Поместные Соборы Иерусалимской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Поместные Соборы Иерусалимской Церкви Православие.Ru , 2 января 2002 г. Вклад в достижение торжества Единой Вселенской Церкви и изложение Православного учения четвертым по чести Иерусалимским Патриархатом был огромным и неоспоримым. Помимо участия первоиерархов Святого Града и представлявших их епископов как на Вселенских, так и на поместных Соборах различных сестер Церквей «мать Церковь» устами своих предстоятелей не один раз созывала поместные Соборы и в лоне Иерусалимской Церкви. Действия большинства из двадцати четырех Соборов, начиная с созванного в 49 году Апостольского и заканчивая Иерусалимским Собором 1672 года, были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни ИПЦ, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, беспощадно терзавших в различные периоды Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Однако, незаживающей раной на теле ИПЦ останутся арианские соборы, такие как, например, Кесарийский Собор 334 года или Иерусалимский Собор 346 года. Необходимо отметить, что одной из причин столь сильной поддержки императорской властью ариан в IV веке является то, что предстателями арианства были близкий родственник Лициния (308-324) митр. Евсевий Никомидийский, а позже митр. Евсевий Кесарийский – друг и сподвижник императора Константина Великого (306-337). Иерусалимский Апостольский Собор 49 года Информация об этом Соборе содержится в книгах Нового Завета – в пятнадцатой главе книги «Деяния» святых апостолов и во второй главе «Послания к Галатам святого апостола Павла». Целью созыва первого Собора Соборной Православной Церкви была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определение условий относительно их общения во время богослужения и таинственных собраниях с христианами из иудеев. Проблема обнаружилась с самого начала миссионерской деятельности святых апостолов. Эпицентром раздора стала Антиохия. Вопрос о принятии в христианство язычников приобрел такую остроту, что дальнейшее замедление с его решением грозило привести к расколу совсем еще молодой христианской общины на два лагеря. Евангелист Лука свидетельствует, что некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15,1). По этой причине в 49 году для рассмотрения сего дела в Иерусалиме собрались апостолы и некоторые из пресвитеров (Деян. 15,6).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Поместные Соборы Иерусалимской Церкви Вклад в достижение торжества Единой Вселенской Церкви и изложение Православного учения четвертым по чести Иерусалимским Патриархатом был огромным и неоспоримым. Помимо участия первоиерархов Святого Града и представлявших их епископов как на Вселенских, так и на поместных Соборах различных сестер Церквей «мать Церковь» устами своих предстоятелей не один раз созывала поместные Соборы и в лоне Иерусалимской Церкви. Действия большинства из двадцати четырех Соборов, начиная с созванного в 49 году Апостольского и заканчивая Иерусалимским Собором 1672 года, были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни ИПЦ, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, беспощадно терзавших в различные периоды Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Однако, незаживающей раной на теле ИПЦ останутся арианские соборы, такие как, например, Кесарийский Собор 334 года или Иерусалимский Собор 346 года. Необходимо отметить, что одной из причин столь сильной поддержки императорской властью ариан в IV веке является то, что предстателями арианства были близкий родственник Лициния (308-324) митр. Евсевий Никомидийский, а позже митр. Евсевий Кесарийский – друг и сподвижник императора Константина Великого (306-337). Иерусалимский Апостольский Собор 49 года Информация об этом Соборе содержится в книгах Нового Завета – в пятнадцатой главе книги «Деяния» святых апостолов и во второй главе «Послания к Галатам святого апостола Павла». Целью созыва первого Собора Соборной Православной Церкви была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определение условий относительно их общения во время богослужения и таинственных собраниях с христианами из иудеев. Проблема обнаружилась с самого начала миссионерской деятельности святых апостолов. Эпицентром раздора стала Антиохия. Вопрос о принятии в христианство язычников приобрел такую остроту, что дальнейшее замедление с его решением грозило привести к расколу совсем еще молодой христианской общины на два лагеря. Евангелист Лука свидетельствует, что некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15,1). По этой причине в 49 году для рассмотрения сего дела в Иерусалиме собрались апостолы и некоторые из пресвитеров (Деян. 15,6).

