разделы   рассылка  распечатать Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) " Ключи ко всем тайнам " Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета Источник:  Патриархия.Ru Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета, данное редакции сайта www.church.ru в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, с какими мыслями, с каким настроением Вы отправляетесь в Москву на Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви? – В первую очередь, с молитвой, которая звучит в предсоборный период и будет возноситься во время богослужений во всех храмах Матери-Церкви вплоть до окончания Поместного Собора. В этой молитве я, как и каждый православный христианин, вместе со всем нашим клиром и паствой, со всеми монашествующими и со священноначалием просим о том, чтобы Господь подал каждому из нас дух премудрости, разума и благочестия, чтобы силой Божией мы были ограждены от искушений, соблазнов и разделений. И все это ради того, чтобы в любви и единомыслии совершить избрание Первосвятителя нашей Церкви. Мысли мои направлены на то, какой путь определит избранный Патриарх для Московского Патриархата в предстоящий период. С надеждой размышляю о том, что Своим выбором Господь укажет всем нам, какой должна быть Его Церковь в нынешнее время, на предстоящем этапе жизни. Вспоминая историю выборов Патриарха Московского и всея Руси в ХХ столетии, мы видим, что характеры и склад личности, жизненные пути и образы действий Святейших Патриархов Тихона и Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II были различны. Это совершенно понятно, потому что нет двух одинаковых людей, каждый – неповторим. Но вместе с тем нельзя не заметить, что, став Патриархом, все они обретали некие общие черты. Ведь Патриарх – это не должность, на которую избирается один из сонма архиереев. Предстоятель Церкви – это кормчий церковного ковчега, на которого Господь возлагает тяжкий крест ответственности за всю Поместную Церковь. И здесь все личное, все личностное, что может осложнить следование этому высшему предназначению, должно уходить в сторону, должно быть подчинено несению креста Патриаршего служения.

http://religare.ru/2_61421.html

Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Во II тысячелетии христианской истории Православная Церковь значительно сократила масштабы внешней миссии. Только Русская Церковь вела проповедь сначала среди своих язычников, с XVI века – среди мусульман, а с XVIII века – среди буддистов Бурятии и Калмыкии. Позднее началась проповедь среди индейцев Аляски , а в конце XIX – начале ХХ столетий русские миссионеры активно трудились уже за пределами России – в Китае, Японии, Корее, Монголии. Остальные Поместные Церкви находились под турецким игом и не имели возможностей вести активную внешнюю миссию. Именно ХХ век стал поворотным для возрождения миссии, причем послужили этому во многом печальные события. В минувшем столетии для членов всех Поместных Церквей возникли тяжелые условия, вынудившие их покинуть обжитые места и расселиться «по лицу земли». В России это были революция, гражданская война и Вторая мировая, в Сербии, Болгарии и Румынии – приход коммунизма, в Греции – гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов – возросшее давление со стороны иноверного окружения. В результате ХХ век стал временем широчайшего распространения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в большинстве стран. И вместе с ними возникали православные приходы. Это создало условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, и такое знакомство привело к росту обращений в Православие. В свою очередь это уже поставило вопрос о полноценной миссионерской работе. Конечно, православная миссия слаба, она испытывает нехватку и в людях, и в финансах, и в организационной поддержке. По большей части только греки, русские и отчасти антиохийцы имеют сейчас полноценные зарубежные миссии, тогда как другие Поместные Церкви, за небольшими исключениями, пока не показывают миссионерской активности. Ниже будет предложен краткий обзор состояния православной мисси во всем мире с некоторыми характерными примерами. Африка Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к 7 миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращенные коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией занимаются по преимуществу греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны, в ЮАР трудятся сербские миссионеры. Миссия интенсивно развивается. Например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключением мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или прямо запрещена, или сильно ограничена.

http://pravoslavie.ru/60957.html

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 24 декабря, 2014 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 23 декабря 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дорогие Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!  Открывая ежегодное Епархиальное собрание города Москвы, считаю необходимым нарушить традиционный порядок своего доклада и, прежде всего, сказать о самом главном и злободневном: об Украине. С болью мы продолжаем следить за теми событиями, которые происходят на любимой всеми нами украинской земле, с которой очень многие клирики города Москвы кровно связаны, будучи украинцами. Но и те, кто по крови не связан с Украинской землей, духовно с ней связаны. Для всех нас Киево-Печерская лавра — это источник монашеской жизни; Киев — это место Крещения Руси. Великая традиция Православия на Украинской земле является очень важной для понимания всей истории Русской Православной Церкви. И сегодня мы видим гибель и страдания людей, разрушение городов, ненависть между теми, кто еще вчера были друзьями и братьями. Иногда это разделение проходит по семьям — мне рассказывали о драматических ситуациях, когда сталкиваются самые близкие родственники, оказывающиеся как бы по разные стороны баррикад. Тревогу вызывает и все возрастающие нападки на Церковь, доходящие до насильственной передачи храмов раскольникам, до принуждения к переходу в неканонические структуры или к строительству вместе с ними и с греко-католиками какой-то «единой поместной церкви», как будто на Украине таковой Церкви нет. Она есть с момента Киевского Крещения. И это единственная признаваемая всем православным миром Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. А потому поиски какой-то новой «поместной церкви» являются глубочайшим заблуждением, в том числе и доктринальным каноническим заблуждением.

