училища в К-поле, основанного в 1857 г., а также на печатях мн. болг. уч-щ демонстрируют влияние образов святых на борьбу болгар за церковную и национальную независимость. Их изображение для болг. ополчения на т. н. Самарском знамени было сделано по заказу жителей Самары худож. Н. Е. Симаковым в 1876 г. ( Паскалева. 1995. С. 275). На Афоне изображение св. братьев представлено в росписи 1817 г. собора вмч. Георгия мон-ря Зограф: в алтаре, на пилястре сев. стены, представлен К., на сев. алтарном столбе - святые Мефодий, Феофилакт и Климент Охридские. Все в архиерейских облачениях, на головах митры, с жезлами. Эти же святые представлены на иконе в архондарике мон-ря Зограф (1864): братья стоят по сторонам аналоя, на к-ром лежит книга, поодаль - святые Феофилакт и Климент Охридские; вверху - образ Спасителя и 4 евангелистов. Икона снабжена длинной надписью патриотического характера. На аналогичной иконе 1861 г. из ризницы мон-ря Зограф 2 ангела разворачивают свиток над головами св. просветителей. На зографской иконе 1863 г. К. и Мефодий представлены со святыми Космой Зографским и Наумом. В 1869 г., при обновлении Преображенской ц. монастыря Зограф, были написаны ростовые изображения К. и Мефодия с книгой и со свитком со слав. азбукой. Много изображений св. братьев сохранилось в скиту Пресв. Богородицы (Ксилургу), где в 1884 г. был построен храм в их честь. В ц. во имя 26 Зографских мучеников и в трапезной мон-ря Зограф сохранились иконы К. и Мефодия XIX в. К 1-й пол. XIX в. относятся ростовые изображения К. и Мефодия по сторонам ворот Хиландарского мон-ря, вероятно исполненные афонским иконописцем иером. Макарием (Младшим), болгарином из Галатисты близ Фессалоники. Братья представлены в тяжелых архиерейских облачениях с митрами на головах. Церковно-национальная борьба болгар и установление в 1851 г. праздника 11 мая в честь К. и Мефодия определили характер росписей собора Рильского мон-ря (1842-1845), его метоха Орлица (1863), портретной галереи Троянского мон-ря (1847-1848) и мн.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Важные сведения о развитии афонского монашества в IX в. дает Житие прп. Евфимия Нового ( Petit L. La vie et l " office de S. Euthyme la Jeune//ROC. 1903. T. 8. P. 168-205). Прп. Евфимий принял постриг на горе Олимп в Вифинии, прожил ок. 15 лет в общежительном мон-ре, а затем в поисках уединения отправился на А. (ок. 859). Нек-рое время он подвизался в полном одиночестве, затем вокруг него стали собираться др. отшельники, признавшие его своим духовным наставником. Прп. Евфимий не раз покидал А., уходил в Фессалонику, жил нек-рое время на о-ве Неи и в основанном им близ Фессалоники общежительном мон-ре. Автор жития говорит, что за время жизни прп. Евфимия число монахов на А. значительно увеличилось. Когда преподобный пришел на А., он нашел здесь отшельников и аскетов, живших небольшими группами, однако о к.-л. мон-рях, имевших внутреннюю организацию, житие не упоминает. По-видимому, в IX в. большинство афонских монахов либо вели отшельнический образ жизни, либо объединялись в малые общины вокруг того или иного духовного наставника. Один из монахов, подвизавшихся вместе с прп. Евфимием, прп. Иоанн Колов , основал между 866 и 883 гг. мон-рь на перешейке, соединяющем А. с материком. Мон-рь быстро увеличил свои владения и скоро стал обладателем значительных земельных участков на А. Несмотря на споры, возникшие на рубеже IX и X вв. между мон-рем Иоанна Колова и монахами А. по поводу землевладения, афонские подвижники в 1-й пол. X в. сохраняли тесные отношения с этим мон-рем. Позднее афонские монахи не раз обращались к визант. императорам с просьбой передать им мон-рь Иоанна Колова, и в 979/80 г. обитель перешла в собственность Иверского мон-ря. Прп. Петр Афонский. Роспись трапезной мон-ря Хиландар. Кон. XV — нач. XVI в. Прп. Петр Афонский. Роспись трапезной мон-ря Хиландар. Кон. XV — нач. XVI в. Древнейший имп. указ (хрисовул), касающийся А. и сохранившийся в его архивах, был издан в 883 г. Василием I (Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. P. 177-181). Император освобождал живущих на А.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Ок. 1376 г. Цикл иллюстраций А. Богородице окончательно сложился не ранее посл. трети XIII в. и вскоре получил распространение в монументальных росписях, в иллюстрациях рукописей, на иконах и в произведениях шитья. Подробный цикл А. Богородице, а также изображения отдельных композиций встречаются в росписях церквей: Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320 г.; Панагии Халкеон в Фессалонике, 1-я пол. XIV в.; Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг.; капеллы свт. Григория Богослова в ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1364-1365 гг.; Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1371-1381 гг.; Богоматери и Христа Спасителя в Рустика близ Ретимнона (Крит), 1381-1382 гг.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; св. Петра на о-ве Велики-Град на оз. Преспа, ок. 1360 г.; Богоматери Пантанасы в Мистре (Греция), XV в.?; лат. капеллы мон-ря св. Иоанна Лампадистиса в Калопанайотисе (Кипр), кон. XV в. Из греч. икон визант. времени известны: «Похвала Богородицы с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. XIV в. (ГММК); «Успение Богоматери с Акафистом» из ц. Зоодохос Пиги в Ливадии на о-ве Скопелос (Греция), 1-я пол. XV в. Сохранились греч. и слав. иллюстрированные рукописи этого периода с циклами А. Богородице: А. Богородице (1355-1364 гг. ГИМ. Син. Греч. 429 и ее список - кон. XIV-XV вв. Escor. Cod. R. I. 19), Псалтирь Томича (1360-1363 гг. ГИМ. Муз. 2752), Серб. Псалтирь (1429-1465 гг. Баварская Гос. б-ка. Мюнхен. Slav. 4). Иллюстрации к А. Богородице известны по многочисленным поствизант. памятникам - греч., слав. и рус. К их числу относятся росписи трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.?; ц. Моливоклисиа на Афоне, 1536-1541 гг.; трапезной мон-ря Ставроникиты на Афоне мастера Феофана Критянина , ок. 1540 г.; трапезной мон-ря Дохиар на Афоне, 1568 г. (реставрация 1855); трапезной мон-ря Дионисиу на Афоне, XVI в.; трапезной Хиландарского мон-ря на Афоне мастера Джодже Митрофанофича, 1620 г.; ц.

