86) или долготерпения, к-рая «есть матерь всех благ» (Отв. 13. С. 10/Ep. 13. 25-26); на более совершенном - незлобию и мудрости (κεραιτης, φρνησις - Отв. 235/Ep. 238 и др.). В 152-м ответе В. В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение… 2) послушание, угашающее все разженные стрелы (Еф 6. 16), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним… 3) дал нам и великую перевязь, стягивающую все члены (μγα μλαγμα τ σφγγον πντα τ μλη) и целящую всякий недуг и всякую язву (Мф 4. 23),- любовь к Нему» (Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 83-92). И более пространный, и краткий перечни начинаются смирением и заканчиваются любовью, к-рые составляют начало и конец подвижнической жизни. 1. Смирение - важнейшая добродетель, имеющая особое значение для тех, кто отрекся от мира. «Оставь свою волю позади себя, смиряйся в течение всей жизни (по др. чтению, «во всем» - ν πσι.- Авт.), и спасешься» (Отв. 61. С. 49/Ep. 126. 37-38). В «Ответах» неоднократно повторяется мысль о связи смирения со спасением: «Без труда и смирения невозможно спастись» (Отв. 237. С. 181/Ep. 240. 72-73. Ср.: Отв. 229. С. 171), а в толковании к 62-му ответу говорится даже об их тождестве: «Смирение есть сокращенное спасение» (С. 51). Смирение - сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, к-рые сгорают от него, «как от огня» (Отв. 244. С. 184); приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?» (Отв. 161. С. 121/Ep. 70. 44-45). «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его» (Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 52-53). 2. Послушание теснейшим образом связано со смирением: «Бог дал два дарования людям … смирение и послушание» (Отв. 550. С. 351/Ep. 553. 4-9). С одной стороны, послушание является результатом смирения: «…если не смиришься, то не послушаешь» (Отв. 228. С. 171/Ep. 231. 18-19), c др., приводит к нему: «Будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Добродетели послушания (πακο) очень близко подчинение ποταγ, к-рое также переводится как «повиновение» или «покорность» (Отв. 239/Ep. 242. 10; Отв. 244/Ep. 247. 8. Отв. 376. С. 255/Ep. 379. 16; ср.: подвижник должен «повиноваться во всем» (Отв. 224. C. 168/Ep. 227. 16). По предположению Нея, учение В. В. о «повиновении», ранее не разработанное в греч. аскетике, сложилось под влиянием сохранившегося на копт. языке Слова аввы Исайи «О повиновении» (ср.: Guillaumont A. L " asceticon copte d " abba Isaïe. Caire, 1956. P. 56; Neyt. 2000. P. 53. Примеч. 2).

http://pravenc.ru/text/376982.html

Кто приобрел смиренномудрие, тот все победил 5 . «Я полагаю, — говорит св. Иоанн Лествичник, — что путь к смирению — послушание Варсонофий Великий, Иоанн. Ответ 543. 2 Иоанн Лествичник. Слово 25, 4 и 33. 3 Там же. 25, 52. 4 Там же. 25, 37. 5 Там же. 26, 49.   и правость сердца, которые естественно сопротивляются возношению 1 . Послушание, — продолжает он, — есть гроб собственной воле и воскресение смирения 2 , которое от него рождается, а от смирения рождается бесстрастие. Посему ничто не возбраняет сказать, что от послушания рождается бесстрастие, которым совершается смирение 3 . Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет воскрешать, и дарование слез получит, и избавление от брани достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения, да и может ли он возносится тем, что, как сам сознается, сделал с помощию другого, а не собственным старанием» 4 . Итак, кто вначале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирения, ибо всякий сам собою научившийся художеству кичится 5 , для смиренного же тягость и жало верить са- " Иоанн Лествичник. Слово 25, 62. 2 Там же. 4, 3. ЭТам же. 4, 71. 4 Там же. 4, 54. 5 Там же. 26, 72.   