3) сравнит. скоро, самое позднее при Сауле (⇒ Гива ), израильтяне тоже стали укреплять свои города. Классич. примером городов-крепостей Соломона, оборонявших и скреплявших его царство, может считаться Мегиддо с его адм. зданиями, защитными сооружениями и конюшнями ( 3Цар. 9:15–19 ). Распад царства при преемниках Соломона привел к необходимости укрепления ряда погран. городов на севере Иудеи (Рамы, Гивы Вениаминовой и ⇒ Массифы ). II. ТЕХНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА 1) укрепления, восходящие к III тысячел. до Р.Х., напр. в Гае и Мегиддо, представляли собой два ряда стен, сложенных из природных камней средней величины. Крепостные стены имели толщину 1–2 м, пространство между ними (6–8 м) заполнялось обломками породы и землей, т.о., общая толщина сооружения достигала 10 м. В середине бронзового века крепостные стены из обожженного кирпича стали возводить на каменном фундаменте, причем во избежание подкопов его углубляли в землю на несколько метров (как, напр., в Иерихоне). Иногда стена была окружена глубоким, в несколько метров, рвом; 2) при царе Соломоне циклопическая кладка, т.е. твердосостыкованная каменная кладка без связующего раствора, постепенно сменяется кладкой из тесаного камня с пригнанными стыками и иногда с перевязкой из лагов, что обеспечивало стенным укреплениям большую прочность. Во времена правления царей камни при кладке обрабатывались столь тщательно, что в стыки не могло войти даже лезвие ножа. Иногда перед крепостной стеной возводилась дополнит. наружная стена. На крепостной стене нередко сооружался бруствер, за которым защитники К. могли обороняться стоя, а сама стена наверху была настолько широкой, что по ней могли передвигаться повозки; 3) для укрепления углов К. (а во времена израил. царей для укрепления стены на всем ее протяжении) строились башни, выступающие за пределы стен, что делало оборону более эффективной. Если в древних К. были только одни ⇒ ворота, то позднее, наряду с главными, для проезда повозок стали делать дополнительные ворота меньшего размера – одни или несколько. Часто они располагались в конце коридора, образованного двумя уходящими вглубь стенами, так что, прорываясь к воротам и углубляясь, нападавшие вынуждены были продвигаться вдоль крепостных стен, что облегчало оборону защитникам К. Стены, примыкавшие к воротам, строились выступами, в промежутках между которыми устраивались служебные помещения и укрытия для обороняющихся;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Было еще одно событие, которое способствовало разрушению ветхозаветного цикла, – это появление поклонения Кресту на 3-й неделе поста. Собственно, оно проходило от понедельника до пятницы 4-й седмицы поста, но начиналось в воскресенье. Возможно, на укоренение празднования Креста в 3-е воскресенье поста оказало влияние возвращение Креста в 628 г. из персидского плена. Очевидно, во времена св. Романа уже начался процесс разрушения ветхозаветно­ го великопостного цикла, по крайней мере он написал три кондака из новозаветного цикла – на богатого и Лазаря и на блудного сына, а также – на Страшный Суд. Весьма вероятно также, что уже во времена Романа воспоминание об Иосифе было перенесено на Великий Понедельник, ибо об этом говорится в проэмии «На искушение Иосифа»: Мы же поприще светлых постов премудро пробежавшие и страстей начатки Господа с любовью воспоминающе, все идемте, братия, поревнуем ревнованью мудрого Иосифа священному. Конечно, не исключена возможность, что этот проэмий был написан позднее, поскольку для этого гимна их четыре, однако такое предположение весьма гипотетично. Перенос же кондака об Адаме и Еве с сыропустной недели на среду второй седмицы, по-видимому, произошел позднее. В связи с отмеченным нами процессом взаимодействия старого ветхозаветного и нового новозаветного цикла следует высказать соображение о хронологии ветхозаветных гимнов. Еще Гродидье де Матон отмечал, что ветхозаветные кондаки могут восходить к раннему периоду творчества Романа, предшествующему его приезду в Константинополь 75 . В частности, кондак «На трех отроков», ввиду любопытной метрической структуры, мог быть создан в Сирии. Кондак «На Илию» и «На Иону в Ниневии» были вдохновлены двумя гомилиями Василия Селевкийского . К этому следует добавить, что второй кондак «На Иосифа» был создан под влиянием проповедей (mêmr) Ефрема Сирина . К наблюдениям Гродидье де Матона следует прибавить следующее литургическое