Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение времени «Полунощники». Повесть Н. Лескова 16.06.2022 2334 Время на чтение 8 минут В связи с недавним 190-летием известного русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) публикуем статью о нем 1892 года (впервые опубликована: Богословский Вестник. – 1892.– Т. 1.– С. 415–419) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) в бытность его еще архимандритом, ректором Московской духовной академии. Ко времени написания статьи уже сформировались его богословские взгляды, он был достаточно тесно знаком со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Н.С. Лесков завершил написание своей повести «Полунощники» осенью 1890 г., которая была напечатана в последних двух книгах либерального «Вестника Европы» за 1891 г. Это был пасквиль на св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. О духе этого произведения можно судить по его кощунственной лексике. Глумление Н. С. Лескова над дарами о. Иоанна, видно и в письмах писателя к Л. Н. Толстому. «Полунощники» многократно переиздавались. Так, уже через год после журнальной публикации они были включены в одиннадцатый том Собрания сочинений Н.С. Лескова. В последнем «советском» (М., 1989) двенадцатитомном Собрании сочинений Н.  С.   Лескова (т. X I ), эта повесть вышла тиражом 1 700 000 экземпляров.   Ложное изображение Всероссийского пастыря в повести Н.С. Лескова «Полунощники» и послужило одной из причин появления критической статьи  в богословском журнале. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. – С. 388–392). Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. +   +   + Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! Представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы, по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения, ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейною любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Разделы портала «Азбука веры» Русский НА УТРЕНИ Знаменает параекклисиарх к свету, коснее ради вечерняго утешения, и собираемся вси по обычаю в церковь. Поем полунощницу без поклонов, токмо в конец три поклоны великия, с молитвою, Господи и Владыко:  Сие же бывает в 1й день токмо. В прочия же дни святаго и великаго поста, поем полунощницу всю с поклоны 16, по обычаю. Таже востав иерей творит обычное метание настоятелю, и входит во святый олтарь, и прием кадильницу, станет пред святою трапезою, и кадя крестообразно, возгласит: Благословен Бог наш:  И нам отвещавшим: Аминь,  исходит иерей и кадит. А уставленный псалмопевец глаголет: Трисвятое, всегда кроме метаний. По Отче наш,  возглашает иерей: Яко Твое есть Царство:  и по амине, Господи помилуй,  12. Приидите поклонимся:  трижды, без метаний. И псалом 19 и 20, по конце их, Трисвятое, без метаний. По Отче наш:  Тропари обычныя. Сим глаголемым, кадит иерей святый олтарь, и всю церковь. Таже, ектения: Помилуй нас Боже:  Таже, О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе:  Возглас: Яко милостив и человеколюбец:  Чтец: Аминь.  И глаголет: Именем Господним благослови отче.  И абие иерей: Слава Святей, и Единосущней:  И прочая. Брат же, егоже есть день, став на уреченном месте, глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко к Самому Богу беседующи невидимо. НА УТРЕНИ Параекклисиарх дает знак перед рассветом медленнее, по причине вечернего утешения, и собираемся все по обычаю в церковь. Поем полунощницу без поклонов, только в конце три великих поклона с молитвой, Господи и Владыка:  Но это бывает лишь в 1й день. В прочие же дни Святого и Великого Поста поем полунощницу всю 16 с поклонами, по обычаю. Затем иерей, встав, творит обычный поклон настоятелю, входит в святой алтарь и, взяв кадило, становится пред святым престолом, и кадя крестообразно, возглашает: Благословен Бог наш:  И когда мы ответим: Аминь,  иерей выходит и кадит. А назначенный чтец произносит Трисвятое, всегда без поклонов. После Отче наш,  иерей возглашает: Ибо Твое Царство:  и после Аминь, Господи помилуй  (12). Приидите поклонимся:  трижды, без поклонов. И псалмы 19 и 20, и по окончании их Трисвятое без поклонов. После Отче наш:  Тропари обычные. Во время чтения их иерей кадит святой алтарь и всю церковь. Также, ектения: Помилуй нас Боже:  Возглас: Ибо Ты милостивый и человеколюбивый Бог:  Чтец: Аминь.  И возглашает: Именем Господним благослови, отче.  И тотчас иерей: Слава Святой, и Единосущной:  И прочее. Брат же, которого день, став на положенном месте, читает шестопсалмие со всяким вниманием, не торопясь, но со страхом Божиим, как бы с Самим Богом беседуя невидимо.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

