Строев см. Описание рукописей. Ступишин Феодорит, крилошанин Троиц. Серг. мон., владелец, 423, упом. 422. Суворов Алексей Иванов, владелец, 151. Судаков Димитрий Дементьев, то же, 792. Судской, княгини, книги, 486, 552, 572, 581, 603, 621, 654, 771, 789. Суида, книга. Отрывок из нее, 201. Суханов см. Арсений. Сыропустная неделя, 9, 11, 39, 99–106, 142–144, 404, 688, 689, 746, 751, 753, 763, 807. Тайдула, царица, 177, 765. Таксиот воин, повесть, 202, 203, 794, 804. Тактикон, книга, см. Никон черногорец. Тарабарское письмо см. Азбука. Тарасия, патр. константинопольского, послание, 205, 206; слово, 670; молитва, 740, 759. Тарасов Митька, владелец, 340. Творения св. Отцов, журнал. Ссылки, 8, 9,11, 13, 91, 124, 142, 202, 284, 678, 804. Телятевский Иван Петрович, князь, 527. Темир-аксак, хан, 202, 647, 680, 771, 793. Темшин Михаил Иванов, староста Пятницкой церкви, 370. Терентий Алексеев Бочар, крестьянин стромынской волости, 239. Тиверий, кесарь, 765, 774, 786, 797, 807. Тимофея, патр. александрийского, правила, 205–207; чудеса муч. Мины, 782, 783, 786. Тимофея, пресв. константинопольского, правило, 205–207. Тимофея, пресв. иерусалимского, слова, 674, 693. Тимофей, митр. киевский, 198. Тимофей сын Поликарпов, владелец, 805. Тита, импер., разорение Иерусалима, 770. Тихон казанец, соборный старец Троиц. Серг. мон., владелец, 273. Тихон, архиен. ростовский, 482. Тихон Москвитин, старец Троиц. Серг. мон., 700. Тихон, священник, 739. Тихонравова Н. С. Памятники отреч. русс. лит. упом., 12, 15, 38, 177, 204, 225, 227, 321, 323, 648, 730, 752, 762, 774, 792, 793, 794. Тормосов Арефа, старец, владелец, 113, 788. Требник, книга, 224–238. Трефолог, книга, 604–616; русским Святым, 617–628. Трифиллий Некрасов, старец Троиц. Серг. мон., 461. Триодь постная, книга, 25–29, 385–397, 641; цветная, 399–403; под крюками см. в Стихирарях. Троица Святая. Слова о ней, 404, 787, 791. Деяния, 145. Каноны 8 гласов, 254 и др. Трубицын Димитрий, владелец, 444. Трусов Еремий, посол, 188. Тулупов Герман, иером. Троиц. Серг. мон., владелец, 427. См. Писцы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

661 сл. 668. 669. 704. 717,209. 742,247. 743. 757. 763. 766–8. 769–770. 773 сл. 788. 792. 793 сл. 797–8. 801. 809 сл. . II: 216–7. 295,790. 316). Время образования и развития ангелологии в иуд. (I: 657 сл.). Имена Ангелов из Вавилона (I: 654–5. II: 818). Влияние маздеизма (парсизма) (II: 370,1053. 515,362. 819,61). Важно помнить имена Ангелов в молитвах (I: 767). Ангелы ежедневно творятся (I: 664,72. 689,144). Ангелы промежуточные между злыми и добрыми (I: 781. II: 786,167.), не вполне духовны и проникнуты материальностию (I: 685 сл. 713. 717. 728,216. 794), воплощаются (I: 714 сл.), чувственны (I: 717 сл. 729 сл. 737 сл. 740. 794. 807), смешение их с дочерями человеческими (I: L,383. II: 787,1167). Человек сотворен по образу Ангелов (–служителей) (I: 259. 809.395. II: 215,528 ) Ангелы при даровании закона (I: 194 сл. 701. 705 сл. II: 1210). Ангелы согрешили и искуплены (I: 787,37. 807,390). Ангелы-хранители и патроны народов (I: 668,84. 698,164. 709,197. 796,363. II: 515,362); управители мира (I: 600,389). Ангелология и демонология в христианстве и у св. Павла по соотношению с иудейством (I: XXXI,199. 649 сл. 653 сл. 659. 665 сл. 763. 814–5. II: 648. 1152). Чины и иерархия Ангелов (I: 743. 763 сл. 801,376. 810. II: 215,527) Ангел Иеговы II: 656,846. 664,846. Ангел сатанин I: XIX,95. 757 сл. Ангелы и Логос II: 208,483. Андрогинизм первозданного Адама II: 218. 413,1246. 498–499. Анемеил, внук (отец) Иеремии I: 767,297. Анимизм I: 765,285. νρ I: 182,56. Антиномизм у Ап. Павла I: 99–101. 117. II: 101,189. Антихриста ожидание I: 552. Антиохия (II: 1109,180), куда ходили раввины (Елиэзер бен-Гирканос, Иошуа бен-Хананья, Акиба) яко бы «для сбора пожертвований в пользу ученых», (по равинским известиям), но фактически (и вместе с тем?) для противодействия христианству (II: 846. 847,109); пребывание там Ап. Павла по обращении (II: 922,675). Антиох Епифан I: 856,532. Антропоцентрическая теория в христологии I: 244. II: 201. 290,776. π с genit. I: 696,160. Апокалипсис св. Иоанна Богослова (I: 550.