ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей: Мы должны действовать как единая Церковь 1. Благодарственный молебен и славословие воссылаем в Троице Святому Богу, сподобившему нас — всех тех, кому Его милость доверил служение быть во главе поместных Святейших Автокефальных и Автономных Церквей, — снова встретиться здесь, в этом Священном центре, для того чтобы подтвердить наше неразрывное во Христе единство и обсудить волнующие Церковь вопросы в рамках выполнения ее миссии в современном мире. С большой и невыразимой радостью наша Святейшая Константинопольская Церковь, и лично мы, приветствуем всех вас, Блаженнейших и Высокопреосвященнейших Предстоятелей поместных Святейших Православных Церквей и представителей тех, кто не смог присутствовать лично, и сопровождающих вас лиц, и, целуя каждого из вас святым целованием, восклицаем вместе с псаломщиком: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Всем вам мы выражаем нашу благодарность за то, что вы с готовностью и братской любовью ответили на приглашение нашей смиренности собраться здесь, подвергнув себя трудностям посещения нашего Града. Ваш ответ на наше приглашение мы оцениваем как проявление братской любви, но и заботы об усилении и утверждении единства Святейшей Православной Церкви, сторожами и гарантами которой мы были назначены Божией Благодатью. 2. Когда мы, милостью Божией, приняли руль этой Первопрестольной Церкви, мы посчитали нашим священным и неотложным долгом усилить узы любви и единства всех Предстоятелей поместных Православных Церквей. Поэтому мы, выполняя желание и других братьев Предстоятелей, и взяли на себя инициативу созвать подобные Совещания в этом Граде: на Воскресенье Торжества Православия в 1992-м, затем в 1995-м на острове Патмос. Имели же и другие возможности подобных встреч и совместных богослужений в Иерусалиме и в Фанаре в начале и в конце 2000 года по случаю наступления третьего тысячелетия после Рождества Христова. Конечно, эти Совещания не являются «нормой» с точки зрения канонической акривии. Как известно, Священные Каноны нашей Церкви предоставляют высшую ответственность и власть по церковным вопросам Соборной системе, в которой принимают участие все действующие архиереи или по очереди, или в полном составе. Эту каноническую структуру никоим образом не заменяет Совещание Предстоятелей. Тем не менее, периодический созыв такого собрания считается необходимым и полезным, особенно в такие времена, как наши, когда встреча и разговор лицом к лицу ответственных руководителей во всех областях общественной жизни людей становится возможным и даже очень полезным. Таким образом, с Божией помощью, польза для Церкви от личной встречи Предстоятелей Православных Церквей не может не быть великой.

http://e-vestnik.ru/docs/svyatejshij_pat...

     14 сентября 2018 года в специальном выпуске передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Священный Синод Русской Православной Церкви постановил временно прекратить поминовение Константинопольского Патриарха во время богослужения. Что вообще это значит, чтобы светские люди понимали беспрецедентность этого шага? Митрополит Иларион: Православная Церковь состоит из 15 Поместных Церквей. Молитвенная связь между Православными Церквами осуществляется через поминовение за богослужением Предстоятелем каждой Церкви всех других Предстоятелей. То есть, например, Московский Патриарх всякий раз, когда совершает Литургию, будь то в Храме Христа Спасителя или в Норильске, где он недавно служил, или где бы то ни было, за богослужением поминает всех остальных Предстоятелей Поместных Церквей, начиная с Патриарха Константинопольского как первого по чести. Но теперь он не будет поминать Патриарха Константинопольского, а начнет поминовение сразу с Патриарха Александрийского, следующего в порядке диптиха, то есть в официальном порядке следования имен Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Это непоминовение, по сути, означает разрыв отношений, то есть, временно мы приостанавливаем всякое общение с Константинопольским Патриархатом. Если провести параллель с дипломатией, это примерно эквивалентно разрыву дипломатических отношений. Е. Грачева: «Патриархаты вступают на тропу войны», — примерно с такими заголовками сейчас выходят большинство СМИ. И последние шаги для отделения Киевской митрополии от Москвы сделал как раз Константинопольский Патриарх, отправив в Киев своих экзархов. Кто такие экзархи и откуда они едут в Киев? Каким маршрутом?