мому себе, как гордому трудно последовать словам и мнению других 1 . Чтобы нас, и не желающих смириться, побудить к сей добродетели, Господь промыслом Своим устроил так, что никто язв своих не видит так хорошо, как видит их ближний, а потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему 2 . Кроме того, если человек не попросит совета у отцов касательно дела, которое кажется добрым, то последствия сего будут худые и человек тот преступает заповедь, которая говорит: сыне, с советом вся твори (Сирах. 32, 21) и еще: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). И нигде не найдешь, чтобы Писание повелевало кому-нибудь делать что-либо самому по себе; не просить совета означает гордость, и такой человек оказывается врагом Божиим; ибо Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34). Кто же после сего будет смиренным, как не тот только, кто преклоняет выю свою пред старцами и принимает совет их по страху Божию 3 . Кто делает что-либо с вопросом, тот исполняет

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Ибо Закон Божий свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим. 7:12 ), т. е. как откровение благой и совершенной воли Божией, он в существе своем составляет истинную мудрость и ведение человека ( Втор. 4:6 ) ( Пс. 9:12, 24, 4 ) ( Пс. 118:130 ), истинное совершенство ( 1Пет. 1:15 ) и благо ( Еккл. 12:13 ), основанное в разумной природе человека: возвестися бо теб, человче, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? ( Мих. 6:8 ), составляет самою жизнь и блаженство человека ( Втор. 32:7 ); в 3х явствует как из благодарности повиновения Богу, ибо послушание паче жертвы благи, и повиновение паче тука овня угодно Господу ( 1Цар. 15:22 ), так из обетования и временных и вечных благ, коими обильно благословляет Бог исполняющих волю его ( Втор. 3:2 ) ( Ис. 65:13, 15 ). Свойство повиновения Богу При необходимом долге повиновения Богу непререкаемо и чувственно, и откровенным законом требуемого от человека, у Христианина ум, сердце и все внутренние расположения также должны быть всегда и во всем устремлены во благо и угождение Богу, как очи раба устремлены на руки Господий своих, яко очи рабыни в руку Госпожи своея ( Пс. 122:2 ). Христианин также от всего сердца и от всей души и от всего помышления должен повиноваться Богу, ка и любить Бога ( Мф. 22:37 ) ( Еф. 6:5–6 ), а, следовательно, и повиновение воли Божией должен оказывать не в отношении токмо ко всему закону Божию вообще. Ибо, кто сохранит весь закон и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем, как преступник Закона ( Иак. 2:10–11 ) и не в некоторые только времена, но вся жизнь его должна быть постоянным подвигом повиновения, дабы он в святости и правде служил пред Богом во все дни жизни своей ( Лк. 1:75 ). Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

5) И, наконец, слово Божье определяет нормы практического поведения в повседневной жизни. Это заповеди (евр. miswah, ст. 6, 10, 15, 19, 21, 32, 35, 47, 48, 60, 66, 73, 86, 96, 98, 115, 127, 131, 143, 151, 166, 172, 176). Различие между этим и двумя другими словами этой группы состоит в том, что заповедь означает простое наставление о том, что вы должны выполнять определенные требования, тогда как слово повеления (евр. piqqud, ст. 4, 27, 40, 45, 56, 63, 69, 78, 87, 93, 94, 100, 104, ПО, 128, 134, 141, 159, 168, 173) предполагает практическое и скрупулезное воплощение слова Божьего в повседневной жизни, а пути (евр. derek, ст. 3, 15, 37) скорее может означать образ жизни. В псалме особо подчеркивается любовь к слову Божьему (ст. 16, 31, 54, 70, 127, 140, 159, 167), повиновение ему (17, 34, 60, 100, 106, 129), обращение к нему в стесненных обстоятельствах (51, 61, 83, 87, 95, 109, ПО, 143, 157, 161). Доверие к слову Божьему лежит в основе молитвенных обращений о сострадании (77) и избавлении от бедствий (153); Господь всегда благ, как и Его слово (41, 59, 65, 76, 116, 154, 170). Этот псалом – неисчерпаемая сокровищница, он содержит