Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАДОНСКИЙ ТИХОНОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (СКОРБЯЩЕНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Задонске Воронежской губ. (ныне Липецкой обл.). Основан решением Святейшего Синода от 3 мая 1888 г. (до 1880 - Тихоновский странноприимный дом, Тихоновская община сестер милосердия, до 1888 - Тихоновская жен. община). 1831-1860 гг. Деятельность жительницы г. Ельца Матроны Наумовны Поповой (1769-1851), давшей обет «служить Господу странноприимством бедных» ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 185), способствовала основанию З. м. После исцеления у мощей свт. Тихона Задонского по благословению затворницы елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Мелании (Пахомовой) Попова поселилась близ задонского Сретенского мон-ря (см. Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), чтобы «служить неимущим», приходившим к мощам свт. Тихона Задонского и свт. Митрофана Воронежского (Там же). Во время голода 1830 г. и эпидемии холеры 1831 г. Попова, почитавшаяся «за нищелюбие и попечение об убогих», вместе с присоединившимися к ней сестрами ухаживала за больными, добивалась места на кладбище для усопших, хоронила бесприютных, принимала подкидышей, воспитывала сирот. По преданию, во сне подвижнице явился свт. Тихон Задонский, к-рый, указав на север Задонска, сказал: «Вот место, где ты должна устроить монастырь!» ( Таисия (Карцева). 1992. С. 146; Геронтий (Кургановский). 1889. С. 57). Задонский Тихоновский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Задонский Тихоновский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. 1 апр. 1844 г. наместник задонского Богородицкого мон-ря архим. Иларий тайно постриг М. Попову в мантию с именем Мария в честь прп. Марии Египетской. По благословению свт. Воронежского Антония (Смирницкого) она завещала своему духовнику прот. Петру Алексеевскому и неск. десяткам сотрудниц «устроить на оставленном ею месте женскую общину, при коей была бы небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»». После кончины покровителя общины свт. Антония мон. Мария (Попова) обратилась к наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антонию (Медведеву) . В июне 1851 г. через мон. Ангелину (Алтуфьеву) архимандрит получил ее предсмертное письмо с просьбой о помощи в строительстве храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мон. Мария была погребена в усыпальнице задонского Богородицкого мон-ря; труды по учреждению при странноприимном доме общины продолжили ее сотрудницы.

http://pravenc.ru/text/182469.html

Для доказательства сего приведу из одного духовного журнала случай явления во сне святого Митрофана Воронежского . Рассказчик, сообщающий об этом событии, зашёл однажды в монастырь, где покоятся мощи святого Митрофана, чтобы выслушать молебен и приложиться к мощам угодника. Молебен только что начали. Служил какой-то сельский священник и служил отменно, как настоящий аскет-монах, и по временам, в особенности во время чтения акафиста, даже плакал. Когда же он произнёс: «Радуйся, яко в сониях и видениях во благо нам являешися», – голос его дрогнул, и чтение на минуту остановилось, ибо священник от слёз не мог продолжать. После оказалось, что рассказчик и священник, читавший акафист, были товарищами по семинарии. Вечером они свиделись на квартире сельского священника, и между другими разговорами гость заметил священнику: «Да, брат, ты отменно служил, я в восхищении от твоего служения». – «Ты говоришь так потому, – ответил он, – что был свидетелем сегодня моих слёз в монастыре?» – «Да». – «Но по нынешней моей службе нельзя сделать общего заключения о моей религиозности, иногда самые отчаянные грешники поражают своим богомольем, – к таким особам принадлежу и я. Я не мог сегодня не плакать в монастыре, во-первых потому, что я приехал сюда нарочно на богомолье, во-вторых, я имею особенное побуждение благоговеть перед великим угодником Божиим Митрофаном, – а какое побуждение тебе, как другу, пожалуй, я открою. Ты знаешь, – начал он, – меня хорошо по семинарии и помнишь ту перемену, которая произошла со мной за два года до окончания курса, я захандрил и стал мучиться религиозными сомнениями. Но я был не из числа тех безбожников-ветрогонов, которые к вопросам веры относились слегка, даже щеголяли перед другими вольными мыслями. Нет, детские верования были крепки в моём сердце, мне нелегко было расстаться с ними, почему я не сразу поддался новому учению, я предъявил ему борьбу – борьбу страшную на жизнь или на смерть. Моя мысль постоянно занята была решением вопросов, они лезли мне в голову, даже против моей воли – днём и ночью, в классе во время лекций и в столовой во время еды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и митрополит Воронежский Сергий совершили панихиду по митрополиту Анастасию (Грибановскому) 29 сентября 2009 г. 14:35 28 сентября официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом