А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 апреля 2017 г. 12:00 Алексей Реутский О проблематике составления Церковного календаря Издательство Московской Пат­риархии выпускает в год около 150 новых книг. Более десяти из них — это календари , главный из которых — Пат­риарший. Календарь — это своеобразный компас, богослужебная карта для каждого пастыря. О его истории и сегодняшнем дне, мнимых ошибках и сложностях в составле­нии рассказал заведующий кален­дарным отделом издательства священник Александр Шишкин. Версия PDF. Новые издания — Отец Александр, сколько и какие календари выходят ежегодно в Издательстве Московской Патриархии? — Ежегодно мы выпускаем Богослужебные указания и более десяти видов календарных изданий. Вместе с Патриаршим календарем, это календари с чтениями из Священного Писания, с душеполезными чтениями «День смыслом наполняя», настенный листовой, численники (отрывные), а также ежедневники нескольких форматов и карманный календарь. Кроме того, издаем календарь с тропарями и кондаками, где есть полный месяцеслов, тропари и кондаки святым, служба которым расписана в Богослужебных указаниях. Но основное — это Патриарший календарь. Его особенность — фрагменты проповедей Святейшего Патриарха Кирилла на каждый день. Многие священнослужители признавались, что когда у них возникали затруднения, о чем сказать в проповеди, то выручал фрагмент из слов Святейшего Патриарха, задающий тему и направление мысли. А так как Патриарший календарь содержит справочную информацию о синодальных и общецерковных учреждениях, адресах епархий и епископате Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквах, зарубежных приходах, духовных учебных заведениях и православных гимназиях, то он может стать и подарком для тех, кто хочет больше узнать не только обо всей Русской Церкви и ее структурах, но и о вселенском Православии. — Известно, что издательство работает над новым типом издания на 2018 год. В чем его отличия? — Новое издание — это производная от Богослужебных указаний. Оно названо «Богослужебный месяцеслов» и может рассматриваться как своего рода приложение к Богослужебным указаниям. Необходимость в нем ­обусловлена тем, что перечень святых и праздников в Богослужебных указаниях выполняет совершенно определенную функцию — указать, каким святым и праздникам есть службы или отдельные гимнографические тексты в богослужебных книгах. Уже в силу этого месяцеслов Богослужебных указаний не может быть полон, так как не всем святым составлены службы. Кроме того, прославляются новые святые, которым также пока нет служб. Но существует традиция поминать на богослужениях (на проскомидии, на отпустах) всех святых конкретного дня, даже тех, кому мы сегодня не служили. И Богослужебный месяцеслов будет содержать все эти имена.

http://e-vestnik.ru/church/zerkovniy_kal...

А.В. Слесарев Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Всестороннее изучение и объективная оценка феномена старостильного раскола возможны только при комплексном освещении означенной проблематики, предполагающем не только раскрытие церковно-календарного вопроса с последующим изложением истории развития схизмы, но и критический анализ идеологических воззрений старокалендаристов. Широкое распространение старокалендарной схизмы требует специального освещения мировоззренческих установок, активно насаждаемых многочисленными старостильническими юрисдикциями в сознании православной паствы. Одним из важнейших принципов существования Церкви является единство, обусловленное единством и неделимостью образующей ее природы Христа. От причастности к церковному единству напрямую зависит спасительная для человека причастность к благодатной жизни в Едином Теле Христовом. Именно поэтому, как считает святитель Киприан Карфагенский , «единство не должно дробиться; […] все, что только отделилось от жизненного начала, не может, c потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию» 1087 . Любой раскол, происходящий в Церкви, является следствием человеческого греха, гордыни и эгоизма. Поэтому для всякой схизмы свойственно самоотождествление с той Единой Церковью, неделимость которой ею нарушена. Не является исключением в этом отношении и старостильный раскол, который, несмотря на всю свою раздробленность и многоликость, обладает, тем не менее, определенным внутренним единством в области идеологических воззрений. Для всех течений старокалендарной схизмы свойственна единая система взглядов, дающих обоснование их отделения от Церкви и существования в состоянии самоизоляции. При рассмотрении мировоззренческой системы, присущей старостильным схизматикам, следует отметить, что подобные убеждения свойственны так же многим другим раскольническим группам, отделившимся от Канонической Церкви, что внутренне роднит многочисленные старостильные юрисдикции с РПЦЗ(В), РПАЦ, разрозненными ветвями Российской Катакомбной Церкви и иными маргинальными образованиями. Идентичность экклезиологических воззрений долгое время объединяла интересы старостильных схизматиков с Русской Православной Церковью Заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие 0.1. Границы понятия Просматривая предреволюционные и современные публикации, посвященные проблемам миссии, нельзя отделаться от впечатления, что, рассуждая о миссии, авторы разных эпох пишут о совершенно различных предметах. Очевидно, что понятие миссия за прошедшее столетие претерпело существенные изменения. Если современный человек под миссионерской деятельностью Церкви понимает, в первую очередь, обращение в православие атеистов, агностиков и приверженцев некоторых наиболее одиозных сект, то в дореволюционной России под миссией понимали, с одной стороны, христианизацию неправославных народов империи, а с другой – переубеждение сектантов и староверов. В принятых в 1908 году «Правилах об устройстве внутренней миссии» миссия определялась как «защита православной веры и Церкви от пропаганды инославия, раскола, сектантства и неверия, а равно и обращение в лоно Церкви последователей существующих лжеучений». 