Св. пр. Захария пророчествовал вместе со свят. прор. Аггеем. Св. Аггей начал пророчествовать в шестой месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Елюль), а св. Захария–в восьмой (Мархесван, иначе, Вул, соответствует, частью, октябрю и ноябрю), следовательно, только двумя месяцами позднее. Пророк указывает на время, в которое пророчествовал, может быть, для того, чтобы сделать известным время возвращения Иудеев из плена Вавилонского, и дать знать, что тогда не было царя в Иудее. Кроме сего, св. Захария своими словами доказывает истинность пророков, предсказывавших плен Иудеев и возвращение их из плена. И, так как Иудеи уже пользовались свободой, то св. Аггей и Захария указывают на год царствования Дария: «ибо в сей год, говорит блаж. Феодорит, исполнился 70 летний срок запустения города». Ст. 2. Прогневася Господь на отцы вашя гневом велиим. С евр.: Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом. Так начинает свое пророчество свят. Захария. Здесь пророк разумеет гнев Божий, выразившийся в наказаниях Иудеев и плене Вавилонском. Напоминая Иудеям об этом наказании, пророк имеет целью сильнее подействовать на них своею проповедью, отвратить от земного, нечистого и обратить их к Единому Господу. Великим гневом прогневался Бог на отцов ваших, говорит св. пророк, страшно наказал Он их пленом Вавилонским, томил их в тяжких работах у ненавистных Халдеев. Ст. 3, 4. и речеши к ним: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголетъ Господь сил. (ст. 4) И не будите, якоже отцы ваши, ихже обличаху пророцы прежнии, глаголюще: сице глаголет Господь Вседержитель: отвратитеся от путий ваших лукавых и от начинаний ваших злых: и не послушаша и не вняша послушати мене, глаголет Господь [Вседержитель]. С евр.: И ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф; (ст. 4) Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), — только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды,  — свидетельствует о сем Ездра, — говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их (1 Ездр.5:1–2). И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1 Ездр.6:14). Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов [ 9 ]. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем. После пророка Захарии осталось драгоценное наследие — книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии — обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар. «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23-27). Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана. Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар. «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23–27). Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана. Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя Православная Церковь вспоминает 29 августа и заповедует верующим этот день проводить в посте, чтобы достойным образом почтить великого постника и мученика, пострадавшего во время нечестивого пиршества. § 22. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14:13–23; Мк. 6:34–46; Лк. 9:11–17; Ин. 6:3–15) Однажды Иисус Христос с учениками удалился в пустынное место. Народ узнав, где Он находится, стал во множестве приходить к нему, чтобы слушать Его Божественное учение. Иисус Христос сжалился над ними и начал учить их. Между тем день склонялся к вечеру. Ученики сказали Иисусу Христу: «Место здесь пустынное, а время позднее. Отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». Иисус Христос спросил: «Нет ли у вас какой-нибудь пищи?». Ученики отвечали: «У нас здесь есть только пять хлебов и две рыбы». Иисус Христос приказал принести их. Когда их принесли, то Иисус велел народу возлечь на траву, а Сам взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. Все ели и насытились и кроме того осталось кусков хлеба и рыбы двенадцать полных коробов; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Видевшие это чудо говорили об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир». Из третьего года служения Иисуса Христа § 23. Исцеление бесноватой дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30) Однажды Иисус Христос пришел в пределы городов Тира и Сидона. Здесь жили Хананеяне – потомки Ханаана, сына Хама. Одна женщина Хананеянка с горькими слезами припадала к Иисусу Христу и взывала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя беснуется и тяжко страдает». Иисус Христос продолжал Свой путь и как будто не обращал никакого внимания на женщину. Ученики стали просить Его, говоря: «Господи, отпусти ее, потому что она кричит за нами». Иисус сказал им в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Между тем женщина продолжала кланяться и со слезами говорила: «Господи, помоги мне». Иисус Христос отвечал ей: «Не хорошо взять хлеб у детей (Евреев) и бросить псам» (язычникам). Тогда эта женщина с глубоким смирением сказала: «Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Иисус Христос удивился пламенной вере женщины и сказал ей: «Женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час. § 24. Преображение Господне (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–9; Лк. 9:28–36)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ибо Тебя восхваляют ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы и многоокие херувимы; вокруг Тебя предстоят серафимы, у каждого из которых шесть крыльев: двумя они закрывают лица, двумя ноги, а при помощи двух они летают, взывая один к другому непрестанным голосом, неумолкающими славословиями. Описание серафимов и херувимов в тексте анафоры в полной мере соответствует тем описаниям, которые содержатся в книгах пророков. Исаия созерцал серафимов в виде существ с шестью крыльями: «двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:2 ). Иезекииль видел херувимов с множеством очей, спиной, руками и крыльями ( Иез. 10:12 ). Таким же образом серафимы и херувимы изображаются в христианской иконографической традиции (в отличие от архангелов и ангелов, изображаемых обычно в виде юношей с крыльями). Учение о девятичинной ангельской иерархии сформировалось не позднее IV века. Оно отражено, в частности, в тексте Литургии, комментарием на который стало 5-е Тайноводственное поучение святителя Кирилла Иерусалимского : Затем вспоминаем небо, землю и море, солнце и луну, звезды и всё творение, словесное и бессловесное, видимое и невидимое, ангелов, архангелов, силы, господства, начала, власти, престолы, херувимов многооких… Поминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих вокруг Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя же ноги, а двумя летающих, и восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:2–3 ) 1208 . Похожий список ангельских чинов мы встречаем у Григория Богослова , согласно которому существуют различные чины ангелов, озаряемых божественным Светом и поставленных Богом на служение людям: …Есть некие ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или малоспособные на зло, всегда ликующие вокруг Первой Причины… Они или от Нее озаряются чистейшим сиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной… Они все ведут к Единому… воспевая Божие величие, созерцая вечную славу… 1209

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ει ς οψιν ουκ εδεξατ εναι γαρ κακο 28 . Что касается внешней стороны Биллиева издания поэтических произведений святого Григория, то и в этом отношении, с точки зрения удобства пользования стихотворениями, рассматриваемое издание представляется не совсем безукоризненным. Невольно обращает на себя внимание с этой стороны прежде всего порядок или, точнее, беспорядок Биллиева издания стихотворений святого Григория. Трудно догадаться, каким соображением руководился Биллий, давая стихотворениям свой порядок расположения их, по какому принципу он делал деление и распределение их. Стихотворения богословского характера перемешаны у него со стихотворениями историческими, догматические – с нравственно-дидактическими, эпиграммы – с гимнами, ямбические стихотворения – с элегическими. О порядке хронологическом, то есть о расположении стихотворений по порядку следования их друг за другом по времени, можно думать всего менее. Уже стихотворение «De vita sua» 11. «Стихотворение, в котором Григорий пересказывает жизнь свою»; II, I], поставленное на первом месте, написано в 381 году, десятью годами позднее стихотворения «De rebus suis» 1. «Стихи о самом себе»; II, I] (написанного в 371-м), занимающего у него второе место. Правда, это первое стихотворение почему-то не идет у Биллия в общий счет, который начинается у него только со второго стихотворения. Но стихотворение под V «De suis calamitatibus» 19. «Жалобы на свои страдания»; II, I] написано, в свою очередь, на десять лет позднее (382 год) стихотворения «Iusjurandum Gregorii» 2. «Клятвы Григория " ] (написанного в 372 году), поставленного под XVII, и на три года позднее эпитафии Василию Великому (379 год), занимающей у него 64-е место. Далее, стихотворение под XIX «Adversus carnem» 46. «На плоть»; II, I] написано двумя годами позднее (383 год) стихотворения «De se ipso adversus invidos» 14. «О себе самом и на завистников»; II, I] (381 год), занимающего у Биллия по порядку место 122. Стихотворение «Ad Hellenium pro monachis exhortatorium» 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

Специально для ШКАС под руководством выдающегося инженера Н.М. Елизарова (создателя промежуточного патрона для автомата и автора ряда изобретений в области боеприпасов) были разработаны трассирующие и бронебойно-зажигательные патроны. Шпитальный Борис Гавриилович (7.08.1902 – 6.02.1972). Родился в Ростове-на-Дону в семье механика, окончил в Москве знаменитое Комиссаровское техническое училище (позднее разделённое на три вуза), затем Механический институт им. Ломоносова, работал в Научном автомоторном институте. В 1934 г. стал начальником ОКБ-15 в Туле, которое занималось авиационным вооружением, пользовался поддержкой Сталина, чем неоднократно злоупотреблял (в частности, препятствовал продвижению конкурента – успешно прошедшего испытания ковровского пулемёта СН скорострельностью 3000 выстр/мин). Под его руководством в ОКБ было создано несколько конструкций нового авиационного оружия, но лишь одна из них – 37-мм пушка Ш-37 недолго состояла на вооружении и вскоре была заменена пушкой НС-37. В 1953 г. освобождён от руководства ОКБ и перешёл на работу профессором Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Награждён званием Героя Социалистического Труда, двумя Сталинскими премиями, двумя орденами Ленина и др. наградами. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Комарицкий Иринарх Андреевич (1891 – 1971). Родился в Туле в семье приказчика, окончил Тульскую оружейную школу, преподавал в ней, в 1918 г. перешёл на Тульский оружейный завод зам. начальника опытной мастерской, с 1926 г. находился на руководящих должностях в Совете военной промышленности, занимаясь одновременно изобретательством. Он участвовал не только в создании ШКАС, но и в модернизации винтовки С.И. Мосина, изменив конструкцию крепления штыка (1930), вместе В.А. Дегтярёвым разработал дисковый магазин к автоматам ППД-40 и ППШ-41, участвовал в создании первых советских мотоциклов «Иж», участвовал в разработке 37-мм авиадесантной пушки обр. 1944 г., разработал принципиально новую конструкцию протезов для инвалидов войны и мн. др. За свои работы награждён двумя Сталинскими премиями, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/tv...

