Во время путешествий на Афон Д. приобрел значительное кол-во отрывков слав. и греч. рукописей XII-XV вв. из б-к Хиландара, мон-ря Св. Павла и др. Путешествия по Востоку и те богатые впечатления, к-рые получал Д. от них, послужили материалом для ряда работ по церковно-политическим вопросам правосл. Востока кон. XIX в. В 1892 г. в ж. «Странник» был издан очерк «Русские на Афоне», посвященный состоянию рус. святогорского монашества кон. XIX в. Сетуя на трудности, с которыми рус. ученому приходится сталкиваться в афонских мон-рях, Д. с благодарностью вспоминает святогорцев, оказывавших ему внимание и помощь во время занятий, в частности библиотекаря Пантелеимонова мон-ря о. Матфея, с к-рым Д. вел переписку (Русский самородок на Св. Афонской горе: Незабвенной памяти схим. Матфея, библиотекаря рус. Пантелеймоновского мон-ря//СИППО. 1912. Т. 23. С. 122-142). В связи с кончиной игум. Пантелеимонова мон-ря Макария (19 июня 1889) Д. написал его подробную биографию, а затем историю рус. монашества на Афоне в XIX в., в т. ч. и о разногласиях рус. и греч. монахов. Для актовой речи в 1892 г. Д. избрал не литургическую тему, а наблюдения и впечатления от поездки на о-в Патмос (Иоанно-Богословский мон-рь на о. Патмос по сравнению с святогорскими мон-рями идиоритмами//ТКДА. 11. 1892. С. 326-492). Это сочинение получило полную Макариевскую премию. Найдя во время поездки в 1897 г. в Трапезунде мемуары Арсения, архиеп. Элассонского, скончавшегося в России в сане архиепископа Суздальского (1625), Д. занялся их изучением (Архиеп. Елассонский Арсений (Суздальский тож) и его вновь открытые исторические мемуары//ТКДА. 1898, 1899 (отд. отт.: К., 1899)). Рукопись мемуаров, с которой Д. сделал собственноручную копию, погибла во время пожара в 1923 г., поэтому список из архива ученого является уникальным. Актовая речь 1904 г. снова была посвящена теме из рус. истории, вероятно в связи с 300-летием Астраханской епархии (Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии//ТКДА. 1904. 3. С. 317-358). В 1900-х гг. Д. возвратился к проблемам правосл. Востока и жизни там русских в статьях, опубликованных в периодических изданиях в 1903-1906 гг. Его статьи по истории правосл. Востока XIX в. выгодно отличались от большей части церковно-политических публикаций того времени документированностью, историческим подходом автора, его широкой эрудицией и беспристрастностью. Эти качества во многом предопределили последовавшее вскоре приглашение Д. на должность ученого секретаря ИППО.

http://pravenc.ru/text/178601.html

В военных доспехах, с копьем, мечом и щитом он изображен в росписях мон-рей Филантропинон (1531/1532) и Дилиу (1543) на о-ве оз. Памвотида (Янина), мон-ря Ставроникита на Афоне (1546), ц. св. Димитрия в Иматии (1570), румын. мон-рей Молдовица (1532-1537), Воронец (1547-1550) и Хурези (1694); на иконе - «Святые Мина, Викентий, Виктор», кон. XVI в. (Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины) и др. Единоличные изображения М. в иконописи встречаются редко, напр., на иконе из мон-ря Хиландар (ок. 1700) он представлен в хитоне и гиматии, вероятно с мечом в руках (изображение частично утрачено). Вмч. Мина. Фреска собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Вмч. Мина. Фреска собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В поствизант. живописи возрождается тип конного изображения М., напр. на критской иконе ок. 1500 г. (Музей икон, Рекклингхаузен; см.: Бенчев. И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 362), иконе XVII в. мастера Стилианоса Критского (Галерея Темпл), иконе 1-й пол. XVII в. критского мастера Иеремии, иконе XVIII в. (Византийский музей, Фессалоника). Конный образ М. с образом Спасителя на груди (XIX в.) является чтимым образом в кипрском мон-ре во имя св. Мины в Лефкаре. М. на коне представлен на гравюре на меди сер. XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне. Уникальный пример изображения М. в воинском облачении, сидящего на деревянном троне, представлен в росписи 1619/20 гг. храма М. в Монодендри, Греция. В постивизант. период встречаются редкие житийные иконы М., напр. образ святого с 6 сценами Жития работы иконописца Э. Ламбардоса: в среднике