http://pravenc.ru/text/63814.html

Γ. Ι. Μαντζαρδη. Αγιον Ορος, 2000. Σ. 113-128; Πσχος Π. Β. Υμνογραφικ στν γιο Γρηγριο Παλαμ//Ibid. Σ. 365-377. Диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Первые изображения Г. П. появились после его канонизации в 1368 г. Традиционно святой изображается с короткими темными волосами (иногда с гуменцом) и окладистой бородой средней длины; облачен в крещатую или в позднее время в узорчатую фелонь, омофор; в левой руке держит Евангелие (иногда вместе со свитком), правой благословляет. В поствизант. время известны изображения Г. П. с длинной бородой и в эпанокалиммахоне (головной убор иерархов, имеющих монашеский сан). Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. В кафоликоне мон-ря Влатадон в Фессалонике представлены 2 изображения Г. П. Одно из них является самым ранним (между 1360 и 1383): в проходе из наоса в нартекс с сев. стороны юж. столпа изображена полуфигура святого в 3/4-ном развороте вправо, в полиставрии, с нимбом, в руках - раскрытое Евангелие. В росписи юж. придела (кон. XIV - нач. XV в.), в парусах, где вместо традиц. фигур 4 евангелистов - образы 4 богословов, помещено 2-е изображение Г. П. вместе со свт. Григорием Богословом, ап. Иоанном Богословом, прп. Симеоном Новым Богословом (?). В монументальной росписи известны еще 3 изображения Г. П., датированные XIV в.: в парекклисионе кафоликона мон-ря Ватопед (ок. 1371) - образ святителя сопровождает надпись: «Преосвященный архиепископ Фессалоникийский Григорий и новый Златоустый, чудотворец»; в росписи ц. св. Гурия, Самона и Авива (Трех святых) в Кастории (3-я четв. XIV в.) - Г. П. изображен в диаконнике вместе с архидиак. Евплом, надпись та же, что и в мон-ре Ватопед; на 1-м столпе юж. колоннады центрального нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике сохранились изображения св. Иоасафа и маленькой фигурки Г. П. (предположительно) в 3/4-ном развороте, с кадилом в правой руке и Евангелием, прижатым к груди,- в левой (1360-1380). Образ Г. П. встречается в росписи афонских мон-рей: в соборе мон-ря Ксиропотам (XVI в.), в парекклисионе мон-ря прп. Дионисия (XVI в.), в парекклисионе свт. Николая в мон-ре Хиландар (1667).

