Чин погребения состоит из псалмов 39–го и 90–го: (т. е. 38–го и 89–го) „рех: сохраню пути моя“ и „Господи, прибежище был еси нам в род и род“. За псалмами следует чтение Апостола ( 1Кор. 15:20–58 ) и наконец несколько песнопений и молитв. В молитвах этих священник, поручая тело усопшего земле, просит Всемогущего Бога, чтобы Он простил умершему все его грехи; избавил его от мук ада и вечной тьмы; вселил его в стране света с Авраамом, Исааком и Иаковом, в месте, где нет плача, печали и уныния; поставил его вместе с избранными одесную Сына Своего, дабы он мог услышать утешительные слова: „приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира“. Чин воцерковления женщины (the churching) состоит из псалмов 116–го и 127–го (т. е. 114–го и 126–го), молитвы Господней и молитвы на данный случай, в которой возносится благодарность Богу за благополучное чадорождение и испрашивается для женщины милость Божия в настоящей в будущей жизни. Ряд чинопоследований книги общих молитв заключается так называемой „угрозой“ (A. Commination), которая должна совершаться в первый день великого поста. Служба эта начинается некоторого рода предисловием, в котором священник заявляет, что она установлена для того, чтобы заменить отчасти обычай первенствующей церкви, по которому явные грешники, в начале поста, подвергались публичному покаянию, чтобы, потерпев наказание здесь, спасти душу свою в жизни будущей, а также и для того, чтобы примером своим устрашить других и отвратить их от греха. – После этого предисловия, священник читает ряд проклятий, выражающих гнев Божий на разного рода грешников. По закону Моисееву проклятия эти предписано было произносить левитам. Английское чинопоследование восстановляет теперь буквально эту ветхозаветную церемонию, предписывая священнику произносить самые проклятия ( Втор. 27:15–26 ), а народу, после каждого из них, возглашать „Аминь“. – Затем следует покаянное увещание, чтение покаянного псалма 51–го (т. е. 50–го) и несколько молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Упомянутые до сих пор материалы давали очень мало для характеристики религиозного настроения С-го, и об этой стороне его жизни общество могло узнать более полно из писем С-го к его другу П.А. Словцову, напечатанных в 10 „Москвитянина“ за 1844 г., и, особенно, из большого письма к тому же лицу, помещенного в том же журнале 121 . После некоторого перерыва появились напечатанными в „Ярославских Епарх. Ведом.“ за 1862 г. три речи С-го, произнесенные им, когда он был еще учеником Главной семинарии 122 . В 68-м году в „Русском Архиве“ была опубликована обширная переписка С-го с дочерью. Письма относятся к периоду 1816–21 годов. Они —97— особенно интересны, т. к. при написании их были соблюдены все условия, при которых только и могла проявиться глубокая искренность, задушевность писавшего их. Большая часть этих писем писана в Сибири, вдали от культурного общества; писаны они горячо-любимой дочери. В 1870 году в том же журнале была помещена очень законченная коллекция писем С-го к разным лицам; тут письма к Цейеру, духовному ученику С-го, занимают по важности первое место из всего, что было напечатано на этот счет. Вопросы, трактуемые в этой серии писем, касаются единственно христианской этики, учения о молитве, посте и чтении св. Писания. В год столетия со дня рождения С-го (1872 г.) И. П. Б. подарила читающему обществу очень ценный сборник „В память графа М.М. Сперанского“, содержащий часть его обширной переписки, его сибирской дневник и „Эпохи моей жизни“ – хронология важнейших событий жизни С-го. После этого сборника в печати не появлялось ничего особенно существенного, что значительно дополняло бы изданные уже прежде материалы. В „Русск. Ст.“ появлялись, главным образом, краткие афоризмы С-го, его размышления юридического, философского и богословского характера, но все это в небольшом количестве, очень отрывочно и случайно. В 89-м году в „Пр. Соб.“ 123 началась печататься диссертация проф. Казанской Духов. Академии Катетова: „Гр. М.М. Сперанский, как религиозный мыслитель“. Статья на писана главным образом на основании упомянутых уже материалов 124 , но при этом г. Катетов приезжал на несколько дней в Петербург, чтобы воспользоваться ненапечатанными в то время материалами, хранившимися в И. П. Библиотеке. Некоторую часть этих материалов (надо признаться, очень незначительную) он напечатал в виде приложения к своей работе. Ниже мы подробно остановимся на этих материалах, как и на всей статье г. Катетова. После этих материалов ничего значительного на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Послужной список игумена Иннокентия    Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятель игумен Иннокентий, 62-х лет, обучался в уездном училище, из дворян Старооскольского уезда.    