Глава II 1833-й год в жизни Белорусской униатской епархии ознаменовался двумя одновременными событиями первостепенной важности: 1) по Высочайшему повелению от 2-го апреля 1833 года на Белорусскую Полоцкую архикафедру воссел, еще во времена архиепископа Красовского прельстившийся ее богатейшими фундушами и с тех пор не перестававший мечтать о ней, митрополит гр.-униатских церквей Иосафат Булгак 157 ; и 2) 30-го апреля 1833 г. в пределах Белорусской униатской епархии была открыта Полоцкая православная кафедра, к которой причислены были православные церкви Витебской, Виленской и Зельбургского уезда Курляндской губернии. Всего в новооткрытой епархии числилось 6 монастырей 158 , 76 приходских церквей 159 , 105 причтов, 89 священников и протоиереев, 30 диаконов, 121 причетник, 36 монашествующих, 3 духовных училища с пятью учащими и 75 учащимися, 63435 душ мужского пола и 64304 женского пола прихожан 160 . «Паства не многочисленна», – говорилось во всеподданнейшем докладе, – «но Бог , благословляющий все намерения мудрого нашего Монарха, силен увеличить ее, не раздвигая нынешних ее пределов» 161 . Епископом новой епархии из трех, представленных Синодом, кандидатов: викария С.-Петербургского – епископа Ревельского Смарагда, ректора С.-Петербургской духовной академии – архим.Венедикта и ректора Московекой семинарии – архим.Виталия – велено быть первому, по общему суждению всех членов Синода, из трех кандидатов «наидостойнейшему, как пастырю, соединяющему отличное образование ума с достаточной опытностью в делах и тонким благоразумием в образе действования» 162 . Епархия была отнесена к третьему классу и в ранге поставлена после Владимирской 163 . Если назначение Булгака было естественным последствием приключившейся в начале 1833 года смерти Полоцкого униатского епископа Мартусевича 164 и наградой для престарелого митрополита, то открытие православной кафедры в Полоцке для униатов было полной неожиданностью, а повод к нему и само оно не могли возбудить радостного чувства, особенно в стоявших во главе униатского дела. Повод был очевиден уже из самой последовательности указанных событий: Полоцкая православная кафедра открывается вслед за назначением на Полоцкую униатскую архикафедру митрополита Булгака и после того, как отказался занять эту архикафедру, не желавший разбить мечты о ней престарелого митрополита, ее викарий, Мстиславский епископ Семашко; она открывается в то время, когда правительство окончательно решило вопрос о воссоединении униатов. Ясно было, что правительство, не доверяя Булгаку, симпатии которого к унии были известны, в лице православного епископа учреждало над ним надзор и посылало в центр униатской жизни, в древний Полоцк, своего «надежнаго» воссоединителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ предыдущая статья Содержание ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ [греч. Ιουλιανς, Μαρκιανς, Ιωννης, Γρηγριος, Ικωβος, Αλξιος, Δημτριος, Λεντιος, Θτιος, Πτρος κα Μαρα] († 726, по др. данным, 730), мученики К-польские (пам. 9 авг.). Источники Основным источником сведений о подвиге этих святых является анонимное Мученичество (BHG, N 1195), созданное в первые годы 2-го правления свт. Игнатия, патриарха К-польского (867-877). Оно дошло в единственном списке XI в. (Vindob. Hist. gr. 45. Fol. 89-98; Hunger H. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1961. Bd. 1: Codices historici, codices philosophici et philologici. S. 50-54). Поводом к составлению Мученичества послужило обретение мощей К-польских мучеников после землетрясения 9 янв. 869 г., известного и по др. источникам ( Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the 10th Cent. R., 1994. P. 387-388). Мученичество было создано в окружении патриарха, оно характеризуется антифотианской направленностью (умолчание о 1-м Патриаршестве свт. Фотия I ) и стремлением представить Игнатия преемником свт. Германа I , последнего неиконоборческого патриарха, к-рый в отличие от святителей Тарасия , Никифора I и Фотия был возведен в сан патриарха не из мирян ( Auz é py. 1990. P. 472-473). При составлении Мученичества автор пользовался источниками нач. IX в., в к-рых описано уничтожение визант. имп. Львом III Исавром иконы Христа Пантократора на воротах Халка в К-поле. При этом сюжетная схема была заимствована из Жития прмч. Стефана Нового, а исторический контекст - из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (Ibid. P. 467-470; Eadem. 1999. P. 193-194; Kotzabassi. 2009. S. 3). Т. о., автору удалось избежать противоречий при компилировании источников, по-разному излагающих историю уничтожения иконы: согласно прп. Феофану, мученики пострадали в 726 г., согласно Житию прмч. Стефана Нового - в 730 г., уже после низложения патриарха Германа. Подобные расхождения в указаниях источников IX в., а также скудость сведений об иконе до начала иконоборчества ставят под сомнение историчность рассказа об уничтожении этого образа Львом III. Согласно гипотезе М. Ф. Озепи, речь идет о легенде, сформировавшейся уже после 787 г. ( Auz é py. 1990). Мученичество