http://pravoslavie.ru/39971.html

Скачать epub pdf ГЛАВА X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет. а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет. 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян. в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Владимира 7 июля 2014 г. 00:00 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию поступают соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Константинопольская Православная Церковь В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности! Ваше почтенное Блаженство братски о Господе обнимая, мы с величайшим удовольствием приветствуем. С глубокой человеческой скорбью из сегодняшнего письма Вашего весьма возлюбленного Блаженства мы узнали о кончине нашего дорогого собрата и сослужителя — митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Вознося молитвы к владычествующему жизнью и смертью Господу нашему Иисусу Христу об упокоении души новопреставленного святителя, мы скорбим вместе с Вашим Блаженством и как Мать — Константинопольская Церковь ценим многолетнее служение почившего Церкви, миротворца и духовного пастыря, много потрудившегося на благо вверенной ему паствы. Он со благой надеждой завершил настоящую жизнь и преселился от временных подвигов к небесному мздовоздаянию и венцам, от мятежного моря перешел к тихой пристани Господней. Молясь о том, чтобы Господь милости и щедрот даровал усопшему собрату «венец живота» за все, что он принес во время своего служения в Его винограднике, премудро и благоразумно потрудившись ради единства мысленного корабля Украинской Церкви, сообщаем, что на отпевании его Вселенский Патриархат и мы будем присутствовать и вместе молиться в лице Высокопреосвященного архиепископа Телмисского Иова и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона.

http://patriarchia.ru/db/text/3683999.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства К оглавлению В то время, когда великий князь Владимир принял святую веру из Греции, там существовал уже полный свод церковного законоположения. Существовал и оставался еще в употреблении Номоканон, составленный в VI в. патриархом Цареградским Иоанном Схоластиком (565–578); существовал и находился уже во всей силе Номоканон и другого знаменитого Цареградского патриарха — Фотия, явившийся к концу IX в. (в 883 г.). Тот и другой Номоканоны состояли из двух частей: из свода законов собственно церковных, называвшихся правилами или канонами (первый содержал именно правила святых апостолов, четырех Вселенских и шести Поместных Соборов и святого Василия Великого; последний обнимал уже, вместе с правилами святых апостолов, правила всех седми Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, принятые Вселенскою Церковию), а во-вторых, из свода законов гражданских по делам церковным, дарованных православными греческими императорами, преимущественно великим Юстинианом, и называвшихся указами или узаконениями . Излишне было бы спрашивать, принял ли вместе со святою верою великий князь Владимир законы первого рода, вошедшие в состав Номоканонов, иначе Кормчей . Эти законы, завещанные Церкви святыми апостолами или составленные и одобренные самою Церковию по власти, данной ей от Господа Иисуса Христа, и касающиеся ее собственных дел, составляют неотъемлемое достояние Церкви. Проистекая из самой сущности ее, они всегда и везде необходимы для ее внутреннего управления, для ее благоустройства, для ее бытия. Утвержденные Соборами Вселенскими при соизволении Духа Святого, они запечатлены характером всеобщности и неизменяемости и обязательны для всех христиан. А потому, как скоро где-либо насаждаема была православная Церковь, она непременно приносила с собою и свои древневселенские правила. И великий князь Владимир, принимая святую веру для себя и для всей России, тем самым уже обязывался принять и существенные церковные каноны, даже не мог не принять их, потому что одно с другим связано нераздельно. Так смотрели на это и крестившие нашего князя пастыри Восточной Церкви; передавая и излагая ему для всегдашнего руководства Символ православной веры, они заповедали ему вместе: «Веруй же и семи Сбор святых отец», т. е. принимай постановления и седми Вселенских Соборов, и значит нераздельно — правила святых апостолов, святых девяти Поместных Соборов и святых отцов, утвержденные правилами Соборов Вселенских.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