До производства во священнослужители проходил разные общежительные послушания в Глинской пустыни с 1845 г. В монашество пострижен — 1854 г., августа 7-го дня в Глинской пустыни игуменом Евстратием. Рукоположен во иеродиакона — 1855 г., 10 июня. Рукоположен во иеромонаха — 1856 г., сент. 23-го.    За честное поведение и усердное служение обители награжден набедренником — 1861 г., сент. 30-го. По определению епархиального начальства исправлял должность настоятеля сей пустыни с мая по август 1862 г.    По указу Святейшего Синода определен настоятелем сей пустыни и посвящен во игумена преосвященнейшим Сергием, епископом Курским и Белоградским, — 1862 г., августа 2-го.    За попечение и труды по возобновлению соборного храма в Глинской пустыни объявлена признательность епархиального начальства со внесением в послужной его список — 1864 г., октября 3-го.    Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода, выданным — 1869 г., мая 10-го.    По указу Святейшего Синода награжден палицей — 1873 г., апреля 22го.    Награжден за особенное участие в уходе за ранеными и больными воинами при монастырской больнице от главного управления знаком Красного Креста — 1880 г., января 25-го.    Всемилостивейше сопричислен за усердную службу к ордену Св. Анны III cmenehu — 1882 г., марта 27-го (Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89).    (31 мая 1887 г. по указу Святейшего Синода награжден саном архимандрита (Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. — М., 1891. С. 92). — А.И.) НЕКРОЛОГ Цит по: Курские епархиальные ведомости. 1888. 40 (часть неофиц.). С. 654—655.    17-го числа сентября, в 9 часов пополудни, в субботу, в Глинской пустыни Путивльского уезда после продолжительной и тяжкой болезни скончался ее настоятель о. архимандрит Иннокентий. Он происходил из потомственных дворян Степановых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя 307 : после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, на четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Вполне песненное последование царских часов, с тремя ектениями и священническими молитвами на каждом часе-антифоне, излагается в грузинском Типиконе Тифлисского церковного музея 193, XI в., переведенном с греческого знаменитым игуменом Афоно- Иверской Лавры св. Георгием II Мтацминдели († 1065 г.). По этому Типикону, царские часы совершаются в два срока: 1-й и 3-й – в начале 3-го часа, 6-й и 9-й – в начале 5-го. После обычного начала (на 1-м часе и на 6-м) и трех праздничных псалмов, диакон произносит ектению (великую), а священник читает молитву с возгласом, – и поются «тропари Софрония, патр. иерусалимского», по два раза каждый, с особыми припевами из псалмов; после трех (а на 1-м часе Рождества – четырех) тропарей, диакон (по богоявленскому чину): ,,Паки и паки» (малая ектения), священник – молитву и возглас, а затем следуют прокимен, паремия, апостол и евангелие; после евангелия, диакон: «Исполним молитву нашу Господеви» (просительная ектения), священник творит молитву с возгласом, потом народ: «Стопы моя направи» (стих часа), – и заканчивают 1-й час. Далее, священник: «Приидите, поклонимся», – и начинается 3-й час. В таком порядке совершаются все рождественские и богоявленские часы; в богоявленском чине в конце 6-го часа указан, между прочим, псалом 50-й. – К 9-му часу примыкают изобразительные. Изложение рождественских часов переводчик заключает таким обращением: «святые отцы, вышеприведенное последование часов в Греции очень разбросано; я же написал вместе, чтобы вы не затруднялись, ища его» (л. 89 об.). Вероятно, извлекая из нескольких книг отдельные части службы (которые могли быть «разбросаны» частью в Уставе, частью в Стихираре или Минее, частью в Часослове), переводчик и допустил случайно в составе тропарей те особенности, которые являются исключительной принадлежностью его перевода; а именно, в рождественской службе 1-го часа он, сверх трех обычных тропарей, приводит еще четвертый: «Веселитеся небеса и радуйся земля», а в богоявленской службе 6-го часа, вместо «Что возвращаеши», указывает тропарь: «Руце твои», – вероятно, нынешний последний – «Руку твою», вместо которого на 9-м часе положен тропарь «Днесь во Иордане крещается». – В остальном как рождественские, так и богоявленские часы очень мало отличаются от нынешних. В рождеств. часах, кроме особых припевов к каждому тропарю, положены еще два иных псалма: 134-й вместо 131-го и 84-й вм. 110-го, а на 3-м часе – иной апостол ( Евр. 4:14 : «Бр., имуще Архиереа велика»); в богоявлен. часах вместо псалма 22-го поставлен 12-й, на 6-м часе приведен прокимен, указанный в Евергетид. Типиконе, а на 9-м – указанное там же евангелие 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Климентом. – Первые 6 книг составляют особое целое – с именем учения (διδασκαλια). – Особый состав его виден как из внутреннего содержания 6 книг 80 , так и из внешних несомненных признаков, каковы а) заключение в конце 6-й книги, б) наименование учения, даваемое этим книгам в них самих 81 ; в) списки тех же 6 книг с именем учения – в Сирских, Арабских и Эфиопских Собраниях церковных правил. 