Так и теперь. С каждым вопросом путь для Петра все более сужается, все теснее становится ему, так что после третьего он весьма опечалился. Он, наверное, подумал: что же это такое? Третий раз спрашивает, хотя и Сам знает, что я люблю Его. Неужели Он ни мне, ни даже Себе не верит? А дальше – еще теснее. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертию Петр прославит Бога». Когда тебя кто-то препоясывает, ты, чтобы не мешать, простираешь руки в стороны, как на кресте. Получается, что и там страх распятия, и тут обещание того же. Господь восставил Петра и снова вывел его на тесный путь, с которого он тогда сошел. Вывел, и сказал: «Паси овец Моих» и «иди за Мною». Церковь прославляет Петра, как первоверховного Апостола. Но здесь речь не о вручении верховенства. И чтобы в этом не было сомнений, следующие строки Евангелия говорят: «Петр же, обратившись» и увидев «идущего за ним» Иоанна Богослова, «говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: … что тебе до того»? Что тебе до других? Сейчас речь только о тебе, «ты иди за Мной». Иди, как он и шел, и продолжает идти. Это Евангелие читается сегодня, в субботу, накануне дня Пятидесятницы, когда на учеников Христовых излился Святой Дух. Каждый из нас перед своей собственной пятидесятницей, перед тем, как был крещен и получил благодать Святого Духа, тоже трижды отвечал на вопросы священника: «отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? Отрицаешься ли своего безбожного, богоотступнического прошлого? А потом каждый был спрошен: «Сочетаешься ли Христу», как невеста – жениху, чтобы всегда, везде, и во всем быть вместе?.. Звучит тройной, мучительный вопрос, как будто не слышат, как будто не верят. Это – чтобы до дна исчерпать твою решимость, чтобы почувствовал страх быть не услышанным и не принятым. После крещения, на тебя надели крест. И ты, когда придет время, «прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». И только потом, через помазание святым миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь», – в тебя посеяли семя Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так святая Екатерина не просто уверовала во Христа, но таинственно сочеталась Ему. Мир земной, женихи земные перестали существовать. Все ее существо и всю ее жизнь объяла любовь Христова. Перстень от Христа на правой руке вновь и вновь побуждал ее переживать слова: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный (8:6). Сочетание Христу Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои (1:3). Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною – любовь (2:4). Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его (3:11). Апостол Павел говорит о приведенных им ко Христу: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ). Сочетание Христу, уневещение Ему своей души происходит не единожды. Оно многократно возобновляется в духовной жизни. Стать невестою, сочетаться жениху – это центральное событие юности, на которое и направлены все силы, вся красота и устремления юности. Но вот псалмопевец говорит: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» ( Пс. 102:5 ). Как орел обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, так происходит и в духовной жизни. «Обновляются перья», обновляется, подобно орлу, юность человеческой души, вновь и вновь уневещивающейся и сочетающейся Христу. Мы находим семь особых сочетаний Христу. Сочетание первое. Купель крещения. Священник спрашивает крещаемого, обратившегося от запада на восток: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И отвечает крещаемый: «Сочетаваюся». Ангелы радуются и поют на небесах. Как перстнем надетым на руку невесты, запечатлевается вышедший из купели печатию дара Духа Святого, через помазание святым миром. Сочетание второе. Евхаристия. Как в браке «будут двое в плоть едину», так, подобно сему, говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Это высшее и непрестанно повторяющееся сочетание Христу, это брачный чертог Небесного Жениха. Некто, впервые отслужив святой сорокоуст (служение подряд сорока литургий), сказал: это мой «медовый месяц». А святой Иоанн Кронштадтский и некоторые иные, причащаясь и служа литургию ежедневно, во все дни жизни своей, никогда и «не выходили из сего Брачного Чертога». Посему и оставил св. Иоанн Кронштадтский земной брачный чертог после венчания с невестой своей Елизаветой, что вошел в евхаристический брачный чертог своего Небесного Царя. Так и первохристиане, обретя Христа, в эсхатологическом ожидании и радовании причащались ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Древние чины, в которых назначено полагать антиминс на престол, указывают и помазание святым миром престола, и стен храма. Это есть древняя практика Церкви Православной. И странно по отношению к святыне храма то, что в одном случае храм имеет помазание святым миром и в антиминсе, и на самом престоле, на верхней доске его и на четырех боках его, и на стенах храма, в другом случае – лишен помазания и самый престол, и стены его. Этот является менее святым. Один храм более