Новые праздники, установленные в рассматриваемый период, можно свести к двум группам: 1 . По случаю благодеяний Божиих Церкви и Отечеству: а) победа в Полтавской битве (1709); б) прекращение моровой язвы (чумы) (1771). 2. В связи с прославлением новых святых: а) Димитрия Ростовского (открытие мощей в 1752); б) Феодосия Тотемского († 1568); в) Иннокентия Иркутского († 1731); г) перенесение мощей святого Александра Невского (праздник установлен В 1729). д) равноапостольных Мефодия и Кирилла. В царствование имп. Александра I, 9 февраля 1805 года, были торжественно открыты мощи святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Празднование ему установлено еще и 26 ноября. В 1840 году этот день был Высочайше включен в число табельных дней Иркутска. В 1902 году и день открытия мощей установлено праздновать не только церковно, но и граждански. После войны 1812 года было установлено после литургии 25 декабря совершать благодарственное моление в воспоминание избавления Церкви и Державы нашей от нашествия галлов и с ними двунадесяти языки. В царствование имп. Николая I, в 1826 году, Высочайше повелено было открыть для поклонения мощи мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия (†1347). 6 августа 1832 года торжественно открыты мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (†1703). Память празднуется 23 ноября и 7 августа. На сороковой день после прославления в Воронеж для поклонения мощам прибыл сам император Николай Павлович. В царствование Александра II, 13 августа 1861 года, были открыты мощи и причислен к лику святых святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (†1783). В 1866 году установлено празднование святым угодникам Волынским (2 мая) в воспоминание спасения Александра II в Париже от пули Березовского. В 1881 году, после кончины государя, празднование было перенесено на 10 октября – день возвращения Православной Церкви Почаевской Лавры в 1831 году. В 1785 году празднование святителю Филиппу было присоединено к святителям Петру, Алексию и Ионе (5 октября). Празднование стало не только московским, но всероссийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

В 1828 году была достроена колокольня высотой 105 аршин (74,5 м). Её строительство продолжалось около тридцати лет. Весной 1831 года проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп Святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка истлела) и нетленное тело епископа Воронежского. 6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей Святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек. Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов. 1 сентября 1836 году был открыт Митрофановский монастырь. Колокольня собора вместе с ним составила единую композицию. В проектировании этого архитектурного ансамбля, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, принимал участие известный архитектор Д. Кваренги. В монастырь в августе съезжались тысячи людей для поклонения мощам Святителя. Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена. Она располагалась когда-то у юго-западного угла главного корпуса ВГУ. С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Он был инициатором причисления к лику святых архиепископа Антония (Смирницкого). Тихон совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся. 3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

