638. Как поступил Апостол Павел с этими мужами? Апостол Павел поступил с этими мужами следующим образом: 1. прежде всего научил их вере в Иисуса Христа, 2. когда же они уверовали, окрестил их так, как это установил Христос, 3. после этого возложил на них руки, причем сошел на них Святой Дух, чем апостол Павел и совершил над ними, после Таинства Крещения, Таинство Миропомазания. 639. В каких словах заключается упоминание о Таинстве Миропомазания во втором послании апостола Павла к Коринфянам? Во втором послании апостола Павла к Коринфянам упоминается о Таинстве Миропомазания в словах: «Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (II Коринф. 1, 21–22). 640. Касаются ли эти слова Таинства Миропомазания? Эти слова касаются Таинства Миропомазания, так как в них одновременно говорится о подтверждении или утверждении христиан в Христе, об их помазании и запечатлеют, равно как и о даровании залога Духа Святого в сердца их, а это все совершается в Таинстве Миропомазания. 641. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в послании апостола Павла к Ефесянам? В послании апостола Павла к Ефесянам упоминается о Таинстве Миропомазания так: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом» ( Ефес. 1, 13 ). 642. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в первом послании апостола Иоанна? В первом послании апостола Иоанна упоминание о Таинстве Миропомазания говорит: «Впрочем вы имеете показание от Святаго и знаете все. – Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (I Иоанн. 2, 20 и 27). 643. О каком помазании здесь говорится? Здесь говорится о внутреннем помазании, которое дается Святым Духом, но это внутреннее помазание наглядно изображается именно тем, что христиане, принимающие Таинство Миропомазания, знаменуются святым миром. 644. Необходимо ли Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания необходимо, так как, если бы оно не было необходимо, святые апостолы не придавали бы ему такого значения,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:12–18 ). Видно это и из слов Симона волхва, который, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» ( Деян. 8:18–19 ). Видно, наконец, из истории крещения учеников Иоанна Крестителя, которые сперва «крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19:6 ). 3) Откуда видно, что еще при св. Апостолах возложение рук заменилось Миропомазанием? 3) Из слов ап. Иоанна: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Иоан. 2:20  и 27). И из слов ап. Павла: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). 4) Откуда видно, что Миропомазание еще при Апостолах совершалось в сам день крещения, а не спустя много лет после него, как, например, у католиков, которые совершают Миропомазание над людьми уже в отроческом возрасте? 4) Это видно не только из свидетельств отцов и учителей Церкви первых веков, о чем будет сказано ниже, но и из Св. Писания: «Не оскорбляйте, говорит ап. Павел, Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ). Днем искупления для всякого христианина является день избавления его от греха, проклятия и смерти, то есть день крещения. Следовательно, из слов ап. Павла видно, что «запечатление», или Миропомазание, совершалось при св. Апостолах в сам день крещения, а не спустя продолжительное время после него, как это вопреки Писанию и обычаю древней Церкви, делают католики. 5) Как совершается таинство св. Миропомазания? 5) Совершающий Миропомазание епископ или пресвитер «помазует крестившегося святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устнех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах» (Требник).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Св. Григорий Богослов (IV в.) в своём слове «На святое крещение» говорит: «Если же предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом , как древле Израиль мощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием ( Исх.12:13 ); тогда что может тебе приключиться?». Св. учитель Церкви, как видим, Миропомазание считает необходимым для христианина, и понимает его вполне буквально. Св. Иоанн Златоуст (IV в.): «Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания ; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне царского чертога с обвиненными и осужденными: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Ин.3:5 )» . Заметим, что св. Иоанн Златоуст , во-первых, совершенно недвусмысленно связывает слова Христа о рождении от воды и Духа не с чем иным, как с крещением и миропомазанием, и, во-вторых, утверждает, что без этого нельзя спастись. Именно так и понимала и понимает данные слова Христа вся Церковь с древности (см. гл. 13, абз. 28), и никто не толковал эти Христовы слова так, как толкуют их протестанты, что Христос здесь говорил о рождении от слова Божия, не имея в виду Крещение и Миропомазание. В-третьих, св. И. Златоуст, как и все другие древние церковные писатели, говорит только об одной последовательности – сначала Крещение, и только потом – Миропомазание, через которое подаётся Дух Святой. Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) своё «3-е тайноводственное поучение» посвятил именно Миропомазанию, где он пишет так: «1. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание , сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый ... 2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человеков не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» ( Деян.10:38 )... И Давид пророк вопиял, вещая: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:7–8 ). И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в миропомазании . Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром , сделавшись общниками Христу и причастниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