http://pravenc.ru/text/168057.html

Изображение Е. В. среди преподобных встречается в древних каппадокийских церквах: в Тимиос-Ставрос в Мустафапаше (X в.); в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в ц. Цистерны близ с. Авджылар (1-я пол. XI в.); в Ала-килисе (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х - нач. 70 - х гг. XV в. Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х - нач. 70 - х гг. XV в. Его образ включен в большинство программ храмовых декораций, содержащих чин преподобных. Обычно Е. В. размещается рядом с основателями монашества преподобными Феодосием Великим и Антонием Великим. Он изображен на мозаиках кафедрального собора в Монреале (1180-1190); в пещерной церкви мон-ря св. Неофита близ Пафоса (Кипр) - в алтаре (1182-1183) и в зап. части наоса (ок. 1200); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в ц. Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в крипте ц. свт. Николая в мон-ре Камбия, Беотия (кон. XII в.); в ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234); в башне св. Георгия в мон-ре Хиландар, Афон (сер. XIII в.); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в ц. св. Иоанна в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.); в церкви мон-ря в Псаче, Македония (XIII в.); в парекклисионе Е. В. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (1303); в церкви мон-ря Паммакаристос (Фетхие-джами), К-поль (ок. 1315); в ц. св. Климента в Охриде, Македония (1378); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (1483-1484). На день своей памяти он изображается в рукописных и настенных минологиях: в Синаксаре Захарии Валашкертского (Кекел. А648. Fol. 29r, 1-я четв. XI в.); в Минологии из Ватикана (Vat. gr. 1156. P. 296r, 3-я четв. XI в.), в Минологии на янв. (Paris. gr. 1561. Fol. 95r, XIII в.), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (1334-1343).

http://pravenc.ru/text/187761.html

P. 1018); о подобных случаях в последующее время говорит факт издания К-польским патриархом Николаем III Грамматиком (1084-1111) правила, запрещающего избирать И. неграмотного, к-рый, не зная точно канонов, будет неспособен управлять монахами своего мон-ря (прав. 23 в изд.: Pitra J. B. Spicilegium solesmense. P., 1852). И. как настоятель мон-ря избирался братией, 123-я новелла имп. св. Юстиниана I предписывала избирать его не по его прежней должности, а по делам его жизни. Избранный большинством И. должен был получить одобрение патриарха и быть представлен императору, патриарх вручал ему пастырский посох - знак церковной власти ( Marin. P. 92). В отличие от общежительных мон-рей в визант. особножительных мон-рях (идиоритмах, от διος - свой, частный и υθμς - образ, способ), сохранявших в монастырской жизни начала келлиотства, свободы «своего жития», И. избирался на 1 год большинством голосов, его деятельность проверяли почетные старцы - власть его была ограниченной и непрочной; в кон. XIX в. на Афоне было 11 идиоритмов: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Ставроникита, Эсфигмен, Кастамонит (Констамонит) ( Соколов. С. 339); во 2-й пол. XX в. их было 9, с 1992 г. все афонские мон-ри являются общежительными. Общежительный мон-рь подчинялся И., он был его ближайшим начальником и администратором. И. управлял мон-рем, руководствуясь уставом, т. е. сводом правил, по к-рым должна жить монашеская община. Первые уставы были составлены прп. Пахомием Великим († 348), затем свт. Василием Великим († 379). Впосл. появились уставы Иерусалимский прп. Саввы Освященного († 532), игум. Муталаскского мон-ря, Студийский, составленный игум. прп. Феодором Студитом († 826), устав игум. прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), созданный для афонского иночества, и мн. другие. Кроме того, основателям и покровителям мон-рей в Византии было дано право создавать уставы, к-рые в отличие от общецерковных назывались ктиторскими (в толковании на Двукр.