посетила Воронежскую епархию . Почетных гостей в Покровском кафедральном соборе у раки с мощами святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, встречал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий . Поклонившись мощам святителя Митрофана и священномученика Петра (Зверева), помолившись на могиле блаженной старицы Феоктисты (Шульгиной) в Алексиево-Акатовом монастыре, архипастыри и пастыри Зарубежной Церкви направились в село Братки Терновского района, на малую родину первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского). Митрополит Сергий и митрополит Иларион совершили панихиду по владыке Анастасию и его родителям — священнику Алексию и рабе Божией Анне — во Введенской церкви села Братки. Рядом с храмом в память о митрополите Анастасии была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий. Завершился визит делегации Русской Зарубежной Церкви посещением Серафимо-Саровского мужского монастыря, подворьем которого является Введенский храм села Братки. Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в с. Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1893), Московскую духовную академию (1897). В 1898 году принял монашество. В 1901-1906 годах — являлся ректором МДА. Епископ Серпуховский (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский и Хотинский (1915). Участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 гг. С 1919 года в эмиграции. Руководил Русской духовной миссией в Палестине (1924-1935). В 1936-1964 гг. возглавлял РПЦЗ. С 1961 года жил в США. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Автор книг «Священной памяти Великой княгини Елизаветы Феодоровны» (Иерусалим, 1925), «Сборник духовных сочинений» (Джорданвилль, 1948), «Нравственный облик Пушкина» (Джорданвилль, 1949), «Архипастырские послания, слова и речи» (Джорданвилль, 1956). 22 мая 1965 года отошел ко Господу в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилле. Воронежская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/754517.htm...

Ко дню возвращения мощей святителя Митрофана в соборную усыпальницу городские купцы установили для них семипудовую позолоченную раку из серебра. Год спустя великий подвижник был прославлен в лике святых РПЦ по инициативе архиепископа Антония (Смирницкого). Именно он в 1834 году предложил основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдётся поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители. Новоиспечённый Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный, благо его проектировали опытные зодчие. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники - поклониться нетленным мощам святителя Митрофана. Годы, последовавшие после революции 1917 года в России, стали драматичными страницами в истории Благовещенского собора. В новом Благовещенском храме и поныне свято чтится память священномученика российского православия Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Прославившись благими деяниями на родной новгородской земле, он был назначен на Воронежскую кафедру в мае 1913 года. Здесь он скоро тоже стал известен как мудрый пастырь и энергичный храмостроитель. Именно Тихон выступил с инициативой канонизировать в лике святых своего давнего предшественника, архиепископа Антония (Смирицкого). К предстоящему Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 годов были приготовлены необходимые для канонизации материалы, но помешали разразившиеся в стране революционные события. Согласно весьма устойчивому воронежскому преданию, 27 декабря 1919 года, на третий день светлого праздника Рождества Христова, архиепископ Тихон был повешен красноармейцами на царских вратах иконостаса Благовещенского храма после того, как части белой армии оставили город. По ряду других, более достоверных сведений, он скончался 27 февраля 1920 года во время эпидемии тифа, охватившей Воронеж.

http://sobory.ru/article/?object=49675

В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Сретения Господня. Верующим были розданы иконки с изображением святителей Митрофана и Антония Воронежских и Тихона Задонского. Затем Предстоятель Русской Церкви возглавил чин наречения архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий; архиепископ Курский и Рыльский Герман ; архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн ; архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон ; архиепископ Липецкий и Елецкий Никон ; архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор ; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий . Чин наречения был совершен в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 г. ( ). При наречении архимандрит Андрей обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом . Завтра Святейший Патриарх Кирилл совершит освящение Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа и возглавит Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией будет совершена хиротония архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/1627647.ht...