http://pravoslavie.ru/115780.html

Архив Пн Положение о Русской Православной Церкви Заграницей 13 июля 2005 г. 14:53 Утверждено определением Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 26 сентября/9 октября,1956 года, 27 сентября/10 октября, 20 сентября/11 октября, 29 сентября/12 октября и 2/15 октября 1956 года, и определением Собора от 5/18 июня 1964 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Пр. 1. Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за 362. Пр. 2. Русская Православная Церковь заграницей состоит из находящихся за пределами России и руководимых законным священноначалием епархий с их приходами, церковными общинами, духовными миссиями и монастырями с принадлежащими им святынями. Пр. 3. Основной задачей Русской Православной Церкви заграницей является: сохранение в Зарубежии полной независимости Русской Православной Церкви от безбожных и антихристианских сил и всестороннее духовное окормление православной Российской паствы в рассеянии сущей, независимо от народности, и, в частности, — заботы о сохранении и укреплении в душах верующей паствы в чистоте и неповрежденности Св. Православной веры и заботы о воспитании всей рассеянной по всему миру паствы в преданности своей страждущей Матери — Поместной Российской Православной Церкви. Пр. 4. Русская Православная Церковь заграницей в своей внутренней жизни и управлении руководствуется: Священным Писанием и Священным Преданием, священными канонами и церковными законами, правилами и благочестивыми обычаями Поместной Российской Православной Церкви и, в частности, — Постановлением Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года 362, соборными постановлениями и узаконениями Русской Православной Церкви заграницей, в том числе и настоящем Положением.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. 5 сентября, 2007 «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. 2007 г. «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. Скорее, нужно говорить о знаменательном факте, каким стало избрание Поместным собором 1990 г. Патриарха Aлekcuя II, а также принятие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1 окт. 1990 г.), российского закона «О свободе вероисповеданий» и вслед за этим упразднение в 1991 г. Совета по делам религии. Именно тогда в РФ был окончательно прекращен тотальный контроль над религиозными объединениями. Напомню известный факт. В конце 1985 года управляющий делами Патриархии митрополит Алексий (Ридигер) направил М. С. Горбачеву письмо, в котором поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. Впрочем, всего лишь через 4 года упомянутый Поместный собор летом 1990 года уже проходил без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Архив Пн Приветствия Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей по случаю интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3 февраля 2009 г. 09:00 1 февраля 2009 года на приеме в трапезных палатах Храма Христа Спасителя Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с вступлением на Московский Патриарший Престол.   Приветствие архиепископа Критского Иринея от имени Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Вселенский Патриархат сегодня направляется в веселии и ликовании на кафедру братской Русской Церкви, дабы в лице нас, его представителей, принять участие в историческом моменте интронизации Вашего Блаженства, в ведомой Богом Церкви с досточтимой иерархией, с высочайшими и почтеннейшими правителями, с непорочным клиром и благочестивым русским народом. Он направляется по чтимому указанию Всесвятейшего Архиепископа Константинополя, Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея и окружающего его Святого и Священного Синода, дабы принести сердечное приветствие Вселенского Патриархата Вам, достойному Патриарху Московскому и всея Руси, который уже взошел на ступени этого исторического Престола, став преемником незабвенной памяти Патриарха Алексия II, богоугодно пасшего Русскую Церковь в течение целого восемнадцатилетия. С гордостью и ответственностью мы приняли почетное бремя этого высокого представительства от Матери Церкви, признавая великую привилегию, дабы представлять не просто первый Престол Православия, но Церковь-Матерь русского народа. Матерь, гордую всемирно признанным присутствием Православной дочерней Русской Церкви в межхристианском и в межправославном мире, но и шире — присутствием и покровительством дочерней и братской Русской Церкви в политическом «бытии» и ее огромным вкладом в православное монашество, историю святости, церковное песнотворчество, искусство и вообще в православную богословскую науку.

http://patriarchia.ru/db/text/549153.htm...

Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 июня 2016 года О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви 13.06.2016 19:21 О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года (журнал 40). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основеконсенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Деяния Собора стали настоящим подвигом его отцов» Священник Александр Мазырин считает, что актуальность обращения к памяти Поместного Собора 1917–18 гг. возрастает, так как через признание Критского собора нам пытаются навязать константинопольский папизм 06.05.2017 1321 Как сообщалось , Священный Синод установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. Днём памяти Отцов Поместного Собора определено 5(18) ноября - день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. В интервью РНЛ кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик неоднозначно оценивает деятельность Собора. Предлагаем вниманию читателей заметку доктора церковной истории, заместителя заведующего Отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священника Александра Мазырина , в которой Собору дается исключительно положительная оценка. Всероссийский Поместный Собор 1917-18 гг. - это главное церковно-историческое событие новейшей эпохи. Этот Собор объединил Церковь перед лицом развернувшихся жестоких гонений на нее. Он санкционировал активное привлечение к церковному управлению как рядового духовенства, так и мирян, чем дал им почувствовать свою ответственность за судьбу Церкви. Восстановленный Собором институт патриаршества в лице новоизбранного Святейшего Патриарха Тихона дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, святости и соборности, а не некоего «Папу Московского», подавляющего все остальные части церковного организма, чего многие опасались. Если бы не состоявшийся сто лет назад Всероссийский Собор, выстоять в гонениях, обрушенных на нее богоборческой властью, Церкви было бы гораздо тяжелее. Деяния Собора стали настоящим подвигом его отцов, представлявших всю Русскую Церковь и весь православный российский народ. К настоящему моменту из них поименно прославлено уже около пятидесяти подвижников. Они составили ядро Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Обилие явленной святости стало главным плодом Всероссийского Собора. Эта святость в конечном итоге и победила ненависть безбожных гонителей. Конечно, уже давно назрело установление дня особого молитвенного поминовения этого Великого Собора, как воспоминаются у нас Первый и последующие Вселенские Соборы. Наступивший юбилейный год для этого особенно благоприятен, тем более что уже восстановлен Московский Епархиальный дом в Лиховом переулке, в котором заседали святые отцы Собора, и в нем освящен храм в их честь.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/06/de...