На всё это протестанты, конечно же, скажут, что о помазании здесь Иоанн Богослов пишет образно . Но исключительно образное толкование слов Апостола является в этом случае произвольным, ибо для такого толкования должна быть причина. Если мы понимаем многие слова Христа только образно, то на это есть ясная причина. Например, если Христос говорит, что Он есть пастырь, а верующие – овцы; что Он есть виноградная лоза, а верующие – ветви, то понимать эти слова исключительно образно есть ясная логическая причина, ибо человек не может в прямом смысле слова быть овцой или виноградной ветвью. Но когда говорится о помазании, то ясной причины понимать эти слова только образно нет, ибо человек легко может быть помазан в прямом смысле слова. Более того, когда в Ветхом Завете говорится о помазании, то имеется в виду физическое , буквальное помазание, и помазанники Божии потому так назывались, что были действительно помазаны елеем или миром, и через это действо, естественно, они получали особую Божию благодать. Так, Давид называет царя Саула и себя самого «помазанником» Господним ( 1Цар.24:7,11 ; Пс.27:8; 88:39 ) именно потому, что они действительно, а не образно были таковыми: «взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула), и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» ( 1Цар.10:1 ); «И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16:13 ). Так же и царь Соломон потому был помазанником, что «взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона» ( 3Цар.1:39 ). Исключительно образно нужно понимать только те места Библии, где Помазанником называется Христос, ибо телесно человеком Он помазан не был. Но для этого есть понятые причины, ибо Христос всегда был исполнен Духом Святым, и не было никакой нужды в том, чтобы помазывать Его и сообщать Ему благодать и дары Св. Духа. Итак, мы видим, что когда в Ветхом Завете говорится о помазанниках людях, то это всегда значит, что они были буквально, физически помазаны елеем или миром. Когда же говорится о Христе, то помазание нужно понимать образно. С кем же мы должны себя отождествлять в данном случае? С Богочеловеком Иисусом Христом, или с Божьими людьми? Очевидно, с последними. Потому и помазание должны понимать в отношении себя буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Уразумел ли ты, человек, тайну вочеловечения Спасителя, насколько мы могли тебе ее выразить? Клирик: – Уразумел и поражён изумлением. Богу, совершившему всё сие, слава! 11. О том, что Христос и Сам принял Таинства Архиерей: – Теперь время сказать, как Христос совершил Таинства по отношению к Самому Себе. Во-первых, Крещение – первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестился в Иордане от Иоанна – не как имевший в этом нужду (ибо какую нужду мог иметь в этом Он, единый беспорочный?), но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского греха и чтобы, созданные вначале из персти, т. е. из земли и воды, мы в воде, погружаясь в неё тленным нашим телом, душою возродились бы и сделались новым и безгрешным человеком. Во-вторых, Спаситель принял помазание, или божественные елей и миро, в самом Крещении, когда низошел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия (как бы от лица Христова): «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» ( Ис. 61:1 ). Об этом и Пётр говорит: «яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть» ( Деян. 2:36 ), сотворил по плоти именно тогда, когда низошёл Дух. И в другом месте святые апостолы произносят: «Святой Сын Твой Иисус, помазанный Тобою» ( Деян. 4:27 ). Также и Павел рассуждает: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Итак, это помазание есть всецелая благодать Святого Духа, Которого, о чём мы уже упоминали, Он принял в Крещении по человечеству, как это было открыто и Иоанну. Как Бог Слово Он всегда имел Святого Духа нераздельным с Собою, но принял Его по благодати, когда вочеловечился. И хотя единосущный и нераздельный Дух всегда был с Ним, хотя Святым же Духом Он и сотворил Себе Божественную плоть, однако в Крещении показал нам ради нас, как Дух нисходит на Него. Точно так же и Крещение Чистый принял ради нас, чтобы мы, приступая ко крещению, принимали Святого Духа. Потому мы и помазываемся, имея нужду в том духовном мире 1 , и именно при крещении. Ведь тот, кто ещё не принял помазания миром, не будет вполне причастен благодати крещения, в котором человек возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет ещё ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Поэтому насколько необходимо креститься, настолько же необходимо и помазываться миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