великомученик изображен в рост, в воинском снаряжении (1-я треть XVII в., Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция). На прориси 1-й пол. XIX в. М. в образе старца с небольшой остроконечной бородой и длинными усами; он представлен по пояс, в богатых доспехах, украшенных личиной на правом рукаве (собрание А. Макриса и Х. Маргаритиса). Храмовая икона М. находится в освященной в его честь церкви в Фессалонике. Описание облика святого включено в греч. пособие для иконописцев - Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733). В разд. «Святые мученики» о его единоличном изображении сказано: «Мина Египтянин, старец с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 163. 9); та же характеристика сохранена в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина - старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды» (Там же. С. 203, под 11 нояб.).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

Г. пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Г., освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28). В память об этом событии в 1167-1170 гг. (или в 1-й пол. 1171) Неманя построил мон-рь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143-144). В нач. XIV в. этот мон-рь обновил кор. Стефан Драгутин и впосл. был там погребен ( С. 83). Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана (Там же. С. 76; С. 20). У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий (1208-1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Свт. Савва Сербский построил во имя вмч. Георгия мон-рь Ораховица, возобновленный в нач. XIV в. кор. Стефаном Урошем II Милутином ( С. 67). По свидетельству летописей, кор. Драгутин построил мон-рь во имя вмч. Георгия в Ломнице (Там же. С. 85). Г. посвящена и возведенная в 1318 г. задужбина Милутина - мон-рь в Старо-Нагоричино близ Куманова (Там же. С. 90-91). На рубеже XIII-XIV вв. кор. Милутин, а в посл. трети XIV в. Вук Бранкович покровительствовали мон-рю Георгия Скорого близ Скопье (Грамоти. С. 124-176). Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание мон-ря во имя вмч. Георгия в Уложиштах ( С. 97-98), а в правление его сына Стефана Уроша III (св. Стефан Дечанский ) (1321-1331) упоминается соименный мон-рь в г. Маглич на р. Ибар (Там же. С. 101). Между 1382 и 1385 гг. серб. иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне мон-рь св. Павла Ксиропотамского, посвященный вмч. Георгию ( С. 254). В Хиландаре находится чудотворная икона Г., упоминаемая в письменных источниках с XVI в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/171595.html

2004. С. 206). В лити кафоликона мон-ря Хиландар представлены родоначальники династии серб. королей Неманичей, святые Симеон и Савва Сербские, визант. императоры и серб. правители, при к-рых были созданы росписи, а также их небесные покровители. Н. Тутос и Г. Фустерис приводят одну дату росписей лити - 1321/22 г., Милонас в свою очередь считает, что портреты в юж. части вост. стены Н. (св. Симеон Хиландарский (Неманя), имп. Андроник II, Стефан Урош II Милутин) были написаны до 1319 г., а портреты в сев. части той же стены (Стефан Урош IV Душан, имп. Иоанн Кантакузин, Стефан III Дечанский, имп. Андроник III Палеолог, свт. Савва Сербский) - в 1347 г. ( Милонас. 1995. С. 53). Семья воеводы Молдовлахии Александру Лэпушняну была представлена в лити Дохиара. Росписи лити сохраняли память о периоде преобладания в том или ином мон-ре одной местной «диаспоры». Григорович-Барский отмечал, что в лити мон-ря св. Павла все подписи на фресках болгарские, «ибо в монастири сем жителствоваху изначала Болгаре и Сербы» ( Григорович-Барский. 2004. С. 390). Возможно, функция лити как места моления за упокой погребенных или почитаемых ктиторов, а также связь между афонскими и молдавскими храмами повлияли на появление в традиц. монастырских храмах Молдавии во 2-й пол.