162 Напр., блаж. Августин в трактате о нагорной проповеди . Здесь под понятие «fornicatio» (греч. πορνεα) подведены не только idololatria и quaelibet noxia superstitio, но и avaritia, после чего, на основании слов Христа о дозволительности отпустить жену causa fornicationis, делается заключение, что propter illicitas concupiscentias, non tantum quae in stupris cum alienis viris aut feminis committuntur, sed omnino quaslibet, quae animam corpore male utentem a lege Dei aberrare taciunt et perniciose turpiterque corrumpi, possit sine crimine et vir uxorem dimitter et uxor virum, quia exceptam facit Dominus causam fornicationis: quam fornicationem generalem et universalem intelligere cogimur (De serm. Dom. in monte I. 1, c. 16, n. 46, – Migne, Patr. lat. t. XXXIV, col. 1252–1253). Менее уверенно высказывается названный церковный писатель о правильности такого понимания евангельского текста о разводе в другом своем произведении (Retract. I. 1, с. 19, п. 6, – Migne, Patr. 1at. t. XXXII, col. 616), хотя и здесь не отказывается вполне от высказанного ранее мнения. См. еще Binghami o. c., vol. IX, р. 353–355; I. С. Suiceri – Thesaurus ecclesiasticiis, ex patribus graecis ordine aiphabetico concinnatus, t. II, p. 809. Amstelodami 1682. 165 Zhishman, о. с., S. 107, 729–730: сн. проф. Павлова – Курс церк. права, стр. 383. Проф. Н. А. Заозерский (На чем основывается церк. юрисдикция в брачных делах, стр. 64, С. Пос. 1902), упрекая ученого западного исследователя брачного права восточной церкви за то, что он «пустил в оборот» мысль об указанной в тексте аналогии, считает такое объяснение церковной снисходительности к юридическим основаниям развода искусственным и поверхностным. При всем уважении к научным взглядам и мнениям своего академического учителя, мы не можем последовать за ним в настоящем случае. Замечание, что такие, напр., поводы к разводу, как разговор жены с посторонним мужчиной, хотя бы в церкви (Proch. t. XXXIX, с. 42; слав. перев. в Кормчей, цит. изд. ч. 2, л. 165), могли считаться достаточными лишь при взгляде на них, как на «признаки или степени обнаружения психического разложения брачной симпатии супругов», конечно, должно быть признано правильным, но только наполовину: простое охлаждение супружеской любви, даже и при его обоюдности, еще не являлось само по себе достаточным основанием для расторжения брачных уз с точки зрения церкви, решительно не одобрявшей, как мы видели, разводов ех cosensu.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Закрыть Русский город Выборг и памятник шведскому оккупанту Прозападные настроения в ограниченных, но агрессивных кругах российского общества надо преодолевать 27.03.2024 689 Время на чтение 11 минут Фото: dzen.ru Швеция и Финляндия уже вступили в НАТО. А на площади русского города Выборга, расположенного в Ленинградской области невдалеке от русско-финской границы, стоит памятник шведскому оккупанту Торгильсу Кнутссону, которого российские космополиты называют ещё и основателем Выборга в 1293 году. Часто приходилось слышать и читать, что Выборг основан шведами в конце 13 века. А в переводе со шведского Выборг означает «святой город» и т. п. Эта версия напомнила мне ещё одну небылицу – норманнскую теорию о создании Российского государства инородцами. Меня, русского человека, задевала эта фальсификация и умаление заслуг наших великих предков. Получается, что мы шли вслед за не существовавшим никогда варяжским народом, за шведами, за кем-то ещё. Хотя на самом деле было наоборот. Наши предки – русы, шли в авангарде мировой цивилизации. Нам навязывают мнение отсчитывать Российскую государственность с 862 года, с прихода в Новгород князя Рюрика. При этом утверждается, что он, его братья Синеус и Трувор не славяне, а какие-то варяги, норманны. Но ведь Рюрик пришёл в уже отстроенный русский город, названный Новым. Значит, были у русов и более старые города. В то время скандинавы называли Русь Гардарикой, т.