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Несамостоятельность его, как автора, сказывается уже с первых строк жития: коротенькое предисловие целиком взято агиографом из жития св. Иоанна Милостивого, патр. александрийского (VII в.), написанного Леонтием неапольским 334 (в житии Феодора предисловие взято из хроники Феофана). Персиянин по крови (περσογενς), Михаил родился в Иерусалиме в 761 году. 335 Трехлетним ребенком (в 764 г.) он был посвящен Богу иерусалимским патриархом, не названным по имени: – был ли это Илия, неизвестно. – По достижении возраста родители отдали его учителю, πως προπαιδεσ ατν τ τς προπαιδεας γρμματα, а когда он изучил это, по приказанию патриарха был отдан ες τ τς γραμματικς κα ητορικς κα φιλοσοφας διδγματα. Ко всему этому Михаил присоединил еще κα ποιητικν κα στρονομας σον τ κλλιστον. По смерти отца он остался на попечении у своей матери (матери многих дочерей и одного сына). После пострижения последней с дочерями Михаилом в одном из Иерусалимских монастырей около св. Сиона (τς μητρς πασν τν κκλησιν) он отдал в этот монастырь много богатств и в возрасте 26 лет (то есть в 787 г.) удалился в лавру св. Савы Освященного, внес сюда имевшиеся при нем средства и был пострижен во иночество. Здесь в течении 18 лет (до 805 г.) он вел аскетическую жизнь, питаясь по целым неделям одними овощами и то без соли, принимая пищу только по субботам и воскресениям. Игумен убеждал его довольствоваться только служением Богу и службою в лавре, но Михаил предпочитал строжайшее подвижничество. Прожив в лавре 12 лет, он (в 799 г.) был поставлен в сан пресвитера от руки патр. Фомы в храме Воскресения. – После Илии († ок. 791 г.) в каталоге арх. Сергия значатся: Феодор, антипатриарх его Георгий и наконец Фома I в 807,после 820 года. В виду того, что Палама не знает Георгия, на основании жития Михаила можно, кажется, установить преемство в таком виде: Илия (787–797), Фома (797–820). – Через два года после того (в 800 г.) он выпросил себе у настоятеля особую келью для безмолвия и жил здесь, имея только один хитон, который носил, небольшой матрац, на котором спал, и сосуд (βαυχλιον), на котором ел хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Имея в них защиту 796 для себя, молю в каждый день моей жизни, сохрани меня в Твоей святости 797 , да, вспоминая благость и щедроты Твои, жив буду с Тобой: потому что ради нас пострадал, умер и воскрес Ты, Господи Боже мой. Да не приблизится сокрушающий враг 798 к душе моей, запечатленной знамением честной Крови Твоей. Всемогущий! Очисти меня посредством их от всяких мертвых дел моих, ибо Ты один безгрешен, Владыко! Огради жизнь мою от всяких бед, отгоняя врагов моих и супостатов, причиняющих мне зло 799 . Утверди стопы, мысли и язык мой и все пути тела моего 800 : будь всегда со мной по неложному обещанию Твоему, что ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою во Мне пребывает и Я в нем. Ты Человеколюбивый, Сам сказал это; подтверди же блаженное слово повелений Твоих 801 ; ибо Ты – Бог милостивый, щедрый и человеколюбивый, Дарующий всякое благо; и Тебе принадлежит слава с Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. И таким образом священник, знаменуясь крестным знамением, со страхом и трепетом причащается одной из частиц тела и крови, произнося 802 : Тело Твое пречистое да будет мне в жизнь, и святая Кровь Твоя в очищение и оставление грехов 803 . Завеса открывается. Священник, взяв святую Чашу, обращается к народу, а диакон возглашает: Со страхом Божиим и верой приступите. Лик Бог Господь и 804 явись нам, благословен грядущий во имя Господне. 805 Священник причащает желающих причаститься, произнося для каждого то же, что произносил, когда сам приобщался: Тело Твое пречистое и проч. 806 Потом осеняет всех Святой Чашей 807 и возглашает: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, упаси и защити их отныне и до века 808 . Лик Мы наполнились благодати Твоей, Господи 809 , вкусив Тела и Крови Твоей; слава в вышних 810 Промыслителю нашему, Тебе, Который 811 всегда питаешь нас; ниспошли нам духовное твое благословение; слава в вышних 812 Промыслителю нашему. Во время пения священник тайно читает благодарственные молитвы: Благодарим Тебя, Отец, Вседержитель 813 , Приготовивший нам прибежище 814 святую церковь , святой