:5). Петр же пишет, говоря: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; и: слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

32. Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божией, и от девственной земли. Ибо Господь Бог, – говорит Писание, – не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт. 2: 5). От этой земли, когда она была еще девственной, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества. Для вторичного создания этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы, согласно с волей и мудростью Божией, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы исполнилось написанное в начале: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). 33. И как через непослушную деву человек был поражен смертью, так и здесь Он также через Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (см. Мф. 18: 12), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от Той, Которая была из рода Адама. Ибо было необходимо новое сотворение Адама во Христе, чтобы смертное было поглощено бессмертием (см. 1 Кор. 15: 53). Это же относится к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание. 34. Также и преступление, которое было совершено через древо, было разрушено послушанием древа. Когда Бог услышал (такое ходатайство), Сын Человеческий был пригвожден к древу, чем разрушил познание зла, ввел же и дал усвоить познание добра. И зло есть неповиновение Богу, как добро – повиновение Ему. Поэтому Слово говорит через пророка Исаию, когда он предсказывает будущие муки, ибо они потому называются пророками, что сообщают будущее; так вот, Слово говорит через него следующим образом: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 5–6). Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с древом, непослушание. Ибо Он Сам – Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и во всем мире вообще, и проходит его долготу и ширину, высоту и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной, и в ней Сын Божий распят, крестообразно на всем запечатленный. Ибо надлежало Ему, после того как Он стал невидимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, лежащую далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и находящихся во всех концах земли созвал к познанию Отца .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но Христос пришел и раздавил голову змея: «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6–8). Кенозис, смирение Христа победило. Аналогичным образом, следуя за Христом, Который сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34), монах, облекаясь в ту же ризу смирения и жертвенности, преодолевает все искушения противостоящих ему духов. Вступление в таинство послушания – один из трех монашеских обетов – означает вступление в тайну Христа. Два других обета – девство, или целомудрие, и нестяжание, то есть отказ от материальных благ, – в полной мере находятся в великом таинстве послушания. Без него «ни священство, ни Евхаристия, ни умная молитва, ни пост, ни бдение не спасают» . Поэтому послушание становится для монаха краеугольным камнем. Даже его повседневные занятия также называются «послушанием». Через повиновение, послушание инок подражает Христу в Его послушании Отцу, становясь сыном Божиим, и делает это для того, чтобы всех остальных сделать своими братьями, «сынами Всевышнего» (см.: Пс. 81: 6). Это послушание не только настоятелю монастыря, но и всем братиям; более того, так монах совершенствует свою готовность служить всему миру. Каждому он дает то, что тому нужно, чувствует себя в долгу перед всеми, по слову святого апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8). Монах – это тот, кто возвышает жертву до единственного принципа, на котором он сосредотачивает всю свою жизнь. Он постоянно жертвует собой; он не живет для себя, но для Бога и ради дела рук Божиих – ради всего человечества. Так что свои достижения он считает не своими, но ближнего своего. Однако неудачи, промахи и провалы – свои либо своего ближнего – становятся для него трудноизлечимой раной, так как любой его недостаток отразится на жизни ближнего. Любое падение, любой провал, любую слабость он остро будет ощущать как препятствие на пути к своей молитве за всех своих братьев, находящихся в миру. Его жизнь становится жизнью покаяния, жизнью, посвященной служению ближнему. Его слезы станут жертвой очищения для мира, для людей, ради которых он удалился от мира. Поэтому не зря святитель Григорий Богослов говорит, что слезы монахов очищают грех мира .

http://pravmir.ru/monah-dar-bozhiy/

   Ибо, кто не слушает царя и закона его не хранит, тот отвергает царя. Какой это раб, если не повинуется господину своему? Раба верно­го показывает не звание учтивое: «Господи, Гос­поди! -» но повиновение и послушание, не имя и титул один, но дело и исполнение воли господина. Потому и говорит Господь тако­вым христианам: «Что вы зовете Меня: Госпо­ди! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? То же и другое слово Господне зна­чит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк 11:23). Как ни толкуй и ни превращай, оно колет глаза нынешних христиан: оно, как зер­кало представляет им неправду их, показыва­ет им, что они, хотя и исповедуют Христа, но жизнью своей противятся Христу.    Противник Христов не только тот, кто учением слову Его противится, но и тот, кто жизнью слову Его сопротивляется. У многих христиан то только на уме, о том только мысль, попечение и старание, как бы богатст­во собрать, в честь прийти, славу получить, врагу отомстить, дни в веселостях провождать, ближнего обмануть, и прочее. А как бы Христу, пришедшему спасти их, угодить и по­следовать святому житию Его, о том и мысли нет. Но Павел святой говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа.    Малое стадо составляют истинно прини­мающие Христа. К ним говорит Христос: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32). К прочим гово­рит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? И в по­следний день отвечает им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:23). Поэтому апостол всякому христиа­нину говорит: «Да отступит от неправды вся­кий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).    Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не при­нять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом и отсюда увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что есть Христос для нас: наш Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы воз­любить явление Его и с любовью принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010