Необходимо также отметить, что отцы Церкви созерцали в таинствах Крещения и Миропомазания прежде всего их положительный сотериологический аспект, те дары, которые подает Бог в Духе Святом через водное погружение и помазание святым миром. Редукция понимания Крещения только к «истреблению первородного греха», при всей важности и этого аспекта таинства, несправедлива. Блж. Симеон Солунский учит, что «крещенный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования» 211 , а блж. Феодорит Кирский говорит о Крещении, что оно есть «залог будущих благ, образ будущего воскресения, приобщение Владычних страданий, причастие Владычнего воскресения, одежда спасения, хитон веселия, светлая риза, лучше же сказать, самый свет» 212 . Экклезиологический аспект таинств Крещения и Миропомазания В Никео-Цареградском Символе веры Церковь исповедует «едино Крещение во оставление грехов». Это исповедание обращает нас к экклезиологическому измерению таинств Крещения и Миропомазания. Св. ап. Павел открывает нам неразрывную сущностную связь между исповеданием в единой Церкви – единого Бога, единого Господа Иисуса Христа и единого Крещения: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к единой надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно Крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех вас» ( Еф.4:4–6 ). Экклезиологический аспект таинств Крещения и Миропомазания синтезирует и исполняет в себе все многообразие их духовно-богословских аспектов. Принимая Крещение во имя Пресвятой Троицы, человек рождается для жизни в любви, ибо Пресвятая Троица есть совершенное единство в любви трех Божественных Лиц. Эту божественную троичную любовь человек должен стяжать в Церкви, по слову апостола: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:7–8 ). Умирая и воскресая со Христом, человек умирает для замкнутого, эгоцентричного существования и воскресает для жизни общения в едином теле Церкви, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). Получив в таинстве Миропомазания дар Святого Духа, человек посвящается на служение Богу в Церкви, которая есть «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ), члены которого «одним Духом крестились в одно Тело. и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Ну … на этот вопрос и сами сектанты не дадут нам ответа. А почему, да потому, что и сами не знают, хотя и замечают, что, приводя это возражение, сами же они и не следуют ему буквально. – Мы вполне согласны с сектантами что Иисус Христос крестился лет тридцати, – так говорится об этом в Евангелии; но применим ли этот пример к нам – грешным людям во всех его сторонах и подробностях? Нет, никоим образом не применим. И мы приходим к такому заключению вот на каком основании. Иисус Христос крестился пред выступлением Своим на общественное служение человеческому роду; Его крещение было как бы посвящением на это служение, подобно тому, как помазание освященным миром или елеем было посвящением для ветхозаветных царей, первосвященников и пророков пред вступлением из в общественное служение народу израильскому. Крестился Иисус Христос Иоанновым крещением покаяния не для того, чтобы очиститься, ибо в этом Он не имел никакой нужды, но для того лишь, чтобы преподать нам заповедь именно в крещении искать очищения нашей грешной душе. Крещение Спасителя должно служить для нас символом очищения мира от грехов, которые Он принял на Себя. Он должен был креститься, чтобы исполнить всякую правду законную ( Мф.3:15 ), т. е. исполнить все, что требовалось законом от грешника, а Иисус Христос явился в подобии плоти греха. Спаситель должен был принять крещение, чтобы подать нам пример смирения и освятить воды не только Иордана, но и всего мира, низведением на них Духа Святого. Но собственно – крещение Иисуса Христа имело значение свидетельства о том, что Он – Мессия. Это крещение было в собственном смысле Богоявление миру. Явившись миру в смиренном образе человека – плотника (бедняка – мастерового), Иисус Христос Своим крещением явил Себя миру как Бог , как Сын Божий, как Мессия. Крещение Иисуса Христа было необходимо, чтобы сначала сам Иоанн Креститель безошибочно и несомненно убедился, что Иисус есть Сын Божий – Мессия: Я не знал Его, но пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–15 ). Анализируя данный отрывок, нам следует помнить слова Иисуса, сказанные им ранее в беседе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). В свете этого отождествления истины с самим Иисусом, данные слова, похоже, нужно понимать не только в том смысле, что Святой Дух наставит