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Епархии Константинопольского Патриархата HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Константинопольского Патриархата Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3 тысяч православных – главным образом греков старшего поколения. В соответствии с канонами, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных – главным образом греков старшего поколения. Архиерейские кафедры в Турции: Константинопольскую архиепископию , в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх Варфоломей. Халкидонская епархия: Митрополит Афанасий Епархия Имвра и Тенеда: Митрополит Кирилл Епархия Принципских островов: Митрополит Иаков Епархия Деркии: Митрополит Константин Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции:  Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью: «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви : каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выборы Патриарха: украинская редакция 20.02.2009 678 Время на чтение 5 минут Как известно, 1 февраля 2009 года Русская Православная Церковь (РПЦ) обрела нового, шестнадцатого по счету Предстоятеля в сане Патриарха, которым стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Неудивительно, что на Украине тема выборов нового Патриарха РПЦ, равно как и предшествовавшие ей события, вызвали значительный интерес со стороны СМИ, представляющих различные круги украинского общества. Так, многие жители украинской столицы узнали об избрании нового Патриарха из бесплатной утренней газеты " Пульс Киева " , которая продемонстрировала высокий для такого рода издания уровень внимания к данному событию. Избрание нового Патриарха было анонсировано, как основная тема выпуска и его крупное фотоизображение было помещено на первой полосе газеты. Издание посчитало нужным обратить внимание читателей даже на такой факт, как мироточение иконы в зале, где происходило заседание делегатов Поместного собора. К печатным изданиям, выражающим мнения и оценки, исходящие от кругов, близких к высшему руководству страны, по праву относится и журнал " Украина " , который распространяется по заказу украинского МИДа более чем в сорока государствах мира. Дополняя характеристику этого издания, призванного формировать образ украинского государства за его пределами, следует сказать, что одним из членов его редколлегии является такой известный противник канонического Православия, как бывший вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Жулынский. Началу Поместного собора РПЦ предшествовала статья Олега Кочевых под названием " Алексиевская эпоха и чем будет отличаться пост-алексиевская эпоха " , помещенная в номере 1 журнала " Украина " за 2009 год. Перечисляя преимущества, которыми пользуется Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ), автор статьи высказывает одобрительные слова в адрес ее Предстоятеля митрополита Владимира, благодаря которому, как считает Кочевых, " украинская часть " РПЦ обретает все большую самостоятельность.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выступление Святейшего Патриарха Алексия на открытии симпозиума, посвященного святому апостолу Павлу 13.10.2008 399 Время на чтение 3 минуты В субботу вечером после заседания Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле в гостинице «Мовен-Пик» началась работа симпозиума, посвященного году апостола Павла. Ваше Святейшество, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Превосходительства, уважаемое высокое собрание, дорогие отцы, братия и сестры! В первую очередь хочу поблагодарить Его Святейшество Патриарха Варфоломея за встречу Глав и представителей Поместных Православных Церквей и проводимый в связи с этой встречей симпозиум, приуроченный к году юбилея святого апостола Павла. С любовью приветствую представителей всего православного мира, прибывших в город святого царя Константина, дабы вновь засвидетельствовать миру единство Вселенской Церкви и воздать должную честь святому первоверховному апостолу. Церковь по праву именует Божественного Павла «печатью и венцом апостолов… иже напоследок званный времен, тщанием же всех превзошед» (тропарь канона апостолу Павлу, песнь 7). Получив от Господа указание о благовестии, он обошел с проповедью всю вселенную, в пути рассылая верным свои послания, которые, по словам Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. Сам Господь в видении апостолу Анании назвал Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9:15). Эта богодохновенная апостольская весть о имени Христовом преодолевает время и пространство. В силу своей сотериологической направленности во все периоды исторического бытия Церкви она всегда свежа, актуальна и насущно необходима человечеству, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Не составляет исключения и переживаемая нами эпоха с ее попытками поставить человека на место Бога, вытеснить религию из общественной жизни, оправдать грех, противопоставить идеи святости и свободы, навязать народам в качестве обязательных внерелигиозные ценности и языческую по сути идеологию потребления. Ответы на эти опасные вызовы современности в изобилии содержатся в неистощимой сокровищнице богословия святого апостола Павла, откуда мы можем и должны их извлекать и использовать в нашей пастырской деятельности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Налицо сильное давление Фанара и США Судя по всему, признание Поместными Церквами т.