1 Изменение значения слова миссия соответствует изменению религиозной ситуации в стране. Если в дореволюционной России, до 1905 года не знавшей вневероисповедного состояния, все граждане, считавшиеся православными, не рассматривались как объект миссионерского воздействия, то в СССР и постсоветской России, где большинство населения получило антирелигиозное воспитание, объектом миссии стали все, кто не относится к числу «практикующих христиан». Здесь следует сделать небольшое терминологическое отступление. В церковных документах и публицистике конца XIX начала XX века выделяется внешняя и внутренняя миссия. В материалах Поместного Собора упоминается еще и заграничная (или иностранная) миссия. Для того чтобы в дальнейшем избежать терминологической путаницы, скажем несколько слов об объеме этих терминов. Противопоставление внешней и внутренней миссии мы обнаруживаем уже в программной статье, открывающей первый номер журнала «Миссионерское обозрение»: Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

(Речь, произнесенная на первом всероссийском съезде духовенства и мирян 2-го июня 1917 года в Москве) Выступая впервые на этом съезде, который призван посильно выявить разум и самосознание поместной русской церкви, я испытываю потребность говорить прежде всего не о частных ее нуждах, но о самоопределении церковном пред лицом современности. Одним из камней преткновения на этом пути является здесь могучий духовный соблазн, вызывающий двусмысленности, смешения и подмены и настоятельно требующий устранения, разъяснения и договоренности. Таким соблазном для церковного самосознания нашего времени, духовным его идолом, бесспорно, является «демократия». Итак, речь моя будет о церкви и демократии. Значение переворота, происшедшего в России, не ограничивается русской жизнью, он есть грандиозное событие и во всей мировой истории, ее всеобщий сдвиг. Весь мир изменился с русской революцией; появилось иное соотношение государств, иное самосознание империализма, иные задачи войны и мира. Это ясно для многих, для большинства. Но не для многих столь же очевидно, точнее, ни для кого почти не ясно, что центральное значение во всем происшедшем имеют изменения в судьбах русской церкви, внешние потрясения, зовущие ее к творческому выявлению подлинного лица, к брачному ее часу в истории. Все события русской жизни внутренне для нас осмысливаются их церковным значением. Приблизился страшный и ответственный час в жизни Православия, когда оно призывается, оставив одр свой, явить себя миру, показать ему свою единственность и красоту. Православие, мы верим в это, есть свет миру». Если Россия призвана сказать новое слово и обновить мир, влив в него новые духовные силы, то она может это лишь чрез Православие, поскольку явится оно в своей силе и славе. Судите же, как велика, до изнеможения велика ответственность, лежащая и на нас, здесь собравшихся, за то, что мы сделаем и чего не сделаем, и прежде всего за то, как осознаем мы себя и самоопределимся в Православии. Хотя в России немало происходит теперь многошумных съездов, но поистине не может быть собрания, более важного и творческого. За то, что изнесем мы здесь из сокровища нашего сердца, мы отвечаем пред церковью, пред родиной, пред всем человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Сортировать по Исключить новости Когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. В первый день визита на Украину Святейший Патриарх московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Украины Виктором Ющенко. В ходе встречи, в частности, обсуждался вопрос церковного раскола на Украине. Это единственная политическая встреча в графике Святейшего патриарха. Вместе с Президентом и Блаженнейшим митрополитом Владимиром Патриарх посетил в парке Вечной Славы мемориальный комплекс в память жертв массового голода тридцатых годов и обратился к собравшимся со словом о самых наболевших проблемах и вопросах о прошлом и настоящем двух стран и единой Церкви: Благодарю Вас, господин Президент, за добрые слова в мой адрес. Мне хотелось бы особенно ясно сказать сейчас всем, у кого, может быть, возникают сомнения по поводу правомерности моего присутствия на этом месте: мы вспоминаем жертв голода — того самого голода 1932-1933 годов, который лично ко мне имел самое непосредственное отношение. Я сегодня рассказал господину Президенту о том, что мой дед — исповедник, около тридцати лет просидевший в тюрьмах и лагерях только за то, что он боролся за сохранение веры Православной, — был в это страшное время арестован. И когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и услышала моя бабушка голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого, а рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне.