В Символе веры исповедуется «едино Крещение». Крещение есть духовное рождение и совершается только раз в жизни, так как и однажды человек рождается физически. Один Еосподь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Крещение не повторяется. Ни отречение от веры, ни великое множество грехов со всей тяжестью их не упраздняют неизгладимой Печати Божией на однажды крещеных. Проступок сына не разрывает его связи с отцом. Всегда открыт путь покаяния для христианина, отрекшегося от веры и просящего опять принять его в Церковь (о чём напоминает Господь в притче о блудном сыне). Крещение — это отречение от власти сатаны, который и после крещения нападает на душу. Поэтому жизнь настоящего христианина — непрестанная борьба во имя приобретения и сохранения плодов христианской веры, надежды и любви. Это путь духовной закалки христианина. Каким бы трудным он ни был, он увенчается успехом, если христианин усерден в своем начатом делании и укрепляется надеждой на Спасителя, сказавшего: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Таинство Миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Грех повсюду окружает человека. Склонность ко греху очень сильно удручает человеческую природу. Поэтому крещенному необходима особая Божественная помощь — дар Святого Духа, укрепляющий его духовные силы. Первоначально святые апостолы преподавали дары Святого Духа во утверждение новокрещеных через возложение рук: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14–17). В конце I в. по причине умножения верующих апостолы и их преемники епископы уже не успевали возлагать руки на каждого новопросвещенного христианина, поэтому таинство утверждения верующих по апостольскому благословению стало совершаться через помазание святым миром по примеру того, как помазывались миром ветхозаветные пророки, первосвященники и цари перед началом своего служения. 

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Новокрещеному помазываются части тела святым миром (благовонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними епископами – преемниками апостолов) со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». «Не думай, что это миро есть простое, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – нет – это дар Христов и дар Святого Духа: в нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело, Святым же и Животворящим Духом освящается душа». Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются: чело (лоб) – в знак освящения мыслей; очи (глаза) – для освящения зрения, чтобы видеть свет истины; уши – чтобы слышать слово Божие; уста – для освящения речи; руки – для освящения сил и чтобы творить дела, угодные Богу; ноги – чтобы ходить по пути добра, правды и истины; грудь – для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим. Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять, помогает преодолевать все искушения и скорби. В завершение Таинства священник, при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число «три» символизирует полноту, а круг – вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, так и духовно человек рождается однажды. Причащение «Иисус сказал им в ответ: ... истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:43, 47–51 ). Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно – вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в Таинстве Причащения. Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной вечере апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Этот дар и откровение человеку Самого Бога, во Святой Троице Сущего, знание Его, единение с Ним. Святой Дух – дар! Как проникнуть в неописуемую глубину этой тайны, выразить ее нашими земными словами?! Миропомазание – это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя. Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения со Отцом. «Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14-15), – говорит Христос. Во Христе мы принадлежим Отцу, принимаемся Им как сыны. Во Христе, истинном Храме, ибо «Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:21), мы становимся храмом Духа Святого: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16), – говорит апостол Павел. Христос – Царь, Священник и Пророк, и мы во Христе становимся царями, священниками и пророками; и, по словам святого Иоанна Златоуста, «в изобилии обладаем не одним, а всеми этими тремя достоинствами».    В ранней Церкви слово «печать» (греч. – «сфрагис») имело много значений. Но основное открывается в помазании Святым миром: это печать на нас Того, Кто владеет нами. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожения («теозиса»).    Перед совершением Миропомазания следует насухо вытереть тело крещеного, особенно те места, которые будут помазаны. Помазывать части тела Святым миром следует «не скудно», и до омовения никто не должен прикасаться к ним руками. Но не следует смущаться, если часть Святого мира попадет случайно на пелены. Шествие вокруг купели    В давние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании, называемом баптистерий (крещальня). Поэтому сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, где уже собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную Литургию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