целое собрание молитв и прошений к Господу, исходящих из глубины человеческого сердца, страждущего и слабого. Однако, сколь ни велико наше стремление к повиновению, к соблюдению заповедей Божьих в своих мыслях и практической жизни, каждый из нас в конечном итоге заблудился, как овца потерянная, которая нуждается в непрестанной заботе Пастыря (ст. 176). Хотя в псалме есть два триплета (ст. 48, 176), каждой букве еврейского алфавита посвящено восемь куплетов. Но, как и всегда в еврейской поэзии, форма здесь подчинена содержанию, и каждая алфавитная строфа представляет четко выраженную мысль. 1–8 Алеф. Великое условие: если только, то… Характерно, что псалом открывается строфой, в которой утверждается, что повиновение слову Божьему – ключ к жизни. Восклицание в ст. 5 – стержневой стих этого раздела. Двойное благословение получают живущие по слову Господа, проявляющие постоянство и преданность (1–3), ибо Он заповедал проявлять послушание Слову Своему (4). «О, если бы направлялись пути мои» (5) – тогда бы не было разочарований и несбывшихся надежд (6), но только славословие и хвала (7). С помощью Бога я смогу повиноваться Его слову (8). Ст. 1–4 отражают объективную ситуацию: блаженны (1–2), т. е. счастливы исполняющие законы Господни; они не делают беззакония, в своей жизни они полностью руководствуются Его повелениями и во внешнем проявлении (ходят), и в сердце своем. Ты (4), усилительное – Ты Сам. Ст. 5–8 отражают субъективную ситуацию: личные устремления, чаяния и решимость. Направлялись – неуклонно следовали по пути правды. Не постыдился – не было бы горьких сожалений о своих отступлениях. Уставы Твои (8) подчеркивает местоимение Ты в ст. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

существовали списки епископов от времени Апостолов. Особенности учения св. Климента о церковном устройстве по сравнению с учением предшествовавших периодов составляет оттенение 1) идеи священства и 2) идеи иерархического преемства. Сохраняя древнехристианское представление о «пресвитерах» как пастырях ( Деян. 20:21 ) и религиозно нравственных руководителях верующих («вожди душ наших», гл. 63; р. п.: С. 399), св. Климент особенно выдвигает их священнический характер, их исключительное право приносить бескровную Жертву (подобно ветхозаветному священству) и резко выделяет их из ряда других верующих, мирян (λακος – гл. 40//PG. T. 1. Col. 289А; р. п.: С. 137). Служение их, по св. Клименту, носит литургический характер: они «приносят дары» (гл. 44; р. п.: С. 140), и это является существенной стороной их служения. Идея иерархического преемства у св. Климента представляет собой зачатки теории апостольского преемства епископов, как она выступила позднее у св. Иринея. У него от Бога Христос, от Христа Апостолы, от Апостолов епископы (гл. 42//PG. T. 1. Col. 292А; р. п.: С. 138), которые, в свою очередь, должны сменять друг друга (гл. 44//PG. T. 1. Col. 297А; р. п.: С. 139) по апостольскому же установлению. Но у св. Климента преемство простирается на иерархию вообще, а не на каждого епископа в отдельности, и характеризуется преимущественно, как преемство благодатное (чрез поставление), а не учительское. Характерную черту учения св. Климента об иерархии составляет ещё то, что он оттеняет здесь вообще идею власти и порядка, подкрепляя свои слова указанием на дисциплину римских войск (гл. 37; р. п.: С. 135), Это чисто формальное понимание христианской иерархии способствовало развитию церковной власти в Риме вообще и папских притязаний в частности. Уже св. Климент требует безусловного повиновения иерархии, как власти (начальству), резко обличает за противление ей коринфских христиан, обвиняя их в дерзости и мятеже, и пишет властным и требовательным тоном, требуя повиновения себе ради послушания воле Божией. Барденхевер видит догматико-историческое значение Послания св. Климента в том, что