Весь нижеследующий абзац отсутствует в Августанском, Фризингенском и других кодексах, но имеется в Веронском кодексе и в издания Момбриция, П.-И. де Прато и Гизелина. 792 В данном случае мы имеем дело с довольно древней и популярной легендой, согласно которой чудесным образом воскресший император Нерон, становится одним из предвестников Антихриста (иногда эти образы совмещались). См. подробнее: Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 86. 793 Этот параграф полностью отсутствует в издании Момбриция. 794 В тексте in annis puerilibus, что означает возраст до 16-17 лет. 795  В тексте aetate legitima, что означает возраст совершеннолетия (с 25 лет). 796 В Веронском кодексе окончание этого предложения, от двоеточия, выглядит немного иначе: “вы же представьте в какой опасности находятся те, у кого такое будущее”. 797 Далее в разных кодексах содержатся следующие приписки: в Августанском: “Окончена книга третья”; во Фризингенском - “Закончена книга третья о жизни святого Мартина, Диалог [же окончен] второй” (отсюда становится понятным, что в указанных кодексах “Диалоги” прибавлялись к “Житию Мартина”, отчего и возникала цифра “три”. - А.Д.); в Веронском - “Закончен первый трактат, начинается следующим днем о том же самом предмете”. 798 Почти дословно эту фразу (lucescit hoc jam) можно встретить у античных комедиографов (см.: Плавт. Амфитрион. 546; Теренций. Самоистязатель. 410). 799 Викарий - в эпоху поздней Римской империи - глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). 800 Консуляр - бывший консул. В эпоху поздней Империи обычно наместник провинции. 801 См. прим. 784. 802 Преторий - в данном случае имеется в виду резиденция наместника провинции. 803 Имеется в виду Мармутье. Подробнее см.: “Житие Мартина”, X. 3-8. 804 Этот оборот, похоже, позаимствован у Цицерона. См.: Об ораторе. III. 13. 50.   805 1 Кор. 6:2-3. 806 Сеноны - кельтское племя в Лугдунской Галлии, проживавшее по обоим берегам верхнего течения Секваны. Главный город - Агединк (ныне г. Санс). 807 Он упоминается в " Житии " (XXIII). 808

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Спроси и каждый говорит, я православный христианин и в лихом деле заперся. Нет, в них не одно иудейство, а оно смешано с ересью мессалиан, о которых найдешь у себя в правилах. Это мне открыл подробно священ. Наум. . . Что ни есть заблуждений мессалианских, они все принимают, только обольщают людей жидовским десятословием, выставляя себя набожными» 797 . Иван III, знавший о еретических мнениях, нашедших место при дворе, подтверждает, что не все они были согласны между собой 798 . В другом месте мы изложили ход этого движения и его главные черты 799 , которые находят подтверждение в недавно изданных памятниках. Византия, водворившая христианство у южных и русских славян, содействовала и распространению учения павликиан и богомилов, составлявших отрасль гностиков, манихеев, мессалиан по берегам Черного м. и в Болгарии 800 , посредством обличений, апокрифов и сборников, в которые вносились нередко статьи, имевшие еретическое содержание 801 . Первых русских еретиков (XI- XII в.) признают также богомилами. Как известно, богомильство оказало широкое влияние и в Западной Европе, от пределов Чехии (в гуситском движении 802 ) до южной Франции, в секте катар и альбигойцев 803 , в России – в секте стригольников, и среди так наз. жидовствующих 804 . Субботники и жидовствующие также имели влияние в Болгарии 805 и на Западе 806 я являлись посредниками в распространении враждебного христианству аверроизма, причем широко пользовались астрологией, которая поддерживалась и русскими жидовствующими. Мы указывали на связь умственного движения среди евреев-караимов, живших в Крыму, с учением раввина Мардохая Куматяно, который имел большой успех в Константинополе и Адрианополе и ученые занятия которого сосредоточивались на математике, комментариях на Пятикнижие, философии и естественных науках. Астрономия у него соединяется с астрологией, он составил и астрономические таблицы, в которых оспаривал мнения новогреческих писателей. Караимская синагога в Крыму имела постоянные связи с Константинополем 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 2. М., 1890. С. 34—70; Adam А. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I. Gütersloh, 1965. S. 91, 184, 211—215, 220; Meyendorff J. Historical trends and doctrinal themes. N. Y., 1974. P. 7—8, 21—23, 32—33, 153—156.d. I. Gütersloh, 1965. S. 91, 184, 211—215, 220; Meyendorff J. Historical trends and doctrinal themes. N. Y., 1974. P. 7—8, 21—23, 32—33, 153—156. 795. КЛЭ. Т. 6. 1971. С. 306. Ср. также: Жирмупский В. Рифма, ее история и теория//Вопросы поэтики. Пг., 1923. Вып. III. С. 9. 796. Ср. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.is zur Gegenwart.. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.is zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86—87.erlin, 1935. S. 86—87. 797. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 10. Л., 1974. С. 106 (ср.: Егунов А. Греческий роман и Гелиодор//Гелиодор. Эфиопика. М.; Л., 1932. С. 54). 798. Кирсанов С. Высокий раек//День поэзии. М., 1956. С. 16. 799. Пер. Ф. Ф. Зелинского (Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. 3-е изд. Т. II. СПб., 1911. С. 234). 800. Кн. III, гл. 16. Пер. А. Егуиова (см.: Гелиодор. Эфиопика. М., 1965. С. 128). 801. Prodi Oratio V de laude S. Mariae 2//PG. 65. Col. 712. 802. Amphilochii homilia I, 1//PG. 39. Col. 36. 803. Буслаев Ф. Русская хрестоматия. 3-е изд. М., 1881. С. 20. 804. Там же. С. 81. 805. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича//Хрестоматия по древней русской литературе/Сост. Η. К. Гудзий. 8-е изд. М., 1973. С. 184. 806. Там же. С. 195. 807. Ср.: Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России//IV Международный съезд славистов. Доклады. М., 1960. 808. Ср.: Жирмунасий В. Рифма, ее история и теория. С. 85.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Воззрения по данному вопросу Филона и  Оригена отразились и на св. Амвросии, который больше склоняется в сторону аллегорического толкования рая и райской жизни прародителей. Он тоже отрицает существование земного рая. 788 Рай надо полагать не на земле, а во владычественной части человека, которая оживляется добродетелями души и живится Св. Духом. 789 «Рай, – пишет он, – в сущности нашей, рай, богатый растениями весьма многих мнений. В нём прежде всего Бог насадил древо жизни, т. е., корень благочестия, ибо в том состоит сущность нашей жизни, чтобы мы воздали Господу и Богу нашему должное почитание». 790 Рай есть образ человеческой души, «которая приумножает воспринятое семя; в ней насаждается всякая добродетель и, между прочим, древо жизни, то есть мудрость»; 791 четыре райских руки суть четыре основные (или кардинальные) добродетели, проистекающие из основного источника – Христа, Который есть Sapientia Dei [мудрость Бога]. 792 Точно также в грехопадении прародителей св. Амвросий, следуя Филону, готов видеть образ всякого греха и под змеем разумеет удовольствие, под Евой – чувство, под Адамом – ум или дух, 793 под зверями – страсти. 794 На таком понимании библейского сказания основывается и отрицательное отношение св. Амвросия к женщине, как символу человеческой слабости, 795 чувственности 796  и даже страсти. 797 Но кроме такого аллегорического понимания рая, св. Амвросий имел о нём и другое представление. Согласно этому последнему, рай имеет пространственные границы; 798 как чуждый той υλη, которая является характерной для terra, 799 он в противоположность, глубоко внизу расположенной земле, 800 представляет sublimis et caelestis locus [возвышенное и небесное место], 801 лежащее в «умополагаемой земле». 802 В этом действительном раю Бог поместил не небесного (идеального 803 ) человека («бестелесное ведь не имеет места»), но телесного. 804 Иногда св. Амвросий отождествляет этот рай с небесным Иерусалимом, 805 но чаще всего с «третьим небом», тем вышним и небесным местом, из которого был выселен Адам и в которое был восхищен ап. Павел 806 : сближая рай с третьим небом, св. отец говорит, что Адам был ejectus [выброшен] из рая. 807

