Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Статистические сведения о причтах, приходах и средствах содержания духовенства 1. В Петербурге 1) При церкви Святого Пантелеймона, что при Партикулярной верфи, было два священника, диакон и один причетник. Служба совершалась ежедневно. По ведомости 1738 года об исповедовавшихся показано 37 дворов и 25 казарм. В них: мужеска пола 686, женска 584, обоего 1270 человек. Кроме доходов, священство и причт получали из конторы Партикулярной верфи жалованье: старший священник 50 рублей, второй 30 рублей, диакон 25 рублей, дьячок 6 рублей и просвирня Стефанида Григорьева З рубля. 2) При церкви Святых и Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священников два, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1739 года, показано 266 дворов, в них мужеска пола 1191, женска 1093, а всего 3094 человека. Духовенство пропитание имело только от приходских людей. 3) При церкви Святого Сергия, Радонежского чудотворца, в артиллерийских слободах священников два, диакон и два причетника. По ведомости 1740 года в приходе дворов 96, и в них обитателей мужеска пола 905, женска 530, а всего 1435 человек. Жалованье шло из артиллерийской канцелярии только одному священнику по 60 рублей в год, прочие же члены клира питались исключительно подаянием приходских людей. 4) В Ямской слободе при церкви Рождества Иоанна Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца было два священника, диакон, дьячок и пономарь. По ведомости 1738 года об исповедавшихся, в приходе показано 600 дворов, и в них мужеска пола 935, женска 865, а всего 1800 душ. 5) При Вознесенской церкви в Адмиралтейских слободах было три священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Приход был очень большой. По ведомости 1737 года в нем показано 925 дворов, жителей: мужеска пола 5890, женска 4443, всего 10,333 человека. 18-го января 1743 года преосвященный Никодим, на основании указа Петра I о духовных штатах, определил четвертым священником Петра Иванова – из вызванных для армии из Москвы. 6) При церкви Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе было два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1738 года, значилось 138 дворов разного звания, и в них жителей мужеска пола 670, женска 699, а всего – 1369 человек. Руги никакой не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Михаил Радин Скачать epub pdf ГАУ ТО, ф. 1770, оп. 1, д. 103 (в двух томах) – обзор дела. Фонд 1770 – Коломенская духовная консистория. Приведены приходы церквей трёх станов Крапивенского уезда – Окологородного, Засоловского и Псовского, отсутствует Корницкий стан. 1) – моя нумерация. 1 – нумерация в деле. 1) лл. 1–12 . Города Крапивны церковь Живоначальныя Троицы (Троицкая – М.Р.) (от 1-го листа сохранилась только половина – М.Р.). 1 . Тоя ж церкви иерей Феодот Федотов (37), жена ево Анна Петрова (38), дети их – Анна (12), Алексей (8), Настасья (1). 2 . Дьячек Иван Евсеев (28), жена ево Пелагея Архипова (27), сын их Матвей (1), мать ево вдова Мавра Лукина (60). Далее лист обрезан. На листе 36 написаны пономарь этой церкви Петр Федотов и жена ево Наталья Ильина. Приходские люди: приказный канцелярист Федосей Иванов сын Трафимов вдов (62), сын его канцелярист Григорей (27), жена ево Евдокея Васильева (25); канцелярист Алексей Григорьев сын Безруков (28), жена ево Мария Евсигнеева (29), дети их – Агафия (7), Матрена (6), мать ево вдова Евдокея Алексеева (58); крапивенские купцы; Московской Слободы пашенные салдаты. 