н. ПЦУ продолжится 12.11.2019 1278 Признание так называемой «Православной церкви Украины » (ПЦУ) другими Поместными Церквами, прежде всего «греческими», может продолжиться в будущем, налицо сильное давление по этому вопросу со стороны Константинополя и США, считает церковный историк, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, сообщает РИА Новости. Ранее украинских раскольников признали Элладская Церковь и Александрийский Патриархат , они внесли имя главы т.н. ПЦУ Епифания в свои диптихи. Обе Церкви, как и Константинопольский Патриархат, возглавляют этнические греки. «Меня, честно говоря, больше удивляет не то, что ПЦУ признал Феодор, а до этого Иероним, а то, что так долго они ее не признавали. Поскольку очевидно, что греки действуют всегда консолидировано, и зависимость греческих Патриархатов и Церквей от Константинополя очень велика», - сказал РИА Новости Петрушко. По его мнению, признание т.н. ПЦУ со стороны указанных Церквей последовало с таким запозданием потому, что их Первоиерархи все-таки сознают, что «действия Константинополя являются вопиющим нарушением канонов и ставят весь православный мир, а не только православных на Украине, на грань раскола». «Но, думаю, что греческая солидарность, вкупе с греческим национализмом, сделали свое дело, и в первую очередь, конечно, давление Фанара (квартал в Стамбуле с резиденцией Константинопольского Патриарха – РНЛ) на Предстоятелей других Церквей. Но и давление США сказалось, а в Элладской Церкви, видимо, еще и местные власти влияли... В свою очередь на греческие власти, безусловно, оказывалось давление со стороны Госдепартамента США», - сказал Петрушко. Он также высказал опасение, что все еще увидят «продолжение этой кампании» по признанию т.н. ПЦУ, причем не только со стороны «греческих» Церквей (Иерусалимская, Кипрская, Албанская). «Думаю, что политические, антироссийские силы и в Грузии могут на Церковь повлиять, да и в Румынии может это произойти», - предположил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/12/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии Греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос призывает взять за образец предоставление самостоятельности Элладской Церкви 06.12.2018 886 Время на чтение 5 минут В последние годы возникли две претензии на церковную самостоятельность. Речь идёт о Греческой Церкви Соединённых Штатов Америки, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и Церкви Украины , которая является частью Русской Церкви (см. действующие «Диптихи Элладской Церкви» за 2018 год). Как первый случай является внутренним делом Вселенского Патриархата, так и второй непосредственно касается Русской Православной Церкви. Об обеих ситуациях, особенно о второй, написано много, выражен ряд разнообразных мнений. Мы не хотим добавлять ещё одну точку зрения, поскольку Церковь оказалась вовлечённой в международную политику и противоречия сильных века сего, а также в планы «Нового порядка» по установлению глобального контроля и власти. Это политическая проблема, скрывающаяся под религиозной одеждой. Тем не менее, мы постараемся дать опосредованный ответ на эту проблему на историческом примере предоставления автокефалии Элладской Церкви (1850 г.) - в данном случае ясно определены церковно-канонические нормы автокефалии, показано как Вселенский Патриархат подходил к процедуре предоставления автокефалии прежде. 1. Церковно-канонический термин «автокефалия» появился в IV-V вв. по Р. Х. Он означает каноническое (т.е. согласно с канонами) существование поместной Церкви, функционирующей независимо от любой другой власти, в духе единства с полнотой Православной Церкви. Автокефальным (с собственным главой=самоглавным) является поместный Синод Епископов области, который без внешнего влияния определяет внутреннее функционирование Церкви, на основании соборного принципа. Цель предоставления автокефалии - помочь поместной Церкви свободно и беспрепятственно исполнять свою миссию. Первая автокефалия в истории была предоставлена Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 год) Кипрской Церкви. В 1589 году пребывающая под иноземным владычеством Константинопольская Церковь признала автокефалию Русской Церкви. Дело происходило следующим образом: Патриарх Иеремия II Транос (1586-1595, третье патриаршество), находясь в 1586 году в России, принял запрос царя о создании Московской Патриархии и в 1589 году хиротонисал митрополита Московского Иова в Патриарха всея Руси. Но необходима была ещё и соборная санкция. Она была предоставлена на Соборе 1593 года в Константинополе. Это событие свидетельствует, что в истории Церкви автокефалия всегда предоставляется Собором, а не Патриархом (даже если он обладает таким большим влиянием, как Иеремия II). Предоставление автокефалии никогда не должно разрушать единство поместных Православных Церквей, которое сохраняется единой Верой, единым богослужением и общим каноническим порядком.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/06/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010