II. Богослужение в Великий пост, или святую Четыредесятницу 90 Богослужение в св. Четыредесятницу разделяется по своему чинопоследованию на четыре разряда: 1) Богослужение простодневное или будничное, 2) субботнее, 3) воскресное и 4) праздничное. 1. Простодневное или будничное Богослужение § 42. Общие и частные особенности сего Богослужения Простодневное великопостное Богослужение главным образом направлено к тому, чтобы расположить нас к покаянию и сознанию своего недостоинства. Мысль эту Церковь выражает и во внешних обрядах Богослужения. Так, звон, созывающий христиан к Богослужениго, бывает редкий, унылый; священнослужители облачаются в черные или темные одежды; в храме не возжигается много светильников, и редко, и то на короткое время, отверзаются царские двери. Та же мысль о покаянии и нашей виновности пред Богом выражается и в службах церковных. Так Церковь не совершает полной литургии, как Богослужения торжественного (кроме суббот и воскресных дней); а вместо нея в среду и пяток совершается литургия преждеосвященная (без чтения евангелия), а в прочие будничные дни – только часы с вечернею. На всех службах употребляется молитва Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с великими поклонами. Неизменяемая часть Богослужения совершается по часослову, псалтири и служебнику; а изменяемые части Богослужения по триоди постной и минее; впрочем, из минеи поются только на вечерни стихиры на Господи воззвах и на утрени – канон святому – поемые вместе со стихирами и трипеснцем триоди; тропари же читаются не из минеи, а из часослова, а именно: на вечерни – Богородице Дево, радуйся и пр., на повечерии в 1-й части «День пришед»; во 2-й части: «Помилуй нас, Господи», в 3-й ч.: «Господи сил»; в конце утрени по «Благо есть»: В храме стояще. Октоих же совсем оставляется 91 . Полунощница Полунощница совершается будничная, вседневная, и после молитвы: «Иже на всякое время» произносится молитва «Господи и Владыко живота»... с поклонами; после молитвы: «Владыко Боже Отче Вседержителю», прилагаются еще две: «Господи Вседержителю», и «Тя благословим, Вышний Боже», в которых молим Господа просветить нас и восставит от тяжкого сна лености к бодрственности и трезвенности; прочее как в часослове до конца. Оканчивается полунощница ектеньею: Помолимся о Благочестивейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес. Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться. В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи». Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес. Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

Глава IV. Последование утрени §1. Полунощница и утреня различны между собою Полунощница и утреня хотя по раннему времени дня означают почти одно и то же, но различаются между собою тем, что первая должна быть совершаема в глубокую ночь, а вторая при начале дня, как показывают и названия их. §2. Трисвятое пред утренею в Четыредесятницу Аще убо есть великая Четыредесятница, начинаем трисвятое: аще же ни, по благословении, приидите, поклонимся. В Уставе, лист 352, на святую и великую Четыредесятницу, показано: и собравшеся в притворе, поем полунощницу. Посему в Четыредесятницу по окончании в притворе полунощницы и по входе во храм утреня начинается словами: Святый Боже, как важнейшими, о чем смотри ч. 1, гл. 10, §11. В прочие же дни, когда та же полунощница бывает в храме, это начало отлагается, и утреня просто начинается: приидите, поклонимся, и затем псалмы: Услышит тя Господь и проч. §3. «Услышит тя Господь» и проч Услышит тя Господь, и: Господи, силою Твоею. Апостол Павел повелевает прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть ( 1Тим.2:1–2 ). Соблюдая сию апостольскую заповедь, церковь прежде всех дневных молений предлагает на утрени моление о государе нашем и о всяком начальстве, дабы Бог, сохраняя их, наипаче споборствовал им и покорил врагов их, да и мы поживем тихое и безмолвное житие. §4. «Слава Святей» Вечерня начинается словами: Благословен Бог наш, а утреня: Слава Святей; причина сего показана будет ниже (гл. 7, §2). §5. Шестопсалмие и все к нему приложения читаются одним Таже глаголем шестопсалмие. Шестопсалмие состоит из шести псалмов, как показывает и самое название. Пред началом шестопсалмия читается: Слава в вышних Богу, – трижды, Господи, устне мои – дважды, и наконец: Господи, что ся умножиша стужающии ми. Все эти слова, равно как и все шестопсалмие, читает один. Оно разделяется на две части, и в каждой по три псалма; к обеим частям в конце прилагается: слава и ныне и аллилуиа. Аминь пред шестопсалмием и славословие малое