е. Страной Городов. Такое обилие городов малоцивилизованных норманнов удивляло. К примеру, первое упоминание о Стокгольме, как о городе, относится к 1252 году. Норманнская теория о создании Русского государства инородцами появилась в 18 веке. Ее основатель – находившийся на русской службе немец Готлиб Байер Зигфрид. Его последыши – тоже немцы – Миллер и Шлецер. Немцы писали нашу историю, унижая славян и, полагаю, исполняя заказ Ватикана. Продолжателем их дела стал Карамзин. Из летописных источников мы знаем, новгородский князь Гостомысл, живший в середине 9 века, основал Выборг и назвал его в честь погибшего сына Выбора. Но ряд российских историков пренебрегает этими сведениями. Им ближе версия шведская. Некоторая категория «спецов» у нас любит преклоняться перед иностранным. Думаю, Гостомыслу, как основателю города, а не шведскому захватчику Торгильсу Кнутссону должен стоять памятник на площади Выборга. Кнутссон – организатор 3 шведского крестового похода на Русь, когда был оккупирован Выборг. И именно Кнутссона эти «спецы» называют основателем Выборга в 1293 году. Хотя по ряду источников поселение уже существовало.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/ru...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Предложенные Мосгордумой поправки к закону о передаче религиозного имущества противоречат Гражданскому кодексу, считают в Патриархии 23.10.2010 В Московской Патриархии считают незаконными две поправки, предложенные Мосгордумой в законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Речь идет о принудительном изъятии объектов культурного наследия у религиозных организаций-собственников в случае неисполнения обязательств по сохранению данных объектов и в случае, если переданное имущество не используется в соответствии с законодательством РФ и целями деятельности религиозной организации в течение трех лет. " Вероятно, разработчики поправок забыли о том, что право собственности неприкосновенно. И время беспредела в сфере изъятия у религиозных организаций и граждан принадлежащего им имущества, слава Богу, прошло " , - заявила корреспонденту " Интерфакс-Религия " в пятницу руководитель юридической службы патриархии инокиня Ксения (Чернега). Она напомнила, что, согласно п.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ , принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; реквизиция; конфискация; отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п.4 ст.252, п.2 ст.272, стт. 282, 285, 293, пп. 4 и 5 ст.1252 настоящего Кодекса. " Таким образом, данная статья устанавливает закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника. Каждый из этих случаев исчерпывающим образом урегулирован Гражданским кодексом РФ " , - подчеркивает матушка Ксения. При этом к бесхозяйственно содержимым культурным ценностям, которые подлежат, согласно ст.240 ГК, принудительному выкупу, относится движимое имущество, а не объекты культурного наследия, которые в силу абз.1 ст.3 закона " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ " , являются недвижимостью.

http://drevo-info.ru/news/9460.html

14) О. Иннокентий. Нравственное Богословие было предметом чтений о. Иннокентия в 1833–1835 гг. 1250 В печати изданы (помещены в названном юбилейном сборнике) лишь «вступительная лекция» его «по Нравственному Богословию», «Введение в Нравственное Богословие» и «Нравственная антропология». 1251 Вопроса об «аскетизме» о. Иннокентий касается здесь очень мало. По его мнению, христианская деятельность не можете быть без мистики; ибо существо её – в глубине духа. Аскетика стоит на противоположной стороне, ибо занимается телом; а тело стоит в противоположности с духом, по своей грубости, косности, осязаемости, материальности. Дух требует оживления, просвещения; а тело – умерщвления, обуздания, борьбы. 1252 Подвижничество нужно, ибо тело противоборствует духу; но главное исходище жизни – дух, сердце. Многие секты забывают это и ожидают всего от обуздания тела, и потому простирают слишком далеко разные строгости к нему, наприм. посты, которые у них нередко оканчиваются смертью , или неизлечимыми болезнями. 1253 Аскеты занимаются подвигами материальными, и потому делают жизнь скучной, горькой. 1254 Таким образом, о. Иннокентий под «аскетизмом» разумеет то «телесное упражнение», 1255 о котором Апостол говорит, что оно «мало полезно”. 