На другой день государь вторично посетил Архангельский собор, и владыка Антоний отслужил молебен чудотворцу святителю Митрофану. Заметив на лице царя некоторое безпокойство, он сказал ему: «В дому Вашем, Государь, все будет благополучно молитвами и предстательством сего новоявленного угодника Божия, великого Вашего ходатая у престола Господня». Действительно, вскоре благополучно родился четвертый сын государя, вел. кн. Михаил Николаевич. В том же 1832 г. в день тезоименитства государя, 6 декабря, преосвященный Антоний был возведен в сан архиепископа. Стараниями архиеп. Антония богато был отделан Благовещенский собор, куда 25 июня 1833 г. и были перенесены мощи Св. Митрофана. В том же году воронежское купечество приготовило новую серебряную раку. 23 ноября св. мощи были переложены в нее. Владыка после литургии благословил трапезу для 3000 бедных. В 1834 г. Воронеж посетил известный подвижник Афонский, иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шихматов. По просьбе владыки, он написал житие Свят. Митрофана, присоединив к нему и сказание об открытии мощей. Исполнение главного желания архиеп. Антония – прославление угодника Божия, все усиливавшийся приток богомольцев, совершавшияся чудеса, побудили владыку исполнить другое свое желание. Истинный монах, преосвященный Антоний, не мог жить без монастыря. Св. Синод одобрил его предложение, и 1 августа 1836 г. последовало соизволение государя на открытие первоклассного кафедрального мужского монастыря, наименованного Митрофановым Благовещенским. Владыкой проявлена была исключительная настойчивость к скорейшему открытию обители. Вскоре после открытия монастыря Воронеж разновременно посетили император Николай Павлович, императрица Александра Феодоровна, наследник цесаревич Александр Николаевич, вел. княжна Мария Николаевна, великий князь Михаил Павлович, вел. кн. Елена Павловна. Как смиренные богомольцы посещали они монастырь и поклонялись св. мощам. Государыня и вел. княгиня Елена Павловна ночью являлись в обитель и подолгу молились у раки. Царица возложила на св. мощи драгоценный покров, вел. княжна Мария Николаевна – ковер к подножию раки, собственноручно вышитый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Колокольного звона уже не было, колокола уже были сняты. Но, слава Богу: Пасхальная заутреня была дослужена до конца, и она была последняя в монастыре... «Союз безбожников» уже заранее был подготовлен к кощунству над мощами святителя Митрофания. В самый день торжества неожиданно были запрещены всякие богослужения, был создан особый комитет из коммунистов, которые вскрыли мощи св. Митрофания, сели в автомобили и, вместе с останками, показали народу предметы, не относящиеся к мощам, конечно, ими же вложенные специально для антирелигиозной пропаганды. Руководители этой кощунственной церемонии - секретарь комитета коммунистической партии Варейкис и начальник области Рябинин. Впоследствии оба они были расстреляны большевиками. Вскоре закрыт был и собор... Приставные иконы у стен были уничтожены. В самом здании собора сделали завод бетонных кирпичей для городского строительства… Нашелся один маляр, который за тысячу рублей согласился срезать крест на колокольне: срезал и вскоре сошел с ума» ( В-ч. 1993). После закрытия М. В. м. в Благовещенском соборе был устроен ломбард, в июне 1930 г. горсовет решил разместить в мон-ре Физиатрический ин-т. В 30-х гг. XX в. в певческом корпусе М. В. м. находился областной архив. Во время Великой Отечественной войны здания М. В. м. оказались в эпицентре боев. Колокольня, занятая фашистами и использовавшаяся ими как наблюдательный пункт, была уничтожена советской артиллерией. В 1943 г. в сохранившихся зданиях поселились жители разрушенного Воронежа. В 1944 г. акад. Л. В. Руднев предложил проект восстановления Воронежа, в котором на месте М. В. м. предлагалось построить мемориал в честь Победы с 75-метровой башней, равной по высоте разрушенной колокольне. Проект не был утвержден. В 1956-1965 гг. на территории монастыря построили главный корпус Воронежского государственного университета (проект архитекторов П. И. Суковнина, А. П. Станиславской и В. А. Павлова). В ходе строительства монастырские здания были снесены, сохранились лишь фрагменты каменной опорной стены и бывш.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Г. пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и др. оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким) . Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 г. Г. заболел, исцелился, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 нояб. 1867 г. накануне кончины свт. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении свт. Филарета. Г. был награжден орденами св. Анны 1, 2 и 3-й степени (1865, 1869, 1890), св. Владимира 4-й степени (1880). Последнюю награду архимандрита, орден св. Анны 1-й степени, привез Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) в апр. 1890 г., уже после кончины Г. 18 апр. Г. был погребен у входа в больничную Ахтырскую ц. Святогорского мон-ря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил еп. Макарий (Булгаков) при посвящении во игумена. Впосл. над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с Г. более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 г. опубликовал первое его жизнеописание. После 1917 г., по свидетельству очевидцев, склеп с Г. был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков архимандрита перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 г. братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть останков и облачения Г. положена в ковчежец, к-рый хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 г. по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте живописный портрет Г., также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20. Лит.: Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162; Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст.//Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина . Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настаящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Человек имеет свободу воли и часто, к сожалению, ею злоупотребляет. Сознательное обращение к злым духам лишает наше тело способности быть естественной защитой. Демоны находят доступ к душе и приводят ее к болезненному состоянию. Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. Живый в помощи Вышняго. В крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него ( Пс. 90:1 . Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия. Дорогой И.! Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , блаженной Матроны Московской и других. Решительно отстранитесь от всего вредного: телевизора, чтения неполезных книг и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пресвитер Павел в житии св. Амвросия также описывает то, что сам видел: «мощи св. Назария, найденные за городом в вертограде, св. Амвросий перенес в церковь св. Апостолов. И мы видели в гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородой так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; а лице его светло, как бы сейчас омыто: и мы такого исполнились благоухания, которое превосходит всякие ароматы» (там же). В царствование греческого императора Алексея, при патриархе Николае совершилось перенесение нетленных мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа гор. Мир Ливийских. Мощи Святителя в воскресный день перевезены были из Мир Ливийских в город Бар и положены в церкви св. Иоанна Предтечи. Много чудес совершилось от этих целебных мощей святителя Николая: хромые и слепые, глухие и бесноватые, и люди одержимые всякими недугами, получали исцеление, прикасаясь к мощам святого. На следующий день по перевезении, то есть, в понедельник, число исцеленных мужчин и женщин сорок семь, во вторник двадцать два, в среду двадцать девять, в четверг утром получил исцеление человек глухой и немой, в течении пяти лет страдавший этими недугами. Мощи святителя Николая были положены потом во вновь построенной во имя его церкви и от этих мощей всегда истекает миро (Четьи-Минеи под 9 мая). Целый сонм святых нашей отечественной, русской православной церкви прославлен Богом нетлением их мощей и чудесными исцелениями от этих мощей. В Киево-Печерской Лавре почивают нетленно мощи многих угодников Божиих, таковы мощи преподобного Антония Печерского, основателя этой Лавры, мощи Афанасия Затворника и др. В Троицко-Сергиевой Лавре нетленно почивают мощи преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. В Петербурге, в Александроневской лавре почивают мощи святого, благоверного князя Александра Невского. В Воронеже почивают мощи святителя Митрофана, в Задонске – мощи святителя Тихона, епископа Воронежского. – Не будем умножать перечисления нетленных мощей святых угодников Божиих, православных Богом в жизни православной русской Церкви. Неверующие в это нетление наши штундисты и другие сектанты рационалистического направления могут на опыте убедиться в этой истине, если пожелают; ибо истина эта имея для себя опору и оправдание в учении Священного Писания, будучи также засвидетельствована историей Церкви Божией, воинствующей на земле, доступна видению очей человеческих и осязанию человеческих рук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010