Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь намерена создать свою Общественную палату 29.01.2009 353 Русская Православная Церковь намерена создать специальную площадку для дискуссий мирян, передает " Интерфакс-религия " . " Поместный Собор рекомендует Священному Синоду разработать механизм консультаций, который бы позволил православной общественности обсуждать наиболее актуальные темы " , - заявил вчера епископ Венский и Австрийский Иларион по итогам второго дня работы Поместного Собора в Москве . " Я бы сейчас не хотел изобретать термин, но это будет нечто вроде церковной Общественной палаты, где будут вестись дискуссии на актуальные темы " , - отметил владыка. Он также сообщил, что Поместный Собор утвердил устав Русской церкви в той редакции, в которой он существует на сегодняшний день, после правок прошедших ранее Архиерейских Соборов. По словам епископа Илариона, в среду на заседании среди участников Поместного Собора разгорелась дискуссия о статусе этого форума. В уставе Русской Церкви, принятом в 1990 году, предполагалось, что Поместный Собор будет созываться раз в пять лет. Архиерейский Собор в 2000 году исправил эту норму устава, убрав указания на сроки. Кроме того, согласно главе нынешнего устава, посвященной Поместному Собору, в Русской церкви ему принадлежит " высшая власть в области вероучения и канонического устроения " . Поместный Собор состоит из архиереев, клира, монашествующих и мирян в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. В ходе вчерашней дискуссии избранный Патриарх Кирилл напомнил, что в истории Христианства Вселенские Соборы, определявшие вероучение, были Соборами, которые состояли исключительно из архиереев. В то же время он указал на необходимость слышать голос Церкви, а для этого, как заявил новоизбранный Предстоятель, необходимо проводить совещания с участием клириков и мирян и, возможно, создать новую площадку для дискуссий. При этом предстоятель подчеркнул, что " никаких реформ, которые бы спускались сверху, травмируя людей, не будет " . " Упаси Бог хоть одному Патриарху войти в историю с именем реформатора. Но есть перемены, растущие из глубины народной жизни. Разве при жизни моего предшественника жизнь Церкви стояла на месте? Но кто назовет моего предшественника, Святейшего Патриарха Алексия реформатором! " - заявил новоизбранный Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/29/ru...

Мониторинг СМИ Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год 29.01.2019 12:24 В данной статье рассказывается о том, какие основные изменения и события произошли в сфере церковного управления, устроения внутренней церковной жизни и организации внешних церковных связей за десятилетний период, истекший с Поместного Собора 2009 года, избравшего на Московский Патриарший престол ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определившего основные направления развития церковной жизни на последующие годы. Также будут представлены статистические сведения на начало 2019 года сравнительно с началом 2009 года. 1. Статистические сведения В пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран1, Русская Православная Церковь объединяет епархии в России; Самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь; Автономные Церкви: Китайскую и Японскую Православные Церкви; Самоуправляемые Церкви: Латвийскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь; Белорусский экзархат; Митрополичий округ в Республике Казахстан и Среднеазиатский митрополичий округ; епархию в Литве. Украинской Православной Церкви в 1990 году была предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. Помимо этого монастыри и храмы Русской Православной Церкви имеются за пределами ее канонической территории в 61 стране, будучи организованы в разные канонические образования — епархии, благочиния Патриарших приходов и другие. Некоторые из этих епархий объединены в следующие канонические образования: самоуправляемую часть Русской Православной Церкви — Русскую Зарубежную Церковь; Патриарший экзархат в Западной Европе; Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии. Митрополичий округ в Средней Азии, а также Патриаршие экзархаты в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии были образованы в период после Поместного Собора 2009 года. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года (Экзархат в Юго-Восточной Азии на данном этапе действует как одна епархия), с 382 архиереями — на 182 больше, чем в 2009 году. За эти десять лет было совершенно 228 архиерейских хиротоний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Торжества, прироченные к Крещению Руси РПЦ выступила на концерте в Киеве 28.07.2008 10:51 Президент Украины Виктор Ющенко объявил о намерении создать украинскую поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата. В ответ РПЦ впервые применила против властей Украины новый метод борьбы: рок-концерт на Крещатике с участием Юрия Шевчука и нескольких митрополитов собрал более 100 тыс. человек. С подробностями с православного Майдана — специальный корреспондент " Ъ " МИХАИЛ ЗЫГАРЬ. " Им надо иметь очаг напряжения " Утро празднования 1020-летия Крещения Руси в Киеве началось с грозы. Залитая дождем Софийская площадь, центр основных торжеств, была перекрыта, и верующих на нее пускали только по спискам и через рамки металлоискателей. На краю площади стоял пожилой европейский турист в розовом комбинезоне и вздыхал: — Зачем же они так перегородили? Прямо как в России... VIP-rocmu должны были сидеть в партере на мягких стульях, но в ожидании начала мероприятия они укрывались от дождя под вязами у самых стен Софийского собора. С краю под зонтиком стоял глава оргкомитета праздника первый президент Украины Леонид Кравчук. — Леонид Макарович, вы слышали, что МИД РФ обвинил вас в неуважении к православной церкви? — начал я. — Слышал. Но не понимаю, о чем они? Чем мы их обидели? — А зачем портреты Алексия II снимали? — Так их же вчера снимали, потому что вчера приезжал Варфоломей. К его приезду были его портреты. А сегодня прилетает Алексий, поэтому его портреты уже обратно повесили,— нашелся экс-президент. — А еще РПЦ очень недовольна вашей идеей создать украинскую поместную церковь, независимую от московского патриархата. — Ну а как нам быть иначе? Смотрите, проводим мы, например, мероприятие памяти жертв голодомора. А православная церковь в нем не участвует? Почему? Она не чтит память жертв голодомора? Да нет, чтит. Почему тогда? А потому что она получила директиву из Москвы! Я очень уважаю митрополита Владимира. Он очень грамотный, всегда корректный. Но он не может быть себе хозяином, потому что должен делать то, что ему велят из Москвы. Разве это правильно? Будь вы президентом Украины, вы бы стали с таким мириться?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Официальное заявление Русской Церкви о ситуации вокруг Всеправославного Собора Священный Синод предложил отложить проведение Всеправославного Собора 13 июня, 2016 Священный Синод предложил отложить проведение Всеправославного Собора 13 июня. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь обнародовала официальное заявление после экстренного заседания Священного Синода по вопросу об участии в Всеправославном Соборе на Крите 16-27 июня 2016 года. О СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШЕЙ В СВЯЗИ С ОТКАЗОМ РЯДА ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ОТ УЧАСТИЯ В СВЯТОМ И ВЕЛИКОМ СОБОРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а). Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1).