освящен, другой менее... По отношению к самому храму какое здесь рассуждение? И по отношению к лицу, именно священнику, совершающему освящение храма, возникает недоумение. Священник помазывает святым миром стены храма, когда он участвует в освящении храма с архиереем, в другом случае, когда он освящает храм без архиерея – он лишен права помазывать. Ему не дозволяется помазывать святым миром неодушевленный предмет, но при посвящении в сан священника он получил благодать и право помазывать святым миром людей при крещении, при присоединении к православной вере. Опущение в Большом Требнике о том, чтобы священник при освящении им храма помазывал престол и стены святым миром, могло случиться и вследствие желания сократить в печатании чин, подобно тому, как в последовании Большого Требника об освящении храма священником опущено многое (что непременно совершается при освящении храма священником) – опущено о порядке утверждения престола, о гвоздях при этом, о воскомастихе, о камнях, об обмывании престола, обтирании его губами, о том порядке, когда не идут с крестным ходом около храма. Все это опущено в Большом Требнике, по предположению, что все это известно из практики. С такою мыслью могло бить опущено и о помазании миром. Опущение могло быть и недосмотр. И так бывает, что недосмотр, случившийся в одном издании книги богослужебной, потом без поправки повторяется много лет во многих изданиях Имея в виду все вышеизложенное, а также и то, что постановления Собора 1666–7 года, состоявшегося при участии восточных патриархов, обязательны для Русской Церкви и не могут быть изменяемы без согласия восточных патриархов, при новом издании чина освящения храма священником, восстановлено распоряжение Собора 1666–67 г. и в предложенном к напечатанию чине были сделаны следующие дополнения, согласные с вышеуказанной книжкой, переведенной с греческого Чиновника, Паисия Патриарха Александрийского, бывшего одним из участников Собора 1666–67 г.:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобно и Павлу, возложившему руце на окрещенных Иоанновым крещением покаяния, крещением во грядущего Иисуса Христа, прииде Дух Святый на них, и глаголаху языки и пророчествоваху 836 . И все Апостоли употребляли сии таинственные средства – Крещение и по Крещении возложение рук с общественною молитвою. А по примеру Апостолов и по расположению великого Архиерея Иисуса Христа, употребляли сие и все преемники их, премудрые наставники и руководители Церкви; употребляли возложение рук, присоединив к сему помазание частей тела освященным от Архиерея соборною молитвою Миром. Премудрые Апостольские преемники установили, чтобы, при возложении рук Священнодействующего, употреблять освященное миро, подобно, как и в Ветхом Завете все, вступавшие по Божию определению в должность или Первосвященническую или Пророческую или Царскую, помазывались миром, которое, по особенному повелению Божию данному Моисею, приуготовляемо было. И сотвориши элей, помазание святое, миро помазательное, художеством мироварца; и сей элей помазание святое будет 837 . Приуготовляемо было из различных аромат и элея и освящалось Словом Божиим и молитвою так, как и ныне бывает 838 . Преемники Апостольские установили употреблять сие миро, ко которым действительно означается Духовное миро, обильная сила Духа Святого, коею Глава наша – Господь Иисус Христос обильно помазан был, помазан был яко Пророк, долженствовавший открыть человекам волю Божию, по Благости Своей спасающую чрез Него и ничего более не требующую за сие Благодеяние, как любви и повиновения; помазан был яко Первосвященник, долженствовавший Самого Себя принести Богу Отцу в жертву за грехи всего мира, долженствовавший пострадать, пролить Кровь Свою и умереть на жертвеннике Креста во умилостивление гнева Отча, в примирение Его с человеками, во очищение всех грехов их, во оправдание и спасение их; помазан был яко Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, яко Царь, долженствовавший смертию Своею победить смерть всех человеков, грех, ад и самого сатану, и торжественно внити в Царство Свое, в Славу Свою со всеми искупленными человеками; помазан был, по изъяснению Писания, благовестити нищим, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно 839 , – преемники Апостольские установили помазывать окрещенных освященным миром во означение сею Духовного Мира, которым был помазан Иисус Христос и которым все желающие быть царским священием, святительством святым, возносити жертвы духовныя благоприятныя и Богови 840 , желающие быть подражателями Господу своему Иисусу Христу, быть воинами Его, побеждать мир, плоть и диавола, и служить верно Триединому Богу, приносить в жертву Ему Благоуханное миро добрых дел все таковые должны быть помазаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