http://pravenc.ru/text/1237833.html

И прочие безумные глаголы Посмотрим на фарисеев. Ругает ли Господь их за принадлежность к фарисейству, за следование Закону, за их «национализм в хорошем смысле»? Да нет же! Ни одна йота не прейдет из Закона, говорит Христос. А хананеянке отвечает: «Я послан к погибшим овцам дома Израилева». Никакого модернизма и космополитизма. Более того: Иисус велит исполнять всё то, что говорят фарисеи. 13 февраля, 2011 Посмотрим на фарисеев. Ругает ли Господь их за принадлежность к фарисейству, за следование Закону, за их «национализм в хорошем смысле»? Да нет же! Ни одна йота не прейдет из Закона, говорит Христос. А хананеянке отвечает: «Я послан к погибшим овцам дома Израилева». Никакого модернизма и космополитизма. Более того: Иисус велит исполнять всё то, что говорят фарисеи. Притча о мытаре и фарисее – Лк 18:10–14 (зач. 89): Сказал Господь притчу сию: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Великий пост подступает постепенно. Первая весточка – рассказ о Закхее : слыша его на литургии, мы понимаем: пора готовиться к посту. Пока, может быть, лишь держать в уме саму эту мысль: скоро пост. До следующих субботы-воскресенья ничего не происходит, и мы почти уже готовы поверить, что на сей раз обойдется. Но Церковь не дает нам расслабиться, не дает закоснеть в самодостаточности и самоуспокоенности. На праздничной утрене после воскресного Евангелия, после песни «Воскресение Христово видевше…» и 50-го псалма мы слышим песнопение, содержание которого не оставляет сомнений: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! ».

http://pravmir.ru/i-prochie-bezumnye-gla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН V (IV) ОКСИТ Иоанн Оксит [греч. Ιωννης Οξετης] († после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89 - окт. 1100). Род. в К-поле. До избрания на Патриарший престол был монахом, вероятно в мон-ре Оксия на одном из Принцевых о-вов в Мраморном м. Предшественники И. О. на Антиохийской кафедре с 70-х гг. XI в. жили в К-поле. В дек. 1084 г. Антиохию захватили турки-сельджуки, кафедральный собор ап. Петра был обращен в мечеть, однако местное христ. население не подвергалось серьезным преследованиям. Тюрк. эмир Яги-Сиян, ставший ок. 1087 г. правителем Антиохии, разрешил патриарху вернуться в город. Большинство исследователей считают, что поставление И. О. в патриархи состоялось в К-поле между 1088 и 1089 гг., а на Восток он отправился после 1091 г. Этому, однако, противоречит тот факт, что 1088-1089 гг. датируется полемический трактат маронитского митр. Тумы аль-Кафртаби, написанный в ответ на сочинение И. О. о двух волях во Христе. Впрочем, В. Грюмель предполагал, что дата написания трактата митр. Тумы неверно указана переписчиком, и это сочинение может относиться к 90-м гг. XI в. ( Grumel. 1933. P. 293-294). В сент. 1089 г. И. О. принимал участие в К-польском Соборе, где в присутствии визант. имп. Алексея I Комнина рассматривался вопрос об условиях воссоединения православных Церквей с Римско-католической Церковью (RegImp, N 153i; RegPatr, N 950). И. О. оставался в К-поле по крайней мере до весны 1091 г. В это время он написал 2 трактата, адресованные Алексею Комнину, где критиковал императора за проведенную в 80-х гг. конфискацию церковных имуществ, возлагал на него ответственность за внутри- и внешнеполитические проблемы Византии. И. О. осуждал также визант. аристократию и чиновничество, обвинял их в угнетении неимущих слоев населения ( Gautier. 1970). Ок. 1092 г. И. О. переехал в Антиохию, возможно из-за разногласий с офиц. властями в К-поле. С приближением к Сирии армии участников 1-го крестового похода осенью 1097 г. эмир Яги-Сиян арестовал И. О., часть видных представителей христ. общины выслал из Антиохии, жители окрестных селений также подверглись репрессиям. Когда крестоносцы появились в Сев. Сирии, армяне из городков, примыкавших к Антиохии, восстали и убили размещенных в тюркских гарнизонах солдат. Во время осады Антиохии крестоносцами (окт. 1097 - июнь 1098) И. О. оставался в заключении. По свидетельствам лат. хронистов, мусульмане поместили И. О. в клетку и выставляли ее на городской стене. 3 июня 1098 г. Антиохия была захвачена крестоносцами, мусульм. население было перебито (см. ст. Антиохийское княжество ).

