Вторая Пасха общественного служения Иисуса Христа Исцеление расслабленного у овчей купели и речи Иисуса Христа к иудеям, сказанные по этому поводу (Ин.5) «Руководство для сельского пастыря», 1868 Ин.5:1 . «По сих же бе». После исцеления сына царедворца до исцеления расслабленного следовали многие события, описанные у других евангелистов ( Мф.4:13–26 ; Мк.1:16–39 ; Лк.5:1–11 ; Мф.8:8–34 ; Мк.4:35–41, 5:1–21 ; Лк.8:22–40, 9:57–62 ; Мф.9:1–34 ; Мк.2:13–22, 5:21–43 ; Лк.5:27–39, 8:41–49 ). В праздник «Иудейский». Какой? Пасха. а) Пасха по преимуществу называлась ορτη’ – праздник ( Ин.12:12 ; Мф.26:5 ) или: ορτη’ без члена ( Мф.27:15 ; Мк.15:6 ; Лк.23:17 ). Иоанн тем более назвал бы здесь другой праздник по имени, что пред тем назвал он праздником Пасху ( Ин.4:45 ; ср. Ин.2:23 ); б) сказано было ( Ин.4:13 ) «четыри месяцы и жатва». В Пасху именно приносили ячменный хлеб Господу и потом жали ячмень, а за четыре месяца, в декабре, начинали сеять; в) святой Ириней твердо говорит, что этот праздник был Пасха, именно вторая в продолжение служения Иисусова; г) никакого другого праздника нельзя здесь разуметь: ни Пятидесятницы (Златоуст, Кирилл), потому что между Пасхою и Пятидесятницею не проходит четырех месяцев ( Ин.4:35 ) и нельзя было бы вместить от первой Пасхи до Пятидесятницы событий, описываемых с Ин.2:23 по Ин.5:1 ; ни праздника Кущей, начинавшегося в 14-й день тисри (октября), хотя сей праздник иногда назывался праздником ( Ин.7:10–11, 14:37 ) и у Флавия – великим праздником; у Иоанна праздник Кущей назван праздником, тогда как он прежде назван прямо своим именем, праздником Кущей ( Ин.7:2 ); ни праздник освящения храма, начинавшийся в 25-й день кислева (декабря), ни праздник Пурим, бывавший за месяц до Пасхи, не были в числе великих праздников ( Филарет Черниговский ). Ин.5:2 . «Есть же во Иерусалиме овчая купель, яже глаголет Еврейски Вифесда, пять притвор имущи». На основании слова: «есть же...» делали заключение, что Евангелие от Иоанна написано до разрушения Иерусалима, но несправедливо: эта купель существовала и после разрушения города; она существует даже и теперь, как мы знаем это из описаний святых мест современными археологами. В славянском нашем переводе читаем: есть же ... «овчая купель»; в русском же переводе: есть же... «у Овечьих ворот купальня». Овечьи ворота упоминаются в книге Неемии Неем.3:1, 32, 12:39 . По преданию, они находились на восточной стороне Иерусалима вблизи храма и названы так потому, что чрез них прогоняли к храму жертвенных животных. Купель эта по-еврейски, то есть на сиро-халдейском местном наречии, называлась Вифезда (то есть дом благодати). Она окружена была пятью крытыми ходами, притворами или галереями, в которых и располагались больные, смотря по роду своих болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

484. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, по первом лете царствования Его (Говорено в Московском Большом Успенском соборе ноября 20 дня) 1826 год Сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его. ( Лyk. I. 49 ). Забудем на минуту, что мы стоим теперь в великом храме, в котором, после без сравнения великого имени Царя царей, паче всякого иного имени возвеличено имя Царицы небесной. Возвратимся мыслию за осьмнадцать веков назад; войдем в малое Иудейское селение, «Горняя» ( Лк. 1:39 ); встретимся там в малом, без сомнения, доме священника Захарии, с родственницею его юною Девою Мариею, которая, хотя и происходила из великого рода Давидова, но, конечно, не сохраняла уже никаких останков сего древнего величия, когда обручена была малому земли, древоделю Иосифу. Там, и тогда поставим себя слушателями торжественного восклицания Марии. «Сотвори мне величие Сильный»: а ни в ней, ни окрест Ее, не видно никакого знака, ни следа величия! Что глаголеши, смиренная Дево? Как не страшишься восторженного слова, которым Сама Себя только возносишь? Как станет слово Твое? Кто ему поверит? Познаем ученики, и вместе поклонники Слова, которым сотворено все, познаем силу Божественного Слова. Оно вселилось во утробу святой Девы Марии: потому сильно было во устах Ее, и воистину сотворило Ей величие Царицы небесной, которое и на земле мы видим, и пред которым благоговейно покланяемся. Но так и всегда Сильный и Великий Бог творит величие тем, которые во смирении чувствуют и признают себя немощными и малыми в самих себе. Благословенная Дева, прославляя Бога, сотворившего Ей величие, кажется, подражает знакомому Ей чрез церковное пение и домашнее чтение, изречению Псалмопевца, который взывает к Богу так: «Боже мой, не остави мене, дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему. Силу Твою и правду твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия». Что такое величие? В изъяснение сего Псалмопевец говорит далее: «елика явил ми еси скорби мнози и злы, и обращся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси: умножил еси на мне величествие Твое» ( Nc. LXX. 18–21 ). Из соображения сих слов можно уразуметь, что «величия», на языке священного писания, суть дела Божия над человеком чудесные, благотворные, открывающия безмерное величие Божие, и сообщающие некое величие человеку. Впрочем, приложите имя величия ко всему, к чему оное с некоторым приличием приложено быть может. Думаете ли вы о величии звания и власти, или о величии ума, о величии души, о величии дел: во всех сих отношениях, по примеру Псалмопевца, по примеру Пресвятой Девы, не обинуясь возвещаем всему роду сему, что сильный Бог творит «величия», и что, следственно, без Него тщетно хотели бы немощные человеки поставить себе какое-нибудь самосотворенное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» После частного суда человек попадает или в рай, или в ад. Но в конце будет ещё один, Страшный суд, на котором участь определена будет окончательно. Может ли попавший в ад после частного суда, на Страшном быть оправданным? Похожие вопросы 7 Ответов Это возможно по молитвам Церкви и тех, кто остался жив. Здравствуйте! Да. Именно поэтому Церковь и молится о прощении грехов от века скончавшихся. Так же помогает молитва родственников, сотворение милостыни нуждающимся от имени усопших. Человек после смерти видит все, что сотворил не праведное, раскаивается, но не может совершать добрые дела. Молитва и дела его сродников вменяется ему в заслугу на Страшном Суде. Но есть одно условие — усопший при жизни уже имел покаяние и делал добрые дела, желал быть с Богом хотя бы в последние мгновенья жизни. Люди, отвергавшие Бога и намеренно совершавшие зло не могут быть помилованы. А молитва за них в некоторых случаях может духовно навредить молящемуся. В частности, молитва за самоубийц. Помощи Божией! Конечно! В дополнение к тому, что Вам уже написали: Господь прямо указывает на это в притче о плевелах и пшенице ( Мф.13:24–13:30 ): окончательное отделение первых от второй произойдёт именно во время жатвы, а жатва — поясняет Спаситель — есть кончина века ( Мф.13:39 ). И такой момент: в Символе веры  сказано, что Христос будет «судити живых и мертвых». Если бы приговор Частного Суда был для всех окончательным, то смысла суда для усопших при Втором пришествии Христовом уже не было бы. На вечерне в День Святого Духа есть даже коленопреклоненные молитвы конкретно о во аде держимых! Может ли попавший в ад после частного суда, на Страшном быть оправданным? Да, конечно. Открываем Исповедание православной веры Восточной Церкви и читаем там: Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния  проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад  и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-chelov...