соображение: ветхозаветные великопостные воскресные кондаки относятся к более древнему литургическому слою, чем соответствующие новозаветные. Бейрут в литургическом отношении зависел от Антиохии и как провинция был более консервативен, чем столица. Соответственно, на сирийский период в творчестве св. Романа может приходиться создание если не всех, то части ветхозаветных кондаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного, как звучит твой голос, — все это может стать выражением глубины отношений. Если прозвучала ложная нота, если трещина появилась, если что-то не ладно, это должно быть исправлено немедленно, потому что есть несомненная уверенность, что позднее может оказаться слишком поздно. И это опять-таки ставит нас перед лицом правды жизни с такой остротой и ясностью, каких не может дать ничто другое. Слишком поздно? Это очень важно, потому что накладывает отпечаток на наше отношение к смерти вообще. Смерть может стать вызовом, позволяющим нам вырастать в полную нашу меру, в постоянном стремлении быть всем тем, чем мы можем быть, — без всякой надежды стать лучшими позднее, если мы не стараемся сегодня поступить, как должно. Опять-таки Достоевский, рассуждая в “Братьях Карамазовых” об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: “Слишком поздно!” Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Поздно произнести слова, которые можно было сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наши отношения. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки. Я хотел бы проиллюстрировать свои слова, пояснить их примером. Некоторое время назад пришел ко мне человек восьмидесяти с лишним лет. Он искал совета, потому что не мог больше выносить ту муку, в какой жил лет шестьдесят. Во время гражданской войны в России он убил любимую девушку. Они горячо любили друг друга и собирались пожениться, но во время перестрелки она внезапно высунулась, и он нечаянно застрелил ее. И шестьдесят лет он не мог найти покоя. Он не только оборвал жизнь, которая была бесконечно ему дорога, он оборвал жизнь, которая расцветала и была бесконечно дорога для любимой им девушки. Он сказал мне, что молился, просил прощения у Господа, ходил на исповедь, каялся, получал

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1263...

Архив Пн Завершен прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2018-2019» 29 октября 2018 г. 11:12 23 октября 2018 года завершился прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2018-2019» . Всего на конкурс поступило 1250 заявок из 77 регионов РФ и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе 313 в номинации «Малые города и села». Количество представленных на конкурс заявок распределилось следующим образом по проектным направлениям: Согласно утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Положению о программе конкурса и извещению о его объявлении, победители будут объявлены не позднее 1 марта 2019 года. Реализация проектов начнется не ранее 20 марта 2019 года и завершится не позднее 20 января 2020 года. Срок реализации проектов не может быть более 9 месяцев. Конкурсный отбор поступивших заявок будет проходить в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы проектов Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», утвержденным Советом Фонда «Соработничество» по согласованию с исполнительным директором Координационного комитета. Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2018-2019» стартовал 1 сентября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рассматривались заявки по следующим проектным направлениям: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». В рамках направления «Социальное служение» сохранилась номинация «Приюты для беременных». Сумма грантовой поддержки в рамках номинации может достигать 1 млн руб.  В рамках Конкурса также сохранилась специальная номинация «Малые города и села» с суммой грантовой поддержки до 300 тыс. руб. В Конкурсе предусмотрены три типа проектов  — локальные, сетевые и инфраструктурные/системообразующие. Локальные проекты реализуются одной организацией в одном или нескольких субъектах Российской Федерации. Победители могут рассчитывать на грантовую поддержку в объеме не более 600 тыс. руб. Сетевые проекты реализуются не менее чем в двух субъектах Российской Федерации двумя и более организациями. Размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн руб.

http://patriarchia.ru/db/text/5291704.ht...