  разделы   рассылка  распечатать Линде Юлия Игумен Савва (Тутунов): Что такое межсоборное присутствие? Источник:  Фома Игумен Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии Межсоборное присутствие – это постоянно действующий совещательный орган, созданный для того, чтобы в межсоборный период архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне (ученые, публицисты, деятели искусства) обсуждали актуальные вопросы, которые перед Церковью ставит современность. Присутствие не принимает решения, а готовит экспертную оценку или проекты документов Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода. Межсоборное присутствие является уникальным образованием, аналогов которому нет в других Поместных Церквях. До революции в Русской Церкви было несколько подобных органов – Предсоборное присутствие, потом – Предсоборное совещание, Предсоборный совет. Но функции у них были несколько другие: основная задача заключалась в том, чтобы подготовить Поместный Собор, работа шла целых двенадцать лет (с 1905 по 1917 год). После окончания Поместного Собора 1918 года деятельность Предсоборного присутствия прекратилась. Одной из важных тем, которая была поставлена перед Межсоборным присутствием (дискуссия продолжится в следующем году), – это вопрос о месте Поместных и Архиерейских Соборов в системе управления нашей Церкви, ведь Собор является высшим органом церковной власти, его решениям подчиняется Патриарх. Инициатива развивать институт соборности принадлежит Патриарху Кириллу и относится ко времени проведения Поместного Собора в январе 2009 года, когда участники Собора отмечали необходимость регулярного обсуждения представительным собранием церковных людей важных проблем нынешнего времени. Сегодня Межсоборным присутствием рассмотрено много вопросов внутрицерковной жизни, взаимоотношений Церкви и общества, в том числе критерии принятия в Церковь покаявшихся раскольников, а также возможность участия духовенства в выборах в государственные органы власти, проблема отношения Церкви к богохульству в СМИ. Кроме того, разработано несколько документов и проектов, восемь из которых сейчас опубликованы на официальном сайте Русской Православной Церкви, а также на портале " Богослов.ру " и в официальном блоге Присутствия (mpr.livejournal.com).

http://religare.ru/2_83044.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О новой попытке Патриарха Варфоломея объявить себя «православным папой» Закономерно, что накануне Всеправославного совещания в Стамбуле отношения между Москвой и Фанаром обостряются 11.01.2014 5468 Время на чтение 11 минут На последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ « Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви », сообщает Патриархия.ru. В нем говорится, что вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. «На уровне Вселенской Церкви как сообщества автокефальных Поместных Церквей, объединенных в одну семью общим исповеданием веры и пребывающих в сакраментальном общении друг с другом, первенство определяется в соответствии с традицией священных диптихов и является первенством чести. Эта традиция восходит к правилам Вселенских соборов (3-е II Вселенского собора, 28-е IV Вселенского собора и 36 VI Вселенского собора) и подтверждается на протяжении церковной истории в деяниях Соборов отдельных Поместных Церквей, а также в практике литургического поминовения Предстоятелем каждой Автокефальной Церкви Предстоятелей других Поместных Церквей в порядке священных диптихов.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/11/o_...

Непрерывность соборности: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви 10 червня 2015 р. 18:07 5 июня 2015 года епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, выступил с докладом на пастырской конференции Пятигорской епархии «Вопросы практического воплощения догмата о соборности Церкви и рецепция определений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви в повседневной жизни приходских общин». В 2017 году Русская Православная Церковь будет отмечать столетие Собора 1917-1918 гг. Этот Собор стал важной вехой в истории нашей Церкви. Его задачей было далеко не только возродить соборность и восстановить Патриаршество, упраздненное Петром I, но и — в конкретных исторических условиях — организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях. Собор стал выдающимся по своему составу, продолжительности и количеству рассмотренных вопросов. XX век явился для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только соборное начало было в результате нарушено, только восстановившись, но и само институциональное существование Церкви оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни в России. Не случайно Поместный Собор 1917-1918 гг. стал во многом собором новомучеников и исповедников Российских, т.к. более половины его участников пострадали в годы гонений за стойкое исповедание своей веры. Соборные постановления 1917-1918 гг. являются для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. Опираясь на эти постановления, в Русской Православной Церкви сегодня образован Высший Церковный Совет , разукрупняются епархии, создаются митрополии и при них митрополичьи советы, принято положение о епархиальных викариатствах. Та интеллектуальная и духовная работа, которая проходила на Соборе, может и сейчас послужить нам в решении тех или иных современных церковных вопросов. В частности, на Соборе происходила серьезная дискуссия о приходском устройстве, положении духовенства, активного участия женщин в церковной жизни, восстановления института диаконисс, праве женщин входить в алтарь, вопросов богослужебного языка. Кроме того, на Соборе серьезно обсуждались вопросы о создании церковного банка, о создании церковных кооперативов, о страховании церковных имуществ. Многие из них актуальны и сегодня. Хотел бы подчеркнуть, что они по содержанию до сих пор нам малоизвестны, а материалы дискуссий в отделах — и вовсе неведомы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4114586...