http://pravmir.ru/ofitsialnoe-zayavlenie...

поиск:   разделы   рассылка 12 насущных вопросов. Часть1 Встреча с архимандритом Тихоном в МДА Источник:  Православие.ру Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон встретился в МДА с учащимися Московских духовных школ, чтобы поговорить с ними о современном монашестве и приходской жизни и ответить на насущные вопросы аудитории. Тема, поставленная вами – " Восстановление духовной традиции православного монашества в Церкви сегодня " – несомненно, одна из самых важных для нашей Церкви. Глубоко убежден: ни Церковь во всей своей полноте, ни какая-либо Поместная Церковь без монашества существовать не могут. Несколько лет назад мне довелось быть во Франции. Тогда очень благочестивые, искренние люди (среди них было и несколько протоиереев) утверждали, что во Франции необходима своя, самостоятельная, Поместная Православная Церковь. Я дерзнул тогда заметить, что на сегодняшний день это абсолютно неосуществимо, – хотя бы потому, что во Франции, при всем почтении к четырем-пяти небольшим монастырям, почти нет православного монашества. Вот когда этот институт, который является, без всякого преувеличения, солью поместной христианской общины, будет вполне жизнеспособным, тогда и можно будет начинать рассуждать на тему создания Поместной Церкви. Я начал с этого примера для того, чтобы сразу обозначить позицию о важности в Церкви монашества. Но, наверное, в вашей аудитории нет нужды долго распространяться на эту тему. Мы построим нашу встречу таким образом: здесь есть двенадцать вопросов. Я с удовольствием на них отвечу, – так же как и на вопросы из зала. 1. " Поддерживай устав, и через какое-то время он сам поддержит тебя " Вопрос: Значение и смысл устава в монастырской жизни. Организация костяка приходской общины Недавно Комиссией по монашеству при Межсоборном присутствии был предложен примерный, – я подчеркиваю, примерный – монастырский устав Русской Православной Церкви. И какие это вызвало дискуссии! Кто следил за этим, подтвердит. Устав – это необычайно важно. Кто-то из святых отцов сказал примерно так: поддерживай устав, и через какое-то время устав поддержит тебя. Тебя и твою монашескую общину.