Повсюду в документах, печатях и т. п. появляется ястреб, олицетворяющий Гора, как символ царской власти. Он помещался на четырёхугольнике, представляющем собою фасад строения, вероятно царского дворца, внутри которого вписано официальное имя царя. Другому или личному имени фараона предшествовали пчела Севера и геральдическое растение Южного царства, в знак того, что фараону принадлежат теперь оба титула. Наряду с этими двумя символами часто появляются также Нехебт, богиня-покровительница южной столицы Эль-Каба, в виде коршуна, и Буто, богиня северной резиденции, в виде змеи. На скульптурах того времени охраняющий коршун часто парит с распростёртыми крыльями над головой царя, но так как этот последний всё ещё чувствовал себя преимущественно царём Верхнего Египта, то он стал носить на лбу змею Севера, священный урей, лишь позднее. Рядом с Гором появляется иногда впереди личного имени царя также Сет; из них первый олицетворяет собою Юг, второй – Север, и страна, таким образом, оказывается разделённой между ними, согласно мифу, о котором мы будем иметь случай говорить позднее. Монарх носил короны обоих царств, и он часто обозначался как «дважды владыка». Тем самым ещё раз указывалось на его господство над объединённым Египтом. В торжественных случаях мы видим царя, окружённого свитой: впереди него несут четыре штандарта, а позади идут канцлер, личные слуги или же писец и двое слуг с опахалами. На нём белая корона Нижнего Египта или же своеобразная комбинация корон обоих царств и простая одежда, державшаяся на одном плече при помощи тесьмы; сзади к этой одежде прикреплялся львиный хвост. В такой одежде и окружённый такою свитой он присутствовал на торжествах в честь своих побед или по случаю закладки каналов и открытия общественных работ. В тридцатую годовщину, считая с того времени, когда он был назначен своим отцом наследным принцем, царь справлял большое празднество, называвшееся «Праздником Хеб-сед». Слово «сед» означало «хвост» и, может быть, напоминало о присвоении ему львиного хвоста как царственного знака при его назначении тридцать лет назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В «Сказании о Мамаевом побоище» в качестве единственного «посредника» между Ягайло и Мамаем представлен рязанский князь Олег. Находясь поблизости от тогдашней литовской границы, Олег мог играть роль определенного связующего звена между двумя союзниками, но едва ли он был способен «устроить» сам этот союз, в результате которого, как сообщается в «Сказании», «поиде к Мамаю на помощь... великий князь Ягайло Литовский с своею силою: литвою, и жмоти (жмудью), и ляхи, и немцы». За этим явственно видны направляющие действия папства (не раз описанные выше), которое в то же время воздействовало и на Мамая - через крымских итальянцев. Ягайло, как известно, немного не поспел привести свои войска на Куликово поле. Но он шел с запада туда же, куда и Мамай с юга. И теперь следует подвести определенные итоги вышеизложенному. Как было показано, генуэзская Кафа с конца XIII и до середины XIV векапостоянно подвергалась нападениям золотоордынских войск, но после убийства хана Джанибека (1357 г.) они прекращаются, и нет никаких сообщений о подобных нападениях вплоть до Куликовской битвы. Естественно прийти к выводу, что любимец нового хана Бердибека, Мамай, давно находившийся в Крыму, кардинально изменил политику в отношении пришельцев из Италии. Уже в 1357 году генуэзцы, которые в течение предыдущих почти ста лет своего присутствия в Крыму владели только одной Кафой, основывают свою колонию в Чембало (Балаклава, недалеко от нынешнего Севастополя) и начинают воздвигать здесь неприступную цитадель. В 1365 году они овладевают Солдайей (Судаком), где создается монументальная крепость, а затем - в период не позднее 1374 года - их «консульства» размещаются, как сообщено в трактате видного исследователя средневекового Крыма А. Л. Якобсона, в Горзоне (Херсонесе, ныне в пределах Севастополя), Ялите (Ялте), Пертинике (Партените, вблизи Гурзуфа), Луске (Алуште), Воспоро (Керчи) - то есть на протяжении всего побережья Некоторые историки утверждали, что это решительнейшее расширение генуэзских владений было обусловлено начавшейся после убийства хана Бердибека смутой в Золотой Орде, которая теперь-де уже не могла сопротивляться натиску генуэзцев. Однако, во-первых, Чембало оказалось в их руках еще при Бердибеке (который высоко вознес Мамая), а во-вторых, как явствует из цитированных выше армянских «памятных записей», обладавший мощной военной силой Мамай властвовал в Крыму и в 1365 году, когда генуэзцы завладели Солдайей (Судаком), и позднее.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