оно является фактическим свидетельством папского главенства. Св. Климент говорит с авторитетом, как наместник Бога (гл. 59; р. п.: С. 148), и с своими увещаниями выступает даже без всяких просьб Коринфской Церкви, как бы признавая своим правом наблюдать за порядком в Церквах. Если его и не послушаются, то он [в любом случае] исполнил свой долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Оттого-то и надо дорожить всем временным лишь в той степени, в какой оно служит нам для спасения души. Например, использовать обстоятельства для добрых дел, для выполнения заповедей, но понимать это как норму, как необходимую часть нашей жизни, а не как нечто особенное и возвеличивающее нас. И только так нас Господь ведет по жизни, давая силу совершать то или иное благо, или отнимая ее, если мы начинаем превозноситься и вредить спасению своей души. В этом постигаем необходимость умеренного, ровного отношения к нашей жизни, которое позволяет избежать ненужных крайностей. 5.2. УМЕРЕННЫЙ ПУТЬ» В избегании крайностей состоит одно из самых важных требований прохождения спасительного пути. Преп. Макарий отмечает: … Путь, ведущий ко спасению… должны проходить, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее, не простираясь к превосхождениям и не уклоняясь во оскудение делания; при благом нашем произволении, имеющем основание веру, должно отвергнуться во всем своей воли и разума и предаться в повиновение духовному отцу и учителю, от сего стяжавается смирение, которое сохраняет инока от всех сетей и козней вражеских т.2., с. 389]. Как для канатоходца в равной степени опасно склониться вправо или влево, так и для проходящего спасительный путь необходимо поддерживать равновесие. Нельзя «простираться к превосхождениям», т.е. стремиться к достижению непосильных целей, брать на себя чрезмерную нагрузку в совершение тех или иных дел. Результатом будет срыв и душевный надлом. Столь же нежелательно и уклонение «во оскудение делания» — сведение жизненных задач к минимуму, отказ от добрых дел. В этом случае лень и апатия будут преследовать спасающегося. Лучший способ избежать всех сетей и козней вражеских, неизбежных в земной жизни – предаться в повиновение духовному отцу. Для этого нужно иметь благое произволение, т.е. собственное невынуждаемое, свободное, основанное на вере желание отвергнуться своей воли ради послушания отцу и учителю. В этом случае собственная несовершенная воля, вытекающая из малого духовного опыта и недостаточных знаний, перестает быть источником ошибок и заблуждений. Поэтому послушающийся отцу или учителю проходит свой путь ровно, преуспевает более тех, кто самодеятелен, и по смирению наделяется благодатью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

(Из гл. II). Тема главы: тварь тем большею обладает непогрешимостью, чем более отражает Божеств. авторитет. Чл. I. Авторитет обозначает 1) законную власть и 2) заявление, покоряющее наш ум. В первом случае он действует сперва на волю, а во втором сперва на разум. Но и в покорности воли участвует разум, и в покорности разума участвует воля. Ибо в первом случае разум признает законность требований власти, а во втором – воля увлекается силою истины, или убеждением разума. А законная власть и убеждения разума – называется авторитетом; ибо это одно и то же. А так как авторитет заключается в непогрешимости, то тварь чем больше отражает в себе божеств. авторитет, тем она непогрешимее (в этом заключается начало безусловного послушания папе). (Гл. III Ступени непогрешимости частной и служебной). Авторитет твари заключается в ее непогрешимости, т.е. в ее покорности Богу. Тварь может быть покорна Богу, или повинуясь сама, или, из повиновения Богу, повелевая другими тварями (?!). Первый вид повиновения представляет из себя вид частного авторитета; а второй – вид служебного или общественного. Тот и другой авторитет имеют ступени: а) Частный; чем более человек покорен Богу, тем ближе он к совершенству, тем полнее он олицетворяет в себе божественные законы, тем он непогрешимее. А чем непогрешимее, тем сильнее он влияет на других, как авторитет в полном смысле этого слова, т.