учеников на истину, но и будет направлять их к Христу, как воплощению истины. Аналогичным образом слова Иисуса о том, что все принадлежащее Отцу принадлежит и ему, следует читать в свете того, что Иисус сказал о любви, которую он разделяет со своим Отцом. Если правомочно усматривать подобные связи, то слова Иисуса о вселении Святого Духа в верующих следует понимать в том смысле, что он будет направлять нас ко Христу, как самой истине, позволяя нам через это приобщиться к тому, что есть у Христа, то есть к его вечному общению с Отцом. Это действие Святого Духа принесет славу Христу, так как благодаря ему мы сможем разделить славное присутствие Бога Сына с нами. Как в четырнадцатой, так и в шестнадцатой главе Иисус связывает приобщение верующих к Троице с ролью Святого Духа. Для людей, которые уверовали во Христа после дня Пятидесятницы ( Деян.2 ), нисхождение Святого Духа совпало с их обращением. Водворение Святого Духа в человеке ведет к тому, чтобы он доверился Христу и таким образом был приобщен к взаимоотношениям в Троице. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ О ПРИСУТСТВИИ СВЯТОГО ДУХА В ВЕРУЮЩИХ (ОК. 385 Г.): Так же, как Христос воистину был распят, погребен и воскрес, так и вы в миропомазании удостоились в подобии крещения сораспяться, спогребстись и восстать с Ним. Он был помазан «елеем радости», то есть Духом Святым, Который назван елеем радости, потому что есть виновник духовной радости. Вы же помазались миром, приобщившись ко Христу и соделавшись соучастниками Его [общения]… Отныне это святое миро не какое-то простое или, так сказать, обыкновенное помазание, но сама благодать Христова, дарующая нам Его собственное Божество посредством присутствия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

По исшествии из купели мы были помазаны святым Миром со словами: «Печать дара Духа Святого», и тем самым еще теснее соединились со Христом. «Мы потому и называемся христианами, – говорит Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, – что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику, 1, 12). Как же мы должны относиться к этому нашему званию? Быть может, с гордостью и с сознанием своего превосходства над другими? – Нет! Ибо, как единодушно утверждают два великих апостола, Иаков и Петр, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Петр. 5:5 ). Да и чем стали бы мы гордиться, если звание христианина получено нами без малейшей заслуги с нашей стороны, по одной лишь милости Божией? Получено потому, что, как говорит Апостол Иоанн Богослов, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» ( 1Ин. 1:10 ). Но, может быть, звание христианина дает нам право судить тех, кто не являются христианами или вообще не исповедуют никакой религии? – Нет! Ибо если Сам Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« ( Ин. 12:47 ), то как дерзнули бы мы – христиане – судить кого-либо, слыша слова Апостола: »Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» ( Иак. 4:12 ). Но если звание христианина и не заслужено нами и не является нашей привилегией, то мы должны всегда помнить, что оно возлагает на нас, его носителей, чрезвычайно высокую ответственность и очень большие обязанности. Господь наш Иисус Христос совершил Свое искупительное дело для того, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). И христиане не по имени только, а по самой жизни своей, всегда помнили об этой цели своего Искупителя. Древнее предание говорит, что св. Игнатий Богоносец , ученик св. апостола Иоанна Богослова, ставший потом епископом Антиохийским, слышал из уст Пресвятой Девы Марии следующее увещание: «Принятый на себя обет христианства храни непоколебимо, а поведение и жизнь свою устрояй в соответствии с обетом» (о. П. Флоренский , Столп и утверждение истины, 1914, с. 363). Мы знаем, что как св. Игнатий, так и многие другие христиане первых трех веков были верны Богу до смерти и стяжали чрез это неувядаемый венец жизни ( Откр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