http://sobory.ru/article/?object=49675

9 мая 1857 г. в память о Крымской войне И. был награжден бронзовым крестом на владимирской ленте. Секретным указом Синода от 19 мая 1860 г. И. поручалось присутствовать при освидетельствовании мощей свт. Тихона Задонского . 13 авг. 1861 г. И. присутствовал при открытии мощей святителя. По воспоминаниям современников, строгость и требовательность к духовенству И. сочетал со снисходительностью. Нерадивых и малообразованных клириков он высылал для исправления в мон-ри, сохраняя за ними право пользования нек-рыми доходами; также помогал им из личных средств. Предпочитал предоставлять материально обеспеченные приходы лучшим по разрядным спискам воспитанникам семинарий, способствуя т. о. улучшению уровня образования среди учащихся и епархиального духовенства. Часто совершенно неожиданно посещал с инспекцией духовно-учебные заведения, обходил столовые, жилые комнаты, знакомясь с повседневной жизнью воспитанников. Архиерей добился того, чтобы т. н. публичные, актовые экзамены проводились в более скромной обстановке. 14 нояб. 1864 г. из-за потери зрения И. вышел на покой, проживал в Митрофановом Благовещенском монастыре; жил на первом этаже архиерейского дома. Ободренный митр. Филаретом, И. принял испытание болезнями со смирением. Проведенные на покое 27 лет стали для него временем строгих бдений, поста и молитвы. И. каждый день начинал и заканчивал пением псалмов. Горожане и богомольцы, приходившие на поклонение к мощам Воронежского свт. Митрофана , запомнили смиренный образ старца, к-рого келейник ежедневно приводил в Крестовую архиерейскую ц. к литургии и вечернему богослужению. И. был замечательным проповедником, имел талант импровизатора, обладал громким мелодично-серебристым тенором. После смерти И. осталось до 200 рукописных проповедей, произнесенных в разное время; впосл. нек-рые из них были напечатаны. Отпевание и погребение И. в Благовещенской обители возглавил Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин) . Лит.: Д[урново] Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Считая своим архипастырским долгом довести начатые богоугодные труды до конца, святитель Антоний, уже слабеющий от болезней, дважды в 1846 году свидетельствовал перед Святейшим Синодом нетленность мощей Святителя, благоговейное его почитание и множество чудесных знамений по молитвам к нему. За несколько часов до своей праведной кончины, 20 декабря 1846 года, он писал Святейшему Синоду и императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей Задонского чудотворца Тихона “перед очию всех”. Так Господу угодно было, чтобы Преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце – святителя Тихона. Воронежская паства утешила святителя Антония своей неподдельной любовью. В ее истории он известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей. В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Святитель обновил архиерейский дом, расширил Крестовую церковь , перестроил здание Консистории и соборную колокольню. При владыке Антонии как на средства благотворителей, так и на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Только за последние 12 лет его управления епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья – Дивногорский Успенский, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины – Задонская Богородице-Тихонова Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями. В 1836 году был открыт учрежденный по прошению святителя Антония первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, настоятелями которой были назначены правящие Воронежские архипастыри, стала одним из важнейших духовных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников на поклонение святым мощам первого Воронежского архиерея. В 1839 году святителем Антонием в обители был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими кельями и трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Находился в г. Воронеже. Основан в 1836 г. После обретения в 1831 г. мощей свт. Митрофана , еп. Воронежского, и причисления его в 1832 г. к лику святых 16-17 сент. того же года в Воронеже для поклонения мощам пребывал имп. Николай I Павлович . Эти события позволили свт. Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) в 1834 г. обратиться в Синод с предложением об учреждении нового монастыря «для ознаменования должного благоговения к угоднику Божию, согласно желанию благочестивых граждан Воронежских». Свт. Антоний предлагал настоятелем М. В. м. быть «местному архиерею, согласно заведению, в лаврах принятому, и иметь ему жительство в своем доме, а кафедральным собором, вместо Благовещенского, в коем опочивают святые мощи, назначить Троицкий градский собор». К докладу были приложены планы Воронежа и Благовещенского собора, а также приписанных к нему архиерейского дома, консистории и духовного уч-ща, возведение к-рых свт. Антоний намеревался осуществить в буд. мон-ре. Воронежский губернатор Д. Н. Бегичев, поддержавший инициативу архиепископа, обратился в Мин-во внутренних дел и просил содействия начинанию архиерея. Поддержка губернатора была необходима. Наплыв паломников (до 60 тыс. чел.) к мощам свт. Митрофана в 1830-1831 гг. привел к вспышке холеры, что вызвало опасения в Мин-ве внутренних дел. Синод, рассмотрев 30 нояб. 1835 г. обращение свт. Антония, в докладе имп. Николаю I сообщал, что после прославления святителя Благовещенский собор «сделался местом беспрерывного собрания благочестивых посетителей... сюда стекаются во множестве почти из всех областей империи всякого состояния люди». В итоге свт. Антонию было разрешено учредить при соборе муж. мон-рь «с малыми пожертвованиями от казны». Обители присваивался 1-й класс с настоятельством епархиального архиерея и именованием кафедрального Митрофанова Благовещенского мон-ря. Штат М. В. м. планировалось объединить со штатом архиерейского дома, обитель «снабдить от казны землями и угодьями», а служителей кафедрального собора перевести в городской Троицкий собор, «чтобы в монастыре были одни монашествующие». 1 авг. 1836 г. император, рассмотрев доклад Синода, собственноручно определил: «Быть по сему».

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Статистика Вениамин (Федченков), митр. Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября (ст. ст.) 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец Владыки - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Семья жила трудно, в поте лица зарабатывая хлеб насущный. Но благодаря постоянному труду и самоограничению, родители сумели дать детям хорошее образование. Трое детей (два сына и дочь) получили высшее образование, а еще трое (сын и две дочери) - среднее, что по тем временам тоже можно считать жизненной удачей. О том, чтобы дети выучились и " вышли в люди " , особенно заботилась мать - Наталья Николаевна, принадлежавшая по рождению к духовному сословию. Она была дочерью диакона из села Оржевского Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Она же оказала определяющее влияние на формирование духовно-нравственного облика детей. Трое из них " пошли по духовной дороге " . Александр - один из братьев владыки - стал священником и служил в селе Доброе Лебижинского уезда Тамбовской губернии, а другой его брат - Сергей - окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Мать " понедельничала " за детей - соблюдала пост по понедельникам, наряду с обычными постными днями - средой и пятницей. Всю свою долгую жизнь помнил владыка о том, как его родители, искавшие в то время средства к существованию, отказались от торговли вином, так как это доходное и выгодное в материальном отношении дело было тягостным для их христианской совести. И сделали они это по просьбе сына Ванюши - будущего святителя. В детстве Ваня часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского. Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь. О том, что произошло дальше, владыка узнал через много лет от своей сестры. " Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: " Он будет святитель! " И мать мне никогда об этом не говорила " .