2) 2, лл. 13–24. Роспись города Крапивны церкви Архистратига Михаила (Архангельская – М.Р.). 1.Тоя церкви поп Прохор Григорьев (48), жена ево Евдокея Лактионова (49), дети их – Георги (sic!) (15), Анна (21), Настасия (9). 2 . Диякон Иван Григорьев (40), жена ево Проскевия Осипова (38). 3 . Дьячек Аврам Григорьев (35), жена ево Варвара Григорьева ( 34), дети их – Матрена, Пелагея, Петр (6). 4 . Пономарь Стефан Васильев (31), жена ево Анисья Степанова (30), дети их – Евдокея (6), Иван (4). Пр…ной церковник Василей Иванов (55), жена ево Мария Михайлова (49) …Василей Иванов (50), жена ево Евдокея Лукина (48), дети их – Васса (21), Анна (17). Прихожане: секретарь Иван Игнатьев сын Тычинин (39), жена ево Проскева Андреева (22); прихожане Козачей Слободы и Московской Слободы. Б/н (без номера). Вероятно, её номер должен быть 3. В деле отсутствует лист с таким номером, но зато есть лист с 4. Таким образом, утерянной является исповедная роспись Града Крапивны церкви Казмы и Домиана (Космодомиановской – М.Р.). На последующих листах встречаются упоминания о некоторых клириках этой церкви, которые исповедывались в других храмах:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Богодухов. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Украинское барокко , Эклектика Год постройки:не позже 1793. Год утраты:приблизительно 1932 Адрес: Украина, Харьковская обл., Богодуховский район, г. Богодухов Координаты: 50.162578, 35.525637 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Богодухов, церковь Успения Пресвятой Богородицы Священнослужители храма разных лет. 1848 год. Из Клировой ведомости Успенской церкви Каменная с такой же колокольней построена в 1793 году. Протоиерей Григорий Иванович Здравый 31 года, сын священника с. Голинка Конотопского уезда Черниговской губернии. Окончил Черниговскую духовную семинарию в 1837 году. В 1841 году окончил Киевскую духовную академию. Кандидат богословия с 1842 года. В 1844 году диакон, а потом священник Благовещенской церкви г. Харькова. 1846 год – протоиерей. С 1847 года в Богодухове. Жена Мария Семеновна 21 года. Дочь Варвара 1 года. Священник Амвросий Симеонович Молчановский 35 лет, сын диакона, обучался в Харьковском Коллегиуме, рукоположен в 1837 году к сей церкви сначала диаконом, а потом священником. Жена Мария Федоровна 27 лет, дети: Надежда 6, Федор 2 лет. Диакон Яков Поликарпович Попов 31 года, сын священника, обучался в Харьковском духовном училище, с 1834 года пономарем в Харьковском кафедральном соборе. С 1835 года в этом храме. Жена Александра Тимофеевна 30. Дети: Дмитрий 8, Василий 5, Анна 4, Неонила 3, Мария 1. Дьячок Яков Никифорович Роменский 23, сын священника. Окончил низшее отделение Харьковской духовной семинарии в 1842 года и определен к сей церкви. Пономарь Иван Яковлевич Сорочинский 42, сын диакона. В училищах не обучался, с 1821 года определен пономарем к Покровской церкви г. Богодухова. В этой церкви с 1833 года. Жена Евдокия Ивановна 36. Дети: Федор 16, Михаил 8, Платон 6, Параскева 4.