I. Установка Престола Кропление столпов Престола и воскомастиха. Нанесение воскомастиха на престольные столпы. Повторное кропление столпов Престола. Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…». Кропление доски (столешницы) Престола. Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Чтение 22-го псалма. Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Окропление святой водой гвоздей и камней. Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам. Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…». Коленопреклонная молитва , читаемая архиереем: «Боже безначальный…». II. Омовение и помазание Престола святым Миром Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями. Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином. Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма. Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков». Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма. Вытирание губами (губками) Престола. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Помазание Престола и антиминса святым Миром. Чтение 132-го псалма. III. Облачение Престола и жертвенника Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма. Обвязывание Престола вервием. Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…». Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой. Облачение и украшение жертвенника. Кропление жертвенника святой водой. Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма. IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма. Диакон – малая ектенья. Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…». Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…». V. Крестный ход со святыми мощами Архиерей: «С миром изыдем». Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3. На таком основании рассуждая о белорусцах, патриарх Филарет Никитич далее в своем Соборном Изложении и указывает, что иной «скажет о себе, яко белорусец есть и истинный христианин греческого закона веры»; а другой «белорусец скажет о себе, яко крещен есть в христианскую веру, а который поп крестил его, и тот поп поминает римского папу». Из сего указания явствует, что блаженный патриарх разделяет белорусцев вообще на два разряда, то есть, на белорусцев греческого закона, и на белорусцев латинского закона. Потом тех и других разбирает подробнее, и именно: белорусцев греческого закона, или как крещенных в три погружения, или как таких, у коих обливают; а белорусцев латинского закона или как таких, коих крестил поп, поминающий римского папу и кои обливаны в костеле, или как крещенных русским попом, молящим Бога за папу, униатом. 4. О Белорусцех греческого закона. Из сих – а) Кои крещены в три погружения и миром, и маслом помазаны, никого крестить не подобает, и миром и маслом не помазывать, а только им поститься неделю, исповедаться. и прочая, лист 245. Здесь, по-видимому, о том больше изыскание, правду ли говорят приходящие в Россию белорусцы, что они суть греческого закона, и крещены и миром (святым) помазаны точно по сему же закону Здесь слова: «крестить не подобает и миром и маслом не помазывать» должны иметь такое значение: не только крестить не подобает, но и миром и маслом не помазывать. б) У коих обливают, о тех блаженный патриарх рассуждает с новыми подробностями, раздробляя их на другие частные виды, как-то: одни из сих, у коих миром и маслом помазывают; другие из сих, кои не знают, подмазывании ни миром, или не помазываны: а трети из сих, у коих миром не помазывают (лист 224 на обороте). Если бы судить о сих обливанцах так, как есть на самом деле и как быть должно по закону греческому, то помянутое разделение на частные виды не могло бы и быть: ибо всех белорусцев греческого закона миром помазывают, и притом так же и тогда же, как и когда помазывают миром крещаемых в греко-российской церкви, то есть вместе с крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

А если впал в неверие, - с сего же дня отринь неверие, и удостоверься... Он (Бог) готов запечатлеть душу твою, и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и Божественную, как и написано: в Нем же и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым (Еф.1,13)... Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое... Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека " (Огл.Слово17,35-37). Христос в переводе с греческого значит " Помазанник " . " Христос не от человека, и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: Иисуса, Еже от Назарета, Его же помаза Бог Духом Святым (Деян.10,38) (Он помазан Духом Святым, а вы, соединившись с Ним, став Его участниками, помазаны святым миром). Но смотри не подумай, что сие есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово: так и святое миро сие, по призвании (то есть освящении архиереем) не простое уже, или, как бы сказал иный, обыкновенное миро, но дарование Христа, и Духа Святаго, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом. Сперва миропомазано у вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы откровенным лицем взирать вам на славу Господню (2Кор.3,18). Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: и приложи Ми Господь ухо, еже слышати (Ис.50,4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11,15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2Кор.2,15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