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Berlin, 1935. S. 86–87.is zur Gegenwart.. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit. замечания Р. Гаманна об античной общественно-репрезентативном элементе в эстетической облике раннехристианской базилики: Hamann R. Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86–87.is zur Gegenwart. Berlin, 1935. S. 86–87.erlin, 1935. S. 86–87. 797 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 10. Л., 1974. С. 106 (ср.: Егунов А. Греческий роман и Гелиодор//Гелиодор. Эфиопика. М.; Л., 1932. С. 54). 805 Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича//Хрестоматия по древней русской литературе/Сост. Η. К. Гудзий. 8-е изд. М., 1973. С. 184. 807 Ср.: Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России//IV Международный съезд славистов. Доклады. М., 1960. 810 Ср.: Norden Е. Die antike Kunstprosa voni VI. Jahrhundert v. Chr..: Norden Е. Die antike Kunstprosa voni VI. Jahrhundert v. Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898. Bd. II. S. 834–838.is in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898..: Norden Е. Die antike Kunstprosa voni VI. Jahrhundert v. Chr..: Norden Е. Die antike Kunstprosa voni VI. Jahrhundert v. Chr. bis in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898. Bd. II. S. 834–838.is in die Zeit der Renaissance. Leipzig, 1898. Bd. II. S. 834–838.d. II. S. 834–838. 815 Cm.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Людие мои, — говорит Господь чрез Пророка, — блажащий вас льстят вы и стези ног ваших возмущают» [ 796 ]. «Свойственно достигшим высокого преуспеяния претерпевать огорчения мужественно и с радостию; выслушивать безвредно для себя свойственно одним святым и преподобным» [ 797 ] . «Если услышишь, что ближний и друг твой сказал худо о тебе в отсутствии или и в присутствии твоем, то покажи любовь к нему, похвалив его» [ 800 ]. «Доказывает свое смиренномудрие не тот, кто говорит о себе худо, но тот, кто не прекращает любви к ближнему, говорившему о нем худо: — кто не стерпит поношения от самого себя?» [ 802 ] «Не прими тщеславного помысла, когда он будет предлагать тебе саны епископа или игумена, или учителя: потому что трудно отогнать пса от стола, на котором продается мясо» [ 803 ]. «Тщеславие приводит человека к гордости, когда его предпочитают другим, и к памятозлобию, когда его презирают» [ 804 ]. «Тщеславие нередко было для тщеславных причиною бесчестия вместо чести, которой они искали, дав им повод к гневу и выставив их в безобразии пред человеками» [ 805 ]. «Если будем стремиться к Богоугождению, то непременно вкусим и Божественную славу. Вкусивший Божественную славу непременно будет презирать славу земную. Сомневаюсь, чтоб кто-либо презрел вторую, не вкусив первой» [ 806 ]. «Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит [ 807 ]. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово» [ 808 ]. «Есть слава, происходящая от Господа, Который говорит: прославляющая Мя прославлю [ 809 ]. И есть слава, устрояемая злохитростию диавольскою; о ней сказано: горе, егда добре рекут вам еси человецы [ 810 ]. Познаешь ясно первого рода славу, когда, признавая славу вредною для себя, будешь устранять ее всеми средствами, когда постоянно и везде будешь скрывать подвижничество и добродетели твои. Познаешь в себе стремление ко второй славе, когда сделаешь что-либо, и самомалейшее, да видим будешь человеки» [ 811 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Сказание о птице неясыти», принадлежащее перу Максима Грека , получило широкое распространение в древнерусской рукописной книжности 795 и было издано в составе собраний сочинений преподобного 796 . Являясь притчей по своей форме, «Сказание» содержит евхаристическое осмысление символа пеликана, подобно Иисусу Христу, оживляющего детенышей (род человеческий) собственной кровью. Во время отсутствия неясыти (пеликана) к его гнезду подкрадываются змеи, пускают яд и убивают птенцов. Возвратившись, неясыть становится над гнездом, до крови раздирает клювом свою грудь и каплями собственной крови оживляет птенцов. «Толкование: Птица эта служит образом Христа Бога нашего; умерщвленные птицы ея означают нас, язычников, умерщвленных