26) Как, востав от сна, проводить время до утра. Пробудившись от сна, первее всего воздай славу Богу, и призвав Его себе заступление, начни главнейшее свое дело, т. е. молиться в сердце непарительно и чисто, и помолись так с час. Тогда ум сам по себе большею частию бывает тих и немятежен; мы-же заповедь имеем, — первейшее и наилучшее Богу приносить в жертву, т. е. свое первомыслие в чистой сердечной молитве неуклонно простирать к Господу нашему Иисусу Христу, — как говорит Св. Нил: «тот молитву свою делает услышанною, кто всегда свое первомыслие, как зрелый плод приносит Богу» (гл. 126). Потом пропой полунощницу. Если же ты, не будучи тверд в совершенном безмолвии, не можешь начать так, как мы сказали, — по этой, или по другой какой причине, как часто случается с теми, кои только начинают еще такое делание, а иной раз, хотя редко, и с теми, кои довольно успели в нем, но еще не достигли совершенства, ибо только совершенные вся могут о укрепляющем их Христе (Фил. 4, 13), — так если не можешь, то возстав от сна и возставив, сколько можешь, бодренное трезвение, пой прежде полунощницу, со вниманием и разумением поемаго. После сего, сядь и молись в сердце чисто и непарительно, как показано, час один, лучше же, сколько даст тебе Податель благ. Лествичник говорит: «в продолжении ночи большую часть времени посвящай молитве, а меньшую отдавай Псалмопению; днем же устрояй делания свои. сообразно с силами своими» (Сл. 27, 77). Если и после такого себя нуждения подвижническаго, все еще будешь одолеваем сонным разслаблением и разленением, встань и напрягись, все держась молитвы, и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (Св. Исаак: «выди наружу и походи»). Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с Чистым беседовать Богом. Затем встань, пропой разумно шестопсалмие, пятьдесятый псалом, и канон, какой хочешь. После сего сядь опять и с бодренным трезвением искренно помолись пол-часа. И опять встав пой хвалитны, обычное славословие и первый час. И затем сотвори отпуст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Благодаря этой грамоте государя, 12 июля того же 1649 года, в Москву прибыли из Киева старцы, книжные переводчики: Арсений Сатановский и Епифаний Славенецкий, поселившиеся сначала на большом посольском дворе, а потом в Чудове монастыре. В следующем 1650 году в Москву прибыл и третий переводчик киевлянин Дамаскин Значит, киевские ученые старцы вызывались в Москву специально для перевода на славянский язык греческих и латинских книг вообще и частнее: «для справки библеи греческие на словенскую речь»; вызывались они потому, что «еллинскому языку навычны и с эллинского языку на словенскую речь перевести умеют и латинскую речь достаточно знают». И действительно, с приездом в Москву ученых киевлян у нас сразу книжная справка была поставлена на новых началах: стали справляться не только с древними славянскими рукописями, но и с греческими и южно-русскими изданиями. Так в послесловии к известной Иосифовской Кормчей, которая начата печатанием по повелению государя, по совету и благословению патриарха Иосифа в 1649 году 7-го ноября, говорится: «буди вам, христоименитому достоянию, всем известно: яко да соуз мира церковного твердо, в дусе кротости хранится и да не будет, несогласие ради, распри в церковном телеси, сего ради, многие переводы сие святые книги, Кормчии, ко свидетельству типографского дела, собрани быша; в них же едина паче прочих, в сущих правилах крепчайши, наипаче же свидетельствова ту книгу греческая Кормчая книга, Паисия патриарха святого града Иерусалима, яже древними писцы паписася за многия лета, ему же, патриарху Паисии, в те времена бывшу в царствующем граде В послесловии к Шестодневу 1650 года говорится: «подобает ведати, яко же в книге сей указы о ипокоях, на повечернях по трисвятом, и на полунощницах по трисвятом же, и по шестой песни, вместо воскресных кондак, указаны наряду кондак — заступнице христианом, отложити подобает. Глоголати же вместо того и на повечернях и на полунощницах и по 6 песни, егда не поется святому полиелеос, непременно воскресные кондаки, высоты ради воскресного дне: ипакой бо точию по непорочных глоголются, понеже и во греческих переводех по сему же уставу обретохом, еже воскресные кондаки на тех местах глоголати.