- кон. XV в. особого помещения - усыпальницы (наряду с пронаосом) к западу от наоса (собор Нямецкого мон-ря кон. XV в.; Успенский собор мон-ря Кэприана, 1545). К числу самых распространенных фигур в росписях афонских лити принадлежат образы преподобных. Встречаются среди них афониты - Афанасий, Петр, Павел Ксиропотамский, Максим Кавсокаливит (в Хиландаре, Дионисиате, Кутлумуше). Ист.: Макарий (Веретенников), архим. Собор 1554 г. и его решения// Он же. Московский митр. Макарий и его время: Сб. ст. М., 1996. С. 239; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение святой Афонской горы В. Григоровича-Барского, им самим описанное. М., 2004. С. 17, 120, 127, 165, 178-179, 185, 196, 222, 253, 275, 291, 300-301, 309, 360, 368, 390. Лит.: Кондаков Н.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 52, 68, 74, 92, 111, 114, 155, 198). Возможно, почитанию В. отчасти способствовало смешение его с соименным венг. королем из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя» (см. ст. Пахомий Логофет ), по легенде обращенным в Православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского мон-ря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу В. ( Леонид [Кавелин], архим. Словено-српска на св. Гори Amohckoj у манастиру Хиландару и св. Павлу//Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1877. 44. С. 270). Прижизненный портрет молодого В. сохранился в росписях Вознесенского собора мон-ря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на вост. стене со своими предками и братьями и, возможно, на юж. стене в царском облачении. Прижизненное изображение В. также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабженной надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи» ( Записи. 3. С. 36. 4930); до 2-й пол. XIX в. реликвия хранилась в мон-ре св. Павла на Афоне (в наст. время местонахождение ее неизвестно). Раннее посмертное изображение В. находится в стенописях мон-ря Арилье (1296). Изображение В. включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (ок. 1320), Пече (ок. 1330), Дечанах (ок. 1350) и Ораховице (1594). В. изображен как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233), в сюжетах, посвященных серб. истории XIII в., как святой - на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5). Описание иконографии В. содержится в списках рус. Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Триодь Постная. 1359 г. Писец инок Макарий (Свято-Пантелеимонов мон-рь. 29. Л. 1) В кон. XIII - 1-й трети XV в. продолжалась активная переводческая деятельность южнослав. книжников на А., к-рая была вызвана сменой церковного устава и распространением исихазма, что обусловило подъем интереса к ранневизант. аскетическим творениям. Тексты одних и тех же авторов и памятников («Лествица» прп. Иоанна Синайского, Слова постнические прп. Исаака Сирина, Пандекты Никона Черногорца, Стишной Пролог и др.) на протяжении XIV в. неоднократно переводились, сопоставлялись с греч. оригиналами и редактировались. Результатом этой работы явилась т. н. афонская редакция большинства литургических текстов и ряда аскетических сочинений, в XIV-XV вв. занявшая господствующее положение во всем правосл. слав. и славяноязычном (Румыния) мире. Основная переводческая деятельность того времени связана с серб. мон-рями (Хиландаром, Св. Павла и, возможно, Пантелеимоновым) и с кружком болг. монахов, подвизавшихся в Лавре прп. Афанасия, причем разные кружки книжников зачастую работали над одними и теми же текстами. Между 1312 и 1316 гг. хиландарский игум. Никодим (впосл. архиепископ) перевел Иерусалимский устав (список 1319 г. погиб в составе собрания Народной б-ки Сербии во время бомбардировки Белграда немцами в 1941), в 1331 г. по поручению архим. Гервасия была переведена др. редакция памятника («Романов Типик» - Берлин. Прусская королевская б-ка. Вук. 49), получившая достаточно широкое распространение в списках XIV в. ( П. Прилог reheaлoruje Романовог Типика//Библиотекар. 1968. 5. С. 433-443). В 1371 г. инок Исаия (игумен Русского мон-ря) перевел корпус «Ареопагитик» со схолиями Максима Исповедника, а возобновитель мон-ря Св. Павла Антоний (Багаш) примерно в 80-х гг. XIV в. создал перевод Жития Григория (Григентия) Омиритского и его прения с Ерваном. В 1-й пол.- сер. XV в. соименный ему инок перевел «Андрианты» Иоанна Златоуста, а хиландарский монах и доместик Геннадий в 70-х гг. XV в.- пространное житие прп. Петра Афонского ( Гehaдuje Светогорац. Служба светом Петру Атонском/Приред. Крушевац, 1995).