Полтора года, с мая 1935 года по сентябрь 1936-го, он бился над тем, чтобы систематизировать и выразить свои основные убеждения, касающиеся образа жизни человека. С одной стороны, он задумал и писал «Анатомию бессилия», а с другой — снова и снова правил раздел «О любовных историях и Призраке Возлюбленной», особенно последние главы. Первоначальная рукопись и все в дальнейшем исправленные и замененные страницы были сохранены. По ним видно, что за эти полтора года рукопись правилась множество раз, пока 18 сентября 1936 года отец не написал в последний раз «Конец» и не сопроводил его примечанием, которое позднее вычеркнул: «В каковой день я весьма склонен написать Finis всему» . Глава «Мысли о самоубийстве», написанная в 1935 году, помогает понять это примечание. К тому времени раздел «О любовных историях и Призраке Возлюбленной» был практически закончен. В последующие годы предстояло внести кое-какие изменения, касающиеся прошлого, по большей части весьма незначительные и почти все на последних страницах главы «Мура». В основном отец сделал все, что намеревался. Эта работа объединена с «Опытом автобиографии», чтобы дать расширенное представление о его жизни вплоть до середины 30х годов. После этого он стал уделять основное внимание другим занятиям, но время от времени снова возвращался к «Постскриптуму», исправлял уже написанное, а также добавлял новый материал в конце, чтобы довести повествование до настоящего времени. Он начал новую, одиннадцатую, главу, включил в нее эти дополнения и назвал ее «Листки дневника», а позднее изменил название на «Последний этап». Я воспользовался этими двумя названиями, чтобы выделить одиннадцатую главу в отдельный, второй, раздел книги, так как он сильно отличается от ранних глав «Постскриптума» по форме и идее. «Листки дневника» продолжают не только раздел под названием «О любовных историях и Призраке Возлюбленной», но и весь свод мемуаров, и повествуют о жизни чувств, а также «об истории моей интеллектуальной жизни, как я изложил ее с самого начала в „Опыте автобиографии“».

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Освобожденный раб, лишенный среди чужаков поддержки родственников, мог рассчитывать только на своего патрона-покровителя и поэтому был предан ему без требований и претензий. Оттого, как мы видели, правители разных рангов доверяли своим мавлам посты, от которых зависела их личная безопасность и сохранность финансов. Говорили, что My'abuйa, жалуясь Зийаду в письме на родственников, советовал: «Держись мавлей, ведь они лучше помогают, легче прощают и более благодарны» 570 . Однако понятие «мавла» шире, чем вольноотпущенник. Человек, принявший ислам стараниями какого-то мусульманина, становился его мавлей. Позднее мусульманские юристы обозначили эту форму отношений baлa' ал-ислам или baлa' am-muбa'a («покровительство следования») 571 . Отношения покровительства возникали и при поселении неарабов в арабских кварталах, создававшем отношения зависимости и покровительства, аналогичные доисламскому дживар. Такие поселенцы считались мавлами племени или рода, на территории которого поселились. Возможно, что в некоторых случаях присельники были сначала немусульманами, а потом принимали ислам. Провести четкую границу между покровительством (baлa') и союзом (хилф) непросто: все зависело от реального соотношения сил сторон. Ряд больших групп неарабов, обращенные в ходе завоеваний, сразу же были приравнены к арабам, внесены в диваны и стали получать жалованье за службу. Так, во время осады Казвина отряд дейлемитов, призванный горожанами на помощь против арабов, перешел на их сторону, принял ислам, был внесен в диван, поселился в Куфе и участвовал в дальнейших завоеваниях. В Куфе эти xaмpa' ад-Дайлам вступили в союз (хилафа) с Зухрой б. ал-Хуваййей, вождем тамимитского племени бану ca'д 572 . Более многочисленными были подобные группы в Басре. На первом месте были асавира, персидские всадники, перешедшие на сторону арабов и принявшие ислам во время осады Мугирой Тустара (см.: т. 2, с. 95, 148). Они также были приравнены к арабам, многие из них получили высшее жалованье (2000 и 2500 дирхемов). В Басре они вступили в союз с тамимитским племенем бану ca'д 573 . Несмотря на союз, асавира не участвовали на стороне бану ca'д во время битвы «у верблюда». В качестве союзников бану ханзала здесь поселились индусы (ас-сийабиджа) и цыгане (аз-зутт), жившие прежде в Бахрейне 574 . Возможно, что позже к ним присоединились пленные, захваченные позже на границах Синда 575 . Ас-сийабиджа, как упоминалось выше, состояли в охране Абдаллаха б Амира и охраняли сокровищницу Басры 576 . Позднее с Убайдаллахом б. Зийадом из Бухары в Басру прибыли 2000 лучников, получивших земельный участок под застройку, об их союзе с каким-либо племенем сведений нет, и неизвестно, считались ли они мавлами Убайдаллаха.