http://sedmitza.ru/lib/text/439636/

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, скажите пожалуйста как, правильно начинать посты, вечером накануне постного дня уже не есть скоромную пищу, или утром постного дня не есть эту пищу? Тот же вопрос и по праздникам, когда начинается вечером накануне или утром? Похожие вопросы 3 Ответа С полуночи до полуночи. Богослужебный день, как правило, начинается после церковной службы 9го часа (15–00 в современном измерении). Следующие за этим службы вечера, ночи, раннего утра относятся к следующим солнечным суткам, и значит, к праздникам следующего дня, и вот почему: Быт. 1:5 … И был вечер, и было утро: день один. То есть, сутки в Церкви начинаются с вечера, потом ночь и потом утро. Таким образом, богослужебные посты начинаются и завершаются после служб 9го часа. Но, например, богослужебная Страстная Суббота завершается службой полунощницы, когда уносят Плащаницу в алтарь, а следом уже Пасха, то есть около 23 часов 45 минут. Понятно, что в храмах время привязано к службам, а не к солнцу, потому служба 9го часа бывает днём, как в Троицу, или даже утром, как в Великий Пост, а ещё для разных храмов разное время. В периоды богослужебных постов песнопения, молитвы и чтения несут б о льшую  покоянную нагрузку. Но как сказано выше, гастрономический пост, то есть требования к составу пищи,  отмеряют по началу солнечных суткок в месте пребывания в часов 00 минут. Типикон (Устав) в 49 главе, по любви к насельникам монастырей ограничивает число поклонов в службу полунощницы, положенной в ночь с Прощенного воскресенья на понедельник 1й седмицы Великого поста: И собравшеся вси в притвор, поем полунощницу без поклонов: точию по Честнейшую херувим, 3 поклоны великия, с молитвою: Господи и Владыко живота моего: Сие же бывает в 1й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны. В другие службы полунощницы следует выполнять все поклоны, коих 16 земных, а еще ранее и 17 поклонов. Составители Типикона знали, что монахам предстоит долгий период говения, они хорошо перед этим поели, и ночью на полный желудок делать все поклоны будет очень неудобно. Таким образом установилась граница гастрономического поста по границе солнечных суток, по службе полуношницы, до которой в монастырях Типиконом благословлялось вкушать масло и яйца. Постимся мы традиционно от начала суток до начала следующих. Праздник начинается с вечерней службы накануне до следующего вечера. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/v-kakoe-vremja-n...

Чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV beky. Чин Полунощницы В современном виде полунощница бывает трех видов – вседневная, субботняя и воскресная. Нас пока интересует чин вседневной полунощницы. Основным элементом ее является пение 118 псалма, разделенного на три части. Вопр. Почему выбран именно этот псалом, — спросите вы? Отв. Видимо потому что он представляет собой своего рода компендиум аскетической жизни… Эка, я завернул! Говоря проще, в нем описывается жизнь святых, их подвиги и труды, так же нападения на них различных греховных помыслов, средства к уловлению со стороны нечистых духов, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: поучением в Слове Божием, исполнением заповедей, терпением в борьбе за добродетель и помощью свыше. Возраж. Но вы скажете, а зачем нам на ночь глядя воспроизводить в уме своем всю эту программу благочестивой жизни? Не правильней ли было бы это делать с началом дня? Отв. Конечно, правильней. И если мы посмотрим на чинопоследование праздничной Утрени, то обнаружим, что 118пс. входит в ее состав. А если еще мы узнаем, что в древности этот псалом пели лишь на утренях субботы и воскресенья, и вспомним, что полунощница к тому же соединялась с Утреней, тогда станет понятно, что на будничней полунощнице он оказался вследствие переноса его из Утрени. Следовательно, 118 псалом на вседневной полунощнице – отголосок практики совершения ее утром и на самом деле к ней не имеет прямого отношения. Другое дело тропарь богослужения Страстной седмицы, составляющий основу и чина полунощницы: «Се, Жених грядет в полунощи». В нем говорится, что «Жених идет в полночь, и блажен тот раб, которого Он обретет бодрствующим, недостоиным же будет тот, которого Он найдет унывающим». К этому тропарю добавляются еще два других на ту же тему, с наибольшей полнотой выражая главное содержание всей Полунощницы — ожидание Второго Пришествия Сына Человеческого. За этими тропарями следует заключительная часть, такая же как у службы 3 часа, начиная с молитвы «Иже на всякое время».