храм, где славословится Святая Троица, аллилуия 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, зная это, пусть ваше благочестие душевно помогает нам и восхваляет в песнопениях Бога всяческих за Его промышление о нас, а о тех пусть молит, чтобы они освободились от гибельнейшей для них болезни, и пусть постоянно приглашает учителей Церкви в свои собрания для произнесения речей против этого нечестивого учения и для того, чтобы они вели народ Божий по стопам святых отцов, дабы все знали, каково то нечестие, против которого мы сражаемся. Если теми, которые одержимы немощью (languore) 794 этой ереси, будет прислан кто-либо в наш город, величайший и являющийся материю благочестия, ваше благочестие должно принять против него меры предосторожности и предать судьям, чтобы те, которые пытаются произвести возмущение, узнали, какое благо есть дисциплина и (напротив) сколько носит в себе зол упорная и тираническая воля 795 . Письмо 268. (глава 19) Господину моему, во всем святейшему отцу, епископу Акакию (Верийскому) – Иоанн 796 , Иоанн 797 , Александр 798 , Александр 799 , Дексиан 800 , Павел 801 , Макарий 802 , Апрингий 803 , Феодорит 804 , Мусей 805 12), Мелетий 806 , Диоген 807 . Мы уже прежде сообщали твоей святости, с каким старанием мы действуем, чтобы из церковных догматов с корнем вырвать безумие Аполлинария, возобновленное учениями Кирилла Александрийского , и что, низложивши его и Мемнона, который во всем содействовал его непотребству, мы известили благочестивейших и христолюбивых императоров наших. И их благочестие ответило нам, сообщая, что одобрило (approbasse) сделанное нами низложение. Он повелел, чтобы все мы подписались под изложенною святыми отцами в Никее верой, отвергнув возникшие соблазны, как это содержат и письма твоей святости. Теперь же мы даем знать твоей святости и это, поскольку, хотя те (императорские) письма и переданы, однако же те, которых заблуждение раз (навсегда) захватило в плен, сражающиеся за то еретическое безрассудство, т.е. те, которые дерзнули подписать вышеназванные «главы», не захотели отвергнуть их от православной веры, как повелевали определения христолюбивых императоров наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет 307 Последование мертвенное мирских тел 327 Указ о провождении усопших на Святую Пасху, и во всю Светлую Неделю бываемый 407 Чин погребения младенческаго 427 Чин благословения и освящения надгробного Креста 462 Последование Панихиды 467 Последование общаго молебна 492 Последование малого освящения воды 517 Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии 551 Молебное пение о призывании Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела 576 Воследование молебнаго пения к Господу нашему Иисусу Христу, певаемаго за творящих милостыню 592 Молебное пение о недужных многих или о едином 630 Последование молебна болному пред хирургическим действием 648 Последование молебна жене пред порождением 650 Молитва седми святых отроков на немощнаго и неспящаго 654 Егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием 658 Молитва на освящение всякия вещи 660 Чин благословения в путь 662 Молитва хотящему отити в путь 682 Чин благословения в воздушное путешествие 683 Служба о умножении любве, и искорении ненависти и всякия злобы 703 Молебное пение при начатии учения отроков 715 Последование о неудобь учащихся 731 Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе 735 Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальные Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа 743 Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих 751 Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих 751 Чин благословения иконы святаго, единаго или многих 773 Благословение Креста к ношению на персех 782 Чин освящения колесницы 788 Чин освящения самолета 792 Молитва во еже устроити корабль 797 Чин благословения новаго корабля или лодии 799 Молитва на основание дому 807 Молитва, егда кто имать внити в дом нов 809 Чин благословения новаго дому, в немже хочет кто первее вселитися 811 Молитва на благословение чертога 825