82 Так как содержание учения согласно с тем, чт говорят о состоянии церкви учители 2-го и 3-го веков, как напр. говорится здесь о гонениях язычников на Христиан 83 , из числа еретиков упоминаются Евионеи, особенно же Валентин и Маркион, которых учение особенно сильно было в начала 3-го века 84 ; требуется крещение еретиков, как требовали Фирмилиан и Киприан 85 ; то отселе по праву заключают, что учение написано было в 3-м веке. 86 Подтверждением сему служит и то, что между древними Св. Епифаний первый приводит места из 6 книг учения. 87 Чт же касается Св. Климента римского : то ему ни в каком смысле это учение не может принадлежать, как показывает содержание учения. 88 Седьмая и восьмая книга постановлений собраны из разных частей. Основанием седьмой книги служили постановления (διαταγαι) и церковные правила св. Апостолов чрез Климента, известная доселе как на греч. языке, так в переводах эфиопском и арабском 89 ; эти постановления составлены после послания Варнавы 90 и не позже, как в начале 3-го века. 91 Основанием 8-й книги служив учение и постановления (διαταξεις) Апостолов чрез Ипполита, записанные Св. Ипполитом в начале 3-го века. 92 Неизвестный собиратель соединил учение (διδασκαλια) и постановления (διαταγαι, διαταξεις) в одно целое из 8 книг; но при этом, как само по себе понятно, не обошлось без некоторых перемен 93 ; собиратель писал свое целое в Сирии, где составлено и учение 94 , и конечно не позже, как в конце 3-го века. 95 Достоинство всего собрания постановлений можно выразить словами Епифания: «хотя некоторыми не принимаются они, но нельзя и вовсе отвергать их; поскольку в них содержится много относящегося до благочиния церковного и ничего противного вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обходили его и поражались его размерами и просторностью его помещений. В час дня ушли обратно в Петербург. Нас сопровождали новая “Александрия” и два быстроходных вновь выстроенных конвоира “Разведчик” и “Дозорный”. Приехали в Царское в 3 1/2 часа. Гулял и много занимался. 12-го октября. Вторник. Агентские телеграммы наполнены подробностями обстреливания нашею эскадрою рыбачьих судов у Доггербанки в Немецком море. Англия сильно волнуется, газеты мечут громы! Досадно не иметь точных сведений. Погулял перед докладами. После завтрака долго принимал кн. Оболенского — Финл. ген.-губ. — Вечер провели вдвоем. 13-го октября. Среда. Принял довольно много представляющихся, а также депутацию 89-го Беломорского полка, поднесшую складень Алексею. Завтракал Борис (деж.). Шел мокрый снег, кот. потом превратился в дождь. Гулял. Много читал. 14-го октября. Четверг. В 7 1/2 выехал почти с теми же на охоту. У. Егерской слободы вышли из поезда и отправились в Туганицы. Облава была очень удачная, летала масса пера. Погода была серая, тихая и приятная. Всего убито: 210 штук. Мною: 11 тетеревеи, с[ерая] куропатка, вальдшнеп, рябчик, 3 русака и 10 беляков; всего 27. Во время третьего загона на получил телеграмму Рожественского о приходе в Виго с отрядом броненосцев. Вернулся в Царское в 6 1/2. Читать пришлось очень много. 15-го октября. Пятница. В 12 час. у меня было непродолжительное совещание с д. Алексеем, Ламздорфом и Авеланом по поводу дерзкого поведения Англии и мер, которые следовало принять. Д. Алексей завтракал с нами. Катался с Аликс, погода была мягкая. Потом погулял. Вечером читал и писал. 16-го октября. Суббота. Вчера посланное нами в Англию предложение передать рассмотрение дел о стрельбе в Немецком море [в ведение] Гаагского суда — возымело действие. Паршивые враги наши сразу сбавили спеси и согласились. Завтракала т. Вера и Андрей (деж.). Шел дождь и было очень тепло. Гулял. Занимался много. После обеда провели вечер вдвоем. 