1256 Но такое понятие об «аскетизме» слишком узко и не оправдывается ни филологическим смыслом слова, ни его историей. 1257 Слишком узкий смысл понятия «аскетизм » и не благоприятное к нему отношение, вероятно, навеяны на о. Иннокентия его протестантскими пособиями, из которых на одно - " System der christlichen Moral» (1788 – 1815) Рейнгарда – он сам определенно указывает, как на свое пособие. 1258 Впрочем, далее о. Иннокентий «аскетикой” или «педевтикой” называет тот отдел Нравственного Богословия, который трактует ,,о средствах к исполнению” обязанностей христианина” 1259 и который разрешает вопрос: «какими средствами человек может достигнуть совершенства? 1260 Следовательно, точного определения понятая «аскетизм” у о. Иннокентия мы не видим. 1261 1250 См. «Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Дух. Академии: архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К Амфитеатрова, изданный Академией по случаю 50 летнего юбилея её (1819– 69)”. Киев 1869 г.; см. здесь «биографическую заметку” об Иннокентии, 1261 Трудно, впрочем, сказать, насколько этот недостаток (а равно и другие недочеты) можно относить на счет самого автора, так как лекции составлены «по запискам» «бывшими его слушателями» и профессором редактированы не были. См. цитов. «Сборник», стр. VII. Читать далее Источник: Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина : в 2 книгах. 1907./Книга первая: Критический обзор важнейшей литературы вопроса. - СПб.: Типо-Литография С.-Петербуржской Тюрьмы. 1907. – 388 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1251. Молитвы святых когда имеют силу Беседа I . Молитвы других содействуют и помогают, а содействовать кто-либо и помогать может только тому, кто уже сам действует: если же сам останешься в бездействии, то не получишь большой пользы… Зная это, не будем ни пренебрегать молитвами святых, ни полагаться на них всецело. Соблюдем последнее для того, чтобы не облениться и не проводить жизни в праздности, а первое для того, чтобы не лишиться великой пользы. Напротив, будем и их просить, чтобы они молились о нас и помогали нам, и сами – пребывать в добродетели, чтобы достигнуть благ, обещанных любящим Бога. Минь. Т. XI. С. 397 Творения Т. XI. С. 481, 483 1252. Любовь старается умалить и скрыть свои услуги любимому Беседа II . Любящий не желает ни повелевать, ни начальствовать; но рад лучше сам находиться под начальством и принимать приказания. Он желает лучше благодетельствовать, нежели принимать благодеяния... Он и хочет благодетельствовать, и не хочет показать, что благодетельствует, но представляет себя как бы должником другого... Так и Бог поступил с людьми. Он восхотел даровать за нас Сына Своего; однако, чтобы не показать, что (единственно по благодати) дарует Его, но – как бы отдает нам долг, Он повелел Аврааму дать Себе своего сына, чтобы казалось, что Он, делая нечто великое, ничего не делает великого. Когда нет дружбы, то мы ставим в укор другим наши благодеяния, превозносим их даже при всей их незначительности. А когда есть дружба, мы скрываем их, и великие хотим выдать за малые, чтобы не показать, что друг у нас в долгу, но – что мы сами одолжены ему тем, что он позволил нам одолжить его. Минь. Т. XI. С. 405 Творения Т. XI. С. 491 1253. Скорби удел христиан, исповедников Распятого, а не роскошь и нега Беседа III . Имамы скорбети, – на сие лежим (ср.: 1Фес. 3:3–4 ). У кого из нас есть уши слышать, пусть слышит: на это предназначен христианин. На сие лежим, – апостол говорит о всех верующих. На сие лежим, – а мы, точно предназначенные к неге, избегаем страданий. Почему же однако ж мы избегаем страданий? В самом деле, нас не постигло ни время скорби, ни искушение, кроме как человеческое ( 1Кор. 10:13 ). Благовременно и к вам сказать: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся ( Евр. 12:4 )… У кого из вас разграблено имущество за Христа? Кто бит был палицами? Кто обижен даже словами? Чем ты можешь похвалиться? На что можешь надеяться? Христос столько претерпел за нас врагов сущих ( Кол. 1:21 ); а мы на какие можем указать