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ива находился в дружеских связях с Домном и Феодоритом. Домн заступался за него, когда на него делали нападки монофизитствующие 797 . Феодорит в приязненном духе переписывался с Ивой 798 . Богословская точка зрения Ивы вполне совпадала с точкой зрения Домна и Феодорита. Ива был униат. До унии он был ревностным поборником несторианства и врагом Кирилла, но после устроения унии он примирился с александрийцами 799 . Ива при всех важнейших случаях своей жизни прямо объявлял, что признавал Православие в форме унии. На соборе Тирском (448 г.) он говорил, что он «исповедует и верует так, как изложено в грамоте соглашения, состоявшегося между Иоанном и Кириллом» (ς τ γρμματα περιχει τ τς συμβσεως) 800 . На соборе Беритском (448 г.) тот же Ива заявлял: «До тех пор, пока Кирилл не договорился с Иоанном и не принял от него письменного исповедания веры, все мы (антиохийцы) почитали его еретиком, а после того, как Церковь соединилась (μετ νωσιν τν κκλησιν), и Кирилл был принят, мы были в общении с ним и он – с нами» 801 . Как corpus delicti, самой компрометирующей вещью в жизни Ивы монофизиты выставляли известное послание Ивы к Марию Персу 802 . В этом послании монофизиты находили несторианство, но, в сущности, в нём было прославление унии, которая полагала конец спорам в Церкви. Здесь описывается в кратких чертах устроение унии и говорится об этом явлении с видимым сочувствием. Ива писал: «Когда они (Кирилл и Иоанн) вошли в общение (унию) друг с другом, то распря прекратилась; в Церкви водворился мир; в ней нет уже раскола, но мир, как было прежде» 803 . Между тем, на это послание указывал «Разбойничий» собор как на такое, за которое нужно подвергать автора всяческому проклятию. Нет сомнения, Ива был униат, и в этом главная причина ненависти к нему Диоскора и его Собора. Другие черты религиозного образа Ивы составляют следующее: он был враг монофизитов 804 , отвергал анафематизмы Кирилла 805 , но, зато, принимал Третий Вселенский собор 806 . Иву диоскоров собор низвергнул 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

62 Хейрик – правитель фриульской марки, созданной в 776 году, после окончательного подчинения Фриульского герцогства лангобардов власти франкского короля. Его смерть (799 г.) не связана с войной против аваров. 64 Эйнхард, повидимому, добавляет Аквитанию для того, чтобы достижения Карла произвели большее впечатление. 68 Повидимому, Эйнхард говорит о двух Паннониях, Верхней и Нижней. Это деление восходит ко II веку н. э. Затем эти части, уже во время правления императора Диоклетиана (284–305), стали носить иные названия: Верхняя Паннония называлась Первой или Савией, Нижняя Второй или Валерией. Упоминание о двух Паннониях у Эйнхарда является данью традиции. 69 В результате военных действий Карла, его государство лишь немногим уступало в размере бывшей Западной Римской империи, ибо Карлом были завоеваны Италия, Саксония, Бавария, Бретань, Аквитания, Северная Испания и пограничные области юго-востока. 71 Скорее всего, Эйнхард имеет ввиду Ардульфа, короля Нортумбрии, чем ирландцев, которых называет «королями скоттов». С другой стороны, Карл, конечно же, мог иметь дипломатические отношения с ирландцами. 74 К святому гробу и месту Воскресения Господа Карл отправил посла в 799 г. В ноябре 800 г. посол вернулся и привез ключи от этой святыни, но не от Харуна-аль-Рашида (Аарона), как говорит Эйнхард, а от Иерусалимского патриарха, и не в качестве подчинения власти Карла, а в знак уважения. 75 Среди даров Харуна-аль-Рашида, посланных через послов в 807 г., были водяные часы, канделябры, шатер, которые не упомянуты Эйнхардом. 77 В 797 г. Карл отправил послов к халифу Багдада с целью привезти слона. Через пять лет (20 июля 802 года) слон был доставлен Карлу. Это событие было отражено в летописи, сохранилось имя слона – Абу-ль-Аббас. Слон прожил при франкском дворе около девяти лет. Карл, во время походов, брал слона с собой наравне с детьми и дворовой челядью. Это продолжалось до тех пор, пока слон не умер во время одного из походов Карла на север, в Саксонию. Это событие расценивалось современниками как одно из главнейших печальных событий года, поскольку в летописях сохранилась такая запись: «В том же году, когда умер слон, скончался и король Италии Пипин».

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010