1Ин.2:20, 27 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13, 4:30 ). 2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам ( Деян.10:44–45 ). Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию? 3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого ( 1Ин.2:20, 27 ) и не говорит, что они подаются через помазание миром. Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ), «запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Еф.4:30 ). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим.8:17,23 ), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого. Таинство Святого Причащения Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Понятие о сем таинстве «Причащение есть таинство, 199 в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихиз.). Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И оно священнодействуется не просто, но возлагается на жертвенник (престол) во время священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются священные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освящённое молитвами божественных архиереев, не есть Великое Миро. Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся таковыми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется ещё помазанием (хрисмой, χρισμα), так как Христос именуется Христом (Помазанником), потому что по плоти был помазан (χρισθηναι) Духом Святым. Об этом говорят и Пётр, как уже упоминалось, и Давид. Сего ради, – говорит псалмопевец, – помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих . Что означает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а причастники Твои получают дарования от Тебя как от источника. Таким образом, Спаситель принял миро и в Крещении, когда низошёл на Него Дух, да и перед страданиями Своими был Он помазан миром, сказав, что это делается для погребения Его , и показал тем, что умирает за нас. Он пребывал живым Богом и имел нераздельными с Собою животворные действия Духа. 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию Что касается священнодействия все святого Его Тела и Крови, то очевидно, что Он Сам его совершил и заповедал и нам совершать. Сие, – говорит, – творите в Мое воспоминание . Он Сам есть священник вовек по чину Мелхиседека (приносящий хлеб и вино), никогда не перестающий быть иереем, или, лучше сказать, вечный иерей. Потому что Он добровольно принёс Себя на заклание в жертву на Кресте. И ныне закалает. Он принёс Себя в жертву Отцу – и ныне приносит, и предлагает в вечное заклание для вечного умилостивления Отца за нас. Его-то и имеем мы Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, и будем твердо держаться исповедания Его . И таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес , но смиривший Себя ради нас, грешных. 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И оно священнодействуется не просто, но возлагается на жертвенник (престол) во время священнодействия во Святой и Великий Четверг, в конце которого совершаются священные молитвословия. И оно священносовершается Божественной печатью креста, как и Божественные Тайны. И как не могут быть Телом и Кровью Христовыми хлеб и чаша, если они не освящены молитвами иерея, так и миро, не освящённое молитвами божественных архиереев, не есть Великое Миро. Именно благодаря крещению и миру мы называемся христианами и являемся таковыми на самом деле, и особенно благодаря миру, которое называется ещё помазанием (хрисмой, χρισμα), так как Христос именуется Христом (Помазанником), потому что по плоти был помазан ( χρισθηναι) Духом Святым. Об этом говорят и Пётр, как уже упоминалось, и Давид. " Сего ради, – говорит псалмопевец, – помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» ( Пс. 44:8 ). Что означает: исполнил Он Тебя всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а причастники Твои получают дарования от Тебя как от источника. Таким образом, Спаситель принял миро и в Крещении, когда низошёл на Него Дух, да и перед страданиями Своими был Он помазан миром, сказав, что это делается для погребения Его ( Мф. 26:12 ), и показал тем, что умирает за нас. Он пребывал живым Богом и имел нераздельными с Собою животворные действия Духа. 12. О том, что Сам Спаситель совершил литургию Что касается священнодействия всесвятого Его Тела и Крови, то очевидно, что Он Сам его совершил и заповедал и нам совершать. " Сие, – говорит, – творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). «Он Сам есть священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 7:21 ), (приносящий хлеб и вино), никогда не перестающий быть иереем, или, лучше сказать, вечный иерей. Потому что Он добровольно принёс Себя на заклание в жертву на Кресте. И ныне закалает. Он принёс Себя в жертву Отцу – и ныне приносит, и предлагает в вечное заклание для вечного умилостивления Отца за нас. Его-то и имеем мы «Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, и будем твердо держаться исповедания Его» ( Евр. 4:14 ). И «таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр. 7:26 ), но смиривший Себя ради нас, грешных. 13. О том, что Спаситель по человечеству принял чин иерея и архиерея