http://lib.cerkov.ru/authors/157

митрополит Вениамин (Федченков) (14 сентября 1880–4 октября 1961) Апологетика Воспоминания Дневники и заметки Догматическое богословие Пастырское богословие Письма Литургика Беседы и проповеди Сравнительное богословие Жизнеописания Аудиокниги митрополит Вениамин (Федченков) Архиерей Русской Православной Церкви (управлял различными кафедрами), выдающийся деятель русского зарубежья, миссионер, духовный писатель. Биография В миру Федченков Иван Афанасьевич, родился 2( 14) сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец – Афанасий Иванович – был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. В детстве Ваня часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского . Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь. О том, что произошло дальше, Владыка узнал через много лет от своей сестры. “Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: “Он будет святитель!” И мать мне никогда об этом не говорила”. Начальное образование получил в земской школе в селе Сергиевка Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891–1893). Обучался в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской Духовной семинарии. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончив её со степенью кандидата богословия. В академии встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова) , связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества. Архимандрит Феофан был духовником и “аввой” Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери “Знамение”.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств, посвященных 175-летию прославления святителя Митрофана Воронежского 20 августа 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание участникам торжеств, посвященных 175-летию прославления святителя Митрофана Воронежского и обретения его честных мощей. «Святитель Митрофан прибыл в Воронеж на новоучрежденную кафедру в 1682 году и положил много трудов для утверждения христианского благочестия среди жителей края, — говорится в поздравительном послании . — Он соединил в себе высоту духовной жизни, смиренное величие архиерейского сана и подлинную гражданскую ответственность за свой народ и любимое Отечество… Его стараниями на Воронежской земле созидались святые обители и храмы, развивалось образование. За свою подвижническую жизнь, неустанные архипастырские труды, дела любви и милосердия святитель Митрофан снискал глубокое почитание и уважение современников». «Поистине всенародное почитание и многочисленные чудеса, совершавшиеся у гроба святителя, сделали возможным состоявшееся в 1832 году причисление его к лику святых и обретение честных мощей святителя Митрофана, — отметил Святейший Патриарх Алексий. — С тех пор к его цельбоносным мощам из самых отдаленных уголков России идут люди, жаждущие духовного утешения, идут, чтобы поклониться святыне, вознести горячие молитвы и получить исцеление от душевных и те тесных недугов». По словам Его Святейшества, «и в годы гонений не оставлял святитель Митрофан своей паствы. Во время Великой Отечественной войны по молитвенному предстательству своего первоиерарха Воронеж, разделенный ожесточенными боями надвое, в течение 240 дней и ночей выстоял и победил, став первым городом на пути фашистских войск, дальше которого враги продвинуться так и не смогли». «Промыслом Божиим в 1964 году его честные мощи возвратились из музейного пленения, а в 1989 году стали доступны для всеобщего поклонения в Покровском кафедральном соборе», — сказал Святейший Патриарх Алексий. «Молитвами и покровительством первого Воронежского архипастыря возрождается ныне Православие на благословенной Воронежской земле, открываются новые храмы, благоустраиваются монастырские обители, воскресают и преображаются души людей», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/282709.htm...

Алексей Гордеев перед утверждением на пост губернатора Воронежской области поклонился мощам святителя Митрофана 26 февраля 2009 г. 16:37 26 февраля 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил молебен у мощей небесного покровителя Воронежской земли — святителя Митрофана. За богослужением молился Алексей Гордеев, который сегодня принял участие в заседании облдумы, в ходе которого была рассмотрена его кандидатура на пост губернатора Воронежской области, выдвинутая президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым . Вместе с Алексеем Гордеевым на молебне присутствовал полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко . После богослужения митрополит Сергий обратился к высокопоставленным гостям со словами приветствия и напутствия. Владыка рассказал о значении деятельности святителя, у мощей которого был совершен молебен: «Святитель Митрофан дивен среди святых российских. Его милостью был создан российский флот, в Воронеже находилось первое Адмиралтейство, здесь закладывалась победа над турками. После этой победы Петр I был преисполнен желания в районе Азова основать новую столицу империи. Но именно святитель Митрофан указал ему на берега Невы. Это во многом предопределило великое будущее нашей державы. Святителя Митрофана можно считать покровителем царского рода Романовых. Отравляясь на юг, император Николай I приезжал на поклонение мощам нашего Первосвятителя. До наших дней сохранилось покрывало, подаренное императором для раки мощей этого великого угодника Божия». От лица жителей Воронежа правящий архиерей Воронежской епархии пожелал представителям власти, чтобы их служение на воронежской земле «было Богу угодно, благоуспешно и направлено на пользу нашего великого Отечества». Митрополит Сергий подарил Георгию Полтавченко по случаю дня рождения серебряный сувенирный колокол, специально отлитый к 325-летию Воронежской епархии. Алексею Гордееву владыка преподнес образ святителя Митрофана, изготовленный из металла, и икону святителя Антония Воронежского, прославленного в прошлом году в лике общецерковных святых. От собора кортеж высокопоставленных гостей направился к зданию областного парламента. Спустя час Алексея Гордеева утвердили на пост губернатора Воронежской области. На заседании областной Думы за кандидатуру бывшего министра сельского хозяйства России проголосовало 48 из 52 присутствующих депутатов парламента. Информационная служба Воронежская епархии/Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/568652.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010