3. Испытания православного Востока Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Преодоление смуты и польско-католической интервенции в России было единственным радостным явлением в жизни православного Востока начала семнадцатого века. Борьба между Римом и протестантизмом не ограничивалась в это время только сферой традиционного латинско-католического мира средних веков. И католики и протестанты вовлекли в свои внутренние распри значительные группы как православного населения Польско-Литовского государства, так и православных бывшей Византийской империи, попавших в пятнадцатом веке под власть Оттоманских турок. Кроме того польско-католическая интервенция в православной Московской Руси была не случайным явлением, не изолированным фактом в истории воинствующего и возрождающегося католицизма. Волны реформационного и затем контрреформационного движения, казалось, окончательно прерывали демаркационную линию между восточным и западным христианством и делали православный мир частью арены их братоубийственной борьбы. Положение было особо трудным и сложным в Польше, где православная церковь попала в очень тяжелое положение уже во второй половине шестнадцатого века, когда там разгорелась упорная борьба между протестантами и католиками. Первым большим протестантским течением, захватившим в Польско-Литовском государстве крупные группы населения, особенно аристократии и дворянства, был кальвинизм. В Великом Княжестве Литовском, где кальвинистам энергично помогал крупнейший литовский магнат, князь Николай Радзивилл, кальвинизм, в течение всего лишь нескольких лет, стал главной религией всей северо-западной части Великого Княжества, где население еще сохранило литовский язык. Но и другие центральные, восточные и южные провинции Литвы, сплошь заселенные русским православным населением, также подвергались сильному влиянию кальвинистских проповедников. Правда, простой народ, крестьяне и горожане почти везде остались верными православию, зато аристократия и «паны», — крупные, хотя часто и нетитулованные богатые дворяне, — в ряде воеводств почти целиком перешли в веру женевского теократа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439469/

XVII век Восстановление православной иерархии в Литве После Брестского Собора 1596 года большинство православных епископов Юго-Западной Руси и Литвы приняли унию с Римом. Только двое из них остались верны Восточной Церкви и продолжали окормлять православную паству на всей территории Польско-Литовского государства. Видя, что униатские храмы стоят пустыми, а простой люд не желает принимать союза с Римской Церковью, правительство стало вводить унию насильственными методами. Сначала оно действовало только экономическими ограничениями, налогами и лишением гражданских прав «схизматиков» – так называли католики исповедующих Православие. Однако эти методы были мало результативны. Тогда к делу унии были привлечены войска. Начались гонения, которые еще более усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля Сигизмунда и иезуитов, – писал один из современников этих событий, – не уступал в свирепости языческим гонителям христианства». Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать молебствия о здравии римского папы. Чтобы еще более унизить чувства верующих, латинское духовенство переезжало от храма к храму в повозках, в которые вместо лошадей впрягали до 20 и более «схизматиков». Сопротивляющихся избивали, бросали в тюрьмы и лишали жизни как государственных преступников. Оставшись без своих архипастырей, православные, чтобы хоть как-то противостать гонениям, стали объединяться в братства. Главной же опорой Восточной Церкви на территории Польско-Литовского государства в это тяжелое время стало казачество. Именно благодаря его силе, сдерживающей порой безумный фанатизм униатов, Православие сумело выжить в Польше, Литве, Белоруссии и Украине. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую Землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители – сердце казачьей республики. Ее глава – казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же под предлогом празднования престольного праздника монастыря – Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов. Православные люди радовались восстановлению законной церковной власти. Многие приходы в разных областях Польского королевства, узнав, что для их епархии поставлен православный епископ, письменно заявляли о своей поддержке новому архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Благовещенье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благовещенская церковь в дворцовом с. Благовещенье известна с XVI в. В годы польско-литовской интервенции храм уничтожили, он был возобновлен по благословению Патриарха Иоакима в 1686 г.  В 1744 г. храм обновили, устроив в нем придел во имя свт. Николая. С 1751 г. селом владел гр. А. И. Шувалов. В 1845 г. пожар уничтожил храм с колокольней и дом притча. В 1896 г. стараниями уроженца села Е. В. Наумова началось строительство каменного трехпрестольного храма по проекту арх. А. А. Никифорова. Церковь освятили в 1900 г. с приделами: во имя свт. Николая и сщмч. Евфимия, епископа Сардийского. В 1940 г. храм закрыли. Новая община образовалась в 1999 г. Деревянная церковь древней дворцовой Вышегородской волости Верейского уезда известна с XVI столетия. В годы польско-литовской войны храм был уничтожен и восстановлен в 1686г. В 1744г. на средства прихожан был возведен новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая. Строительство нового трехпрестольного каменного храма начали в 1896г. Храмоздателями выступили уроженцы с.Благовещение братья Наумовы. Храм был построен по проекту известного московского архитектора А.А.Никифорова. В 1940г. настоятель храма был арестован, храм закрыт. В 1999г. образован приход. С 2002 г. начались богослужения. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия. Автор не указан. Расположенное на великокняжеской земле древнего Вышегородского стана село Благовещенское известно с XVI века. Здесь, на месте, называемом Кипячий колодец в Понизовце, была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовавшая до Смутного времени конца XVI-haчaлa XVII столетия. Занявшие Верею польско-литовские интервенты грабили и разрушали окрестные сёла и деревни, оскверняли и уничтожали огнём православные храмы, изгоняли с насиженных мест местное население.