http://religare.ru/2_98854.html

Поместный собор 1917-1918 гг. ЖМП 4 апрель 2018 /  18 февраля 2019 г. 16:57 Перед лицом красного Левиафана Уже с первых дней Февральской революции тема взаимоотношений Православной Церкви и государства и перспективы их развития в новой России стала предметом церковно-общественной дискуссии. Сразу после Октябрьского переворота большевики сами задали вектор дальнейшего развития этих отношений, которого новая власть придерживалась все годы существования советского государства. Как в первый год новой власти формировались правовые основы церковно-государственных отношений, чем руководствовалось в этом процессе государство и какую позицию занимала Церковь?  PDF-bepcuя. «Вопрос об отношении Церкви к государству сложный, многосторонний и ответственный, и к решению его должна отнестись с большим вниманием не только сама Церковь, но вся гражданская Россия, ибо это коренной вопрос нашего государственного строительства», — указывал философ и видный общественный деятель, член Поместного Собора, а впоследствии протоиерей Сергий Булгаков 1 . Состоявшиеся весной-летом 1917 года многочисленные собрания и съезды духовенства и мирян высказались против популярного в то время лозунга отделения Церкви от государства, но вместе с тем подчеркнули важность освобождения Церкви от стеснительной государственной опеки. Эти идеи разделяло и большинство членов Поместного Собора, открывшегося 15 августа в Москве. Союз или разделение? На рассмотрение Собора поступил законопроект о правовом положении Православной Церкви, подготовленный летом 1917 года Предсоборным Советом с учетом основных требований церковной общественности. Документ был незначительно переработан в профильном отделе Собора под руководством архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), а затем прошел обсуждение в пленарных соборных заседаниях 15, 16 и 17 ноября. Итогом этой работы стало принятое 2 декабря соборное определение о правовом положении Православной Российской Церкви. В соответствии с ним Церковь должна была занимать первое среди других вероисповеданий публично-правовое положение в государстве и пользоваться его финансированием. Собор отстаивал за церковными учреждениями право юридического лица и право владения собственностью. Соборным определением также предполагалась обязательность изучения Закона Божия в низших, средних и высших учебных заведениях для учащихся православного вероисповедания 2 . Следует отметить, что в рассматриваемый исторический период подобные пожелания не выглядели анахронизмом, поскольку опирались не только на многовековую историческую связь Православной Церкви и государства в России, но и имели прецеденты в зарубежном законодательстве.

http://e-vestnik.ru/history/pered_litsom...

Публикация 441198 От автора Несколько пояснительных слов о структуре данного учебного пособия. Оно состоит из 10 глав, каждая из которых посвящена раскрытию истории отдельной Поместной Автокефальной Православной Церкви. Порядок расположения Церквей соответствует существующему в Русской Православной Церкви диптиху. Здесь сразу же может возникнуть вопрос: в каком порядке следовало бы перечислять все Поместные Православные Церкви в списках этих Церквей? Самый естественный порядок – это хронологический, т.е. распределение Церквей по времени их основания. Этот порядок удобен при возникновении новых Поместных Церквей: новая Церковь ставится в конце списка. Действительно, в древнейшем памятнике христианской письменности — «Пстановлениях Апостольских» (кн. VII, §46. Казань, 1864. С. 243—244) употребленименно хронологический порядок: Иерусалимская Церковь поставлена на первое место, а Римская на пятое. Но отцы Шестого Вселенского Собора употребили иной принцип – политическое значение кафедральных городов той или другой Поместной Церкви, поэтому древнейшая Иерусалимская Церковь ими была поставлена на пятое место. «Определяем, заявили они, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом Древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым понем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»(правило 36; ср. правило 3 Второго Вселенского Собора). Отсюда можно заключить, что существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких-либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, о чем довольно ясно свидетельствует 39 правило Шестого Вселенского Собора, уравнивающее две в то время разные по положению Церкви – Кипрскую и Константинопольскую. «Да имеет, — говорится в упомянутом правиле, - Новый Иустианополь (новая кафедра Предстоятеля Кипра после его вынужденного переселения с паствой в Геллеспонт. – К.С.) права Константинополя». Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора и т.п.

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

Разделы портала «Азбука веры» Вероучение — 1) совокупность знаний, очерчивающих и раскрывающих предметы веры; 2) православное вероучение — совокупность истинных знаний, открытых Богом , необходимых человеку для достижения личного спасения , очерчивающих и раскрывающих предметы христианской веры . Источники православного вероучения Первоисточниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание . Вероучительные истины, содержащиеся в этих источниках знания исторически отражались в различных авторитетных текстах. В Православной Церкви есть тексты, за которыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. Несомненным вероучительным авторитетом являются Никео-Константинопольский Символ веры и догматические определения семи Вселенских Соборов. Кроме того, в церковной истории известен ряд Поместных Соборов, издавших догматические определения, которые, затем, были рецепированы Церковью. См. символические тексты . Авторитетными вероучительными свидетельствами Церковь признает также и те патристические свидетельства, которые хотя и не были отражены в догматических определениях Вселенских и некоторых Поместных Соборов, однако разделялись целым рядом святых отцов. Прп. Викентий Лиринский утверждал по этому поводу следующее: «В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» . Заметим, однако, что многое из того, о чем писали святые отцы, Церковь относит к области частных богословских мнений. См. Согласие отцов . Менялось ли православное вероучение в истории? Вероучение Церкви по своей сути было и остается неизменным. Однако на протяжении истории, в условиях развития христианского богословия, осуществления миссионерской деятельности и борьбы с ересями , вероучение Церкви непрестанно развивалось. О преемственности в передачи вероучения от одних поколений верующих другим и о его неповрежденности свидетельствует сама Церковь . Более того, Сам Спаситель обещал, что врата ада (а значит, и лжеучения) не одолеют созданной Им Церкви ( Мф.16:18 ). Почему важно знать и принимать всем сердцем православное вероучение?