По мере того, как мы будем следить за чином Евхаристии, это ее назначение будет раскрываться все яснее и глубже. Но уже с самого начала, уже в этих «общих и согласных молитвах», в этих радостных и победных антифонах, возвещающих и прославляющих Царствие Божие, знаменуем мы, что «собрание в Церковь » есть прежде всего радость возрожденной и обновленной твари, собрание мира, в противоположность распаду его в грехе и смерти. Таинство Царства – Евхаристия, тем самым, есть и Таинство мира, который «так возлюбил Бог , что отдал Сына Своего...» ( Ин. 3:16 ). § III Вернемся теперь к великой ектенье 17 . «Миром Господу помолимся», – возглашает дьякон. После исповедания и славословия Царства наступает время «общей и согласной молитвы». Понимаем ли мы все значение и, главное, всю новизну этой молитвы – молитвы самой Церкви? Понимаем ли мы, что это не «просто» молитва человека или группы людей, а молитва Самого Христа Отцу Своему, нам дарованная, и что этот дар молитвы Христовой, Его посредничества, Его ходатайства есть первый и величайший дар Церкви. Мы молимся во Христе, и Он Духом Своим Святым молится в нас, собранных во Имя Его. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче! " " ( Гал. 4:6 ). Мы ничего не можем добавить к Его молитве, но по Его воле, по Его любви мы стали членами Тела Его, составляем одно с Ним и имеем участие в Его предстоянии и ходатайстве за мир. Ап. Павел, призывая верующих «прежде всего совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков», прибавляет: «Ибо един Бог , един и посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос » ( 1Тим. 2:1, 5 ). И потому молитва Церкви есть молитва богочеловеческая, ибо Церковь есть человечество Христово, Им возглавленное: – «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:23 ). О свышнем мире и спасении душ наших... В Церкви нам дан мир Христов, как дано помазание Духа Святого. Нам все дано и мы все же непрестанно молимся: прииди и спаси нас, да приидет Царствие Твое...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений. Понятие о таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катихизис). Необходимость этого таинства Верующий, оправданный и очищенный Святым Крещением от грехов прародительского и личных, однако не свободен от самой наклонности ко греху. Эта наклонность является в нем не господствующей силой, как бывает в не возрожденном благодатью Божией человеке, а только искушающей, возбуждающей ко злу; при благоприятных условиях эта наклонность может возобладать над человеком, подчинив себе его волю и снова сделать его рабом греха и диавола (ср. 2Пет.2:20–21 ). При таком состоянии возрожденного, ему невозможно одними своими силами сделаться новым человеком ( Еф.4:24 ), почему и крайне необходима чрезвычайная сила Божия, дары Святого Духа, могущие содействовать ему в деле нравственного обновления и искоренения всех злых качеств, гнездящихся в его духовной природе. Как в жизни, естественной человеку, сейчас же после рождения, необходимы воздух, свет и т. п., для поддержания своего существования и развития, так и после духовного рождения – крещения – необходимы силы Духа Святого для возрастания и укрепления крещеного в жизни духовной. Такая Божественная помощь и подается новопросвещенному, по любви Божией, в таинстве миропомазания. Обетование о сем таинстве «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Миропомазание есть особое, отдельное от крещения таинство В этом убеждает нас Священное Писание. Апостол Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо " обрезанием нерукотворным " - (Колос. 2, 11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: " пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " (Лук. 18, 16). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. " Один Господь, одна вера, одно крещение " (Ефес. 4, 4). Таинство миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: " Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен " (Иоан. 7, 38-39). Апостол Павел говорит: " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши " (2 Кор. 1, 21-22). Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям). Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Семи этапам сотворения мира и создания скинии соответствуют основные архиерейские священнодействия при освящении храма: 1) возложение краеугольного камня в основание храма; 2) сборка престола; 3) окропление престола водой и вином; 4) помазание Святым Миром и облачение престола; 5) каждение; 6) положение святых мощей под престол и в антиминс; 7) Божественная литургия. Такой порядок чинопоследований зафиксирован в древних восточных и западных богослужебных текстах (John Wilkinson, New Beginnings and Church Dedications, " Creation and Liturgy. In Honor of H.Boone Porter " , ed. Ralph N.McMichael, Jr., The Pastoral Press, Washington, 1993) . Следует отметить, что чин освящения храма в современных греческих евхологиях не соответствует древней богослужебной практике. В Русской Православной Церкви сохранилась византийская традиция, о которой свидетельствуют средневековые чиновники архиерейского служения и литургические комментарии отцов Церкви (св. Николай Кавасила, " Семь слов о жизни во Христе " , слово пятое; св. Симеон Солунский, " Разговор о священнодействиях и таинствах церковных " и " Книга о храме " ) . 1) В первый день Бог полагает " краеугольный камень вселенной " , творит духовное небо и видимую материю, а также свет. В книге Иова Бог говорит о первом дне творения: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38. 4-7). Параллелью к этому тексту является описание закладки Иерусалимского храма в 1-й книге Ездры: Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: хвалите и: славьте Господа, ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 10-11).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, что бы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: сребро твое да будет в погибель с тобой, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия. Из этого повествования видно, что во времена апостольские были степени священноначалия. Филипп, один из семи диаконов, несмотря на то, что получил благодать диаконства от апостолов, несмотря на то, что Духом Святым, сущим в нем, совершал великие и многие чудеса, не мог низвести Духа Святого на крещенных им самарян. Но когда пришли апостолы Петр и Иоанн, помолились и возложили на них руки; тогда сошел на них Дух Святой и проявился видимо в знамениях и чудесах. Апостолы же передали власть низводить Святого Духа только епископам. В других местах той же книги Деяний апостольских и в посланиях апостола Павла к епископу города Ефеса Тимофею и епископу острова Крита Титу ясно говорится о степени пресвитерской, средней между епископской и диаконской ( Деян.14:23 ; 1Тим.5:17–19 ; Тит.1:5 ; Иак.5:14 ). Но так как апостолам и преемникам их епископам неудобно было ходить во все дальние места, где христианами обращаемы были к Христу язычники; то вскоре возложение рук для низведения Святого Духа на новокрещенных заменено чрез помазание св. миром и доныне Святой Дух низводится на миро только епископами чрез молитву и крестное знамение, а священники служат посредниками между епископами и новокрещенными в деле преподаяния Святого Духа. Итак, где нет законных епископов, там нет Святого Духа, там нет Церкви. Какое же священноначалие законное, истинное? То, которым сохранены и сохраняются следующие условия: 1. Во-первых, то священноначалие истинное, которое приняло благодать Святого Духа от самих апостолов чрез преемников их друг другоприимательно, без пресечения преемства. Если бы, например, где либо епископы и священники пресеклись, а миряне бы избрали новых и сами, возложив на них руки, объявили бы их епископами и священниками; то это было бы священство незаконное, безблагодатное; ибо миряне не могут преподать того, чего сами не имеют, благодати священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Беседа 2 II 1. Крещение Иисуса (Мк.1:9–11) (Мф 3,13–17; Лк 3,21–22) 9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Среди тех, кто приходил на Иордан, чтобы послушать Иоанна и принять от него крещение, был также «Иисус из Назарета Галилейского». Он, очевидно, разделял убеждение Крестителя и тех многих, которые толпились вокруг Иоанна: Больше никого из них не удовлетворяла та религиозность, то благочестие, какое бытовало до сих пор. Поэтому Иисус тоже крестился. И этот акт публичного согласия и жертвенной преданности не остался без ответа: Когда Иисус «выходил из воды, он тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мк.1:10–11 ). Надо сказать, что оба стиха о крещении Иисуса Христа вызывают немало вопросов: Происходило всё именно так, как об этом здесь рассказано? Действительно ли Иисус видел разверзшееся небо и Святого Духа, спускающегося как голубя? Действительно ли Он слышал голос с неба? Был ли Иисус помазан как Мессия Святым Духом в момент Его крещения или вообще впервые тогда принят Богом как «Сын Божий»? Желая ответить на эти вопросы, мы должны тщательно рассмотреть наш текст: Во-первых, мы замечаем, что по сообщению Марка только Иисус (наш перевод искажён 2 ) видел отверстое небо, сходящий на Него Дух и слышал небесный голос. Иоанн не был свидетелем этого события! То, что здесь изображено, происходило только между Иисусом и небесами, миром Божиим. Во-вторых, нам надо про себя отметить, что Дух сходил с небес не как (в смысле «в виде») голубь, а как (в смысле «наподобие») голубя, т. е. Он спускается в таком же лёгком парении. Кстати, речь в греческом тексте идёт не о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа (ветра) птице – обычный библейский мотив.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010