страдания, которые претерпели за Него? Страданий за Него мы не переносили никаких, между тем блага, которые получаем от Него, бесчисленны. Откуда у нас возьмется дерзновение в день онъ ( 2Тим. 1:18 )? Ужели вы не знаете, что и воин тогда только может заслужить внимание царя, когда покажет ему множество ран и язв? Если же не может показать ни одного отличного подвига, то, хотя бы не нанес никакого оскорбления, будет считаться в ряду последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Первое, что поразило меня, когда я, говорит Л. Толстой о себе, понял заповедь о непротивлении злому в её прямом значении, было то, что человеческие суды не только не согласны с нею, но прямо ей противоречат, как противоречат и всему учению Христа, и что, поэтому, Христос, если только думал о судах, должен был непременно отрицать их. Христос говорит: не противься злу; цель же судов противление злу. Христос повелевает воздавать добром за зло. Христос говорит: не делайте различия между добрыми и злыми; суды же не имеют никакого другого назначения, как устанавливать это различие между добрыми и злыми. Христос говорит: должно прощать всем, прощать не раз, не семь раз, но прощать без конца, и любить врагов, делать добро ненавидящим нас; суды же не прощают, но наказывают, делают не добро, а зло тем, кого они называют врагами общества. По всему этому выходит, что Христос должен был запретить суды. Но, может быть, думал я, что Христос не имел дела с светскими судами и не думал о них. Вижу, однако, что это предположение не имеет места, Христос со дня рождения и до Своей смерти сталкивался с судами Ирода, первосвященника, синедриона. Вижу я и на деле, что Христос говорит о судах прямо, как о зле. Ученикам говорит он, что их будут судить, и внушал им, как они должны держать себя на суде. О Себе говорил, что Его засудят, и Сам показывает, как должно относиться к человеческому суду. Следовательно, Христос думал именно о тех человеческих судах, которые должны были осудить Его и учеников Его и которые осуждали и постоянно осуждают миллионы людей. Христос видел это зло и прямо указывал на него. При исполнении судебного приговора над блудницею Он прямо отвергает суд и показывает, что человек не может судить, ибо сам он виновен. Эту же самую мысль Он высказывает не раз, говоря, что с бревном в собственном глазу нельзя видеть спицы в глазу других. Но, быть может, высказывая это касательно осуждения блудницы и указывая притчею о спице на общую человеческую слабость, Он все-таки не воспрещал обращаться к помощи человеческого правосудия, чтобы найти в нем защиту против злых. Однако, я вижу, что и это предположение решительно недопустимо. В Нагорной проповеди Христос обращается ко всем и говорит: если кто хочет судиться с тобою и отнять у тебя рубаху, отдай ему и верхнюю одежду. Но, быть может, Христос говорит лишь о личном отношении каждого индивидуума к суду, не отрицая самого правосудия, и в христианском обществе допускает людей, которые судят других в установленных учреждениях? Все-таки вижу негодность и этого предположения. В молитве Своей Христос повелел прощать всем людям без исключения, чтобы и им были прощены их вины. Эту мысль Он повторяет несколько раз. Поэтому, как же человек, обязываемый своей верою постоянно прощать всем, может судить и осуждать других? И из всего этого узнаю я, что, по учению Христа, не должно быть никаких христианских наказывающих судей. 1252

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Иностранцы о России. Гостеприимство, хлебосольство, щедрость Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1909 год. Девушка с земляникой. 