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Крещаемые в полном возрасте должны быть также сопровождаемы восприемниками и восприемницами, которые суть поручители, перед Церковью, в вере новообращенных. Восточная Церковь соединяет с совершением крещения многие весьма древние обряды, имеющие таинственное, соответствующее самому таинству, значение, а именно: заклинание, крестное знамение и вещественный крест, даваемый каждому крещаемому для ношения, в продолжении всей его жизни, на груди. Хотя уполномоченные на совершение таинства крещения суть собственно епископ и священник, но с первых веков христианства, в случаях необходимости, дозволялось совершать его и простым мирянам. Православная Церковь признает, сверх того, что мученичество заменяет крещение для того, кто не мог его получить прежде, нежели претерпел смертное мучение за Иисуса Христа. Миропомазание или конфирмация Миропомазание есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для сообщения новокрещенным Святого Духа. Восточная Церковь признает это, утверждаясь на следующих словах Священного Писания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». ( Деян. 8:14–17 ). Итак, вскоре по Вознесении Иисуса Христа, Апостолы Его совершали священное действие, заключавшееся в молитве и возложении рук, – которым Святой Дух сообщался новокрещенным. Апостол Павел, прибыв в Ефес, нашел там верных, мало разумевших еще учение Христово и получивших только Иоанново крещение. Они крестились во имя Иисуса Христа и, по возложении рук на них Павлом, Святой Дух низшел на них. ( Деян. 19:5,6 ). В послании Евреям ( Евр. 6:2 ), Апостол Павел, вслед за крещением, упоминает о возложении рук. Возложение рук сопровождалось различными действиями, смотря по тому, что при нем имелось в виду. В миропомазании оно сопровождалось помазыванием Святым миром. Поэтому-то сообщение Святого Духа называется в книгах Священного Писания помазанием. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». ( 1Ин. 2:20,27 ). Также выражается и Апостол Павел: «утверждающей нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4 ). Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром. Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:38–39 ). В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

7. Храните сие помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как недавно слышали вы сказанное блаженным Иоанном, который много любомудрствует о сем помазании. Оно свято и есть духовное охранение телу и спасение душе. О нем пророчествуя, со времен древних блаженный Исаия говорил: «и сотворит Господь всем языком: на горе сей (горою же и в других местах именует Церковь , как например, когда говорит ( Ис. 2:2 ): «и будет в последние дни явлена гора Господня) – испиют вино, испиют радость, помажутся миром» ( Ис. 25:6 ). И слушай, что для удостоверия твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: «и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» ( Ис. 25:7 ). Поэтому, помазанные этим святым миром, блюдите в себе его неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Христу Иисусу. Ему слава во веки веков! Аминь. 4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой Чтение из Павлова послания к Коринфянам: «ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» ( 1Кор. 11:23 ). 1. Этого учения блаженного Павла достаточно к удостоверению вашему в рассуждении Божественных тайн, которых сподобившись соделались вы стелесниками и единокровными Христу. Ибо сам Павел недавно взывал: «яко в ночь, в которую предан был» Господь наш Иисус Христос, «взял хлеб и, возблагодарив, преломил», и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть тело Мое». И прияв чашу и благодарив, сказал: приимите, пийте, это есть кровь Моя ( 1Кор. 11; 23 –25). Поэтому, если Сам Господь определенно сказал о хлебе: «сие есть тело Мое», кто осмелится после того сомневаться в этом? И если Сам подтвердил и изрек: «сия есть кровь Моя», кто усомнится и скажет – это не кровь Его? 2. Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в уподобляющееся крови вино: не заслуживает ли же вероятия и в том, что вино претворяет в кровь? Он, позванный на брак плотский, совершил такое необычайное чудо, не тем ли более за несомненное будет признано, что сынам брачным дарует вкушать тело Свое и кровь Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Вот Какого Помазанника ждала ветхозаветная Церковь. И, надо сказать, ожидание было столь долгим, такое множество поколений ушло из жизни, не дождавшись, что у многих слабела вера в то, что Мессия вообще придет хоть когда-нибудь. Однако чем чище и праведнее был человек, тем сильнее и крепче верил, что Господь обязательно выполнит Свое обещание, и наступит торжество добра и правды. В день Сретения мы вспоминаем об одном таком человеке. Этого праведника звали Симеон. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26). И праведный Симеон ждал уже очень давно. Хотя, как уже говорилось, длительное ожидание всем дается нелегко, Симеон имел большое преимущество перед другими ожидавшими: в отличие от них он твердо знал, что дождется. И вот в тот день, когда сорокадневного Младенца Иисуса принесли в храм, чтобы совершить над Ним законный обряд, Симеон по вдохновению пришел в храм. Увидев Иисуса, «он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 28-32). Ожидание праведного старца исполнилось, можно теперь уходить «с миром», и уходить не откуда-то, а из жизни. Уходить не куда-то, а умирать. Делать это приходится всем людям, да только многим ли «с миром»? Праведный Симеон знал, что со Христом меняется смысл всего, даже смерти, знал, что без этой ВСТРЕЧИ самая долгая, даже бесконечная жизнь не имеет никакого смысла, и наоборот – во Христе смерть становится не концом бытия, а вступлением в Вечность. Христос Спаситель пришел в мир уже давно, две тысячи лет тому назад. Но до сих пор многие с Ним так и не встретились. Среди них и те, кто не слышал о Нем, и те, кто, услышав, не поверил. Нам, верующим, должно бы рассказать неслышавшим, уверить неверующих. Почему-то у нас это плохо получается. Почему же? Да сами-то мы, верующие, встретились со Христом или нет?