http://pravmir.ru/est-pomestnaya-cerkov-...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Антоний (Паканич): Создание в Украине единой Поместной Православной Церкви — политический проект Захват даже одного прихода — это свидетельство недружественного отношения к нашей Церкви. 26 ноября, 2014 Захват даже одного прихода — это свидетельство недружественного отношения к нашей Церкви. Интервью Управляющего делами УПЦ об «автокефалии» и «поместности» в Украине порталу «Православие в Украине». Создание в Украине единой Поместной Православной Церкви — политический проект — Владыка, уже не первый год в украинском обществе ведутся разговоры о создании единой Поместной Православной Церкви. Как Вы относитесь к этому «проекту»? — Вы очень точно назвали эту идею — «проектом». Со времени появления этой идеи она всегда воспринималась именно как «проект». Причем проект политический. Если не ошибаюсь, еще в конце 1990-х украинские политики впервые заговорили о необходимости создания единой Поместной Церкви. Как по мне, эта формулировка является четким отражением сугубо политического мышления. Вряд ли такая формулировка соответствует самосознанию Церкви. С нашей точки зрения Поместная Церковь в Украине уже давно существует — более тысячи лет. Совершенно очевидно, что Киевская митрополия, которая существовала со времен принятия Древней Русью христианства, уже была Поместной Церковью. — Но митрополия не была независимой… — В том и дело, что Поместная Церковь — это совсем не обязательно полностью независимая Церковь. У нас сейчас очень часто путают два понятия: Поместная Церковь и Автокефальная Церковь. Конечно, любая Автокефальная Церковь является Поместной, при этом далеко не все Поместные Церкви является Автокефальными. Поместная — не Автокефальная, а — поместная Церковь определенной территории — Однако большинство наших соотечественников считают, что «автокефальная» и «поместная» — одно и то же. Вы можете объяснить, в чем разница? — Поместная Церковь — это понятие, которое дословно означает Церковь определенной местности, определенной территории. В узком смысле Поместной Церковью можно назвать любую церковную территориальную единицу, возглавляемой епископом.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Иерей Виссарион Аплиа: В Сухуме принято решение о восстановлении Поместной церкви в Абхазии Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Главное >   Иерей Виссарион Аплиа: В Сухуме принято решение о восстановлении Поместной церкви в Абхазии itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иерей Виссарион Аплиа: В Сухуме принято решение о восстановлении Поместной церкви в Абхазии Между тем в Московском Патриархате заявили о недопустимости нарушения канонических границ Грузинской Церкви Протоиерей Виссарион Аплиа   Новости Москвы   Новости Абхазии   16.09.2009 779 Время на чтение 3 минуты " Вчера на общем собрании Сухумо-Абхазской епархии, в котором приняли участие клирики и миряне, было принято решение о восстановлении Поместной церкви на абхазской земле - Абхазской православной церкви с двумя епархиями - Пицундской и Сухумской. Возглавление Поместной церкви Абхазии возложено на меня. Мы также приняли обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять Абхазскую православную церковь в лоно Московского Патриархата на правах автономии. Кроме того, поскольку Абхазская православная церковь прекратила свое существование в 1792 году, в нашей церкви нет своих епископов, поэтому мы будем обращаться к Московскому Патриарху, чтобы он рукоположил достойных архиереев для нашей церкви. Наше решение было встречено всеобщим ликованием в Абхазии. К нам звонят люди, в том числе депутаты парламента Абхазии, поздравляют, радуются восстановлению Абхазской поместной церкви. Мы ее хотим восстановить, но для этого нам нужна помощь, которую мы попросили у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла " , - сказал в интервью " Русской линии " глава Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиа . Отвечая на вопрос, как он относится к позиции Русской Православной Церкви, согласно которой Абхазия и Южная Осетия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви , глава Сухумо-Абхазской епархии заявил, что не все архиереи РПЦ разделяют эту позицию.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/9/16/ier...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Стенограмма начала встречи Президента России В.