12 сентября 1476 года вступили мы наконец, с благословением Божиим, в землю Русскую, и первый предмет, представившийся нашим взорам, была небольшая деревушка. Жители этой деревушки принесли несколько сотового меду. Это пособие пришлось весьма кстати, ибо все мы до такой степени отощали от продолжительного пути, что едва могли держаться на лошадях. Контарини Амвросий († 1499) — венецианский дипломат и писатель Киевляне, узнав о нашем прибытии, все радостно вышли нам навстречу, именно: они поздравляли нас, как будто мы восстали от мертвых; так принимали нас по всей Руси. Даниил и Василько, брат его, устроили большой пир и продержали нас против нашей воли дней с восемь. Карпини Плано (1182—1252) — итальянский дипломат, посол папы Иннокентия IV в Монголию в 1246 г. Гостеприимство есть общая добродетель русских, так что ничем нельзя скорее рассердить их, как отказавшись от угощения. Если к ним пожалует гость, то ласковый прием состоит в следующем: прежде всего поздороваться с гостем, а после женщина подносит стакан водки; гость должен выпить, поцеловаться с хозяевами, а часто и одарить их. Лизек Адольф — австрийский дипломат, секретарь посольства XVII в. Ничто не может сравниться с гостеприимством русских. Ни разу не случалось нам делать утренние визиты, не получив при этом приглашения на обед. Вначале мы считали это простой любезностью и ждали вторичного приглашения, но вскоре мы убедились, что это лишнее и мы обрадуем хозяев, если явимся к ним без всякой церемонии. Кокс Уильям (1748—1828) — английский историк Я достиг маленькой деревни Рыдань, принадлежавшей одному отставному капитану. Лишь только я приехал, капитан этот явился ко мне и по русскому обычаю поднес мне хлеб-соль, пива и кур. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг Здесь уже второй день ожидал нашего приезда переводчик; сын его с местным старостой поднес хлеб и соль — знак гостеприимства, по обычаю народа, чем выражается у москвитян искренность самой глубокой привязанности.

http://pravoslavie.ru/1802.html

Самострел – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею). При стальном луке тетива самострела делалась из толстой веревки или из воловьих жил, и натянутая спускалась с помощью особого ворота, который назывался коловратом самострельным. Величина самострелов была иногда необыкновенна: у Половецкого хана Кончака «бяху луци тузи самострелнии, одна 50 мужь можашеть напрящи» 729 . Самострелы употреблялись для бросания стрел и камней 730 . При осаде Москвы Тохтамышем (1382 г.) из осажденных «инии самострелы напинающе пущаху», а «Москвитин суконник Адам, приметив единого татарина нарочита и славна, напя (натянул) самострел и испусти напрасно стрелу на него, ею же уязви его в сердце его». В описях упоминуются Русские самострелы Московского и Псковского дела; самострел большой болтовой 731 . В оружейной палате Кириллова-Белоезерского монастыря был «самострел железной с храпами» 732 . Сапоги Сапоги не были, кажется, в общем употреблении у Русских даже в Х веке, а составляли обувь только князей и старейшин. После победы, одержанной князем Владимиром над Болгарами в 985 году, «рече Добрыня Володимеру: соглядах колодник и суть вси в сапозех; сим нам дани не даяти, поидеве искать лапотник» 733 . – Сапоги шили из кожи и сафьяна, с острыми, загнутыми к верху носками, как видно из рисунка при Изборнике Святославовом, где сам князь изображен в зеленых, а сыновья его в красных сапогах. На князе Данииле Галицком, при свидании с Немецкими послами у Пожги, в 1252 г., были «сапози зеленого хза шити золотом» 734 . Впрочем, употреблялись цвета: желтый, черный, и другие. Впоследствии нарядные сапоги стали украшать золотыми и серебряными прошивками, галунами и узорами, унизывать жемчугом, усаживать драгоценными камнями; вместо кожи и сафьяна стали употреблять бархат и атлас. Подошвы сапогов подбивали снизу и обивали с боков гвоздями – железными и серебряными, а каблуки, у нарядных сапогов очень высокие, подбивали такими же скобками. Голенища то срезывали напереди углом к верху, то делали круглыми; носили их либо спущенными до полуикор, либо поднятыми, иногда подвязанными под коленом, а иногда стянутыми еще и под икрами 735 . Сарапат, Сарпат