http://pravenc.ru/text/77102.html

В. И. Григорович. Фотография сер. XIX в. В. И. Григорович. Фотография сер. XIX в. В XIX в. слав. рукописи наряду с греч. вывозили с А. дипломаты, паломники, исследователи и коллекционеры, продолжалась также практика дарений и продаж отдельных особо ценных кодексов монастырскими властями богатым ктиторам и лицам, в расположении к-рых они были заинтересованы (как правило, зарубежным правителям). Мон-рь Зограф в 1860 г. поднес (через посредничество П. И. Севастьянова) в дар российскому имп. Александру II глаголическое Зографское Евангелие XI в. (РНБ. Глаг. 1). В 1896 г. братия Хиландарского мон-ря подарила серб. кор. Александру Обреновичу в память о посещении обители и в благодарность за уплату монастырских долгов древнейшую серб. датированную рукопись - Мирославово Евангелие и грамоту св. Симеона Сербского. В 1826 г. 12 «иллирийских» рукописей из Зографа и Хиландара были приобретены австр. правительством для Придворной б-ки в Вене по инициативе словенского слависта В. Копитара, в т. ч. список XIV в. Учительного Евангелия Константина, еп. Болгарского, сборник полемических сочинений имп. Иоанна VI Кантакузина (мон. Иоасафа) (Вена, Австрийская нац. б-ка. Слав. 40 и 39, кон. XIV в.). В 1837 г. во время путешествия по Востоку Р. Керзон (лорд Зуч) приобрел в мон-рях Каракал и Св. Павла вместе с греч. рукописями 4 южнослав. XIV в., в т. ч. лицевое Евангелие 1356 г. царя Иоанна Александра и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1355 г. (Лондон. Британская б-ка. Add. MS 39627 и 39626). Отдельные слав. рукописи покинули территорию А., но остались в Греции (напр., болг. Евангелие нач. XIV в., написанное мон. Макарием, к-рое до сер. XIX в. находилось в б-ке Иверского мон-ря, а ныне хранится в Нац. б-ке в Афинах - Cod. 1796). Еп. Порфирий (Успенский). Фотография 2-й пол. XIX в. (РГИА) Еп. Порфирий (Успенский). Фотография 2-й пол. XIX в. (РГИА) С 40-х гг. XIX в. начались поездки на А. российских исследователей, первым из к-рых был В. И. Григорович , совершивший научное путешествие в 1843-1844 гг.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Особое внимание Н. Б. уделял афонским мон-рям. Это объясняют тем, что он находился под влиянием свт. Нифонта II: так, в свое время был единственным из румын. бояр, кто, несмотря на угрозы Раду IV предать смертной казни любого вступившего в контакт с впавшим в немилость иерархом, все же посещал и поддерживал его ( Gavriil Protul. 1944. Р. 91-93). Первый акт, принятый Н. Б. в качестве господаря,- документ пожертвований (20 февр. 1512), касавшийся расширения владений афонского мон-ря Кутлумуш (назван в источнике Большой лаврой Валахии, являлся ктиторией господаря Владислава I Влайку), к-рому были дарованы 8 сел, освобожденных от всех даней, кроме налога, взимаемого в пользу государства (DRH. B. ara Româneasc. 1972. Vol. 2. Р. 198-200). Также он даровал Кутлумушу годовую субсидию в размере 10 тыс. аспров, к которой добавил 700 аспров на содержание больницы и 500 - на дорожные растраты для тех, кто приезжали в Валахию за деньгами. Н. Б. полностью перестроил кафоликон Великой Лавры , пожертвовал много предметов утвари и годовую субвенцию. Отдельное попечение Н. Б. имел о Дионисия преподобного монастыре , т. к. в этой обители умер и был похоронен патриарх К-польский свт. Нифонт II. Н. Б. построил там церковь во имя патриарха ( Gavriil Protul. 1944. Р. 141-157) и подарил обители раку для его мощей и многое другое. Н. Б. жертвовал в обители Пантократор , Ватопед , Ксиропотам , Павла святого мон-рь, Иверский монастырь , Ксенофонта преподобного монастырь ( S s ujan. 2012. P. 78-79). Поскольку Н. Б. был женат на представительнице серб. правящего рода, в сферу его донаторского интереса входила также поддержка сербских мон-рей: напр., мон-рю Хиландар в 1517 г. он пожертвовал 7 тыс. аспров; поддерживал мон-ри Крушедол , Дечаны , Орешковица ( Bazilescu. 