http://sobory.ru/article/?object=06705

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Качалове. Карта и ближайшие объекты Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в XVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…» В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г. К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено. Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни. По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г. Более четырехсот пятидесяти лет назад на территории храма была небольшая деревенская церковь во имя великомученицы Параскевы, в то время это было село Киово-Качалово в Московском уезде в Чермном стане. К нему была приписана церковь. Во время польско-литовского нашествия в начале XVII века церковь была сожжена неприятелем. Строительство нового храма было начато в 1692 году князем Иваном Ивановичем Щербаковым, который владел этим селом. Через два года каменная церковь была построена и в 1694 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=03291

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Первый русский постоянный представитель в Варшаве В. М. Тяпкин и православные в Речи Посполитой В истории отношений двух главных восточноевропейских государств XVII в.— России и Речи Посполитой – важным событием стало решение об установлении постоянных дипломатических представительств в столицах обоих государств. Первым русским представителем (резидентом) в Варшаве стал стольник и полковник Василий Михайлович Тяпкин. Он приехал в Варшаву в начале февраля 1674 г. во время «бескоролевья» после смерти короля Михаила Вишневецкого и оставался в Речи Посполитой до июня 1677 г. Одной из его главных обязанностей было постоянно сообщать в Москву о том, что происходит в Польско-Литовском государстве. Резидент переслал в Москву большое количество сообщений, однако известий о положении православных в Речи Посполитой в течение длительного времени в этих сообщениях не было. Можно указать несколько причин этого. Во-первых, в посольском наказе резиденту такая тема отсутствовала Во-вторых, большую часть 1674 г. и значительную часть 1675 г. В. М. Тяпкин провел в Варшаве, где возможности для его контактов с православными были ограничены. В-третьих, судя по сообщениям резидента, первоначально сами православные в Речи Посполитой не стремились к контактам с резидентом. Показателен в этом плане отзыв В. М. Тяпкина о таком крупном церковном деятеле, как Перемышльский епископ и претендент на Киевскую метрополичью кафедру Антоний Виницкий. 24 октября 1674 г. В. М. Тяпкин с неудовольствием писал главе Посольского приказа А. С. Матвееву, что митрополит, хотя и получил из Москвы «государево жалованье большое» — «от него не слышит ни единого доброхотства и не пишет ко мне ни о чем» Все это, вероятно, было не случайно. В условиях османского наступления власти Польско-Литовского государства, заинтересованные в лояльности православного населения, были готовы (о чем речь пойдет далее) на ряд важных уступок, и в этих условиях не видели настоятельной необходимости искать помощи и поддержки в России.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982993/

Закрыть itemscope itemtype="" > Единство ли? История России - сплошные Смуты, гасителем которых являются народные массы 29.10.2022 730 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора В этом году День народного единства отмечается в месяц изгнания интервентов из России, когда ополчение под руководством Минина и Пожарского, а также казаков князя Дмитрия Трубецкого, окончательно изгнало польско-литовские войска из Москвы. Официально годом окончания смуты считается 1613 год, когда на престол был избран юный Михаил Романов, но изгнание иноземцев было завершено уже в 1612 году. Четвёртого ноября Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения одной из самых почитаемых на Руси иконы – Пресвятой Богородицы Казанской. Праздник был установлен в 1649 году в память избавления Москвы от нашествия поляков в 1612 году. Список с иконы был прислан из Казани князю Д.М. Пожарскому, который возглавил народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде старостой Кузьмой Мининым. Исходом польско-литовских войск из земель московских надо считать их поражение в битве на Девичьем поле первого сентября 1612 г., когда объединённые силы второго ополчения Минина и Пожарского вкупе с остатками первого ополчения под руководством князя Дмитрия Трубецкого наголову разбили спешащего на помощь осаждённым в Московском Кремле полякам и литовцам, войска великого гетмана литовского Ходкевича, который потерпев поражение начал отступать из пределов государства Московского. Но это, как говорится, военная сторона вопроса. А вот русский взгляд на историю России вообще не сформирован до сих пор. Все концепции и оценки, которые до сих пор получили широкое распространение в системе образования и в умах читающих людей, имеют мало общего с реальной историей и игнорируют множество фактов, которые изменили бы оценки на противоположные. Но все эти факты «не вписываются» в то, что принято считать общепризнанным. Так и в изгнании поляков из России в 1612 году был не главным в вопросе прекращения Смуты, а скорее умное прекращение распрей внутри страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/ed...