е. как законная власть. След. для тварного существа сообразоваться с божественными законами, значит быть непогрешимым и в той же степени пользоваться частным авторитетом. б) Официальный; – официальный авторитет дает повеление только в той мере, в какой сам повинуется. Всякий авторитет есть законная власть. В законе все существо власти или авторитет, почему закон выше лица, облеченного властью. Всякое повеление, противное закону, не есть повеление в точном смысле, но акт частного лица (начало, оправдывающее теорию непогрешимости от ошибочных и греховных распоряжений пап). В лице же, облеченном властью, следует различать его личность официальную и частную (это опять для различения в папе – первосвященника, говорящего ко всей Церкви и лица частного, говорящего от себя).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Подвижник и основатель Саровской пустыни погребен в кандалах на погосте Преображенской (Спасо-Колтовской) церкви при Тайной канцелярии в Санкт-Петербурге. Указание пути ко спасению 1. Все душно потщитеся исполнити заповеди Христовы и украсити души ваша добрыми нравы: понеже без исполнения заповедей Христовых и без добрых нравов предание правила нашего суетно. Не сущу свету, вся мрачна; и не сущу усмирению, вся наша суетна. Бог все творит для нашего спасения 2. Наставник бо, аще опаством навершает еже от Бога узаконенная, ничтоже ино, разве Господа своего Иисуса Христа, имея лице, и ходатай Богу и человеком бывает, священнодействуя Богови, покоряющимся ему спасение, любовь же и смирение и единомыслие уставляя, обща же творя всяческая: души и телеса и нравы, и елицеми телеса питаются и покоятся. Общий Бог – общие о благочестии подвизи; общий труд – общее спасение; общие венцы. Добродетели 3. Иже вся с благословением настоятеля своего творит, ниже смерти боится. Во время бо смерти не он, а настоятель будет истязан. Святии мученицы на многи раны и на кровопролитие и на нуждную смерть телеса своя предаша, такожде и святии отцы наша пощения и злострадания и кровавые поты пролияша, яко да неистязани будут в страшный час смерти: нам же убо ниже крове пролияти, ниже поты кровавые; но малая некая и ненуждная и ничтоже сущая отсещи и попещися о сих преданиях святых отец кротко и целомудренно. Исповедь, духовник 4. Праведного бо и истинного пастыря дело есть, еже промышляти и пещися о всех; пасомых же дело есть, еже повиноватися во всем наставнику и учителю, нимало же ропщуще, ниже преслушающе, но вседушно и усердно послушание имети и всяко благоговение и повиновение и благоразумие (см.: Рим. 13:1–3 ; Евр. 13:17 ). Монашество 5. Да имут [восхотевшие монашествовати] чистоту душевную, безстрастие телесное, ступание кроткое, глас умерен, слово благочинное, пищу и питие немятежное, при старейших молчание, при мудрейших внимание, к начальникам повиновение, к равным себе и меньшим любовь нелицемерную; от злых и страстных и любопытных отлучатися, мало вещати, множайше же разумевати, не безразсудным быти в слове, не избыточествовати беседою, не дерзким быти на смех, стыдением украшатися; к женам нечистым не беседовати, долу зрение имети, горе же душу; бегати сопротивословия, учительского сана не искати, честь мира сего вменяти ни во что же; аще же кто благо что на пользу иным сотворит, от Бога мзды да ожидает и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