http://sobory.ru/article/?object=45652

Когда говорят о нашем древнем и старом монашестве, то обыкновенно представляют себе монастыри исключительно в форме нынешних, т. е. как особые и самостоятельные учреждения или заведения, устроенные более или менее соответственно со своей целью и более или менее достаточно для этой последней. Но кроме нынешних настоящих монастырей мы находим у нас в старое время ещё другой разряд их, имевший иную форму,– форму древнейшую и первичную монастырей несобственных и, так сказать, эфемерных и лёгких. Несколько человек, желавших монашествовать, соединялись в одно общество, ставили где-нибудь в одном месте кельи себе,– каждый сам для себя, и эта монашеская слободка или этот монашеский скиток без всего дальнейшего и представлял собой или составлял собой монастырь. Так как монахи, по своему призванию – люди молитвы, имели нужду в храмах и так как они, представляя собой своего рода нищую братию, жили подаяниями от мирян, которые удобнее было получать при тех же храмах, то помянутые слободки обыкновенно или наибольшей частью ставились при приходских церквах в их оградах. (От чего эти последние во многих или, по крайней мере, в иных местностях России и до настоящего времени называются монастырями). Вот для примера выписки о таких монастырях или монастырьках из Писцовой книги Новгородской области второй половины XVI века: «Погост Имоченитцкой на Ояти, а на погосте церковь Рождество Пречистая Богородицы стоит на царя и великого князя земле; двор поп Филип двор дьячок Ромашка Григорьеву двор пономарь Микитка, двор проскурница Огафья; да десять келий, а в них живут 12 братов чернцов» 996 . Ещё: «Погост Никольской в Шунге на озере на Котке на острову; на погосте церковь ...; на погосте же двор игумен Мисайло, двор поп Ларион Яковлев двор дьячок..., двор пономарь..., двор проскурник черной Пахнутей, да пять келий, а в них живут семь старцев, да семнадцать келий, а в них живут двадцать пять стариц» 997 . Ещё: «Погост Спасской на реке на Шале, а на погосте церковь ..., да на монастыре келья игумена Кирила, да 4 кельи, а в них живут черноризцы, да 6 келий пустых да на монастыре же двор поп Тит Маковеев, да за монастырём 5 келий, а в них живут 5 стариц черноризиц» 998 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Красногорское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Христа Спасителя Карта и ближайшие объекты Село Красногорское стоит на паломническом пути из Верхотурья в Меркушино. Оно располагается в месте выхода старого Сибирского тракта на правобережье реки Туры, примерно в 20 километрах к востоку от Верхотурья. Сельская застройка охватывает три разновысоких мыса с крутыми склонами. Рельефные формы мысов обращены на просторы речной долины реки Туры и, тесня друг друга, зрелищно просматриваются с низких точек трактового пути. Транзитная дорога спускается к основанию центрального мыса, затем начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к церкви Нерукотворного образа Христа Спасителя (1810 г.) и Спасской часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села. С сайта http://verkhoturye.eunnet.net/verh/enter.jsp В 1899 г. Спасо-Нерукотвренного образа церковь входила в состав 1-го благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Петр Яковл. Пономарев (с.Красногорское). В церкви служили: священник Петр Яковл. Пономарев, Всевол. Вячесл. Вишневский; псаломщик Щапков. Источник: Список духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 год Церковь Спаса Нерукотворного образа была построена в 1802-1810 годах в стиле классицизма с элементами «сибирского барокко». Храм был заложен 31 мая 1802 года. Правый придел во имя великомученицы Екатерины, освятили 8 февраля 1804 г. Главный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освящен 4 июля 1810 года. Никольский придел - 28 октября 1875 года. В 1932 году храм был закрыт. В 1990-х годах храм возвращен РПЦ, началось восстановление здания. С 1991 года действует одноименный деревянный молитвенный дом. Каменный храм поставлен на возвышенном месте в центре села. В основе композиции четверик, завершенный на востоке пятигранной апсидой. С южной и северной стороны к храму примыкает приделы, завершенные собственными алтарными частями. С запада к храму примыкала колокольня, не дошедшая до нашего времени. Она была фланкирована притворами. Основной объем завершается плоским двухъярусным куполом, который несет восьмерик с главкой. Небольшим восьмериком с главкой также увенчана апсида. Декоративное убранство фасадов было изменено во время поздних перестроек. Окна обрамлены наличниками, которые дополнены сандриками-бровками.

http://sobory.ru/article/?object=01200

Писцово. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты «Каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ее Иконы Знамение. Причта по штату положено: священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире состоят: священник, диакон и пономарь. Жалованья штатному причту 168 рублей. Проценты с капитала 191 руб. поступают в пользу причта, а с капитала 95 рубл. в пользу церкви. Земли 34 десятины 59 кв. сажень. Планы и межевые книги на землю имеются. Прихожан муж. пола 758, женс. 978, дворов 182; в том числе 7 раскольников, 25 раскольниц, и 2 двора раскольнических. В приходе селений состоит 4, на пространстве 5 верст от церкви; препятствий в сообщении нет. Сайт Собора Пресвятой Троицы на www.pistsovo.narod.ru Храм Святой Троицы (недействующий). Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее. Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