http://azbyka.ru/verouchenie

Священник Филипп Ильяшенко: Всеправославный Собор не должен быть похож на съезд коммунистической партии 14 июня, 2016. Священник Филипп Ильяшенко Вселенское Православие – едино, а всевозможные разногласия – частное дело Ситуацию вокруг Всеправославного Собора комментирует священник Филипп Ильяшенко, кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ. Ситуация со Святым и Великим Всеправославным Собором представляется закономерным следствием всего того, что ей предшествовало. В истории Вселенской Церкви никогда не существовало той практики, которую хочет навязать сегодня Поместным Церквям, Вселенскому Православию, Патриарх Варфоломей. Начнем с малого: нигде и никогда, кроме дипломатической переписки, причем исключительно из вежливости, титулование «Вселенским» Константинопольского Патриарха не употреблялось и не признавалось никем. Однако на этом титуле настаивает Патриарх Варфоломей. Но речь даже не о таких мелочах, а о сущностных вещах. Вот собирается начать работу Святой Великий Всеправославный Собор, и с самого начала в работу этого Собора закладываются вещи, которые ставят под вопрос не то что его вселенскость, его всеправославность, но и его соборность. Во-первых, на это собрание не приглашаются все епископы всех Поместных Церквей – беспрецедентный случай с точки зрения практик Вселенских Соборов. Во-вторых, более того, даже приглашенные на Собор епископы в делегациях от Поместных Церквей не обладают правом голоса. Правом голоса обладает Поместная Церковь. Получается, что какая-нибудь древняя, славная Поместная Церковь, которая ввиду сложившихся обстоятельств сегодня немногочисленна и в отношении паствы, и в отношении епископата, – имеет такой же голос, такой же вес, как, например, Русская Православная Церковь с многочисленными паствой и епископатом. То есть изначально регламент Собора – дискриминационный по отношению к Церквям с большей численностью епископата и паствы. В-третьих, нынешние события показывают, что в основу этого высокого собрания Константинопольский Патриархат закладывает некую идею своего административного, юрисдикционного первенства и даже главенства. Как неоднократно отмечали специалисты, занимающиеся этим вопросом, таких моментов в предполагавшейся работе этого высокого собрания много.

http://pravmir.ru/svyashhennik-filipp-il...

Церковь накануне Поместного Собора Кто такие церковные «правые» и «левые»? Кто такие церковные «либералы» и «консерваторы»? Митрополит Кирилл – «либерал» или «консерватор»? 30 января, 2010 Кто такие церковные «правые» и «левые»? Кто такие церковные «либералы» и «консерваторы»? Митрополит Кирилл – «либерал» или «консерватор»? Русская Православная Церковь должна ответить на исторические вызовы – тем более в условиях кризиса. Неверно и примитивно сводить выборы Патриарха к борьбе неких «партий и группировок». Большинство светских журналистов не знают, на что похожи выборы Патриарха. Но писать порой приходится и о том, чего не знаешь. Есть простой рецепт: взять за основу какой-нибудь прошлогодний текст о выборах президента и переписать его под новую тему. Задумается ли кто-нибудь о том, что необходимо изменить не только фактуру, но и саму логику изложения материала? Кто такие церковные «правые» и «левые»? Кто такие церковные «либералы» и «консерваторы»? Казалось бы, эти понятия имеют право на существование в любом контексте, когда речь идет о борьбе за власть. Однако власть Церкви не имеет ничего общего с формулированием политических или экономических программ. Могут ли вне этого контекста существовать либералы и консерваторы? Относительно какого центра православные могут уйти «вправо» или «влево»? Митрополит Кирилл – «либерал»? На каком основании сделаны эти выводы? Он ездит в Ватикан, общается с протестантами и мусульманами. Утверждать, что все это он делает исключительно по своей собственной инициативе можно в двух случаях. Во-первых, когда «аналитик» совершенно не знаком с жизнью Церкви. Во-вторых, когда есть сознательное намерение исказить реальность. Правда в том, что действия митрополита Кирилла регулярно получают одобрение Священного Синода. Эти документы – журналы заседаний Синода – находятся в открытом доступе. Под ними стоят подписи и тех членов Синода, которых светские журналисты записали в «консерваторы». Взаимодействие с политическими лидерами, межхристианский и межрелигиозный диалог – это те направления, за которые митрополит Кирилл отвечает в силу своих служебных обязанностей.

http://pravmir.ru/cerkov-nakanune-pomest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010