Глава II Маттафия и его сыновья ( 1Мак.2:1–5 ). Плач и скорбь их об опустошении Иудеи и Иерусалима ( 1Мак.2:6–14 ). Повод к выступлению Маккавеев ( 1Мак.2:15–26 ). Призыв Маттафии к восстанию всех верных закону – за отеческую веру и уход в пустыню ( 1Мак.2:27–38 ). Постановление Маттафии и его сподвижников не применять заповедь о субботнем покое в случаях необходимой защиты при нападениях: увеличение его последователей ( 1Мак.2:39–48 ). Завещание умирающего Маттафии детям, последние распоряжения, благословение и смерть ( 1Мак.2:49–70 ). 1Мак.2:1 . В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. «Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова…» – Этого Симеона Иосиф Флавий ближе обозначает через прибавку του A­ σαμωναου, т. е. сын Асмонея, (Древн. Uyд. XII, 6, 1 ). По имени этого предка своего, дети и внуки Маттафии вообще в иудейской литературе именуются Асмонеями; отсюда и такие выражения: A­ σαμωναων γενε, род Асмонеев (Древн. Uyд. XIV, 16, 4 ); ο A­ σαμωναου παδες, дети Асмонея (Древн. XX, 8, 11) и т. под. – «Священник из сынов Иоарива…», т. е. из священнического класса Иоарива, первого из 24 священнических классов, по числу священнических родословий, на которые Давид разделил их при распределении их служения во храме ( 1Пар.24:7 ). По Флавию (vita, 1), этот класс или родословие – пользовалось преимущественнейшим перед прочими уважением, и происхождение от него считалось высшим благородством в духовной иерархии. Через ιερες Маттафия обозначается как простой священник, но позднейшие иудейские предания помещают его и в число первосвященников, и некоторые толкователи находят это возможным, указывая для сего то время, когда по смерти Онии III ( 2Мак.4:34 ) и после отступничества его брата Иасона в язычество ( 2Мак.4:7 ), а также вследствие бегства Онии IV в Египет, – первосвященство после такой ломки должно было именно перейти к Маттафии. – «Модина» – Μωδεν – город – лежал близ Диосполиса, т. е. Лидды, по дороге из Иерусалима в Иоппию (нынешнюю Яффу), на горе, с которой можно было видеть море ( 1Мак.13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преподобноисп. Матрона Власова. Фотография. Нач. XX в. (Власова Матрена Григорьевна; 6.11.1889, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ. (ныне Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.) - 7.11.1963, там же), преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. В 6 лет лишилась родителей и была отдана на воспитание в монастырский приют для девочек им. имп. Александры Феодоровны в Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре . Окончила 3 класса приютской школы, поступила на обучение к монастырским живописцам. Приняла постриг с сохранением мирского имени, писала иконы. После офиц. закрытия мон-ря в 1919 г. была членом трудовой артели, организованной оставшимися в обители монахинями. Осенью 1927 г. вместе с другими насельницами была вынуждена покинуть территорию монастыря. В 1928 г. с 3 дивеевскими сестрами - Марией Степаковой-Сергеевой, Еленой Жаворонковой и Анной Артёмовой - поселилась в с. Кузятеве Арзамасского у. Нижегородской губ. (ныне Кузятово Ардатовского р-на Нижегородской обл.), прислуживала в храме, зарабатывала на жизнь рукоделием. 19 апр. 1933 г. монахини были арестованы по обвинению в антисоветской агитации и «распространении провокационных слухов о войне, голоде и падении существующего строя». 21 мая того же года приговорена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР к 3 годам ИТЛ. Отбывала заключение в Дмитровском лагере. В 1936 г., после освобождения из заключения, поселилась в с. Веригине Арзамасского р-на Горьковской обл., где служила певчей церковного хора, была также сторожем и уборщицей. 10 нояб. 1937 г. была арестована. М. проходила по коллективному делу 39 священнослужителей, монашествующих и мирян Арзамасского района. Обвинялась в участии в «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации».

http://pravenc.ru/text/2562612.html

протоиерей Николай Попов История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец. Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 . От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни. Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 . Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ). Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Скачать epub pdf 1. Евангелие Иисуса Христа (Мк.1:14–15)(Мф 4,12–17; Лк 4,14–15; Ин 4,43–45) 14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Обратить внимание на следующие/экзегетические моменты/: ( Мк.1:14 ) κηρσσων: «предан» – Pass. Div.; «проповедуя» – κηρσσων. ( Мк.1:15 ) : «Исполнилось время» – Πεπλρωται ; «приблизилось» – γγικεν; «в Евангелие» – ν τω ι εαγγελ. В какое Евангелие? Да вот в то, что «приблизилось Царствие Божие»! Ирод Антипа, правивший частью наследия своего отца Ирода Великого с 4 г. до РХ по 39 г РХ, бросил Иоанна Крестителя в темницу, о чем будет рассказано в 6-й главе. Но если он полагал, что после этого в иудейском народе стихнет волнение, то он вскоре понял, что ошибался. Теперь на публичную сцену выступил Иисус. Разумеется, Он не просто продолжил дело Иоанна. Он принес нечто новое и небывалое. Иное место проповеди Уже внешне Иисус изменил деятельность Иоанна. Тот действовал в иудейской пустыне на Иордане – на определенном месте, к которому отовсюду тянулись люди. Иисус начал Свою деятельность в Галилее. И не к Нему шли люди, а Он шел к людям. Галилея – область, о которой Иосиф Флавий пишет: «Вдоль Геннисарета тянется страна того же имени изумительной природы и красоты. Земля по тучности своей восприимчива ко всякого рода растительности, и жители действительно насадили ее весьма разнообразно; прекрасный климат также способствует произрастанию самых различных растений. Ореховые деревья, нуждающиеся больше в прохладе, процветают массами в соседстве с пальмами, встречающимися только в жарких странах; рядом с ними растут также фиговые и масличные деревья, требующие более умеренного климата. Здесь природа как будто задалась целью соединить на одном пункте всякие противоположности; здесь же происходит чудная борьба времен года, каждое из которых стремится господствовать в этой местности. Ибо почва производит самые разнообразные, повидимому, плоды не только один раз, но и в течение всего года беспрерывно. Благороднейшие плоды, виноград и фиги она доставляет десять месяцев в году сряду, в то время, когда остальные плоды по очереди поспевают в продолжение всего года. Кроме мягкого климата, богатому плодородию способствует еще орошение, доставляемое могучим источником, называемым жителями Кафарнаумом»/(«Иуд. война», III, 10, 8)/.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