http://pravenc.ru/text/293525.html

Вскоре после гибели О. Г. пространное «Житие и страдания св. новопреподобномученика Онуфрия Габровского, погибшего на острове Хиос 4 января 1818 г.» и службу ему написал на греч. языке Онуфрий Ивирит в традициях колливадов : впервые тексты были изданы в Афинах в 1862 г. ( Ονοφριος ο Ιβηρτης. Ακολουθαι κα μαρτυραι των αγων νδξων τεσσρων νων οσιομαρτρων Ευθυμου, Ιγνατου, Ακκιου κα Ονοφριου. Αθναι, 1862. Σ. 119-163; Нихоритис. 2001). Слова «Благослови, отче» в тексте «Жития...» указывают на то, что оно предполагало чтениена богослужениях. В 1819 г. список слав. перевода «Жития...» был передан в мон-рь Хиландар, где в следующем году его переписал иером. Иосиф из Троянского мон-ря. В 1824 г. «Житие...» переписал Петко И. Манафов из Габрова. Пространное «Житие...» включено в Афонский патерик (1867) и в сборник Житий святых, составленный Парфением, еп. Левкийским ( Партений (Стаматов). 1974). Филарет, еп. Черниговский ( Филарет (Гумилевский). 1865), опубликовал краткий вариант, с которого впосл. были сделаны новые переводы. В текстах греч. пространного «Жития...» Онуфрия Ивирита и в переводах, опубликованных в Афонском патерике и еп. Парфением, есть различия: в последних сокращены введение и заключение, являющиеся «общими местами» в Житиях мн. святых, и в них внесены некоторые уточнения, прежде всего относительно происхождения святого («славянин», «болгарский», «габровский»). Софийская рукопись (НБКМ. 356 (698)) включает болг. перевод «Жития...» ( Цонев Б. Опис на славянските ръкописи в Софийската нар. б-ка. София, 1923. Т. 2. С. 324). В приписке к тексту сообщается, что греч. текст «Жития...» со Св. Горы принес архим. Иосиф из Габрова и заказал перевод иером. Рувиму и иеросхим. Никифору из Троянского мон-ря. В 1903 г. Васил Карагозов принес из мон-ря Зограф «Житие...» и службу О. Г. и передал их насельницам мон-ря в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Габрове для постоянного поминания святого (Търновски епарх. вести. Вел. Търново, 1922. 17. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЙ [серб. Зaxapuje] († 15.03.1830), митр. Рашский Сербской Православной Церкви в 1819-1830 гг. Род. в с. Винце близ г. Куманово (совр. Республика Македония). Был насельником мон-ря Дечаны . 17 нояб. 1811 г. возведен в сан игумена. 29 нояб. 1813 г. вместе с архим. мон-ря Дечаны Даниилом (Кажанегрой) вложил Евангелие в афонский мон-рь Хиландар ( Записи. 5. 8010). Стал преемником игум. Даниила и способствовал сохранению и развитию обители. В 1819 г. в К-поле был хиротонисан во епископа Светорашского, Призренского и Скендерийского (Там же. 9095, 9096). З. упомянут как архиепископ Дечанский в Помяннике мон-ря Николяц в г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви; Д. Н. Споменици старих црква у неиздани или с погрешками Београд, 1931. Бр. 6. С. 68). При нем был возобновлен мон-рь Св. Троицы в с. Мушутиште близ Призрена ( Записи. 2. 4067). После греч. восстания 1821-1829 гг. османские власти, чтобы запугать сочувствующих серб. восставшим подданных, повесили неск. дечанских монахов, а З. и др. священников на нек-рое время заключили в тюрьму. З. похоронен за алтарем собора в Дечанах. Лит.: Д. Дечанско Београд, 1989. С. 13; Српски jepapcu. С. 189. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/182659.html

