Старец Патмоса Амфилохий говорил: «С праздными монахами я не знаюсь, и даже общаться с ними не желаю». 81 В греческих монастырях монахи, по тем или иным причинам не имеющие возможности посещать богослужения, сами читают службы суточного круга, к которым относятся полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), вечерня и повечерие. 83 У жителей Балкан до сих пор сохранился древнехристианский обычай приносить в церковь просфоры, вино, свечи, оливковое масло и ладан, изготовленные ими собственноручно. Просфоры там пекутся большие, размером с тарелку. 87 Острова в Кикладском архипелаге, на которых находятся известные чудотворные иконы Богородицы. 89 Каливой на Афоне называется одиноко стоящая монашеская келья, как правило, относящаяся к какому-либо скиту. 92 Никос Казандзакис (1883–1957) – известный греческий писатель ХХ в., который в некоторых своих произведениях позволял себе кощунственно писать о Христе и Церкви. Его самое нашумевшее произведение – скандально известный по одноимённой экранизации роман «Последнее искушение Христа». 93 В Греции далеко не все священники имеют право принимать исповедь. Самых опытных из них епископ поставляет в духовники и поручает им духовное окормление приходов в том или ином округе своей епархии. В монастырях духовником для братии и паломников всегда является сам игумен, который в случае необходимости берёт себе в помощники одного-двух иеромонахов. 98 Многие греческие острова долгое время, порой по нескольку веков, были под властью итальянцев, особенно венецианцев. В частности, на Паросе, родине автора, ещё в первой половине ХХ в. были распространены такие типично западные имена, как Франциск, Леонард, Якобина. Например, известного старца Иосифа Исихаста , также родом с Пароса, в миру звали Франциском. 99 Ср. Ис. 3:16–23 : «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет верёвка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Так бывает с душей, которая познала сладость Духа Святаго». А вот ночное искание Господа царем Давидом: «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» ( Пс. 62:6–8 ). Все подвижники-молитвенники знают это ночное искание Господа «на постелях своих» (которыми зачастую были доски или мать-сыра земля) и в молитвенном предстоянии перед Богом в ночной тайне. А св. Церковь благословляет чадам своим в ночное время чтение полунощницы: «Се Жених грядет в полунощи...» К внутренней жизни подвижника относит сей текст и пресвитер Илия Екдик Он пишет о том, как подвижник ищет дар внутренней молитвы. Но, найдя, опять теряет его и вновь ищет его. «Деятельная душа, ища удержать слово молитвы, и не возмогши, подобно невесте Песней, вопиет: на ложи моем в нощех, исках, егоже возлюби душа моя; исках Его, и не обретах Его: воззвах Его, и не послуша мене. Востану убо притруднейшею молитвою, и обыду во граде, и на торжищах, и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя. Может быть я найду Его, во всем и вне всего сущаго; «и насыщуся, внегда явитимися славе Его» ( Пс. 16:15 )». Бл. Иероним Стридонский , толкуя скорбные слова пророка Исаии (64:7): «И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших», соотносит их со словами Песни Песней: «Так как мы падали, подобно высохшим и рассеваемым ветром листьям с деревьев, то не нашлось никого, кто призывал бы имя Твое и, восстав из развалин беззаконий своих хватался или держался бы за Тебя и сказал бы с невестою: я нашла, кого искала душа моя: буду держаться за него и не отпущу его». В нощех, в тяжелые времена для народа, времена его беззаконий (подобные описанным Исаией-пророком), так важно, чтобы нашлись те подвижники, которые искали бы Господа, и, найдя, не отпускали Его, крепко держась за Него. Благодаря таковым спасется и народ. Но горе народу, если таковых не найдется!..