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Вещество таинства – вода. Каиниты не считали воду необходимой принадлежностью таинства крещения, – как настоящие «ехидны, аспиды и т. п. змеи, они «убегали воды, а искали и ищут сухих и бесплодных мест» 1251 . Их особенно и главным образом в таинстве крещения поражала несоразмерность между средствами, столь обыкновенными, как вода, и действиями таинства, которое «изглаждает пятна прошедших грехов, делает нас чадами Божьими, отверзает нам вход в жизнь вечную» 1252 . Все в крещении кажется просто, нет никакого блеска, ни пышности, ни великолепия», из купели «человек не выходит ни более чистым, ни более опрятным» 1253 . Тертуллиан не видит несообразности в цели и средствах и, при свете идеи о Боге с Его главными свойствами – простотою и могуществом, устраняет всякую возможность сомнения в силе таинства. Результат таинства, действительно таинственный, но «для того-то и верить ему должно, что действие его столь чудесно» 1254 . Бог, как всемогущий, и с простыми средствами может соединить и соединяет великие действия. Кроме того, простая сама по себе стихия, вода поставлена очень высоко по той важной роли, какую она играла в мировой жизни и должна играть. «Стихия сия благодатна по своему происхождению, знаменита с самого начала мира. Она прежде, нежели мир получил полное свое устройство, укрывалась под завесой всемогущества Божия, – Дух Божий ношашеся верху воды»... Между тем как царствовал повсюдный хаос, «вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом, седалищем Духа Божия, Который предпочел ее всем стихиям». В мирообразовательном процессе она играла первенствующую роль, так как Бог творил все «посредством воды», – «вода первая произвела то, что имеет жизнь», и этим самым уже ясно указала на свое высокое значение как вещества, чрез которое «даруется душе нашей жизнь вечная, духовное возрождение» 1255 . Дух Божий проникал водную стихию и оживлял ее, так что чрез это проникновение вода получила силу освящать человека и в таинстве крещения, всякая вода, где бы она ни была взята – в море или пруде, реке или источнике, озере или другом каком-либо водоеме лишь бы только был призван на нее Дух Святый, освящающий ее своим присутствием и делающий ее способной освящать в свою очередь и других 1256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Прежде всего — дань. Бремя, которое северо-восточные княжества еще худо-бедно тянули, а вот для южных (то есть тех, на кого пришелся основной удар монгольских войск) оно уже оказывалось непосильным. Причем надо понимать, как собиралась эта дань. Поначалу этим занимались откупщики, как правило, выходцы из Центральной Азии. Чем занимались эти откупщики? Ордынская администрация устанавливала для каждого русского княжества размер дани, на основании проводимой раз в пять лет переписи. Откупщик вносил в ордынскую казну эту сумму — и получал за то право собирать на этой территории дань уже в свой карман. И не ту сумму, которую внес, а гораздо большую. Какую захочет. В Орде не сомневались в праве откупщиков грабить местное население, сопротивление им жестоко каралось. То есть на деле людям приходилось платить вдвое и втрое больше. Понятно, что это вызывало возмущение, вспыхивали восстания. Самое крупное из них случилось в 1262 году, в последний год жизни князя Александра Невского (есть позднее и не особо достоверное предание, что князь Александр его организовал сам). После него откупщиков отменили, дань стали собирать уже непосредственно ордынские послы, баскаки. Впрочем, по количеству злоупотреблений и зверств они не сильно уступали откупщикам. А на политику завоеванных земель монголы влияли? Да. Кто будет княжить на этих землях, решали в Золотой Орде, выдавая (или не выдавая) князьям ярлык. Любое неповиновение означало карательную экспедицию (например, Неврюева рать 1252 года, Дюденева рать 1293 года по своим масштабам вполне приближались к первому монгольскому нашествию, Батыеву). Кстати сказать, поначалу это притормозило княжеские междоусобицы, точнее, сместило их из военной плоскости в политическую. Теперь князья интриговали перед престолом хана вместо того, чтобы рубиться в битвах. Но в основном это было связано с тем, что ресурсы оскудели, воевать было нечем и не на что. Однако уже в конце 1240-х годов княжеские распри возобновляются, только теперь в них уже участвует и Орда. Золотая Орда требовала от русских князей участвовать в ее войнах?

http://foma.ru/pochemu-aleksandr-nevskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010