В. Путина с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей 25 июля в Большом Кремлевском дворце Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси. 25 июля 2013 года в Большом Кремлевском дворце Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси. В. Путин: Ваше Святейшество! Глубокоуважаемые Предстоятели и высокие представители Поместных Православных Церквей! Добро пожаловать в Москву! Очень рад приветствовать всех вас в Кремле — иерархов пятнадцати Православных Поместных Церквей. Такая встреча у нас проходит впервые. Мы этому очень рады. В эти дни Русская Православная Церковь, весь православный мир отмечают 1025-летие Крещения Руси. Позвольте мне в начале нашей встречи сердечно поздравить вас с этим общим для нас праздником. Принятие христианства предопределило судьбу и цивилизационный выбор России, стало решающим, поворотным моментом в церковной и светской истории Российского государства. Именно нравственные основы православной веры во многом сформировали наш национальный характер и менталитет народов России, раскрыли лучшие созидательные качества нашего народа, помогли России занять достойное место в общеевропейской и мировой цивилизациях. Для российской государственности, для нашего национального самосознания Православие стало духовной опорой, связало крепкими родственными узами Россию, Украину и Беларусь. Символично, что для совместного празднования 1025-летия Крещения Руси в трех наших странах был создан объединенный организационный комитет во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-07-25/...

Для оценки канонического достоинства 50-й главы, как и всякого литературного памятника, имеющего значение в ряду источников церковного права, нужно иметь в виду общие начала православного церковного правоведения относительно канонического авторитета различных источников права, принимаемых и употребляемых в православных поместных церквах. Известно, что в каждой автокефальной поместной православной церкви бесспорную каноническую важность имеют – во-первых, правила, обладающие значением законодательства вселенской церкви, – и, во-вторых, правила, составленные и изданные компетентными органами законодательной и распорядительной власти подлежащей поместной церкви. Компетентными органами церковной законодательной власти в поместных церквах, по правилам церкви вселенской, признаются соборы иерархов этих церквей. Компетентными органами распорядительной власти в поместных церквах являются церковно-правительственные установления (напр. синоды) и лица (иерархи этих церквей). Степень компетентности каждого установления или лица, обладающего в поместных церквах законодательною властью, имеет определенные границы в отношении пространства и времени действий издаваемых от них правил. Так, каждая автокефальная церковь в законодательной своей деятельности, основывающейся на правилах церкви вселенской, обладает самостоятельностью и независимостью от других автокефальных церквей. Самостоятельность эта, между прочим, выражается в том, что правила, изданные законодательною властью одной поместной церкви имеют бесспорное каноническое значение только в пределах этой церкви; но не могут иметь обязательной силы в других поместных церквах, если только законодательная власть этих церквей определенным образом не усвоит их, как свои собственные правила. Еще менее могут иметь обязательное значение в автокефальных поместных церквах такие руководственные правила, наставления (инструкции) и указания, которые составлены и изданы каким-либо одним иерархом, управляющим определенною частью (напр. епархиею) в пределах известной поместной церкви, – составлены ли и изданы они им лично или чрез подчиненного ему должностного лица заведуемой им части поместной церкви. Руководственные правила и наставления, составленные и изданные иерархом одной поместной церкви или, по его поручению и с его дозволения, должностным при нем лицом, могут иметь обязательное значение только в пределах той части церкви, на пространстве которой действует власть иерарха, и до такого времени, пока они не отменены церковною властью – высшею или соответствующею власти иерарха – составителя и издателя. Частные же, неофициальные, ученые сочинения канонистов не имеют обязательного канонического авторитета и в той церкви, в пределах которой они издаются, а еще менее в других поместных церквах: они содействуют лишь разъяснению права и развитию церковного правосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010