Лжедмитрий II. Гравюра. XIX в. († 11.12.1610, близ Калуги), самозванец, после смерти Лжедмитрия I (17.05.1606) выдавший себя за царевича св. Димитрия Иоанновича , сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). По свидетельству Баркулабовской летописи и ряда др. источников, он был учителем в школе на территории Вост. Белоруссии (в Шклове или в окрестностях Могилёва). Был объявлен «царем Дмитрием» в июле 1607 г. В движении Л. объединились 2 силы - служилые люди окраин России (первоначально южных) и отряды вооруженной польско-литовской шляхты, оказавшиеся не у дел по окончании гражданской войны в Польско-Литовском гос-ве. Главными фигурами лагеря Л. на 1-м этапе его движения стали атаман И. М. Заруцкий и ротмистр Н. Меховецкий. Власть Л. распространилась на Северскую землю, осенью 1607 г. его войска захватили Брянск. Армия Л. постепенно пополнялась отрядами казаков, остатками сражавшейся в Туле армии И. И. Болотникова, новыми отрядами наемных войск из Речи Посполитой. Весной 1608 г. эти отряды возглавил видный представитель укр. знати кн. Р. К. Ружинский, который стал гетманом Л. В сражении под Болховом 30 апр.- 1 мая 1608 г. войска Л. разбили армию царя Василия Иоанновича Шуйского , потерявшего все запасы и артиллерию. После этого вооруженные силы Л. двинулись на Москву, к к-рой подошли в нач. лета 1608 г. Резиденцией Л. стало подмосковное с. Тушино. На р. Ходынке вблизи от Тушина 25 июня 1608 г. произошло сражение, в к-ром армия Василия Шуйского снова потерпела поражение. Теперь войска Л. прочно обосновались под Москвой и пытались блокировать столицу. Начались отъезды детей боярских из Москвы в Тушино. В июле-авг. 1608 г. на сторону Л. перешел ряд городов на северо-западе - Вел. Луки, Торопец, Белая, в сент. за ними последовал один из главных центров региона - Псков. Осенью 1608 г. в результате похода к Троице-Сергиеву мон-рю (см. Троице-Сергиева лавра ) одного из гетманов самозванца Я. П. Сапеги на сторону Л. перешли Переславский, Юрьевский, Суздальский уезды. Затем, после взятия отрядами Л. Ростова, приняло присягу население Владимира, Ярославля, Романова, Углича, Костромы, Вологды. Наконец, тогда же, осенью 1608 г., власть Л. признали Муром, Арзамас, Балахна, Гороховец, затем власть Л. распространилась на Ср. Поволжье; Н. Новгород оказался в блокаде. Достигнутые успехи лишь отчасти объяснялись хорошей боевой подготовкой наемного войска Л. Для мн. детей боярских не только окраин, но отчасти и центра России переход на сторону самозванца обещал приобретение как земельных владений, так и чинов, должностей, на к-рые они не могли рассчитывать при сохранении традиц. порядка. Отсюда массовый переход дворянства мн. регионов на сторону Л.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ в 1468-1686 гг. ряд правосл. епархий под упр. митрополита Киевского и Галицкого в юрисдикции К-польского патриарха, отделившихся от общерус. митрополии. Образование З. м. стало следствием того, что Римская курия пыталась добиться признания Ферраро-Флорентийской унии правосл. населением Вост. Европы. С этой целью в окт. 1458 г. К-польский униат. патриарх Григорий III Мамма поставил на Киевскую кафедру митр. Григория (1458-1473), которого вскоре папа Пий II направил к польск. кор. Казимиру IV Ягеллончику с просьбой содействовать передаче Григорию Киевской кафедры из рук митр. св. Ионы , пребывавшего в Сев.