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Архив Пн Завершен прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2017-2018» 27 октября 2017 г. 10:45 23 октября 2017 года завершился прием заявок на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2017-2018» . Всего на конкурс поступило 1227 заявок из 78 регионов Российской Федерации и 11 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе 251 в номинации «Малые города и села». Количество представленных на конкурс заявок распределилось по проектным направлениям следующим образом: Согласно утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Положению о Международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2017-2018» и извещению об объявлении конкурса «Православная инициатива 2017-2018» победители будут объявлены не позднее 1 марта 2018 года. Реализация проектов начнется не ранее 20 марта 2018 года и завершится не позднее 20 января 2019 года. Срок реализации проектов не может быть более девяти месяцев. Конкурсный отбор поступивших заявок будет проходить в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы проектов Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», утвержденным Советом Фонда «Соработничество» по согласованию с исполнительным директором Координационного комитета. Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива 2017-2018» стартовал 1 сентября 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках Конкурса рассматривались заявки по следующим проектным направлениям: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». В рамках направления «Социальное служение» сохранилась номинация «Приюты для беременных». Сумма грантовой поддержки в рамках номинации может достигать 1 млн руб. В рамках конкурса также сохранилась специальная номинация «Малые города и села» с суммой грантовой поддержки до 300 тыс. руб. В конкурсе предусмотрены три типа проектов — локальные, сетевые и инфраструктурные/системообразующие. Локальные проекты реализуются одной организацией в одном или нескольких субъектах Российской Федерации. Победители могут рассчитывать на грантовую поддержку в объеме не более 600 тыс. руб. Сетевые проекты реализуются не менее, чем в двух субъектах Российской Федерации двумя и более организациями. Размер запрашиваемого гранта не может превышать 1 млн руб.

http://patriarchia.ru/db/text/5046668.ht...

Высшее управление римской армии включало в себя стратилатов – главнокомандующих войсками фем – сродни римскому титулу magister militum. Командующие западными и восточными соединениями, своего рода военными «фронтами», носили титул доместика схол Запада и доместика схол Востока. Возглавлял все вооруженные силы как главнокомандующий сам Римский император. Не меньшее значение придавалось флоту. Византийцы были большими мастерами в части постоянного усовершенствования своих боевых кораблей и восполнения погибших в сражениях. «Один я, – гордо заявил как-то император св. Никифор Фока, – обладаю могуществом на море», а писатель XI века подтвердил это заявление, говоря: «Флот – слава ромеев». Возрождение византийского флота относится ко времени правления императора Василия I Македонянина, построившего 100 новых судов и определивший фемы, должные поставлять моряков. Объединял командование флотом друнгарий флота. Флот процветал и являл собой грозную силу. Как говорят, император св. Никифор Фока как-то заявил Оттону Великому, что без труда может захватить своим флотом и сжечь любой приморский город 591 . Как известно, организацией флота занималась специальная фема Кивирреотов, созданная в 731 г. и располагавшаяся на южном побережье Малой Азии к югу от Милета. Резиденция стратига фемы находилась в Атталии. Ему подчинялись друнгарии флота, резидентировавшие в Атталии и Коса, а также катепан, который командовал мардаитами фемы. Следует напомнить, что мардаиты являлись потомками нескольких тысяч жителей Ливана, переселенных в Юго-Западную Азию при императоре Юстиниане II, чтобы обеспечить флот профессиональными экипажами и морскими пехотинцами. К началу IX века флот Кивирреотов насчитывал 70 судов. Но позднее, по мере того как опасность арабских морских экспедиций уменьшалась, фема Кивирреотов постепенно пришла в упадок и стала возглавляться не стратигом, а дукой. Помимо фемского флота, Византия располагала еще двумя флотилиями, находящимися в Эгейском море. Возглавлявшие их друнгарии были совершенно самостоятельными в принятии военных решений, чем существенно отличались от других друнгариев из сухопутных войск. Позднее, около 843 г., на их базе была создана фема Эгейское море под командованием друнгария, резидентировавшего в Додеканесе, а затем, в конце IX века, фема Самос с центром в Смирне. Численность первой фемы составила 2610 гребцов и 400 морских пехотинцев, а второй – 3980 гребцов и 900 морских пехотинцев. Число кораблей менялось от 20 до 30 судов. Заметим также, что некоторые прибрежные фемы, такие как Кефаллиния, Эллада, Пафлагония и Халдия, выполняли смежные функции, рассчитанные на взаимодействие с флотом. Общее число кораблей императорского флота доходило до 250 боевых единиц 592 . II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010