«При наступлении дня Пятидесятницы они все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого..» (Деян 2.1–4). Так возникает Церковь koinonia, о которой говорил святой Иоанн. Причащение Святым Дарам служит основой общения святых. Ибо, как пишет святой Киприан, «верховное жертвоприношение для Бога — это мир наш и наше братское согласие. Это весь народ, собранный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» («Комментарий на Отче Наш»). Аналогия между братским общением и тринитарным едино–многообразием энергичным образом провозглашается и в литургии святого Иоанна Златоуста: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Всякий член народа — laos — Божия, является laikos — каким бы ни было его место в иерархии, «духоносцем». Евхаристия — это причащение одновременно и Христу и Духу Святому. «Прияхом Духа Небесного», — поет хор от лица причастников. Таинство миропомазания, соединенное с крещением, по традиции неразделенной Церкви, составляет таинство всеобщего священства. Помазание святым миром главных жизненных точек тела символизирует огненные языки Пятидесятницы. Во Христе, при помазании Духом, крещеные образуют — «род избранный, царственное священство», как говорит Петр, повторяя слова Божий Моисею: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19.6). К этой теме возвращается Апокалипсис: «Ты соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле» (Откр 5.10). Всякий крещеный, запечатленный Духом, есть царь, священник и пророк в единстве народа Божия. Крещение–миропомазание и Евхаристия наделяют всех членов Церкви равным священническим достоинством, при той же освящающей благодати, которая имеет решающее значение. В лоне этого равенства некоторые отбираются для установленного священства, которое Бог даровал Своей Церкви, чтобы вести ее в ее странствовании, потому что Пасха и Парусия пока еще не слились воедино. «Это различение функционально и не производит никакого онтологического различия», — отмечает Павел Евдокимов. Народ Божий — это не миряне, противопоставленные клиру, это совокупность Тела Христова, где все — миряне и священники, и где Дух распределяет харизмы служения. Архимандрит Феодор Бухарев писал, что он поднялся к различным ступеням священства, чтобы осуществить и оживить в своем приходе благодать царственного священства. «Таков смысл моего служения, когда я преподаю таинства или проповедую слово Божие» (Ф. Бухарев, Письмо протоиерею Валериану Лавескому).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

«При наступлении дня Пятидесятницы они все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого..» ( Деян 2.1–4 ). Так возникает Церковь koinonia, о которой говорил святой Иоанн. Причащение Святым Дарам служит основой общения святых. Ибо, как пишет святой Киприан, «верховное жертвоприношение для Бога – это мир наш и наше братское согласие. Это весь народ, собранный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» («Комментарий на Отче Наш»). Аналогия между братским общением и тринитарным едино-многообразием энергичным образом провозглашается и в литургии святого Иоанна Златоуста : «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Всякий член народа – laos – Божия, является laikos – каким бы ни было его место в иерархии, «духоносцем». Евхаристия – это причащение одновременно и Христу и Духу Святому. «Прияхом Духа Небесного», – поет хор от лица причастников. Таинство миропомазания, соединенное с крещением, по традиции неразделенной Церкви, составляет таинство всеобщего священства. Помазание святым миром главных жизненных точек тела символизирует огненные языки Пятидесятницы. Во Христе, при помазании Духом, крещеные образуют – «род избранный, царственное священство», как говорит Петр, повторяя слова Божий Моисею: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх 19.6 ). К этой теме возвращается Апокалипсис: «Ты соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле» ( Откр 5.10 ). Всякий крещеный, запечатленный Духом, есть царь, священник и пророк в единстве народа Божия. Крещение-миропомазание и Евхаристия наделяют всех членов Церкви равным священническим достоинством, при той же освящающей благодати, которая имеет решающее значение. В лоне этого равенства некоторые отбираются для установленного священства, которое Бог даровал Своей Церкви, чтобы вести ее в ее странствовании, потому что Пасха и Парусия пока еще не слились воедино. «Это различение функционально и не производит никакого онтологического различия», – отмечает Павел Евдокимов . Народ Божий – это не миряне, противопоставленные клиру, это совокупность Тела Христова, где все – миряне и священники, и где Дух распределяет харизмы служения. Архимандрит Феодор Бухарев писал, что он поднялся к различным ступеням священства, чтобы осуществить и оживить в своем приходе благодать царственного священства. «Таков смысл моего служения, когда я преподаю таинства или проповедую слово Божие» (Ф. Бухарев, Письмо протоиерею Валериану Лавескому).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010