Книги, вышедшие в серии " Церковные реформы " 14 июня 2012 г. 10:43 Книжная серия " Церковные реформы " станет первым систематическим научным исследованием деяний Собора 1917-18гг. К 100-летию Поместного Собора 1917-18 гг. будет завершен большой исследовательский и издательский проект " Церковные реформы " . В книжной серии с этим названием будут собраны авторитетные научные исследования, посвященные анализу деяний Собора и практике общественного обсуждения вопросов реформирования церковной жизни. Об этом ЦВ сообщил научный редактор серии, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. На презентации, которая состоялась вчера в культурном центре " Покровские ворота " , собравшимся были представлены две новые книги этой серии: " Епархиальные реформы " архимандрита Саввы (Тутунова) (М., 2011) и " Церковная миссия в эпоху перемен " Александра Кравецкого (М., 2012). Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Георгий Ореханов, открывая презентацию, особенно подчеркнул актуальность тематики серии. По его словам, и в конце XIX века, и в 90-х годах XX века, в связи с историческими и общественными катаклизмами, особенно важным был вопрос, по какому пути Россия будет развиваться дальше, и особая ответственность лежала на представителях Церкви. " Церковь должна была стать ближе к народу – как именно этот вопрос решался, важно и для нас " , - сказал ведущий презентации. " Мы и сейчас живем в эпоху преобразований, поэтому и тема реформ церковной жизни для нас так важна, - заявил отец Георгий. – 20 лет назад Церковь получила внешнюю свободу и главный вопрос для нее заключается в том, как этой свободой воспользоваться " . Говоря об опыте церковных преобразований Поместного Собора 1917-18 гг. священник подчеркнул: " Нам не придется начинать с нуля – наработан огромный исторический материал, огромный массив документов, который требует самого пристального изучения " . Автор книги " Епархиальные реформы " архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, отметил, что различные взгляды участников Поместного Собора 1917-18 гг. на вопрос о епархиальном устройстве являются интересным примером того, как " при принципиально разных подходах к устроению церковной жизни искренне радеющие о благе Церкви соборяне сумели пойти друг другу навстречу и совместными усилиями придти к результату " .

http://e-vestnik.ru/news/eparhialnye_ref...

Мониторинг СМИ Митрополит Кирилл: " Церковь - это единственное, что объединяет русский народ во всем мире " 26.01.2009 15:38 Накануне открывшегося вчера Архиерейского собора местоблюститель патриаршего престола и один из кандидатов на пост патриарха всея Руси митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказал обозревателю " Труда " Петру Гельтищеву о том, какие задачи будут стоять перед церковью, о канонизации патриарха Алексия II и о преемственности церковного курса. - На ваш взгляд, какова будет роль нынешнего Поместного собора в истории современной России? Это ведь первый собор, который проходит с 1990 года, когда мы жили в другой стране. - Поместный собор, который состоится 27-29 января этого года в Москве в храме Христа Спасителя, проходит в иных политических условиях, чем соборы предыдущего столетия. Хотел бы напомнить, что в XX веке собиралось пять Поместных соборов. Они вошли в церковную историю как соборы, избиравшие патриархов Русской церкви. Кроме того, ими принимались важные документы, определявшие церковную жизнь. Сегодня уже нет давления или настойчивого " совета " со стороны властей по поводу принимаемых решений. Делегаты собора будут свободно делать выбор в пользу того или иного кандидата на патриаршую кафедру. Возросло число делегатов. Среди них появились представители разных слоев общества - деятели науки и культуры, деловые люди, представители государственных властей. Это свидетельствует о широком присутствии Православной церкви в обществе. Без сомнения, избрание 16-го патриарха во многом определит развитие нашей Церкви на грядущие годы. Важность собора состоит также в том, чтобы послужить делу сохранения церковного мира и единства. - Какие задачи вам пришлось выполнять в качестве местоблюстителя патриаршего престола при организации соборов? - На меня как местоблюстителя легли обязанности по организации и проведению Поместного собора. Для этого была создана специальная комиссия, которую мне довелось возглавить. Все эти дни именно она решала практические задачи по разработке проектов документов для Архиерейского и Поместного соборов, подготовке условий размещения делегатов, организации торжеств по случаю интронизации новоизбранного патриарха.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви      Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года ( журнал 40 ). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://pravoslavie.ru/94245.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010