-Вост. Руси. В Москве Григория не признали, но ряд правосл. епископов в Польше и Литве были вынуждены ему подчиниться. Вскоре Григорий под влиянием паствы, не желавшей находиться под властью папы, возвратился в Православие, а его митрополия вошла в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха. Т. о., общерус. митрополия оказалась разделена на московскую часть под упр. автокефального митр. Ионы и польско-литов. часть (З. м.) под упр. Григория. В состав З. м. вошли епархии на территории Литовского великого княжества (Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская) и Польского королевства (Галицкая, Перемышльская, Холмская). Первоначально резиденцией Западнорусского митрополита был Новогрудок, затем Киев и Вильно, но кафедральным городом остался Киев. Особенностью положения правосл. Церкви на польско-литов. землях была зависимость ее от правителей Польши и Литвы, католиков по вероисповеданию. Свое право патроната, унаследованное от правосл. древнерус. князей, они использовали по преимуществу в ущерб интересам правосл. церковных учреждений, опека над к-рыми могла передаваться католич. феодалам и даже католич. церковным орг-циям. Светские власти вмешивались в назначения епископов и настоятелей мон-рей, передавая правосл. архиерейские кафедры и мон-ри мирянам, оказавшим услуги власти. Одним из последствий такого неблагоприятного положения стала слабость иерархических связей в З. м.: власть митрополита над подчиненными ему епископами была ограниченной, зависимость приходского духовенства от епархиальных архиереев - слабой. И архиереи, и приходское духовенство в большей степени зависели от светских патронов, чем от священноначалия. Власть К-польского патриарха над Киевским митрополитом также была незначительной и ограничивалась поставлением на митрополичью кафедру избранного в З. м. кандидата.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Отделение I. Краткий обзор епархии и монастыри ОБРАЗОВАНИЕ СЛОБОДСКО-УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЕЕ ИЕРАРХИЯ, НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЕПАРХИИ Там, где с 17 столетия является Слободская христианская Украйна, до 13 столетия жили и славили Бога истинного христиане княжеств Переяславльского и Черниговского. Это показывают и городищ Украйны. Огонь и меч татар в половине 13 столетия опустошили эту страну; жители, какие только уцелели, бежали за Днепр, под защиту сильных Владимиро-Галицких князей, а потом подпали под власть Литвы и Польши. Нынешняя Слободская Украйна стала степью, где татары по временам кочевали с своими стадами, и оттуда, по временам, устремлялись на грабеж границ русских. Так было до исхода 16 столетия. С появлением иезуитов в Польско-Литовском королевстве притеснения православным, подданным Польши, усилились; уния – дело тех же иезуитов, ввела за собою кровавые страдания для православия Польско-Литовского. За несогласие на измену св. прародительской вере русских лишили прав и преимуществ гражданских, мучили в судах, предавали огню жилища их, отдавали храмы их на откуп жидам. Невинно гонимые, спасая жизнь и веру, начали переходить под власть православного московского царя, сперва поодиночке или семьями, потом целыми массами – сотнями семей. Так зверство дикарей-татар опустошило Украйну, а насилия иезуитов и магнатов польских мало-помалу населило Украйну христианами. Православный московский царь охотно принимал к себе страдальцев православия и по состраданию к невинным, и по выгодам для своего царства. Вот что писал царь 14 мая 1641 г. в грамоте о гетмане Острянице: «Они (гетман и его товарищи) из Литовския стороны в наше Московское государство пришли для того, что Польские и Литовские люди их крестьянскую веру нарушили и церкви Божий разоряют и их побивают, и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строенье разорили и пограбили... И мы Великий Государь, жалея, что они, Черкасы, православныя крестьянския веры греческаго закона, и видя их от Поляков во изгнании и в смертном посечении, велели их принять под свою царскую высокую руку и велели устроить их на Чугуеве».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010