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

М.С. Красовицкая Лекция 13. Богослужение будних св. четыредесятницы. Чтение покаянного канона прп. Андрея Критского в первые дни великого поста Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться «труда ради бденнаго», потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить «к свету коснее», т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста. Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. «метаний», т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело. Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной. Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе сБог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – «Хвалите Господа», «Слава Богу», «Хвала Всевышнему». Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию Монастырский Часослов Данный Часослов именуется монастырским, потому что был создан в условиях общежительного монастыря и в рамках монашеского Устава. Своим названием он указывает на то, что предназначается для соборного моления монахов... Данный Часослов именуется монастырским, потому что был создан в условиях общежительного монастыря и в рамках монашеского Устава. Своим названием он указывает на то, что предназначается для соборного моления монахов. Но за неимением иного сегодня он составляет основу для богослужения и мирян, хотя и используется ими не в полном своем составе. Разбор последований данного Часослова можно найти на YouTube -  или Telegram -каналах под названием «Домашняя Церковь», а также в одноименном сообществе ВКонтакте . Так, чинопоследованию УТРЕНИ посвящены видеоуроки с 92 по 114. ВЕЧЕРНЯ рассматривается с 46 по 61 занятия. Служба ЧАСА разбирается на занятии 6; ПОВЕЧЕРИЕ на занятии 15 ; ПОЛУНОЩНИЦА на занятиях 12, 64 ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ на занятии 13 . иерей Вадим Коржевский Вторник, 9 апреля 2024 г. Полунощница вседневная (04:00-05:00) Полунощница вседневная Время совершения: 04:00-05:00 Время совершения: в будни с 4:00 до 5:00 Священник глаголет:  Благословен  Бог  наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/chaso-slov/enoch/

священник Николай Антонов 4. Изъяснение Всенощного Бдения 91. Вечернее богослужение Вечерними службами освящаются моменты вечера и ночи. К числу этих служб, во-первых, относится вечерня. Вечерний час напоминает верующему о первом на земле вечере и о моменте, с которого началось исчисление времени, т.е. о сотворении мира. Поэтому на Вечерне в ветхозаветных псалмах вспоминается прежде всего сотворение мира и человека. Это первоначальное воспоминание дополняется новозаветными воспоминаниями, относящимися к жизни Иисуса Христа и святых. Поэтому в состав Вечерни, помимо псалмов, входят также изменяющиеся молитвословия седмичного и годового круга богослужения. Второю вечернею службой является «Повечерие». По переводу с греческого языка это есть служба, совершаемая после вечери (ужина). Она содержит в себе моления о даровании мирного, безмятежного сна. Так как сон есть подобие смерти, то на службе Повечерия вместе с тем делается молящимся несколько напоминаний о памятовании дня смерти и последующего за ним воскресения 119 . Третьею вечернею службою является «Полунощница». Название ее показывает, что это есть служба, которая должна совершаться в полночь; но Полунощница может совершаться и в другие ночные часы. Входящие в состав ее молитвы побуждают верующих всегда быть готовыми ко дню Страшного Суда, который может прийти внезапно, как «жених в полунощи». Вместе с тем совершение Полунощницы должно напоминать верующим о Господе, грядущем на вольную Страсть, и о молитве Его в саду Гефсиманском 120 . Наконец, к числу вечерних служб надо отнести и «Всенощное бдение», называемое обыкновенно просто «Всенощной» и «Бдением». Из всех вечерних служб Всенощная более всех известна молящимся, потому что она совершается накануне воскресных и праздничных дней, когда православные христиане имеют больше возможности посещать храм. Между тем, Вечерня, Повечерие и Полунощница совершаются в будничные дни, когда не все имеют возможность посещать храм. Всенощная является составной службой из Вечерни, Утрени и Первого часа. 92. Общий очерк Вечерни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010