http://pravmir.ru/sretenie-osushhestvlen...

Как было отмечено выше, “цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа” (Преп. Серафим Саровский ), а достигается эта цель постоянным одухотворением жизни человека, чему и полагается основание в таинстве миропомазания. При помазании разных частей тела, священник каждый раз произносит: “Печать дара Духа Святого”. Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен действительно навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий” ( 1Кор. 6,19–20 ). Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший есть христианская любовь. Разумеется, через таинство миропомазания в душу христианина всевается Божественная любовь и, вместе с нею, “радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” ( Гал. 5,22–23 ) и множество других плодов Духа Утешителя. О многих из них Церковь просит в молитве, с которой начинается таинство миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступившего к таинству возможность причащения Тела и Крови Господа. В древности новокрещенные и миропомазанные приступали к святому Причащению на литургии Великия Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания святым миром. Оба чтения относятся одинаково к обоим совершенным таинствам. Апостол: Рим. 6,3–11 ; Евангелие: Матф. 28,16–20 . Таинство кончается троекратным хождением священника, восприемников и новокрещенного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует вечную силу совершенного таинства. В современной практике к таинству миропомазания присоединяются, совершавшиеся прежде только через 8 дней, омовение (от мира) новокрещенного и пострижение его волос. Первый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь с напоминанием того великого, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Как было отмечено выше, " цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа " (преп. Серафим Саровский), а достигается эта цель постоянным одухотворением жизни человека, чему и полагается основание в таинстве миропомазания. При помазании разных частей тела священник каждый раз произносит: " Печать дара Духа Святого " . Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен действительно навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: " Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии " (1Кор.6:19-20). Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший есть христианская любовь. Разумеется, через таинство миропомазания в душу христианина всевается Божественная любовь и вместе с нею, " радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание " (Гал.5:22-23) и множество других плодов Духа Утешителя. О многих из них Церковь просит в молитве, с которой начинается таинство миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступившего к таинству возможность причащения Тела и Крови Господа. В древности новокрещеные и миропомазанные тотчас приступали к Святому Причащению на литургии Великой Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания святым миром. Оба чтения относятся одинаково к обоим совершенным таинствам. (Апостол: Рим.6:3-11; Евангелие: Таинство кончается троекратным хождением священника, восприемников и новокрещеного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует вечную силу совершенного таинства. В современной практике к таинству миропомазания присоединяются, совершавшиеся прежде только через 8 дней омовение (от мира) новокрещеного и пострижение его волос. Первый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь с напоминанием того великого, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Крещение не повторяется, оно как духовное рождение происходит однажды. Те, кто грешат после Крещения, виновнее в своих грехах, чем некрещёные. Но и для согрешивших после Крещения есть возможность в покаянии получить прощение грехов. О таинстве Миропомазания Миропомазание это Таинство, в котором верующему при помазании освящённым Миром частей тела подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. О действии этого Таинства говорит апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и по­мазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21-22 ). Отсюда взяты главные слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. В первые века Святой Дух сообщался новокрещенным через возложение рук апостолов: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 17 ), которое впоследствии было заменено помазанием Миром, освященным преемниками апостолов – епископами. Святое Миро это благовонное масло, которое готовится из множества ингредиентов по осо­бому чину и освящается Патриархом, как преемником Апостолов. Варится Миро раз в год или реже, по мере необходимости. Тема 36. Об Евхаристии Определение и установление Таинства Причащение это Таинство, в котором хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которые верующий вкушает для теснейшего соединения со Хрис­том, оставления грехов и Вечной Жизни. Установление этого Таинства Церковь вспоминает в Великий Четверг. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благода­рив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливае­мая во оставление грехов». ( Мф. 26, 26-28 ). «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Место совершения и Богослужение таинства Литургия должна совершаться в храме, в котором престол 8 и антиминс 9 освящены архиереем. Богослужение, на которым совершается это Таинство, называется Литургией.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010