ядом зло-начального мысленного змия, а змий означает диавола, уязвившего нас; биение в перси и кровь истекшая служит образом страстей Христовых и Его животворящей Крови, чем мы верующие исцелились и ожили, по пророческому слову, которое говорит: язвою Его мы ecu исцелехом ( Ис.53:5 )« 797 . Максим Грек в «Сказании о птице неясыти» использует сюжет соответствующей статьи из древнего сборника рассказов о природе «Физиолог» 798 ; возможно, именно к тексту «Физиолога» восходит встречающийся в отдельных списках вариант названия текста Максима Грека : «Сказание о птице-неясыти пустынной» 799 (курсив мой. – В.Р.): в «Физиологе», в различных редакциях его, в статье о неясыти содержится цитата Пс.101:7 : «Сего деля и рече пророк, яко уподобихся неясыти пустынней» 800 . Образ пеликана как символическое обозначение образа Христа был весьма широко распространен в западноевропейском искусстве Средневековья и Нового времени. Как отметил А. А. Морозов, христианская символика образа пеликана встречается в искусстве и быту уже с III в. 801 «Легенда о Пеликане (слав, «неясыть»), якобы питающем своей кровью птенцов, которых змея отравила ядовитым дыханием, и тем спасающем их от смерти... была рано усвоена христианской символикой. Пеликан получает устойчивое метафорическое значение и становится «знаком» Христа, искупившего своей кровью «первородный грех» 802 . В этом значении образ толкуется, к примеру, в «Этимологиях» Исидора Севильского 803 и в «Божественной комедии» Данте 804 . Легенда эта вошла и в Бестиарии и в греческие и латинские Физиологи. Олицетворяя искупительную жертву, пеликан в Западной Европе встречается в различных видах изобразительного искусства, будь то деревянная резьба, порталы и витражи соборов, фрески или церковная утварь 805 . Именно как символическое изображение присутствует он и в более поздней европейской эмблематике 806 . Весьма примечательно, что образ пеликана как спасителя человечества отмечен в мифах разных народов, например, в австралийских сказаниях о Великом потопе 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

797 См. его изящно изданную книгу: Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. Zweite neu bearbeitete und erweiterte Auflage mit. 216 Abbild. und 2 Karten. 1906. Leipzig. 801 См. замечание Jeremias’a об астральном характере имена Авраам. Op. cit. s. 339. Об имени Иосифа см. на стр. 390–392. 807 Нам известны следующие работы Jeremias’a по вопросу о панвавилонизме: Die Panbabylonisten der Alte Orient und die Aegypt. Religion, mit 6 Abbild. Aufl. 2. 1907; Leipzig. Der Einflusz Babyloniens auf das Verständnis das Alten Testaments. 1908. Berlin; Das Alter der babylonischen Astronomie. Zw. erweiterte Auflage mit 15 Abbildungen und astronomischen Zeichnungen unter Berücksichtigung der Erwiderung von P. F. X. Kugler S. J. 1909. Leipzig. 809 См. Wilhelm Wundt. Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. B. 2. Th. 1. mit 53 Abbildungen in Text. 1905. Leipzig. Его суждения по вопросу о «Wanderhypothese» s. 566 ff. 815 Eberhard Schrader. Die Keilinschriften und das Alte Testament. Dritte Auflage, mit Ausdehnung auf die Apokryphen, Pseudepigraphen und das Neue Testament neu bearbeit von Dr. H. Zimmern und Dr H. Winckler mit einer Karte der vorderasiatischen Länder. 1903. Berlin. 818 См., напр., у Eduard’a Меуег’а. Die Israeliten anil ihre Nachbarstäme. Alttest. Untersuchungen mit Beiträgen von Bernhard Luther. 1906. Halle. 819 См. у Völmer’a, Aegypten und die Bibel. Die Urgeschichte Israels im Licht der Aegyptischen Mythologie. 4 neubearb. Aufl. 1909. Leiden. S. 56 и далее. 821 На каждое из указанных преступлений можно привести несколько канонических правил, мы же ограничимся только одним, по коим в толкованиях легко найти другие нормы касающиеся и этого предмета. См. прав. Церк. право д-ра Н. Милаша, стр. 463–480, изд. 1890 г. 828 «Приложения дополнительных сведений по отдельным вопросам из жизни и трудов свв. отцов и учителей церкви». К тому I стр. 596 под цифр. 2. Со сделанной здесь оценкой историко-догматического значения полуарианства, кажется, невозможно согласиться