http://pravenc.ru/text/469626.html

ЕВГЕНИЙ КОНОПЛЕВ Поющий философ Среди тех, кто хоть немного интересуется музыкой, трудно найти человека, ничего не слышавшего об ансамбле «Сирин». Скоро коллектив отпразднует тридцатилетие, и все эти годы «Сирин» занимается одним главным делом — изучением и популяризацией традиции древнерусского духовного пения. Андрей КОТОВ — основатель и руководитель ансамбля «Сирин» — рассказал «Правмиру», чем живет он сам и его коллектив. Разговор при этом получился намного больше темы «музыка и церковь». — Когда, как и почему появился на свет «Сирин»? — Ансамбль я собрал в 89-м году. Днем его рождения мы считаем 3-е октября - тогда состоялась первая репетиция. До этого я десять лет проработал в знаменитом ансамбле Дмитрия Покровского, он был моим учителем. Я еще до армии занимался в его первой студии, а после армии совсем молодым человеком пришел к нему работать. Занимался народным театром, сказками, эпосами. Покровский всегда хотел, чтобы каждый человек в его коллективе был специалистом в своей области. Вот он в какой-то момент и сказал мне: «Хочется, чтобы кто-то занялся духовными стихами и узнал о старообрядцах». А это еще закрытая тема была — на дворе начало 80-х. Я сказал «Да, мне это интересно» и стал ездить к старообрядцам, в экспедиции, собирать духовные стихи. За 10 лет этой работы накопилось такое количество материала, что Покровский сам мне сказал: если хочешь полноценно все это реализовать, надо делать свой ансамбль. Так и появился первый состав «Сирина» — восемь человек. — Вы часто выступаете в храме Святителя Николая. Кто-то может подумать, что вы, условно говоря, «церковный хор». — Просто здесь наша репетиционная база, поэтому и концерты регулярно здесь проходят. Мы живем тут аж с 93-го года. Тогда отца Михаила Жукова назначили в этот храм настоятелем, а девочки из «Сирина» пели в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, где он был священником. Вот он их с собой и позвал на новое место. Обычно в службах в храме участвует 3-4 человека из ансамбля, на большие праздники собирается до десятка сиринцев, на Рождество и Пасху и ученики из студии поют. Многие мои ребята регентуют и в других храмах.

http://pravmir.ru/creative/poyushhiy-fil...