http://azbyka.ru/video/12-polnochnaja-mo...

Таким образом в древности под «часами» разумелись все вообще суточные службы, вошедшие в состав «Часослова». Правда, с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, петлоглашение, утреня. Однако и эти названия в древности являлись точно такими же техническими определениями суточного времени, как и часы, почему и заменялись иногда определенными часовыми указаниями; так, вечерня в некоторых памятниках относится к 10-му или 11-му часу, по церковному счету: повечерие в Син. 863 прямо называется службою «ες τν πρτην (ραν) ψ». А такие наименования, как «полунощница», «петлоглашение», и сами по себе служат достаточно ясными и точными определениями известных часов ночи. Общность названия суточных служб вполне оправдывается и единством их построения, определенно засвидетельствованным многочисленными памятниками, начиная с древнейших, соборно-песненных, и кончая более поздними, монастырскими. Так, уже паломница IV века, Сильвия Аквитанка, весьма определенно и с особенной настойчивостью указывает на однородность построения иерусалимского суточного богослужения её времени. Сказавши предварительно о полночно-утреннем богослужении, она непосредственно продолжает: «в шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит –– затем так же прежде всего читает молитву ––, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе. –– В десятый же час (что зовется здесь licinicon, а мы называем вечерня) подобным же образом все собираются в Воскресение –– поются песни и антифоны –– произносит молитву епископ –– и благословляет (оглашенных и) верных. –– И все начинают подходить к руке епископа». 5 «В третий час (во дни 40-цы) –– совершается все, что во весь год совершается в шестой час». 6 «Такая служба правится ежедневно в течении шести дней у Креста и в Воскресении». 7 Воскресное ночное бдение (служба «петлоглашения») отличается от повседневных служб лишь чтением евангелия о воскресении Господнем и большей торжественностью обстановки. Даже литургия, заменяющая по воскресениям службу часов, под конец переходит в богослужение обычного повседневного строя. 8 Об особой службе «повечерия» паломница вовсе не говорит, а полунощницу описывает, как частную службу, совершавшуюся без епископа, при главном участии монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

9 ч. Син. 868; ныне богородичен отпуст.); II. гл. 1, «Аще праведник едва спасается» (поч. 9 ч. Син. 868; сед. понед.) и «Заченши неопально огнь божества» (богород. отпуст.); III. гл. 1, «Объятия отча отверсти ми потщися» (сед. вторн.) и «Чудо чудес благодатная» (богород. отпуст.); IV. гл. 1, «Егда приидеши, Боже, на землю со славою» (служба по вся дни, кондак; сн. чин 12 псс.) и «Пречистая Богородице, на небесех благословенная» (богород. отп.); V. гл. 2, «Аз есмь древо неплодное Господи» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед.) и «Божественнаго быхом общницы естества» (почасие 6 ч. Син. 868, богород. отп.); VI. гл. 3, «Живущи на земли душе моя покайся» (сед. вторн.) и «Прибежище и сила наша Богородице» (повечерие Син. 865; богор. отп.). – Полунощница, (гл. 8) «Яко судии предстоящу, попецыся душе» (сед. понед.) и «Се жених грядет». – Остальные шесть часов (VII–XII) тропарей не имеют. Ватопед. 350 для каждого из ночных последований указывает по три тропаря в следующем порядке: I. гл. 2, «Яко волны морския восташа на мя беззакония моя» (почасие 1 ч. Син. 870; сед. понед), «Аз есмь древо неплодное Господи» (там же) и «Беззаконий моих, Христе Боже, видя множество, враг победити уповает ими благость твою» (пол-ца Син. 865); II. гл. 5, «Тебе седящу на судилищи и человеческая испытующу», «Аз есмь овча заблудшее, Господи» и «На одре лежа грехов многих» (сед. вторн.); III. гл. 6, «Во юдоли плачевне» (чин 12 пс., сед. понед.), «Мудрых дев бодрственное даруй ми Господи (пол-ца Соф. 1052 ; сед. вторн ) и «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене» (повечерие); IV. гл. 6, «Помысливши душе страшному предстояше судищу», «Грехов болезнью разслабленный» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» (повеч.); V. полунощница, гл. 4, «Всю мою жизнь поработих греху», «Ослаблен есмь сном уныния " и «Помрачение тяжкаго греха»; VI. гл. 2 «Помяни, Господи, яко благ, рабы твои» (полун-ца), «Возвесели, Господи, со набранными рабами твоими», гл. 8 – «Со святыми упокой» (пол-ца) и «Тебе и стену и пристанище имамы» (почасие 3 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