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Твой я, спаси меня, ибо повелений Твоих я взыскал. Стали ждать меня грешники, чтобы меня погубить, я же понял свидетельства Твои. Всякого свершения предел я узрел – широка заповедь Твоя весьма. Как возлюбил я закон Твой, Господи, целый день он – занятие моё. Более врагов моих Ты умудрил меня заповедью Твоею, ибо она – моя вовек. Лучше всех учащих меня я стал понимать, ибо свидетельства Твои – занятие моё. Лучше старцев я стал понимать, ибо заповедей Твоих взыскал. От всякого злого пути удержал я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои. От судов Твоих не уклонился, ибо Ты дал мне закон. Как сладки гортани моей слова Твои, лучше мёда устам моим. От заповедей Твоих я разум стяжал, потому возненавидел всякий путь неправды. Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим. Я поклялся и постановил сохранить суды правды Твоей. Я унижен был до предела, Господи, оживи меня по слову Твоему. Добровольные жертвы уст моих прими же благосклонно, Господи, и судам Твоим научи меня. Душа моя постоянно в руках Твоих, и закона Твоего я не забыл. Устроили грешники мне западню, но я от заповедей Твоих не отклонился. Унаследовал я свидетельства Твои вовек, ибо они – радость сердца моего. Склонил я сердце моё, чтобы исполнить повеления Твои вовек, ради воздаяния. Законопреступников возненавидел, а закон Твой я возлюбил. Помощник мой и заступник мой – Ты, на слова Твои я уповал. Отступите от меня, творящие зло, и буду исследовать заповеди Бога моего. Поддержи меня по слову Твоему, и буду жить, и не постыди меня в ожидании моём. Помоги мне, и буду спасён, и буду вникать в повеления Твои всегда. В ничто Ты вменил всех отступающих от повелений Твоих, ибо неправедно помышление их. Преступниками счел я всех грешников земли, потому возлюбил свидетельства Твои. Пригвозди страхом пред Тобою плоть мою, ибо от судов Твоих я убоялся. Сотворил я суд и правду, не предай меня обижающим меня. Прими раба Твоего ко благу, чтобы не оклеветали меня гордые. Изнемогли очи мои ради спасения Твоего и слова правды Твоей. Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и повелениям Твоим научи меня. Я раб Твой, вразуми меня, и познаю свидетельства Твои. Время действовать Господу: разрушили закон Твой, потому возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза; потому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. Дивны свидетельства Твои, потому стала исследовать их душа моя. Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев. Открыл я уста мои и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих вожделел.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/polunoshh...

То, что этот псалом относится ко Христу, соглашались не только христиане, но даже и многие иудеи. Ристо Сантала пишет в книге «Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний»: Равви рассматривали арамейское слово Nehora («свет») как одно из тайных имен Мессии «Мудрецы также понимали это как намек на Мессию, и потому Мидраш, известный под названием Псикта Раббати, который читался с IX столетия в связи с праздничными днями, спрашивает: “Чей это свет падает на собрание Господне?” – и отвечает далее: “Это свет Мессии”. Ялкут Шимони, обобщая цепочку фрагментов Талмуда и Мидраша XII и XIII столетий, добавляет такую мысль для разъяснения этого стиха: “Это свет Мессии, как это написано в псалме 35:10: " …во свете Твоем мы видим свет " ”. Равви рассматривали арамейское слово Nehora – “свет” как одно из тайных имен Мессии...» Троическое богословие этого стиха явно выражается святыми: Но иногда это место понимается не как о Сыне и Святом Духе, а как о Сыне и Отце: Пророчество о Крещении Христа «Помазася отъ Отца Духомъ Богодтельнымъ елеемъ, Сынъ, и Человкъ бысть, и Единаго Божества научилъ есть» (4-й глас). Это – о словах псалма Давида: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более общников Твоих» (Пс. 44: 8). Уже в Новом Завете эти слова используются для доказательства того, что Сын – выше Ангелов (Евр. 1: 9). Явно, что Помазанник здесь называется Богом. Один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость Утроение вод на жертвеннике «Утроити древле воду повелвъ на полнахъ, образно прояви Троичную постась Единственнаго (3-й глас). Для посрамления жрецов Вааловых Господь по молитве пророка Илии послал на его жертву огонь с неба; окружавшие жертву дрова пророк приказал полить водой трижды: «…сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесосжигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз» (3 Цар. 18: 34).