http://sobory.ru/article/?object=01693

Писцово. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты «Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена 1748 года. Престолы: во славу Воскресения Иисуса Христа из мертвых, и в честь: св. Апостола Иакова Алфеева и св. мученицы Параскевы. Причта по штату положено: священник, диачек и пономарь, и сверх штата состоят в клире: священник, диакон и пономарь. Жалованья штатному причту 168 рублей. Проценты с капитала 191 рубл. поступают в пользу причта, а с 95 рубл. в пользу церкви. Земли 34 десятины. Плана землю и межевая книга есть. Прихожан муж. пола 700, женс. 950, дворов 182; в том числе 7 раскольников, раскольниц 24, раскольнических 1. Раскольники поморской секты. В приходе состоит 4 селения, на 5 верстах от церкви: препятствий в сообщении нет. Церковь сея с Троицкою церковью, села Писцова, в одном селении. От Костромы 75 верст» (см. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное протоиреем Иоанном Беляевым. СПб., 1863, Л. 162). Церковь ранее относилась к Костромской епархии. В настоящее время церковь не действует. Сильно разрушена. Сайт Воскресенской церкви на www.pistsovo.narod.ru ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ. КОМПЛЕКС, сер. 18-кон. 19 в. ул. Зарека. Комплекс расположен в западной части главной площади Заречья и является его композиционным центром. Занимает почти прямоугольную территорию и ориентирован в сторону торгового центра села. Формирование комплекса у переправы, на месте существовавшего ранее женского монастыря, началось с церкви Воскресения 1748 г.; вокруг нее было кладбище. В 1-й пол. 19 в. к юго-востоку от нее на ул. Зарека возвели высокую колокольню, а территорию обнесли каменной оградой с воротами. В кон. 19 в. слева от ворот в юго-западной части территории поставили часовню, которая и завершила ансамбль. Разностильность сооружений и их расположение создают живописную композицию, рассчитанную на восприятие из центральной части села. При этом доминанта колокольни уравновешивается в общем силуэте ярусным объемом храма и шатром часовни.

http://sobory.ru/article/?object=01692

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) января Священномученики Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев С вященномученик Александр родился в 1867 году в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 году он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске  Подольской  губернии. В 1891 году епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская и законоучителем церковноприходской школы. 8 августа 1893 года он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане. 21 февраля 1899 года диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен. В 1907 году отец Александр был назначен настоятелем Николаевской, что на Кучугурах, церкви в городе Верном, где он прослужил до ареста. Отец Александр был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами. Когда-то отец Александр был женат, но жена оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! – говорил он. – Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил протоиерей Стефан, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем. Священномученик Стефан (Степан Константинович Пономарев) родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году Степан окончил церковноприходскую школу, в 1904-м – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье. Когда они повенчались, он ей сказал:

http://fond.ru/foto/45/Aleksandr/

Угроеды. Церковь Илии Пророка. Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не позже 1847. Ссылки:   Адрес: Сумская обл., Сумской р-н, с. Угроеды, ул.Конторская 2 Координаты: 50.864194, 35.285345 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Угроеды или в Угроеды, выходить на остановке " Угроеды " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Исторические источники свидетельствуют, что первый деревянный храм в Угроедах был построен в 1708 году. В архивном фонде Харьковской духовной консистории в клировой ведомости Пророко-Ильинской церкви слободы Угроеды Ахтырского уезда Харьковской губернии за 1814 год указано: «... церковь во имя пророка Ильи однопрестольная, деревянная, зданием крепкая, построена в 1781 году. Сосудов серебряных, книг и всякой утвари достаточно. При ней колокольня рубленная, крытая дубом. На ней 4 колокола: 1-й весом 20 пудов; 2-й – 8 пудов; 3-й – полпуда. Пахотной и сенокосной земли – 33 десятины». Где он располагался, сегодня мы не знаем. Возможно, он стоял на одном из холмов села, в частности, на том, который называется теперь «На Угроедах». В 1808 году этому храму принадлежало 945 душ прихожан обоего пола. А также крепостной хутор Сергиевский, который был в собственности майора Ивана Апостол-Кегича. Этот храм, по неподтвержденным данным сгорел, а, возможно, был разобран, пострадал от вражеских набегов. Ибо в вышеуказанном архивном фонде в клировой ведомости, датированной 1842 годом, находим: «...построена церковь в 1781 году тщанием прихожан, а в 1829 году вновь возобновлена с подведением каменного фундамента, покрыта железом и окрашена краской. Здание деревянное, колокольни при ней не имеется, а колокола висят на четырех столбах в крыше. Престол в ней один холодный во имя Святого Пророка Ильи. Утвари достаточно. Причта положено по штату издавна: священник один, дьякон один, пономарь один. Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины, но плана и межевой книги на оную землю нет. Дома у священника и дьячка выстроены от помещика на усадебной подцерковной земле, а пономарь живет на отведеной помещиком квартире. Зданий, принадлежавших сей церкви, не имеется. Расстоянием сея церковь от консистории – 138 верст, от духовного правления в 80 верстах, от местного благочиния в 38 верстах. Ближайшие к ней церкви: Георгиевская слободы Турви и Успенская села Стеллаж, обе в 6-ти верстах».

http://sobory.ru/article/?object=47214

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010