выше, с. 425), в Пятидесятницу только «канон и Непорочны, летом еще 6 псалмов, и замою и в Четыредесятницу 12 псалмов и еще какие-то «последования» с несколькими трисвятыми. Афоно-Иверский Синаксарь в ркп. Тифлисского музея 222 XII в., давая только чин великопостной полунощницы, также сливает ее с повечерием и ночными часами, именно так, что те и другие (с. 432) вставляются между первой и второй частью полунощницы, которая имеет строй, очень близкий к теперешнему. «В начале 10 часов звонят к повечерию и служат прежде полунощницу без Непорочных; после Святый Боже, Отче наш, «Незримое неусыпное...» Слава «Коль страшен...» И ныне «Непостыдная надежда», Господи помилуй 40. Священник «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», народ Аминь (полунощница), Приидите поклонимся, Помилуй мя Боже... и канон Богородицы и святого из Минеи, Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (панихида или повечерие), Приидите поклонимся и прочитывают 12 псалмов, причем после каждых 2 псалмов Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (ночные часы). Блаженны, Слава в вышних Богу, Святый Боже, Господи сил с нами буди, Господи помилуй 40, Господи Вседержителю Святый, Господи помилуй 40 (повечерие)дите поклонимся... Возведох очи мои... Се ныне благословите, Святый Боже, Господи помилуй 12» (вторая часть полунощницы». Это поледование называется «ночными часами» 1726 . – Еще большее развитие поучает полунощница в Иерусалимских уставах. И такой древний Часослов Иерусалимского типа, как Синайской библ. 864 IX в. (в Синайск. 863 VIII-IX в. нет полунощницы, может быть оторвана) имеет 2 полунощницы. после вышеупомянутых 12 ночных псалмов, присоединенных здесь к 9-му часу и 2 богородичных к ним – здесь идут два полунощных канона с соответствующими тропарями и припевами, а после них такие же стихиры, заключающие моление о безмятежном сне. Затем следует особая полунощница; начинается она молитвами царей Езекии и Манассии и псалмом 90-м (ныне в чине повечерия); затем – Аллиуиа с нынешними утренними стихами из Исаии (29, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На полунощнице верующие вспоминают, бывшую около полуночи в саду Гефиманском, молитву Иисуса Христа, перед Его крестною смертью , и вместе с тем приводят себе на память то время, когда Иисус Христос придет на землю судить живых и мертвых. Поэтому на полунощнице полагается следующая песнь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас! Для чего совершается утреня, и какие священные события воспоминаются на ней? На утрене верующие благодарят Бога за то, что Он сохранил их во время прошедшей ночи, и просят себе милостей на наступающий день, и вместе с тем вспоминают рождество Христово, Его страдания, смерть и воскресение. Для чего совершается первый час? На первом час (по-нашему, 7-м утра) верующие молят Бога в самом начале дня, чтобы Он помог им провести день, как следует ученикам Христовым. Какой тропарь первого часа? Следующий: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой . Какие службы совершаются около полудня? Час третий, шестой и литургия или обедня. Для чего совершается третий час, и какая главная песнь сего часа? На третьем часе (по нашему счету, 9-м утра) верующие воспоминают бывшее в этом часу сошествие Св. Духа на апостолов. Потому на 3-м часе полагается следующий тропарь: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый. Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Для чего совершается шестой час, и какой тропарь сего часа? На шестом часе (по нашему счету, 12-м утра) верующие вспоминают бывшее в этом часу распятие Господа Иисуса Христа на кресте за грехи человеческие. Потому на 6-м часе полагается тропарь: Иже в шестый день же (т. е. пятницу) и час на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Для чего совершается литургия или обедня, и какие священные события вспоминаются за литургиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Матвей Андреевич обещался из-за одежд не делать разделения; но не исполнил обещания. И так, вот из-за каких малостей происходят у старообрядцев раздоры между собою! Я прежде думал, что эта болезнь в старообрядчестве – ни за что делать разделение – существует только в нашей местности; но впоследствии, когда более познакомился