http://pravoslavie.ru/146100.html

Учение о царственном священстве всех христиан выражено в Новом Завете с достаточной ясностью. Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царственному священству всех христиан. Священник, имеющий рукоположение, но по каким-либо причинам отделившийся или отделенный от Церкви, оказавшийся вне ее организма, выпавший из царственного священства народа Божия, теряет свои священнические права. Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник ни в каком случае не является единоличным совершителем таинств: все таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным. Каждый возглас священника запечатлевается словом «аминь» (евр. «истинно»), произносимым народом (чин литургии не знает понятия «хор», а только понятие «народ»; в нашей богослужебной практике хор как бы олицетворяет народ), каждое благословение священника сопровождается ответным благословением народа: «Мир всем», – говорит священник; «И духови твоему», – отвечает народ; «Благодать со всеми вами», – говорит священник; «И со духом твоим», – отвечает народ. В некоторых случаях сам священник просит благословения у народа: «Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...», на что народ отвечает: «Бог да простит тебя» (чин полунощницы). В Древней Церкви рукоположение священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, избранные народом: в чине рукоположения до сих пор сохраняется возглас народа «áксиос» (с греч. «достоин»), выражающий одобрение посвящаемому. Началом иерархии является апостольское служение. Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). При поставлении учеников на служение Спаситель «...дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Слова «примите Духа Святого» свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа. Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например, Крещение ( Мф.28:19 ), Покаяние ( Ин.20:21–23 ), Причащение. Совершив Тайную вечерю с учениками, Господь произнес слова: «...сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Что любопытно, на службе звучит надежда на прощение даже тех, у кого елея недостаточно – от лица молящегося грешника произносятся слова: От душевного нерадения задремав, о Христос Жених, не приобрел я светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни и с разумными девами введи в Твой брачный чертог… Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку. Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье. Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу. Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч. Понедельник, вторник и среда Страстной недели отсылают к притче, которая в эти дни не читается – о брачном пире, «званых и избранных», из 22-й главы Евангелия от Матфея: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

В ряду обычных суточных служб за повечерием следует полунощница. При изучении состава ночных часов была установлена несомненная органическая связь их с полунощницей; было выяснено, что полунощница служит средоточием ночных часов, и нет никакой возможности выделить ее из их состава. По временам она почти совсем сливается с ночными часами, то как бы растворяясь в их последовании, то, наоборот, усвояя себе весь их состав, за исключением псалмов. Поэтому едва ли можно говорить о самостоятельности полунощницы в ряду суточных служб. Находясь по своему содержанию в неразрывной связи с ночными часами, а при их посредстве – и с чином 12-ти псалмов, полунощница и по форме своей ближе всего подходит к дневным почасиям. Насколько полунощница лишена самостоятельности и самобытности, можно судить хотя бы уже по тому, что из всего состава обычной полунощницы только один пс. 118-й является более или менее устойчивым; но между тем и его нельзя признать существенным ее элементом, так как в субботней полунощнице он заменяется 9-ой кафизмой, а в воскресной – каноном. И в том и в другом случае замена весьма знаменательная, обнаруживающая истинную природу полунощницы, тем более, что и вся воскресная полунощница сводится в сущности к одному канону. Эта замена указывает на связь полунощницы с древним «каноном псалмопения» (κανν τς αλμφδας) вообще и – в частности – с чином 12-ти псалмов, который египетские иноки выслушивали сидя, как «кафизму». Совершенно особое место в ряду суточных служб занимает утреня. Она распадается на две довольно редко отличающиеся одна от другой части. Однако между ними нет соотношения, существующего, напр., между часами и их почасиями, т. е. соотношения службы главной, основной, и – службы второстепенной. Обе части утрени равноценны, равнозначущи, но различаются по форме и содержанию. Первая часть может находить себе соответствие в латинских «ноктурнах» и обнаруживает явное тяготение к ночным службам, в частности, к полунощнице; вторая часть, подобно латинским «laudes», хвалебного характера и ближе стоит к дневным службам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого повечерия. Оно включает начало обычное, псалмы 50, 69 и 142, великое славословие и Символ веры . На малом повечерии читается канон, который для каждого дня особый. В конце малого повечерия читаются те же две молитвы, которыми завершается великое повечерие. Полунощница Вставать на молитву в полночь было древней традицией, восходящей к дохристианским временам. Псалмопевец говорит: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). Павел и Сила в темнице воспевали Бога около полуночи ( Деян. 16:25 ). Как мы помним, Василий Великий ссылается на оба эти текста в качестве оправдания монашеской практики полунощной молитвы. В древности, когда не существовало электрического освещения и ритм жизни подчинялся естественному природному ритму смены дня и ночи, было принято ложиться спать вскоре после захода солнца и вставать на рассвете. Монахи стремились к тому, чтобы максимально сократить время сна, а потому монашеские службы совершались и после заката, и в полночь, и рано утром. «Полноценная» восьми- или даже шестичасовая ночь была недоступна монаху, который должен был прерывать сон молитвой в полночь. Некоторые монахи спали, не раздеваясь и не ложась в постель, подобно воинам, готовым к битве. Воздержание от сна воспринималось как один из важных аскетических подвигов, составляющих монашеский образ жизни. В современном виде полунощница представляет собой плод длительного развития. Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения полунощницы, поскольку многообразие литургических источников не позволяет сделать по этому вопросу однозначные выводы. Неоспоримой, однако, является изначальная связь полунощницы с монашеской традицией: связь эта сохраняется и поныне, поскольку полунощница совершается только в монастырях (причем не в полночь, а в ранние утренние часы). Единственное исключение составляет пасхальная полунощница, совершаемая в приходских храмах перед началом ночного пасхального богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евсевий называет Гергесу “древней” и говорит, что она лежала на горе. У Матфея же исследователи евангельского текста читают не “Гергесинскую”, а “Гадаринскую” (8, 28). О Гадаре же известно, что это был значительный греческий город, находившийся приблизительно в десяти километрах от юго-восточного берега Тивериадского моря. Население этого города было в массе греческое, но в окружающих город селениях говорили и по- сирски. Очень вероятно, что Гергеса входила в область Гадаринскую» ( Толковая Библия, на Мк. 5:1). Еще один комментарий гласит: «В Мф. 8:28 действие происходит в Гадарине. В других манускриптах упоминается территория Гергесы. В районе, расположенном к востоку от озера Кинерет, было три города: Гераса, Гадара (Гадарин) и Гергеса. Поэтому общее название всей территории могло использоваться для обозначения любого из них. В тексте не сказано, о каком именно “городе» (ст. 14) идет речь» ( Стерн Д. Комментарий к еврейскому Новому Завету. С. 143, на Мк. 5:1). 1832 Феофилакт Болгарский на Лк. 8:26—33. 1833 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:11—14. 1834 Символ веры, член 7. 1835 Канон Святой Пасхи, ирмос 1-й песни. 1836 Ирмос 6-й песни, глас 6. 1837 В неделю мясопустную на утрени седален , глас 6. 1838 На утрени на шестопсалмии молитва 10-я. 1839 Феофилакт Болгарский на Мф. 27:38—44. 1840 Чин благословения новаго дому, при кроплении священной водой. 1841 Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43. 1842 Феофилакт Болгарский на Мф. 27:38—44. 1843 Полунощница во святую и великую неделю Пасхи, канон, глас 6, ирмос на 3-й песни. 1844 Полунощница во святую и великую неделю Пасхи, канон, глас б, песнь 4, тропарь 3. 1845 Полунощница во святую и великую неделю Пасхи, канон, глас 6, песнь 6, тропарь 2. 1846 Полунощница во святую и великую неделю Пасхи, канон, глас 6, песнь 6, тропарь 3. 1847 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 106. 1848 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 107. 1849 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 96. 1850 Полунощница во святую и великую неделю Пасхи, канон, глас 6, икос. 1851 Во святый и Великий пяток на повечерии канон «О распятии Господни, и На плачь Пресвятыя Богородицы» , глас 6, песнь 4, тропарь 1. 1852 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 19. 1853 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 26, 30, 86. 1854 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах , глас 5, на ст. 101. 1855 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах , глас 5, на ст. 41—42. 1856 Тертуллиан . О плоти Христа, 5/ Тертуллиан . Избр. соч. М., 1994. С. 165—166 1857 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 75. 1858 В Великую субботу утра, похвалы на непорочнах, глас 5, на ст. 88. 1859 Цит. по: Кречетов В., прот. Всё ли равно, как верить? М., 2004. С. 18. 1860 « Πο σου, θανατε, τ χντρον πο σπυ, α:δη, τ νχος ; Ubi est mors victoria tua? ubi est mors stimulus tuus?» 1861 Ексапостиларий Святой Пасхи. 1862 Лк. 3:8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечерие – великое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010