б) МЕЧ, колющее О. (см. 1Цар. 31:4 ; Притч. 12:18 ), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. и по способу крепления рукоятки, которая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой. Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым ( Суд. 3:16 ). Позднее, в ассир. период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, которые, правда, едва ли можно было применять в бою. Меч хранился в ножнах ( 1Цар. 17:51 ; 2Цар. 20:8 ), из которых его извлекали перед сражением (ср. Пс. 36:14 ; Пс. 54:22 ; Мф. 26:51 ). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне; в) КОПЬЯ были двух видов: метательные дротики [евр. ханит или кидон] ( Нав. 8:18 ; 2Цар. 1:6 ; Суд. 5:8 ), дл. которых равнялась прим. 1,25 м, и копья, которыми наносили удары, не выпуская их из рук [евр. ромах], их дл. ок. 1,8 м. В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. древко ( 1Цар. 17:7 ; 2Цар. 21:19 , из кипарисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей; кроме того, существовали и наконечники для копий в форме втулки, которая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке ( 1Цар. 17:7 ; 1Пар. 12:9.25 ). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю. Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Мф. 26:47 , где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. палках и дубинках (⇒ Пасха, VI,2); г) в качестве боевого О. применялась и ⇒ ПРАЩА, с помощью которой метали камни, а позднее – свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. был ЛУК, из которого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА, в ранние периоды – дерев. дубина с привяз. к одному из ее концов камнем, позднее – с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О. удобнее было держать. С течением времени из О. булава постепенно трасформировалась в ⇒ скипетр – символ власти;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Может быть, ему хотелось написать произведение в новом духе – натуралистический и психологический рассказ-очерк... Позднее Леонтьев очень сурово отзывался о своих ранних повестях (написанных до «Подлипок»), и в 70-х и 80-х гг. он совсем иначе описывал свои крымские впечатления. У его нового автобиографического героя, молодого военного врача, есть «лихость», рефлексия его не разъедает, он уже не лишний человек... Весьма возможно, что Леонтьев 50-х гг. проектировал себя в герое вроде Муратова. Последний леонтьевский честный интеллигент – это Руднев («В своем краю»), скромный земский врач, мечтающий о семейном счастье в деревне. Руднев несколько напоминает учителя Василькова («Лето на хуторе»). Между тем другой герой, Милькеев, похож на соперника Василькова – на байронического Непреклонного. В том наивном рассказе Непреклонный представляет Красоту, а Васильков – Добро , и спор между этими двумя символами продолжается в романе «В своем краю», но там Красота почти побеждает Добро, а позднее, с конца 60-х гг., окончательно торжествует в его консульских очерках, рассказах, романах. Леонтьев писал и стихи, но они никогда опубликованы не были. Свою поэму, написаную гекзаметрами, он послал Тургеневу. Тот ответил ему длинным письмом с указанием допущенных им в этом размере ошибок 223 . Тургенев, однако, сам имел слабое представление о русском гекзаметре; он неверно расставлял ударения в своих версификационных схемах. О леонтьевской же поэме нельзя судить по нескольким сохранившимся строчкам. Более зрелое произведение молодого Леонтьева – повесть «Второй брак» 224 . Главный герой – Герсфельд, сын немца-помещика, музыкант, мечтающий о славе, он хочет написать оперу «Тарас Бульба» (см. выше). Герсфельд знакомится с богатой вдовой Додо Бобруйской, она становится его возлюбленной, и позднее он на ней женится. Герсфельд уже не лишний человек, это первый леонтьевский супергерой, молодой честолюбец, красивый Нарцисс. После сближения с Додо им овладел «дух незлобного ободрения и смеющейся отваги», ему все хотелось играть «что-нибудь мягкое, танцующее, танцевальное» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010