2:8. Иудаизм высоко ценил послушание, особенно послушание до смерти, описанное в рассказах о мучениках. Распятие было самой изощренной казнью, которая предназначалась для преступников, не имевших римского гражданства и стоящих на самой низшей ступени общества, будь то рабы или свободные. 2:9. Некоторые комментаторы видят в этом стихе ссылку на возвеличивание в Ис. 52:13 . Если, что вполне вероятно, в данном стихе имеются в виду страдания, а не слава (52– 53:11), то Павел либо не говорит о нем здесь, либо противопо ставляет это возвеличивание, совершенное Богом, страданиям Иисуса, которые Он испытал, находясь среди людей. 2:10,11. Текст Ис. 45 («...преклонится всякое колено... будет клясться всякий язык») относится к окончательному повиновению всех народов Богу; весьма знаменательно то, что Павел применяет этот текст к Иисусу (особенно в свете употребления божественного титула «Господь» в ст. 11). Термин «небесные» может включать ангелов, вероятно, павших ангелов, которые управляют языческими народами (см. коммент. к Еф. 1:19–23 ). Греки поклонялись богам на небе, на земле и в море, а также богам подземного мира. Павел заявляет, что независимо от того, к какой категории принадлежат сотворенные существа, они должны признать верховенство Христа, поскольку Он возвеличен над ними. Перед правителем или богом часто преклоняли колени, падали ниц. 2:12–16 Жизнь в истине Павел продолжает свои увещевания, призывая верующих жить в единстве (2– 11). 2:12,13. Письма часто заменяли отсутствующего автора; Павел, таким образом, через свое послание просит филиппийцев следовать его учению – как если бы он высказал им это лично при встрече. Он говорит им, что они «совершат свое спасение», если будут стойкими и едиными во всем (см.: 1:27,28). Награда за послушание подразумевается через сопоставление с послушанием Иисуса (2:8,9). Учение, которому они смогли следовать, поддержанные силой Божьей, практически не имеет параллелей в дохристианской литературе, исключая ветхозаветные учения о «Духе; см. коммент. к Гал. 2:19,20 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен. (Вопрос 69.) Послушание Состоит в том, чтобы не иметь своей воли. (Вопрос 2.) Попечение ради Бога (послушание) есть духовное делание. (Вопрос 18.) Когда повелят что-либо, не должно противоречить, но исполнять с послушанием, ибо это приводит к смирению. (Вопрос 27.) Если послушание, которое нам назначают, превосходит наши силы, то должно объяснить об этом настоятелю. (Вопрос 37.) Иметь заповедь (от отца) и стараться сохранить ее – в этом заключается и повиновение. (Вопросы 77, 78.) При послушании не должно унывать, падая и восставая, поползаясь и укоряя себя. (Вопрос 79.) Если братия, находящиеся с нами в одном послушании, в чем-либо согрешат, то как их исправлять без смущения. (Вопрос 80.) Похвала Если кого-либо хвалят, то должен ли он отвечать. (Вопросы 28, 30.) Что должно сказать соблазнившемуся молчанием в ответ на похвалу. (Вопрос 29.) Почему некоторые из святых смиренно отвечали на похвалу. (Вопрос 31.) Приветливость В чем состоит приветливость. (Вопрос 66.) Пристрастие Как поступать, когда, имея надобность в какой-либо вещи, чувствуешь к ней пристрастие. (Вопросы 85, 87.) Р Рассуждение Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы. (Вопрос 14.) В чем должен состоять сердечный труд человека для того, чтобы достигнуть дара рассуждения. (Вопрос 15.) С Свободное обращение (см. Дерзновение) Сердце Чрез сердечное болезнование можно приобрести всегдашнюю теплоту и молитву. (Вопрос 16.) Всякое дарование получается чрез болезнование сердца. (Вопрос 16.) В чем состоит сокрушение сердца. (Вопрос 27.) Отчего рождается в сердце печаль по Богу. (Вопрос 34.) Славолюбие Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия. (Вопрос 56.) Смирение Смирение расторгает все сети вражеские. (Вопрос 4.) Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. (Вопрос 5.) Оно есть орудие, искореняющее все плевелы с поля Владыки. (Вопрос 5.) Почитай себя за ничто – и мысль твоя не будет смущаться. (Вопрос 8.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010