Закрыть itemscope itemtype="" > Избран новый, сто восемнадцатый, Патриарх Коптской Церкви 06.11.2012 437 Новым, 118-м Патриархом Александрийским и всей Африки, главой Коптской Церкви провозглашен епископ Теодориус. Имя высшего иерарха Коптской Церкви было объявлено 4 ноября в кафедральном соборе святого Марка, расположенного в Каире. Этим событием завершился последний этап многоступенчатых выборов нового папы христиан-коптов , пишут «РИА Новости». Официальное имя нового Патриарха Александрийского - Теодориус Второй. Священный пост папы Коптской Церкви стал вакантным после смерти 117-го Патриарха Александрийского Шенуды Третьего, скончавшегося в середине апреля 2012 года в египетской столице на 89-м году жизни. В присутствии нескольких тысяч христиан, собравшихся в соборе святого Марка, имя нового Александрийского Патриарха огласил исполняющий обязанности главы Коптской Церкви митрополит Пахомиус. Слова митрополита были встречены оглушительными овациями как присутствующих на церемонии в самом соборе, так и египтян, заполнивших всю территорию коптской патриархии. За несколько минут до этого, выбранный митрополитом Пахомиусом мальчик с завязанными глазами вытащил из прозрачного сосуда одну из трех записок, на которых предварительно были написаны имена трех коптских священников, дошедших до завершающего этапа. Из рук мальчика записку взял митрополит, и прочитал ее вслух перед присутствующими в соборе. Новому Патриарху (в миру - Вагих Субхи Баки Сулейман) 60 лет. Он родился 4 ноября 1952 года в египетском городе Аль-Мансура. В 1975 году окончил факультет фармакологии Александрийского университета. Имеет степень бакалавра. Несколько лет работал в структуре Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Великобритании; затем - директором завода по производству медикаментов при министерстве здравоохранения Египта в городе Даманхур. Принял монашество в июле 1988 года, нес послушание в монастыре святого Бишоя. Рукоположен в священники в июле 1998 года. Автор 12 книг по теологии. Помимо арабского, владеет английским языком. До объявления новым Папой Коптской Церкви - епископ египетской провинции Аль-Бухейра.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/06/iz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857–1859) 1 86 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. 87 Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! По милости Божией дела мои, кажется, устраиваются. К 15-му декабря обещают напечатать диссертацию 88 , которую, таким образом, могу защищать около 20-го 89 . В Петербург поеду уже после, когда получу приказание. Между тем Т. И. Филиппов извещает меня, что граф А. П. Толстой хочет поручить мне написать нечто для «Духовной беседы» 90 , которая будет выходить при Петербургской семинарии. И радуюсь, и страшусь, сознавая свою неспособность. Благословите, батюшка, на новую деятельность, чтобы была польза и другим, и мне. За напечатание диссертации в журнале и за право продавать в их пользу 600 оттисков ее П. М. Леонтьев и М. Н. Катков хотят дать мне 500 рублей. Таким образом, могу расплатиться с главными долгами, и еще останется для первого обзаведения в Петербурге. Благодарение Богу, помогающему Вашими молитвами, мне, малодушному и недостойному. О себе скажу, что живу в суете и небрежности. Помещаясь в одной комнате с братом, правила в точности не исправляю и радуюсь, если удастся прочитать с грехом пополам утренние и вечерние молитвы. Духовных книг почти вовсе не читаю, о грехах своих и вспомнить некогда, живу и сам не знаю как. Брат мой Альберт сватается к дочери Михаила Петровича Погодина, Александре. Помолитесь, милостивый батюшка, чтоб Господь благословил его переход от беспорядочной одинокой к семейной жизни и чтобы этот важный шаг сблизил брата и с Россией, и с Церковью. Простите, что так часто беспокою Вас. Припадаю к ногам Вашим, прошу Вашего отеческого благословения и поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. Москва, 12 ноября 1857 г. 2 91 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший благодетель, батюшка отец Макарий! Примите усерднейшее поздравление мое с приближающимся днем Вашего рождения 92 . В прошедший год я имел утешение в этот день быть с Вами. По Вашему милостивому слову надеюсь в течение наступившего поста быть у Вас. Когда именно, не знаю. Брат Альберт также поздравляет Вас с днем рождения, благодарит Вас за письмо и скоро будет отвечать. Приношу Вам глубочайшую благодарность и за Ваше письмо к брату, и ко мне недостойному. Оно обрадовало и утешило меня, а за несколько часов до его получения я очень расстроился душевно, быв невольным слушателем того, как отец мой старался утвердить брата в протестантском учении. Брат говорит, что в нем нет еще убеждения в истине Православия. Я вызвался объяснять ему, что и как разумею; он согласился, но сказал также, что не знает хорошо и своей веры и, чтобы узнать ее, будет обращаться к отцу. Помолитесь, батюшка, чтоб Господь нас всех наставил на путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 63 1945 г. 5 