1971. Р. 679; S s ujan. 2012. P. 80), Кошиница в Вост. Македонии ( Sz é kely. 2012. P. 417-438; Teoteoi. 2012. P. 127-150). Н. Б. заботился также о святынях Св. земли, Синая, Византии: оказывал значительные пожертвования храму Гроба Господня в Иерусалиме «вместе с церквами, которые находятся вокруг»; Синай «обогатил всеми церковными сосудами и другими многими дарами и выделил большую субсидию» ( Gavriil Protul. 1937. P. 292); перекрыл свинцом патриаршую церковь в К-поле, «обновил помещения для монахов и сделал много даров»; жертвовал средства Метеорским монастырям ( S s ujan. 2012. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578015.html

Европе (напр., Венеции) также использование витража, жемчужного покрытия (вместо низания), золочения и серебрения по гравировке. Сходный по типу украшения диптих с Великими праздниками (кон. XIII - нач. XIV в.), сохранившийся в мон-ре Хиландар, считают принадлежавшим серб. кралю Стефану Милутину. Подобные иконы, возможно служившие личными (походными) алтарями, могли быть вложены в П. м. в эпоху серб. покровительства либо принесены хиландарскими монахами, бежавшими от каталонского разбоя. Из б-ки П. м. происходят выдающиеся памятники болг. письменности и искусства, напр., лицевые рукописи, такие как Евангелие царя Иоанна Александра (1355-1356; Lond. Brit. Lib. Add. 39627); миниатюры из этой рукописи восходят к лучшим образцам визант. лицевых рукописей, наподобие Евангелия XI в., Paris. gr. 79, см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 179, 180), или т. н. Псалтирь Томича (ок. 1360, ныне в ГИМ. Муз. 2752), украшенная орнаментальными заставками эмалевого стиля с включением композиций и фигур и постраничными иллюстрациями по образцу декора лицевых Евангелий ( Щепкина М. В. Болг. миниатюра XIV в.: Исслед. псалтыри Томича. М., 1963; Древности монастырей Афона X-XVII вв. в России. 2004. С. 186 (опубл.- Л. 4); Гос. Ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 141 (Л. 129 об.- 130)). В мон-ре хранились и сербские рукописи: Евангелие-апракос полный, написанный в 1329 г. игуменом Студеницкого мон-ря Николой для архиеп. Даниила (не сохр., 4 листа вывезены в Россию в 1845 (ныне в РГБ. Ф. 87. 11. VIII/М., 1693. VIII)). Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение св. Афонской горы. СПб., 1887. М., 2004р. С. 387-400; Никольский Л. Афонские стенописи. СПб., 1908. Ч. 1: Ист. очерк афонской стенной живописи. С. 44; Xyngopoulos A. Nouveaux témoignages de l " activité des peintres macédoniens au Mont Athos//BZ. 1959. Bd. 52. 1. S. 61-67; Chatzidakis M. Note sur le peintre Antoine de l " Athos//Studies in memory of D. Talbot Rice. Edinb., 1975. P. 83 - 93; Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Σερι Α: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1975. Τ. 3. Σ. 202-212, 311-315; Милонас П. М. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7 - 81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Tüb., 2000. 3 т.; Treasures of the Mount Athos: Cat. Thessal., 1997; Εκνες ερς Μονς Αγου Παλου. Αγιον Ορος, 1998; Августин (Никитин), архим. Рукописное наследие Св. Горы: Свято-Павловский мон-рь//АиО. 2000. 4(26). С. 288 - 305; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония/Науч. ред. рус. изд.: Э. С. Смирнова. М., 2000. С. 307-309; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. Cat. III. 16, 19. С. 182-183, 185 - 187; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αι. Αθνα, 2010. 13.1-13.3. Σ. 369-374.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010