Boulder, 1989. (East European Monographs; 264); Д. Света гора под српском (1345-1371). Београд, 1992. (ЗРВИ; 31); Варсонофий (Судаков), еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995; Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev - the Facts and the Fiction: (The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism)//Bsl. 1995. Vol. 56. S. 637-668; idem. The Origins of the Principal Slav Monasteries on Athos: Zographou, Pantéléèmôn and Chelandariou//Ibid. 1996. Vol. 57. S. 310-350; Талалай М. Андреевский скит на Афоне//Православный С.-Петербург. 1996. 8 (50); он же. О положении русского монашества на Афоне после 1912 года//Страницы. 1998. 3. С. 414-423; он же. Афон нач. XX в.: «Панэллинизм» и «панславизм»//Монастырская культура: Восток-Запад. СПб., 1999. С. 254-261; он же. Кремль Востока: Андреевскому скиту - 150 лет//Рус. мысль. 2000. 4303. 3 февр. С. 21; Каштанов С. М. Эволюция великокняжеского и царского титула в грамотах афонским мон-рям XVI в.//Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 105-134; Сава Хиландарац. Ucmopuja манастира Хиландара. Београд, 1997; Παυλικινοφ κ. Οι Σλβοι στην Αθωνικ μον του αγου Παντελεμονος//Σμμεικτα. 1999. Τ. 13. σ. 263-281; Петр (Пиголь), игум. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999; Вздорнов Г. , Тарасов О. Св. Гора и русские древности//Наше наследие. 2000. 52. С. 58-73; Осам векова Хиландара: ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000; Феодосий, иером. История Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря//К свету. М., 2000. Вып. 18. С. 5-128; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII в. Београд, 2000; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария. М., 2001. Кн. 1: Иеросхим. Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря/Сост. иером. Иоаким (Сабельников); Турилов А.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Житие Святого Симеона Открыв гроб блаженного старца (Симеона), нашел его честное тело, которое лежало в гробу восемь лет, целым и невредимым. Ибо так случается с теми, которые угодили Богу, что они после смерти прославляются. Исполнит Бог волю тех, которые Его боятся и молитву их Он услышит, ибо «хранит Господь вся кости их, ни едина от них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ). Житие Святого Симеона И только об одном подобает заботиться: о том, чтобы жить по добродетели; если возможно – дышать спасительным словом и всем, что служит для созидания души и пользы. Хиландарский устав И пусть будут слова сии, которые вам сегодня заповедоваю, написаны в ваших сердцах и в душах ваших: да бойтесь Господа Бога Вседержителя, и Ему одному служите со страхом и трепетом ( Втор. 6:13 ), и Ему одному приносите честь и славу, и к Нему одному привязывайтесь, и не клянитесь Его именем, но да будут слова ваши по Апостолу: да да, и нет нет ( Мт. 5:37 ). И да не вспоминается совсем у вас другой Бог , кроме Того, Кто сотворил небо и землю. Жичская беседа Святого Саввы о правой вере Ибо лучше один, исполняющий волю Господню, чем множество беззаконников. Хиландарский устав Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей. То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Хиландарский устав Ибо преблагой Бог желает, чтобы ни один из нас не погиб. Он по сей же первой заповеди и тем же способом – по научению и проповедям святых Апостолов, возвысил меня на сие святительство, намереваясь через меня «восполнить недостатки» наших отцов, и Духом Своим Святым внушил мне, чтобы вам объявил сие слово о вашем спасении. Вы, его услышав, с любовью сохраните, чтобы и мы были причастниками собора святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010