Новости Участие мирян в Поместном Соборе – свидетельство силы Церкви, считают участники выборов Патриарха 30.01.2009 19:07 Москва, 30января, Благовест-инфо. Пресс-конференция на тему: «Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года глазами участвовавших в нем мирян» состоялась 30 января в пресс-центре РИА Новости. Своими впечатлениями об участии в Соборе поделились: ректор Московской медицинской академии имени Сеченова, староста храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле Михаил Пальцев; руководитель УФНС РФ по Нижегородской области, ктитор храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Катунки Чкаловского района Нижегородской области Николай Поляков; член областной ассоциации православных педагогов, кандидат искусствоведческих наук, доцент Винницкого государственного педагогического университета Владимир Синицын; старший редактор студии авторских программ ГТРК «Крым», депутат Верховной Рады АР Крым, автор и ведущая православной телепередачи «Сохраним веру» Лариса Копаенко; член Синода Эстонской Православной Церкви Московского патриархата Сергей Мянник. Пресс-конференцию вел главный редактор православного журнала «Фома», зав. кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России Владимир Легойда. Единство Русской Церкви, консолидация епископата, клириков и мирян особым образом ощущалась на Поместном Соборе – об этом свидетельствовали почти все выступавшие. Все они также говорили о том, что сама идея призвать мирян к участию в выборах Патриарха с правом решающего голоса была для многих чем-то совершенно необычным. Лариса Копаенко, например, считает более привычным другой порядок: «архиереи должны решать, а паства – склонить голову и выполнять, таков закон». Однако, как сказал Михаил Пальцев, если 73% россиян считают себя православными, они должны иметь право голоса на выборах предстоятеля Церкви. «Это свидетельство того, что Русская Православная Церковь сегодня сильна, как никогда, и может привлечь к дискуссии мирян», -- отметил ректор Медицинской академии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Рогозянский Украинское православие на пути к исповедничеству Источник:  Радонеж Если кто-нибудь думает, что гонения – атрибут прошлого, и представляет их лишь в обстановке застенков богоборцев-садистов ЧК или языческого Рима, он понапрасну успокаивает себя. В исповедничестве – будущее Церкви и, вероятно, почти уже настоящее. Ибо в начале XXI века, в стране посередине Европы, с масс-медиа и офисами правозащитных организаций, громадами торговых центров и блеском лакированных лимузинов на улицах, разворачивается непредставимое. Переход от мира к гонениям несложен. Первый акт действа посвящается патетическим монологам, заседаниям собраний и обращениям к Патриарху Варфоломею с выражением согласного чаяния освобождения Украинского Православия из-под гнёта Москвы. Проводятся опросы, согласно которым большинство граждан Украины желают " национального православия " . Наконец, в ответ на обращения граждан и трудовых коллективов Константинопольская Церковь торжественно провозглашает создание своего Экзархата с престолом в Киеве, на базе которого должна начаться объединительная работа. Чаша будущих страданий выносится на авансцену, часы устанавливаются на " без пяти минут " полночь. Акт второй, в котором, чтобы хорошо объединиться, необходимо размежеваться. Немногочисленные клирики и иерархи, именуемые автокефалистами, хотя это больше антимосковиты, автокефалии которым век не видать, собирают мероприятие " Всеукраинский Собор " , на котором создают никакое, разумеется, не Высшее Церковное Управление, а самый, что ни есть, взаправдашний Священный Синод Украинской Поместной Православной Церкви или Украинской Поместной Православной Церкви (Объединённой), сокращённо УПЦ(О), т. е. по сути новую, четвёртую по счёту церковную юрисдикцию под возглавлением Экзарха Его Всесвятейшества Патриарха Варфоломея. Епархии, приходы и монастыри призывают спешно присоединяться к УППЦ-УПЦ(О), и территориальная структура будущей Единой Поместной начинает формироваться. На циферблате – четыре минуты до двенадцати.

http://religare.ru/2_109248.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010