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

795 . Failler A. Nouvelle note sur la chronologie du règne de Jean Cantacuzène//REB 1976. 34. 119–124. Политические вопросы 796 . Charanis P. Imperial coronation in Byzantium// Βυζαντιν. 1976. 8. 37–44. 797 . Diaconu P. Kili et l’expédition d’Umur Beg//RESEE 1983. 21:1. 23–29. 798 . Dölger F. Johannes VI Kantakuzenos als dynamistischer Legitimist//Paraspora. Ettal 1961. 194–207. 799 . Frances E. Quelques aspects de la politique de Jean Cantacuzène//RSBN 1968. 15. 167–176. 800 . Jonèev L. Die politischen Beziehungen zwischen den Balkanstaaten um die Mitte des 14. Jh.//Études historiques. 1978. 8. 123–140. 801 . Maksimovi L. Politika uloga Jovana Kantakuzina posle abdikacije (1354–1383)//ZRVI 1966. 9. 119–188. 802 . Matschke К. Johannes Kantakuzenos, Alexios Apokaukos und die byzantinische Flotte in der Bürgerkriegsperiode 1341–1355//Actes du XIV е Congr. Int. des Ét. Byz. 2. Bucarest 1975. 193–205. 803 . Teoteoi T. La conception de Jean VI Cantacuzène sur l’État byzantin vue principalement à la lumière de son Histoire//RESEE 1975. 13:2. 167–185. Отношения с западом и востоком 804 . Bryer A. А. М. Greek historians on the Turks: the case of the first Byzantine-Ottoman marriage//The writing of history in the Middle Ages. Essays presented to Richard William Southern/Ed. Davis R. H. C. et al. Oxford 1981. 471–493. 805 . Gill J. John VI Cantacuzenus and the Turks// Δρημα στον ωννη Καραγιαννπουλο ( Βυζαντιν. 13/1–2). Θεσσαλονκη 1985. 55–76. 806 . Kyrris С. P. John Cantacuzenus and the Genoese 1321–1348//Miscellanea storica ligure. Milano 1963. 3. 7–48. 807 . Kyrris C. P. John Cantacuzenus, the Genoese, the Venetians and the Catalans 1348–1354// Βυζαντιν. 1972. 4. 331–356. же://Atti del I Congresso Storico Liguria-Catalogna. Ventimiglia-Bordighera-Albenga-Finale-Genova 14–19 ottobre 1969. Bordighera 1974.188–210. 808 . Laiou A. E. Italy and the Italians in the political geography of the Byzantines (14 th century)//DOP 1995. 49. 73–98. 809 . Luttrell A. T. John Cantacuzenus and the Catalans at Constantinoplë 1352–54//Matinez Ferrando A. Miscelana de estudios dedicados a su memoria, Asociacion Nacional de Bibliotecarios, Archiveros у Arqueologos. Barcelona 1968. 265–277. же://Id. Latin Greece, the Hospitallers and the Crusades 1291–1440. L. 1982. (Collected Studies. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Even though the holy Patriarch Tarasius condemned this marriage, Joseph, a prominent priest of Constantinople, violated the Patriarch’s prohibition and celebrated the marriage of the emperor. When they learned of this, Saints Plato and Theodore excommunicated the emperor from the Church and sent a letter about this to all the monks. The enraged emperor gave orders to lock Saint Plato in prison and to banish Saint Theodore to Thessalonica. Only after the death of the emperor in 797 did they receive their freedom. Saint Theodore settled in Constantinople and became igumen of the Studion monastery. Saint Plato lived as a simple monk at this monastery under the obedience of his nephew. When the new emperor Nicephorus (802-811) returned the excommunicated priest Joseph to the Church on his own authority, Saints Plato and Theodore again came forward denouncing the unlawful activities of the emperor. For this the brave confessors were again subjected to punishment in 807. They were jailed for four years. Saint Plato was freed from imprisonment in 811 after the death of the emperor, and he returned to the Studion monastery. He lived three more years at work and prayer, and departed to the Lord on Lazarus Saturday at age 79, on April 8, 814. Saint Plato is honored as a Confessor because of his fearless defense of the holy icons. The Orthodox Church in America 3 апреля 2017 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка Квитанция Реквизиты для юридических лиц Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Предыдущий Следующий Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/102409.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010