17-го октября. Воскресенье. Уже 16-я годовщина со времени явленной нам милости Божией при крушении поезда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Ясно поэтому следующее соображение: если после падения Австрии и Турции и во время того, как будут слагаться совершенно новые условия Восточного Союза, – во Франции, Италии, Испании (и даже, может быть, в Германии и самой Великобритании) индивидуально-плутократический и конституционно-демократический строй общества окажется никуда негодным и уже слишком неустойчивым, то все восточные и славянские нации, которым необходимо будет так или иначе войти в состав вышеупомянутого Великого Союза, принуждены будут из чувства самосохранения произвести у себя дома прогрессивно-реакционные реформы, которые могут придать их обществам больше стойкости и уменьшить в недрах их ту лихорадочную подвижность, которой так болезненно увлеклись все наиболее образованные нации мира; сначала Франция со дня объявления прав человека (с 89-го года прошлого века); потом вся романо-германская Европа (с 48-го года нынешнего столетия) и, наконец, и наша Россия с 61-го года. И при этом естественно, что те нации и те государства, в которых прежних сословно-корпоративных устоев было меньше, должны, движимые силой русского Самодержавия и вдохновляемые примером русской покорности, скорее прийти к тем нелиберальным условиям, при которых потребуется организация подобных же устоев, совершенно новых по частным формам, но вечных по существу своему. Говорю еще яснее: таким нациям, в хорошем смысле отсталым (т.е. по сравнительной неопытности и патриархальности) и в самом дурном смысле передовым (т.е. крайне эгалитарным по строю), – легче будет перешагнуть прямо к практическому отвержению ложных начал 89-го года, т.е. к отвержению не только экономического, но даже и гражданского всеобщего равенства и всеобщей личной свободы, чем тем государствам и нациям, которые изболтались, так сказать, за целый последний век в атмосфере буржуазно-плутократического либерализма. Весьма вероятно, что самый аграрно-рабочий вопрос (взятый не с точки зрения революционно-либеральной, т.е. не со стороны вопроса личных прав или всеобщего экономического равенства, которое невозможно, а только со стороны материального обеспечения, отчасти и насильственно-легального, данного властью, подобно, например, принудительному обеспечению нашей русской крестьянской общины), весьма вероятно, говорю я, что этот вопрос есть не что иное, как маскированная и сама себя еще не понявшая корпоративно-сословная реакция будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Прежде всего ученик должен еще удостовериться, что действительно приписывает. Уже во избежание сухости лучше привести не общие выражения из писания, а отрывки повествовательного свойства. Если было рассказываемо, то из самих учеников не только кто-нибудь догадается вообще, но и может обстоятельно рассказать Числ.11:23 , как у Тавера Господь сказал Моисею, что возроптавшие евреи вечером будут есть мясо, как (картинно) выразил сомнение Моисей, и получил вразумительное назидание: разве у Бога рука коротка? После этого ответ, который я редактировал бы так: «св. писание приспособляется (как приспособляется учитель к ученикам? мать к малым детям?) в этом случае к обыкновенному языку людей, которые любят все приравнивать к себе (плотник известную часть дома называет ушами, в дереве мы видим сердце или сердцевину, у дверей или зонтов видим ручки; ученики 3-го класса уже настолько знакомы с латинским, что могут перевести Пьемонт – нога у горы, и пр.). Но понимать и т. д. по катихизису. 89 . И опять не где-нибудь, а в самом св. писании. Ученики в св. истории два раза встречались с Молитвой Господней, где есть: «иже еси на небесех». Равным образом что капается до храма; ученикам памятен случай и встречающиеся здесь характерные слова Давида: я живу в кедровом дворце, а Бог живет в простой палатке; или: дом Отца Моего сделали домом торговли, вертепом разбойников. Теперь, всякий понимает, что разум ваш может нарисовать умственный портрете только такого предмета, который помешается в каком-либо определенном месте; следовательно он не может браться за познание Высшего Существа, так как Оно вне всяких пространственных определений – есть везде. Таким образом бесспорно, что вездесущие Божие конкретно и лучше какого-либо другого свойства Божия самым делом поддерживает справедливость отрицательного ответа, данного на 84-й вопрос; а приведенные, кажущиеся возражения против вездесущия отнимают у означенного ответа эту лучшую поддержку. Словом, если нельзя сказать, что главная и существенная сила 89-го вопроса заключается отнюдь не в согласовании приведенных выражений с вездесущием Божиим, а в наибольше укреплении верности 84-го ответа; то нельзя не сказать, что, примиряя выражения с вездесущием Божиим, 80-й вопрос вместе с этим ближайшим образом касается и вопроса о способности разума в деле постижения божественной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010