с старообрядчеством и с старообрядческими выписками, узнал, что это болезнь раскола повсюдная. Когда я приехал в Москву, тогда федосеевцы с филиповцами хлопотали о мире; но мир не состоялся из-за причин, ради которых не только не должно быть разделения, но и упрекать одним других не должно. А именно: филиповцы в келейном правиле ежедневно на соборе достают из-под одежды для целования тельные кресты; федосеевцы того не делают; филиповцы сначала полунощницы три поклона полагают на стихе: Слава тебе Боже наш, слава тебе всяческих ради, а федосеевцы три поклона полагают на стихе: Боже очисти мя грешнаго (Оба эти обычая в старопечатных книгах обретаются: зри о том во Псалтыре со восследованием, в начале полунощницы и молитвах во сне искусившемуся). И еще было несколько таких же предметов, из-за которых мир состояться не мог. И таково не современное только старообрядчество; но оно было таково и в своих предках. В доказательство представляю выдержку из одной статьи, под названием: Известное показание о нашей православной христианской вере устицкой волости в уренских пределах. В ней описываются мужи, современные Даниилу Викулину, которые прежде жили в Даниловом монастыре, возвратились оттуда в 7235 году и посеяли раскол во устинской волости; потом здесь между расколом произошел раскол, о причинах которого в статье пишется следующее: «Все (во устинской волости) единомысленно стояли христиане, никакого междоусобного раскола не было от лет вышеписанных (т. е. 7235) до лета 7282, и стояло между годы лет 53 г. Егда дошед отец Лука Екимович в глубочайшую старость, братским советом выбрали в духовные отцы, а именно Трофима Ивановича; той Лука Екимович благословил в духовные отцы того Трофима Ивановича, пришедшего из Кинешмы, из-за Волги, принесшего с собой потаенный обычай содержащее от Федосея Васильева; аще и от церковного уставу свидетельства приводят оные федосеевцы, но наши отцы и поморские пустынножители, Даниил Викулович, Андрей и Симеон Денисовы, и прочие отцы поморской страны все един церковный устав держали, той и ныне у нас устав и обычай един с прежними отцами поморскими содержится.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

выше); б) вместо ектении: «Помилуй нас. Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; в) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо многолетия – «Небесный Царю»; г) полагаются 16-ть поклонов с молитвою; «Господи и Владыко живота»; д) после поклонов читается пред отпустом: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. После вечерни сряду бывает великое повечерие. Но: а) на нем не поется как в Великом посту, после «Достойно», «Господи сил, с нами буди», а полагаются следующие тропари, обыкновенно бывающие на малом повечерии: тропарь дне и храма, затем: «Боже отец наших», «Иже во всем мире», на «Слава» кондак: «Со святыми упокой», на «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых»; б) великое повечерие оканчивается малым отпустом (а не молитвою: «Владыко многомилостиве»). Полунощница бывает с поклонами (Триодь Пост., послед. среды сырной). На утрени: а) вместо «Бог Господь и засим тропарей святым и праздникам, поется «Аллилуиа» и троичны гласа; б) кроме трипеснцев, положенных в каждый день сырной седмицы, в среду и пяток сырные поются полные каноны. В которых песнях случится трипеснец (в среду З-й, 8-й и 9-й; в пяток 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день (см. выше); в) по 9-й песни канона поется светилен троичен гласа; г) но «Благо есть», вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; д) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо пения: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» и проч., читается: «Небесный Царю»; е) полагаются 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего». Часы совершаются великопостные, с великими поклонами. Но на них: а) в кампан не ударяют (см. выше); б) кафизмы не положено; в) тропарь: «Заутра услыши» (на 1-м часе) и подобные тропари на других часах не поются, а читаются (см. выше). После 9-го часа сряду бывают Изобразительные. Но они начинаются не пением «Блаженны», как в дни Великого поста, а самыми Изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя» ( Пс.102 ) и «Хвали, душе моя» ( Пс.145 ), и затем следуют: «Блаженны», поскору (см.выше), читается также Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010