39. Выделение беспоповщины: федосеевцы Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Не прошло и года после того, как инок Евфросин и другие поповцы отмежевались от своих недавних друзей и союзников из радикального беспоповщинского крыла старообрядчества и огласили свои разногласия с ними в “Отразительном писании о новоизобретенном пути самоубийственных смертей”, как и сами беспоповцы выступили с “приговором”, в котором они устанавливали новые положения, отличные не только от “российской” патриаршей церкви, но и от старообрядцев-поповцев. В 1692 вожди новгородских беспоповцев под водительством дьячка Феодосия Васильева созвали местный собор, чтобы обсудить действия и учение некоего поповца отца Ивана Коломенского, который уже за русским рубежом в принадлежащей в то время шведам Нарве служил литургию, венчал своих прихожан, не перекрещивал переходивших в его общину “никониан”, принимал в нее в сане сущем “никонианских” иереев и даже не мешал своим последователям поддерживать дружеские отношения с говоря, что “несть греха в сообщении с неверными никонианами”. Это первое письменное высказывание беспоповщинских взглядов касалось частных, а не общих вопросов, и не являлось еще общей декларацией их взглядов на мир и на церковь, но и оно уже отчетливо показывало, как далеко от православия уходило радикальное крыло противников патриаршей, “никоновской” церкви. Прежде всего бросается в глаза, что при перечислении участников собора на первом месте были “учителя из простецов”, а не духовные лица, перешедшие в их движение из православной церкви. Этим как бы подчеркивался принцип учительного равенства всех членов беспоповской церкви, учительства мирян и не признавался особый клир церкви. Затем, все решения принимались на соборе от имени всех его участников, включая и простецов не учителей, а не только духовных руководителей согласия. Третьим важным решением, принятым этим первым новгородским собором, было запрещение браков и чадорождения членами беспоповской церкви. По их решению ввиду отсутствия благодати священства и таинств брак был невозможен, а внебрачное сожительство и рождение детей являлось грехом. Четвертой важной чертой этих решений было строгое запрещение общения членов беспоповской церкви с представителями окружающего их мира, будь это никониане, поповцы или иноверные. Кто не повиновался этому постановлению, тех было решено “из чину измотать и

http://sedmitza.ru/lib/text/439577/

Архив Пн Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского» 27 июня 2008 г. 13:39 Определение принято на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 27 июня 2008 года. Освященный Архиерейский Собор, движимый заботой о верных чадах Русской Православной Церкви и заботой о свидетельстве миру об Истине Христовой, внимательно рассмотрел деятельность Преосвященного епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Начиная с января 2007 года, от имени Преосвященного Диомида стали распространяться публичные обращения, которые нарушили мир в Церкви, смутили верующих, явившись для них соблазном, а также вызвали недоумения у внешних. Преосвященный епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе без уважительной причины. Его ссылка на болезнь не была подтверждена официальным медицинским заключением. В то же самое время публичные деяния Преосвященного в преддверии Собора, включая проведение им епархиального собрания, свидетельствуют о физической способности его приезда в Москву. Не имея возможности выслушать собрата лично, Собор тем не менее счел необходимым высказать свое суждение в связи с его деятельностью. Собор ознакомился с письменными обращениями епископа Диомида, а также со свидетельством церковных представителей, вступавших с ним в диалог. Особое внимание было уделено богословско-каноническому анализу, предоставленному Синодальной богословской комиссией, а также посланию Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, увещевательному письму Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Феогноста, комментариям преподавателей Московской Духовной академии и оценкам многих других членов Церкви. По исследовании всех документов, свидетельств и обстоятельств дела самую тяжкую вину Преосвященного епископа Диомида Освященный Собор усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом (Ин. 17, 21). Нам особенно больно об этом свидетельствовать после восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая 2007 года. Именно в это время враг рода человеческого, недовольный вновь обретенным братским общением, возбуждает дух разделения.

http://patriarchia.ru/db/text/428878.htm...

Глава 13 История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов. 3Цар.13:1 .  И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы «и был даже доволен тем, что его Бог , Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему» (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ( 2Пар.11:13–14 ). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В ( 3Цар.14:1–16 ) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Ахии, который некогда ( 3Цар.11:29–39 ) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего «человека Божия» – пророка из Иудеи 11 . Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ( ´Ιδων), видимо, отождествляя с Иеддо ( 2Пар.9:29 ), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ( 2Пар.13:22 ). 3Цар.13:2 .  И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. «Жертвенник, жертвенник» – метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его – царь Иосия ( 4Цар.22:1 ), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет ( 4Цар.23:14–18 ). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: «помогаемый Иеговою» (Кейль), и весь рассказ XIII гл. понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010