марта. – Отчет о совещании уполномоченного Московской Патриархии архиепископа Псковского и Порховского Григория с членами Синода Эстонской Православной Церкви по вопросу о ликвидации эстонской схизмы и воссоединении с Русской Церковью 89 1945 г. марта 5-го дня в помещении Нарвского епархиального совета (г. Таллинн, Симеоновская ул., д. 5) состоялось совещание уполномоченного Московской Патриархии Высокопреосвященного архиепископа Псковского и Порховского Григория, временно управляющего Ленинградской епархией, с членами т. н. Синода Эстонской Православной Церкви по вопросу о ликвидации эстонской схизмы и воссоединении Эстонской Православной Церкви с Матерью Церковью Российской. Со стороны т. н. эстонского Синода на совещании присутствуют: председатель Синода протоиерей Христофор Винк, секретарь Синода священник Николай Кокла, члены Синода от мирян: псаломщик Константин Пуу, юрисконсульт Синода Андрей Пуншун. После краткой молитвы Высокопреосвященный архиепископ Григорий обратился к присутствующим с речью, в которой отметил удовлетворение Московской Патриархии по поводу выраженного Синодом Эстонской Православной Церкви в своем прошении на имя Святейшего Патриарха Алексия желания ликвидировать эстонскую схизму и вступить в молитвенно-каноническое общение эстонского клира и мирян с Матерью Церковью Российской. Освещая положение дел в Российской Православной Церкви, Высокопреосвященный архиепископ Григорий сообщил присутствующим о широком тяготении раскольнических церковных групп на территории Советского Союза к единению с Московской Патриархией: рассказал о массовом возвращении в лоно Матери Церкви Российской т. н. иосифлян, обновленцев, самосвятов, упомянул о том же тяготении к церковному православному единству под главенством Московской Патриархии раскольнических групп за границей (феофиловцы в Америке) и выразил надежду, что возвращение эстонского клира и мирян в юрисдикцию Московского Патриарха будет на сей раз актом безусловной искренности с их стороны и как таковой только может служить залогом для дальнейшего мирного благодатного развития эстонской церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сведения о его жизни довольно скудны, если не считать легендарных данных, сообщаемых о нём различными источниками. Такого рода данных немало уже и в «Vita S. P. Joannis Damasceni, a Joanne Patriarcha Hierosolymitano conscripta» (Migne gr. XCIIV, 429–490). Это «житие» произошло в X веке (автор его Иерусалимский патриарх Иоанн «умер, вероятно, около 970 г.»). Нет возможности точно указать ни «года рождения», ни «года смерти» святого Иоанна Дамаскина . Обыкновенно полагают, что последний «родился около конца VII в. в Дамаске», где в то время владычествовали сарацины. Несомненно при этом известие, что святой Иоанн Д. «происходил из христианской семьи». Отец его занимал одну из видных при дворе калифа должностей, наблюдая за сбором государственных податей. Отцовская должность «перешла по наследству и к сыну», как об этом «с вероятностью» предполагают. Святому Иоанну принадлежало еще «арабское имя Мансур» – имя фамилии, из которой он происходил. Константин Копроним (741–775 г.) впоследствии «в насмешку» изменил это имя на «Манзир» («подкидыш, новый вещун»). «Сицилийский монах Косьма был воспитателем» как самого Иоанна, так и «его приемного брата», носившего одно имя со своим учителем. «Вероятно, в 726 г., во всяком случае до 730 г.» св. И. Дамаскин «выступил, как богослов – писатель и как защитник иконопочитания». Несколько времени спустя, – несомненно «до 736 г.», – он удалился («вместе со своим приемным братом) в монастырь св. Саввы около Иерусалима». Здесь, проводя «благочестивую» и «ученую» жизнь, он обратил на себя внимание Иерусалимского патриарха Иоанна V-ro (ум. «в 735 г.»; по мнению некоторых, впрочем, «жил до 745 г.»), который и посвятил его в «священнический сан». Из этого монастыря И. Дамаскин, «по-видимому», никогда уже не удалялся до самой своей смерти. Она, – полагают, – последовала «до 754 г.», так как бывший «в Константинополе иконоборческий собор 754-го года анафематствовал патриарха Германа, известного Георгия Кипрского и Иоанна Дамаскина », как «уже» мертвых. Мнение же некоторых, удлиняющих жизнь Иоанна Дамаскина чуть ли не до 787 г., не обосновано. Нет достаточных оснований утверждать даже и то лишь, что «кончина» св. И. Дамаскина последовала будто бы «несомненно после 754 г.» ( Б. М. Мелиоранский , Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин, Спб. 1901, стр. 89, 96 и др., а еще и ниже столб. 23 в статье «Иоанн Иерусалимлянин»). «Седьмой вселенский (Никейский) собор 787 г.», как известно, освободил «от анафемы» названных лиц и между ними воздал особенную честь Иоанну, как энергичному «защитнику» иконопочитания. Ревностный защитник православия приобрел себе заслуженную славу в христианском мире и уже «в 813 г.», по свидетельству хронографа Феофана, был известен под именем «златоструйного», подобно тому как другой Иоанн был назван в свое время «златоустым».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010