В не раз указываемом нами постановлении Владимирского собора, бывшего в это время, когда говорится: «по инем же местом ни где же не мажут, разве на челе, на очью, на ушью, на ноздрею, на оустьноу», – прибавляется затем: «яко (и) же святых отца нашего Кирила в оглашеных его словесах писано есть; рече бо: иже помазываем маслом первее радости есть, рече, обрученье, имьже (в истину) крестьяне наречеться, помазает ны Бог в усыновленье славы своея. Таче по крещении миром мажем чювьства токмо, загражающе первые льсти вход, и нетленьни стваряющеся пречистым Духом Божием и присно храними от злокозненого врага, да никакоже нас не подвигноуть чювествы на зло: оушпма на злослышанье, а очима на зловиденье и оустынама на зловкоушение, ноздрьма на злообоняние, не присно благоухаеми и спасаеми, акы и церкве Божиа преочищена хранима Духом Святым» 1334 . Таким образом, уже в XIII веке выше приведенное место из творений Кирилла Иерусалимского было очень знакомо русским пастырям и они считали его главным руководством к уяснению смысла помазания отдельных частей тела миром. А так как они составляли свое постановление именно с целью внушения помазывать только отдельный части тела, то очень естественно, для скорейшего и разумного усвоения подобной практики они дозволяли при помазании той или другой части прибавлять к формуле и соответствующие изречения из указываемаго ими самими места творений древнего отца. Такое предположение тем более вероятно, что в XV веке, когда эти изречения мы находим в первый раз, они употреблялись только при помазаннии тех частей тела, на который указывали отцы Владимирского собора. Весь акт миропомазания, как и в предыдущем веке, заканчивался в, это время пением 31-го псалма 1335 . Практика совершать пред самым помазанием миром пение: «Елицы во Христа крестистеся», – держалась и в XVI веке 1336 . Число частей, помазуемых миром в это время, по прежнему, было не одинаково, но вообще их было далеко больше, чем теперь, – при этом к помазуемым ныне частям в одних чинах, по прежнему, прибавлялось еще помазание сердца, чрева и плеч 1337 , в других – помазание плеч и хребта 1338 , а в некоторых только помазание лица 1339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

На это безпоповцы возражают, что они, имея т. крещения, получают Духа Св. в крещении, а потому и могут называться иереями; тем более что и св. Златоуст говорит, что «ты в крещении соделываешься царём, священником и пророком». На это нужно сказать во 1-х то, что здесь иерейство разумеется не то, о котором у нас идёт речь, потому что быть иереем только для себя, т. е. для своего тела совсем не то, что быть иереем для других; во 2-х то, что под словом «в крещении» нужно разуметь не т. крещения, а т. миропомазания, что видно как из слов того же св. отца, который говорит, что Дух Св. нас поделывает царями, священниками и пророками через помазание и запечатление, подобно тому как в древности эти достоинства получали то же через помазание, так и из других мест писания. «Подобает просвещающимся св. крещением в крещении миром мазатися». (Лаод. 47 пр.). «Крещающиися вернии сим долженствуют мазатися миром в крещении», говорит Сим. сол. (л. 73). Он же: «Сей (архиерей) помазан миром в крещении». (л. 104 об.). «Святым помазанием и молитвами благодать Божия в крещении нам подается». (Б. Кат. л. 374). Таким образом выражение: «мазаться миром в крещении», показывает, что слово «в крещении» употреблено вместо слова «в миропомазании», что происходит, т. е. употребление одного слова вместо другого от того, что эти тайны совершаются одна за другой немедленно (М. Кат. л. 39), так что составляют как бы одну тайну. И к тому же крещение есть тайна первенствующая как по своей важности, так и по продолжительности совершения, а потому и упоминается только эта тайна. Если спросить священника: где был и что делал? То обыкновенно отвечает: ходил крестить, а о миропомазании и не упоминает, хотя оно обязательно вместе с крещением совершалось. Иначе объяснить выражение: «мазатися миром в крещении» нельзя, потому что в крещении никто и никогда миром не мажется. Впрочем, и в крещении крещаемый помазуется, но не миром, а елеем, а св. Златоуст говорит именно о миропомазании, потому что толкует слова ап. Павла о помазании и запечатлении. У безпоповцев же нет не только миропомазания, но у них не бывает и помазания елеем, а потому они не имеют никакого права называть себя иереями не только таинственными, но и духовными. Глава VII. О мире

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний ( Деян. 4:25 ), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего». В Пс.2:1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру ( Пс.2:5–9 ), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом ( Пс.2:6 ) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима. Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг ( 2Цар. 7:12–16 ), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами. В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010